Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Оретические основы 1итационного моделирования↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1);. • Ithink—3.0.61 (компания «High Performance Systems», Ганновер, -Хэмпшир, США); • Extend+BPR-3.1 (компания «Imagine That!», Сан-Хосе, Кали- • ReThink (фирма «Gensym», Кембридж, Массачусетс, США); • Pilgrim (Россия). Пакет Process Charter-1.0.2 имеет «интеллектуальное» средство строения блок-схем моделей. Он ориентирован в основном на юкретное моделирование. Имеет достоинства: удобный и простой использовании механизм построения модели, самый дешевый из гречисленных продуктов, хорошо приспособлен для решения задач:пределения ресурсов. Недостатки пакета: наименее мощный про-г, слабая поддержка моделирования непрерывных компонентов, эаниченный набор средств для анализа чувствительности и по-гния диаграмм. Пакет Powersim-2.01 является хорошим средством создания не-эывных моделей. Имеет достоинства: множество встроенных 1Й, облегчающих построение моделей, многопользователь-зкий режим для коллективной работы с моделью, средства обработ-массивов для упрощения создания моделей со сходными композитами. Недостатки пакета: сложная специальная система обозначений System Dynamics, ограниченная поддержка дискретного моделирования. Пакет Ithink-3.0.61 обеспечивает создание непрерывных и дискретных моделей. Имеет достоинства: встроенные блоки для облегчения создания различных видов моделей, поддержка авторского моделирования слабо подготовленными пользователями, подробная обучающая программа, развитые средства анализа чувствительности, поддержка множества форматов входных данных. Недостатки пакета: сложная система обозначений System Dynamics, поддержка малого числа функций по сравнению с Powersim-2.01. Пакет Extend+BPR-3.1 (BPR - Business Process Reengineering) создан как средство анализа бизнес-процессов, использовался в NASA, поддерживает дискретное и непрерывное моделирование. Имеет достоинства: интуитивно понятная среда построения моделей с помощью блоков, множество встроенных блоков и функций для облегчения создания моделей, поддержка сторонними компаниями (особенно выпускающими приложения для «вертикальных» рынков), гибкие средства анализа чувствительности, средства создания дополнительных функций с помощью встроенного языка. Недостатки пакета: используется в полном объеме только на компьютерах типа Macintosh, имеет высокую стоимость. Пакет ReThink обладает свойствами Extend+BPR-3.1 и в отличие от перечисленных пакетов имеет хороший графический транслятор для создания моделей. Работает под управлением экспертной оболочки G2. Имеет достоинства: все положительные свойства Extend+BPR-3.1 и общее поле данных с экспертной системой реального времени, создаваемой средствами G2. Пакет Pilgrim обладает широким спектром возможностей имитации временной, пространственной и финансовой динамики моделируемых объектов. С его помощью можно создавать дискретно-непрерывные модели. Разрабатываемые модели имеют свойство коллективного управления процессом моделирования. В текст модели можно вставлять любые блоки с помощью стандартного языка C++. Различные версии этой системы работали на IBM-совместимых и DEC-совместимых компьютерах, оснащенных Unix или Windows. Пакет Pilgrim обладает свойством мобильности, т.е. переноса на любую другую платформу при наличии компилятора C++. Модели в системе Pilgrim компилируются и поэтому имеют высокое быстродействие, что очень важно для отработки управленческих решений и адаптивного выбора вариантов в сверхускоренном масштабе времени. Полученный после компиляции объектный код можно встраивать в разрабатываемые программные комплексы или передавать (продавать) заказчику, так как при эксплуатации моделей инструментальные средства пакета Pilgrim не используются. Система имеет сравнительно невысокую стоимость. , Перечисленные выше инструментальные средства имеют общее свойство: возможность графического конструирования модели. В Процессе такой инженерной работы удается связать в графическом Представлении на одной графической схеме моделируемые процессы £' управленческими (административными) или конструктивными особенностями моделируемой системы. В конце 1990-х гг. в России разработаны новые системы: • пакет РДО (МГТУ им. Н.Э. Баумана); • система СИМПАС (МГТУ им. Н.