Профилактика асоциальных явлений в регионах Российской Федерации.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профилактика асоциальных явлений в регионах Российской Федерации.



Департаментом по молодежной политике Минобразования России в соответствии с действующим законодательством разработана система конкурсного отбора региональных программ и проектов по реализации федеральной целевой программы "Молодежь России (2001-2005 гг.)", которая позволяет выявлять наиболее эффективные и инновационные социальные технологии. По итогам конкурсного отбора региональным программам оказывается возможная поддержка, в том числе из средств федерального бюджета.

Реализация региональных программ, которые прошли конкурсный отбор, позволяет выстраивать профилактическую работу с подростками более эффективно. Специально разработанные критерии экспертной оценки региональных программ позволяют выделить адресные профилактические программы, направленные на подростков "группы риска". Успешное решение вопросов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних возможно только на основе межведомственного взаимодействия. В соответствии с этим, Департамент по молодежной политике Минобразования России координирует деятельность органов по делам молодежи субъектов Российской Федерации и региональных подведомственных учреждений социального обслуживания молодежи, подростково-молодежных клубов, общественных организаций по преодолению подростковой безнадзорности. Накоплен положительный опыт по работе с подростками "группы риска".

Одним из приоритетных направлений деятельности Департамента по молодежной политике Минобразования России является поддержка на федеральном уровне сетиопорных и экспериментальных центров в регионах, основной задачей которых является обобщение и распространение накопленного опыта, проведение мероприятий по повышению квалификации специалистов, работающих в данной сфере, организационная и методическая помощь по созданию социальных служб для молодежи. Важными направлениями деятельности социальных служб для молодежи становятся терапия кризисных состояний молодых людей и предупреждение девиантного поведения. В этих целях профилактика безнадзорности и беспризорности, правонарушений среди подростков последовательно дополняется медико-психологическими и социально-педагогическими приемами коррекции отклоняющегося поведения, оказанием соответствующих социальных услуг. Ведется работа по созданию среды общения подростков, молодежи по месту жительства путем организации клубов общения, в том числе для молодых людей с ограниченными возможностями.

В учреждениях социального обслуживания семьи и детей в качестве структурных подразделений профилактической работой занимаются 754 стационарных отделения для несовершеннолетних, 296 отделений реабилитации для детей-инвалидов, 430 отделений профилактики безнадзорности несовершеннолетних, 298 «телефонов доверия». Численность граждан, получивших помощь в учреждениях социального обслуживания семьи и детей, составила в 2002 году около 9 млн. человек, что на 11% превысило показатели предыдущего года, в том числе более 4 млн. несовершеннолетних (в 1999 году – 3,2 млн., в 2000 – 2,5 млн.).

В 2002 году в учреждениях социального обслуживания семьи и детей помощь получили около 3 тыс. семей. Были направлены на усыновление, под опеку, на попечение около 4000 человек. Около 90 000 детей и подростков вернулись в родные семьи. В государственные интернатные учреждения определено около 17 тысяч детей. При этом более 80 тыс. детей находились в учреждениях социального обслуживания семьи и детей до 3 месяцев, свыше 25 тыс. детей – до 6 месяцев, около 20 тыс. несовершеннолетних – от 6 месяцев до 1 года.

Различные виды социальных услуг были оказаны 400 тыс. семей с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья; 350 тыс. малообеспеченных семей; 700 тыс. неполных семей; 400 тыс. многодетных семей; 15 тыс. семей беженцев и вынужденных переселенцев. Одним из видов социального обслуживания семьи и детей стал социальный патронаж неблагополучных семей, который определяется индивидуальной адресной социальной поддержкой и предоставлением комплекса необходимых услуг на длительной основе. В 2002 году учреждения социального обслуживания осуществили патронаж около 500 тыс. семей, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке.

Анализ данных регионального анкетирования показал, что в субъектах Российской Федерации функционируют более 1546 учреждений социального обслуживания молодежи, осуществляющих свою деятельность более чем по 45 направлениям. В их число входят центры профилактики алкогольной и наркотической зависимости, центры социально-психологической помощи молодежи, комплексные центры социального обслуживания молодежи, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, службы экстренной психологической помощи по телефону, центры поддержки молодой семьи, центры правовой помощи молодежи, молодежные биржи труда.

Активную профилактическую работу ведут региональные организации. Это - Служба уличной социальной работы при психолого-педагогической службе для детей и молодежи "Сердеш" (Республика Татарстан); Республиканский центр комплексной социально-психологической помощи "Психолог-плюс" (Республика Удмуртия); Комитет по молодежной политике и патриотической работе администрации г. Волжского Волгоградской области; Центр социально-психологической помощи подросткам и их семьям "Феникс" (Новосибирская область, г. Куйбышев); Автономная некоммерческая организация "Челябинская область без наркотиков" (г. Челябинск) и др.

