VI раздел. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МОЛОДЫХ ГРАЖДАН, ОКАЗАВШИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

VI раздел. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МОЛОДЫХ ГРАЖДАН, ОКАЗАВШИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ



Развитие молодежи протекает в условиях воспроизводства социальных рисков. Охватывая самые широкие слои населения, они становятся перманентным состоянием многих социальных групп молодежи. Это - молодые граждане с недостатками физического и (или) психического развития; молодые граждане - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий, оказавшиеся в экстремальных условиях; молодые граждане из числа беженцев и вынужденных переселенцев; молодые граждане, отбывающие наказание в виде лишения свободы, в том числе в воспитательных колониях, молодые граждане, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; молодые граждане, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств, которые они не могут преодолеть самостоятельно или с помощью семьи.

Государственная поддержка, социальная реабилитация и адаптация этой части молодежи входит в перечень основных направлений государственной молодежной политики. В Концепции ГМП определены следующие формы этой поддержки:

совершенствование нормативно-правовых оснований для обеспечения необходимой помощи и социально-правовой защиты молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

разработка и реализация мер по активизации социально-правовой, психолого-педагогической, информационной и консультативной помощи молодым гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, по вопросам выбора направлений и форм образования, профессиональной ориентации, трудоустройства, организации предпринимательской деятельности и другие виды помощи;

активизация мер по оказанию помощи, обеспечению медицинской, социально-психологической, социальной реабилитации и адаптации молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

совершенствование нормативно-правовых оснований поддержки общественных объединений и иных юридических и физических лиц, осуществляющих помощь и поддержку молодым гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Подчеркивая важность правовой защиты и сохранения психического здоровья молодежи, в федеральной целевой программе «Молодежь России (2001-2005 годы)» выделяется в самостоятельное направление профилактика наркомании и асоциальных явлений в молодежной среде. Вместе с тем, результаты исследований выявляют негативные тенденции в развитии молодежи, жизнедеятельность которой протекает в условиях повышенного риска.

6.1. Особенности социального развития молодежи в условиях риска. Для определения факторов риска в анализе результатов исследования (1) из общей системы показателей (всего 66 показателей) были выделены те, по которым получены отрицательные тенденции развития молодежи в 2002 г. по сравнению с 1999 годом. При общей положительной динамике развития молодежи в этот период их отрицательные значения указывают на процессы, которые повышают риск негативных изменений в молодежной среде. Это позволяет судить о реальных «болевых точках» в процессе развития, на которых следует сосредоточить внимание при планировании государственной молодежной политики.

Вместе с тем, определение факторов риска необходимо для анализа особенностей развития молодежи, постоянно живущей в условиях социальной неопределенности и риска. Ощущение безысходности и постоянной угрозы остаться за бортом жизни характеризует состояние большинства молодых людей, потерявших здоровье, инвалидов детства, вынужденных переселенцев, безработных, отбывающие наказание в виде лишения свободы, и многих других, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

На эмпирическом уровне особенности социального развития этой группы молодежи выявляются при сравнении тенденций изменений факторов риска в данной группе с общим распределением, т.е. со значениями аналогичных показателей по молодежи в целом (таблица 29).

Таблица 29

Факторы риска в социальном развитии молодежи

Г.

 

Показатели В целом по молодежи В группе риска
Занятость в материальном производстве (%) 41,4 35,1
Уровень образования среди занятых в материальном производстве (%) 48,1 44,8
Работа по специальности в материальном производстве (%) 48,8 36,2
  Престиж профессии (%)   24,5   20,7
Занятость в духовном производстве (%) 11,9 10,8
Работа по специальности в духовном производстве (%) 59,5 51,7
Уровень профессионального статуса (%) 37,2 24,1
Ценность знаний (терминальная) (%) 41,0 36,3
Ценность образования (терминальная) (%) 58,6 56,4
Культура как ценность (%) 68,4 67,6

Источник: Центр социологии молодежи ИСПИ РАН (1)

Как следует из сравнительного анализа, в группе молодежи, условия жизни которой характеризуются как рискованные, отмечается стагнация значений по всем показателям. Это означает, что риск негативных тенденций развития в данной группе выше, чем в целом по молодежи.

Прежде всего, среди факторов риска выделяются негативные тенденции в занятости молодежи. Показатели занятости как в материальном, так и в духовном производстве в группе риска ниже, чем в среднем по молодежи. То есть сокращение доли молодежи, занятой в материальном и в духовном производстве, заметно повышает риск ее отрицательного развития в этих сферах.