Э. Баумана); • пятая версия Pilgrim (МЭСИ и несколько компьютерных Ирм). Пакет РДО (РДО - Ресурсы-Действия-Операции) является мощ-)й системой имитационного моделирования для создания продук-юнных моделей. Обладает развитыми средствами компьютерной зики (вплоть до анимации). Применяется при моделировании южных технологий и производств. Система СИМПАС (СИМПАС - СИстема-Моделирования-на-^Скале) в качестве основного инструментального средства использует язык программирования Паскаль. Недостаток, связанный |со сложностью моделирования на языке общего назначения, ком-' пенсируется специальными процедурами и функциями, введенными ■разработчиками этой системы. Проблемная ориентация системы -, это моделирование ^jra^o^MaiDiOHHbK процессов, компьютеров-)жной архитектуры[и^^комдьютёрньщ сетей. ~ """ Пятая версия Pilgrim - это новый программный продукт, соз-' данный в 2000 г. на объектно-ориентированной основе и учитывающий основные положительные свойства прежних версий. Достоинства этой системы: • ориентация на совместное моделирование материальных, ин • наличие развитой CASE-оболочки, позволяющей конструиро • наличие интерфейсов с базами данных; • возможность для конечного пользователя моделей непосредст • возможность управления моделями непосредственно в процес В данной книге при рассмотрении практических задач и примеров имитационного моделирования используются концепция, возможности и функциональные средства системы Pilgrim. Это объясняется тем, что в новом поколении Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, введенном в России с 2000 г., идеология именно этой системы заложена в дидактическое содержание двух компьютерных дисциплин: • «Имитационное моделирование экономических процессов» - • «Компьютерное моделирование» - специальность 351500 Однако читатели, знакомые с имитационным моделированием и применением других пакетов моделирующих программ (например, GPSS), могут убедиться в том, что подхЬды и методические приемы, используемые в данном пособии, могут быть реализованы с помощью разных моделирующих систем.
1.1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. РАЗНОВИДНОСТИ ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ Имитационное моделирование реализуется посредством набора тематических инструментальных средств, специальных компью-эных программ и приемов, позволяющих с помощью компьютера эвести целенаправленное моделирование в режиме «имитации» эуктуры и функций сложного процесса и оптимизацию некоторых параметров. Набор программных средств и приемов моделиро-ия определяет специфику системы моделирования - специально-программного обеспечения. В отличие от других видов и способов математического модели-зания с применением ЭВМ имитационное моделирование имеет ж> специфику: запуск в компьютере взаимодействующих вычис-гльных процессов, которые являются по своим временным параметрам - с точностью до масштабов времени и пространства - ана-эгами исследуемых процессов. Имитационное моделирование как особая информационная тех-элогия состоит из следующих основных этапов. **; 1. Структурный анализ процессов. Проводится формализация '1чруктуры сложного реального процесса путем разложения его на Подпроцессы, выполняющие определенные функции и имеющие взаимные функциональные связи согласно легенде, разработанной I рабочей экспертной группой. Выявленные подпроцессы, в свою ■ очередь, могут разделяться на другие функциональные подпроцессы. Структура общего моделируемого процесса может быть пред-'■' ставлена в виде графа, имеющего иерархическую многослойную структуру. В результате появляется формализованное изображение имитационной модели в графическом виде. Структурный анализ особенно эффективен при моделировании экономических процессов, где (в отличие от технических) многие составляющие подпроцессы не имеют физической основы и протекают виртуально, поскольку оперируют с информацией, деньгами и логикой (законами) их обработки. 2. Формализованное описание модели. Графическое изображение имитационной модели, функции, выполняемые каждым подпроцессом, условия взаимодействия всех подпроцессов и особенности поведения моделируемого процесса (временная, пространственная и финансовая динамика) должны быть описаны на специальном языке для последующей трансляции. Для этого существуют различные способы: • описание вручную на языке типа GPSS, Pilgrim и даже на Visual Basic. Последний очень прост, на нем можно запрограммировать элементарные модели, но он не подходит для разработки реальных моделей сложных экономических процессов, так как описание модели средствами Pilgrim компактнее аналогичной алгоритмической модели на Visual Basic в десятки-сотни раз; • автоматизированное описание с помощью компьютерного графического конструктора во время проведения структурного анализа, т.