Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура как система ценностей и норм.

Поиск

Поскольку поведение человека лишь в незначительной степени предопределяется генетически, усвоение культуры обеспечивается посредством научения. Не предопределенные природой, т. е. искусственные факторы формирования характеристик людей, а также их поведения, предопределены культурой. Зависимость от культуры не отменяет того факта, что людям, как и животным, свойственны инстинкты, побуждения, продиктованные биологическими потребностями, или рефлексы (автоматические реакции на стимулы). Но те функции, которые в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение, в человеческом обществе обеспечиваются культурными образцами, закрепленными в институтах, нормах и других социальных явлениях.
Существует множество подходов к определению культуры. Первоначальное значение этого слова (лат. cultura – возделывание, воспитание и colere – возделывать, обрабатывать) было связано с земледелием. Оно указывает также на разновидности бактерий и растений. В других значениях слово «культура» указывает на облагораживание, улучшение качеств, обычаев и поведения людей. Кроме того, под культурой может пониматься все, что создано людьми. Именно в этом значении культура определяется польским социологом Я. Щепаньским: «Культура – надстройка над природными силами и факторами, над экономическими основами, она дает людям и коллективам символы, ценности, определяет содержание мысли, управляет стремлениями, отвечает на потребности, появляющиеся после удовлетворения основных биологических потребностей и после достижения прожиточного минимума». Культура – это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.
Благодаря культуре каждое поколение усваивает, воспроизводит и передает следующему те или иные формы социальной регулярности. Культура является системой регулирующих механизмов, включающей планы, рецепты, правила и другие антропогенные факторы поведения людей. Хотя ее воздействие на людей в той или иной мере можно считать репрессивным (на этом акцентировал внимание 3. Фрейд), никакая культура не подавляет побуждения человека полностью. Она лишь предписывает способы удовлетворения человеческих потребностей, вводя для них социальные санкции. При этом способность культуры влиять на поведение людей ограничена:
1. биологическими возможностями человеческого организма;
2. пределом знаний, которые люди способны усвоить;
3. наследуемой склонностью людей к тем или иным моделям поведения (социобиологи вообще считают, что даже сложные модели поведения, соответствующие таким качествам, как воинственность или великодушие, обусловлены генетически);
4. факторами окружающей среды;
5. необходимостью в поддержании устойчивого общественного порядка.
В 1952 г. американские исследователи А. Кребер и К. Клаксон насчитали 164 определения культуры. В силу многообразия социальных теорий выделить единое социологическое определение культуры не представляется возможным. Белорусский социолог А. Н. Елсуков предлагает выделять три группы социологических подходов к определению культуры. Первую группу образуют подходы, описывающие «статику» культуры (предметные, ценностные, символические, текстовые). Вторую группу – подходы, описывающие «динамику» культуры (деятельностные, технологические, игровые, коммуникативные). Третью группу составляют субъектные и диалоговые подходы.
Наряду с теорией культуры, изучением культуры занимается специальная социологическая теория – социология культуры, предметом которой является социальная роль культуры в обществе и ее функционирование в той или иной социальной среде.

 

 

Личность как система.

Соц-я изучает проблемы лич-ти через ее социализацию, механизмы социального деят-ти, проблемы социального поведения, типы личности и т.д. На совр. этапе повышенное внимание к личн-ти объясняется:· личность является субъектом сложных и противоречивых процессов в обществе;· общество в своей политике не может не учитывать многообразие интересов и потребностей людей;· личность отражает достигнутый уровень развития общества;· с бурным развитием СМИ, появлением новых социальных и псих-х технологий возрастает опасность манипулирования личностью.

Исходным при определении социальной роли личн-ти в общественном прогрессе явл-ся положение Маркса – как общ-во производит чел-ка, так и чел-к производит общ-во. Каковы лич-ти таково и общ-во.

Понятие лич-ть прошло длительную эволюцию. Первоначально под ним понималась маска, кот. одевал актер. Затем личностью стали называть актера, а затем это понятие стало использоваться в более широком плане. Во-первых, лич-ть должна рассматриваться сразу с двух сторон: в качестве объекта и субъекта, причем не только социальных, но и биол-х отношений. Те и другие отношения регламентируют поведение индивида. Во-вторых, уже в самом положении объекта и продукта биосоциальных отношений личность оказывается перед необходимостью выбора различных моделей социального поведения. В-третьих, личность, будучи объектом и субъектом биосоциальных отношений, соединяет в себе черты рода (общечеловеческое) с социальным типом тех или иных социальных общностей. В-четвертых, как общечеловеческое, так социальное специфическим образом преломляется у человека через его индивидуально-неповторимые особенности.

Личность - это интегральное понятие, характеризующее чел-ка в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое.

Под личн-ю понимают социальные качества, приобретенные индивидом в процессе социализации.

Индивид – единичный представитель биологического рода или соц. группы.

Индивидуальность – понятие охватывает специфические природные и соц. качества, кот. сложились у чел-ка на основе биологических предпосылок, соц. положения и воспитания.

Лич-ть явл-ся субъектом общественных отношений. Она - своеобразная частица общ-ва. В ней специфически отражаются все явления общественной жизни. Лич-ть при этом никогда не поглощается общ-м. Лич-ть – суммарное выражение соц. качеств индивида.

Индивидуальное сознание тесно связано и детерминируется общественным сознанием. По отношению к каждому человеку общественное сознание объективно; оно выступает как часть социальной среды. Из нее сознание индивида черпает жизненный материал. Ценностные ориентации личности есть разделяемые личностью социальные ценности. Под последними понимаются более или менее общепризнанные поведенческие стандарты.

Культура личности выступает как совокупность социальных норм и ценностей, которыми индивид руководствуется в своей деятельности. Социальная деятельность является способом реализации потребностей и интересов личности.

Каждая личность в обществе имеет свой социальный статус и играет свою социальную роль.

Типы личности. Под типом понимается обобщенный образ, характерные черты определенной группы людей или образцы моделей для групп предметов, явлений и личностей.

Социальный тип личности - это способ осуществления человеком различных видов деятельности, определенная совокупность свойств личности, выражающая принадлежность индивида к социальной группе.

Понятие социальный тип личности фиксирует отражение совокупности повторяющихся социальных качеств личностей, входящих в какую-либо социальную общность.

Социальная роль личности - это совокупность выполняемых ею социальных функций, обусловленных положением человека и реализуемых в процессе его жизнедеятельности.

Деятельность личности происходит в различных сферах жизни: материальной (экономической), социальной, политической, духовной. В каждой из этих сфер личность занимает определённое положение и место. То есть в каждой сфере она выступает в конкретной роли. В реальной жизни один человек чаще всего выполняет несколько социальных ролей.

Социальная роль непосредственно связана с социальным статусом.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 547; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.43 (0.007 с.)