Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профилактика раннего материнства

Поиск

Кроме реабилитационной работы важным направлением социальной работы является профилактика раннего материнства, в которой важное значение имеет половое воспитание.

Половое воспитание представляет собой комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребенка, направленных на приобщение его к принятой в обществе системе половых ролей и взаимоотношений между полами в общественной и личной жизни. Половое воспитание в широком смысле совпадает с процессом половой социализации. В узком смысле — понимается как подготовка ребенка к сексуальной жизни.

Половое воспитание современных детей и подростков осуществляется стихийно, необходимая информация черпается ими из неравноценных и противоречивых источников. Важным фактором выступают родители, однако эта роль ими, как правило, недостаточно осознается. Главную задачу родители видят в предотвращении нежелательных последствий сексуального опыта, тем самым расценивая сексуальность как враждебную силу, требующую подавления. Взрослеющих детей такой подход не устраивает, и они обращаются к другим источникам, важнейшим из которых выступают более сведущие сверстники и старшие товарищи. Именно этим путем из поколения в поколение передаются ложные стереотипы, предрассудки и мифы о мужской и женской сексуальности.

Важный канал полового воспитания — средства массовой информации, которые могут обеспечить высокий профессиональный уровень, массовость, наглядность, возможность индивидуального выбора. Но широкое использование этого канала в целях полового воспитания затруднительно: не все материалы приемлемы для массовой публикации и демонстрации, особенно в многонациональной стране; трудно также направить информацию по точному адресу — детям и подросткам определенного пола, возраста.

По мнению специалистов, наиболее эффективно половое воспитание в рамках соответствующих просветительных программ в образовательных, медицинских и социальных учреждениях. Однако в России система таких мероприятий практически не налажена. Этому препятствует распространенное мнение, что целенаправленное сексуальное воспитание развращает детей и подростков и провоцирует их на нежелательное поведение. Опыт стран, где подобные программы осуществляются, показывает несправедливость такого мнения. Установлено, что половое воспитание не провоцирует раннее начало половой жизни. Наоборот, оно обеспечивает усвоение детьми и подростками достоверных сведений и здоровых установок в сфере половых отношений. В результате значительно снижаются показатели подростковой беременности, ранних браков, абортов, венерических заболеваний, преступлений на сексуальной почве.

В 90-х гг. XX в. в Российской Федерации наметилась тенденция преодоления упущений в области полового воспитания. В ряде школ введен экспериментальный курс полового (или сексуального) воспитания. Оформляется сеть консультативных служб и центров, призванных способствовать половому воспитанию детей и подростков.

При создании системы полового воспитания специалистами ставятся сложные психолого-педагогические задачи. Кроме информации о физиологических особенностях мужского и женского организмов в ходе полового воспитания необходимо затрагивать социальные и психологические аспекты сексуальности, обсуждать вопросы брака и семьи, а также абортов, детской проституции, гомосексуализма, порнографии и др. В половом воспитании от специалистов, его осуществляющих, требуются особый педагогический такт, всесторонняя подготовленность в данной сфере.

Необходимость оказания помощи молодым мамам не вызывает сомнения. Больше половины из них — это одинокие матери, практически все они выросли в неблагополучных семьях.

Однако работа по оказанию социальной поддержки данной категории осложняется отсутствием нормативно-правовой базы. На уровне государства пока не принято ни одной целевой программы, ни одного нормативного документа, который бы определял основы и правовое поле работы с юными матерями.

Несмотря на существующие проблемы, во многих регионах Российской Федерации этот вопрос решается и накоплен уже определенный опыт осуществления социальной работы с данной категорией.

Проблемы, связанные с ранним материнством, обсуждаются в рамках различных научно-практических конференций, в условиях высших учебных заведений, готовящих специалистов по социальной работе и медицинских работников, разрабатываются проекты, направленные на решение данного вопроса. В качестве примера такого проекта можно привести проект, разработанный преподавателями и студентами Российского университета дружбы народов, — "Репродуктивное здоровье и профилактика абортов". Спонсором данного проекта выступило АО "Химический завод "Гедеон Рихтер" (Венгрия). В рамках проекта проведены исследования социальной ситуации, в которой оказываются юные матери после рождения ребенка, выявлены особенности осознания ими собственного материнства, отношения общества к юной матери и др. Результаты этих исследований были представлены в рамках Международной научно-практической конференции "Репродуктивное здоровье и контрацепция в XXI веке"

Интерес представляет опыт работы с юными матерями Алтайской общественной организации "Центр социальной поддержки и защиты граждан "Милосердие", которая работает по программе помощи несовершеннолетним мамам. Сегодня она является практически единственной в Сибири структурой, на базе которой создан центр "Юные матери" — информационно- консультативная служба для матерей-подростков и их детей.

