Источник: Департамент занятости Минтруда России




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Источник: Департамент занятости Минтруда России



По сравнению с 2000 г. четко прослеживаются тенденции сокращения квалифицированного труда подростков и роста доли неквалифицированного труда, которым занят каждый четвертый работающий подросток.

Результаты проведенных Минтрудом России проверок показали, что нарушения законодательства о труде, допущенные работодателями в отношении работников в возрасте до восемнадцати лет, носили в 2002 г. массовый характер. Наиболее распространенными среди них являлись: применение труда несовершеннолетних на запрещенных для них работах; привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и праздничные дни; направление в служебные командировки; работа в условиях, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам и др. Продолжает оставаться высоким уровень производственного травматизма среди этой категории работников. Несчастные случаи со смертельным исходом среди несовершеннолетних работников произошли в 25 субъектах Российской Федерации.

В целях защиты трудовых прав подростков в рамках мероприятий федеральной целевой программы «Молодежь России (2001-2005 годы)» осуществлялось консультативно-методическое обеспечение деятельности органов по делам молодежи по вопросам занятости подростков; организация конкурсов программ и проектов, направленных на содействие занятости; развитие межрегиональной сети подготовки кадров и повышения квалификации специалистов, работающих в сфере занятости молодежи.

Подтвердила в 2002 г. свою эффективность организация летней временной занятости несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. На организацию временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в 2002 году было направлено 570,0 млн. рублей (в 2001 году на эти цели из федерального бюджета было израсходовано 537,2 млн. рублей).

В реализации данной программы важен и воспитательный эффект, получение несовершеннолетними гражданами трудовых навыков. В ходе работы, пусть даже неквалифицированной, появляется возможность выбора будущей профессии, соответствующей физическим возможностям и личностным качествам. Как правило, предлагаются следующие виды работ:

· работа, связанная с благоустройством территорий городов и населенных пунктов, озеленением и уходом за скверами;

· сельскохозяйственные работы в период заготовки кормов и уборки урожая;

· восстановление и сохранение исторически-архитектурных памятников, зон отдыха, парков;

· приведение в порядок воинских захоронений, мемориалов, братских могил, кладбищ, содержание мест захоронения;

· косметический ремонт школ;

· ремонт книг;

· уборка помещений;

· доставка корреспонденции;

· расклейка объявлений и др.

Временное трудоустройство несовершеннолетних граждан позволяет повысить уровень материальной поддержки малообеспеченных семей, так как в период участия подростков во временных работах им оказывается материальная поддержка за счет средств федерального бюджета, размер которой колеблется от 20 до 60 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. При этом минимальный размер материальной поддержки не может быть ниже минимального размера пособия по безработице, установленного законодательством Российской Федерации. В большинстве субъектов Российской Федерации в 2002 году финансирование мероприятий по организации временной занятости несовершеннолетних граждан осуществлялось с привлечением средств региональных и местных бюджетов (выделено более 220,9 млн. рублей).

В результате вышеперечисленные мер общая численность несовершеннолетних граждан, устроенных на работу временного характера за счет всех источников финансирования, в 2002 году составила 1,4 млн. человек, в том числе за счет федерального бюджета – порядка 1,1 млн. человек. Наибольшая численность участников мероприятий по организации временного трудоустройства несовершеннолетних достигнута в Республике Татарстан (153 тыс.), Алтайском (34 тыс.), Красноярском (33 тыс.) краях, Нижегородской (43 тыс.), Челябинской (42 тыс.), Московской (33 тыс.) областях и городе Москве (30 тыс.).

Эффективной формой работы, позволяющей совместить отдых и трудовую деятельность, являетсяорганизация сезонной занятости подростков и молодежи. Анализируя итоги организации занятости подростков в 2002 году, необходимо отметить снижение общей численности трудоустроенных подростков и молодежи, что связано с сокращением объемов финансирования из федерального, региональных и местных бюджетов и увеличением минимального размера оплаты труда.

