Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие социальной уязвимости, его характеристикаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
С древнейших времен в человеческом сообществе встречались люди, которые испытывали затруднения в решении жизненных задач, так как обладали меньшим, чем другие, опытом, располагали недостаточными личностными ресурсами. Их называли уязвимыми, потому что самостоятельно они не могли существовать в трудных ситуациях, нуждались в помощи, поддержке, защите. Смысл слова "уязвимый" в Толковом словаре С. И. Ожегова рассматривается как "такой, что его легко обидеть; слабый, мало защищенный" В словаре В. И. Даля глагол "уязвлять" характеризуется через такой набор слов, как ранить; причинить кому-то боль; уколоть; ужалить; оскорбить; обидеть. В научной литературе и публицистике данный термин получил широкое распространение в XX веке и встречается практически во всех европейских языках (по-английски — vulnerability, по-немецки — Angreifbarkeit, по-французски — vulnerabilite, по-итальянски — vulnerabilita, по-испански — wenerabilidad). В данных языках это означает слабое место в системе, которое может привести к нарушению ее безопасности. В исследованиях, как правило, различают естественно-научную (технологическую) и человеческую уязвимость. Под естественно-научной уязвимостью понимается неспособность различных систем (информационных, экологичес- 48ких, экономических, технологических и других) противостоять вредным внешним воздействиям, в результате чего возможно возникновение ряда стратегических и технических проблем, снижающих эффективность функционирования этих систем. Поэтому снижение их уязвимости связывается с дополнительными действиями по оценке ситуации, поиску альтернативных вариантов, совершенствованию технологий, созданию программ повышения квалификации специалистов. В связи с быстрыми изменениями в общественных отношениях, процессами глобализации и информатизации особенно интенсивно рассматривается именно данный феномен. Человеческая уязвимость первоначально являлась объектом и предметом изучения антропологии и медицины. Она характеризовалась с позиции обусловленного фактора риска для человека, часто осложняющего существование индивида, его самореализацию и участие в профессиональной деятельности. Уязвимость в данном случае трактовалась как ограничение доступа к жизненно важным ресурсам со всеми вытекающими из этого последствиями для самой личности, ее окружения, сообщества. Со временем как особую разновидность человеческой уязвимости стали рассматривать социальную, сущность которой состоит в недоступности для ряда категорий населения социальных услуг, необходимых для нормального социального становления личности, сохранения и достижения ею соответствующего социального статуса, жизненного самоопределения и продуктивного развития, что накладывает на общество дополнительные моральные и экономические обязательства, ставит в центр внимания идею защиты. В современной литературе нет единого подхода к выделению групп населения, которые следует отнести к категории уязвимых. Встречаются как минимум четыре точки зрения. В основе первой лежит возрастной критерий определения жизненно важных ресурсов и возможностей их самостоятельного удовлетворения человеком. Поэтому к таковым относят детей, молодежь, пожилых. Для второго подхода характерно выдвижение в качестве критерия соотношения между степенью реальных (наличных) и потенциальных (требуемых) ресурсов. Поэтому в данную группу предлагается включать бездомных, инвалидов, сирот, одиноких, женщин. Имеется точка зрения, сторонники которой основанием уязвимости считают наличие у людей таких отклонений, которые ведут к их социальному выпадению из системы общественных отношений (алкоголизм, наркомания, СПИД, преступность). Наконец, ряд исследователей, которые проводят параллели между социальной уязвимостью и социальными рисками, исходят из того, что в условиях экономической и политической нестабильности государства благополучие большинства граждан становится легкоуязвимым, и поэтому к данной группе можно отнести многие категории населения: малозащищенных, социально опасных, малообеспеченных, виктимологически привлекательных (М. А. Беляева). Уязвимые, таким образом, представляют собой ту группу, которая занимает промежуточное положение, переходное состояние от благополучия к неблагополучию, имеют ведущим какой-либо деструктивный фактор риска, скрывающий в себе потенциал негативных изменений в определенной ситуации (материальной, правовой, физической, психологической, социальной и т. п.). В этом случае, следуя логике М. А. Беляевой, можно выделить большие категории социально уязвимых групп населения, чей социальный риск обусловлен конкретными факторами. Виды социального риска: 1. Социальный риск, обусловленный внутренними особенностями личности или группы. 2. Социальный риск, обусловленный политическими, культурными, экономическими механизмами, существующими в обществе. 3. Социальный риск, обусловленный природными явлениями, носящими случайный или закономерный характер. К первой категории относятся: 1) социальный риск, обусловленный поведенческими особенностями. Внутри этой группы можно дифференцировать поведенческие особенности, вызванные незнанием культурных норм (иностранец в незнакомой стране), их сознательным неприятием (преступник), неспособностью понимания норм (олигофрен), неспособностью регулировать свое поведение (лица с нарушением эмоционально-волевой сферы вследствие врожденных или приобретенных психических заболеваний, а также возрастных особенностей). В данную подгруппу входят в том числе и лица с наркотической и другими формами зависимости; 2) социальный риск, связанный с ограниченными возможностями в самообслуживании и трудовой деятельности (инвалиды, дети, пожилые и престарелые граждане, женщины в период беременности и ухода за детьми раннего возраста); 3) социальный риск, вызванный дефицитом отношений, построенных на любви и привязанности, иначе — дефицитом брачно-родственных отношений (дети-сироты, неполные семьи, одинокие); 4) социальный риск, обусловленный большими функциональными