Цели и задачи моделирования (описательная, объяснительная, прогностическая). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цели и задачи моделирования (описательная, объяснительная, прогностическая).



Целями моделирования являются:

• Понимание того, как устроен объект, каковы его структура, основные свойства, законы развития и взаимодействия с окружающей средой. Такие модели помогают понять, как устроен конкретный объект, узнать его основные свойства, установить законы его развития и взаимодействия с окружающим миром. В этом случае целью построения модели является познание окружающего мира.

• Управление объектом или процессом и определение наилучших способов управления при заданных целях.

• Создание объектов с заданными свойствами.

• Прогнозирование последствий воздействия на объект.

Основная цель моделирования – прогноз поведения процесса или системы. Ключевой вопрос моделирования «ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ...?»

Цели моделирования: познание изучаемого объекта, его существенных свойств; создание объектов с заданными, желательными свойствами; определение последствий воздействия на объект; повышение эффективности управления объектом. Построе­ние модели поможет найти приемлемые решения, вероятные проблемы, пути и способы их решения, пути достижения желаемого.

Цели социального моделирования:

• 1) Отобразить состояние проблемы на данный, момент;

• 2) Выявить наиболее острые, критические моменты и противоречия;

• 3) Определить тенденции развития и факторы, влекущие нежелательное развитие;

• 4) Активизировать деятельность управления для оптимальных вариантов решения задач.

 

Виды моделей. Когнитивные, содержательные, концептуальные, формальные – математические, имитационные.

1. Статическая – не изменяется во времени; «фотография», «срез» системы.

2. Динамическая – есть временной параметр; отображает объект во времени.

3. Дискретная – описывает объект через равные промежутки времени (каждые 2 года).

4. Непрерывная – описывает объект во все моменты времени определённого промежутка.

5. Имитационная – для «проигрывания» возможных путей развития и поведения путём варьирования некоторых или всех параметров модели.

6. Детерминированная – каждому входному набору данных соответствует определённый и однозначно определяемый набор выходных параметров.

7. Недетерминированная (вероятностная) – с разными вариантами выходных параметров

8. Теоретико-множественная – представимая с помощью множеств и их отношений.

9. Логическая – представимая логическими функциями.

10. Игровая – выражает отношения в виде игровой ситуации.

11. Алгоритмическая – описанная алгоритмом, определяющим её функционирование.

12. Л ингвистическая (вербальная) – формализованная языковой системой или структурой.

13. Визуальная – визуализирует отношения и связи, особенно в динамике.

14. Натурная – материальная копия объекта моделирования.

15. Графическая (геометрическая) – представимая геометрическими образами и фигурами.

 

Основы системного подхода. Понятие системы.

 

Понятие «система» появилось в Древней Греции 2000—2500 лет назад и первоначально означало: сочетание, орга­низм, устройство, организация, строй, союз. Оно также выражало определенные акты деятельности и их резуль­таты (нечто, поставленное вместе; нечто, приведенное в порядок).

Системой является любой объект, имеющий какие-то свойства, находящиеся в некотором заранее заданном отношении.

Система обособленная сознанием часть реальности, элементы которой обнаруживают свою общность в процессе взаимодействия

 

Системный подход – способ познания, основа ясного мышления и нормального взаимоотношения. Системный поход позволяет больше понимать и лучше видеть сложившуюся проблему, а, следовательно, позволяет лучше разобраться в том, что происходит, а затем предпринять действия, которые принесут более долговременный эффект.

Ключевую роль в системном анализе играет понятие " структура ", которое связано с упорядоченностью отношений, связывающих элементы системы. Структуры делятся на простые и сложные в зависимости от числа и типа взаимосвязей между элементами. Структуры часто носят иерархический характер, т.е. состоят из упорядоченных уровней.

