ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

VIII раздел. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ



Общественная потребность в повышении эффективности государственной молодежной политики не может быть успешно реализована без постоянного совершенствования организационной структуры, информационной поддержки, нормативно-правового и кадрового обеспечения деятельности федеральных и региональных органов по делам молодежи. В этой связи Департамент по молодежной политике Минобразования России проводит работу по усилению координации и управления в системе государственных органов и общественных организаций, участвующих в реализации государственной молодежной политики. Она осуществляется по следующим направлениям.

8.1. Создание эффективной системы управления. В основе построения такой системы лежит принцип соответствия организационных структур органов управления ГМП целям и тенденциям социального развития молодежи. Важнейшим общественно-значимым критерием развития современного поколения молодежи и, соответственно, критерием эффективности государственной молодежной политики является сохранение социально-исторической целостности российского общества.

Исходя из этого, нуждаются в дальнейшей правовой и организационно-управленческой регламентации взаимоотношения федеральных органов, регулирующих вопросы государственной молодежной политики, и соответствующих органов субъектов Российской Федерации в части разграничения полномочий, межведомственной координации. Сложившаяся практика требует также дальнейшего разграничения полномочий органов управления ГМП в системе государственного регулирования социальной работы с молодежью. Целью разграничения является институционализация двуединого статуса этих органов, с одной стороны, как межотраслевой сферы, с другой, как самостоятельной отрасли, имеющей свои институты, организационно-финансовые механизмы, систему соподчиненности, собственные кадровое, информационное, научно-методическое обеспечение, сложившиеся формы и методы деятельности.

Особое внимание в модернизируемой системе управления должно быть уделено координации деятельностивсех государственных структур, задействованных в реализации государственной молодежной политики: органов образования, здравоохранения, труда, физической культуры и спорта, обороны, внутренних дел и других политических, общественных структур, занимающихся работой с молодежью.

8.2. Совершенствование нормативно-правовой базы.

Продолжая разработку нормативно-правового обеспечения государственной молодежной политики, Департаментом по молодежной политике Минобразования России был подготовлен ряд материалов к запланированному на 2002 и перенесенному на 2003 год заседанию Государственного Совета Российской Федерации по вопросам молодежной политики:

- доклад «Стратегия и основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации»;

- проект концептуального документа и план его реализации;

- ряд приложений по основным направлениям государственной молодежной политики (положение молодежи в Российской Федерации, реализация государственной молодежной политики на федеральном и региональном уровнях, международный опыт, обеспечение молодежи жильем и т.д.);

- иллюстративные материалы.

Для обсуждения наГоссовете РФ Департаментом по молодежной политике были подготовлены три программные разработки:

– по содействию молодежи, впервые вступающей на рынок труда;

– по обеспечению жильем молодых семей;

– дополнения в систему программных мероприятий ФЦП «Молодежь России (2001-2005 годы)» по поддержке инициатив молодежи.

Кроме того, на федеральном уровне были разработаны следующие нормативные правовые документы:

– проект Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении примерных положений об учреждениях органов по делам молодежи»;

– проект постановления Правительства Российской Федерации «О государственной поддержке по обеспечению временной и сезонной занятости и трудоустройства студентов на временные рабочие места во внеучебное время»;

– проект Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации;

– проект положения об организации работы поисковых объединений и организаций на территории Российской Федерации;

– примерное положение об аттестации работников сферы государственной молодежной политики, которое войдет в проект постановления Правительства Российской Федерации «О совершенствовании отраслевой системы оплаты труда работников образования и сферы молодежной политики».

Нормативно-правовые акты в сфере молодежной политики разрабатывались и были приняты во многих субъектах Российской Федерации: в Республиках Мордовия, Саха (Якутия), Тыва, в Астраханской, Белгородской, Волгоградской, Курганской, Ленинградской Пензенской, Рязанской, Свердловской, Смоленской, Томской, Тульской, Ульяновской, Ярославской областях, в Ханты-Мансийском автономном округе, в городах Москве и Санкт-Петербурге.

В целях дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы государственной молодежной политики по итогам ее осуществления в 2002 г. предагается осуществление следующих мер.

1. Подготовка для утверждения Президентом Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации Концепции государственной молодежной политики в Российской Федерации.

