ТОП 10:

Глава 15. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ



Теоретические аспекты педагогического обеспечения социальной работы с молодежью

Востребованность педагогического обеспечения социальной работы с молодежью обусловлена особенностями положения ее в обществе. Эта проблема всегда привлекала внимание практиков и теоретиков, однако как научный феномен более пристально стала рассматриваться лишь в последние десятилетия.

Многие специалисты сходятся в том, что педагогическое обеспечение социальной работы с молодежью — это система мер, совокупность мероприятий, ресурсов и условий, вид деятельности. Обеспечение в социальной работе В. С. Торохтий рассматривает как интегративное, многоуровневое междисциплинарное образование, реально существующее в практике социальной защиты и поддержки населения. Оно существует и проявляется одновременно: как комплекс экстренной помощи; как специфическая деятельность в сфере человеческих отношений; как процесс восстановления собственного потенциала; как специфическое средство интенсификации и повышения эффективности конкретного вида человеческой деятельности, общения.

Раскрывая сущность педагогического обеспечения, многие авторы исходят из ряда разрабатываемых современной наукой идей, которые находятся на междисциплинарном уровне, порождены взаимопроникновением и взаимодополнением различных отраслей человеческого знания. В первую очередь это отдельные

294положения концепции воспитательных систем (научная школа JI. И. Новиковой), в соответствии с которыми молодежные центры можно рассматривать как самоорганизующуюся социально-педагогическую систему.

Еще одним основанием процесса социально-педагогического обеспечения является понимание воспитания как целенаправленного управления процессом развития личности (X. Й. Лийметс).

Социальное управление

В современной научной литературе устоялось понимание управления как особого рода деятельности, направленной на обеспечение функционирования и развития системы.

Главная особенность социального управления состоит в том, что субъектом и объектом в нем является человек. Его сущность и назначение могут быть представлены:

- во-первых, как поддержание, сохранение на определенный период времени параметров (характеристик, значений, результатов), которые свойственны управляемому объекту;

- во-вторых, как улучшение, развитие, совершенствование параметров объекта, системы, в результате чего они переходят в новое, желаемое состояние;

- в-третьих, как ухудшение или сведение "к нулю" параметров системы, т. е. ее реорганизация или дезорганизация, ликвидация.

Соответственно этим трем аспектам можно говорить об управлении функционированием (или о стратегии сохранения) и управлении развитием (стратегии развития) системы.

Традиционное представление об управлении раскрывается в таких характеристиках, как целенаправленное воздействие субъекта на объект управления, влияние управляющей системы на управляемую с целью перевода последней в качественно новое состояние, внедрение элементов научной организации труда Сегодня в управлении происходит переход от "философии воздействия" к "философии взаимодействия", сотрудничеству, рефлексивному управлению. В данном контексте привлекает своей личностной направленностью теория менеджмента.

В свою очередь, в науке существует понимание менеджмента как управления различного рода ресурсами.

Выдвинутая идея управления ресурсами разрабатывается в теории менеджмента, педагогике и психологии, в теории социальной работы.

В сфере социальной деятельности и педагогике большое внимание уделяют ресурсам личности и аспектам их функционирования. Социальная работа делает упор на управление использованием общественных ресурсов и ресурсов объекта (отдельной личности, семьи, сообщества), оказавшегося в трудной жизненной ситуации. Гуманистическое направление практической психологии в большей степени акцентируется на путях и возможностях актуализации ресурсов личности, содействие специалиста или группы в этом процессе. В педагогической науке такой взгляд на процессы еще мало разработан, хотя и здесь выявляются потенциал, возможности тех или иных форм и средств осуществления педагогического обеспечения.

Таким образом, педагогическое обеспечение можно рассматривать как управление функционированием и развитием системной совокупности ресурсов, привлекаемых для осуществления процесса социальной работы с молодежью.

Под ресурсом здесь понимаются средства, которые могут быть задействованы для достижения цели. Содержание обеспечивающей деятельности предполагает разрешение противоречия между наличием ресурса как такового и актуализацией его потенциальных и реальных возможностей в определенных организационных формах.