 

Системный подход нужен для того, чтобы:

1. Знать как устроен мир (то есть воспринимать его как живую систему) и совершать гораздо меньше ошибок. Если человек с раннего детства будет знать элементарные основы системного подхода, то избежит в своей жизни системных ошибок. На практике же получается, особенно в России, что, начиная со школьной скамьи, ребенку прививают традиционный способ мышления. То есть не развивают логику и способность творчески мыслить, а учат действовать по шаблону, по уже знакомым цепочкам действий. Допустим, дают задачу с готовым алгоритмом решения и затем еще несколько задач на тот же алгоритм, поэтому ребенок, встретив задачу, неподходящую под знакомый ему алгоритм не может ее решить.

2. Правильно формулировать свои цели и обеспечить их выполнение. Этот момент особенно важен для жизни каждого человека. Так как правильно и точно сформулированная цель – это уже половина успеха.

3. Правильно исследовать любые системы, быстро изучать их, то есть не тратить время на мелочи, но и не пропускать главное. То есть человек, смотрящий на объект, как систему, состоящую из множества частей, способен выявить в объекте наиболее важные для изучения аспекты, а, следовательно, сэкономить время на изучение объекта в целом.

4. Эффективно управлять системами. Здесь действует тот же принцип, который мы рассмотрели выше. Особенно это важно для человека, организующего работу нескольких специалистов.

 

В основе системного подхода лежат три основных процесса:

1. Анализ системы – изучение частей системы и связи между ними (выявление внутренних связей). А также связей между системой и внешним миром (выявление внешних связей).

2. Синтез системы – соединение частей в единое целое на основе знаний, полученных при анализе.

3. Творчество – создание нового, то есть синтез на основе анализа. Считается, что каждый человек способен к творчеству, но не каждый человек желает эти способности развивать.

 

Модели в социологии

Моделирование в социологии — метод исследования соц. явлений и процессов на их моделях, т. е. опосредствованное изучение соц. объектов, в процессе которого они воспроизводятся в вспомогательной системе (модели), замещающей в познавательном процессе оригинал и позволяющей получать новое знание о предмете исследования.

Многофакторность соц. явлений и процессов, историчность, сильное взаимодействие между элементами соц. системы и сложный характер связей, наличие субъективного фактора и целенаправленность соц. систем, трудности квантификации — эти и другие особенности соц. явлений и процессов обусловливают существенное отличие соц. моделей как инструмента познания от моделей, использующихся в естественных и технических науках. Одновременно своеобразие моделей, применяемых в социологии, во многом обусловлено спецификой целей, задач и способов социологического исследования. Модели, выступая средством изучения соц. системы, при этом часто используются и для решения управленческих задач, т. е. служат основой для преобразования системы в интересах человека.

Многообразие соц. систем, различи, степень их изученности, а также широкий спектр задач, решаемых с помощью метода моделирования, являются причинами существования множества соц. моделей. Все это многообразие моделей в соответствии со способом воспроизведения действительности и применяемыми средствами построения модели можно разделить на три класса:

· материальные модели, которые ввиду специфичности соц. объектов должны реализовываться в форме моделей, основанных на участии в них людей (как правило, это игровые модели);

· идеальные модели (неформализованные и формализованные);

· смешанные модели, сочетающие элементы первых двух (т. н. человеко-машинные модели).

Сфера применения моделей первого и третьего классов весьма ограничена в социологии. Идеальные модели в отличие от первых в настоящее время используются в социологии практически на всех направлениях научного поиска.

Идеальные модели обычно классифицируют по следующим основаниям: 1) по объему исследования различают модели соц. структуры общества и соц.-демографических процессов, модели образа жизни и соц.-политических процессов и т. д.; 2) по уровню моделируемой системы — микро- и макромодели; 3) по ориентированности на воспроизведение тех или иных сторон оригинала — субстанциональные, структурные, функциональные и смешанные модели; 4) по способу отображения в модельных конструкциях законов и закономерностей, которым подчиняется объект исследования, — детерминистические и стохастические модели; 5) по ориентированности на изучение функционирования или развития системы — модели с постоянной и изменяющейся структурой; 6) по месту в структуре научного познания — измерительные, описательные, объяснительные, предсказательные и критериальные; 7))по уровню формализации — концептуальные и формально-логические (математические) модели.

