Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Департамент по молодежной политике↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Департамент по молодежной политике ПОЛОЖЕНИЕ МОЛОДЕЖИ И РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: Год Москва 2003 Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации: 2002 год /Министерство образования Российской Федерации. М., 2003. – 1с.
Редакционная коллегия: д.соц.н., доц. Ю.А. Зубок, д.соц.н., проф. В.И. Чупров (ответственные редакторы); д.ф.н., проф. В.П. Бабинцев, к.соц.н. Ю.В. Коврижных, Г.В. Куприянова, д.соц.н., проф. Т.Э.Петрова, к.соц.н, ст.н.с. Л.И.Селиванов
Государственный доклад содержит основные показатели положения российской молодежи и меры по реализации государственной молодежной политики за 2002 год.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Государственный доклад «Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации: 2002 год» содержит анализ тенденций социального развития молодежи и основные направления государственной молодежной политики в данный период. В нем отражены наиболее актуальные проблемы молодежи и мероприятия, проводимые федеральными и региональными государственными органами по их реализации. Обосновываются новые требования, предъявляемые к государственной молодежной политике на данном этапе, рассматриваются предложения, направленные на дальнейшее совершенствование управления деятельностью органов государственной власти в этом направлении. Концепция государственного доклада утверждена на заседании Правительственной комиссии по делам молодежи 21 мая 2003 г. Структура доклада определена в соответствии с основными направлениями государственной молодежной политики, содержащимися в Концепции государственной молодежной политики в Российской Федерации, одобренной на заседании Правительственной комиссии по делам молодежи (протокол от 5 декабря 2001 г. №4). Аналитический материал, представленный в докладе, отражает состояние основных социальных характеристик молодежи в 2002 г. и тенденции их изменения по сравнению с предыдущими периодами. Рассмотрение конкретных мероприятий в непосредственной связи с этими изменениями позволяет оценивать как достигнутый уровень развития молодежи, так и эффективность реализации государственной молодежной политики. Согласованность представленного материала с предыдущими докладами раскрывает динамику развития данной сферы государственной политики, как самостоятельной отрасли. В процессе работы над докладом использованы поступившие в Департамент по молодежной политике Минобразования России в соответствии с решением Правительственной комиссии по делам молодежи информационно-аналитические материалы МВД России, Минобороны России, Минюста России, Минтруда России, Минздрава России, Госкомстата России. Использованы также документы, касающиеся проблем молодежи, федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов по делам молодежи 62 субъектов Российской Федерации, отчеты о научных исследованиях, выполненных по заказу Департамента по молодежной политике Минобразования РФ. Доклад подготовлен в Центре социологии молодежи Института социально-политических исследований РАН. Авторский коллектив: д.ф.н., проф. Бабинцев В.П. (8.3;8.4); Волошин И.Ю. (2.5), Герций Ю.В. (4.4); д.соц.н., доц. Зубок Ю.А. (2.1; 2.2; 2.4; 2.5; 2.6; 4.1; 4.2; 4.5; 4.6; 5.1; 6.1; 7.1; 7.2); Иконников Д.В. (8.3) д.соц.н., проф. Козлов А.А. (4.6; 5.1; 7.1; 7.3); Колбанов В.Ф. (3.1; 4.4); Куприянова Г.В. (I раздел; 8.1); к.э.н., доц. Кучмаева О.В. (3.4; 4.3; 4.4; 5.2; 5.3); д.соц.н., проф. Петрова Т.Э. (2.3); к.соц.н. Ростовская Т.К. (3.2; 5.1; 5.3; 6.2; 6.3; 6.4); к.соц.н., ст.н.с. Селиванов Л.И. (1раздел; 8.2; 8.3; Рекомендации); д.соц.н., проф. Чупров В.И. (2.1; 2.2; 2.4; 2.5; 2.6; 4.1; 4.2; 4.5; 4.6; 5.1; 6.1; 7.1; 7.2).