Основная тяжесть в организации занятости ложится на структуры службы занятости населения и молодежные биржи труда. Работа ими ведется в следующих направлениях: организация временного трудоустройства подростков и молодежи; профориентационная работа; организация работы студенческих отрядов и методическое сопровождение деятельности.

Организация трудовой занятости подростков и молодежи происходит в тесном взаимодействии со всеми субъектами государственной системы подготовки подростков и молодежи к трудовой деятельности. В 41 регионе Российской Федерации действовало более 1300 студенческих отрядов (64609 человек), 10908 ученических производственных бригад (387859 человек), 3313 лагерей труда и отдыха (233029 человек) и через молодежные биржи труда было трудоустроено 429829 человек.

С целью обеспечения трудоустройства подростков и молодежи в субъектах Российской Федерации осуществляются краткосрочные программы по профессиональному обучению и созданию дополнительных рабочих мест для подростков. Большинство программ предусматривает занятость подростков на ремонтно-строительных и сельскохозяйственных работах. Часть программ рассчитана на трудоустройство молодежи в качестве социальных работников. В целом организация занятости подростков ориентируется на специальности, не требующие высокой квалификации.

В то же время при организации деятельности студенческих отрядов основной упор делается на профессиональную подготовку. Региональные штабы студенческих отрядов проводят регулярные семинары-тренинги с командирами и комиссарами студенческих отрядов. Для членов отрядов регулярно проводятся занятия по специальности. По-прежнему среди студенческих отрядов первое место занимают педагогические. Так, например, в Удмуртской Республике из 24 студенческих отрядов, созданных в 2002 году было 15 педагогических, 9 строительных, 2 отряда проводников, 1 отряд охраны правопорядка и 1 отряд по инвентаризации памятников архитектуры. Такое соотношение характерно для большинства субъектов Российской Федерации.

К недостаткам в организации занятости подростков в 2002 году следует отнести:

- снижение в 2002 году выделяемых ассигнований из средств Фонда занятости для организации временной занятости, что резко повлияло на количество трудоустроенных совершеннолетних;

- недостаточное внимание в регионах вопросу квотирования рабочих мест для несовершеннолетних граждан.

- ограничения со стороны предприятий и организаций в приеме на работу подростков и студентов.

4.4. Молодежная безработица. Рост численности молодежи в последние годы обусловил увеличение ее доли в составе трудоспособного населения в стране, что создало дополнительную нагрузку на рынок труда. По данным Департамента занятости населения Минтруда России, с 1999 по 2002 г. доля безработной молодежи среди безработных (в соответствии с методологией МОТ) возросла на 2,5%. В конце 2002 г. численность безработной молодежи в возрасте от 16 до 29 лет, зарегистрированной в органах государственной службы занятости, составила 473 834 человека, или 32% от численности официально зарегистрированных безработных. Среди них каждый шестой является выпускником учебного заведения. Из общей численности безработных выпускников 23,4% - лица, окончившие школу, 26,2% - учреждения начального профобразования, 35,1% - средние специальные учебные заведения и только 15,4% - высшие учебные заведения. В связи с этим проблема получения первой работы для молодых людей достаточно актуальна.

В 2002 г. в органы федеральной службы занятости населения в поиске работы обратилось более 1,6 млн. граждан в возрасте от 14 до 17 лет и более 2 млн. в возрасте от 16 до 29 лет. Средняя продолжительность поиска работы среди молодежи по результатам выборочных обследований населения по проблемам занятости составила в 2002 г. около 8 месяцев.

Одним из направлений государственной молодежной политики на рынке труда является повышение конкурентоспособности молодежи через приобретение ими новых или углубление имеющихся профессиональных знаний и навыков для последующего трудоустройства. Хорошо зарекомендовала себя деятельность территориальных органов Минтруда России по вопросам занятости населения в области профессиональной ориентации молодежи. Ее целью является активное содействие в трудоустройстве молодежи, выборе ею специальности в соответствии с личностными потребностями и требованиями рынка труда. Не имеющие профессии, ранее не работавшие и впервые ищущие работу проходят индивидуальное консультирование, тестирование, им оказывается помощь в подборе возможных путей профобучения. Выпускники ПУ, ССУЗов и ВУЗов информируются о возможностях трудоустройства через программы временного трудоустройства, переобучения или повышения квалификации.