По другим основаниям для классификации можно также различать следующие классы моделей, применяющихся в социологических исследованиях: теоретические и эмпирические, игровые и неигровые, аналитические и машинные, регрессионные, причинные и имитационные, алгоритмические и оптимизационные, с управлением и без управления и т. д.

В зависимости от задач исследования модели могут включаться в познавательный процесс как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях знания. Подобная возможность связана с универсальностью метода моделирования. При этом на эмпирическом уровне знания модели выполняют, как правило, следующие функции: измерительную (измерение соц. характеристик) и описательную (фиксация результатов эмпирического исследования и выражение их в понятиях науки); а на теоретическом — объяснительную (раскрытие сущности исследуемых объектов), критериальную (проверка истинности некоторых положений теории или системы гипотез), предсказательную (оценка будущего состояния рассматриваемой системы). Отдельные функции (напр., объяснительная или предсказательная) могут выполняться моделями как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях знания. Что же касается конкретных моделей, то они могут конструироваться специально для выполнения одной из названных функций (напр., целью модели семантического дифференциала является измерение установок респондента) или для одновременной реализации нескольких функций (напр., имитационные модели выполняют, как правило, одновременно описательную и объяснительную функции или описательную и критериальную).

Накоплен значительный опыт применения различи, моделей в социологии. Наибольшее распространение получили модели, предназначенные для описания, анализа и обобщения массивов эмпирических данных, и модели, основанные на идеях главным образом различи, теоретико-вероятностных и статистических методов. Для поиска зависимостей между переменными и выявления наиболее значимых факторов используются модели анализа регрессионного и анализа дисперсионного; для свертки информации, обнаружения скрытых факторов и построения индексов – модели анализа факторною и анализа латентно-структурного; для выявления структуры расположения объектов в пространстве признаков — классификационные модели; для анализа таблиц сопряженности — модели многомерного дискретного анализа и модели анализа данных.

Одновременно с развитием указанных моделей все более широко начинают использоваться модели, ориентированные на изучение и объяснение механизмов соц. явлений и процессов. Уже имеется немало успешных попыток применения в конкретных исследованиях моделей, заключающих в себе объяснение механизмов процессов соц. мобильности, процессов воспроизводства образования населения, процессов рождаемости и смертности, миграционного движения населения, соц.-политичических процессов и деятельности соц.-политических институтов, соц. процессов коллективно-группового уровня и др. Вместе с тем одним из главных факторов, сдерживающих дальнейшее развитие данного направления применения моделей в социологии, является наличие существенного разрыва между гносеологическими свойствами моделей содержательного и формального уровней, не соответствующих друг другу во многих случаях. Поэтому ключевыми для современного этапа проникновения метода моделирования в социологию становятся: проблема создания системных концептуальных моделей соц. явлений и процессов и проблема разработки формализованных в той или иной мере моделей, ориентированных прежде всего на выбор средств формального описания, релевантных представляемым аспектам соц. систем. Среди различи, моделей, предназначенных для решения последней проблемы и для проблем, разрабатываемых в рамках методологии системного моделирования, к наиболее многообещающим, по мнению многих исследователей, относятся имитационные модели.

Дальнейшее развитие моделирования в социологии предполагает: создание более совершенных моделей для описания, преобразования и структурирования соц. информации; построение моделей более адекватных изучаемым явлениям и процессам и способных стать основой для построения теоретических схем соответствующих объектов; осуществление перехода от моделей отдельных явлений и процессов к конструируемым из них комплексам моделей, что позволит изучать различные сферы жизнедеятельности общества в неразрывной связи с решением задач управления.

6.Индивид, семья, группа…

1) Индивид[уум] (от лат. individuum — неделимое):

Индивид — особь, отдельно существующий живой организм;

В психологии и социологии:

Индивид — отдельный человек, как уникальное сочетание его врожденных и приобретенных свойств.

