Основные направления и формы социальной помощи уязвимым категориям молодежи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления и формы социальной помощи уязвимым категориям молодежи



Острые социальные проблемы, такие как нищета, безработица, социальное неравенство, социальные патологии, которые появились в переходный период, потребовали разработки новой идеологии оказания социальной помощи уязвимым категориям населения, и в первую очередь — молодежи, на принципах гуманистической направленности, природосообразности, культу- росообразности, субъектности, адекватности, целесообразности, адресности.

Социальная помощь такой группе социально уязвимых молодых людей, учитывая их специфичность, предполагает усиление способности человека к успешному социальному функционированию; обеспечение его индивидуальными и социальными ресурсами; профилактику возможных социальных дисфункций. Она предусматривает как экстренное вмешательство специалистов и служб (телефон доверия, содействие в организации временного проживания, помещение в лечебно-профилактическое учреждение), так и социально-профессиональное сопровождение (медицинское, юридическое, психологическое, педагогическое), понимаемое как взаимодействие клиента и специалиста, результатом которого является преодоление уязвимости, увеличение жизненных ресурсов личности, расширение возможностей ее доступа к социальным услугам. Сопровождение в таком случае рассматривается как системная интегративная технология, сущность которой заключается в содействии переходу от внешней помощи к взаимопомощи и самопомощи, от позиции "Я не могу" к позиции "Я могу сам справиться со своими жизненными проблемами"

Внешняя помощь (вмешательство, или интервенция) в данном случае подразумевает определенный вид действий в отношении специфического стечения социальных обстоятельств, при которых существует явная опасность причинения клиентом вреда себе или окружающим его людям.

Эффективной является также взаимопомощь, которая рассматривается как сознательное использование определенной социальной группой социальных и психолого-педагогических средств для оптимизации и организации совместной жизнедеятельности и собственной социальной активности.

Группы взаимной помощи

— это спонтанно возникшие или организованные с помощью специалиста объединения людей для взаимной поддержки в процессе конструктивного решения конкретных сходных проблем. К ним относят объединения Анонимных Алкоголиков, жертв семейного и других видов насилия, больных СПИДом и ВИЧ-инфицированных, ветеранов локальных войн и др.

Каждый участник таких групп в ходе обсуждения проблемы вырабатывает у себя способность слышать других, эмоционально сопереживать, соотносить собственную ситуацию с жизненными обстоятельствами других людей, помогать другим принимать решения, психологически поддерживать их.

Переход к самопомощи свидетельствует уже о том, что молодой человек взамен пассивной позиции помощи извне в сложившейся ситуации выбирает активные способы деятельности, стремится изменить обстоятельства с целью поддержания достойных условий жизни для себя и зависящих от него людей.

Результат восхождения по таким ступеням социальной помощи находит свое выражение в формировании способности самостоятельно достигать определенного равновесия в отношениях с самим собой, с окружением.

Процесс оказания социальной помощи уязвимым категориям молодежи включает ряд этапов:

- анализ ситуации, выявление проблем;

- диагностирование проявлений;

- составление развернутого заключения;

- конструирование элементов социальной технологии;

- создание реабилитационного пространства для ее реализации;

- проведение комплексной реабилитации, состоящей из поддерживающего, оздоровляющего или замещающего лечения;

личностно ориентированного информирования; индивидуального консультирования; социально-психологических тренингов; социального патронажа;

- отражение хода и результатов деятельности;

- внесение в деятельность соответствующих корректив;

- мониторинг ситуации.

В настоящее время в мире и в России система социальной помощи уязвимым категориям молодежи представляет собой совокупность программ и видов услуг, призванных, с одной стороны, обеспечить условия для удовлетворения базовых социальных потребностей молодых людей, с другой стороны — способствовать прямому или косвенному сохранению индивидуального или общественного благополучия.

