ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Департамент по молодежной политике



Департамент по молодежной политике

ПОЛОЖЕНИЕ МОЛОДЕЖИ И РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:

Год

Москва 2003

Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации: 2002 год /Министерство образования Российской Федерации. М., 2003. – 1с.

 

 

Редакционная коллегия:

д.соц.н., доц. Ю.А. Зубок, д.соц.н., проф. В.И. Чупров (ответственные редакторы); д.ф.н., проф. В.П. Бабинцев, к.соц.н. Ю.В. Коврижных, Г.В. Куприянова, д.соц.н., проф. Т.Э.Петрова, к.соц.н, ст.н.с. Л.И.Селиванов

 

 

Государственный доклад содержит основные показатели положения российской молодежи и меры по реализации государственной молодежной политики за 2002 год.

 


Содержание

  Введение
I раздел. ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
II раздел. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МОЛОДЫХ ГРАЖДАН В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ
2.1. Изменение уровня образования и образовательного статуса молодежи.
2.2. Образование в моделях социального старта.
2.3. Модернизация российского образования.
2.4. Духовное развитие молодежи.
2.5. Реализация молодежных программ в сфере досуга, культуры и искусства, научно-технического и художественного творчества.  
2.6. Внутрипоколенные и межпоколенные отношения.  
2.7. Социоклубная работа с молодежью
III раздел. СОДЕЙСТВИЕ И ПОДДЕРЖКА МОЛОДЫХ ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ИХ ЗДОРОВЬЯ, В ПРОФИЛАКТИКЕ ОПАСНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ И ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
3.1. Социально-демографическая составляющая образа жизни.
3.2. Тенденции изменения состояния здоровья детей и подростков.
3.3. Развитие массового молодежного спорта.
3.4. Развитие системы детского, молодежного и семейного отдыха и оздоровления.
IV раздел. СОДЕЙСТВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЫХ ГРАЖДАН И РЕАЛИЗАЦИИ ИХ ТРУДОВЫХ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ
4.1. Положение в материальном производстве.
4.2. Положение в непроизводственной сфере (сфера распределения и обмена).
4.3. Проблемы занятости подростков.
4.4. Молодежная безработица.
4.5. Материальное положение.
4.6. Правовое сознание.
V раздел. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МОЛОДЫХ СЕМЕЙ
5.1. Молодая семья в репродуктивном потенциале общества.
5.2. Комплексная поддержка, обеспечение жильем молодых семей.
5.3. Поддержка молодых семей в регионах РФ.
VI раздел. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МОЛОДЫХ ГРАЖДАН, ОКАЗАВШИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
6.1. Особенности социального развития молодежи в условиях риска.
6.2. Асоциальные явления в молодежной среде.
6.3. Системный подход к профилактике асоциальных проявлений среди молодежи.
6.4. Профилактика асоциальных явлений в регионах Российской Федерации.
VII раздел. ПОДДЕРЖКА ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМЫХ ИНИЦИАТИВ, ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖИ, МОЛОДЕЖНЫХ И ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
7.1. Гражданское самосознание.
7.2. Общественная и политическая активность.
7.3. Экстремистские настроения в молодежной среде.
7.4. Состояние и новые подходы к развитию молодежного и детского движения.
VIII раздел. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
8.1. Создание эффективной системы управления.
8.2. Совершенствование нормативно - правовой базы.
8.3. Научное и информационное обеспечение молодежной политики  
8.3. Кадровое обеспечение государственной молодежной политики.
  РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСНОВНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ в РФ  
  Ссылки на исследования  

ВВЕДЕНИЕ

 

Государственный доклад «Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации: 2002 год» содержит анализ тенденций социального развития молодежи и основные направления государственной молодежной политики в данный период. В нем отражены наиболее актуальные проблемы молодежи и мероприятия, проводимые федеральными и региональными государственными органами по их реализации. Обосновываются новые требования, предъявляемые к государственной молодежной политике на данном этапе, рассматриваются предложения, направленные на дальнейшее совершенствование управления деятельностью органов государственной власти в этом направлении.

Концепция государственного доклада утверждена на заседании Правительственной комиссии по делам молодежи 21 мая 2003 г. Структура доклада определена в соответствии с основными направлениями государственной молодежной политики, содержащимися в Концепции государственной молодежной политики в Российской Федерации, одобренной на заседании Правительственной комиссии по делам молодежи (протокол от 5 декабря 2001 г. №4).

