Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 15. Педагогическое обеспечение социальной работы с молодежьюСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Теоретические аспекты педагогического обеспечения социальной работы с молодежью Востребованность педагогического обеспечения социальной работы с молодежью обусловлена особенностями положения ее в обществе. Эта проблема всегда привлекала внимание практиков и теоретиков, однако как научный феномен более пристально стала рассматриваться лишь в последние десятилетия. Многие специалисты сходятся в том, что педагогическое обеспечение социальной работы с молодежью — это система мер, совокупность мероприятий, ресурсов и условий, вид деятельности. Обеспечение в социальной работе В. С. Торохтий рассматривает как интегративное, многоуровневое междисциплинарное образование, реально существующее в практике социальной защиты и поддержки населения. Оно существует и проявляется одновременно: как комплекс экстренной помощи; как специфическая деятельность в сфере человеческих отношений; как процесс восстановления собственного потенциала; как специфическое средство интенсификации и повышения эффективности конкретного вида человеческой деятельности, общения. Раскрывая сущность педагогического обеспечения, многие авторы исходят из ряда разрабатываемых современной наукой идей, которые находятся на междисциплинарном уровне, порождены взаимопроникновением и взаимодополнением различных отраслей человеческого знания. В первую очередь это отдельные 294положения концепции воспитательных систем (научная школа JI. И. Новиковой), в соответствии с которыми молодежные центры можно рассматривать как самоорганизующуюся социально-педагогическую систему. Еще одним основанием процесса социально-педагогического обеспечения является понимание воспитания как целенаправленного управления процессом развития личности (X. Й. Лийметс). Социальное управление В современной научной литературе устоялось понимание управления как особого рода деятельности, направленной на обеспечение функционирования и развития системы. Главная особенность социального управления состоит в том, что субъектом и объектом в нем является человек. Его сущность и назначение могут быть представлены: - во-первых, как поддержание, сохранение на определенный период времени параметров (характеристик, значений, результатов), которые свойственны управляемому объекту; - во-вторых, как улучшение, развитие, совершенствование параметров объекта, системы, в результате чего они переходят в новое, желаемое состояние; - в-третьих, как ухудшение или сведение "к нулю" параметров системы, т. е. ее реорганизация или дезорганизация, ликвидация. Соответственно этим трем аспектам можно говорить об управлении функционированием (или о стратегии сохранения) и управлении развитием (стратегии развития) системы. Традиционное представление об управлении раскрывается в таких характеристиках, как целенаправленное воздействие субъекта на объект управления, влияние управляющей системы на управляемую с целью перевода последней в качественно новое состояние, внедрение элементов научной организации труда Сегодня в управлении происходит переход от "философии воздействия" к "философии взаимодействия", сотрудничеству, рефлексивному управлению. В данном контексте привлекает своей личностной направленностью теория менеджмента. В свою очередь, в науке существует понимание менеджмента как управления различного рода ресурсами. Выдвинутая идея управления ресурсами разрабатывается в теории менеджмента, педагогике и психологии, в теории социальной работы. В сфере социальной деятельности и педагогике большое внимание уделяют ресурсам личности и аспектам их функционирования. Социальная работа делает упор на управление использованием общественных ресурсов и ресурсов объекта (отдельной личности, семьи, сообщества), оказавшегося в трудной жизненной ситуации. Гуманистическое направление практической психологии в большей степени акцентируется на путях и возможностях актуализации ресурсов личности, содействие специалиста или группы в этом процессе. В педагогической науке такой взгляд на процессы еще мало разработан, хотя и здесь выявляются потенциал, возможности тех или иных форм и средств осуществления педагогического обеспечения. Таким образом, педагогическое обеспечение можно рассматривать как управление функционированием и развитием системной совокупности ресурсов, привлекаемых для осуществления процесса социальной работы с молодежью. Под ресурсом здесь понимаются средства, которые могут быть задействованы для достижения цели. Содержание обеспечивающей деятельности предполагает разрешение противоречия между наличием ресурса как такового и актуализацией его потенциальных и реальных возможностей