В соответствии с приказом Минтруда России от 7 мая 2002 года "О реализации плана первоочередных мероприятий по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних на 2002 год" деятельность многих центров профориентации и психологической поддержки населения была направлена на оказание квалифицированной помощи в вопросах профессиональной ориентации беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних граждан, стоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних.

В 2002 году услуги по профориентации получили 2 млн. 593 тыс.572 молодых людей в возрасте до 30 лет, в том числе 1 млн. 464 тыс.113 учащихся образовательных учреждений. Государственная служба занятости населения, кроме программы профориентации и профессионального обучения, активно использует и другие формы содействия занятости молодежи.

Ярмарки вакансий и учебных рабочих мест дают возможность юношам и девушкам самостоятельно подобрать себе работу, в том числе вакансии, сведения о которых не поступают в органы службы занятости, встретиться с работодателями, получить информацию о возможностях профессионального обучения по новой специальности, а также консультацию юристов и психологов.

В 2001-2002 годах при непосредственном участии органов службы занятости ежегодно проводилось по 10 - 15 тыс. ярмарок вакансий рабочих и учебных мест, в которых приняли участие от 1,0 до 1,5 млн. молодых людей. Так, в Новгородской области в ярмарке «Образование, занятость, карьера» приняли участие около 7,5 тыс. школьников и выпускников 9-11 классов, представителей образовательных учреждений и кадровых служб 26 предприятий и организаций Великого Новгорода и Новгородского района. Профессиональную информацию в форме лекций и бесед получили 650 школьников. Компьютерную экспресс диагностику прошли 290 человек.

В Ростовской области большой резонанс получила проведенная в городе Ростове-на-Дону областная молодежная ярмарка вакансий и учебных мест «Молодость. Занятость. Успех», которая подтвердила остроту проблемы занятости молодежи и ее огромный интерес к поиску достойной, интересной работы. За время работы ярмарку посетили свыше 3,8 тыс. человек, получили направления на работу – около 1,9 тыс.

Учитывая, что почти треть всех зарегистрированных безработных в Республике Карелия составляли молодые люди в возрасте 16-29 лет, Петрозаводский центр занятости населения в 2002 году провел ярмарку - презентацию молодых специалистов. Ее участниками были около 1000 молодых людей, более 800 из которых прошли собеседование с работодателями, 379 юношей и девушек получили приглашения на предприятия для решения вопроса трудоустройства. На ярмарке была представлена информация ведущих специальных учебных заведений города о том, как получить дополнительное образование или повысить квалификацию. Более 35 организаций представили около 400 вакантных рабочих мест.

В рамках Программы содействия занятости молодежи, впервые вступающей на рынок труда, разработанной Департаментом по молодежной политике Минобразования России с учетом опыта реализованных в 2002 программ трудоустройства молодежи, предлагаются следующие мероприятия:

- формирование экономических механизмов, обеспечивающих функционирование системы содействия трудоустройству молодежи;

- создание научного обеспечения взаимосвязанного прогнозирования развития рынков труда и образовательных услуг;

- формирование системы трудоустройства выпускников на региональном и межрегиональном уровнях с учётом потребностей рынка труда;

- создание Всероссийского штаба студенческих отрядов;

- разработка системы мер, направленных на поддержку и развитие деятельности студенческих отрядов;

- формирование в системе профессионального образования сети региональных и вузовских центров, занимающихся вопросами содействия трудоустройству обучающихся и выпускников учреждений профессионального образования;

- разработка механизмов правовой и социальной поддержки обучающихся и выпускников учреждений профессионального образования на рынке труда.

4.5. Материальное положение. Важным фактором экономической самостоятельности молодежи является уровень ее материального положения. Результаты исследования (1) свидетельствуют о некоторых положительных тенденциях в его изменении. Это проявилось, в частности, в росте заработной платы (таблица 21).

Таблица 21





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.236.140 (0.01 с.)