Аналитический материал, представленный в докладе, отражает состояние основных социальных характеристик молодежи в 2002 г. и тенденции их изменения по сравнению с предыдущими периодами. Рассмотрение конкретных мероприятий в непосредственной связи с этими изменениями позволяет оценивать как достигнутый уровень развития молодежи, так и эффективность реализации государственной молодежной политики. Согласованность представленного материала с предыдущими докладами раскрывает динамику развития данной сферы государственной политики, как самостоятельной отрасли.

В процессе работы над докладом использованы поступившие в Департамент по молодежной политике Минобразования России в соответствии с решением Правительственной комиссии по делам молодежи информационно-аналитические материалы МВД России, Минобороны России, Минюста России, Минтруда России, Минздрава России, Госкомстата России. Использованы также документы, касающиеся проблем молодежи, федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов по делам молодежи 62 субъектов Российской Федерации, отчеты о научных исследованиях, выполненных по заказу Департамента по молодежной политике Минобразования РФ.

Доклад подготовлен в Центре социологии молодежи Института социально-политических исследований РАН.

Авторский коллектив:д.ф.н., проф. Бабинцев В.П. (8.3;8.4); Волошин И.Ю. (2.5), Герций Ю.В. (4.4); д.соц.н., доц. Зубок Ю.А. (2.1; 2.2; 2.4; 2.5; 2.6; 4.1; 4.2; 4.5; 4.6; 5.1; 6.1; 7.1; 7.2); Иконников Д.В. (8.3) д.соц.н., проф. Козлов А.А. (4.6; 5.1; 7.1; 7.3); Колбанов В.Ф. (3.1; 4.4); Куприянова Г.В. (I раздел; 8.1); к.э.н., доц. Кучмаева О.В. (3.4; 4.3; 4.4; 5.2; 5.3); д.соц.н., проф. Петрова Т.Э. (2.3); к.соц.н. Ростовская Т.К. (3.2; 5.1; 5.3; 6.2; 6.3; 6.4); к.соц.н., ст.н.с. Селиванов Л.И. (1раздел; 8.2; 8.3; Рекомендации); д.соц.н., проф. Чупров В.И. (2.1; 2.2; 2.4; 2.5; 2.6; 4.1; 4.2; 4.5; 4.6; 5.1; 6.1; 7.1; 7.2).


 

I раздел.ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

Государственная молодежная политика является составной частью государственной политики в области социально-экономического, культурного и национального развития Российской Федерации и представляет собой целостную систему мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового характера, направленных на создание необходимых условий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, для их ответственного участия в модернизации Российского государства и общества.

Государственная молодежная политика в современной России опирается на действующее в стране законодательство, регламентирующее деятельность государственных органов и общественных организаций по регулированию отношений молодежи и государства. В обозначенный период основные мероприятия по ее реализации осуществлялись в соответствии с Концепцией государственной молодежной политики в Российской Федерации, одобренной на заседании Правительственной комиссии по делам молодежи (протокол от 5 декабря 2001 г. №4) и федеральной целевой программой «Молодежь России (2001-2005 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 г. №1015*.

Молодежь рассматривается уполномоченными органами государственной власти как социально-возрастная группа населения в возрасте от 14 до 30 лет, совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в дееспособности по различным сферам участия в жизни социума.

Государственная молодежная политика в Российской Федерации осуществляется в целях:

- содействия социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи; использования инновационного потенциала молодежи в интересах государственного и общественного развития и развития самой молодежи;

- реализации общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных и детских общественных объединений; создания условий для более активного созидательного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества.

В основе государственной молодежной политики в Российской Федерации лежат следующие принципы:

- ответственности государства за соблюдение прав и законных интересов молодежи;

- ответственности молодых граждан за реализацию ими конституционных прав и обязанностей;

- приоритетности государственной поддержки молодежи на этапе социального, культурного, духовного и физического развития, выбора жизненного пути;

- преемственности, стабильности и совершенствования мер по формированию и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации.

