Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие социальной уязвимости, его характеристикаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
С древнейших времен в человеческом сообществе встречались люди, которые испытывали затруднения в решении жизненных задач, так как обладали меньшим, чем другие, опытом, располагали недостаточными личностными ресурсами. Их называли уязвимыми, потому что самостоятельно они не могли существовать в трудных ситуациях, нуждались в помощи, поддержке, защите. Смысл слова "уязвимый" в Толковом словаре С. И. Ожегова рассматривается как "такой, что его легко обидеть; слабый, мало защищенный" В словаре В. И. Даля глагол "уязвлять" характеризуется через такой набор слов, как ранить; причинить кому-то боль; уколоть; ужалить; оскорбить; обидеть. В научной литературе и публицистике данный термин получил широкое распространение в XX веке и встречается практически во всех европейских языках (по-английски — vulnerability, по-немецки — Angreifbarkeit, по-французски — vulnerabilite, по-итальянски — vulnerabilita, по-испански — wenerabilidad). В данных языках это означает слабое место в системе, которое может привести к нарушению ее безопасности. В исследованиях, как правило, различают естественно-научную (технологическую) и человеческую уязвимость. Под естественно-научной уязвимостью понимается неспособность различных систем (информационных, экологичес- 48ких, экономических, технологических и других) противостоять вредным внешним воздействиям, в результате чего возможно возникновение ряда стратегических и технических проблем, снижающих эффективность функционирования этих систем. Поэтому снижение их уязвимости связывается с дополнительными действиями по оценке ситуации, поиску альтернативных вариантов, совершенствованию технологий, созданию программ повышения квалификации специалистов. В связи с быстрыми изменениями в общественных отношениях, процессами глобализации и информатизации особенно интенсивно рассматривается именно данный феномен. Человеческая уязвимость первоначально являлась объектом и предметом изучения антропологии и медицины. Она характеризовалась с позиции обусловленного фактора риска для человека, часто осложняющего существование индивида, его самореализацию и участие в профессиональной деятельности. Уязвимость в данном случае трактовалась как ограничение доступа к жизненно важным ресурсам со всеми вытекающими из этого последствиями для самой личности, ее окружения, сообщества. Со временем как особую разновидность человеческой уязвимости стали рассматривать социальную, сущность которой состоит в недоступности для ряда категорий населения социальных услуг, необходимых для нормального социального становления личности, сохранения и достижения ею соответствующего социального статуса, жизненного самоопределения и продуктивного развития, что накладывает на общество дополнительные моральные и экономические обязательства, ставит в центр внимания идею защиты. В современной литературе нет единого подхода к выделению групп населения, которые следует отнести к категории уязвимых. Встречаются как минимум четыре точки зрения. В основе первой лежит возрастной критерий определения жизненно важных ресурсов и возможностей их самостоятельного удовлетворения человеком. Поэтому к таковым относят детей, молодежь, пожилых. Для второго подхода характерно выдвижение в качестве критерия соотношения между степенью реальных (наличных) и потенциальных (требуемых) ресурсов. Поэтому в данную группу предлагается включать бездомных, инвалидов, сирот, одиноких, женщин. Имеется точка зрения, сторонники которой основанием уязвимости считают наличие у людей таких отклонений, которые ведут к их социальному выпадению из системы общественных отношений (алкоголизм, наркомания, СПИД, преступность). Наконец, ряд исследователей, которые проводят параллели между социальной уязвимостью и социальными рисками, исходят из того, что в условиях экономической и политической нестабильности государства благополучие большинства граждан становится легкоуязвимым, и поэтому к данной группе можно отнести многие категории населения: малозащищенных, социально опасных, малообеспеченных, виктимологически привлекательных (М. А. Беляева). Уязвимые, таким образом, представляют собой ту группу, которая занимает промежуточное положение, переходное состояние от благополучия к неблагополучию, имеют ведущим какой-либо деструктивный фактор риска, скрывающий в себе потенциал негативных изменений в определенной ситуации (материальной, правовой, физической, психологической, социальной и т. п.). В этом случае, следуя логике М. А. Беляевой, можно выделить большие категории социально уязвимых групп населения, чей социальный риск обусловлен конкретными факторами. Виды социального риска: 1. Социальный риск, обусловленный внутренними особенностями личности или группы. 2. Социальный риск, обусловленный политическими, культурными, экономическими механизмами, существующими в обществе. 3. Социальный риск, обусловленный природными явлениями, носящими случайный или закономерный характер. К первой категории относятся: 1) социальный риск, обусловленный поведенческими особенностями. Внутри этой группы можно дифференцировать поведенческие особенности, вызванные незнанием культурных норм (иностранец в незнакомой стране), их сознательным неприятием (преступник), неспособностью понимания норм (олигофрен), неспособностью регулировать свое поведение (лица с нарушением эмоционально-волевой сферы вследствие врожденных или приобретенных психических заболеваний, а также возрастных особенностей). В данную подгруппу входят в том числе и лица с наркотической и другими формами зависимости; 2) социальный риск, связанный с ограниченными возможностями в самообслуживании и трудовой деятельности (инвалиды, дети, пожилые и престарелые граждане, женщины в период беременности и ухода за детьми раннего возраста); 3) социальный риск, вызванный дефицитом отношений, построенных на любви и привязанности, иначе — дефицитом брачно-родственных отношений (дети-сироты, неполные семьи, одинокие); 4) социальный риск, обусловленный большими функциональными