Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности молодежного досугаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Одной из сфер, определяющих благополучие любого человека, является область свободного времяпрепровождения — досуга. Древнеславянское слово "досуг" происходит от глагола "досягать", "досягнуть", что буквально означает возможность что-то совершить. Зарубежные аналоги слова "досуг" связаны с латинским словом licere, означающим "быть дозволенным, разрешенным", от него происходят французское loisir (свободное время) и английское leisure (свобода в выборе действий). С античности досуг признан в качестве неотъемлемой составной части жизни человека; досуг связывался с потреблением благ, ощущением удовлетворенности, счастья, блаженства и т. п. (Аристотель). Представление о досуге как высшем благе в дальнейшем развивалось многими известными мыслителями (Р. Декартом, А. Шопенгауэром, К. Марксом и другими). Постепенно возникли две основные трактовки понятия "досуг": свободное время и занятия человека в это свободное время. Для понимания границ и объемов досуга обычно свободным называют время, когда человек не занят трудом в общественном хозяйстве (обязательной учебой), удовлетворением физиологических и бытовых потребностей и домашним трудом, другими словами, свободным можно назвать время, которое использует человек по своему усмотрению. Ключевым признаком досуга является то, что человек 149может предаваться ему по доброй воле, будучи свободным от выполнения профессиональных, семейных и гражданских обязанностей (Ж. Дюмазедье). Выделяются два ключевых назначения досуга: восстановление сил, потраченных человеком в процессе производственной деятельности, и развитие человека в физическом, интеллектуальном и духовном плане (К. Маркс). Если свободное время рассматривать функционально, т. е. как время, используемое человеком, во-первых, для восстановления своих сил и, во-вторых, для развития и реализации своих способностей, то реальность этих функций отражается в разнообразии и единстве многих форм использования свободного времени. Активная творческая деятельность, учеба, самообразование, культурное потребление индивидуального и публично-зрелищного характера, физические занятия, любительские занятия, общение и занятия с детьми, товарищеские встречи, пассивный отдых и другие формы образуют структуру свободного времени индивида и общества.
Определяя место досуга в социокультурной структуре общества, можно обратиться к пониманию клуба Г. П. Щед- ровицким как специфического социокультурного института, "особого пространства" человеческой жизни, пространства "особых, личных и "личностных" отношений", в котором происходит "свободное" движение людей, в нем они сталкиваются и взаимодействуют как независимые личности, в нем они относятся друг к другу по поводу производства, потребления и культуры. В пространстве клуба каждый человек выступает как индивид (изолированная целостность), поведение и взаимодействие которого с другими индивидами определяется его внутренними качествами. Пространство клуба характеризует в первую очередь особые отношения и коммуникации между людьми, в этом пространстве существует возможность обсуждения, прожектирования и проектирования новых вариантов социального развития. Следует различать: - клуб как социокультурный институт; - клуб как учреждение, созданное для организации досуга определенных категорий граждан; - клуб как специфический тип объединений — добровольная ассоциация. Под клубным учреждением понимается социальная организация, основной деятельностью которой является предоставление населению услуг социально-культурного, просветительского и развлекательного характера, создание условий для занятий любительским художественным творчеством. Клуб как особый тип объединений имеет следующие черты: он образован для удовлетворения интересов его членов; членство в клубе является добровольным; организация такого типа, как правило, не связана с местными, региональными или федеральными органами, "во главе стоит лидер, отличающийся обаянием и огромной притягательной силой, или харизмой" (Н. Смелзер). Соединяя все три понимания клуба, применительно к рассматриваемой теме можно утверждать: - молодежный досуг проходит в институциональном молодежном клубе, который является частью общественного клуба; - для организации досуга молодежи государство, частные лица, общественные объединения создают клубные учреждения (как молодежные, так и рассчитанные на все категории населения);