С учетом изменяющейся политической и социально-экономической ситуации в стране, а также опыта работы с молодежью, накопленного в последние годы, выдвигаютсяновые требования к государственной молодежной политике. Они могут быть сформулированы следующим образом:

Инициатива молодых – потенциал развития России(содействие и поддержка развития гражданских инициатив молодежи; стимулирование молодежного самоуправления; активизация деятельности молодежных и детских общественных объединений);

Интересы молодежи - на благо общества (перепрофилирование деятельности молодежных центров с учетом современных потребностей и интересов молодежи; создание современной инфраструктуры молодежной политики);

Инновационность и инвестиционность(утверждение принципа долгосрочного инвестирования на затраты в сфере государственной молодежной политики и прогноза возможного объема прибыли);

Информативность(интерактивное взаимодействие государства и молодежи в информационных глобальных сетях силами самой молодежи; создание всероссийского молодежного информационного портала; общественный договор средств массовой коммуникации по всемерному охвату молодежи информацией);

Интеграция и сотрудничество(определение приоритетности государственной молодежной политики как межотраслевой сферы; совместное использование материальной базы учреждений различных ведомств; разработка “молодежных разделов” в целевых и инвестиционных программах всех уровней);

Доступность социальных услуг(интеграция источников финансирования государственной молодежной политики, усиление роли экономических рычагов привлеченных ресурсов; оснащение учреждений молодежной политики современным оборудованием);

Диверсификация молодежной политики(использование многообразного подхода к молодежи по социальным и возрастным группам; разработка новых технологий работы с молодежью, исходя из социальных и возрастных различий);

Диалог с молодежью(организация встреч, “круглых столов” с молодежью; проведение ежегодных фестивалей молодежных инициатив; стимулирование создания общественных объединений в сфере рабочей, сельской, творческой, служащей в силовых структурах и другой молодежи).

Системообразующими факторами новых подходов работы с молодежью выступают:

активность самой молодежи, связанная с расширением потенциальных возможностей в ее социальном становлении;

реализация потребностей и интересов каждой возрастной группы молодежи (17-19 лет, 20-24 года, 25-30 лет);

формирование целевых проектов и программ на региональном и федеральном уровнях, подтвержденных нормативной базой, механизмом государственной поддержки, финансовыми средствами.

Основой системы работы с молодежью должна стать социально-педагогическая триада: государство - общество (представленное широким спектром молодежных и детских общественных объединений) – социальные и возрастные группы молодежи.

Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в рассматриваемый период и по настоящее время эту деятельность осуществляет Департамент по молодежной политике Министерства образования Российской Федерации и, с учетом межведомственного подхода, в рамках Правительственной комиссии по делам молодежи.

Задачи по реализации государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации рассматриваются органами представительной и исполнительной власти и утверждаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В данный период в формировании и реализации государственной молодежной политики выделяются следующие приоритетныенаправления:

1. Государственная поддержка молодых граждан в сфере образования, воспитания и развития.

2. Содействие и поддержка молодых граждан в отношении охраны их здоровья, в организации профилактики опасных заболеваний и в формировании здорового образа жизни.

3. Содействие обеспечению экономической самостоятельности молодых граждан и реализации их трудовых прав и обязанностей.

4. Государственная поддержка молодых семей.

5. Государственная поддержка молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в их социальном обслуживании, в социальной реабилитации и адаптации.

6. Поддержка общественно значимых инициатив, общественно-политической деятельности молодежи, молодежных и детских общественных объединений.

*Подробно нормативные правовые основания, структурирование государственной молодежной политики как отрасли внутренней политики государства были рассмотрены в предшествующих докладах о положении молодежи и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации. См. Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации. 2000-2001 годы / Министерство образования Российской Федерации. – М., 2002.


II раздел. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МОЛОДЫХ ГРАЖДАН В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ

В соответствии с Концепцией государственной молодежной политики в Российской Федерации, государственная поддержка осуществлялась в направлении формирования и реализации мер по созданию благоприятных условий для получения образования молодыми гражданами, поступившими в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего, высшего и послевузовского профессионального образования на бюджетной основе и на основании договоров с оплатой ими стоимости обучения. В 2002 году были продолжены эксперименты по совершенствованию структуры и содержания общего образования, по введению единого государственного экзамена. Для общеобразовательных учреждений России, как и для всей системы образования, сегодня характерны постепенное преодоление кризиса и адаптация к современным условиям; более уверенная ориентация на рынок; отсечение экономически неэффективных и малоэффективных, с точки зрения сегодняшнего дня, структур и элементов; преимущественная ориентация на те слои населения, которые способны к обучению и материальному обеспечению функционирования самих образовательных учреждений. Однако эти процессы развиваются крайне противоречиво, что находит отражение в тенденциях изменения образовательного статуса молодежи.

