ТОП 10:

Понятие модели. История социальных моделей.



Понятие модели. История социальных моделей.

Модель — способ замещения реального объекта, используемый для его изучения

Процесс моделирования есть процесс перехода из реальной области в виртуальную (модельную) посредством формализации, изучения модели (собственно моделирование) и, наконец, интерпретация результатов как обратный переход из виртуальной области в реальную.

Для построения моделей необходимы:

n Инструмент — типовое средство, позволяющее достичь оригинальный результат и обеспечивающее сокращение затрат на выполнение промежуточных операций (имиджи, стандартные библиотеки, мастера, линейки, резинки…).

n Технология — набор стандартных способов, приёмов, методов, позволяющий достичь результата гарантированного качества с помощью указанных инструментов за заранее известное время при заданных затратах, но при соблюдении пользователем объявленных требований и порядка.

n Среда — совокупность рабочего пространства и инструментов на нем, поддерживающая хранение и изменение, преемственность проектов и интерпретирующая свойства объектов и систем из них.

Модель вместо исходного объекта используется в случаях, когда:

• «эксперимент опасен» — при деятельности в агрессивной среде вместо человека лучше использовать его макет; примером может служить АЭС;

• «дорог» — прежде чем использовать идею в реальной экономике страны, лучше опробовать её на математической или имитационной модели экономики, просчитав на ней все «за» и «против» и получив представление о возможных последствиях;

• «долговременен» — развитие жизни на Земле — процесс, происходящий миллионы лет, — выгоднее и быстрее на модели;

• «кратковременен» — изучать детали протекания процесса получения алмазов взрывом лучше на модели, поскольку такой процесс скоротечен во времени;

• «протяжен в пространстве» — для изучения космогонических процессов удобны математические модели, поскольку реальные полёты к звёздам (пока) невозможны;

• «микроскопичен» — для изучения взаимодействия атомов удобно воспользоваться их моделью;

• «невозможен» — часто человек имеет дело с ситуацией, когда объекта нет, он ещё только проектируется;

• «неповторим» — это достаточно редкий случай, когда эксперимент повторить нельзя; в такой ситуации модель — единственный способ изучения таких явлений. Пример — исторические процессы, — ведь повернуть историю вспять невозможно;

• «ненагляден» — модель позволяет заглянуть в детали процесса, в его промежуточные стадии; при построении модели исследователь как бы вынужден описать причинно-следственные связи, позволяющие понять все в единстве, системе.

Цели и задачи моделирования (описательная, объяснительная, прогностическая).

Целями моделирования являются:

• Понимание того, как устроен объект, каковы его структура, основные свойства, законы развития и взаимодействия с окружающей средой. Такие модели помогают понять, как устроен конкретный объект, узнать его основные свойства, установить законы его развития и взаимодействия с окружающим миром. В этом случае целью построения модели является познание окружающего мира.

• Управление объектом или процессом и определение наилучших способов управления при заданных целях.

• Создание объектов с заданными свойствами.

• Прогнозирование последствий воздействия на объект.

Основная цель моделирования – прогноз поведения процесса или системы. Ключевой вопрос моделирования «ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ...?»

Цели моделирования: познание изучаемого объекта, его существенных свойств; создание объектов с заданными, желательными свойствами; определение последствий воздействия на объект; повышение эффективности управления объектом. Построе­ние модели поможет найти приемлемые решения, вероятные проблемы, пути и способы их решения, пути достижения желаемого.

Цели социального моделирования:

• 1) Отобразить состояние проблемы на данный, момент;

• 2) Выявить наиболее острые, критические моменты и противоречия;

• 3) Определить тенденции развития и факторы, влекущие нежелательное развитие;

• 4) Активизировать деятельность управления для оптимальных вариантов решения задач.

 

Виды моделей. Когнитивные, содержательные, концептуальные, формальные – математические, имитационные.

1. Статическая – не изменяется во времени; «фотография», «срез» системы.

2. Динамическая – есть временной параметр; отображает объект во времени.

3. Дискретная – описывает объект через равные промежутки времени (каждые 2 года).

4. Непрерывная – описывает объект во все моменты времени определённого промежутка.