Индивид — отдельный человек, как социальное существо, являющееся чем-то большим, чем сочетание врождённых качеств.

2) Семья - Согласно классическому определению одного из крупнейших английских социологов Энтони Гидденса, под семьёй понимается «группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми». В контексте данного определения родственными отношениями считаются отношения, возникающие при заключении брака (то есть получившего признание и одобрение со стороны общества сексуального союза двух взрослых лиц) либо являющиеся следствием кровной связи между лицами. Семья — основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Согласно традиционным представлениям, семья складывается вокруг гетеросексуального союза мужчины и женщины, однако социокультурные изменения, происходящие в обществе, легализуют и однополые семейные союзы. Семья изменяется вслед за развитием общества.

Под семьёй также может пониматься родительская пара или один родитель как минимум с одним ребёнком. В праве под семьёй понимается законный социальный институт, находящийся под защитой государства. Как правило, «полная семья» в юридическом смысле состоит из отца, матери и ребёнка (или детей); «неполная семья» — из отца с ребёнком (или детьми) или матери с ребёнком (или детьми). В российском семейном праве семья определяется как круг лиц, связанных личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления.

Генеалогическое определение семьи представляет её как совокупность людей, связанных кровным родством или свойство́м. Такое определение, с одной стороны, шире правового определения семьи, с другой стороны, оно исключает приёмных родителей и детей из списка членов семьи.

Психологический подход к семье (такого подхода, в частности, придерживается Клаус Шнеевинд (нем. Klaus Schneewind)) понимает под семьёй некую совокупность индивидов, удовлетворяющую четырём критериям:

Психическая, духовная и эмоциональная близость её членов.

Пространственная и временная ограниченность.

Закрытость, межличностная интимность.

Длительность отношений, ответственность друг за друга, обязанность друг перед другом.

3) Группа – совокупность чего-либо.

Социальная группа - объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.

Выделяются большие, средние и малые группы. В большие группы входят совокупности людей, существующие в масштабе всего общества в целом: это социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т. д. Осознание принадлежности к социальной группе и соответственно ее интересов как своих происходит постепенно, по мере формирования организаций, защищающих интересы группы (например борьба рабочих за свои права и интересы через организации рабочих). К средним группам относятся производственные объединения работников предприятий, территориальные общности (жители одной деревни, города, района и пр.).

 

К многообразным малым группам относятся такие группы, как семья, дружеские компании, соседские общности. Их отличает наличие межличностных отношений и личных контактов друг с другом. Существуют различные подходы к классификации функций социальных групп. Американский социолог Н. Смелзер выделяет следующие функции групп:

Социализации: только в группе человек может обеспечить свое выживание и воспитание подрастающих поколений;

Инструментальную: состоит в осуществлении той или иной деятельности людей;

Экспрессивную: состоит в удовлетворении потребностей людей в одобрении, уважении и доверии;

Поддерживающую: состоит в том, что люди стремятся к объединению в трудных для них ситуациях.

4) Коллектив (от лат. collectivus — собирательный) — группа, совокупность людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации, цели, концепции. По виду деятельности различают трудовые, учебные, военные, спортивные, художественной самодеятельности и другие коллективы. В более широком смысле — люди, объединенные общими идеями, интересами, потребностями.

5) Организа́ция (от греч. ὄργανον — инструмент) — это целевое объединение ресурсов. Организации, созданные человеком (людьми), характеризуются наличием человека как активного ресурса. Для организаций, созданных человеком, характерно наличие функций управления и планирования. Необходимо отметить, что организация, входящая в более крупную организацию, является для последней ресурсом. Появление и развитие организаций исторически неразрывно связано созданием и развитием государства и изменением социальности людей. Человек, как часть социума, всю свою жизнь является составляющей частью организаций. Современный человек рождается, учится, работает и умирает при прямом участии организаций.

Организация — это группа людей, работающих совместно, во главе с руководителем и выполняющих определённые планы.