2. Подготовка проекта базового федерального закона о государственной поддержке молодежи в Российской Федерации, устанавливающего приоритетные направления и основные механизмы государственной поддержки молодых граждан на этапе социального становления и вхождения в самостоятельную жизнедеятельность.

Специальная правовая регламентация должна распространяться на сферы деятельности, недостаточно отрегулированные в федеральном законодательстве (кредитование молодых семей, деятельность социальной службы для молодежи, поддержка молодежного предпринимательства и др.). В числе первоочередных в законодательном закреплении нуждаются: порядок привлечения внебюджетных источников; обеспечение льготных условий для организаций, реализующих программы поддержки молодежи, способствующих формированию здорового образа жизни; правовое регулирование деятельности спонсоров и инвесторов, направляющих свои средства на развитие молодежи.

8.3. Научное и информационное обеспечение молодежной политики.В целях научного обеспечения государственной молодежной политики Департамент по молодежной политики осуществляет сотрудничество на постоянной основе с рядом научных учреждений в системе Российской академии наук, Минобразования России и Высших учебных заведений. В своей практической деятельности он опирается на мониторинг социально-экономического положения молодежи в Российской Федерации, включающий результаты социологических исследований по актуальным вопросам государственной молодежной политики, финансирование которых осуществляется на конкурсной основе в рамках подпрограммы «Создание системы информационного обеспечения молодежной политики» федеральной целевой программы «Молодежь России (2001-2005 годы)».

В 2002 году по заказу Департамента были проведены следующие всероссийские и межрегиональные исследования: Всероссийский социологический мониторинг «Социальное развитие молодежи» (1999-2002 гг.), проведенный Центром социологии молодежи ИСПИ РАН в 12 регионах РФ под руководством д. соц. н., проф. В.И.Чупрова.; исследование «Молодежь и образование в современной России», проведено коллективами Научно-исследовательского института комплексных социальных исследований Санкт-Петербургского государственного университета, Московского государственного университета, Государственной академии физической культуры им. П.Ф.Лесгафта (научные руководители: член-корр. РАО, д.ф.н., проф. Лисовский В.Т., д.с.н., проф. Козлов А.А.); "Досуг и быт российской молодежи" - российским независимым институтом социальных и национальных проблем; «Комплексный анализ демографической ситуации в Российской Федерации. Основные причины демографических изменений» - ГУ «Дирекция жилищно-строительных программ»; «Современные тенденции формирования патриотического и гражданского сознания молодежи Санкт-Петербурга и их отношение к будущему России и города» - лабораторией исследования проблем молодежи НИИКСИ СПбГУ. Руководитель проекта: д.с.н., проф. Козлов А.А.; "Духовная преемственность поколений как фактор социального воспроизводства" - научно-исследовательским институтом комплексных социальных исследований Санкт-Петербургского государственного университета в 43 городах РФ; «Экстремистские тенденции в молодежной среде Санкт-Петербурга» - лабораторией исследования проблем молодежи НИИКСИ СПбГУ. Руководитель д.с.н., проф. Козлов А.А.; «Кадровое обеспечение государственной молодежной политики» - информационно-социологической группой Управления по делам молодежи администрации Белгородской области. Руководитель д.с.н., проф. В.П. Бабинцев; «Молодежь России и ценности гражданского общества» -Средне-Русским консалтинговым центром, г. Владимир.

Следует особо подчеркнуть, что с каждым годом все острее ощущается проблема воспроизводства научных кадров, занимающихся разработкой молодежной проблематики. Из-за недостаточного финансирования сокращается приток в данную область науки молодых кадров, распадаются научные коллективы, снижается уровень многих научных исследований, ограничивается количество публикаций. Учитывая реальную угрозу разрушения молодежной науки, Департамент по молодежной политике готовит предложения по комплексному решению этой проблемы, включая создание специализированного государственного научно-исследовательского института проблем молодежи.

В 2002 г. продолжалась работа по созданию системы информационного обеспечения молодежи, главной целью которой является:

- обеспечение социальной защищенности молодежи за счет предоставления доступа к информации по молодежной проблематике;

- формирование информационных баз данных по вопросам, представляющим интерес, как для молодежи, так и для структур, работающих с молодежью;

- обеспечение сбора, обработки и анализа информации о состоянии молодежной среды;

- создание сферы информационных услуг и консультационного сервиса для молодежи;

- обеспечение эффективной и оперативной коммуникационной среды для объектов программы “Молодежь России”.