2.1. Изменение уровня образования и образовательного статуса молодежи.

Образовательный статус молодежи является значимым критерием ее социального развития. Эмпирически он измеряется на основе показателей уровня образования и субъективным оценкам отношения респондентов к данной сфере. Одним из показателей уровня образования является численность студентов высших и средних специальных учебных заведений. В 2002 году продолжалась положительная тенденция изменения этого показателя (таблица 1).

Таблица 1

Рост численности студентов ВУЗов и средних специальных учебных заведений по годам

 

  1998/1999 гг. 1999/2000 гг. 2000/2001 гг. 2001/2002 гг.
Численность студентов государственных высших учебных заведений (на начало учебного года), тыс. человек 3 347 3 728 4 271 4 797
Численность студентов государственных средних специальных учебных заведений (на начало учебного года), тыс. человек 2 052 2 147 2 309 2 410
Всего студентов государственных учебных заведений, тыс. человек % молодежи 5 399 5 875 6 580 7 207
16,9 18,1 20,0 21,6

Гг.

  1998 г. в среднем за год 1999 г. в среднем за год 2000 г. в среднем за год 2001 г. в среднем за год 2002 г.на начало года
Численность молодежи в возрасте 15-29 лет, млн. человек 31,9 32,5 32,9 33,3 33,5
% всего населения 21,8 22,3 22,7 23,1 23,3
по возрастным группам:          
15-19 лет 11,3 11,6 11,9 12,1 12,2
20-24 лет 10,6 10,7 10,8 10,9 10,9
25-29 лет 10,0 10,1 10,3 10,4 10,4
СПРАВОЧНО:          
Численность населения, млн. человек 146,5 146,0 145,2 144,4 144,0
Численность населения трудоспособного возраста, млн. человек 85,2 85,9 86,7 87,2 87,3

Источник: Госкомстат РФ

За 2002 год число умерших увеличилось на 76,5 тыс. человек, или на 3,4%; общий коэффициент смертности возрос с 15,6 до 16,3 на 1000 населения. В наибольшей степени рост возрастных коэффициентов смертности отмечается в молодежных возрастных группах 20-24 и 25-29 лет. Рост смертности отмечается практически по всем основным классам причин, причем средний возраст смерти от хронических патологий, традиционно присущих старшим поколениям, «молодеет» - в этом состоит специфика российской модели смертности.

Устойчивой тенденцией последних лет является рост смертности населения, преимущественно молодых возрастов, от заболеваний органов пищеварения, органов дыхания, инфекционных и паразитарных болезней (в первую очередь – туберкулеза). Особую озабоченность вызывает рост показателей заболеваемости и смертности по нозологическим формам социальной этиологии (туберкулез, заболевания, передаваемые половым путем, ВИЧ/СПИД), распространение социальных девиаций, угрожающих генофонду нации – наркомании, токсикомании, алкоголизма.

Смертность от болезней социального неблагополучия и внешних причин в еще большей степени определяются социально-демографическими процессами в молодежной среде. Максимальный уровень смертности от туберкулеза локализуется в возрастных группах 25-29 и 30-34 года. Заболевания, передаваемые половым путем, распространяются преимущественно в молодежной среде, в частности, среди потребителей психотропных препаратов, работников «индустрии развлечений», социально дезадаптированных подростков и молодежи. Серьезной медико-социальной проблемой является заболеваемость врожденным сифилисом, передача новорожденному ВИЧ-инфекции (СПИДа) от больной матери.

Поведенческие факторы, а именно пренебрежение принципами здорового образа жизни, безусловно, играют важную роль в формировании негативных демографических тенденций в Российской Федерации. В этой связи одной из первоочередных задач по сохранению и укреплению здоровья молодых поколений выступает целенаправленная государственная политика по формированию здорового образа жизни, внедрению принципов жизнесохранительного поведения, развитию физической культуры и спорта.

Существенную роль в формировании тенденций демографической динамики, изменении структуры населения и параметров воспроизводства населения Российской Федерации играют миграционные процессы. В составе мигрантов, как внутрироссийских, так и внешних, преобладают лица молодых трудоспособных возрастов.