нагрузками, приводящими к ролевым противоречиям (многодетная семья, неполная семья, приемная семья). Во вторую категорию входят: 1) социальный риск, связанный с нарушением прав личности со стороны государства или конкретных граждан, от которых человек оказывается зависимым на данный момент (инвалиды, национальные меньшинства, дети, женщины); 2) социальный риск, связанный с экономическими катаклизмами в обществе. К данной группе относятся бездомные, безработные и многие другие категории малообеспеченных граждан; 3) социальный риск, связанный с видом профессиональной деятельности человека (врачи, журналисты, работники правоохранительных органов и т. д.); 4) социальный риск, связанный с кризисом нравственных ценностей (прежде всего молодежь); 5) социальный риск, вызванный политическими конфликтами, военными и террористическими действиями (беженцы и вынужденные переселенцы, участники военных действий); 6) социальный риск, обусловленный техногенными катастрофами ("дети Чернобыля" и т. п.). К третьей категории относятся ситуации имущественных и человеческих потерь (вдовство, сиротство, миграции и т. д.), связанные с природными катаклизмами или естественной физической гибелью человека в силу возраста, болезни. Опираясь на антропологические традиции и эмпирические основания социальной работы, принято говорить о "человеке нуждающемся", который в силу сложившихся обстоятельств не имеет возможности активно участвовать в жизнедеятельности, жизненные стратегии которого осложнены, в групповой стратификации общества, который находится в неблагополучной (уязвимой) группе населения. Его уязвимость связана с нарушением общепринятых норм, с существованием проблем в следующих аспектах: • потребности — желания; • удовлетворение — лишение права; • права — свобода выбора; • справедливость — несправедливость; • солидарность — индивидуализм; • доступ к власти — отсутствие доступа к власти; • ответственность — безответственность; • конфликт — урегулирование конфликта; • автономность — контроль. Проблемное поле данного человека может иметь как общие аспекты, например низкое качество жизни, плохое питание, незанятость, ограниченный доступ к здравоохранению и т. п., так и специфические, которые представлены в обобщенном виде в таблице. Проблемное поле любого данного субъекта уязвимой группы подсказывает варианты превентивных, оперативных и долгосрочных стратегий в оказании ему помощи, в выборе техники поддержки, выстраивании схемы деятельности. Однако при всем различии и многообразии подходов ученых к выделению групп уязвимых категорий населения все сходятся в одном: в современном мире наиболее зависимыми от государ- Проблемное поле уязвимых категорий населения
ства слоями населения являются молодежь и пенсионеры, так как именно они наиболее чувствительны к любым изменениям, которые происходят в экономике и социальной политике. Современная молодежь как социальная группа, с одной стороны, характеризуется некоторыми общими чертами: она, как правило, более образованна, владеет новыми профессиями и технологиями, является носителем нового образа жизни и социального динамизма; с другой — общими проблемами, связанными с "жизненным стартом", — получением образования, началом трудовой деятельности, созданием семьи, профессиональным ростом. В силу этого своеобразие молодежи как социальной группы порождает ее уязвимость в широком смысле слова. Это выражается, во-первых, значительной долей тех (учащиеся, студенты), кто не имеет в полном смысле слова своего собственного социального положения и кого характеризуют главным образом за счет либо прошлого социального статуса (социальное положение родителей), либо будущего социального статуса (сфера будущей профессиональной деятельности); во-вторых, ее принадлежностью к различным структурам общества, мерой включенности в модели социально одобряемого поведения; в-третьих, тем, что молодежь не является саморазвивающейся системой, так как она — часть общества, включена во все многообразие его связей и отношений, несет на себе весь комплекс противоречий, связанных с реализацией присущих ей общественных функций (воспроизводственной, трансляционной, инновационной). Благодаря всему этому молодые люди сталкиваются, особенно в условиях нестабильного развития государственной системы, с серьезными проблемами в образовании (качество образования, его доступность); в труде (стесненные обстоятельства: низкая конкурентоспособность из-за плохой профессиональной подготовки, отсутствия практического опыта, невысоких стартовых возможностей и поддержки со стороны родителей, низкая заработная плата, плохие условия труда и т. п.); в выборе сферы для самореализации (поселенческий фактор, ошибка при самоопределении и др.); с неравенством в досуговой деятельности, в доступе к культурным ценностям. Уязвимость молодежи в узком смысле слова в современной научной литературе связывается с личностными проблемами, являющимися отражением объективных трудностей жизни этой группы населения. К факторам, ограничивающим доступ молодых людей к жизненно важным ресурсам и социальным услугам, относятся: 1) нестабильность родительской семьи; 2) резко усиливающаяся дифференциация стартовых условий для развития детей, подростков, молодежи, в результате чего наиболее высокооплачиваемые профессии становятся недоступными для бедных, от поколения к поколению ограничивая их шансы социальной мобильности; 3) проявление пессимистических настроений у молодых людей, у которых недостаточно ресурсов для борьбы за хорошее рабочее место и успешную карьеру, значительный рост неуверенности в своем будущем; 4) отсутствие нормальной системы кредитования и продуманной социальной политики в отношении организации досуга, свободного времени студентов, школьников, учащейся и работающей молодежи. Такая ситуация приводит к ослаблению ценности государства для подрастающих поколений, росту социальной напряженности в молодежной среде и аддиктивному (отклоняющемуся) поведению, делая молодых людей более уязвимыми.
|
||||||||||||||||||||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 2840; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.9.175 (0.013 с.) |