Таким образом, в молодежной информационной системе формируются и используются информационные базы в двух направлениях:

- информация о молодежи;

- информация для молодежи,

Соответственно, первая из них предназначена для структур, работающих с молодежью, вторая - для непосредственных потребителей информации - молодых людей.

Структура Федеральной системы информационного обеспечения молодежи имеет три уровня:

Первый уровеньфедеральный: Информационно-аналитический отдел Департамента по молодежной политике Министерства образования Российской Федерации, ГУ Центр программно-технического управления федеральной системы информационного обеспечения молодежи (ЦПТУ ФСИОМ). ГУ ЦПТУ ФСИОМ является координирующим звеном системы молодежных информационных центров и решает следующие задачи:

- создание и развитие Всероссийского банка данных по основным направлениям государственной молодежной политики Российской Федерации;

- проведение всероссийских мероприятий в области информационного обеспечения молодежи;

- разработка методической литературы в области информационного обеспечения молодежи;

- содействие проведению научных исследований в области реализации государственной молодежной политики;

- координация взаимодействия между элементами ФСИОМ;

- взаимодействие всех уровней с зарубежными информационными системами и базами данных.

Второй уровеньрегиональный: региональные молодежные информационные центры при органах по делам молодежи субъектов Российской Федерации. Основные задачи:

- создание и ведение региональных баз данных;

- разработка и издание научно-методической литературы;

- координация деятельности информационных центров третьего уровня;

- информационно-справочное обслуживание молодежи региона.

Третий уровеньместный: городские и сельские молодежные информационные центры. Основные задачи:

- создание и ведение местных баз данных;

- разработка и издание научно-методической литературы;

- взаимодействие со всеми уровнями ФСИОМ;

- информационно-справочное обслуживание молодежи.

В 2002 г. разработан проект Концепции информационного обеспечения молодежи. Создана абонентская служба органов по делам молодежи субъектов Российской Федерации как программное сетевое средство для гарантированной доставки электронных информационных материалов органам по делам молодежи субъектов Российской Федерации, а также для организации обратной связи с Департаментом по молодежной политике.

Совместно с Российской государственной юношеской библиотекой, а также с юношескими библиотеками в субъектах Российской Федерации осуществлялась разработка и создание единой Всероссийской информационно-справочной базы "Молодежь России". К концу 2002 г. информационно - справочная база включала более 15 тысяч наименований статей и отдельных изданий по молодежной проблематике, начиная с 1996 года. Начато создание экспериментальной версии Всероссийского банка данных по основным направлениям государственной молодежной политики в Российской Федерации. Действуют также свыше 60 региональных молодежных информационных центров, созданных в регионах России.

В Удмуртской Республике, Ярославской области, в Екатеринбурге молодежные информационные центры существуют с 1995 г., в Иркутске Центр социальных и информационных услуг для молодежи действует с 1996 г., в Пскове – с1997г., в республике Татарстан с 1999 г. работает Республиканский центр информации для молодежи и 4 местных центра, создан и пополняется состоящий из 10 баз банк данных «молодежная энциклопедия Татарстана». Белгородская область с 1999 г. располагает центром информационных технологий в рамках центра молодежных инициатив, в Тамбовской области активно действует молодежный центр информации и документации, в Кабардино-Балкарской республике, в Саратове уже несколько лет работают региональные информационно-аналитические центры. В республиках Саха (Якутия) и Ингушетия, в Астраханской области, Оренбурге молодежные информационные структуры только начинают действовать. В Мурманской области с 1999 г. функции РИАЦ выполняет центр информации и документации областной детско – юношеской библиотеки, в некоторых регионах (Самара) функции РИАЦ выполняют непосредственно информационно-аналитические отделы органов по делам молодежи. Интересен опыт РИАЦ Волгоградской области, создавший систему трудоустройства в информационной среде для молодежи, Ростовской области, организующей уже четвертый открытый международный молодежный фестиваль компьютерного искусства «Paradox 2002» В то же время в Чукотском АО, в Томской и даже Московской областях, как и в некоторых других, до сих пор не удалось создать молодежные информационные центры, в Амурской области до сих пор не воссоздан и орган по делам молодежи. Немногие центры, как Новгородский Дом молодежи, и даже органы по делам молодежи субъектов федерации, имеют собственные Web-сайты.