Усиливается риск отрицательного развития в случае несоответствия работы и приобретенной специальности, что свидетельствует о нереализованном профессиональном статусе. Негативное влияние деформаций, происходящих в профессиональном статусе молодежи в условиях риска, прослеживается и в других показателях – в профессионализме, в уровне образования в структуре занятости.

Значительная доля негативных последствий риска в социальном развитии молодежи приходится на изменения в образовательном статусе молодых людей. В группе риска четко обозначена тенденция снижения уровня терминальной ценности знаний и образования. То есть в условиях риска когнитивные ценности заметно деформируются в сторону роста их инструментальных значений. В этой связи риск не может не затрагивать и ценности культуры. Их регулирующая роль в развитии данной группы снижается.

Как видно, объективная составляющая риска является детерминантой преимущественно отрицательной направленности развития. Причина такой зависимости, видимо, кроется в особенностях состояния молодежи, живущей в условиях риска (синдром страха). Риск, как объективное и независящее от воли человека условие существования, отражает его состояние, которое может вызывать активность, эмоционально переживаемую в форме надежды. Но чаще подобное состояние переживается как тревога, страх, отчаяние, парализующие волю. В то же время упадок активности может быть связан с необоснованными надеждами и их крушением, что так же повышает уровень напряженности. Это подтверждается сравнением ответов респондентов в группе риска (рискованные условия жизни) и в целом по молодежи на вопрос: «В какой степени отражают Ваше сегодняшнее состояние перечисленные чувства?». Ответы «отражают в высокой степени» распределились так: надежда – 65,6% в группе риска и 62,5% в целом по молодежи; тревога, соответственно – 32,9% и 22,5%; страх, отчаяние – 17,9% и 12,5%, возмущение – 25,2% и 16,9%. Заметный рост неконструктивной напряженности в группе риска, видимо, и явился фактором усиления отрицательных тенденций развития.

Таким образом, возможность сокращения риска в развитии молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, в первую очередь зависит от следующих мер: повышения ее занятости в материальном и духовном производстве, обеспечения работы в полном соответствии с приобретенной специальностью, формирования профессионализма, роста профессионального статуса, повышения ценности знания и культуры. Определение соответствующих мероприятий в рамках государственной молодежной политики повысит ее эффективность в работе с этой категорией молодежи.

6.2. Асоциальные явления в молодежной среде.Исследования состояния и тенденций асоциальных проявлений находят практическое применение в государственной молодежной политике с целью их профилактики, а также для содействия в социальной реабилитации тех молодых людей, кто оступился и хочет исправиться. В первую очередь это распространяется на подростков.

Анализ структуры преступности за 2002 год показывает, что преступления, совершенные несовершеннолетними, в общеуголовной статистике, хотя и не имеют значительного удельного веса, однако вызывают особую озабоченность. Несмотря на наблюдавшееся снижение числа преступных деяний, совершенных несовершеннолетними (-24 %), криминализация подростковой среды продолжается. Каждое десятое оконченное расследованием преступление совершено несовершеннолетними или при их соучастии. Усиливается жестокость и общественная опасность преступлений несовершеннолетних. Около 80% из числа этих преступлений относятся к категории тяжких и особо тяжких.

Подростковая преступность в последние годы приобретает все более корыстную и корыстно-насильственную ориентацию. Специалисты, работающие с подростками, единодушно отмечают повышение фона агрессивности их поведения, увеличение случаев так называемой немотивированной и нецеленаправленной агрессии. Отмеченные тенденции преступности несовершеннолетних, опережающие аналогичные показатели общей преступности, наглядно показывают, что подростки составляют наиболее криминально активную часть населения.

Снижается средний возраст несовершеннолетних преступников. Ежедневно более 500 детей совершают опасные деяния до достижения возраста привлечения к уголовной ответственности, которые не входят в официальную статистику. Две трети всех преступлений несовершеннолетних совершены подростками в составе групп, в том числе с участием взрослых лиц. В структуре подростковой преступности групповая форма имеет значительный удельный вес (74,1%) и обладает большой общественной опасностью.

Широкое распространение получили такие антисоциальные явления, как попрошайничество, бродяжничество, безнадзорность несовершеннолетних, детская проституция, использование детей родителями для целей паразитического существования. Отмечается увеличение количества совершенных подростками покушений на убийство (+8,0%), случаев бандитизма (+81,3%), разбойных нападений (+1,2%), угона автомобилей или иных транспортных средств без цели хищения (+24,6%), хулиганств (+1,4%), незаконного изготовления оружия (+8,7%). Возрастает противоправная деятельность несовершеннолетних в сфере экономики (+47,3%), в сфере компьютерной технологии (+126,9%).