е. с очень незначительными затратами на программирование. Такой конструктор, создающий описание модели, имеется в составе системы моделирования в Pilgrim. 3. Построение модели (build). Обычно это трансляция и редактирование связей (сборка модели), верификация (калибровка) параметров. Трансляция осуществляется в различных режимах: • в режиме интерпретации, характерном для систем типа GPSS, • в режиме компиляции (характерен для системы Pilgrim). Режим интерпретации проще в реализации. Специальная универсальная программа-интерпретатор на основании формализованного описания модели запускает все имитирующие подпрограммы. Данный режим не приводит к получению отдельной моделирующей программы, которую можно было бы передать или продать заказчику (продавать пришлось бы и модель, и систему моделирования, что не всегда возможно). Режим компиляции сложнее реализуется при создании моделирующей системы. Однако это не усложняет процесс разработки модели. В результате можно получить отдельную моделирующую программу, которая работает независимо от системы моделирования в виде отдельного программного продукта. Верификация (калибровка) параметров модели выполняется в соответствии с легендой, на основании которой построена модель, с помощью специально выбранных тестовых примеров. 4. Проведение экстремального эксперимента для оптимизации определенных параметров реального процесса. Планированию таких экспериментов посвящена глава 7. Примеры, приводимые в данной книге, в основном ориентирова Концепция имитационного моделирования требует предварительного знакомства читателя с методом Монте-Карло, с методологией проведения проверок статистических гипотез, с устройством программных датчиков случайных (псевдослучайных) величин и с особенностями законов распределения случайных величин при моделировании экономических процессов, которые не рассматриваются в типовых программах дисциплины «Теория вероятностей». Кроме того, необходимо рассмотреть специальные стохастические сетевые модели, которые дают представление о временных диаграммах специальных имитационных процессов при вьшолнении программной модели. 1.2 Государственной службы 1.4 И ВРЕМЕННЫЕ ДИАГРАММЫ ИНТЕРВАЛОВ АКТИВНОСТИ Основа концепции имитационного инструментария, с помощью которого можно проводить структурный анализ и имитационное моделирование, заключается в механизмах, позволяющих агрегировать элементарные процессы и устанавливать между ними функциональные связи (причинно-следственные, информационные, финансовые и иные). Ниже предлагается сетевая концепция, существенно отличающаяся от аналитического аппарата, рассмотренного в литературе по теории массового обслуживания, использующая удачные результаты теории стохастических сетей и численные методы, основанные на диффузной аппроксимации процессов массового обслуживания. Эта концепция разработана, в первую очередь, для последующей реализации имитационных механизмов в рамках специального пакета имитационного моделирования. Она предназначена для верификации работоспособности пакета, для оценочных расчетов при отладке имитационных моделей, но не предназначена для практических расчетов показателей риска по аналитическим формулам. Идею предлагаемой концепции рассмотрим на примере из конкретного проекта «Открытое образование» («е-образование»), реализуемого под патронажем Международной академии открытого образования (МАОО). Учебные процессы в открытом образовании. Учебный процесс - это понятие, охватывающее всю учебную деятельность классического университета. Учебный процесс состоит из многих компонентов: процесса обучения студента по конкретной специальности в течение пяти лет, семестрового учебного процесса на потоке, процесса изучения дисциплины. Классический университет имеет жесткий избыточный набор ресурсов, который позволяет реализовать учебный процесс в любой его интерпретации. Однако такой фиксированный набор приводит к издержкам планирования, к удорожанию обучения студента без гарантий высокого качества. В открытом образовании работают специалисты, имеющие квалификацию не ниже, чем в классическом университете. Единственное, что их отличает, - это различные образовательные технологии (классическая и комплексная). ■Процессом* изучения дисциплины (далее - процессом) в распре-яином институте назовем неделимую функцию освоения дисцип-етудентом по утвержденной программе. Для реализации про-необходимы различные ресурсы. IB системе открытого образования ресурсы используются в раешном режиме. Ресурсы распределенного института можно на два типа: интеллектуальный ресурс (учитель) и учебный (далее - просто ресурс). Учителя - это преподаватели кафедр, тренеры учебно-овйчньгх фирм, тьюторы-консультанты. Учителя предметно ятея к разным распределенным кафедрам через механизм «ат-;ии». Ресурсы - это комплекты учебно-практических пособий, студии и есть дистанционная фаза типа телеконференции), режимы рнет-доступа, аудитории (если есть очная фаза) и другие, без •рых обучение студента может не состояться. Процесс запущен, если возникла необходимость изучения дис-ы и распределенный институт имеет для этого ресурсы. За-процесса не означает, что в любой момент времени будет хотя один студент, изучающий эту дисциплину. Соответственно про- может быть снят (или отменен). Далее будем полагать, что распределенный институт ориентиро-йрежде всего на индивидуализацию обучения студента. Поэтому том случайных явлений, не зависящих от распределенного ин-а, при массовом обслуживании студентов возможны техноло-кие задержки: очереди к учителям и задержки из-за временной катки ресурсов. Возникает задача определения такого числа ре-в, при котором процесс обучения по конкретной специально-ршел бы продолжительность не хуже заданной с учетом техно-;ческих задержек. ||При реализации обучения по специальности процессы могут причинно-следственные связи. Поэтому можно говорить о что они образуют направленный граф (рис. 1.7). Применение >дов сетевого планирования и управления невозможно; основная ость - это циклы. Циклы возникают по двум причинам: сту-обучаются не по жесткому учебному плану (возможны раз-ые индивидуальные планы), для отстающих студентов органи- В университетах используется более подходящее слово «курс». Однако в есах поддержки общности с экономикой используется термин «процесс». зуется повторное обучение (возврат к пройденной ранее, но не защищенной дисциплине для ее более глубокого изучения). Относительно пути студента по графу в каждый момент времени он находится в определенном текущем процессе, - в узле графа. Процесс, который передал студента в текущий процесс, назовем прои&одите-лемь а процесс, который примет студента после завершения текущего, назовем потребителем. Рассмотрим возможные диаграммы состояний процесса (рис. 1.8). Если мощности ресурсов бесконечны либо каждый процесс используется вместе с постоянно закрепленными за ним ресурсами, то возможны два состояния (рис.1.8,а): ожидание студентов (ЖС) и выполнение процесса изучения дисциплины (ПУ). В таких ситуациях не возникает необходимости в незапланированных ресурсах: у студента есть учебный план. В состояние ПУ процесс попадает, получив студента от процесса-производителя. После изучения дисциплины студент переходит к процессу-потребителю и попадает в состояние ЖС, если какой-либо производитель не подготовил следующего студента. В более реальном случае (рис. 1.8,6) при конечных мощностях глобальных ресурсов появляется состояние ожидания ресурса, когда процессу (точнее, студенту в процессе изучения дисциплины) нужны ресурсы (HP). В условиях реального университета, когда обучение контролируется, а выделение ресурсов и их возвращение осуществляется с помощью процессов планирования и распределения ресурсов, вво- еще два состояния (рис.1.8,в): подготовка к выполнению (ТВ) ^завершение выполнения - контрольные мероприятия, экзамены, (ЭЗ).
k- Когда возникает потребность в незапланированных ресурсах, то «ожны обратные переходы типаПУ-»НР (рис. 1.8,5,1.8,в). Такие гходы могут привести к блокировкам, которые можно разрешить ющью известных решений задачи взаимного исключения. Во время подготовки к выполнению (ГВ) осуществляется плани-ie ресурсов, а после завершения (ЭЗ) - возврат ресурсов в рас-яше планирующих и распределяющих процессов. Организация и взаимосвязь различных компонентов системы от-•го образования может быть рассмотрена относительно управ-процессами в следующих подразделениях университета tc. 1.9): • управления учебной и учебно-методической работой (УУМР), • дирекции распределенного университета, которая совместно с 1\ • учебно-методологического совета (УМС), который работает дирекции в качестве коллегиального совещательного органа для >янного