Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Виды и динамика социальных институтов.Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Под динамикой социальных институтов понимают три взаимосвязанных процесса:1. Жизненный цикл института от момента появления до его исчезновения;2. Функционирование зрелого института, т. е. выполнение явных и латентных функций, появление и продолжение дисфункций;3. Эволюция института – изменение вида, формы и содержания в историческом времени, возникновение новых и отмирание старых функций. В жизненном цикле института как социальной организации выделяют несколько стадий, которые качественно отличаются друг от друга:1. Зарождение организации.2. Период эффективности, когда институт достигает полной зрелости.3. Период формализации (правила перестают быть средством, регулирующим деятельность, и становятся самоцелью).4. Период дезорганизации, когда институт прежнюю гибкость и жизнеспособность. После этого институт ликвидируется или реорганизуется в новый. Помимо жизненного цикла института и его исторической эволюции, в понятие «динамика институтов» необходимо включать взаимодействие институтов, принимающие самые разные формы, в том числе две основные — сотрудничество и конкуренцию. Если институт производства успешно справляется со своей функцией, экономика процветает, доходы населения растут, то из государственного бюджета больше, чем прежде, поступает средств на развитие других институтов: образования, науки, культуры, социальной помощи и др. Поскольку образование, культура и наука остаются самыми престижными и одновременно самыми бедными институтами общества, то представители других институтов борются между собой за право диктовать им свою волю. Политики, фонды, благотворительные организации, партии выступают в роли спонсоров, промышленные корпорации подбирают себе кадры чуть ли не со школьной скамьи, проводя рекламные кампании и организуя профессиональную ориентацию школьников и студентов. В итоге институт образования становится ареной состязаний между другими институтами общества. Институциональная конкуренция может существовать в рамках одной и той же сферы общества, между родственными институтами. Например, в культуре подчас идет непримиримая борьба. Институт телевидения отбирает аудиторию как минимум у трех институтов культуры – кино, театра и чтения. Телевидение, киностудия и театр представляют собой разновидность социальной организации, а чтение – социальной практики. У первых есть свои органы управления, статьи финансирования, кафедры и вузы, газеты и журналы, а чтение – это коллективная привычка образованных людей получать информацию, сопереживая событиям и анализируя информацию. Хотя они все разные, между ними могут существовать отношения не только взаимодополнения, но и взаимной конкуренции. Итак, подытожим все вышесказанное и скажем, что социальный институт предстает перед нами гигантской социальной системой, существующий исторически длительное время, удовлетворяющий фундаментальные потребности общества, обладающей решительной силой и моральным авторитетом, охватывающей большую совокупность явлений, выраженных с помощью статусов и ролей, социальных норм и санкций, социальных организаций (предприятий, университетов, фирм, агенств и т. д.) которые, в свою очередь, имеют персонал, аппарат управления, особые процедуры приема, закрепления и увольнения, многочисленные механизмы социального контроля и т. п. Социальный институт – это приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм. Развитие социальных институтов осуществляется путем возникновения новых социальных институтов и благодаря совершенствованию сложившихся институтов. Это означает, что система социальных институтов, существующих.