В 32 субъектах Российской Федерации отмечен рост правонарушений подростков в состоянии алкогольного опьянения. В республиках Адыгея, Кабардино - Балкария, Северная Осетия - Алания, Липецкой, Самарской и Ульяновской областях, Ненецком автономном округе количество несовершеннолетних участников преступлений, совершенных в нетрезвом состоянии, увеличилось на 20,3% - 70,0%.

Наибольший рост числа подростков, ранее совершавших преступления и вновь привлеченных к уголовной ответственности, зафиксирован в Кабардино-Балкарской Республике, Еврейской автономной области, Усть-Ордынском, Бурятском, Эвенкийском автономных округах (на 23,1% - 190,9%). Особую тревогу вызывает состояние рецидивной преступности в подростковой среде в республиках Дагестан, Марий Эл, Чувашия, Тыва, Краснодарском крае, где практически каждый ранее совершивший преступление несовершеннолетний вновь привлечен к уголовной ответственности.

В конце 2002 г. в 64 воспитательных колониях (ВК) содержалось 11 тыс. человек, в СИЗО - около 8 тысяч. Общее количество несовершеннолетних заключенных в России в результате амнистий и законодательных изменений УПК РФ и УК РФ 2000-2002 гг. сократилось в два раза. Но и после такого радикального сокращения детской части тюремного населения Россия остается одним из лидеров по относи­тельному количеству несовершеннолетних заключенных - более 13 на 100 тысяч населения. По оценкам экспертов, начиная с 2003 г., численность несовершеннолет­них заключенных будет увеличиваться на 2-3% ежемесячно. В случае принятия пре­зидентского законопроекта о внесении из­менений в УК РФ, можно ожидать сокра­щения количества несовершеннолетних заключенных и стабилизации его в течение следующих 2-3 лет на уровне 10-12 тысяч человек (7-8 на 100 тысяч населения). Но смягчение уголовной политики государст­ва может привести к долговременным положительным изменением в области пре­ступности только при сокращении числен­ности групп тюремного риска. Работа по социальной интеграции несовершеннолет­них правонарушителей, осуществляемая в рамках государственной молодежной политики, - одно из важней­ших условий такого сокращения. Опыт показывает, что в особой социальной поддержке нуждается подавляющая часть несовершенно­летних осужденных.

При этом следует учитывать, что более половины несовершеннолетних осужденных, поступающих в ВК, до ареста не учились и не работали, 25% имеют образование в пределах начального, каждый десятый - сирота или остался без попечения родителей, более 7% страдают алкоголизмом или наркоманией.

Пока не охваченными остаются молодые заключенные старше 18 лет (до 21 го­да), выпадающие из поля зрения социальных служб, которые за­нимались ими до 18 лет. Лишь в каждом четвертом СИЗО функционируют школы или учебно-консультационные пункты. Не хватает по­мещений для организации досуга несовер­шеннолетних более чем в половине СИЗО. Реабилитационные или образовательные программы в СИЗО проводятся сила­ми отдельных подвижников из числа сотруд­ников СИЗО или неправительственных орга­низаций.

Анализ наркотизма показывает, что в 2002 г. он имел значительное распространение в молодежной среде. Вызывает опасение рост числа несовершеннолетних, употребляющих наркотики. По состоянию на 1 января 2003 года на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних состояло 17,9 тысяч несовершеннолетних, употребляющих наркотические средства, психотропные либо одурманивающие вещества. Молодежь превращается сегодня в максимально уязвимую для наркотизма группу населения. Средний возраст начала потребления наркотиков - 14 лет. Уровень заболеваемости наркоманией среди несовершеннолетних в 1,5 раза выше, чем среди взрослого населения. Наркотики и другие психоактивные вещества к 16 годам попробовали от 15 до 30 % подростков. Более 14 тысяч несовершеннолетних состоят на учете в качестве потребителей наркотических средств и около 7 тысяч - в качестве потребителей сильнодействующих и других одурманивающих веществ..

Анализ состояния и тенденций потребления наркотиков приводит к выводу, что в молодежной среде формируется и воспроизводится «наркотический тип» личности. При этом подобные ценностные стереотипы внедряются как преступными наркосообществами, так и массовой культурой и СМИ, которые пропагандируют «наркокультуру» как составную часть молодежной контркультуры. В этих условиях борьба с наркоманией и токсикоманией означает собой борьбу за новое качество человека, которая не может быть результативной без высокого качества жизни и нравственного воспитание подрастающих поколений.

Понимание этого находит отражение в направленности коллективных усилий государственных и общественных организаций по профилактике наркотизма среди молодежи. Из состояния декларативного признания необходимости профилактической активности общество переходит к позиции активных действий. Разрабатываются основные стратегические подходы и научно-исследовательская база. Государственные и негосударственные организации реализуют разнообразные программы, акции и т.д.