Ресурсы, которые могут быть задействованы при педагогическом обеспечении социальной работы с молодежью, по принадлежности можно разделить на четыре группы.

К личностным ресурсам относятся социальный статус, социальные роли, личностная позиция, жизненный опыт, мо- тивационно-потребностная сфера, индивидуальные свойства воспитанника и уровень их развития.

К институциональным ресурсам можно отнести содержание и технологии определенного уровня образования, структуру образовательного учреждения и организацию учебно-воспи- тательного процесса в нем, наличие педагогов, в чьи функциональные обязанности входит осуществление образовательного процесса.

В группу субкультурных ресурсов общности включают специфический набор ценностных ориентаций, норм поведения, взаимодействия и взаимоотношений ее носителей, а также статусную структуру; набор предпочитаемых источников информации; определенные увлечения, вкусы и способы свободного времяпрепровождения; фольклор, специфические знаки и символы, присущие общности.

Следующую группу ресурсов обозначают как ресурсы социальной среды, относя к ним не столько наличие материальных объектов, других образовательных, социальных учреждений, промышленных предприятий, учреждений культуры, общественных организаций и политических движений, административных органов, сколько взаимодействие с ними участников образовательного процесса.

Педагогическое обеспечение социальной работы с молодежью связано с разрешением двух групп противоречий. Одни связаны с организацией социальной работы с данной категорией населения. Другие — затрагивают непосредственно личность молодого человека.

Первая группа объединяет противоречия, касающиеся выбора эффективных форм, приемов, технологий организации социальной работы с молодежью.

Актуальным является противоречие между необходимостью внедрения в деятельность учреждений, реализующих государственную молодежную политику, новых социальных технологий, созданных специально для работы с такой специфической социально-демографической группой, как молодежь, и отсутствием специалистов, обладающих не просто достаточным, а постоянно повышающимся уровнем профессионализма и имеющих индивидуальный опыт включения в инновационные формы работы в качестве участников программ и проектов.

Анализ существующего опыта показывает, что традиционными формами работы с молодежью являются: курсы и постоянно действующие семинары, практикумы, круглые столы, методические объединения, научно-практические конференции.

К новым формам работы можно отнести: конкурс профессионального мастерства среди работников молодежной сферы, конкурс на лучшее социальное молодежное учреждение, творческие проблемные лаборатории, различные формы сотрудничества коллективов учреждений, стажировки, организационно- деятельностные игры, аттестацию. Но, к сожалению, данные формы не являются исчерпывающими, и требуется организация специальной системы повышения квалификации специалистов, работающих с молодежью.

Необходимым для эффективной организации социальной работы с молодежью является разрешение противоречия, связанного с необходимостью повышения квалификации работников молодежной сферы и существующими традиционными формами и методами переподготовки кадров. Они в большинстве своем обладают принципиальным недостатком, поскольку ориентированы в основном на передачу знаний и формирование частных умений, что не всегда отвечает современным запросам.

В существующей системе повышения квалификации заметны следующие недостатки:

- чрезмерная централизация системы, ведущая к определенной закрытости ее для критики и модернизации;

- недостаточное государственное финансирование;

- слабая разработанность целевого компонента повышения квалификации, критериев оценки эффективности, ориентация на валовые показатели;

- несовершенство инструментария анализа отслеживания эффективности повышения квалификации;

- слабо выраженный содержательный аспект преемственности на разных уровнях системы;

- эпизодичность повышения квалификации специалистов;

- унификация содержания и форм повышения квалификации;

- слабое кадровое обеспечение системы повышения квалификации в отношении подбора кадров, их подготовки, расстановки, профессионального совершенствования;

- неразработанность системы стимулирования повышения специалистом собственной профессиональной квалификации;

- снижение мотивации участия специалиста в мероприятиях по повышению квалификации.

Государственную молодежную политику реализуют комитеты по делам молодежи, которые имеются во всех субъектах Федерации. В них работает более 1000 человек. На городском и районных уровнях — 3000 человек, непосредственно в социальных службах для молодежи занято почти 15 тыс. сотрудников.