Социальные организации. Социальная организация – это объединение людей, совместно реализующих общие цели и действующих на основе определенных правил и процедур. Известный российский социолога. И. Пригожий выделяет следующие признаки социальной организации: ? целевую природу; ? распределение членов организации по ролям и статусам; ? разделение труда и специализацию функций; ? построение по вертикальному (иерархическому) принципу; ? наличие специфических средств регулирования и контроля деятельности организации; ? целостность социальной системы. Ключевым элементом социальной организации выступает цель. Существует три взаимосвязанных вида организационных целей. Цели – задания – это оформленные как программы общих действий поручения, задаваемые извне организацией более высокого уровня (преподавание в школе, прием пациентов в поликлинике, исследования в НИИ – все это цели – задания, определяющие смысл существования этих организаций). Цели – ориентации – это совокупность целей, реализуемых через организацию (сюда относятся обобщенные цели коллектива, включающие и личные цели каждого члена организации). Цели – системы – это цели, продиктованные стремлением сохранить организацию как самостоятельную систему (т. е. обеспечить ее равновесие, стабильность и целостность). Социологи, изучающие организации, классифицируют их по самым различным признакам. Так, американский социолог А. Этциони подразделяет все организации на три основные группы: 1) добровольные организации, члены которых объединяются на добровольной основе (политические партии, профессиональные союзы, клубы, религиозные объединения и др.); 2) принудительные организации, членами которых становятся принудительным путем (армия, тюрьмы, психиатрические лечебницы и др.); 3) утилитарные организации, члены которых объединяются для достижения общих и индивидуальных целей (предприятия, фирмы, финансовые структуры и др.). Современные российские социологи выделяют преимущественно следующие виды социальных организаций: ? деловые организации, членство в которых обеспечивает работников средствами к существованию (предприятия, корпорации, фирмы, банки и др.); ? общественные организации, представляющие собой массовые объединения, членство в которых позволяет удовлетворять политические, социальные, культурные, духовные, творческие и другие потребности (политические партии, профсоюзы, творческие объединения и т. д.); ? промежуточные организации, сочетающие признаки деловых и общественных организаций (кооперативы, артели, товарищества и т. п.); ? ассоциативные организации, возникающие на основе взаимной реализации интересов (научная школа, клубы по интересам, неформальные группы и т. д.). Широкое распространение получила типология организаций по отраслевому признаку: промышленно-хозяйственные, финансовые, административно-управленческие, научно-исследовательские, образовательные, лечебные, социокультурные и др. Классификация организаций разрабатывается не только социологами, но и экономистами (в зависимости от профиля продукции, численности персонала, технологического режима и т. д.), юристами (по ведомственной принадлежности, административным структурам, подчинению и т. д.) и представителями других общественных наук. Основные принципы управления организацией впервые были сформулированы французским специалистом в области управления А. Файолем в начале XX в. Он установил, что управленческая деятельность предполагает следующие обязательные функции: планирование деятельности организации; рациональное использование человеческих и материальных ресурсов; распорядительство с целью оптимизации функционирования организации; координацию действий работников для достижения общих целей; контроль за исполнительской дисциплиной в соответствии с существующими правилами и нормами. Современные организации имеют более сложную систему управления, которой присущи следующие характеристики: ? выработка стратегии управления организацией; ? деятельность по руководству персоналом организации; ? получение, отбор и распространение деловой и социально значимой информации; ? рациональное распределение ресурсов организации; ? проведение кадровой политики; ? ведение деловых переговоров; ? внедрение принципов инновационного управления; ? распространение рекламы; ? планирование и проектирование работы в организации; ? контроль и координация действий работников.
Социальные конфликты. Социальный конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия. Основные причины конфликта:1) распределение ресурсов;2) взаимозависимость людей и организаций;
Социальное управление. Социальное управление – вид управления, процесс воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их деятельности, повышения уровня организованности социальной системы. Общие черты социального управления: 1) существует там, где имеет место совместная деятельность людей и их общностей; 2) обеспечивает упорядоченное воздействие на участников совместной деятельности; 3) направлено на достижение определенной управленческой цели; 4) характеризуется наличием субъекта и объекта управления; 5) субъект управления наделяется определенным властным ресурсом; 6) объект управления является подвластным субъектом, сознательно-волевое поведение которого должно изменяться в соответствии с указаниями субъекта; 7) реализуется в рамках определенного механизма. Виды социального управления: государственное управление, местное (муниципальное) самоуправление, общественное самоуправление. Элементы социального управления: субъект управления, объект управления, управленческие связи (прямые связи и обратные связи). Субъект управления может быть индивидуальным или коллективным. Выделяются такие объекты управления, как человек (индивид), коллективы (социальные группы), государство (общество в целом). Прямые связи – целенаправленное организующее воздействие субъекта управления на управляемый объект. Обратные связи – канал информационного воздействия объекта управления на субъекта управления с целью информирования о выполнении возложенных на него управленческих задач. Управленческий цикл – совокупность взаимосвязанных, логически обусловленных управленческих стадий, характеризующихся определенными задачами, составом участников. Стадии процесса управления: • анализ управленческой ситуации; • выработка и принятие решения; • организация и исполнение решения;• контроль выполнения решения;
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 845; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.41.179 (0.03 с.) |