I раздел.ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ Государственная молодежная политика является составной частью государственной политики в области социально-экономического, культурного и национального развития Российской Федерации и представляет собой целостную систему мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового характера, направленных на создание необходимых условий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, для их ответственного участия в модернизации Российского государства и общества. Государственная молодежная политика в современной России опирается на действующее в стране законодательство, регламентирующее деятельность государственных органов и общественных организаций по регулированию отношений молодежи и государства. В обозначенный период основные мероприятия по ее реализации осуществлялись в соответствии с Концепцией государственной молодежной политики в Российской Федерации, одобренной на заседании Правительственной комиссии по делам молодежи (протокол от 5 декабря 2001 г. №4) и федеральной целевой программой «Молодежь России (2001-2005 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 г. №1015*. Молодежь рассматривается уполномоченными органами государственной власти как социально-возрастная группа населения в возрасте от 14 до 30 лет, совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в дееспособности по различным сферам участия в жизни социума. Государственная молодежная политика в Российской Федерации осуществляется в целях: - содействия социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи; использования инновационного потенциала молодежи в интересах государственного и общественного развития и развития самой молодежи; - реализации общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных и детских общественных объединений; создания условий для более активного созидательного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества. В основе государственной молодежной политики в Российской Федерации лежат следующие принципы: - ответственности государства за соблюдение прав и законных интересов молодежи; - ответственности молодых граждан за реализацию ими конституционных прав и обязанностей; - приоритетности государственной поддержки молодежи на этапе социального, культурного, духовного и физического развития, выбора жизненного пути; - преемственности, стабильности и совершенствования мер по формированию и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации. С учетом изменяющейся политической и социально-экономической ситуации в стране, а также опыта работы с молодежью, накопленного в последние годы, выдвигаются новые требования к государственной молодежной политике. Они могут быть сформулированы следующим образом: Инициатива молодых – потенциал развития России(содействие и поддержка развития гражданских инициатив молодежи; стимулирование молодежного самоуправления; активизация деятельности молодежных и детских общественных объединений); Интересы молодежи - на благо общества (перепрофилирование деятельности молодежных центров с учетом современных потребностей и интересов молодежи; создание современной инфраструктуры молодежной политики); Инновационность и инвестиционность(утверждение принципа долгосрочного инвестирования на затраты в сфере государственной молодежной политики и прогноза возможного объема прибыли); Информативность(интерактивное взаимодействие государства и молодежи в информационных глобальных сетях силами самой молодежи; создание всероссийского молодежного информационного портала; общественный договор средств массовой коммуникации по всемерному охвату молодежи информацией); Интеграция и сотрудничество(определение приоритетности государственной молодежной политики как межотраслевой сферы; совместное использование материальной базы учреждений различных ведомств; разработка “молодежных разделов” в целевых и инвестиционных программах всех уровней); Доступность социальных услуг(интеграция источников финансирования государственной молодежной политики, усиление роли экономических рычагов привлеченных ресурсов; оснащение учреждений молодежной политики современным оборудованием); Диверсификация молодежной политики(использование многообразного подхода к молодежи по социальным и возрастным группам; разработка новых технологий работы с молодежью, исходя из социальных и возрастных различий); Диалог с молодежью(организация встреч, “круглых столов” с молодежью; проведение ежегодных фестивалей молодежных инициатив; стимулирование создания общественных объединений в сфере рабочей, сельской, творческой, служащей в силовых структурах и другой молодежи). Системообразующими факторами новых подходов работы с молодежью выступают: активность самой молодежи, связанная с расширением потенциальных возможностей в ее социальном становлении; реализация потребностей и интересов каждой возрастной группы молодежи (17-19 лет, 20-24 года, 25-30 лет); формирование целевых проектов и программ на региональном и федеральном уровнях, подтвержденных нормативной базой, механизмом государственной поддержки, финансовыми средствами. Основой системы работы с молодежью должна стать социально-педагогическая триада: государство - общество (представленное широким спектром молодежных и детских общественных объединений) – социальные и возрастные группы молодежи. Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в рассматриваемый период и по настоящее время эту деятельность осуществляет Департамент по молодежной политике Министерства образования Российской Федерации и, с учетом межведомственного подхода, в рамках Правительственной комиссии по делам молодежи. Задачи по реализации государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации рассматриваются органами представительной и исполнительной власти и утверждаются в соответствии с законодательством Российской Федерации. В данный период в формировании и реализации государственной молодежной политики выделяются следующие приоритетные направления: 1. Государственная поддержка молодых граждан в сфере образования, воспитания и развития. 2. Содействие и поддержка молодых граждан в отношении охраны их здоровья, в организации профилактики опасных заболеваний и в формировании здорового образа жизни. 3. Содействие обеспечению экономической самостоятельности молодых граждан и реализации их трудовых прав и обязанностей. 4. Государственная поддержка молодых семей. 5. Государственная поддержка молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в их социальном обслуживании, в социальной реабилитации и адаптации. 6. Поддержка общественно значимых инициатив, общественно-политической деятельности молодежи, молодежных и детских общественных объединений. *Подробно нормативные правовые основания, структурирование государственной молодежной политики как отрасли внутренней политики государства были рассмотрены в предшествующих докладах о положении молодежи и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации. См. Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации. 2000-2001 годы / Министерство образования Российской Федерации. – М., 2002. II раздел. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МОЛОДЫХ ГРАЖДАН В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ В соответствии с Концепцией государственной молодежной политики в Российской Федерации, государственная поддержка осуществлялась в направлении формирования и реализации мер по созданию благоприятных условий для получения образования молодыми гражданами, поступившими в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего, высшего и послевузовского профессионального образования на бюджетной основе и на основании договоров с оплатой ими стоимости обучения. В 2002 году были продолжены эксперименты по совершенствованию структуры и содержания общего образования, по введению единого государственного экзамена. Для общеобразовательных учреждений России, как и для всей системы образования, сегодня характерны постепенное преодоление кризиса и адаптация к современным условиям; более уверенная ориентация на рынок; отсечение экономически неэффективных и малоэффективных, с точки зрения сегодняшнего дня, структур и элементов; преимущественная ориентация на те слои населения, которые способны к обучению и материальному обеспечению функционирования самих образовательных учреждений. Однако эти процессы развиваются крайне противоречиво, что находит отражение в тенденциях изменения образовательного статуса молодежи. 2.1. Изменение уровня образования и образовательного статуса молодежи. Образовательный статус молодежи является значимым критерием ее социального развития. Эмпирически он измеряется на основе показателей уровня образования и субъективным оценкам отношения респондентов к данной сфере. Одним из показателей уровня образования является численность студентов высших и средних специальных учебных заведений. В 2002 году продолжалась положительная тенденция изменения этого показателя (таблица 1). Таблица 1 Рост численности студентов ВУЗов и средних специальных учебных заведений по годам
Гг.
Источник: Госкомстат РФ За 2002 год число умерших увеличилось на 76,5 тыс. человек, или на 3,4%; общий коэффициент смертности возрос с 15,6 до 16,3 на 1000 населения. В наибольшей степени рост возрастных коэффициентов смертности отмечается в молодежных возрастных группах 20-24 и 25-29 лет. Рост смертности отмечается практически по всем основным классам причин, причем средний возраст смерти от хронических патологий, традиционно присущих старшим поколениям, «молодеет» - в этом состоит специфика российской модели смертности. Устойчивой тенденцией последних лет является рост смертности населения, преимущественно молодых возрастов, от заболеваний органов пищеварения, органов дыхания, инфекционных и паразитарных болезней (в первую очередь – туберкулеза). Особую озабоченность вызывает рост показателей заболеваемости и смертности по нозологическим формам социальной этиологии (туберкулез, заболевания, передаваемые половым путем, ВИЧ/СПИД), распространение социальных девиаций, угрожающих генофонду нации – наркомании, токсикомании, алкоголизма. Смертность от болезней социального неблагополучия и внешних причин в