В связи с мультидисциплинарным характером проблемы широко развивается межведомственная активность как в плане участия в различных исследовательских проектах, практической реализации научных исследований, так и в решении вопросов развития системы профилактики в России. Функционирует межведомственный экспертный совет по анализу программ, ежегодно представляемых на конкурс в Департамент по молодежной политике Минобразования России, межведомственный экспертный совет по профилактике зависимости от наркотиков и других психоактивных веществ при Минобразования России.

В настоящее время профилактика наркомании в России не ограничивается лишь малоэффективными попытками информирования молодежи о наркотиках и их последствиях, а имеет четко сформулированные цели, задачи и стратегии действий.

В зависимости от направленности профилактической работы на различные категории молодежи выделяются следующие стратегии деятельности:

- в школе - создание сети «здоровых школ», включение профилактических занятий в школьные учебные программы;

- с группами риска в медицинских и медико-социальных учреждениях;

- в семье - индивидуальная работа;

- в организованных общественных группах молодежи;

- в группах риска в неорганизованных коллективах – на территориях, улицах, с безнадзорными и беспризорными детьми;

- подготовка специалистов в области профилактики;

- проведение общественных мероприятий и акций против употребления и распространения наркотиков (конгрессы, фестивали, концерты и т.д.);

- развитие альтернативной употреблению наркотиков активности среди подростков и молодежи.

Однако было бы ошибочным утверждать, что главные задачи профилактики наркомании среди детей, подростков и молодежи решены.Прежде всего, это связано с тем, что действия в области профилактики наркомании все еще не носят системного и повсеместного характера.

6.3. Системный подход к профилактике асоциальных проявлений среди молодежи.В основе данного подхода лежит понимание профилактики как комплекса целенаправленных скоординированных мер, проводимых всеми заинтересованными организациями с конкретными группами молодежи по предупреждению асоциального поведения в ее среде. Основные усилия направляются на предотвращение условий, способствующих подобному поведению, а также на формирование внутренних саморегуляционных механизмов в структуре личности молодого человека. В государственной молодежной политике, направленной на профилактику асоциального поведения молодежи, это связано с переходом от лозунгов, акций, манифестаций и других форм призывной активности к целенаправленной индивидуально-групповой деятельности.

Современная профилактическая работа базируется на принципах охранно-защитной концепции и реализуется через широкую сеть учреждений различной ведомственной подчиненности, оказывающих социальную, правовую, психологическую, медицинскую и педагогическую помощь детям и семьям, входящим в группы риска.

Органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции необходимо обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении.

В данном процессе принимают участие:

органы прокуратуры;

комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

органы опеки и попечительства;

органы управления социальной защитой населения;

органы внутренних дел;

органы управления здравоохранением;

органы управления образованием;

органы по делам молодежи.

Нуждаются в совершенствовании формы координации деятельности этих ведомств по реализации профилактической работы. Становление государственной политики в сфере профилактики детской безнадзорности и беспризорности, ориентированной на решение проблем несовершеннолетних, оказавшихся вне социальных связей, требует дальнейшего развития правовой и нормативной базы для обеспечения реальных прав детей на достойную форму существования и защиты в социальной среде.

В современных условиях актуальной задачей становится формирование единой согласованной политики на всех уровнях законодательной, исполнительной и судебной власти по профилактике безнадзорности, с учетом наработанного опыта и специфических особенностей отдельных регионов. Необходимо обратиться и к незаслуженно забытому советскому опыту работы с детской безнадзорностью. Существует потребность в выработке эффективных инструментов и механизмов реализации уже существующих законодательных актов и социальных программ.

В целях пресечения беспризорности несовершеннолетних, профилактики правонарушений детей и подростков Департамент по молодежной политике Минобразования России считает целесообразным осуществление следующих мер:

- реализация межведомственного подхода к реабилитационному процессу на основе социально-правовой поддержки молодежи;

- расширение сети социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних;

- поддержка сети специализированных учреждений для несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

- развитие сети учреждений по месту жительства, подростково-молодежных клубов;

- организация целенаправленного отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков, в том числе детей, нуждающихся в особой защите государства;

- оценка на федеральном и региональном уровнях соответствия имеющихся учреждений поставленным задачам;

- осуществление тесного взаимодействия с общественными, религиозными, негосударственными учреждениями, фондами, ассоциациями с целью создания единой системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Целесообразно рекомендовать федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации способствовать созданию молодежных общественных организаций по профилактике правонарушений, объединений антинаркотической направленности, оказывать всестороннюю помощь и поддержку действующим организациям, объединениям и фондам, занимающимся проблемами профилактики правонарушений.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.40.250 (0.021 с.)