![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления
|
Виды и динамика социальных институтов.
Под динамикой социальных институтов понимают три взаимосвязанных процесса:1. Жизненный цикл института от момента появления до его исчезновения;2. Функционирование зрелого института, т. е. выполнение явных и латентных функций, появление и продолжение дисфункций;3. Эволюция института – изменение вида, формы и содержания в историческом времени, возникновение новых и отмирание старых функций. В жизненном цикле института как социальной организации выделяют несколько стадий, которые качественно отличаются друг от друга:1. Зарождение организации.2. Период эффективности, когда институт достигает полной зрелости.3. Период формализации (правила перестают быть средством, регулирующим деятельность, и становятся самоцелью).4. Период дезорганизации, когда институт прежнюю гибкость и жизнеспособность. После этого институт ликвидируется или реорганизуется в новый. Помимо жизненного цикла института и его исторической эволюции, в понятие «динамика институтов» необходимо включать взаимодействие институтов, принимающие самые разные формы, в том числе две основные — сотрудничество и конкуренцию. Если институт производства успешно справляется со своей функцией, экономика процветает, доходы населения растут, то из государственного бюджета больше, чем прежде, поступает средств на развитие других институтов: образования, науки, культуры, социальной помощи и др. Поскольку образование, культура и наука остаются самыми престижными и одновременно самыми бедными институтами общества, то представители других институтов борются между собой за право диктовать им свою волю. Политики, фонды, благотворительные организации, партии выступают в роли спонсоров, промышленные корпорации подбирают себе кадры чуть ли не со школьной скамьи, проводя рекламные кампании и организуя профессиональную ориентацию школьников и студентов. В итоге институт образования становится ареной состязаний между другими институтами общества. Институциональная конкуренция может существовать в рамках одной и той же сферы общества, между родственными институтами. Например, в культуре подчас идет непримиримая борьба. Институт телевидения отбирает аудиторию как минимум у трех институтов культуры – кино, театра и чтения. Телевидение, киностудия и театр представляют собой разновидность социальной организации, а чтение – социальной практики. У первых есть свои органы управления, статьи финансирования, кафедры и вузы, газеты и журналы, а чтение – это коллективная привычка образованных людей получать информацию, сопереживая событиям и анализируя информацию. Хотя они все разные, между ними могут существовать отношения не только взаимодополнения, но и взаимной конкуренции.
Итак, подытожим все вышесказанное и скажем, что социальный институт предстает перед нами гигантской социальной системой, существующий исторически длительное время, удовлетворяющий фундаментальные потребности общества, обладающей решительной силой и моральным авторитетом, охватывающей большую совокупность явлений, выраженных с помощью статусов и ролей, социальных норм и санкций, социальных организаций (предприятий, университетов, фирм, агенств и т. д.) которые, в свою очередь, имеют персонал, аппарат управления, особые процедуры приема, закрепления и увольнения, многочисленные механизмы социального контроля и т. п. Социальный институт – это приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм. Развитие социальных институтов осуществляется путем возникновения новых социальных институтов и благодаря совершенствованию сложившихся институтов. Это означает, что система социальных институтов, существующих.