еще большей степени определяются социально-демографическими процессами в молодежной среде. Максимальный уровень смертности от туберкулеза локализуется в возрастных группах 25-29 и 30-34 года. Заболевания, передаваемые половым путем, распространяются преимущественно в молодежной среде, в частности, среди потребителей психотропных препаратов, работников «индустрии развлечений», социально дезадаптированных подростков и молодежи. Серьезной медико-социальной проблемой является заболеваемость врожденным сифилисом, передача новорожденному ВИЧ-инфекции (СПИДа) от больной матери. Поведенческие факторы, а именно пренебрежение принципами здорового образа жизни, безусловно, играют важную роль в формировании негативных демографических тенденций в Российской Федерации. В этой связи одной из первоочередных задач по сохранению и укреплению здоровья молодых поколений выступает целенаправленная государственная политика по формированию здорового образа жизни, внедрению принципов жизнесохранительного поведения, развитию физической культуры и спорта. Существенную роль в формировании тенденций демографической динамики, изменении структуры населения и параметров воспроизводства населения Российской Федерации играют миграционные процессы. В составе мигрантов, как внутрироссийских, так и внешних, преобладают лица молодых трудоспособных возрастов. Приток мигрантов из-за пределов России положительно влияет на общую численность и структуру населения страны. Так, в числе внешних мигрантов удельный вес детей и подростков до 16 лет составляет около 17%, лиц трудоспособного возраста – свыше 64%. Приток мигрантов, как правило, способствует омоложению состава и увеличению численности населения регионов вселения за счет самих мигрантов и членов их семей; активизирует процессы создания семей, рождения потомства. Развитие демографического потенциала России в перспективе во многом будет зависеть от направленности и интенсивности миграционных потоков, характера приживаемости и интеграции переселенцев, что потребует выделить работу с этой категорией молодежи в самостоятельное направление государственной молодежной политики. Учитывая сложную демографическую ситуацию, государством приняты соответствующие меры, направленные на ее улучшение, нашедшие свое отражение в «Концепции демографической политики Российской Федерации до 2015 года». 3.2. Тенденции изменения состояния здоровья детей и подростков. Состояние здоровья населения и, прежде всего детей и молодежи, является одним из важнейших факторов обеспечения безопасности и стабильности государства. Одновременно оно является важнейшим показателем социального развития молодежи. Анализ имеющихся статистических данных позволяет утверждать, что в 2002 году в состоянии здоровья детей и подростков отмечались как негативные, так и наметившиеся некоторые позитивные тенденции. Продолжалось снижение младенческой смертности. Показатель младенческой смертности в 2002 году (по предварительным данным) составил 13,3 на 1000 родившихся живыми, что на 8,9% ниже, чем в 2001 году, и на 13,1% ниже, чем в 2000 году. Отмечается значительное колебание этих показателей в различных регионах: от 6,7 в г. С-Петербурге, 7,6 в Агинском Бурятском автономном округе, 8,4 в Самарской области, 8,8 в Республике Мордовия и Ханты-Мансийском автономном округе до 25,6 в Коми-Пермяцком автономном округе, 29,6 в Республике Ингушетия, 34,9 в Корякском автономном округе. Наиболее низкие показатели младенческой смертности по-прежнему в Северо-Западном федеральном округе, высокие – в Дальневосточном федеральном округе. Вместе с тем, по-прежнему сохраняются негативные тенденции в состоянии здоровья детей и подростков. Это подтвердили и результаты Всероссийской диспансеризации детей в 2002 году, в ходе которой было осмотрено 30 млн. 400 тысяч детей (94,6%). Признаны здоровыми (I группа здоровья) 32,1% детей и подростков, 51,7% имеют функциональные отклонения или факторы риска заболеваний (II группа здоровья), 16,2% - хронические заболевания (III-IV-V группы здоровья). В разрезе федеральных округов максимальная доля детей и подростков с первой группой здоровья зарегистрирована в Дальневосточном федеральном округе (35,9%), Центральном федеральном округе (35,6%) и Южном федеральном округе (39,9%). Низкая доля здоровых детей зарегистрирована в Приволжском (27,2%) и Северо-Западном (27,5%) федеральных округах при невысокой доле детей, имеющих хронические заболевания, соответственно 16,6% и 15,4%. В сельской местности удельный вес здоровых детей и подростков значительно ниже, чем в городе. В городской местности дети первой группы здоровья составляют 36,93%, второй – 48,73%, третьей – 14,34%, в то время как на селе эти цифры равны 29,02%, 53,89%, 17,09%, соответственно. Соотношение здоровых и больных детей имеет возрастные различия: в возрасте до 1 года доля здоровых детей составляет 29%, к 3 годам – около 40%, в возрасте до 15 лет – около 28%, к 15-17 годам – отмечается увеличение доли здоровых подростков до 32%. С возрастом удельный вес детей и подростков с 3 группой здоровья увеличивается. Выявлена зависимость распределения детей по группам здоровья от пола. До 10 летнего возраста в I группе здоровья преобладают девочки, старше 10 лет – мальчики. С наступлением пубертатного периода растет удельный вес хронической патологии у девочек. Отмечаются также различия в состоянии здоровья детей и подростков в зависимости от типа учебного заведения и соответствующей им системы педагогического воспитания: в общеобразовательных учреждениях (школы, лицеи и т.