- в ходе досуговых занятий молодежь объединяется в клубные объединения, существующие как в клубных учреждениях, так и вне их. Достаточно важным для понимания молодежного досуга является представление об исторически сложившейся инфраструктуре общественного досуга — совокупности социальных учреждений, объектов и сооружений, являющихся материальной базой обеспечения досуговых практик населения (А. Ф. Воловик, В. А. Воловик). Инфраструктуру общественного досуга целесообразно рассматривать применительно к локальному поселению (сельский муниципальный район, городской округ, малый город, микрорайон крупного города). В инфраструктуру общественного досуга следует включать различные по интеллектуальности и форме организации свободного времени. Учреждения, предлагающие пассивное потребление, гедонистический досуг Первая группа — учреждения, предлагающие пассивное потребление, гедонистический досуг: предприятия общественного питания, ночные клубы, дискотеки, бильярдные, игровые клубы, казино, торгово-развлекательные комплексы. Времяпрепровождение в предприятиях общественного питания (бары, рестораны, кафе) актуально практически для всех категорий населения. Сама трапеза обрела характер проведения досуга (А. Ф. Воловик, В. А. Воловик), кроме того, она дополнена важными досуговыми аксессуарами (приятная беседа, знакомства, музыка, возможность потанцевать). Рестораны, бары, кафе, кофейни предлагают посетителям различные национальные кухни (японскую, турецкую, латиноамериканскую, итальянскую и проч.), определенный стиль отдыха (организацию пространства, громкость музыки, освещение). В кафе практикуется такой важный элемент обстановки, как живая музыка. Молодежные ночные клубы объединяют определенные категории юношей и девушек, как правило, одного имущественного и социального положения в рамках одного стиля рекреации, развлечения и отдыха. В нашей стране есть закрытые молодежные клубы (хотя в любом клубе существует более или менее фиксированное членство). Члены клуба посещают место встреч в определенные дни. Ночные клубы нередко организуют своим посетителям встречу с известными и популярными исполнителями. Существенной частью досуга в вечерних и ночных клубах являются дискотеки — танцевально-развлекательные мероприятия для молодежи с музыкой, записанной на пластинках, дисках. Особое место среди мест общественного досуга занимают бильярдные и боулинг-клубы. Нередко бильярд или боулинг совмещается с дополнительными услугами в виде бара и кухни, такие клубы — место проведения досуга и компаний, и посетителей-одиночек. Этот вид развлекательных заведений по-прежнему считается наиболее демократичным и, следовательно, потенциально доступным. теста отдыха — парки культуры и отдыха — предназначены для аналогичного проведения свободного времени. Парк — большой сад с дорожками для гуляния, часто разбивается на несколько зон — прогулочную, спортивную и выставочную, что позволяет строго регулировать поток отдыхающих, направлять его по определенным маршрутам. В парке ведутся ландшафтные и восстановительные работы, отдельные пространства периодически на два-три года "закрываются на отдых" Весьма существенной площадкой парка культуры и отдыха являются аттракционы (устройства для развлечения в местах общественных гуляний). Самым известным примером парка с аттракционами для детей служит "Диснейленд" — индустрия развлечений, где множество площадок посвящено тем или иным мультфильмам, кинокартинам, историческим событиям, сказкам и т. п. Площадки отличаются по ландшафту и предлагаемым досуговым услугам.
Вторая группа учреждений досуговой инфраструктуры предлагает интеллектуальный досуг в роли зрителя: театры, кинотеатры и киноконцертные залы, культурные центры иностранных государств, культурных автономий, музеи, библиотеки, выставочные залы и галереи. Наибольшей популярностью среди практически всех категорий молодежи пользуется просмотр кинофильмов. Посещение кинотеатров стало для молодежи самостоятельной формой потребительского поведения. Молодые люди идут в кино как в своего рода клуб — малой группой, компанией, а в фойе, буфетах и зрительных залах встречают таких же людей. Более интеллектуальная часть молодежи проводит свободное время, посещая картинные галереи, музеи, библиотеки. В досуговых