в определенных организационных формах. Ресурсы, которые могут быть задействованы при педагогическом обеспечении социальной работы с молодежью, по принадлежности можно разделить на четыре группы. К личностным ресурсам относятся социальный статус, социальные роли, личностная позиция, жизненный опыт, мо- тивационно-потребностная сфера, индивидуальные свойства воспитанника и уровень их развития. К институциональным ресурсам можно отнести содержание и технологии определенного уровня образования, структуру образовательного учреждения и организацию учебно-воспи- тательного процесса в нем, наличие педагогов, в чьи функциональные обязанности входит осуществление образовательного процесса. В группу субкультурных ресурсов общности включают специфический набор ценностных ориентаций, норм поведения, взаимодействия и взаимоотношений ее носителей, а также статусную структуру; набор предпочитаемых источников информации; определенные увлечения, вкусы и способы свободного времяпрепровождения; фольклор, специфические знаки и символы, присущие общности. Следующую группу ресурсов обозначают как ресурсы социальной среды, относя к ним не столько наличие материальных объектов, других образовательных, социальных учреждений, промышленных предприятий, учреждений культуры, общественных организаций и политических движений, административных органов, сколько взаимодействие с ними участников образовательного процесса. Педагогическое обеспечение социальной работы с молодежью связано с разрешением двух групп противоречий. Одни связаны с организацией социальной работы с данной категорией населения. Другие — затрагивают непосредственно личность молодого человека. Первая группа объединяет противоречия, касающиеся выбора эффективных форм, приемов, технологий организации социальной работы с молодежью. Актуальным является противоречие между необходимостью внедрения в деятельность учреждений, реализующих государственную молодежную политику, новых социальных технологий, созданных специально для работы с такой специфической социально-демографической группой, как молодежь, и отсутствием специалистов, обладающих не просто достаточным, а постоянно повышающимся уровнем профессионализма и имеющих индивидуальный опыт включения в инновационные формы работы в качестве участников программ и проектов. Анализ существующего опыта показывает, что традиционными формами работы с молодежью являются: курсы и постоянно действующие семинары, практикумы, круглые столы, методические объединения, научно-практические конференции. К новым формам работы можно отнести: конкурс профессионального мастерства среди работников молодежной сферы, конкурс на лучшее социальное молодежное учреждение, творческие проблемные лаборатории, различные формы сотрудничества коллективов учреждений, стажировки, организационно- деятельностные игры, аттестацию. Но, к сожалению, данные формы не являются исчерпывающими, и требуется организация специальной системы повышения квалификации специалистов, работающих с молодежью. Необходимым для эффективной организации социальной работы с молодежью является разрешение противоречия, связанного с необходимостью повышения квалификации работников молодежной сферы и существующими традиционными формами и методами переподготовки кадров. Они в большинстве своем обладают принципиальным недостатком, поскольку ориентированы в основном на передачу знаний и формирование частных умений, что не всегда отвечает современным запросам. В существующей системе повышения квалификации заметны следующие недостатки: - чрезмерная централизация системы, ведущая к определенной закрытости ее для критики и модернизации; - недостаточное государственное финансирование; - слабая разработанность целевого компонента повышения квалификации, критериев оценки эффективности, ориентация на валовые показатели; - несовершенство инструментария анализа отслеживания эффективности повышения квалификации; - слабо выраженный содержательный аспект преемственности на разных уровнях системы; - эпизодичность повышения квалификации специалистов; - унификация содержания и форм повышения квалификации; - слабое кадровое обеспечение системы повышения квалификации в отношении подбора кадров, их подготовки, расстановки, профессионального совершенствования; - неразработанность системы стимулирования повышения специалистом собственной профессиональной квалификации; - снижение мотивации участия специалиста в мероприятиях по повышению квалификации. Государственную молодежную политику реализуют комитеты по делам молодежи, которые имеются во всех субъектах Федерации. В них работает более 1000 человек. На городском и районных уровнях — 3000 человек, непосредственно в социальных службах для молодежи занято почти 15 тыс. сотрудников. В то же время на