Источник: Фонд социального страхования РФ




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Источник: Фонд социального страхования РФ



По сравнению с 1999 годом в финансировании оздоровительной кампании значительно снизилась доля предприятий и организаций, которые четыре года назад составляли почти одну пятую расходов на отдых и оздоровление детей.

Несмотря на то, что проблема ресурсного обеспечения отдыха и оздоровления детей и молодежи сохраняет особую актуальность, не менее значимым является и вопрос о качестве этой деятельности. Для его улучшения и оптимизации форм и методов оздоровления подростков и молодежи Департамент по молодежной политике Минобразования России и органы по делам молодежи субъектов Российской Федерации ежегодно проводят конкурсы программ в сфере отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи.

В 2002 году Департамент провел два конкурса программ по отдыху и оздоровлению молодежи. Наибольшую активность в конкурсах проявили Новосибирская, Владимирская, Орловская, Камчатская, Ярославская, Калужская, Костромская области, Республики Татарстан и Марий Эл. Высокий уровень представленных программ в 2002 году отмечен экспертным советом у ВДЦ «Океан», Камчатской, Тюменской и Челябинской областей.

На основании представленных программ и по итогам работы в 2001 и 2002 годах присвоен специальный статус опорно-экспериментальных площадок молодежного, детского и семейного отдыха Министерства образования Российской Федерации шести организациям и учреждениям, участвующим в реализации подпрограммы «Развитие молодежного, детского и семейного отдыха» федеральной целевой программы «Молодежь России (2001-2005 годы)»:

1. Государственное учреждение дополнительного образования Российской Федерации «Всероссийский детский центр «Океан» (Приморский край);
2. Государственное учреждение дополнительного образования Российской Федерации «Всероссийский детский центр «Орленок» (Краснодарский край);
3. Государственное учреждение «Смоленский областной центр социальной помощи и трудоустройства молодежи» (Смоленская область);
4.. Межрегиональная детская общественная организация Санкт-Петербурга и Ленинградской области «Ю-Питер» (Санкт-Петербург);
5. Детский оздоровительно-образовательный центр туризма «Юнитур» (Свердловская область);
6. Союз детских организаций Томской области «Чудо» (Томская область);

Департамент по молодежной политике Минобразования России провел в 2002 году Ярмарки молодежных инициатив и путевок в Орле и Анапе, на которых были выставлены более 120 тысяч путевок в детские и молодежные оздоровительные центры внутри страны и за рубежом, лагеря труда и отдыха, туристические лагеря; оздоровительные и образовательные туры; предоставлялись специализированные путевки для детей-инвалидов, трудных подростков и других категорий. В рамках российского рынка путевок прошел рынок товаров и услуг для детского отдыха, демонстрировалось оборудование для лагерей, центров, клубов, показали себя творческие коллективы и педагогические отряды. В работе Ярмарок приняли участие более 5000 специалистов.

Одной из основных задач организационного и методического обеспечения различных форм отдыха и оздоровления была и остается профессиональная подготовка специалистов. Наличие высокопрофессиональных кадров в этой области достигается, в первую очередь, работой областных, республиканских и краевых школ подготовки вожатых, инструктивных лагерей, семинаров, проведением конкурсов на право работать вожатыми и воспитателями в детских и молодежных оздоровительных учреждениях.

Департамент по делам молодежи Министерства образования Российской Федерации и органы по делам молодежи субъектов Российской Федерации ежегодно проводят региональные, межрегиональные и всероссийские семинары и конференции, в которых в 2002 году приняли участие более 60000 человек. По итогам этих семинаров и в целях обобщения опыта работы в области отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи в субъектах Российской Федерации издавались учебно-методические пособия.

Особенно следует отметить работу школ подготовки вожатых Всероссийских детских центров «Орленок» и «Океан», Свердловской, Воронежской, Волгоградской и Смоленской областей, Республик Мордовия, Удмуртия, Башкортостан и Коми, Ямало-Ненецкого автономного округа, которые наряду с подготовкой специалистов для летних лагерей ведут большую работу по внедрению инновационных программ летнего отдыха.

В 2002 году в 41 субъекте Российской Федерации действовало 302 педагогических отряда. В их составе работали более 10000 студентов. В марте 2003 года в целях координации и развития этого движения Департамент по молодежной политике Минобразования России провел Всероссийский слет педагогических отрядов, в котором приняли участие 464 человека из 55 субъектов Российской Федерации.

В 2002 году состоялся Всероссийский фестиваль лагерей в детском оздоровительном лагере «Кавказ» (г. Анапа). В работе фестиваля приняли участие 450 специалистов из 30 субъектов Российской Федерации. В январе 2003 года 30 директоров детских оздоровительных лагерей представляли Российскую Федерацию на Международном конгрессе лагерей в Австралии.