5. Имитационная – для « проигрывания» возможных путей развития и поведения путём варьирования некоторых или всех параметров модели.

6. Детерминированная – каждому входному набору данных соответствует определённый и однозначно определяемый набор выходных параметров.

7. Недетерминированная (вероятностная) – с разными вариантами выходных параметров

8. Теоретико-множественная – представимая с помощью множеств и их отношений.

9. Логическая – представимая логическими функциями.

10. Игровая – выражает отношения в виде игровой ситуации.

11. Алгоритмическая – описанная алгоритмом, определяющим её функционирование.

12. Лингвистическая (вербальная) – формализованная языковой системой или структурой.

13. Визуальная – визуализирует отношения и связи, особенно в динамике.

14. Натурная – материальная копия объекта моделирования.

15. Графическая (геометрическая) – представимая геометрическими образами и фигурами.

 

Модели в социологии

Моделирование в социологии — метод исследования соц. явлений и процессов на их моделях, т. е. опосредствованное изучение соц. объектов, в процессе которого они воспроизводятся в вспомогательной системе (модели), замещающей в познавательном процессе оригинал и позволяющей получать новое знание о предмете исследования.

Многофакторность соц. явлений и процессов, историчность, сильное взаимодействие между элементами соц. системы и сложный характер связей, наличие субъективного фактора и целенаправленность соц. систем, трудности квантификации — эти и другие особенности соц. явлений и процессов обусловливают существенное отличие соц. моделей как инструмента познания от моделей, использующихся в естественных и технических науках. Одновременно своеобразие моделей, применяемых в социологии, во многом обусловлено спецификой целей, задач и способов социологического исследования. Модели, выступая средством изучения соц. системы, при этом часто используются и для решения управленческих задач, т. е. служат основой для преобразования системы в интересах человека.

Многообразие соц. систем, различи, степень их изученности, а также широкий спектр задач, решаемых с помощью метода моделирования, являются причинами существования множества соц. моделей. Все это многообразие моделей в соответствии со способом воспроизведения действительности и применяемыми средствами построения модели можно разделить на три класса:

· материальные модели, которые ввиду специфичности соц. объектов должны реализовываться в форме моделей, основанных на участии в них людей (как правило, это игровые модели);

· идеальные модели (неформализованные и формализованные);

· смешанные модели, сочетающие элементы первых двух (т. н. человеко-машинные модели).

Сфера применения моделей первого и третьего классов весьма ограничена в социологии. Идеальные модели в отличие от первых в настоящее время используются в социологии практически на всех направлениях научного поиска.

Идеальные модели обычно классифицируют по следующим основаниям: 1) по объему исследования различают модели соц. структуры общества и соц.-демографических процессов, модели образа жизни и соц.-политических процессов и т. д.; 2) по уровню моделируемой системы — микро- и макромодели; 3) по ориентированности на воспроизведение тех или иных сторон оригинала — субстанциональные, структурные, функциональные и смешанные модели; 4) по способу отображения в модельных конструкциях законов и закономерностей, которым подчиняется объект исследования, — детерминистические и стохастические модели; 5) по ориентированности на изучение функционирования или развития системы — модели с постоянной и изменяющейся структурой; 6) по месту в структуре научного познания — измерительные, описательные, объяснительные, предсказательные и критериальные; 7) )по уровню формализации — концептуальные и формально-логические (математические) модели.

По другим основаниям для классификации можно также различать следующие классы моделей, применяющихся в социологических исследованиях: теоретические и эмпирические, игровые и неигровые, аналитические и машинные, регрессионные, причинные и имитационные, алгоритмические и оптимизационные, с управлением и без управления и т. д.

В зависимости от задач исследования модели могут включаться в познавательный процесс как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях знания. Подобная возможность связана с универсальностью метода моделирования. При этом на эмпирическом уровне знания модели выполняют, как правило, следующие функции: измерительную (измерение соц. характеристик) и описательную (фиксация результатов эмпирического исследования и выражение их в понятиях науки); а на теоретическом — объяснительную (раскрытие сущности исследуемых объектов), критериальную (проверка истинности некоторых положений теории или системы гипотез), предсказательную (оценка будущего состояния рассматриваемой системы). Отдельные функции (напр., объяснительная или предсказательная) могут выполняться моделями как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях знания. Что же касается конкретных моделей, то они могут конструироваться специально для выполнения одной из названных функций (напр., целью модели семантического дифференциала является измерение установок респондента) или для одновременной реализации нескольких функций (напр., имитационные модели выполняют, как правило, одновременно описательную и объяснительную функции или описательную и критериальную).