учреждениях третьей группы организуется активное деятельное спортивное времяпрепровождение. Это спортивные сооружения — стадионы, бассейны, тренажерные залы, парки активного отдыха, аквапарки. Самым масштабным спортивным сооружением является стадион, включающий, как правило, спортивное ядро (футбольное поле, беговые дорожки, места для прыжков и метания), окруженное трибунами для зрителей, площадки для спортивных игр и гимнастики. Конец XX и начало XXI в. в нашей стране ознаменовались модой на активный образ жизни, поддержание себя в хорошей физической форме, регулярные тренировки, пробежки и проч. Символом такого отношения является фитнес (от англ. fitness — "соответствие"). В первую очередь это соответствие проявляется в подборе разных видов спортивных упражнений и других мер индивидуально для каждого человека с целью общего оздоровления и коррекции фигуры. Фитнес включает в себя физические нагрузки, уход за своим телом и лицом, здоровое питание, это не просто занятия физической культурой, а стиль жизни современной молодежи. Четвертая группа — учреждения, создающие условия для самостоятельного времяпрепровождения — пункты проката спортивного снаряжения и оборудования, пункты проката видеопродукции, бюро туризма и путешествий. Туризм — это один из видов активного отдыха, он осуществляется, как правило, туристскими организациями по туристским маршрутам. Существуют многочисленные виды и формы туризма (внутренний, международный, самодеятельный, организованный, ближний, дальний, познавательный, водный, горный, автомобильный, пешеходный, спортивный и т. д.).
Пятая группа — клубные учреждения различной ведомственной принадлежности (органов по делам молодежи, отделов культуры, предприятий, воинских частей, профсоюзных организаций и т. п.), осуществляющие в сфере досуга прежде всего функцию социального воспитания молодежи. Существенную роль в свободном времени молодежи занимают домашние виды досуга: чтение книг, просмотр телепередач, видеофильмов, прослушивание музыки. Специалисты отмечают российскую тенденцию к последовательному одомашниванию досуга. Для подавляющего большинства российского населения свободное от работы и домашних дел время фактически целиком занято в последние годы просмотром телевизионных программ. В современных условиях, указывает социолог Н. В. Ко- тельникова, наблюдается рост роли досуга для молодежи и, как следствие, увеличение влияния видов досуговой деятельности, значимых для молодежи, распространяемых и пропагандируемых через них ценностей, образцов поведения на процесс социализации молодого поколения. Досуг молодежи существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу ее специфических духовных и физических потребностей и присущих ей социально-психологических особенностей. Обычно молодежный досуг характеризуется следующими специфическими чертами: - преобладание поисковой, творческо-экспериментальной активности; - повышенная эмоциональная, физическая подвижность, динамичная смена настроений, зрительная и интеллектуальная восприимчивость; - предпочтение проводить свободное время вне дома, в компании сверстников, в коммуникативно насыщенной среде; - обостренное стремление к самостоятельности и индивидуальности в выборе форм поведения, друзей, книг, одежды; - самоопределение в сфере любительских занятий, досуговых интересов, стиля самовыражения; - формирование особых молодежных субкультур. В числе факторов, определяющих характер занятий молодежи в свободное время, специалисты чаще всего называют СМИ. Это Интернет, формирующий новые досуговые увлечения молодежи (компьютерная живопись, графика, игры и проч.); периодические издания и телевидение, оказывающие наряду с кинематографом влияние на выбор приоритетных ценностей молодого поколения, формирование его духовного мира. Досуг для молодого человека превращается в образ жизни. Особенности досуга современной молодежи — высокий уровень технической оснащенности, использование современных досуговых технологий и форм, методов, эстетически насыщенное пространство. Н. В. Котельникова предложила ввести термин "досуговая стратегия", под которой понимаются механизмы удовлетворения потребностей в сфере досуга или через него, способы реализации целей, в которых молодой человек видит результат своего досугового времяпрепровождения. На основании проведенного автором социологического исследования выделены следующие молодежные досуговые стратегии:
- "полезность" (участие в благотворительных акциях, общественно-полезной деятельности и проч.); - "взять от жизни все, или гуляй, пока молодой" (посещение дискотек, занятие экстремальными видами спорта и проч.); - "поиск смысла жизни, или поиск путей в будущее" (занятия спортом, музыкой, участие в художественной самодеятельности и проч.); - "отдохнуть" (просмотр телепередач, слушание музыки и проч.); "хоть чем-то заняться (гуляние без определенных целей, "посиделки"); - "уход" (употребление алкоголя, наркотиков с целью снятия стресса, ухода от решения проблем и проч.); - "эпатаж" (членство в неформальных молодежных объединениях и проч.); - "побег от одиночества" (увлечение Интернетом, посещение кафе и дискотек, массовых мероприятий и проч.); "престижность" (увлечение современными видами спорта, посещение "продвинутых" клубов, дискотек и проч.). Достаточно серьезные опасения вызывает у специалистов ряд широко распространившихся тенденций молодежного досуга. Прежде всего настоящей бедой, проникающей в молодежную среду через залы игровых автоматов, стала игровая зависимость — патологическое влечение к азартным играм. Объектом зависимости является механическое или электронное устройство. Вторая опасная тенденция связана с особенностями рок- музыки — темпоритм, низкий частотный ряд, откровенные тексты, описывающие прелести наркотика, призывающие к самоубийству, умело используются для вовлечения молодежи в употребление психоактивных (чаще всего наркотических) веществ. Места выступлений "наркоориентированных" рок- групп — ночные клубы, которые одновременно являются и местом продаж наркотика. Современное общество с явно выраженной имущественной дифференциацией в сфере молодежного досуга также демонстрирует разнообразие экзотических развлечений для одних и недоступность даже скромной доли — для других. Существенную роль в неорганизованном досуге подрастающего поколения играет молодежная субкультура. Существуют три основных подхода к трактовке субкультуры: сфера культуры внутри господствующей культуры, социальная коммуникативная система, система ценностей и норм. В соответствии с характеристикой сущности субкультуры, данной А. В. Мудриком, молодежная субкультура определяется как движущая сила, обусловливающая характер процесса социализации и отдельные его черты. В социологических исследованиях указывается, что молодежная субкультура оказывает значительное влияние на социализацию в связи с тем, что обеспечивает реализацию потребностей юношества (защита возрастной автономии, регулирование поведения, эмоциональная поддержка, самовыражение). Вероятностные последствия влияния молодежной субкультуры на социальную ситуацию подростков и молодежи Можно условно выделить три вероятностных последствия влияния молодежной субкультуры на социальную ситуацию подростков и молодежи: - позитивная тенденция (освоение социальных ролей в группе сверстников, социальное и культурное самоопределение на основе социальных проб и экспериментирования); - социально-негативная тенденция (наркотизация, принятие идеологии национализма, экстремизма, приобщение к криминальному образу жизни); - индивидуально-негативная тенденция (мораторий на социальное и культурное самоопределение, самооправдание инфантилизма и эскапизм — "бегство" от социальной реальности). В субкультуре реализуется одна из основополагающих потребностей молодых людей и девушек — выстраивание образа "Я" Однако ценностное самоопределение молодежи зачастую подменяется присвоением внешнего субкультурного образа, транслируемого представителями субкультуры. Субкультура выступает как форма самопредъявления человека на культурно-эстетическом уровне, когда человеку нравятся прежде всего внешние атрибуты (музыка, одежда и т. д.). В качестве важного элемента неофициальных субкультур можно выделить социокультурные контексты: "радикально- силовой" (скинхеды, футбольные фанаты), "либеральный" (хиппи, ролевики), "радикально-протестный" (панки) и другие. Здесь следует говорить о наличии резонанса между состоянием человека и социокультурным контекстом субкультуры, который помогает человеку справиться с внутренним конфликтом или найти объяснение своего состояния. Так, например, эмоциональная неуравновешенность, склонность к агрессии резонируют с радикально-силовым контекстом субкультур. Влияние неофициальной молодежной субкультуры