В Республике Башкортостансформирована республиканская сеть служб социальной адаптации и реабилитации молодежи с трехуровневой структурой. Базовое учреждение Городской центр "Подросток" (экспериментальный центр по социальной работе Департамента по молодежной политике) является главным разработчиком программ социальной помощи молодежи, определяющим совместно с Госкомитетом Республики Башкортостан по молодежной политике основные направления деятельности социальных служб. Региональные центры осуществляют методическую поддержку близлежащих служб и обеспечивают их связь с Республиканским центром.

Интересный опыт по профилактической работе с молодежью апробирован в г.Санкт-Петербурге на базе Государственного учреждения «Городской центр профилактики безнадзорности и наркозависимости несовершеннолетних». В рамках программы действует ежедневный «социальный патруль», в ходе которого выявляются социальные проблемы молодежи и уже с участием специалистов (психологов, врачей, социальных работников) оперативно решаются трудные жизненные ситуации молодых людей. В Центре работает единая диспетчерская служба для молодежи, которая обслуживает около 3000 человек в месяц.

Дает позитивные результаты реализация программы «Волонтерский рейд» по развитию подросткового добровольческого движения в области первичной профилактики наркотической зависимости на базе Социального центра молодежи Кузбасса в г.Кемерове.

Республиканский Центр социально-правовой и психолого-педагогической помощи детям и молодежи в г. Казань, осуществляющий социальные и правовые услуги детям и молодежи, реализует программы, направленные на профилактику правонарушений, бродяжничества, наркомании, и пропаганду здорового образа жизни в подростковой и молодежной среде.

В г. Калининграде в течение пяти лет работает Центр для подростков "Мост" (экспериментальный центр по социальной работе), который находится в ведении комитета по делам молодежи. Центр "Мост" обеспечивает организацию трудовой реабилитации, профессиональной ориентации, социальной, психологической помощи и организацию досуга для подростков из асоциальных и многодетных семей, а также подростков с улицы, находящихся в кризисной жизненной ситуации. Создано собственное подсобное хозяйство, разработана технология "Агро-Центр", предусматривающая трудовую реабилитацию подростков: на площади 36 га выращиваются овощи, зерновые культуры. Имеется мини-ферма, что позволит Центру "Мост" перейти на частичное самообеспечение сельхозпродукцией. Опыт комитета по делам молодежи Калиниградской области позволяет отработать экспериментальную модель реабилитационного центра для подростков, которые получают профессиональные навыки, необходимые им в дальнейшем.

В Пермской области создана сеть учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений. Практикуются различные формы такой занятости: трудовые бригады, отряды, «трудовые десанты», трудовые площадки, дворовые трудовые лагеря. Общее количество лагерей на территории области составило 809. Также при общеобразовательных школах организовано 520 ремонтных бригад с охватом 22666 человек. В 2002 г. начала работу межведомственная программа временного трудоустройства подростков из социально-неблагополучных семей «Отряды мэра». Для оперативного решения вопросов по оказанию помощи беспризорным и безнадзорным детям организована работа областной и муниципальных горячих линий. Экспериментальным центром по социальной работе является "Областной центр социально-психологической адаптации и реабилитации молодежи "Социум плюс". Он осуществляет свою деятельность в тесном сотрудничестве со структурными подразделениями администрации Пермской области, областными ГУВД, ГУИН, наркодиспансером, Центром по профилактике СПИД.

Комитет по молодежной политике администрации Иркутской области в соответствии с областной государственной программой "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2001-2003 годы" совместно с управлением внутренних дел Иркутской области, Комиссией по делам несовершеннолетних, а также представителями общественных организаций принял участие в организации и проведении областных операций "Подросток", "Вихрь" и "Бродяга", направленных на предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также на повышение эффективности индивидуально-воспитательной работы с подростками, входящими в "группу риска". В 2002 году Иркутский комитет по молодежной политике провел конкурс авторских вариативных программ в сфере организации занятости подростков и профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. По итогам конкурса приоритетно поддерживаются программы, направленные на формирование устойчивого негативного отношения к употреблению наркотиков, токсических веществ и алкоголя. Программы-победители конкурса финансируются из средств областного бюджета.