Накоплен значительный опыт применения различи, моделей в социологии. Наибольшее распространение получили модели, предназначенные для описания, анализа и обобщения массивов эмпирических данных, и модели, основанные на идеях главным образом различи, теоретико-вероятностных и статистических методов. Для поиска зависимостей между переменными и выявления наиболее значимых факторов используются модели анализа регрессионного и анализа дисперсионного; для свертки информации, обнаружения скрытых факторов и построения индексов – модели анализа факторною и анализа латентно-структурного; для выявления структуры расположения объектов в пространстве признаков — классификационные модели; для анализа таблиц сопряженности — модели многомерного дискретного анализа и модели анализа данных.

Одновременно с развитием указанных моделей все более широко начинают использоваться модели, ориентированные на изучение и объяснение механизмов соц. явлений и процессов. Уже имеется немало успешных попыток применения в конкретных исследованиях моделей, заключающих в себе объяснение механизмов процессов соц. мобильности, процессов воспроизводства образования населения, процессов рождаемости и смертности, миграционного движения населения, соц.-политичических процессов и деятельности соц.-политических институтов, соц. процессов коллективно-группового уровня и др. Вместе с тем одним из главных факторов, сдерживающих дальнейшее развитие данного направления применения моделей в социологии, является наличие существенного разрыва между гносеологическими свойствами моделей содержательного и формального уровней, не соответствующих друг другу во многих случаях. Поэтому ключевыми для современного этапа проникновения метода моделирования в социологию становятся: проблема создания системных концептуальных моделей соц. явлений и процессов и проблема разработки формализованных в той или иной мере моделей, ориентированных прежде всего на выбор средств формального описания, релевантных представляемым аспектам соц. систем. Среди различи, моделей, предназначенных для решения последней проблемы и для проблем, разрабатываемых в рамках методологии системного моделирования, к наиболее многообещающим, по мнению многих исследователей, относятся имитационные модели.

Дальнейшее развитие моделирования в социологии предполагает: создание более совершенных моделей для описания, преобразования и структурирования соц. информации; построение моделей более адекватных изучаемым явлениям и процессам и способных стать основой для построения теоретических схем соответствующих объектов; осуществление перехода от моделей отдельных явлений и процессов к конструируемым из них комплексам моделей, что позволит изучать различные сферы жизнедеятельности общества в неразрывной связи с решением задач управления.

6.Индивид, семья, группа…

1) Индивид[уум] (от лат. individuum — неделимое):

Индивид — особь, отдельно существующий живой организм;

В психологии и социологии:

Индивид — отдельный человек, как уникальное сочетание его врожденных и приобретенных свойств.

Индивид — отдельный человек, как социальное существо, являющееся чем-то большим, чем сочетание врождённых качеств.

2) Семья - Согласно классическому определению одного из крупнейших английских социологов Энтони Гидденса, под семьёй понимается «группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми». В контексте данного определения родственными отношениями считаются отношения, возникающие при заключении брака (то есть получившего признание и одобрение со стороны общества сексуального союза двух взрослых лиц) либо являющиеся следствием кровной связи между лицами. Семья — основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Согласно традиционным представлениям, семья складывается вокруг гетеросексуального союза мужчины и женщины, однако социокультурные изменения, происходящие в обществе, легализуют и однополые семейные союзы. Семья изменяется вслед за развитием общества.

Под семьёй также может пониматься родительская пара или один родитель как минимум с одним ребёнком. В праве под семьёй понимается законный социальный институт, находящийся под защитой государства. Как правило, «полная семья» в юридическом смысле состоит из отца, матери и ребёнка (или детей); «неполная семья» — из отца с ребёнком (или детьми) или матери с ребёнком (или детьми). В российском семейном праве семья определяется как круг лиц, связанных личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления.