совершенствования государственных образовательных __лартов (ГОС), изменяющихся примерно раз в пять лет, и учеб-IJoro плана, который корректируется ежегодно (в рамках действую- [егоГОС); • кафедр (распределенных кафедр открытого образования). Ка- ^подавательского состава, тренеров (тьюторов-консультантов), жирантов, докторантов и других преподавателей). Далее перейдем к оценке времени изучения студентами дисцип-_j учебного плана. Время прохождения всех дисциплин учебного гана студентом - это время пребывания заявки в стохастической ги (см. рис. 1.7). Заявки в такой сети будем называть «транзакта-[», чтобы отличать от других элементарных заявок. Транзакт, попадая из одного узла сети (процесс-производитель) в -ой узел (процесс-потребитель), свидетельствует о необходимо-изучения студентом следующей дисциплины учебного плана. Joane этого процесс-потребитель выводится из состояния ЖС и юпадает в состояние ГВ. После выделения ресурсов (HP), выполнения функции (ПУ) и завершения выполнения контрольных мероприятий (ЭЗ) транзакт появляется на выходе узла-производителя, а •цесс возвращается в состояние ЖС. Случайный интервал време-ограниченный моментом выхода процесса из состояния ЖС в яале изучения дисциплины и ближайшим моментом попадания в [ало состояние, назовем интервалом активности процесса. Длительность пребывания транзакта в соответствующем узле - это интервал [i активности. Для оценки времени реакции системы открытого обра-^„Зования, реализуемой в рамках распределенного института по учеб-f;HOMy плану, необходимо уметь рассчитывать значения интервалов (-(^тивности всех процессов, входящих в состав сети. % Оценка интервала активности процесса. Далее построим ите-ирационную процедуру, позволяющую провести соответствующие ^оценки. Обозначим А - начало очередной итерации; Б - конец оче-|редной итерации.
2.2 СОЗДАНИЕ 5.1 5.3 В СИСТЕМЕ PILGRIM Конструктор моделей состоит из программного файла gem.exe, файлов настроек с расширением ini, файла помощи и примеров имитационных моделей. При запуске gem.exe на выполнение перед пользователем появляется основное окно, содержащее меню, панель «горячих кнопок», панель инструментов, информационную строку (рис. 5.4). Область построения графа модели пуста, для редактирования необходимо создать новую модель либо загрузить ранее сохраненную. Рассмотрим сначала выполняемые конструктором операции с файлами. Всю информацию о модели конструктор сохраняет в файле с расширением «pgf» (Pilgrim graph file). При создании законченной версии имитационной модели пользователь может генерировать программный файл Pilgrim с расширением «срр» (с plus plus). Этот файл далее компилируется в среде Visual C++ с подключением необходимых библиотек и ресурсов Pilgrim. Создаваемый конструктором программный файл с расширением «срр» при своей генерации теряет связь с моделью, т.е. его редактирование никоим образом не отразится на модели, редактируемой с помощью конструктора. Таким образом, создание модели необходимо целиком выполнять с помощью конструктора (исключение составляют пользовательские библиотеки, используемые для расширения возможностей модели). При работе с моделью рекомендуется периодично сохранять резуль* таты работы, оставляя копии рабочих версий модели. Создание новой модели, сохранение и загрузка версий выполняются выбором соответствующих пунктов раздела «Файл» основного меню программы или через «горячие кнопки». Редактирование графа модели. В основе любой имитационной модели лежит граф взаимодействия ее процессов. Выделим типовые действия редактирования графа модели. Это добавление новых узлов, их перемещение в области построения, удаление существую- щих, определение маршрутов переходов транзактов, или ссылок. В конструкторе все перечисленные действия выполняются «перетягиванием» объекта, обозначающего тип требуемого узла или действия,, из панели инструментов в область построения графа. Панель инструментов в левой части окна редактора содержит значки, обозначающие узлы системы. В панели инструментов находится набор значков всех типов узлов системы (см. рис. 5.1). Следует заметить, что для нескольких различных типов узлов может существовать одно и то же обозначение. Например, квадратом обозначаются узлы типа queue, send и attach. Поэтому под каждым значком с изображением узла находится кнопка с текущим типом создаваемых узлов данного обозначения. Для изменения типа достаточно щелкать мышью по кнопке с именем типа до