Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
И зарубежной социальной работы↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Особенности социальной помощи и поддержки в период средневековья (V-XV вв.) Западный мир в период раннего и классического средневековья. Влияние и роль церкви в социальной поддержке нуждающихся. Милостыня и основные правила ее подачи. Голод и эпидемии. Отношение средневекового общества, церкви и государства к нищим и убогим, практические меры помощи.
Социальная помощь и поддержка нуждающихся в XVI – нач. XХ вв. Государственно-муниципальное и общественное призрение в Великом Княжестве Литовском в XVI-XVIII вв. Становление государственной системы благотворительности в Западной Европе в XVI – сер. XVIII вв. Развитие церковной и государственной помощи в России в XVI-XVIII вв. Развитие филантропии, меценатства и благотворительности во второй половине XIX – нач. XX вв.
Этапы формирования системы социальной помощи в советский период (1917-1991 гг.) Коренная трансформация идеологии и практики процесса социальной помощи в первые годы советской власти: причины, условия, направления, формы и методы. Специфические черты советской модели социальной помощи населению. Периодизация процесса развития советской модели помощи: основные этапы и их характеристика. Роль общественных организаций в системе социальной помощи советского периода. Борьба с проявлениями социальной патологии на государственном и общественном уровне. Историческое значение советского периода для становления и развития теории и практики социальной работы.
Формирование современной системы социальной работы в Республике Беларусь. Законодательные меры в области социальной защиты. Характеристика основных государственных программ в области поддержки и защиты населения. Организация сети социальных служб и центров социальной помощи населению. Развитие общественной инициативы социальной помощи и поддержки. Особенности деятельности благотворительных обществ и организаций. Возрождение конфессионального социального служения: направления, особенности и формы деятельности. Становление отечественной социальной работы как профессии, науки и учебной дисциплины. Использование исторического опыта социальной работы в современных условиях.
ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Теоретические концепции и модели социальной работы. Психолого-ориентированный подход к социальной работе. Модели социальной работы, основанные на психоаналитической и когнитивной теориях. Социолого-ориентированный подход к социальной работе. Модели социальной работы, основанные на теории систем. Виталистская, социально-педагогическая, разрешающая, социально-радикальная модели в контексте социолого-ориентированного подхода. Сущность комплексно-ориентированного подхода. Модели социальной работы в рамках ролевой теории, гештальт-концепции, марксистской, коммуникативной теории. Характеристика бихевиорально-когнитивного подхода к социальной работе.
Основные закономерности и принципы социальной работы. Общие закономерности в структуре теоретических основ социальной работы. Специфические закономерности в соответствии с основными уровнями социальной работы. Основные принципы социальной работы: общефилософские, социально-политические, организационно-деятельностные, психолого-педагогические. Характеристика специфических принципов социальной работы.
Методы социальной работы как практической деятельности. Основания для классификации методов профессиональной социальной работы. Характеристика методов, классифицированных по объектам социальной работы. Классификация методов по направлениям и формам социальной работы: организационные, социально-психологические, социально-педагогические, социально-медицинские, социально-экологические.
ЭТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Аксиологические основания социальной работы. Понятие ценностей в современной науке. Место и роль ценностей в социальной работе. Иерархия ценностей в современной профессиональной социальной работе. Профессионально значимые ценности социальной работы. Ценность человека и общества как аксиологическое основание социальной работы. Ценностный смысл идеала профессиональной социальной работы.
Специалист по социальной работе как субъект профессиональной деятельности. Обусловленность эффективности социальной работы личностными качествами специалиста. Требования к личности специалиста по социальной работе в Образовательном стандарте по специальности «Социальная работа». Мотивы профессиональной деятельности специалиста по социальной работе. Классификация профессионально значимых качеств специалиста по социальной работе. Профессиональное выгорание: факторы риска, феномены, профилактика и преодоление.
Деонтологические основания деятельности специалистов по социальной работе. Роль деонтологии в профессионально-этическом учении. Понятия «долг», «обязанности», «ответственность» как основные категории деонтологии. Деонтология различных типов профессиональных отношений. Ответственность и долг работника перед обществом и государством, перед коллегами, перед клиентом и его близкими, перед самим собой. Авторитет социального работника как следствие выполнения им профессионального долга и профессиональных обязанностей. СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ Социальное проектирование как разновидность профессиональной деятельности. Теоретические подходы в понимании сущности социального проектирования. Классификация видов социального проектирования по разным основаниям: по решаемым проблемам, глубине разработки проектов, характеру, содержанию, методам и строгости обоснования проектов, степени точности, по масштабу решаемых проблем. Характеристика элементов социального проектирования: субъекта, объекта, социальной технологии, методов, условий, проектного фона, проекта. Этапы социального проектирования. Характеристика проекта как результата проектирования. Классификация социальных проектов.
Основы прогнозирования в социальной работе. Прогнозирование как социальная теория познания. Характеристика понятий: «прогностика», «прогноз». Принципы социального прогнозирования. Сущность процесса прогнозирования в социальной практике. Вариативный характер прогностических рекомендаций. Методы прогнозирования и их классификация.