Большой популярностью в среде подростков и молодежи пользуются профильные лагеря, которые позволяют наиболее полно реализовать потенциал самой активной части молодежи. Они вносят большой вклад в дело организации досуга молодежи, привлечения ее к творческой деятельности, создания условий для приобретения молодыми людьми лидерского и гуманитарного опыта. Лагеря данной направленности нацелены на развитие личностного потенциала, что позволяет каждому их участнику познать и реализовать себя в творческом процессе в соответствии со своими наклонностями и способностями.

В целом можно говорить о сложившейся круглогодичной системе функционирования профильных лагерей. Во многих регионах закреплены постоянные базы проведения, кадровый состав, накапливается оборудование. С их помощью появилась возможность целенаправленной профилактической работы с подростками «группы риска». Профильные лагеря способствуют снижению уровня правонарушений среди несовершеннолетних в летний период. Кроме того, эта форма работы позволяет подросткам не только отдохнуть, но и реализовать свои интересы.

В 2002 году, в соответствии с информацией, полученной из субъектов Российской Федерации, в 7102 профильных лагерях, сменах и лагерях труда и отдыха отдохнули свыше 600 тысяч человек. Еще полтора миллиона детей и подростков отдыхали в более 20 тысячах лагерей дневного пребывания. 70 тысяч детей и подростков отдыхали в 700 палаточных лагерях. Перед системой органов по делам молодежи стоит задача дальнейшего развития профильных лагерей, сохраняя преемственность профильных смен разных каникулярных периодов, связь организаторов лагерей со школами, клубами, органами исполнительной власти.

Специфической проблемой остается организация отдыха подростков и молодежи, нуждающихся в особой опеке государства, и профилактика асоциального поведения. Органами по делам молодежи осуществляется комплекс мер социальной помощи трудным подросткам (состоящим на учете в КНД, ППН; из многодетных, опекунских, неполных семей, сиротам, беспризорным и безнадзорным) с целью профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, оказания всесторонней и своевременной помощи на разных уровнях.

В 2002 году Департаментом по молодежной политике Минобразования России было предложено органам по делам молодежи организовать проведение круглогодичных профильных смен для подростков «группы риска». Наиболее оптимальным вариантом признаны оборонно-спортивные лагеря на базе воинских частей.

Подобный опыт проведения круглогодичных профильных смен имеется далеко не во всех субъектах Российской Федерации. Такие смены проводятся только в зимнее и летнее каникулярное время. Наиболее успешной признана работа таких лагерей в Оренбургской области.

Анализ организации оздоровительной кампании выявил проблему подростков, не охваченных в каникулярный период деятельностью оздоровительных учреждений. Данную проблему может решить организация площадок по месту жительства подростков. В Астраханской, Воронежской, Костромской (детско-ветеранская организация «Победа»), Ленинградской, Магаданской, Московской (ГЦ и МЦ «Дети улиц»), Оренбургской, Пензенской и др. областях, в Хабаровском крае, в Еврейской а.о. имеется большой опыт работы с такими подростками по месту жительства.

Органы по делам молодежи в 2002 году продолжали направлять детей и подростков во Всероссийские детские центры «Орленок» и «Океан» в рамках Федеральной целевой программы "Развитие Всероссийских детских центров «Орленок» и «Океан» (2001-2002 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2000 г. № 625.

В целом реализация федеральной целевой программы «Развитие всероссийских детских центров «Орленок» и «Океан» (2001-2002 годы)» позволила:

- увеличить число отдыхающих детей в центрах до 24 тысяч в год;

- создать благоприятные условия для оздоровления и реабилитации одаренных детей и детей с отклонениями в здоровье;

- продолжить разработку методических пособий в помощь педагогам и руководителям внеклассной работы и их внедрение в кружках детского технического, прикладного и художественного творчества;

- осуществить разработку и внедрение современных технологий и методик по укреплению здоровья детей с использованием бальнео-климато-терапии, средств массовой физической культуры, нетрадиционных методов оздоровления, организацию и проведение на базе центров мероприятий и программ по развитию и охране здоровья детей, медицинской профилактике и реабилитации детей с отклонениями в состоянии здоровья;

- организовать на этой базе стажировку педагогических и управленческих кадров детских центров России, студентов и аспирантов педагогических ВУЗов;

- формировать новые технологии социальной деятельности в области молодежной и детской политики, образования, охраны здоровья детей и подростков, обеспечить их распространение в Российской Федерации.

Вместе с тем, несмотря на улучшение показателей отдыха и оздоровления детей и молодежи в 2002 году, сохраняется немало проблем, связанных с ресурсным и кадровым обеспечением этой работы, ее методическим сопровождением, поиском оптимальных организационных форм. Характер существующих проблем и стратегия развития сферы отдыха и оздоровления предполагают решение следующих основных задач:

1. Совершенствование нормативно-правовой базы отдыха и оздоровления детей и подростков, правовое закрепление организации отдыха и оздоровления, как круглогодичной и непрерывной системы.