Организация — это комплекс мероприятий или действий, направленных на получение оптимальных условий для достижения какого-либо результата, с привлечением наибольшей эффективности, производительности, качественности оказываемых услуг и, как правило, сопровождающихся уменьшением расходов на средства по достижению этой цели.

6) Регион (лат. regio — «страна», «область») — определённая территория, обладающая целостностью и взаимосвязью её составных элементов. Также используется в значении территориальной единицы государства; в России как общее название субъекта Федерации. В военном деле зарубежных государств оперативно-стратегическая единица, включающая от 1 000 000 до 3 000.

В рамках географической трактовки регион определяет как район, большой участок суши, часть земной поверхности со специальными физико-географическими параметрами, географическая единица, определяемая географическими рубежами. Экономическая трактовка подразумевает под регионом часть территории, где существует система связи между хозяйственными субъектами, подсистему всего социально-экономического комплекса страны, сложный территориально-экономический комплекс со своей структурой связи с внешней и внутренней средой. Социально-политическая трактовка региона показывает регион в качестве социально-территориальной общности, то есть совокупности социальных, экономических, политических факторов развития территории. Сюда входит целый набор характеристик такие как: этнический состав населения, трудовые ресурсы, социальная инфраструктура, социально-психологический климат, политические аспекты развития региона, культурные факторы и т. д.

Основные понятия социальных изменений. Основные формы социальных процессов – линейные, экспоненциальные, с насыщением, периодические.

 

Социальный процесс (англ. Social process) — серия явлений или взаимодействий, происходящих в организации, структуре групп и меняющих отношения между людьми или между составными элементами сообщества. Социальные процессы находятся во всех обществах и выступают как упорядоченная форма социального взаимодействия.

Важнейшими чертами социальных процессов является их всеобщность и связь с субъектом, который осуществляет процесс. Ничто не может происходить в обществе вне

социальным процессом. Функционирование и развитие общества происходят в различных формах социальных процессов, характеризующих субъектно­объектные связи и отношения во всех сферах деятельности людей.

 

Из всей совокупности социальных процессов можно выделить следующие типы: циклический, линейный и нелинейный.

Цикличность означает повторение тенденций прошлого, но с некоторыми новыми тенденциями. Циклические процессы могут проходить по типу маятника, волновых движений и спиралевидных.

Движение по типу маятника ­ наиболее простая форма циклического процесса. В качестве примера такого движения можно привести инвестиционную социальную политику, когда средства на развитие социальной сферы общества то увеличиваются, то,

наоборот, сокращаются.

Иллюстрацией волновых процессов в обществе служит, скажем, цикл технических нововведений, который достигает своего волнового пика и вновь идет на убыль, как бы затухает.

Спиралевидный тип является наиболее сложной формой циклических изменений. Спиралевидная динамика определяется по ставшей классической формуле ­ «возврат якобы к старому, повторение старого на ином уровне». Это такой процесс изменений, когда обновление и устаревание являются лишь частичными.

 

 

Линейный тип социальных процессов рассматривает всю историю человечества как

единый и главное ­ направленный процесс.

Особенность линейной динамики заключается в том, что каждый этап общественного прогресса, каждый этап движения выступает моментом генетического продолжения предшествующего этапа.

Линейные процессы частично поглощают в себя свойства предшествующих, обогащают

и развивают их. Наиболее ярким выражением линейных представлений являются идеи

социального эволюционизма, например теория социальной эволюции Г.Спенсера.

 

Нелинейный тип. С ХХ века теория линейных изменений подвергается критике. Реальность доказала, что не существует вечных линейных закономерностей. Линейный тип изменений ­ один из возможных. Для того, чтобы линейная тенденция сохранялась постоянно, надо, чтобы изменяющийся объект не подвергался воздействию внешних сил или же это воздействие должно быть нейтрализовано таким образом, чтобы социальная система продолжала оставаться в равновесном, сбалансированном состоянии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1757; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.184.214 (0.053 с.)