Особенности моделирования в социальной работе. Моделирование как многоплановый метод исследования, как способ познания. Понятие модели. Типы моделей и требования, предъявляемые к моделям. Критерии и показатели оценки модели. Модель как средство творческого решения проблемы. СОЦИАЛЬНАЯ ГЕРОНТОЛОГИЯ Социальная геронтология как раздел геронтологии и учебная дисциплина. Геронтология как наука о старении, старости и долголетии человека. Основные понятия геронтологии: старение, старость, долголетие, геронтогенез, смерть и др. История развития социальной геронтологии. Пожилой человек в структуре общества и системе общественных отношений как объект исследования социальной геронтологии. Предмет исследования – адаптация и социализация пожилого человека в социуме. Проблема социальной адаптации. Влияние на адаптацию изменения статуса, психологических особенностей возраста. Социальные стереотипы и аттитюды к пожилым и старым людям. Виды старения. Социальные теории старения. Связь социальной геронтологии с другими науками. Основные направления исследований социальной геронтологии.
Старение населения как социально-демографический процесс. Мировая демографическая ситуация второй половины XX в. и основные принципы социально-геронтологической политики ООН. Понятие: «демографическая старость», «молодое население», «зрелое население», «старое население». Показатели демографического старения. Демография как одна из основных составляющих социальной геронтологии. Демографическая политика государства как проявление заботы о населении страны и предупреждения депуполяционных процессов. Старение населения как позитивное явление человеческой цивилизации. Особенности старения населения в Республике Беларусь. Социально-демографические проблемы в Республике Беларусь и их последствия. ФЕМИНОЛОГИЯ Социальное положение женщин в Республике Беларусь как субъекта социальной работы. Права женщин и социальная защита женщин в Республике Беларусь. Гендерная политика. Равноправие мужчин и женщин как практическая задача социальной работы. ВИКТИМОЛОГИЯ Виктимология – наука о поведении жертвы. Понятие, предмет и объект виктимологии. Возникновение и развитие виктимологии. Основные понятия виктимологии: виктимность как социально-психологическая характеристика предрасположенности человека быть жертвой, виктимогенность как обстоятельства социализации человека, виктимизация как процесс и результат превращения человека в тип определенной социальной жертвы. Виктимогенная ситуация как предпосылка виктимизации малых групп. Виктимогенные факторы, негативно воздействующие на разных тапах развития индивида. Направления исследования виктимологии. Системный и структурно-функциональный подход как методологическая основа виктимологии. Субъектные и индивидуально-личностные характеристики человека-жертвы.
Насилие над людьми как социальная проблема. Понятие о насилии. Приемы, используемые в качестве орудия влияния на жертву. Формы насилия: семейное (домашнее, бытовое), сексуальное, психологическое, физическое, экономическое, моббинг. Их характеристика. Жестокое обращение с детьми и его психолого-педагогические и социальные последствия. Специфика насилия над детьми. Особенности поведения ребенка-жертвы. Профилактика жестокого обращения с детьми.
Виктимология зависимого поведения. Понятие зависимого (аддиктивного) поведения. Факторы, влияющие на развитие зависимого поведения. Признаки зависимости. Особенности поведения, присущие зависимой личности. Виды зависимостей: алкоголизм, наркомания, токсикомания, деструктивные культы, компьютерная зависимость, игровая зависимость, нарушение пищевого поведения. Созависимость. Причины созависимости и ее формы. Профилактика зависимого поведения.
Виктимологические проблемы эксплуатации и торговли людьми. Понятие эксплуатации и торговли людьми (траффикинг). Причины развития эксплуатации и торговли людьми. Виды контрабанды людей. Несовершеннолетние как объект торговли и эксплуатации. Подходы к решению проблемы торговли людьми. Правовое обеспечение регулирования вопросов торговли людьми. Профилактика эксплуатации и торговли людьми.
Девиация как социально-виктимологическое явление. Понятие девиантного поведения. Сущность, причины, характеристика основных форм девиантного поведения. Девиация и группы социального риска. Типология нарушений поведения у подростков. Профилактическая работа с детьми «группы риска».
СЕМЬЕВЕДЕНИЕ Социальная сущность брака и семьи. Семья в социальной структуре общества. Генезис и эволюция семьи в истории человеческого общества. Брак и семья. Основные функции семьи. Различные подходы к классификации типов семей. Социально-психологическая характеристика современной семьи. Проблемы современной семьи в Республике Беларусь. Факторы ослабления семейных отношений.
Система социальной защиты семьи. Взаимодействие макро-, мезо-, микроуровней в системе социальной защиты семьи. Нормативно-правовая база социальной защиты семьи: международные и государственные документы. Конвенция ООН о правах ребенка. Социальнаязащита семьиКонституция Республики Беларусь о защите материнства и детства, о правах и обязанностях родителей. Кодекс о браке и семье и др. Цель и основные направления государственной семейной политики в Республике Беларусь. Меры по разработке и реализации семейной политики. Виды социальной помощи семьям, имеющим детей. Права и обязанности родителей по воспитанию детей. Ответственность родителей за ненадлежащее воспитание детей.
Семья как социокультурная среда развития ребенка. Отец и мать как воспитатели ребенка. Материнская роль в семье. Влияние отцовского воспитания на развитие мальчиков и девочек. Влияние взаимоотношений между родителями на формирование личности ребенка. Детско-родительские отношения, их воспитательный потенциал. Психолого-педагогические основы общения в семье.Гуманизация семейного воспитания.
Деятельность социальных служб помощи семье. Характеристика социально-педагогических служб и центров в оказании профессиональной помощи семье и детям: задачи и основные направления их деятельности. Функции социальных служб помощи семье: диагностико-прогностическая, социальной защиты, обеспечения социальных гарантий развития ребенка как личности, социальной адаптации, консультационная, социальной коррекции и реабилитации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.145.50 (0.01 с.) |