В то же время на сегодняшний день ощущается недостаток квалифицированных кадров. В данном случае, под квалифицированными кадрами понимаются лица с высшим гуманитарным образованием (например лица, имеющие высшее педагогическое образование).

Отсюда следует необходимость разработки системы повышения квалификации, которая включает в себя обучение руководителей, специалистов органов управления по делам молодежи, работников областных и муниципальных молодежных учреждений, лидеров общественных объединений, волонтеров. На сегодняшний момент целесообразно использовать такие формы работы, как лекции (ориентирующие, инструктивные, систематизирующие, проблемные); проектные семинары; модерация. Данные формы повышения квалификации активно содействуют развитию профессионального самосознания специалистов по работе с молодежью, повышению требовательности к себе, они тесно связаны с вузовским этапом получения квалификации и с дальнейшим ее повышением.

Вторая группа противоречий в педагогическом обеспечении социальной работы с молодежью объединяет противоречия, которые связаны непосредственно с личностью молодого человека.

Например, довольно четко проявляется противоречие между обусловленными новым социальным статусом требованиями к личности молодого человека в связи с переходом его на новый возрастной этап, его ответственности за себя и свои поступки и неготовностью вчерашних подростков к их реализации. В его разрешении должны быть задействованы все ресурсы личности и социальной среды, ряд институциональных возможностей и субкультурных ресурсов общности (набор ценностных ориен- таций, норм поведения, статусная структура, предпочитаемые способы организации свободного времени, фольклор, знаки и символы). Взаимосвязь, взаимообусловленность и взаимоактуализация этих возможностей осуществляются через обучение актива, которое организуется многими комитетами по делам молодежи.

Следующим является противоречие между потребностями личности молодого человека в самореализации, самоутверждении, защите, принятии и изменением жизненной ситуации, вхождением в новую общность со своеобразной структурой, ценностями и возможностями. В разрешении данного противоречия задействованы личностные ресурсы (потребности, обусловленные возрастными особенностями, занимаемая личностью позиция, наличие жизненного опыта, индивидуальные свойства и уровень их развития), ресурсы социальной среды и ряд субкультурных ресурсов общности (набор предпочитаемых источников информации и способов проведения досуга, статусная структура, набор ценностных ориентаций и норм поведения). Функциональное назначение этих ресурсов реализуется в следующих формах: ежегодный сбор молодежного актива, проектные семинары, система кураторства, научно-педагогические отряды и объединения, которые организуются при молодежных центрах.

Остро ощущается в наши дни противоречие между высокими требованиями к умениям и самоорганизации молодого человека в связи с его вступлением во взрослую жизнь и наличным уровнем их развития. В разрешении данного противоречия используются все личностные и институциональные ресурсы, а также возможности субкультуры общности (предпочитаемые источники информации, фольклор).

Не вызывает сомнений наличие противоречия между возрастными потребностями в личностном и профессиональном самоопределении, поиске путей его реализации и недостаточностью знаний о себе, своих возможностях и возможностях среды для осуществления этих процессов. Преодоление такого противоречия возможно благодаря личностным ресурсам, субкультурным ресурсам общности, а также ряду институциональных ресурсов социальной среды. Это противоречие можно разрешить через ежегодные сборы молодежного актива, проблемные лекции, научно-педагогические отряды и объединения, которые организуются при молодежных центрах.

Существует также противоречие между накопленным опытом взаимодействия с работниками молодежной сферы, имеющимся у молодого человека, образом будущей жизни и научными знаниями об этих сферах социальной жизни, транслируемыми молодежными центрами. Данное противоречие может быть преодолено благодаря личностным и институциональным ресурсам, ряду субкультурных ресурсов общности (набор предпочитаемых источников информации, набор ценностных ориентаций, норм поведения и взаимодействия, определенные увлечения, вкусы, специфические знаки и символы) и ресурсам социальной среды. Потенциал проблемных лекций психолого-педагогического цикла, которые организуют в молодежных центрах преподаватели вуза, научно-педагогических отрядов и объединений при молодежных центрах, дает возможность реализовать функциональное назначение этих ресурсов.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.245.48 (0.006 с.)