д.) патология выявлена у 59,2% учащихся, в школах-интернатах – у 71,9%, в школах при воинских частях – у 57,4%, в учреждениях начального или среднего профессионального образования – у 50%, в военных училищах – у 33,4%. В соответствии с данными НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН отмечаются следующие особенности физического развития современных детей и подростков крупных городов: грациализация телосложения, дефицит массы тела, низкорослость, замедление темпов полового созревания, отставание биологического возраста от календарного, снижение динамометрических показателей и силовых возможностей. В ряду факторов, влияющих на такое положение выделяются: во-первых, недостаток в питании по экономическим причинам (но можно наблюдать и деформацию из-за пропаганды некоторых «нездоровых» продуктов питания и соответствующих стандартов потребления в СМИ путем рекламы и западных фильмов), во-вторых, нарушение традиционного образа жизни, который у всех народов предполагает гармонию духа и тела, формирование разумных материальных и духовных потребностей с детского возраста. В течение последних лет сохраняется существенный дисбаланс в структуре питания детей и подростков – высокое потребление хлеба, хлебопродуктов, сахара, картофеля и крайне недостаточное потребление мяса, молока, рыбы, яиц, фруктов, овощей, растительного масла, являющихся источником незаменимых аминокислот, витаминов, и микроэлементов, что оказывает существенное негативное влияние на их здоровье. Ухудшается питание учащихся в школах. Лишь 23% школьников принимают горячую пищу 2-3 раза в день; число детей, пользующихся столовыми сократилось примерно на 30%, а среди старшеклассников не превышает 10%. Ассигнования, выделяемые на питание в школах, обеспечивают не более 30-40% от суточной потребности в белках, жирах, энергии и на 20% - в витамине С и кальции. По итогам I этапа диспансеризации в 2003 году проведена коллегия Минздрава России, решением которой определены основные направления и пути развития специализированной помощи детям, увеличение объемов и квот по высокоспециализированным (дорогостоящим) видам медицинской помощи; разработаны планы оздоровления и реабилитации детей и подростков по всем видам образовательных учреждений. Аналогичные мероприятия проведены во всех субъектах Российской Федерации. Наметилось некоторое снижение заболеваемости детей и подростков болезнями, передающимися половым путем. В 2002 году зарегистрировано 45,1 тыс. больных этими болезнями в возрасте до 18 лет, что на 7,8 тыс. меньше, чем в 2001 году (52,9 тысяч). Однако острота проблемы не снижается. Остается высоким число заболевших сифилисом девочек в возрасте до 15 лет. Проведенный в 37 субъектах Российской Федерации анализ путей заражения сифилисом среди детей показал, что более чем в 60% случаев они заразились половым путем. Сохраняется высокий уровень заболеваемости врожденным сифилисом. В 2002 году зарегистрировано 619 случаев, в 2001г. – 579. Острой остается проблема ВИЧ-инфекции. Наибольшее за весь период регистрации число ВИЧ-инфицированных – 87177 человек было выявлено в 2001 году, что почти в 1,5 раза больше по сравнению с 2000 годом. В 2002 году число впервые выявленных случаев ВИЧ-инфекции снизилось по сравнению с 2001 годом на 43%. На 01.01.2003г. в Российской Федерации зарегистрировано 229049 ВИЧ-инфицированных, включая 4775 детей. Увеличивается число случаев ВИЧ-инфекции среди призывников. Только в 2001 году по этой причине не были призваны в ряды Российской Армии более 5 тыс. молодых людей. В целях предупреждения распространения инфекций, передаваемых половым путем, в структуре кожно-венерологических диспансеров организованы отделы первичной профилактики, которые проводят работу по пропаганде и поощрению более безопасного сексуального поведения, координируя свою работу с общественными организациями. Положительный опыт такой работы с населением, особенно с подростками, накоплен в Мурманской, Самарской, Новосибирской, Свердловской областях. Однако, пропаганда «безопасного секса» останется малоэффективной без повышения уровня духовно-нравственного воспитания молодежи и вовлечения молодых людей в активную трудовую и образовательную деятельность. Следует возродить игнорируемые в постсоветское время методы прямой пропаганды и даже административно-правового принуждения (разумеется, в комплексе с методами и технологиями духовного воспитания). Несмотря на то, что в 2002 году отмечено некоторое снижение заболеваемости туберкулезом (зарегистрировано 6254 ребенка в возрасте до 18 лет с диагнозом активного туберкулеза, установленным впервые в жизни, что на 1116 детей меньше, чем