Приток мигрантов из-за пределов России положительно влияет на общую численность и структуру населения страны. Так, в числе внешних мигрантов удельный вес детей и подростков до 16 лет составляет около 17%, лиц трудоспособного возраста – свыше 64%. Приток мигрантов, как правило, способствует омоложению состава и увеличению численности населения регионов вселения за счет самих мигрантов и членов их семей; активизирует процессы создания семей, рождения потомства.

Развитие демографического потенциала России в перспективе во многом будет зависеть от направленности и интенсивности миграционных потоков, характера приживаемости и интеграции переселенцев, что потребует выделить работу с этой категорией молодежи в самостоятельное направление государственной молодежной политики. Учитывая сложную демографическую ситуацию, государством приняты соответствующие меры, направленные на ее улучшение, нашедшие свое отражение в «Концепции демографической политики Российской Федерации до 2015 года».

3.2. Тенденции изменения состояния здоровья детей и подростков.Состояние здоровья населения и, прежде всего детей и молодежи, является одним из важнейших факторов обеспечения безопасности и стабильности государства. Одновременно оно является важнейшим показателем социального развития молодежи. Анализ имеющихся статистических данных позволяет утверждать, что в 2002 году в состоянии здоровья детей и подростков отмечались как негативные, так и наметившиеся некоторые позитивные тенденции.

Продолжалось снижение младенческой смертности. Показатель младенческой смертности в 2002 году (по предварительным данным) составил 13,3 на 1000 родившихся живыми, что на 8,9% ниже, чем в 2001 году, и на 13,1% ниже, чем в 2000 году. Отмечается значительное колебание этих показателей в различных регионах: от 6,7 в г. С-Петербурге, 7,6 в Агинском Бурятском автономном округе, 8,4 в Самарской области, 8,8 в Республике Мордовия и Ханты-Мансийском автономном округе до 25,6 в Коми-Пермяцком автономном округе, 29,6 в Республике Ингушетия, 34,9 в Корякском автономном округе. Наиболее низкие показатели младенческой смертности по-прежнему в Северо-Западном федеральном округе, высокие – в Дальневосточном федеральном округе.

Вместе с тем, по-прежнему сохраняются негативные тенденции в состоянии здоровья детей и подростков. Это подтвердили и результаты Всероссийской диспансеризации детей в 2002 году, в ходе которой было осмотрено 30 млн. 400 тысяч детей (94,6%). Признаны здоровыми (I группа здоровья) 32,1% детей и подростков, 51,7% имеют функциональные отклонения или факторы риска заболеваний (II группа здоровья), 16,2% - хронические заболевания (III-IV-V группы здоровья).

В разрезе федеральных округов максимальная доля детей и подростков с первой группой здоровья зарегистрирована в Дальневосточном федеральном округе (35,9%), Центральном федеральном округе (35,6%) и Южном федеральном округе (39,9%). Низкая доля здоровых детей зарегистрирована в Приволжском (27,2%) и Северо-Западном (27,5%) федеральных округах при невысокой доле детей, имеющих хронические заболевания, соответственно 16,6% и 15,4% .

В сельской местности удельный вес здоровых детей и подростков значительно ниже, чем в городе. В городской местности дети первой группы здоровья составляют 36,93%, второй – 48,73%, третьей – 14,34%, в то время как на селе эти цифры равны 29,02%, 53,89%, 17,09%, соответственно.

Соотношение здоровых и больных детей имеет возрастные различия: в возрасте до 1 года доля здоровых детей составляет 29%, к 3 годам – около 40%, в возрасте до 15 лет – около 28%, к 15-17 годам – отмечается увеличение доли здоровых подростков до 32%. С возрастом удельный вес детей и подростков с 3 группой здоровья увеличивается.

Выявлена зависимость распределения детей по группам здоровья от пола. До 10 летнего возраста в I группе здоровья преобладают девочки, старше 10 лет – мальчики. С наступлением пубертатного периода растет удельный вес хронической патологии у девочек.