Генеалогическое определение семьи представляет её как совокупность людей, связанных кровным родством или свойство́м. Такое определение, с одной стороны, шире правового определения семьи, с другой стороны, оно исключает приёмных родителей и детей из списка членов семьи.

Психологический подход к семье (такого подхода, в частности, придерживается Клаус Шнеевинд (нем. Klaus Schneewind)) понимает под семьёй некую совокупность индивидов, удовлетворяющую четырём критериям:

Психическая, духовная и эмоциональная близость её членов.

Пространственная и временная ограниченность.

Закрытость, межличностная интимность.

Длительность отношений, ответственность друг за друга, обязанность друг перед другом.

3) Группа – совокупность чего-либо.

Социальная группа - объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.

Выделяются большие, средние и малые группы. В большие группы входят совокупности людей, существующие в масштабе всего общества в целом: это социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т. д. Осознание принадлежности к социальной группе и соответственно ее интересов как своих происходит постепенно, по мере формирования организаций, защищающих интересы группы (например борьба рабочих за свои права и интересы через организации рабочих). К средним группам относятся производственные объединения работников предприятий, территориальные общности (жители одной деревни, города, района и пр.).

 

К многообразным малым группам относятся такие группы, как семья, дружеские компании, соседские общности. Их отличает наличие межличностных отношений и личных контактов друг с другом. Существуют различные подходы к классификации функций социальных групп. Американский социолог Н. Смелзер выделяет следующие функции групп:

Социализации: только в группе человек может обеспечить свое выживание и воспитание подрастающих поколений;

Инструментальную: состоит в осуществлении той или иной деятельности людей;

Экспрессивную: состоит в удовлетворении потребностей людей в одобрении, уважении и доверии;

Поддерживающую: состоит в том, что люди стремятся к объединению в трудных для них ситуациях.

4) Коллектив (от лат. collectivus — собирательный) — группа, совокупность людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации, цели, концепции. По виду деятельности различают трудовые, учебные, военные, спортивные, художественной самодеятельности и другие коллективы. В более широком смысле — люди, объединенные общими идеями, интересами, потребностями.

5) Организа́ция (от греч. ὄργανον — инструмент) — это целевое объединение ресурсов. Организации, созданные человеком (людьми), характеризуются наличием человека как активного ресурса. Для организаций, созданных человеком, характерно наличие функций управления и планирования. Необходимо отметить, что организация, входящая в более крупную организацию, является для последней ресурсом. Появление и развитие организаций исторически неразрывно связано созданием и развитием государства и изменением социальности людей. Человек, как часть социума, всю свою жизнь является составляющей частью организаций. Современный человек рождается, учится, работает и умирает при прямом участии организаций.

Организация — это группа людей, работающих совместно, во главе с руководителем и выполняющих определённые планы.

Организация — это комплекс мероприятий или действий, направленных на получение оптимальных условий для достижения какого-либо результата, с привлечением наибольшей эффективности, производительности, качественности оказываемых услуг и, как правило, сопровождающихся уменьшением расходов на средства по достижению этой цели.

6) Регион (лат. regio — «страна», «область») — определённая территория, обладающая целостностью и взаимосвязью её составных элементов. Также используется в значении территориальной единицы государства; в России как общее название субъекта Федерации. В военном деле зарубежных государств оперативно-стратегическая единица, включающая от 1 000 000 до 3 000.

В рамках географической трактовки регион определяет как район, большой участок суши, часть земной поверхности со специальными физико-географическими параметрами, географическая единица, определяемая географическими рубежами. Экономическая трактовка подразумевает под регионом часть территории, где существует система связи между хозяйственными субъектами, подсистему всего социально-экономического комплекса страны, сложный территориально-экономический комплекс со своей структурой связи с внешней и внутренней средой. Социально-политическая трактовка региона показывает регион в качестве социально-территориальной общности, то есть совокупности социальных, экономических, политических факторов развития территории. Сюда входит целый набор характеристик такие как: этнический состав населения, трудовые ресурсы, социальная инфраструктура, социально-психологический климат, политические аспекты развития региона, культурные факторы и т. д.