обеспечивает компенсацию негативного отношения к себе, низкого уровня самоуважения, непринятия образа собственного тела (несоответствия внешнего вида эталонам маскулинности и феминимности). Компенсация происходит благодаря крайнему преувеличению и мифологизации своей непохожести, исключительности. Таким образом, нахождение в субкультуре может выступать для молодого человека или девушки психологической защитой. Эмоциональная привлекательность "неформального" (иного, отличного от насаждаемого взрослыми) стиля жизни нередко снижает значимость целенаправленной деятельности (спорт, искусство, познание), способствует размыванию жизненных перспектив. Этому содействует неуспеваемость в учебном учреждении (школе, колледже, вузе), отсутствие у молодого человека опыта самопознания и самоопределения. Кроме того, у представителей неофициальных молодежных субкультур возникают осложнения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками как вследствие некомпетентности в общении, повышенной агрессивности, других возрастных особенностей, так и вызванные провоцирующим имиджем. Можно отметить, что рассогласования в сфере общения со старшими усиливаются после того, как молодой человек начинает предъявлять себя в качестве представителя субкультуры. Можно выделить четыре основных варианта реагирования окружающих на проявления молодежных субкультур и их влияние на социализацию подростков и молодежи. Вариант реагирования "блокирование" предполагает, что окружающими отвергаются и ценностно-смысловая, и бытий- но-символическая составляющие данной субкультуры; субкультурные проявления оцениваются как социально опасные и запрещаются. Молодежная субкультура не допускается в относительно контролируемое представителями власти и педагогами пространство жизнедеятельности. Блокирование в отношении антисоциальных субкультур осуществляется государством путем законодательного ограничения и его реализации силами правопорядка. Реагирование по типу "замещение" строится на основе негативной оценки идеологии субкультуры, но при этом отношение молодежи к субкультуре воспринимается как предмет преобразования. Социальные работники и педагоги чаще действуют не прямо, замещая одно значение другим и изменяя символику незначительно (внешняя часть символа остается, а трактовка изменяется). Возможна реализация данного варианта и на государственном уровне путем социальной пропаганды тех или иных ценностей, поддержки молодежных объединений и движений, транслирующих определенную субкультуру. Вариант " сопровождение " строится исходя из безусловного принятия личности молодого человека, какие бы идеи он ни разделял и ни пропагандировал. Сущностью социальной работы выступает посредничество между молодым человеком и культурой, где движение осуществляется от индивидуального понимания юношами или девушками смысла существования к социокультурным значениям. Сопровождение как вариант социально-педагогического реагирования на влияние молодежной субкультуры предполагает оснащение молодых людей недостающими средствами самопознания и самовыражения в сфере молодежных субкультур. Кроме указанных трех существует четвертый вариант — "игнорирование", который характеризуется индифферентным отношением к внешним проявлениям при неприятии ценностной составляющей субкультуры. Субъект социальной работы отказывается от вмешательства в данную сферу, не расценивая ее как опасную, реагирует на проявления субкультуры и запрещает в том случае, если они будут представлять опасность для жизни и здоровья окружающих и самих учащихся. Из описания следует, что выбор того или иного варианта социального реагирования на проявления молодежных субкультур во многом зависит от тех ценностей, идеологии, стиля поведения, которые эти субкультуры транслируют. Содержание и организация социальной работы с молодежью в сфере досуга Социальная работа с молодежью в сфере досуга регулируется соответствующей частью государственной молодежной политики. В этом плане достаточно важны наиболее общие основания, определяющие позицию государства и общества в рассматриваемой области. Н. В. Котельникова считает, что управление как целенаправленное воздействие, содержащее четкую и жесткую регламентацию деятельности молодежи на досуге, должно смениться ее регулированием, подразумевающим в большей степени не воздействие, а содействие молодежи и взаимодействие с ней. Приоритетами