2. Сохранение и развитие загородных стационарных оздоровительных лагерей круглогодичного действия.

3. Сокращение числа лагерей дневного пребывания с одновременным увеличением профильных лагерей и других малозатратных форм организации отдыха.

4. Развитие различных форм совмещения отдыха и трудовой деятельности подростков.

5. Развитие системы подготовки кадров для организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков, увеличение выпуска методической литературы на базе опорно-экспериментальных площадок Минобразования России.

6. Поиск дополнительных источников финансирования летней оздоровительной кампании.

7. Усиление работы с педагогическими отрядами в субъектах Российской Федерации.
IV раздел. СОДЕЙСТВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЫХ ГРАЖДАН И РЕАЛИЗАЦИИ ИХ ТРУДОВЫХ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ

Основными направлениями деятельности государственных органов по обеспечению экономической самостоятельности молодежи, предусмотренных Концепцией государственной молодежной политики в Российской Федерации, являются: создание условий для занятости молодежи; содействие профессиональной ориентации, профессиональной подготовке и переподготовке молодых граждан; формирование и реализация программ социальной адаптации и повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда; обеспечение финансовой поддержки мероприятий по созданию рабочих мест для молодежи, в первую очередь для лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей), и молодых граждан из числа бывших военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации - ветеранов боевых действий, а также молодежи, проживающей в сельской местности и районах Крайнего Севера; материально-техническая и финансовая поддержка деятельности молодежных учебных предприятий, бизнес-инкубаторов, учебно-деловых центров, коммерческих организаций, более 75% численности работников которых составляют молодые граждане; поддержка молодежного предпринимательства. Обеспечение занятости, снижение уровня безработицы, рост деловой активности молодежи выделены в качестве основных мероприятий федеральной целевой программы «Молодежь России (2001-2005 годы)».

Однако результаты анализа данных статистики и социологических исследований показывают, что в сфере труда молодежи остается большое количество нерешенных проблем. Они являются следствием основного противоречия современного положения молодежи на рынке труда, проявляющегося в увеличивающемся разрыве между ее трудовыми притязаниями и возможностями их удовлетворения. В условиях нарастающей дифференциации доходов у населения молодежь - одна из первых - отвергает низкий уровень оплаты труда, отдавая предпочтение нередко нестабильным, но высокодоходным видам деятельности, включая занятость в неформальном секторе экономики. Вместе с тем, высокие требования представителей молодежи к оплате труда делают достаточно проблематичным поиск подходящей работы по двум причинам: с одной стороны, отсутствие или недостаточность практического опыта работы и необходимых профессиональных связей, с другой - весьма ограниченный круг вакансий на хорошо оплачиваемые виды деятельности, заполнение которых напрямую связано с профессиональным опытом и налаженными связями.

Данное противоречие во многом объясняет специфику занятости молодежи и ее положение на рынке труда. Главная особенность - это растущее недоиспользование трудового потенциала молодежи, что само по себе нежелательно и носит еще более негативный характер в связи с тем, что замедляется процесс обновления рабочей силы и ротации кадров, особенно в отраслях не престижных по той или иной причине для молодежи. Ежегодно официальная экономика как бы “теряет” от 2,3 до 2,6 млн. человек в возрасте от 16 до 30 лет. Они переходят либо в число безработных иждивенцев, либо заняты в неформальной экономике. С другой стороны это противоречие весьма негативно проявляется в возможностях профессионального самоопределения молодежи, ограничивая ее экономическую самостоятельность, препятствуя реализации ее трудовых прав и обязанностей.

4.1. Положение в материальном производстве. Изменение положения молодежи в материальном производстве является важным показателем ее социального развития и фактором экономической самостоятельности. За годы реформ занятость молодежи в данной сфере сократилась более чем на четверть, что связано с развалом производства в стране. Результаты исследования (1) показывают, что эта тенденция продолжается. Если в 1999 г. трудом в данной сфере было занято 44,2%, то в 2002 г. 41,4%, что значительно меньше, чем в среднем среди занятого населения (62,3%). Особенно пострадал государственный сектор производства, где занятость молодёжи за эти годы сократилась почти в 1,5 раза. Начиная с 1994 года, темпы оттока молодёжи из госсектора существенно замедлились и составили около 6% в год. В 1999 году её занятость в госсекторе равнялась 46%, и до 2002 г. она практически не изменилась. Приток же молодёжи в материальное производство с другими формами собственности составил по отношению к 1994 году 29,4%.

Таким образом, перераспределение молодёжи в структуре занятости продолжается, хотя и замедленными темпами, в направлении из государственной в частные, личные и акционерные формы собственности. На сегодняшний день структура занятости молодёжи по формам собственности в материальном производстве заметно отличается от распределения молодёжной занятости в целом преимущественно в госсекторе и в сельскохозяйственных предприятиях акционерного типа (таблица 13).

Таблица 13





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.242.55 (0.011 с.)