сегодняшний день ощущается недостаток квалифицированных кадров. В данном случае, под квалифицированными кадрами понимаются лица с высшим гуманитарным образованием (например лица, имеющие высшее педагогическое образование). Отсюда следует необходимость разработки системы повышения квалификации, которая включает в себя обучение руководителей, специалистов органов управления по делам молодежи, работников областных и муниципальных молодежных учреждений, лидеров общественных объединений, волонтеров. На сегодняшний момент целесообразно использовать такие формы работы, как лекции (ориентирующие, инструктивные, систематизирующие, проблемные); проектные семинары; модерация. Данные формы повышения квалификации активно содействуют развитию профессионального самосознания специалистов по работе с молодежью, повышению требовательности к себе, они тесно связаны с вузовским этапом получения квалификации и с дальнейшим ее повышением. Вторая группа противоречий в педагогическом обеспечении социальной работы с молодежью объединяет противоречия, которые связаны непосредственно с личностью молодого человека. Например, довольно четко проявляется противоречие между обусловленными новым социальным статусом требованиями к личности молодого человека в связи с переходом его на новый возрастной этап, его ответственности за себя и свои поступки и неготовностью вчерашних подростков к их реализации. В его разрешении должны быть задействованы все ресурсы личности и социальной среды, ряд институциональных возможностей и субкультурных ресурсов общности (набор ценностных ориен- таций, норм поведения, статусная структура, предпочитаемые способы организации свободного времени, фольклор, знаки и символы). Взаимосвязь, взаимообусловленность и взаимоактуализация этих возможностей осуществляются через обучение актива, которое организуется многими комитетами по делам молодежи. Следующим является противоречие между потребностями личности молодого человека в самореализации, самоутверждении, защите, принятии и изменением жизненной ситуации, вхождением в новую общность со своеобразной структурой, ценностями и возможностями. В разрешении данного противоречия задействованы личностные ресурсы (потребности, обусловленные возрастными особенностями, занимаемая личностью позиция, наличие жизненного опыта, индивидуальные свойства и уровень их развития), ресурсы социальной среды и ряд субкультурных ресурсов общности (набор предпочитаемых источников информации и способов проведения досуга, статусная структура, набор ценностных ориентаций и норм поведения). Функциональное назначение этих ресурсов реализуется в следующих формах: ежегодный сбор молодежного актива, проектные семинары, система кураторства, научно-педагогические отряды и объединения, которые организуются при молодежных центрах. Остро ощущается в наши дни противоречие между высокими требованиями к умениям и самоорганизации молодого человека в связи с его вступлением во взрослую жизнь и наличным уровнем их развития. В разрешении данного противоречия используются все личностные и институциональные ресурсы, а также возможности субкультуры общности (предпочитаемые источники информации, фольклор). Не вызывает сомнений наличие противоречия между возрастными потребностями в личностном и профессиональном самоопределении, поиске путей его реализации и недостаточностью знаний о себе, своих возможностях и возможностях среды для осуществления этих процессов. Преодоление такого противоречия возможно благодаря личностным ресурсам, субкультурным ресурсам общности, а также ряду институциональных ресурсов социальной среды. Это противоречие можно разрешить через ежегодные сборы молодежного актива, проблемные лекции, научно-педагогические отряды и объединения, которые организуются при молодежных центрах. Существует также противоречие между накопленным опытом взаимодействия с работниками молодежной сферы, имеющимся у молодого человека, образом будущей жизни и научными знаниями об этих сферах социальной жизни, транслируемыми молодежными центрами. Данное противоречие может быть преодолено благодаря личностным и институциональным ресурсам, ряду субкультурных ресурсов общности (набор предпочитаемых источников информации, набор ценностных ориентаций, норм поведения и взаимодействия, определенные увлечения, вкусы, специфические знаки и символы) и ресурсам социальной среды. Потенциал проблемных лекций психолого-педагогического цикла, которые организуют в молодежных центрах преподаватели вуза, научно-педагогических отрядов и объединений при молодежных центрах, дает возможность реализовать функциональное назначение этих ресурсов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 644; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.178.81 (0.011 с.) |