появления необходимого. ' Местоположение узла в плоскости построения графа не несет никакой смысловой нагрузки с точки зрения логики модели. Поэтому конструктор позволяет свободно перемещать узлы так, чтобы граф модели был удобен для восприятия. При перемещении узлов также используется технология перетягивания объектов. Аналогичным образом выполняется удаление узла: в панели инструментов необходимо захватить значок удаления узла и перетащить его на узел, который требуется удалить. Узел будет удален вместе со всеми входящими и исходящими ссылками. Дополнительные условия возникают при удалении узлов, содержащих переход на нижнюю плоскость. Например, если требуется удалить узел типа parent, то конструктором проверяется условие пустой детализирующей плоскости. Алгоритм конструктора не позволит удалить узел типа parent, пока на детализирующей его плоскости находится хотя бы один узел, так как это приведет к его потере. Чтобы упростить удаление множества узлов на плоскости, к которой ссылается, к примеру, parent, в меню «плоскость» существует специальный пункт «удалить все узлы текущей плоскости». Несколько по-иному, чем для parent, реализовано разрешение на удаление узлов обращения к подпрограмме, т. е. pay, rent, down. Если в модели имеется плоскость-подпрограмма для единственного узла pay, rent или down, то его нельзя удалить, пока плоскость не пуста (так же как в случае с parent). Если же к подпрограмме обращаются несколько узлов типа pay, rent или down, то конструктор позволяет удалить любой из них, так как в этом случае плоскость-подпрограмма не теряется, поскольку продолжают существовать 172 сылки, на нее указывающие. Таким образом, смысл условий удале-узлов, порождающих плоскости, крайне прост: необходимо, 5ы в модели не был потерян ни один узел. Создание ссылок, или путей переходов транзактов, происходит недующим образом: в панели инструментов захватывается значок |ваправленной в экран стрелки (перекрестие, заключенное в круг) и деремещается на узел-источник транзакта. При отпускании кнопки f мыши за курсором потянется стрелка, обозначающая ссылку с невы-. эранным узлом-приемником транзакта. Для выбора узла-приемника
необходимо щелкнуть по нему мышью, в результате чего создастся новая ссылка. Созданные ссылки отображаются на экране в виде направленных стрелок, имеющих три звена. Звенья не несут никакой смысловой нагрузки и служат для удобства отображения графа на -плоскости. Две промежуточные точки между звеньями выделены ' небольшими кругами, захватывая и перемещая которые можно придать стрелке нужную форму. Следует помнить, что некоторые типы узлов не могут иметь 1 входящие или, напротив, исходящие ссылки. Конструктором посто-| янно выполняется проверка корректности действий пользователя, I запрещающая заведомо недопустимые преобразования графа модели, в частности создание неправильных ссылок. Определение параметров узла. Каждый узел модели характеризуется множеством параметров: типом, порядковым номером, I именем, принадлежностью к плоскости, ссылками и условиями переходов, встроенным программным текстом, а также непосредственно параметрами, определяемыми спецификой типа узла, такими, как закон распределения для узла типа serv, приоритет для queue и т.п. Для просмотра или редактирования параметров узла необходимо дважды щелкнуть по нему левой кнопкой мыши либо один раз щелкнуть по узлу правой кнопкой, в результате чего отобразится всплывающее меню, и выбрать в нем пункт «параметры узла». Появится диалоговое окно, определяющее параметры. На рис. 5.5 показано окно параметров узла типа serv, номер 101, имеющего имя «Производство». Необходимо пояснить некоторые компоненты окна и способы работы с ними. Номер узла присваивается конструктором при его создании. Обычно первые 100 номеров зарезервированы для узлов send - бухгалтерских счетов. Нумерация создаваемых узлов осуществляется последовательно, с номера 101. Смена номера узла возможна с помощью соседнего с номером диалогового поля, но не рекомендуется для узлов, созданных ранее. Дело в том, что в тексте модели могут существовать привязки к номеру узла, созданные вручную. Конструктор не может их отследить, поэтому при перенумерации логика модели рушится. Поле «Имя» содержит имя узла, отображаемое на схеме и при выполнении модели. Поле доступно для редактирования. Не рекомендуется использовать имена, не умещающиеся в поле редактирования. Класс узла может быть выбран из списка. В списке