в 2001 году), проблема распространения этой болезни остается актуальной. Сохраняет свою остроту и проблема здоровья детей-инвалидов. Общая численность инвалидов в возрасте до 18 лет в 2002 году по данным Минздрава России достигла 620342 детей (196,3 на 10000 детей), из которых 58% составляют юноши, 42% - девушки. Одной из основных причин инвалидности детей по-прежнему являются болезни нервной системы (20,6%), среди которых более половины (56,3%) составляет детский церебральный паралич и психические расстройства –21,2%, из них 72,8% - умственная отсталость. В 2002 году соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка завершена работа по переводу детей в возрасте до 18 лет на медицинское обслуживание педиатрической сетью. В детских амбулаторно-поликлинических учреждениях начата работа по организации медицинского обеспечения подготовки юношей к военной службе. В 2002 году в 39 федеральных санаториях для детей и подростков 15-17 лет с родителями получили лечение 68,9 тыс. человек. В целях дальнейшего улучшения здоровья детей и подростков необходимо: - обеспечение приоритетного развития и поддержки службы охраны материнства и детства; - реализация государственных гарантий по обеспечению детей подростков бесплатной медицинской помощью, сохранение доступности дорогостоящих видов медицинской помощи; - усиление межведомственного взаимодействия по предупреждению и распространению беспризорности, безнадзорности; профилактике социально значимых болезней у детей: алкоголизма, наркомании и токсикомании, туберкулеза, ВИЧ-инфекции, заболеваний, передающихся половым путем; - повышение эффективности профилактических и оздоровительных мероприятий в образовательных учреждениях, в том числе по формированию здорового образа жизни; - принятие мер к привлечению молодежи к занятию спортом. 3.3. Развитие массового молодежного спорта. Физическая культура и спорт призваны сыграть ведущую роль в формировании здорового образа жизни молодежи. Поэтому развитие массового спорта среди молодежи является приоритетным направлением государственной молодежной политики. Основные усилия были направлены на преодоление кризисных явлений в массовом молодежном спорте, характерных для 90-х годов. Утрата ценности физической культуры, сокращение финансового и ресурсного обеспечения физкультурно-массовой работы, уменьшение количества действующих спортивных сооружений, доступных для детей и молодежи, коммерциализация спорта явились причиной резкой дифференциации в возможностях физического развития молодежи. Поэтому главным направлением государственной молодежной политики в данной сфере стали меры, направленные на выравнивание возможностей в занятии спортом для разных категорий молодежи. К числу важнейших решений, которые во многом определили деятельность Госкомспорта России в 2002 г., явились поручения Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, данные на заседании Государственного Совета Российской Федерации от 30.01.2002 г. «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян». Решения Государственного Совета Российской Федерации по данному вопросу дали мощный импульс развитию физической культуры и спорта в стране. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 1507-р одобрена Концепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года, в которой развитие физической культуры и спорта среди детей, подростков и молодежи определено приоритетным направлением деятельности Госкомспорта России. Правительством Российской Федерации утверждена подпрограмма «Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации» (2002-2005гг.) федеральной целевой программы «Молодежь России (2001-2005гг.)». Реализация мероприятий подпрограммы позволит значительно увеличить численность занимающихся физической культурой и спортом, поднять уровень методического обеспечения, укрепить материально-техническую спортивную базу. По вопросу совершенствования процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации в мае 2002 года проведена совместная коллегия Минобразования России, Госкомспорта России, Минздрава России и Российской Академии образования. По распоряжению Минобразования России, начиная с 2002-2003 учебного года во всех общеобразовательных учреждениях введен третий урок физической культуры. Принято решение о проведении Спартакиады народов России (распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2002 года) в рамках которой начиная с 2003 года предусмотрено проведение массовых спортивных мероприятий среди всех категорий населения. В соответствии с Единым календарным планом всероссийских и международных спортивных мероприятий Госкомспорта России ежегодно проводится более 100 различных массовых физкультурно-спортивных и комплексных спортивных мероприятий для детей, учащейся молодежи и различных возрастных групп населения. Из 118 проведенных в 2002 году мероприятий 37 проведено для детей и учащейся молодежи по отдельным видам спорта и 29 комплексных мероприятий. Особое внимание уделяется проведению таких массовых соревнова
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.42.34 (0.014 с.) |