Основные понятия социальных изменений. Основные формы социальных процессов – линейные, экспоненциальные, с насыщением, периодические.

 

Социальный процесс (англ. Social process) — серия явлений или взаимодействий, происходящих в организации, структуре групп и меняющих отношения между людьми или между составными элементами сообщества. Социальные процессы находятся во всех обществах и выступают как упорядоченная форма социального взаимодействия.

Важнейшими чертами социальных процессов является их всеобщность и связь с субъектом, который осуществляет процесс. Ничто не может происходить в обществе вне

социальным процессом. Функционирование и развитие общества происходят в различных формах социальных процессов, характеризующих субъектно­объектные связи и отношения во всех сферах деятельности людей.

 

Из всей совокупности социальных процессов можно выделить следующие типы: циклический, линейный и нелинейный.

Цикличность означает повторение тенденций прошлого, но с некоторыми новыми тенденциями. Циклические процессы могут проходить по типу маятника, волновых движений и спиралевидных.

Движение по типу маятника ­ наиболее простая форма циклического процесса. В качестве примера такого движения можно привести инвестиционную социальную политику, когда средства на развитие социальной сферы общества то увеличиваются, то,

наоборот, сокращаются.

Иллюстрацией волновых процессов в обществе служит, скажем, цикл технических нововведений, который достигает своего волнового пика и вновь идет на убыль, как бы затухает.

Спиралевидный тип является наиболее сложной формой циклических изменений. Спиралевидная динамика определяется по ставшей классической формуле ­ «возврат якобы к старому, повторение старого на ином уровне». Это такой процесс изменений, когда обновление и устаревание являются лишь частичными.

 

 

Линейный тип социальных процессов рассматривает всю историю человечества как

единый и главное ­ направленный процесс.

Особенность линейной динамики заключается в том, что каждый этап общественного прогресса, каждый этап движения выступает моментом генетического продолжения предшествующего этапа.

Линейные процессы частично поглощают в себя свойства предшествующих, обогащают

и развивают их. Наиболее ярким выражением линейных представлений являются идеи

социального эволюционизма, например теория социальной эволюции Г.Спенсера.

 

Нелинейный тип. С ХХ века теория линейных изменений подвергается критике. Реальность доказала, что не существует вечных линейных закономерностей. Линейный тип изменений ­ один из возможных. Для того, чтобы линейная тенденция сохранялась постоянно, надо, чтобы изменяющийся объект не подвергался воздействию внешних сил или же это воздействие должно быть нейтрализовано таким образом, чтобы социальная система продолжала оставаться в равновесном, сбалансированном состоянии.

 

Фаза V — рост движения. Движение становится массовым, масштаб и интенсивность действий протеста против существующих институтов достигают своего максимума. Проявляются гибкие формы организации быстрой мобилизации сторонников.

Фаза VI — организация. Возникает централизованная организационная структура, появляются правила, дисциплина. Ядро движения берет под контроль местные, локальные группы и ячейки активистов движения.

Фаза VII — институционализация движения. Постепенно общественное движение поглощается организацией и превращается в социальный институт. Движение приобретает легальный статус, оно встраивается в систему существующих социальных институтов, становясь одной из политических партий или общественных организаций. Лидеры движения коопирируются в действующие структуры исполнительной или законодательной власти. Седьмая фаза завершает жизненный цикл общественного движения.

 

Модели жизненных циклов организации…

Фаза I — выхаживание. На стадии зарождения организации основатель (или основатели) обсуждают бизнес-идею. Если основатель верит в эту идею, готов взять на себя риск основания нового дела, оптимистично оценивает спрос на продукцию новой фирмы и способен найти финансовую поддержку, то возможен переход к следующей фазе.

Фаза II — младенчество. На этой стадии компания обладает гибкой, но нечеткой структурой, небольшим бюджетом, уровень продаж незначителен. Если денежные потоки и деятельность организации стабилизируются, то начинается следующий этап развития.