Подобные программы и услуги с точки зрения их целевой направленности могут быть объединены в следующие категории:

1) призванные способствовать оптимизации условий социальной жизнедеятельности уязвимых групп молодежи, т. е. нацеленные на оказание экономической поддержки, развитие сферы социальных услуг в области юридической, медицинской, психолого-педагогической помощи и реабилитации;

2) облегчающие доступ к социальным ресурсам, необходимым для нормального индивидуального развития (информационная и консультативная поддержка), в том числе службы и программы, в которых она оказывается;

3) направленные на организацию коллективных действий (социальных акций) по решению значимых вопросов и проблем, связанных с созданием более благоприятной среды для функционирования молодого человека.

Насущной проблемой сегодняшнего дня становится создание молодежных агентств для реализации целевых программ помощи уязвимым группам населения в дополнение к имеющимся административным структурам по работе с молодежью и волонтерскому движению.

Анализ зарубежного и отечественного опыта помощи социально уязвимой категории молодежи свидетельствует, что возможны следующие направления деятельности:

-рекреационное, предназначенное для вовлечения молодых людей в социально одобряемую деятельность в свободное время, способствующую развитию интересов, духовных и этических ценностей (любви к дому, семье, друзьям, стране, ответственности и т. п.);

-ресоциализирующее, ориентированное на восстановление, усиление, развитие социальных навыков и межличностных отношений через участие в реализации целевых программ, в работе клубов, групп по интересам, занятиях спортом, искусством и т. п.;

- психокоррекционное, способствующее развитию самосознания, самопринятия, коррекции социального поведения.

Таким образом, эти направления предусматривают меры по организации досуга, расширению позитивных социальных контактов молодежи, ее переобучению, повышению квалификации, трудоустройству, саморазвитию.

Проиллюстрируем эти положения на примере социальной помощи ВИЧ- инфицированным, которых, по некоторым данным, в России зафиксировано от 260 тыс. до 1 млн человек. Причем число людей, пораженных эпидемией СПИДа, растет год от года. Если учесть, что 80% из них в возрасте до 30 лет, то актуальность работы с этой категорией не вызывает сомнения.

Для того чтобы оказать адресную и целесообразную помощь такому человеку, необходимо:

- не рассматривать данную проблему как исключительно медицинскую. Следует помнить, что задолго до потребности в квалифицированной медицинской помощи такой молодой человек может столкнуться с душевным неблагополучием и социальной дискриминацией, с изменением качества своих отношений с окружающими. Поэтому основной целью социальной помощи таким людям является сохранение, поддержание качества их жизни;

- не относиться к ВИЧ-инфицированным как к несчастным жертвам или людям, которые нуждаются только в постоянной помощи сверху. Важно помочь им научиться самим решать свои жизненные проблемы, преодолевать одиночество, непонимание, предвзятое отношение окружающих;

- понимать, что научиться жить с ВИЧ — сложная задача, которая требует немало времени и сил, и с определенными трудностями молодой человек не сможет справиться в одиночку. В некоторых ситуациях ему необходима поддержка родных и близких людей. В других — опыт и помощь людей, живущих с ВИЧ. Бывают проблемы, в решении которых не обойтись без информации и поддержки со стороны специалистов. Поэтому основу социальной помощи составит организация поддержки со стороны ближайшего социального окружения, взаимопомощи ВИЧ-инфицированных, предоставление качественной и своевременной информации и поддержки со стороны квалифицированных специалистов. Но такие услуги — лишь ресурс. Преодоление проблем зависит от самого человека. От того, насколько он может осознать, что, несмотря на многочисленные трудности жизни человека, диагноз "ВИЧ-инфекция" не означает, что он должен отказаться от своих планов и интересов, от учебы, работы и развлечений, от любви и секса; что такой диагноз приводит к изменениям в жизни, однако далеко не все эти изменения ведут к ухудшению качества его жизни;

- знать, что в жизни ВИЧ-инфицированных есть определенные этапы, когда особенно важна социальная помощь. Это, во-первых, сообщение о диагнозе, которое заставляет молодого человека, пережив сильнейший шок, выбрать для себя жизненную стратегию. Здесь главное — занять позицию "Не все еще потеряно" Во-вторых — появление первых симптомов, необходимость принятия лекарств. Социальному работнику следует учитывать, что большинство молодых людей с ВИЧ не имели ранее опыта долгосрочного лечения и ежедневного приема лекарственных препаратов по определенной схеме. Некоторых из них пугает мысль о неспособности иммунной системы самостоятельно бороться с вирусом, других — сложность приема и возможность появления побочных проявлений лечения. Поэтому на данном этапе важно дозированное информирование о противовирусной терапии и способах внесения определенных корректив в свою жизненную программу. В-третьих — болезненные проявления, ведущие уже к стационарному лечению.