Социальные организации. Социальная организация – это объединение людей, совместно реализующих общие цели и действующих на основе определенных правил и процедур. Известный российский социолога. И. Пригожий выделяет следующие признаки социальной организации: ? целевую природу; ? распределение членов организации по ролям и статусам; ? разделение труда и специализацию функций; ? построение по вертикальному (иерархическому) принципу; ? наличие специфических средств регулирования и контроля деятельности организации;
? целостность социальной системы. Ключевым элементом социальной организации выступает цель. Существует три взаимосвязанных вида организационных целей. Цели – задания – это оформленные как программы общих действий поручения, задаваемые извне организацией более высокого уровня (преподавание в школе, прием пациентов в поликлинике, исследования в НИИ – все это цели – задания, определяющие смысл существования этих организаций). Цели – ориентации – это совокупность целей, реализуемых через организацию (сюда относятся обобщенные цели коллектива, включающие и личные цели каждого члена организации). Цели – системы – это цели, продиктованные стремлением сохранить организацию как самостоятельную систему (т. е. обеспечить ее равновесие, стабильность и целостность). Социологи, изучающие организации, классифицируют их по самым различным признакам. Так, американский социолог А. Этциони подразделяет все организации на три основные группы: 1) добровольные организации, члены которых объединяются на добровольной основе (политические партии, профессиональные союзы, клубы, религиозные объединения и др.); 2) принудительные организации, членами которых становятся принудительным путем (армия, тюрьмы, психиатрические лечебницы и др.); 3) утилитарные организации, члены которых объединяются для достижения общих и индивидуальных целей (предприятия, фирмы, финансовые структуры и др.). Современные российские социологи выделяют преимущественно следующие виды социальных организаций: ? деловые организации, членство в которых обеспечивает работников средствами к существованию (предприятия, корпорации, фирмы, банки и др.); ? общественные организации, представляющие собой массовые объединения, членство в которых позволяет удовлетворять политические, социальные, культурные, духовные, творческие и другие потребности (политические партии, профсоюзы, творческие объединения и т. д.); ? промежуточные организации, сочетающие признаки деловых и общественных организаций (кооперативы, артели, товарищества и т. п.); ? ассоциативные организации, возникающие на основе взаимной реализации интересов (научная школа, клубы по интересам, неформальные группы и т. д.). Широкое распространение получила типология организаций по отраслевому признаку: промышленно-хозяйственные, финансовые, административно-управленческие, научно-исследовательские, образовательные, лечебные, социокультурные и др. Классификация организаций разрабатывается не только социологами, но и экономистами (в зависимости от профиля продукции, численности персонала, технологического режима и т. д.), юристами (по ведомственной принадлежности, административным структурам, подчинению и т. д.) и представителями других общественных наук. Основные принципы управления организацией впервые были сформулированы французским специалистом в области управления А. Файолем в начале XX в. Он установил, что управленческая деятельность предполагает следующие обязательные функции: планирование деятельности организации; рациональное использование человеческих и материальных ресурсов; распорядительство с целью оптимизации функционирования организации; координацию действий работников для достижения общих целей; контроль за исполнительской дисциплиной в соответствии с существующими правилами и нормами.
Современные организации имеют более сложную систему управления, которой присущи следующие характеристики: ? выработка стратегии управления организацией; ? деятельность по руководству персоналом организации; ? получение, отбор и распространение деловой и социально значимой информации; ? рациональное распределение ресурсов организации; ? проведение кадровой политики; ? ведение деловых переговоров; ? внедрение принципов инновационного управления; ? распространение рекламы; ? планирование и проектирование работы в организации; ? контроль и координация действий работников.
Социальные конфликты. Социальный конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия.
Основные причины конфликта:1) распределение ресурсов;2) взаимозависимость людей и организаций;
Социальное управление. Социальное управление – вид управления, процесс воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их деятельности, повышения уровня организованности социальной системы. Общие черты социального управления: 1) существует там, где имеет место совместная деятельность людей и их общностей; 2) обеспечивает упорядоченное воздействие на участников совместной деятельности; 3) направлено на достижение определенной управленческой цели; 4) характеризуется наличием субъекта и объекта управления; 5) субъект управления наделяется определенным властным ресурсом; 6) объект управления является подвластным субъектом, сознательно-волевое поведение которого должно изменяться в соответствии с указаниями субъекта; 7) реализуется в рамках определенного механизма. Виды социального управления: государственное управление, местное (муниципальное) самоуправление, общественное самоуправление. Элементы социального управления: субъект управления, объект управления, управленческие связи (прямые связи и обратные связи). Субъект управления может быть индивидуальным или коллективным. Выделяются такие объекты управления, как человек (индивид), коллективы (социальные группы), государство (общество в целом). Прямые связи – целенаправленное организующее воздействие субъекта управления на управляемый объект. Обратные связи – канал информационного воздействия объекта управления на субъекта управления с целью информирования о выполнении возложенных на него управленческих задач. Управленческий цикл – совокупность взаимосвязанных, логически обусловленных управленческих стадий, характеризующихся определенными задачами, составом участников. Стадии процесса управления: • анализ управленческой ситуации; • выработка и принятие решения; • организация и исполнение решения;• контроль выполнения решения;
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 733; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.194.21 (0.029 с.) |