Отмечаются также различия в состоянии здоровья детей и подростков в зависимости от типа учебного заведения и соответствующей им системы педагогического воспитания: в общеобразовательных учреждениях (школы, лицеи и т.д.) патология выявлена у 59,2% учащихся, в школах-интернатах – у 71,9%, в школах при воинских частях – у 57,4%, в учреждениях начального или среднего профессионального образования – у 50%, в военных училищах – у 33,4%. В соответствии с данными НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН отмечаются следующие особенности физического развития современных детей и подростков крупных городов: грациализация телосложения, дефицит массы тела, низкорослость, замедление темпов полового созревания, отставание биологического возраста от календарного, снижение динамометрических показателей и силовых возможностей. В ряду факторов, влияющих на такое положение выделяются: во-первых, недостаток в питании по экономическим причинам (но можно наблюдать и деформацию из-за пропаганды некоторых «нездоровых» продуктов питания и соответствующих стандартов потребления в СМИ путем рекламы и западных фильмов), во-вторых, нарушение традиционного образа жизни, который у всех народов предполагает гармонию духа и тела, формирование разумных материальных и духовных потребностей с детского возраста.

В течение последних лет сохраняется существенный дисбаланс в структуре питания детей и подростков – высокое потребление хлеба, хлебопродуктов, сахара, картофеля и крайне недостаточное потребление мяса, молока, рыбы, яиц, фруктов, овощей, растительного масла, являющихся источником незаменимых аминокислот, витаминов, и микроэлементов, что оказывает существенное негативное влияние на их здоровье.

Ухудшается питание учащихся в школах. Лишь 23% школьников принимают горячую пищу 2-3 раза в день; число детей, пользующихся столовыми сократилось примерно на 30%, а среди старшеклассников не превышает 10%. Ассигнования, выделяемые на питание в школах, обеспечивают не более 30-40% от суточной потребности в белках, жирах, энергии и на 20% - в витамине С и кальции.

По итогам I этапа диспансеризации в 2003 году проведена коллегия Минздрава России, решением которой определены основные направления и пути развития специализированной помощи детям, увеличение объемов и квот по высокоспециализированным (дорогостоящим) видам медицинской помощи; разработаны планы оздоровления и реабилитации детей и подростков по всем видам образовательных учреждений. Аналогичные мероприятия проведены во всех субъектах Российской Федерации.

Наметилось некоторое снижение заболеваемости детей и подростков болезнями, передающимися половым путем. В 2002 году зарегистрировано 45,1 тыс. больных этими болезнями в возрасте до 18 лет, что на 7,8 тыс. меньше, чем в 2001 году (52,9 тысяч). Однако острота проблемы не снижается. Остается высоким число заболевших сифилисом девочек в возрасте до 15 лет. Проведенный в 37 субъектах Российской Федерации анализ путей заражения сифилисом среди детей показал, что более чем в 60% случаев они заразились половым путем. Сохраняется высокий уровень заболеваемости врожденным сифилисом. В 2002 году зарегистрировано 619 случаев, в 2001г. – 579.

Острой остается проблема ВИЧ-инфекции. Наибольшее за весь период регистрации число ВИЧ-инфицированных – 87177 человек было выявлено в 2001 году, что почти в 1,5 раза больше по сравнению с 2000 годом. В 2002 году число впервые выявленных случаев ВИЧ-инфекции снизилось по сравнению с 2001 годом на 43%. На 01.01.2003г. в Российской Федерации зарегистрировано 229049 ВИЧ-инфицированных, включая 4775 детей. Увеличивается число случаев ВИЧ-инфекции среди призывников. Только в 2001 году по этой причине не были призваны в ряды Российской Армии более 5 тыс. молодых людей.

В целях предупреждения распространения инфекций, передаваемых половым путем, в структуре кожно-венерологических диспансеров организованы отделы первичной профилактики, которые проводят работу по пропаганде и поощрению более безопасного сексуального поведения, координируя свою работу с общественными организациями. Положительный опыт такой работы с населением, особенно с подростками, накоплен в Мурманской, Самарской, Новосибирской, Свердловской областях. Однако, пропаганда «безопасного секса» останется малоэффективной без повышения уровня духовно-нравственного воспитания молодежи и вовлечения молодых людей в активную трудовую и образовательную деятельность. Следует возродить игнорируемые в постсоветское время методы прямой пропаганды и даже административно-правового принуждения (разумеется, в комплексе с методами и технологиями духовного воспитания).

Несмотря на то, что в 2002 году отмечено некоторое снижение заболеваемости туберкулезом (зарегистрировано 6254 ребенка в возрасте до 18 лет с диагнозом активного туберкулеза, установленным впервые в жизни, что на 1116 детей меньше, чем в 2001 году), проблема распространения этой болезни остается актуальной.