Постоянные боли и нахождение в медицинском учреждении зачастую вынуждают бросить работу или прекратить учебу, могут раскрыть ВИЧ-статус окружающим, не позволяя сохранить тайну диагноза.

В эти моменты ВИЧ-инфицированные со всей остротой осознают собственную смертность и боятся потерять физическую привлекательность, самостоятельность либо утратить друзей и близких и остаться в одиночестве. В этих ситуациях молодой человек особенно сильно нуждается в различных службах поддержки, в доброжелательном отношении семьи.

Влияние ВИЧ на отношения с ближайшим окружением может быть разным: отношения могут остаться прежними, ухудшиться и даже улучшиться. Особые проблемы возникают также в отношении репродуктивных прав и рождения ребенка. Важно помочь молодым научиться самим противостоять этим проблемам и поддерживать у них потребность самим оказывать поддержку людям, находящимся в аналогичной ситуации.

Итак, смысл социальной помощи данной уязвимой категории будет состоять в том, чтобы сориентировать молодого человека на то, что жизнь с ВИЧ не сводится только к хроническому заболеванию. Наличие ВИЧ-инфекции и знание о ней могут быть связаны с большим количеством самых разных проблем и особенностей. Очень часто даже самому человеку с ВИЧ сложно отделить одну проблему от другой. Человек может страдать от предрассудков и в связи с ВИЧ, и в связи с гомосексуальностью или употреблением наркотиков. Раскрытие ВИЧ-статуса может привести к потере работы, уходу из семьи, ухудшению материального положения и физического самочувствия. Проблема в одной сфере жизни влияет на другую. Следовательно, при организации поддержки для людей с ВИЧ нужно быть готовым к приему клиентов с целым комплексом сложных и запутанных проблем. Это, в свою очередь, требует от специалиста постоянного и кропотливого изучения жизни своих непростых клиентов, их проблем, факторов, влияющих на качество их жизни, и помнить, что все ВИЧ- инфицированные, в сущности, очень разные и нуждаются в своих видах помощи.

К еще одной разновидности уязвимой категории молодежи в отечественных и зарубежных источниках, научных исследованиях принято относить молодых людей с разными видами зависимости.

В обыденной речи слово "зависимость" означает "несвободу", т. е. подразумевает, что человек не выбирает сам, как себя вести, его развитие зависимо от отношений с человеком, семьей, группой, организацией, государством, наркотиком, собственным психическим или физиологическим состоянием и т. п. (А. Л. Лихтарников).

Синдром зависимости в европейских странах определяется как сочетание поведенческих и когнитивных явлений, при которых употребление вещества или класса веществ начинает занимать первое место в системе ценностей индивидуума. Синдром зависимости, таким образом, рассматривается как ценност- но-смысловое расстройство. Он касается еды, секса, алкоголя, наркотиков, табака, азартных игр и т. д.

Итак, о зависимом поведении говорят тогда, когда молодые люди навязчиво повторяют одно и то же действие, потому что они хотят вновь и вновь ощутить однажды пережитое удовлетворение. При этом не имеет значения, о каком средстве идет речь.

Неспособность поступать по-другому (стремление к повторению) и неспособность прекратить это (потеря контроля), потеря интересов, скрытие или преуменьшение серьезности этого состояния и одновременно желание преодолеть это пристрастие — вот основные признаки любой зависимости.

Справиться с этой проблемой без совета специалиста, без психотерапии, без помощи окружения, без посещения группы самопомощи многим не удается.