Фаза III — детство, характеризуется быстрым ростом организации. Появляется формальная организационная структура, но должностные обязанности не закреплены за каждым сотрудником. Основатель пытается делегировать властные полномочия другим сотрудникам, но при этом опасается потерять контроль. Компания действует методом "проб и ошибок", не может предвидеть изменения внешней среды, что приводит к серьезным кризисам и потерям. Возникает необходимость перехода к более профессиональным действиям.

Фаза IV — юность, компания получает как бы второе рождение. Энтузиазма основателя становится недостаточно. Во главе компании становится профессиональный менеджер, меняющий всю систему управления. Повышается организационная культура, эффективность административной деятельности растет.

Фаза V — расцвет, организация достигает оптимального баланса между самоконтролем и гибкостью. Растет не только объем продаж, но и прибыль, создается сеть дочерних организаций. Успешно функционируют системы прогнозирования, планирования и реализации.

Фаза VI — стабилизация, впервые появляются признаки старения организации — она начинает терять гибкость. На этой стадии темпы роста снижаются, позиция на рынке стабилизируется. Снижается интерес к инновациям. Руководители начинают с подозрением относиться к любым переменам, начинают преобладать консервативные тенденции.

Фаза VII — аристократизм, характеризуется дальнейшим снижением гибкости системы управления, большее внимание уделяется традициям, в одежде и форме общения сотрудников господствует формализм. Организация обладает значительными финансовыми ресурсами, стремится не сама разрабатывать и внедрять инновации, а покупать компании, производящие новые продукты. Цели компании становятся краткосрочными, риск не поощряется.

Фаза VIII — ранняя бюрократизация. На этой стадии система управления озабочена прежде всего самосохранением. Правила и нормы ужесточаются и формализуются. В руководстве фирмы начинается открытая борьба и поиск виноватых в появлении неблагоприятных тенденций.

Фаза IX — бюрократизация, характеризуется постепенным разрывом связей с внешним миром. Инициативные сотрудники покидают компанию. Бюрократические организации уже не ориентируются на получение результатов и работают во многом вхолостую, "перемалывая" огромное количество входных и выходных документов. Однако информационные связи между подсистемами нарушены.

Фаза X — гибель организации, к которой могут привести даже небольшие внешние изменения

 

Метод критического пути

Сетевая модель представляет собой графическое изображение комплекса планируемых мероприятий и работ, их взаимосвязей и параметров. На сетевой модели отражаются порядок и последовательность реализации проекта, сроки начала, окончания и продолжительности работ, резервы времени и др. Сетевая модель позволяет наглядно отобразить структуру комплекса работ и взаимосвязи между его элементами, эффективно влиять на ход реализации проекта.

 

 
 

 


В этой сети работы изображаются дугами (стрелками), а в узлах сети помещаются события, обозначающие фиксированный момент окончания всех предшествующих работ и одновременного начала всех последующих работ. Модели подобного типа называют сетями, ориентированными на события. Характерной особенностью этого вида сетевых моделей является то, что длительности работ задаются детерминированными величинами (они записываются под стрелками соответствующих работ). Степень неопределенности проектной среды, в которой создан метод CPM, принимается достаточно малой, и исполнители могут довольно точно оценить длительность работ, основываясь на предыдущем опыте.

 

Анализ сетевого графика.

Анализ СГ проводится с целью определения, насколько рационально составлен сетевой график технологического процесса, какие работы в случае их невыполнения в срок могут привести к срыву всего комплекса работ, а также наметить основные пути улучшения сетевого графика для сокращения сроков реализации процесса в целом.

Отыскание критического пути СГ. Необходимый признак наличия критического пути - R(i)=0. Необходимый и достаточный признак наличия критического пути – Rп(i,j)=0.

Степень критичности пути Li можно оценить с помощью коэффициента напряженности пути, рассчитываемого по формуле

 

 

Социальная диагностика.

Социальная диагностика – изучение и установление состояния исследуемого объекта с помощью методов и средств социологического исследования. = Изучение социальных мотивов и причин поведения; поиск социальных детерминант процессов и явлений.Цель– выявление социального содержания факто­ров экономической, производственной, психоло­гической, демографической, правовой и других сфер общественной жизни.