приводятся только те типы узлов, которые имеют одинаковое обозначение. Например, узел типа send можно сменить на attach (но при этом изменяется набор и смысл параметров). Поэтому функция смены типа полезна и имеет смысл только при создании нового узла; I Поле «Плоскость» показывает, к какой плоскости принадлежит «ел, и доступно только для просмотра. * Модель получает дополнительную гибкость за счет использования вставок C++ кода. Панель «Общий C++ текст» позволяет пользователю включить в процедуру обработки узла произвольный текст на языке C++. Текст делится на две части: одна выполняется до вызова функции узла, другая - после нее. Смысл такого разбиения заключается в том, что программный текст, выполняющийся до вызова функции узла, может подготавливать какие-либо переменные, которые функцией будут использованы. Так, например, может быть Ьодсчитано время обслуживания транзакта перед выполнением функции узла типа serv. Программный текст, следующий после вызова функции узла, на ее выполнение уже никак не влияет и может ^пользоваться для обработки параметров выполненной функции ^яли подготовки параметров для других функций модели. Узел может содержать несколько исходящих ссылок, по которым способен переместиться транзакт. Выбор маршрута должен Осуществляться по условиям. Поэтому в правой нижней части окна шределейия параметров транзакта имеются поля, определяющие эти условия а также выполнение соответствующих им индивидуальных фрагментов программного кода. Выбор исходящей ссылки осуществляется щелчком мыши в диалоговом поле «Выходы». Как видно из рис 5 5, любой вход и выход можно удалить, нажав кнопку внизу ■списка. ! И наконец, необходимым компонентом представленного окна ^является кнопка «Определить параметры», нажатие на которую вызывает окно определения параметров самой функции обработки уз-!ла. Вид появляющегося диалогового окна зависит от типа узла. {Пример окна для узла типа serv приведен на рис. 5.6. I Итак, рассмотрена схема определения параметров узла типа serv. Аналогичным образом определяются параметры для узлов любого \ типа, но окно определения параметров функции узла (рис. 5.6) имеет * различный вид. Например, для узла типа queue окно содержит настройку единственного параметра - признака приоритета прохождения транзактов, а для узлов типа term параметров функции узла и исходящих ссылок не существует вовсе. Определение параметров инициализации/завершения модели Модель имеет параметры инициализации и завершения, зада-; ваемые функциями modbeg и modend. Определение этих параметров " производится через диалоговые окна, вызываемые нажатием кнопок «Modbeg» и «Modend»в основном окне редактора либо выбором подпунктов основного меню в разделе «Модель» Окно определения параметров функции modbeg приведено на рис. 5.7. В его правой верхней части записывается какой-либо начальный текст на C++, если он необходим. Программный текст делится на две части: начальный C++ текст используется для подключения внешних библиотек и настройки глобальных параметров; текст инициализации ресурсов подготавливает параметры конкретных узлов типов attach и send. Другие поля окна позволяют редактировать переменные, стандартные для функции modbeg. Редактирование переменных функции modend осуществляется через диалоговое окно, приведенное на рис. 5.8. Работа в плоскостях модели. При работе с большой моделью удобно пользоваться набором плоскостей построения. Для этого конструктор предлагает набор плоскостей с номерами 1 - 9, фрагменты графов которых не пересекаются на уровне маршрутов тран-зактов. В каждой из плоскостей могут находиться узлы типа parent, pay, rent, или down, в свою очередь порождающие новые плоскости. Порождаемые плоскости имеют номера, начинающиеся с 10. Возможны следующие операции перехода с уровня на уровень: переход на детализирующую плоскость, подъем на плоскость узла-родителя и переключение между корневыми плоскостями. Для каждой открытой плоскости конструктор предоставляет собственное окно построения. Переключение между корневыми плоскостями осуществляется через верхнюю панель управления. В правой части панели расположено специальное выпадающее меню, позволяющее выбирать номер корневой плоскости. При этом в информационной строке появится надпись «Корень» и номер плоскости. Для перехода на плоскость, детализирующую у
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 357; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.100 (0.013 с.) |