Наибольшую тревогу сегодня вызывает распространение наркозависимости среди молодежи.

Для диагностики этого синдрома требуется наличие не менее трех из шести признаков, возникавших в течение определенного времени (одного года):

1) тяга к наркотику;

2) потеря контроля над употреблением (его началом, окончанием или дозой);

3) появление синдрома отмены и необходимости использования наркотика для его предотвращения;

4) признаки толерантности;

5) утрата других интересов, кроме употребления наркотика;

6) продолжение употребления, несмотря на осознаваемые вредные последствия для здоровья, отношений.

Тактика поведения с наркоманом существенно различна на разных этапах. Но есть общее, что необходимо знать и о чем необходимо помнить:

1. Причины несчастья — не только в наркозависимом. Любая зависимость — проблема многослойная и имеет массу причин, приводящих к этому состоянию (структура отношений в семье, дефекты воспитания, стресс, давление со стороны, влияние группы сверстников и т. п.). Следовательно, важнейшая задача — примирить молодого человека с миром, близкими, самим собой без помощи алкоголя, наркотика и т. п.

2. Скандалы и обвинения — не путь решения проблемы, так как постоянные ссоры разрушают базу доверия в отношениях, дают зависимым возможность искать оправдание своего поведения в ошибках других и отодвигать от себя неприятное чувство вины и стыда, вновь искать успокоение в своей привязанности.

3. Любая зависимость — излечимое заболевание. Здесь важно, чтобы молодой человек сам действительно имел желание или, по крайней мере, готовность попытаться пройти лечение.

Никто не в состоянии за одну ночь изменить свои взгляды и свое поведение. Необходимо спокойно, сдержанно и конструктивно помогать делать шаг за шагом.

4. Воспринимать наркозависимых молодых людей нужно такими, каковы они есть, признавая их как личность, уважая их независимо от их прошлого. В период медицинской и психологической реабилитации, ремиссии следует избегать темы наркотиков в разговорах, поддерживать попытки представить будущее, обсуждать настоящее.

5. Следует поддерживать постоянную связь с учреждениями, в которых проходят лечение и реабилитация, а также со специалистами, которые участвуют в данном процессе.

Нельзя отрицать, что внезапный конфликт в семье, на работе, в дружеской компании может спровоцировать возврат к прошлому, поэтому важно научить окружающих быть готовыми принять помощь в ситуации затруднения, обращаться в консультационные пункты, включаться в индивидуальные и групповые беседы.

6. Выход из любой зависимости — не просто длительный процесс. Он сопряжен также с напряженными поисками альтернативного образа жизни, новых форм проведения свободного времени, с изменениями в отношениях с окружающими, близкими, родными. Поэтому умение строить новые хорошие взаимоотношения друг с другом, находить новые формы выяснения противоречий и исправления ошибок — важное условие успеха. Активное посещение групп семейной терапии или самопомощи, групповых бесед может помочь подготовиться к этому.

В настоящее время практически в каждом регионе имеются разноуровневые программы помощи уязвимым категориям молодежи ("Миссия доброй воли", "Социум", "Если не я, то кто" и другие). Все они построены по принципу: "Мы не смотрим на недостатки, а работаем по развитию сильных сторон!"

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Охарактеризуйте понятие уязвимости.

2. Раскройте причины социальной уязвимости молодежи.

3. Назовите основные этапы социальной помощи уязвимым категориям молодежи.

4. Каким должен быть результат социальной помощи молодым людям, оказавшимся в категории уязвимых?

Рекомендуемая литература

Лексикон социальной работы. 3-е изд., испр. и доп. Вологда, 2005. Основы социальной работы: Учеб. пособие / Под ред. Н. Ф. Басова. 2-е изд., испр. М., 2005.

Социальная политика социального государства. Н. Новгород,

2002.

Стратегия 2010: улучшить жизнь уязвимых людей, мобилизуя силы добра и гуманизма. М., 2001.

Фирсов М. В., Студенова Е. Г Теория социальной работы. М.,

2000.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 2941; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.230.162.238 (0.051 с.)