Комитет по делам молодежи Республики Комиуделяет большое внимание вопросам профилактики безнадзорности и беспризорности подростков. Это направление деятельности реализуется путем привлечения подростков к социально-значимой полезной деятельности в летний период. В 2002 году в республиканских профильных лагерях "Спартанец" (спортивно-оздоровительный лагерь), "Паломник" (палаточный туристический лагерь), "Познай себя" (палаточный туристический лагерь), "Защитник" (военно-спортивный лагерь), "По следам предков" (историко-археологический лагерь), "Юный спасатель" (спортивно-оздоровительный палаточный лагерь) приняло участие 1120 человек, из них 40 % (488 человек) из малообеспеченных семей и свыше 10 % (112 человек) подростков, состоящих на учете в КДН. Комитетом по делам молодежи Республики Коми поддерживаются профильные молодежные лагеря, лагеря труда и отдыха муниципальных образований, в которых ежегодно принимают участие более 3 000 человек, из которых более 30 % - подростки, склонные к правонарушениям, из малообеспеченных и многодетных семей.

Управлением по делам молодежи, физической культуре, туризму и связям с религиозными организациями администрации Орловской области в летний период большое внимание уделялось организации и проведении оборонно-спортивных лагерей для подростков "группы риска". При непосредственном участии Орловского управления по делам молодежи действуют общественные организации "Юный десантник", "Самолет" и другие, которые работают с подростками, склонными к асоциальному поведению, и занимаются их гражданским и патриотическим воспитанием. Орловским Юридическим институтом на базе Некрасовской школы был организован лагерь продолжительностью 12 дней для детей, состоящих на учете в детских комнатах милиции. В ходе данной акции молодые юристы проводили разъяснительные мероприятия по уголовно-правовой ответственности с молодежью, привлеченной в лагерь. Союзом молодых казаков "Кадет" проведены трехдневные маневры на территории Орловской области с учебными стрельбами и марш-броском на 50 км. Осуществляются выезды воспитанников на вторые Всероссийские специальные военные сборы в бухте Агой Краснодарского края.

Одним из наиболее эффективных способов профилактики правонарушений, беспризорности и безнадзорности среди подростков и молодежи в Республике Калмыкияявляется привлечение данной категории молодежи к активной спортивной, культурной деятельности через сеть клубов, общественных объединений, координируемых Министерством по делам молодежи, туризму и спорту Республики Калмыкия. В настоящее время в Республике Калмыкия насчитывается более 60 подростковых и молодежных клубов и центров различной специализации. В Калмыкии разработана и внедрена программа Ассоциации детских организаций Республики Калмыкия "Хамдан", членами которой являются учащиеся 1-11 классов. Важнейшим направлением деятельности данной общественной организации является профилактика правонарушений и беспризорности. Детские организации республики проводят различные правовые мероприятия по месту жительства, в школах. На ежегодном фестивале детских организаций отрабатываются модели работы по профилактике правонарушений с детьми, состоящими на учете в КДН. Большой вклад в воспитание "трудных подростков" Калмыкии вносят студенческие педагогические отряды. Наиболее эффективно работает студенческий отряд "Солнг". По результатам специализированных смен многие ребята меняют ценностные ориентации и жизненные установки, как свидетельствует анкетирование в конце смены.

Опыт организации лагерей для "трудных подростков" на базе воинских частей распространен с 1998 года в Астраханской области. Астраханская региональная общественная молодежная организация правовой и социально-психологической помощи "Доверие" на базе воинской части МВД РФ ежегодно проводит военно-спортивный оздоровительный трудовой лагерь "Доверие" для детей, состоящих на учете в милиции, страдающих зависимостью от психоактивных веществ, судимых, находящихся под судом, следствием, беспризорных и безнадзорных детей, в том числе из сельской местности.

В Амурской области действуют 76 учреждений дополнительного образования, в которых различными формами развивающего образования охвачено 40,4% от общего числа обучающихся детей. С 35 до 76 тысяч детей выросла численность Амурской областной общественной детской организации «Амурчата», существующей с 1993 года. В детских и подростковых общественных организациях, клубах занимаются 2930 детей и подростков. Реализуется областная целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на 2001-2002 годы, утвержденная Постановлением Главы Администрации Амурской области, согласно которой во всех общеобразовательных учреждениях области проведены целевые операции «Семья», «Безнадзорные дети», «Условник», «Здоровье», «Группа», «Всеобуч» с целью выявления и устройства детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, оказания им психолого-педагогической и медико-социальной помощи; вовлечения в образовательный процесс подростков в возрасте до 15 лет, не имеющих основного образования; профилактики детской безнадзорности, преступности, наркомании. Особое внимание уделяется отдыху и оздоровлению детей «группы риска». Летом 2002 года организованными формами детского отдыха, оздоровления и занятости было охвачено 66 тысяч детей (в 2001г.- 64 тысячи детей), из них 966 — состоящих на учете в органах внутренних дел, 30 тысяч — из многодетных и малообеспеченных семей, 4 тысячи - из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 1,5 тысяч — детей-инвалидов, 44 — детей из территорий экологических катастроф и вооруженных конфликтов, 325 детей коренных народов Севера.