Проведена работа по выпуску периодического печатного издания «Вестник молодежной политики». «Вестник» будет наполняться документами и материалами, результатами научных изысканий как федерального уровня, так и из регионов и распространяться по подписке

Важным источником информации являются СМИ органов по делам молодежи субъектов Российской Федерации. Департамент постоянно, в сотрудничестве с рядом молодежных организаций, инициирует освещение в средствах массовой информации всего, что связано с реализацией государственной молодежной политики.

В целях обеспечения регулярного и качественного издания аналитических материалов по реализации государственной молодежной политики проводится работа по организации серийного издания поступающих материалов, иллюстрирующих различные отрасли молодежной политики и их распространению, налаживается взаимодействие с ведущими издательствами для своевременного издания этих материалов. Департамент по молодежной политике Минобразования России участвовал в проведении форума «СМИ – новое поколение» и I Всероссийского конкурса молодых журналистов.

Постоянная работа с молодежными средствами массовой информации проводится в большинстве регионов Российской Федерации.

В течение рассматриваемого периода осуществлялось тесное взаимодействие с молодежным агентством «Юнпресс», в том числе с целью создания и поддержки мульти- видеопортала, а также Российским студенческим информационным агентством «Мост» (г. Кемерово).

16-17 апреля 2002 г. в Москве прошла Вторая межвузовская конференция «Вузовские и студенческие средства массовой информации: возможности, задачи, перспективы».

Более 70 молодежных СМИ не только освещали, но и были участниками и гостями II Всероссийского фестиваля молодежных инициатив 25-27 июня 2002 г, презентовали свои издания, молодежные теле- и радиоканалы.

В большинстве регионов Российской Федерации (Белгородская, Магаданская, Оренбургская, Орловская, Пензенская области, Москва, Санкт-Петербург, Удмуртская, Чувашская Республики) в региональных печатных и электронных СМИ регулярно издаются молодежные приложения (страницы, полосы, передачи), публикуются пресс-релизы, проводятся пресс-конференции. В ряде регионов Российской Федерации (Вологодская, Калужская, Костромская, Магаданская, Самарская области, Санкт-Петербург, Республики Дагестан, Татарстан, Чувашия) при участии органов по делам молодежи издаются специализированные детские и молодежные печатные и электронные издания. В некоторых регионах Российской Федерации соучредителями подобных изданий выступают детские и молодежные общественные объединения. Для реализации вышеперечисленных целей и задач в регионах Российской Федерации создается молодежная корреспондентская сеть в региональных СМИ (Вологодская область), формируется система регулярных печатных и электронных молодежных изданий на муниципальном уровне (г.Санкт-Петербург), практикуется поддержка таких изданий в образовательных учреждениях (Магаданская область).

В большинстве регионов Российской Федерации на телевизионных и радиоканалах имеются как отдельные молодежные передачи, так и специализированные программы, студии, каналы (учебная студия детского телевидения при Калужском областном информационно-прокатном центре; «Сироп», «Такая фишка» - на Магаданском телевидении; Авторское молодежное телевидении в Оренбургской области, молодежный радиоканал в Республике Дагестан, молодежный спортивный и музыкальный телеканал в Самарской области, телепередача “Студент online” в Санкт-Петербурге). Нередко возможности телевидения используются для социальной рекламы: так, в Костромской и Самарской областях под эгидой органов по делам молодежи создаются социальные рекламные ролики (по поддержке молодых инвалидов, молодых семей).

Ряд мероприятий по взаимодействию со СМИ проводится совместно с «Лигой юных журналистов».

Для полноценного информационного обеспечения в регионах Российской Федерации при участии органов по делам молодежи информационно-аналитические и пресс-центры создаются как на региональном, так и на муниципальном уровнях: в г.Москве наряду с Московским молодежным пресс-центром аналогичные структуры имеются и в округах, в Белгородской и Самарской областях молодежные пресс-центры и информационные агентства действуют в районах, в Белгородской области функционируют школьные детско-юношеские пресс-центры. Содействуют наиболее полному информационному обеспечению молодежи и общества общественные Ассоциации детской и юношеской прессы (Архангельская, Вологодская, Пензенская области), создаваемые общественными объединениями пресс-центры (в Белгородской области - пресс-центр областного Союза студентов). Вместе с тем, во многих регионах наблюдается тенденция к «сворачиванию» молодежных программ в СМИ, ограничению содержания молодежной прессы и вещания новостями массовой культуры или «сенсациями» в области насилия и экстремизма. Нередко это связано с политической ангажированностью СМИ, часто – с коммерческой рекламой.