социального воспитания молодежи в досу- говой сфере являются: - создание правовых, социально-экономических условий для выбора молодыми людьми своего жизненного пути, самореализации и участия в общественной деятельности, реализации инновационного потенциала молодежи; -реализация общественно значимых инициатив, содействие общественно полезной деятельности молодежи, молодежных и детских общественных объединений, социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи, обеспечение последовательного повышения интеллектуального развития молодого поколения, способного к творческой деятельности; - обеспечение в молодежной среде норм толерантного поведения и сознания как платформы общественного согласия в демократическом обществе; - обеспечение организационных и материальных условий для развития художественного, научного и технического творчества молодежи: создание системы организаций, ориентированных на развитие творчества молодежи; организация фестивалей, конкурсов, выставок и других форм развития и представления достижений молодежного художественного, научного и технического творчества; поддержка талантливой творческой молодежи путем предоставления премий, стипендий, грантов и иных форм поощрения творчества молодежи; пропаганда достижений творческой молодежи. Государственная молодежная политика в сфере организации и обеспечения досуга молодежи предполагает на государственном и региональном уровнях формирование идеологии молодежного досуга. Особая роль должна быть отведена социальной рекламе — пропаганде позитивных форм молодежного и детского досуга, здорового образа жизни, занятий физической культурой и спортом, достижений молодых спортсменов. Также важна и просветительская работа среди юношей и девушек. Непосредственно органы по делам молодежи и учреждения данной сферы занимаются организацией и проведением молодежных праздников, фестивалей, концертов и других массовых мероприятий, способствуют включению молодых людей в деятельность клубов, профильных молодежных лагерей, общественных объединений по интересам. Отдельное направление содействия в организации молодежного досуга связано с обеспечением безопасности физического и нравственного здоровья молодежи в вечернее время суток с учетом возрастных особенностей молодежи. Важным методом регулирования свободного времени и досуга молодежи выступает контроль над деятельностью субъектов, предоставляющих молодежи услуги культурно-досуговой сферы. Главная цель такого контроля заключается в обеспечении таких условий досуговой деятельности, которые отвечали бы потребностям самой молодежи и содействовали формированию более высокого уровня культуры ее досуга. Это окажет положительное влияние на социокультурную ситуацию в сфере досуга современной молодежи. Организацию молодежного досуга осуществляют четыре группы субъектов: коммерческие структуры, предоставляющие услуги в сфере свободного времени; молодежные общественные организации и объединения; государственные учреждения культуры; государственные органы по делам молодежи. Интересы каждой группы организаторов сферы молодежного досуга существенно различаются. Комитеты по делам молодежи, департаменты культуры, образования и науки субъектов Федерации осуществляют контроль деятельности функционирующих в пространстве досуга молодежи компьютерных клубов, дискотек; возрождают работу с молодежью по месту жительства через создание единой системы социоклубного пространства (дворовая площадка — клуб по месту жительства — молодежный центр). Наиболее комплексным набором функций в организации свободного времени молодого поколения наделены учреждения органов по делам молодежи (молодежные центры, дома и дворцы творчества молодежи, молодежные клубы). Назначение молодежных центров состоит, с одной стороны, в удовлетворении культурных интересов и потребностей различных категорий молодежи в сфере свободного времени, вне зависимости от уровня их подготовленности к активным досуговым занятиям, а с другой — в социальном воспитании учащихся и молодых рабочих и служащих. Городские и районные молодежные центры призваны реализовывать досуговые программы для молодежи, которые обеспечивают: - организацию занятий и массовых мероприятий в свободное время для юношей и девушек, включение незадействованных групп молодежи; - возможность неформального общения, снятия психологического напряжения для молодых людей; - предоставление