Комитетом по молодежной политике и делам несовершеннолетних администрации Красноярского края организована работа 5 профильных летних лагерей отдыха для молодежи. В данных лагерях отдохнуло 430 подростков, в том числе находящихся в социально опасном положении. В рамках деятельности Государственного учреждения «Краевой антикризисный центр семьи и молодежи» организуется издание информационно-методической, просветительской печатной продукции антинаркотической направленности, пропагандирующей здоровый образ жизни.

Комитетом Ставропольского края по делам молодежи в настоящее время ведется работа по целевым программам: «Комплексные меры противодействия по злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004 годы»; «Здоровьесберегающие педагогические технологии в образовании детей на 2002-2004 годы», в которых предусмотрены мероприятия по оказанию помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Органами внутренних дел края в I полугодии 2002 г. проводилась профилактическая работа с 8653 подростками правонарушителями, в том числе 1558 из них – ранее судимые. В настоящее время в сфере профилактического воздействия органов внутренних дел находится 6091 несовершеннолетних.

Продолжает развиваться сеть учреждений дополнительного образования детей. В них занимается около 30 % детей и подростков. Только за прошедший учебный год открыты новые учреждения в Кировском, Арзгисрском, Предгорном районах, г.г. Буденновске, Пятигорске, Георгиевске.

Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, представлены 17 учреждениями: центрами диагностики и консультирования, социально-трудовой профориентации, психолого-педагогической реабилитации и коррекции, лечебной педагогики и дифференцированного обучения в 14 территориях края.

Интересен опыт работы г. Ставрополя, где постановлением Главы города во всех общеобразовательных учреждениях введены ставки школьных участковых уполномоченных милиции. Аналогичная работа проведена и в г. Георгиевске. Важным аспектом работы с детьми и подростками по месту жительства является участие в ней родительской общественности. В Центре внешкольной работы Промышленного района г. Ставрополя совместно с психологическим центром организован «Институт для родителей», в Октябрьском Доме детского творчества – родительский клуб «Веста». Заслуживает внимание многолетний опыт работы родительского университета городского Дворца детского творчества. Значительно выросло число лагерей дневного пребывания. Возрождается работа с детьми по месту жительства. В городах и районах края созданы лагеря отдыха при 58 клубах по месту жительства. Более 400 площадок по месту жительства оборудованы для игр на свежем воздухе, в июне на площадках отдыхали около 16 тысяч детей и подростков. Особое внимание комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ставропольского края уделяет организации летнего труда и отдыха подростков «группы риска». Лето 2002 года проходило в крае под девизом «Забота о трудных подростках». Из общего количества неблагополучных детей в июне было трудоустроено службой занятости и в учебно-производственных бригадах 1708 человек, направлено на отдых в загородные оздоровительные лагеря 564 человека, в пришкольные – 1267 человек. На отдыхе с родителями находилось 187 человек, на площадках по месту жительства было занято 367 человек. В общей сложности по состоянию на 1 июля 2002 г. в Ставропольском крае всеми видами труда и отдыха было охвачено 155 тысяч человек, что составляет 58 % от общего количества обучающихся детей и подростков. В результате совместных усилий всех органов и учреждений системы профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних в I полугодии 2002 года на территории Ставропольского края подростковая преступность снизилась на 2,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, на 5, 3 % снизился уровень групповой преступности несовершеннолетних.

Созданная система учреждений социального обслуживания органов по делам молодежи характеризует новый этап в развитии молодежной политики и показывает, что сегодня направления и формы реализации государственной молодежной политики вышли на более высокий профессиональный уровень. Вместе с тем дальнейшее совершенствование профилактической деятельности предполагает решение нескольких важных задач:

нормативно-правовых, направленных на совершенствование состояния нормативно-правовой базы профилактики наркомании и токсикомании;

организационных, связанных с внедрением новой модели профилактики, предусматривающей прекращение (сокращение) доступа наркотиков к потребителю, повышение роли семьи и формирование антинаркотической культурной среды (через учреждения образования, культуры, СМИ, общественные объединения);

ресурсных, обеспечивающих централизацию средств, выделяемых изспециальных внебюджетных фондов профилактики наркомании и токсикомании;

информационно-аналитических, направленных на реализацию межрегионального мониторинга наркоситуации и профилактической антинаркотической работы;

кадровых, обеспечивающих подбор, подготовку и переподготовку кадров, способных решать задачи профилактики наркомании и токсикомании на профессиональном уровне.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.221.159.255 (0.011 с.)