нагрузками, приводящими к ролевым противоречиям (многодетная семья, неполная семья, приемная семья). Во вторую категорию входят: 1) социальный риск, связанный с нарушением прав личности со стороны государства или конкретных граждан, от которых человек оказывается зависимым на данный момент (инвалиды, национальные меньшинства, дети, женщины); 2) социальный риск, связанный с экономическими катаклизмами в обществе. К данной группе относятся бездомные, безработные и многие другие категории малообеспеченных граждан; 3) социальный риск, связанный с видом профессиональной деятельности человека (врачи, журналисты, работники правоохранительных органов и т. д.); 4) социальный риск, связанный с кризисом нравственных ценностей (прежде всего молодежь); 5) социальный риск, вызванный политическими конфликтами, военными и террористическими действиями (беженцы и вынужденные переселенцы, участники военных действий); 6) социальный риск, обусловленный техногенными катастрофами ("дети Чернобыля" и т. п.). К третьей категории относятся ситуации имущественных и человеческих потерь (вдовство, сиротство, миграции и т. д.), связанные с природными катаклизмами или естественной физической гибелью человека в силу возраста, болезни. Опираясь на антропологические традиции и эмпирические основания социальной работы, принято говорить о "человеке нуждающемся", который в силу сложившихся обстоятельств не имеет возможности активно участвовать в жизнедеятельности, жизненные стратегии которого осложнены, в групповой стратификации общества, который находится в неблагополучной (уязвимой) группе населения. Его уязвимость связана с нарушением общепринятых норм, с существованием проблем в следующих аспектах: • потребности — желания; • удовлетворение — лишение права; • права — свобода выбора; • справедливость — несправедливость; • солидарность — индивидуализм; • доступ к власти — отсутствие доступа к власти; • ответственность — безответственность; • конфликт — урегулирование конфликта; • автономность — контроль. Проблемное поле данного человека может иметь как общие аспекты, например низкое качество жизни, плохое питание, незанятость, ограниченный доступ к здравоохранению и т. п., так и специфические, которые представлены в обобщенном виде в таблице. Проблемное поле любого данного субъекта уязвимой группы подсказывает варианты превентивных, оперативных и долгосрочных стратегий в оказании ему помощи, в выборе техники поддержки, выстраивании схемы деятельности. Однако при всем различии и многообразии подходов ученых к выделению групп уязвимых категорий населения все сходятся в одном: в современном мире наиболее зависимыми от государ- Проблемное поле уязвимых категорий населения
ства слоями населения являются молодежь и пенсионеры, так как именно они наиболее чувствительны к любым изменениям, которые происходят в экономике и социальной политике. Современная молодежь как социальная группа, с одной стороны, характеризуется некоторыми общими чертами: она, как правило, более образованна, владеет новыми профессиями и технологиями, является носителем нового образа жизни и социального динамизма; с другой — общими проблемами, связанными с "жизненным стартом", — получением образования, началом трудовой деятельности, созданием семьи, профессиональным ростом. В силу этого своеобразие молодежи как социальной группы порождает ее уязвимость в широком смысле слова. Это выражается, во-первых, значительной долей тех (учащиеся, студенты), кто не имеет в полном смысле слова своего собственного социального положения и кого характеризуют главным образом за счет либо прошлого социального статуса (социальное положение родителей), либо будущего социального статуса (сфера будущей профессиональной деятельности); во-вторых, ее принадлежностью к различным структурам общества, мерой включенности в модели социально одобряемого поведения; в-третьих, тем, что молодежь не является саморазвивающейся системой, так как она — часть общества, включена во все многообразие его связей и отношений, несет на себе весь комплекс противоречий, связанных с реализацией присущих ей общественных функций (воспроизводственной, трансляционной, инновационной). Благодаря всему этому молодые люди сталкиваются, особенно в условиях нестабильного развития государственной системы, с серьезными проблемами в образовании (качество образования, его доступность); в труде (стесненные обстоятельства: низкая конкурентоспособность из-за плохой профессиональной подготовки, отсутствия практического опыта, невысоких стартовых возможностей и поддержки со стороны родителей, низкая заработная плата, плохие условия труда и т. п.); в выборе сферы для самореализации (поселенческий фактор, ошибка при самоопределении и др.); с неравенством в досуговой деятельности, в доступе к культурным ценностям. Уязвимость молодежи в узком смысле слова в современной научной литературе связывается с личностными проблемами, являющимися отражением объективных трудностей жизни этой группы населения. К факторам, ограничивающим доступ молодых людей к жизненно важным ресурсам и социальным услугам, относятся: 1) нестабильность родительской семьи; 2) резко усиливающаяся дифференциация стартовых условий для развития детей, подростков, молодежи, в результате чего наиболее высокооплачиваемые профессии становятся недоступными для бедных, от поколения к поколению ограничивая их шансы социальной мобильности; 3) проявление пессимистических настроений у молодых людей, у которых недостаточно ресурсов для борьбы за хорошее рабочее место и успешную карьеру, значительный рост неуверенности в своем будущем; 4) отсутствие нормальной системы кредитования и продуманной социальной политики в отношении организации досуга, свободного времени студентов, школьников, учащейся и работающей молодежи. Такая ситуация приводит к ослаблению ценности государства для подрастающих поколений, росту социальной напряженности в молодежной среде и аддиктивному (отклоняющемуся) поведению, делая молодых людей более уязвимыми.
|
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 2695; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.199.54 (0.009 с.) |