набора занятий, обеспечивающего каждому из посетителей центра возможность наиболее полной реализации досуговой активности; - развитие инициативы и самодеятельности молодежи; - активизацию деятельности всех существующих учреждений общественного обслуживания путем разработки и постановки на их базе высококачественных, современных досуговых программ, пользующихся спросом у населения; - обеспечение поступательного процесса включения населения в современную сферу досуга, воспитания культуры рационального использования свободного времени. В работе с молодежью центры следуют принципам соревновательности, взаимного уважения, доверия и внимания участников друг к другу, индивидуального подхода и единства интересов личности и коллектива. Во многих населенных пунктах молодежные центры становятся любимым и привычным местом отдыха, встреч с друзьями и знакомыми, разумного проведения своего досуга для относительно постоянного состава населения (детей, подростков, молодежи и взрослых), а другие центры, наоборот, бывают рассчитаны на постоянно меняющийся контингент посетителей, которые приходят сюда, имея возможность свободного выбора. Экономическую основу деятельности молодежных центров может составлять хозяйственный механизм, включающий использование бюджетных и внебюджетных ассигнований, дотаций и поступлений от долевого участия различных ведомств, предприятий, учреждений, общественных организаций, доходов от оказания платных услуг, самоокупаемых коллективов, арендной платы и т. д. Структура молодежного центра основана на взаимодействии профессионального или полупрофессионального труда организаторов в лице штатных социальных работников, педагогов, режиссеров, с одной стороны, а с другой — развивающей, творческой,игровой, развлекательной,оздоровительной деятельности всех участников: детей, подростков, молодежи, взрослых. Молодежный центр может включать в себя различные структуры: кафе, пункт проката, студию звукозаписи, клуб, библиотеку, парк, музей, кинотеатр и т. д. В зависимости от контингента посещающих центр молодых людей, их сложившихся вкусов, традиций, предпочтений центры могут быть преимущественно рекреативно-развлекательного характера, спортивно-оздоровительного, ориентироваться на активные формы культурной деятельности населения (например, выступать как база деятельности различных любительских объединений) или сочетать в себе в равной степени все обозначенные виды. Такие центры создаются и функционируют в разнотипных микрорайонах больших, а также средних и малых городов. Психологическая атмосфера молодежных центров характеризуется безоговорочным демократизмом, самодеятельностью и инициативой молодых, их общественным самоуправлением. В центрах должны максимально использоваться большие потенциальные возможности таких социальных институтов, как семья, трудовой или учебный коллектив, различные общественные организации и т. д. Молодежный центр концентрирует пространство культурно-досуговой деятельности социальной общности молодежи, связанной единством территории проживания. Молодежный центр может представлять собой и совокупность зданий, предназначенных для различных видов культурных занятий, находящихся в пределах ограниченной территории. Молодежный центр окажется более привлекательным для молодых людей, если будет включать в себя совокупность традиционно сложившихся мест отдыха, наиболее часто используемых населением для встреч, общения, массовых гуляний и т. д. (например, какой-либо парк, улица города, набережная и т. д.). Молодежные центры являются местом определенной концентрации социально-культурной деятельности молодых людей в сфере досуга, местом, где юноши или девушки приобретают навыки самоутверждения в творчестве, самореализации, опыт досугового поведения, т. е. сферой наибольшего благоприятствования для развития личности. В арсенале молодежного центра — неисчерпаемые возможности создания ситуации успеха для каждого человека, высокий уровень культурно-технической оснащенности, использования современных досуговых технологий, форм и методов, эстетически насыщенное пространство и высокий художественный уровень досугового процесса. Здесь культурный досуг для молодого человека превращается в образ жизни, в заполнение свободного времени разнообразными, содержательно насыщенными видами деятельности. В молодежных центрах могут быть реализованы программы различного профиля: социально-гуманитарные (в том числе реабилитационные и корректирующие); художественно-эстетические; спортивно-оздоровительные; научно-технические. Каждый молодежный центр — это своеобразная арена социально-культурной деятельности как различных молодежных групп, так и отдельных индивидов. Возможности такой деятельности существуют в любом молодежном объединении центра: группе любителей, семейном клубе, дискотеке, игротеке и т. д. Молодежный центр предоставляет широкий выбор "технологий досуговых занятий", создает для них подходящие условия; функциональная модель данного учреждения подвижна, содержит некоторый набор вариантов. Центр, имея гибкую организационную и функциональную модель, использует в своей деятельности технологии, ориентированные на быстрые изменения в соответствии с изменением задач культурной политики. Молодежный центр должен иметь высокий уровень материально-технического обеспечения, функционировать на базе современных технологий и новых видов техники, проектируется с учетом последних достижений в области управления, социального и технического творчества. Центр ориентируется на массового посетителя, вместе с тем в нем предполагается формировать постоянный контингент, имеющий собственную структуру социальных ролей, например, такую: разовый посетитель — постоянный клиент — член клуба (студии, кружки, секции) — член оргкомитета или совета директоров и т. п. Социально-ролевая структура центра создает предпосылки для развития самоорганизации населения в сфере досуга и повышения досуговой культуры его посетителей. Для достижения указанных целей молодежные центры выполняют следующие функции: • разработка, постановка, оснащение и запуск новых досуговых программ и мероприятий с постоянным обновлением и совершенствованием своей технической базы; • переподготовка специалистов для работы с новыми техническими средствами и осуществление соответствующих досуговых программ; • реализация досуговых программ и проведение мероприятий для посетителей на базе как самих центров, так и их филиалов, на выездных площадках учреждений и организаций. Площадками реализации могут служить практически все учреждения: клубы и дома культуры, кафе и рестораны, спортивные залы и стадионы, детские сады и школы, парки, концертные залы и т. д. Программы, подготовленные специалистами молодежного центра, могут проводиться как работниками самих центров, так и соответствующим образом обученными сотрудниками учреждений, реализующих эти программы на своей базе; • апробация, отработка и внедрение новой техники, разрабатываемой промышленностью для использования в сфере досуга. Исключительно популярным увлечением современной молодежи сегодня являются экстремальные виды спорта — вело- сноу- и скейтбординг, они связаны с повышенной опасностью при выполнении различных элементов езды. Для того чтобы обезопасить занятие столь привлекательными для молодежи видами спорта, в нашей стране строятся крытые спортивные комплексы, полностью оборудованные для езды на роликах, велосипеде и скейтборде, а также летние площадки под открытым небом. Власти не только избавляют улицы от велосипедистов и скейтбордистов, устраивающих слалом в толпе прохожих или среди автомобильного движения, но и привлекают молодежь в крупные центры, где даже не имеющий спортивного снаряжения может себе позволить взять его напрокат за доступную и приемлемую плату. Эти виды спорта активно пропагандируются СМИ и весьма привлекательны из-за возможности риска, адреналина, который можно выплеснуть не в драке, а в упражнениях. Отдельные виды увлечений молодежи смогли со временем превратиться в массовые любительские молодежные движения, самый известный из них — международный союз КВН (клубов веселых и находчивых). Источником возникновения движения стала телепередача — соревнование двух или более команд в находчивости, юморе, музыкальности. На данный момент на территории России и стран СНГ не существует ни одного движения, которое могло бы конкурировать с организованным движением КВН — охват примерно следующий: организовано движение КВН в 110 городах России, около 1000 постоянно соревнующихся студенческих команд и 2000 школьных команд, около 40 тыс. играющих, свыше 5 млн зрителей в залах за один год. Достаточно известным
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 5376; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.182.195 (0.021 с.) |