Открытость и доступность для молодежи СМИ – важные качества молодежной политики. Молодые журналисты – активные участники процесса действительного вовлечения молодежи в проводимые государством и общественными организациями мероприятия, освещения проблем молодежи, информационного оформления молодежных инициатив. Во многом именно на основе складывающегося сотрудничества с рядом молодежных СМИ и общественных организаций формируется ныне информационная составляющая молодежной политики.

В тоже время, обилию материалов, описывающих положение молодежи, не всегда соответствуют исследовательские тенденции, последовательное и регулярное проведение мониторингов, опросов, их методики и данные не во всех случаях сопоставимы и верифицируемы, неясно, какие данные и в какой связи можно использовать. Как правило, результаты исследований, мониторингов, аналитических обзоров ограничиваются перечнями цифр, фактов, значение которых для эффективности работы с молодежью неясно.

Значительную роль в систематизации работы научных организаций по исследованиям поведения молодежи, оказании поддержки научным школам в регионах, разработает единую методику проведения научных исследований проблем молодежи и реализации молодежной политики на федеральном и региональном уровнях в целях обеспечения полноты, достоверности и сопоставимости информации могла бы выполнять специально созданная исследовательская структура. С учетом опыта ряда стран (Германия, Ю. Корея) и проводимых исследований представляется, что уже существуют наработки для создания специализированного государственного научно-исследовательского института проблем молодежи.

8.4. Кадровое обеспечение государственной молодежной политики.

Формирование кадрового потенциала является в настоящее время ключевой задачей государственной молодежной политики. Допустимо утверждать, что без ее решения не может успешно реализоваться ни одно из направлений ГМП.

К концу рассматриваемого периода практически во всех субъектах Российской Федерации функционировали органы исполнительной власти по молодежной политике. Численность сотрудников этих органов достигает двух тысяч человек.

При органах по молодежной политике действуют свыше 1,5 тысяч учреждений социального обслуживания молодежи; более 1,3 тысяч клубов молодой семьи; свыше 1,2 тысяч подростково-молодежных клубов; более 7 тысяч центров отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи; десятки тысяч муниципальных, региональных, межрегиональных детских и молодежных общественных объединений. Таким образом, по экспертным оценкам, в инфраструктуре сферы государственной молодежной политики работает около 100 тысяч человек.

Кадровый состав сферы молодежной политики составляют государственные служащие органов по молодежной политике; работники органов местного самоуправления; сотрудники учреждений и организаций, работающих с молодежью; работники учреждений негосударственного сектора, оказывающих социальные услуги молодежи; активисты молодежных общественных объединений. Из них не имеют специального образования в области молодежной политики руководители и их заместители – каждый третий, специалисты – каждый второй.

Анализ регионального опыта позволяет отметить повышение уровня работы органов по молодежной политике в развитии кадрового потенциала. Особого внимания и распространения заслуживают программы Удмуртской Республики, Республики Татарстан, Белгородской, Волгоградской, Владимирской, Костромской, Новгородской, Нижегородской, Свердловской, Тюменской, Ярославской областей, Хабаровского края.

Однако имеется ряд проблем в кадровом обеспечении работы с молодежью.

В стране складывается система подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров для работы с молодежью. Но ее работа недостаточно скоординирована, слаба связь с практикой, фактический объем переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих органов по молодежной политике не удовлетворяет существующие потребности, далеко не всегда соответствует актуальным направлениям и задачам реализации государственной молодежной политики.

Решение проблем молодежи и реализации молодежной политики с точки зрения подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров предполагает:

- выработку в общественном сознании, в поведении людей представлений, адекватно отражающих положение молодежи в современном обществе, пути ее социального становления и развития;

- формирование морального климата, нравственной позиции, создающих возможности использовать молодежью накопленный обществом материальный и духовный потенциал;

- подготовку специалистов для работы в различных учреждениях и организациях, знающих современное состояние молодежи, ее место и роль в современном обществе;

- подготовку специалистов для ведения работы с молодежью;

- подготовку государственных и муниципальных служащих различных отраслей, включая в ее содержание изучение ими проблем молодежи и реализации молодежной политики;

- подготовку государственных и муниципальных служащих органов по делам молодежи;

- создание условий для самоподготовки молодежи к решению собственных проблем.