Сохраняет свою остроту и проблема здоровья детей-инвалидов. Общая численность инвалидов в возрасте до 18 лет в 2002 году по данным Минздрава России достигла 620342 детей (196,3 на 10000 детей), из которых 58% составляют юноши, 42% - девушки.

Одной из основных причин инвалидности детей по-прежнему являются болезни нервной системы (20,6%), среди которых более половины (56,3%) составляет детский церебральный паралич и психические расстройства –21,2%, из них 72,8% - умственная отсталость.

В 2002 году соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка завершена работа по переводу детей в возрасте до 18 лет на медицинское обслуживание педиатрической сетью. В детских амбулаторно-поликлинических учреждениях начата работа по организации медицинского обеспечения подготовки юношей к военной службе. В 2002 году в 39 федеральных санаториях для детей и подростков 15-17 лет с родителями получили лечение 68,9 тыс. человек.

В целях дальнейшего улучшения здоровья детей и подростков необходимо:

- обеспечение приоритетного развития и поддержки службы охраны материнства и детства;

- реализация государственных гарантий по обеспечению детей подростков бесплатной медицинской помощью, сохранение доступности дорогостоящих видов медицинской помощи;

- усиление межведомственного взаимодействия по предупреждению и распространению беспризорности, безнадзорности; профилактике социально значимых болезней у детей: алкоголизма, наркомании и токсикомании, туберкулеза, ВИЧ-инфекции, заболеваний, передающихся половым путем;

- повышение эффективности профилактических и оздоровительных мероприятий в образовательных учреждениях, в том числе по формированию здорового образа жизни;

- принятие мер к привлечению молодежи к занятию спортом.

3.3. Развитие массового молодежного спорта.Физическая культура и спорт призваны сыграть ведущую роль в формировании здорового образа жизни молодежи. Поэтому развитие массового спорта среди молодежи является приоритетным направлением государственной молодежной политики.

Основные усилия были направлены на преодоление кризисных явлений в массовом молодежном спорте, характерных для 90-х годов. Утрата ценности физической культуры, сокращение финансового и ресурсного обеспечения физкультурно-массовой работы, уменьшение количества действующих спортивных сооружений, доступных для детей и молодежи, коммерциализация спорта явились причиной резкой дифференциации в возможностях физического развития молодежи. Поэтому главным направлением государственной молодежной политики в данной сфере стали меры, направленные на выравнивание возможностей в занятии спортом для разных категорий молодежи.

К числу важнейших решений, которые во многом определили деятельность Госкомспорта России в 2002 г., явились поручения Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, данные на заседании Государственного Совета Российской Федерации от 30.01.2002 г. «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян». Решения Государственного Совета Российской Федерации по данному вопросу дали мощный импульс развитию физической культуры и спорта в стране.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 1507-р одобрена Концепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года, в которой развитие физической культуры и спорта среди детей, подростков и молодежи определено приоритетным направлением деятельности Госкомспорта России.

Правительством Российской Федерации утверждена подпрограмма «Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации» (2002-2005гг.) федеральной целевой программы «Молодежь России (2001-2005гг.)». Реализация мероприятий подпрограммы позволит значительно увеличить численность занимающихся физической культурой и спортом, поднять уровень методического обеспечения, укрепить материально-техническую спортивную базу.

По вопросу совершенствования процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации в мае 2002 года проведена совместная коллегия Минобразования России, Госкомспорта России, Минздрава России и Российской Академии образования. По распоряжению Минобразования России, начиная с 2002-2003 учебного года во всех общеобразовательных учреждениях введен третий урок физической культуры.

Принято решение о проведении Спартакиады народов России (распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2002 года) в рамках которой начиная с 2003 года предусмотрено проведение массовых спортивных мероприятий среди всех категорий населения.

В соответствии с Единым календарным планом всероссийских и международных спортивных мероприятий Госкомспорта России ежегодно проводится более 100 различных массовых физкультурно-спортивных и комплексных спортивных мероприятий для детей, учащейся молодежи и различных возрастных групп населения. Из 118 проведенных в 2002 году мероприятий 37 проведено для детей и учащейся молодежи по отдельным видам спорта и 29 комплексных мероприятий.

Особое внимание уделяется проведению таких массовых соревнова





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.242.55 (0.029 с.)