В основе социальной диагностики лежат:

I. Объективные факторы. Это статистические данные.

В основе социальной диагностики лежит измерение признаков, и здесь применяются различные измерительные процедуры.

Практика социальных обследований с применением статис­тики уходит корнями в XVII век. В XIX веке социальные обследования проводились для получения достоверного материала об условиях и уровне жизни в городах, распространения бедности и т.д. Эти данные становились пред­метом общественного внимания, они использовались в аргумен­тации позиций по актуальным проблемам, обсуждавшимся в об­ществе.

В наши дни мы чаще всего используем статистику как базу для установления объективных параметров той или иной социальной проблемы.

На основании данных о числе родившихся и числе умер­ших можно судить об утрате или естественном прироста населения.

II. Субъективные факторы. Это установки населения и исследователей.

Впрочем, опора на различные учетные данные недостаточна для выводов о жизнеспособности проекта, поскольку необходи­мо учесть субъективные факторы, влияющие на то или иное по­ведение людей.

Установки могут существенно изменить объективные парамет­ры проблемы. Всегда необходимо учитывать, что в социальной сфере объективные данные несут на себе отпечаток субъективных позиций исследователя.

Через объективные и субъективные факторы мы описываем параметры социальной реальности, которые нам необходимо будет сравнить с социальными показателями для установления соответствия или не соответствия.

В показателях, применяемых в социальной сфере, отражаются культурные традиции, принятые стандарты жизни, идеальные представления о благосостоянии (например, нормы жилплощади, рождаемости, средней зарплаты и т.п.).

Этапы диагностической деятельности:

1) Ознакомление с объектом, определение его сильных и слабых сторон, имеющихся проблем;

2) Постановка целей и задач, выбор методов диагностирования; выдвижение гипотез;

3) Проведение диагностики (измерение и анализ необходимых показателей);

4) Определение возможных направлений развития, изменения и совершенствования;

5) Построение выводов и предложений, на основе которых делается заключение.

Основные способы (совокупности однотипных методов) диагностики:

1) Экспертиза, основанная на очных и заочных, индивидуальных и коллективных опросах экспертов (методы экспертных оценок).

2) Экстраполяция — изучение предшествующего развития объекта и перенесение (проекция) закономерностей этого развития на будущее.

3) Моделирование — построение и исследование моделей объекта с учётом его возможного изменения по имеющимся данным о масштабах и направлении изменений.

 

Понятие модели. История социальных моделей.

Модель — способ замещения реального объекта, используемый для его изучения

Процесс моделирования есть процесс перехода из реальной области в виртуальную (модельную) посредством формализации, изучения модели (собственно моделирование) и, наконец, интерпретация результатов как обратный переход из виртуальной области в реальную.

Для построения моделей необходимы:

n Инструмент — типовое средство, позволяющее достичь оригинальный результат и обеспечивающее сокращение затрат на выполнение промежуточных операций (имиджи, стандартные библиотеки, мастера, линейки, резинки…).

n Технология — набор стандартных способов, приёмов, методов, позволяющий достичь результата гарантированного качества с помощью указанных инструментов за заранее известное время при заданных затратах, но при соблюдении пользователем объявленных требований и порядка.

n Среда — совокупность рабочего пространства и инструментов на нем, поддерживающая хранение и изменение, преемственность проектов и интерпретирующая свойства объектов и систем из них.

Модель вместо исходного объекта используется в случаях, когда:

• «эксперимент опасен» — при деятельности в агрессивной среде вместо человека лучше использовать его макет; примером может служить АЭС;

• «дорог» — прежде чем использовать идею в реальной экономике страны, лучше опробовать её на математической или имитационной модели экономики, просчитав на ней все «за» и «против» и получив представление о возможных последствиях;

• «долговременен» — развитие жизни на Земле — процесс, происходящий миллионы лет, — выгоднее и быстрее на модели;

• «кратковременен» — изучать детали протекания процесса получения алмазов взрывом лучше на модели, поскольку такой процесс скоротечен во времени;

• «протяжен в пространстве» — для изучения космогонических процессов удобны математические модели, поскольку реальные полёты к звёздам (пока) невозможны;







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.93.75.242 (0.032 с.)