В целях исполнения решений Правительственной комиссии по делам молодежи (протокол от 5 декабря 2001 г. № 4 пр) в структуре Экспертно-методического совета по вопросам кадрового обеспечения государственной молодежной политики при Минобразовании России было создано 5 рабочих групп:

- по разработке положения о порядке профессиональной переподготовки, повышения квалификации и аттестации работников сферы ГМП;

- по разработке разноуровневых государственных требований к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки работников сферы государственной молодежной политики;

-по разработке примерного положения о межведомственном региональном (межрегиональном) учебно-методическом центре повышения квалификации и переподготовки различных категорий работников сферы государственной молодежной политики;

- по разработке критериев оценки эффективности деятельности органов по молодежной политики субъектов Российской Федерации в аспекте стандартизации.

В 2002 г. был утвержден Государственный образовательный стандарт дополнительного профессионального образования «Работник сферы государственной молодежной политики». Сегодня эту программу дополнительного профессионального образования реализуют такие вузы, как Уральский гостехуниверситет – УПИ, Волгоградский институт молодежной политики и социальной работы, Марийский гостехуниверситет, Новосибирский госпедуниверситет и др.

Объем профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих органов по молодежной политике, специалистов учреждений, осуществляющих работу с молодежью, требует значительных усилий в приведении в соответствие с реальными потребностями, актуальными направлениями и задачами реализации государственной молодежной политики.

По итогам проведенного в 2002 году конкурса программ и проектов по направлению «Развитие системы переподготовки и повышения квалификации специалистов по работе с молодежью» федеральной целевой программы «Молодежь России (2001-2005 годы)» работают 2 опорно-экспериментальных центра по кадровому обеспечению государственной молодежной политики:

- государственное учебное учреждение «Волгоградский институт молодежной политики и социальной работы»;

- государственной учреждение «Республиканский учебный, научно-исследовательский центр» Республики Татарстан.

В сложившихся условиях ядро кадровой проблемы молодежной политики сводится не только к количественному аспекту (дефициту кадров молодежных структур), хотя и он представляется довольно существенным, но, прежде всего, к качеству кадров - уровню профессиональной компетентности, направленности мотиваций и моральным качествам.

Повышенные требования к кадровому потенциалу молодежной политики обусловлены особенностями современного молодого поколения, социализация которого проходит в условиях социально-экономического кризиса, социальной неопределенности и риска. Поэтому недостаточный профессионализм и невысокий моральный уровень кадров оборачивается не только функциональной несостоятельностью, но и неизбежно становится причиной нарастания деструктивных тенденций в молодежной среде.

Успех молодежной политики, в особенности на региональном и муниципальном уровнях, существенным образом зависит от способности молодежных структур максимально благоприятным способом формировать внешнюю среду. Это определяется уровнем современных знаний молодежных работников, владением ими эффективными социальными технологиями, приемами формирования общественного мнения, имиджа ГМП, лоббирования молодежных интересов и их представительства в органах власти и управления.

Однако подобными знаниями и опытом обладают немногие. Анализ показывает, что у значительной части сотрудников молодежных структур, отсутствует необходимая профессиональная квалификация и практический опыт. Проблема усиливается в связи с несоответствием количественного состава работников органов по делам молодежи объему и характеру решаемых ими задач. То, что кадровый ресурс молодежной политики недостаточен, очевидно каждому. Однако в настоящее время неясно, каким должен быть оптимальный кадровый состав органов управления ГМП. Именно поэтому его определение и обоснование является важнейшей проблемой совершенствования механизма молодежной политики в регионах.

Для повышения эффективности ГМП вопросы качества кадров играют, несомненно, более важное значение, чем проблема количественного состава персонала. Однако и в качественном отношении нынешние молодежные структуры утратили и пока еще не восстановили громадный опыт кадровой работы, накопленный в свое время комсомолом. Не найден пока современный аналог логической системы «комсомольский работник - комсомольский актив - комсомольская организация - комсомолец», составлявшей ядро управления молодежной организацией. Ее управленческая эффективность обеспечивалась тем, что она отвечала практически всем требованиям, предъявляемым к социально-педагогическим системам: устойчивостью, стабильностью, жесткой организацией и взаимодействием структурных и функциональных компонентов, высокой степенью их упорядоченности и направленности. Очевидно, что всякая попытка автоматического встраивания этого опыта в современные условия не принесет желаемого результата. Но использование его сегодня в работе с кадрами в системе ГМП может быть эффективным, если заимствовать не форму, а социально-педагогические принципы, лежащие в его основе, отвечающие требованиям социального управления.

Оценка уровня профессионализма работников молодежных структур затруднена в силу отсутствия комплексных исследований кадрового состава данной отрасли. Отдельные исследования, осуществляемые в регионах, позволяют утверждать, что средний уровень компетентности молодежных работников типичен для современных государственных и муниципальных служащих сферы ГМП. Практически не отличается и мотивация их деятельности.

Согласно данным мониторинга (5), ответы на вопрос: «Какие мотивы, на Ваш взгляд, преобладают сегодня при поступлении на службу в органы по делам молодежи?» распределились следующим образом: материальные – 28,9%, призвание – 36,8%, престиж – 21,1%. Выступив экспертами, молодежные работники, по существу, оценили мотивацию деятельности в данной профессиональной группе. Каждый третий молодежный работник руководствуется в своей профессиональной деятельности преимущественно материальными соображениями. Отражая сегодняшнюю реальность, подобная мотивация с позиций управления имеет даже свои преимущества. Она предоставляет реальные рычаги повышения эффективности труда посредством материального стимулирования или же применения материальных, прежде всего, финансовых санкций. К тому же она довольно жестко увязывает оценку деятельности чиновника с уровнем его благосостояния. Вместе с тем, возникает возможность подмены функциональных целей служащих стремлением к материальному преуспеванию, достигнутому любой ценой, и распространения на этой основе многочисленных злоупотреблений. Однако мотивация, в которой призвание, столь необходимое для специалиста по работе с молодежью, побуждает к профессиональной деятельности даже не каждого второго, вряд ли может гарантировать успех. Видимо, профессиональный отбор в органы по делам молодежи нуждается в коренном улучшении.

Поэтому исключительно важное значение приобретает сегодня проблема совершенствования системы повышения и переподготовки кадров в сфере государственной молодёжной политики в условиях региона. Наряду с повышением квалификации в теоретических вопросах (социология молодежи; теория и практика социального управления; социальный менеджмент; теория и практика социальной работы с молодёжью; возрастная психология и др.) необходимо уделить внимание формированию подлинно молодежной атмосферы в деятельности органов ГМП.

 

Основные выводы и РЕКОМЕНДАЦИИ

1.ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МОЛОДЫХ ГРАЖДАН В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ

- следует активизировать реализацию программ, направленных на поддержку и поощрение талантливых молодых граждан в области образования, науки, техники, культуры;

- продолжить работу по реализации концепций, программ, методик воспитательной деятельности молодёжных и детских общественных объединений;

- в рамках реализации государственной программы “Патриотическое воспитание граждан” совершенствовать систему взаимодействия органов по делам молодежи с государственными органами, ветеранскими и молодежными патриотическими объединениями и другими организациями с целью улучшения подготовки молодежи к военной службе, воспитания гражданственности и патриотизма;

- подготовить предложения по поправкам к Федеральному закону «Об увековечении памяти защитников Отечества»;

- организовать работу опорно-экспериментальных площадок для внедрения и апробации новых социальных технологий, вариативных программ по развитию творческих способностей подростков и молодых граждан в системе учреждений социального обслуживания, подростково-молодежных клубов и центров, оздоровительно-образовательных учреждений;

2. СОДЕЙСТВИЕ И ПОДДЕРЖКА МОЛОДЫХ ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ИХ ЗДОРОВЬЯ, В ПРОФИЛАКТИКЕ ОПАСНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ И ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

- согласовать и утвердить Примерное положение об учреждениях социального обслуживания молодежи;

- способствовать реализации программ детских, молодежных и студенческих общественных объединений по профилактике правонарушений антинаркотической направленности;

- сформировать банк данных по учреждениям социального обслуживания молодежи и информационную базу данных по профилактическим программам;

- развивать сеть детских и молодежных оздоровительных учреждений различных форм собственности, стимулировать практику деятельности лагерей по собственным программам; создавать условия для расширения в каникулярный пер





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.234.247.75 (0.03 с.)