За время деятельности Центра была разработана программа адаптации матерей-подростков к современным экономическим условиям; закончено социологическое исследование подросткового материнства как социального явления (на примере Алтайского края). В рамках исследования были выявлены сложности, стоящие перед юными мамами, и рекомендованы пути их решения. По материалам исследования готовится к изданию книга. Постоянная и планомерная взаимосвязь с юными мамами позволила найти наиболее приемлемые для них формы работы. В Центре несовершеннолетних мам бесплатно консультируют юрист, психолог, на его базе работает пункт приема вещей для дальнейшей раздачи их особо нуждающимся несовершеннолетним, имеющим детей. Юные мамы получают и материальную помощь. Новой формой работы стали регулярные встречи подопечных Центра для проведения бесед, обсуждения проблем, проведения праздников. Стало традицией празднование в Центре общероссийского Дня матери.

С учетом пожеланий матерей-подростков Центром выпускается информационная литература. В "Библиотечке юной мамы" можно пользоваться книгами, материалами по проблемам развития и воспитания детей. На основе вопросов, заданных по телефонной "горячей линии", выпущено 5 юридических бюллетеней по разным темам. Здесь также бесплатно можно получить памятку по уходу за новорожденным, сборники рекомендаций педиатров. Составлен сборник нормативных актов для матерей- подростков, где подобраны документы, способные помочь юным мамам в защите их интересов.

К своему трехлетию Центр приурочил проведение краевого литературного конкурса среди старшеклассников "Моя будущая семья". Цель такого конкурса — пропаганда роли семьи в обществе и формирование жизненных приоритетов подрастающего поколения. Планируется проведение других конкурсов среди школьников для развития их представлений о таком важном социальном институте, как семья.

В Нижнем Новгороде 6-7 февраля 2005 г. на базе МУ "Центр социальной помощи семье и детям "Журавушка" прошла научно-практическая конференция "Роль межведомственного взаимодействия в профилактике девиантного материнства среди несовершеннолетних", посвященная подведению итогов проекта "Маленькая мама: осознание материнства"

Главная цель проекта — распространение в молодежной среде культуры осознанного материнства и формирование позиции ответственного родительства у юных мам.

Работа по проекту осуществлялась по трем направлениям. Первое направление — это создание "Службы помощи несовершеннолетним беременным" на базе Центра и работа с девочками, которые непосредственно столкнулись с проблемой ранней беременности. За год в "Журавушку" обратились 35 таких девушек в возрасте от 13 до 17 лет. Часть из них проходила в Центре социально-психологическую реабилитацию после прерывания беременности, многие из будущих мам, несмотря на работу психологов, все же решились на аборт, но почти половине из обратившихся удалось сохранить ребенка. На протяжении проекта сотрудники Центра осуществляли социальный патронаж, посещая несовершеннолетних беременных на дому, помогали самой девушке справиться с проблемами, связанными с ранней беременностью, а также способствовали налаживанию благоприятного психологического климата в семье будущей мамы. Помимо этого в Центре проводились индивидуальные консультации для несовершеннолетних беременных и их родителей, проходили групповые занятия для будущих мам: игровая терапия, подготовка к родам и т. д.

Второе направление состояло из серии ролевых игр и диспутов, затрагивающих проблемы половой жизни подростков, направленных на профилактику девиантного поведения (раннего материнства и отцовства), которые проводились в школах, лицеях и ПТУ города. И третьим направлением стал документальный фильм "Маленькая мама", созданный при помощи студии "Поветлужье" Героини фильма — студентки Нижегородского строительного техникума, с которыми работали сотрудники Центра, рассказывают о своем отношении к любви, половым отношениям, материнству.

Помимо этого в рамках проекта на базе телефона доверия Центра была создана специальная "горячая линия" для девочек-подростков, а также был организован ряд круглых столов "Проблемы несовершеннолетних беременных и пути их преодоления", призванных скоординировать работу различных ведомств в решении проблем ранней беременности.

В настоящее время проект "Маленькая мама: осознание материнства" проходит сертификацию в Нижегородском институте развития образования.

В Санкт-Петербурге открыт и успешно работает уже на протяжении нескольких лет приют "Маленькая мама", в котором девочкам оказывается материальная и правовая поддержка, и они постоянно проживают там со своими малышами. За их здоровьем ведется наблюдение опытными врачами.

В Вельском районе Архангельской области разработана программа "Здоровая семья — здоровое поколение", реализация которой рассчитана на 2006-2008 гг. Содержание программы включает работу по нескольким направлениям: пропаганда средств контрацепции среди молодежи; разработка курса занятий для школьников 7-11 классов по программе "Укрепление здоровья, формирование ответственного родительства у подростков и молодежи"

В Тульском государственном педагогическом университете на кафедре социальной педагогики и социальной работы разработан проект 'Тендерные проблемы глазами студентов" Его суть — изучение гендерных проблем будущими социальными педагогами и социальными работниками в своих курсовых и выпускных квалификационных работах. В апреле 2006 г. 100 лучших работ студентов, которые стали победителями конкурса вузов Центрального федерального округа, были опубликованы в сборнике (руководитель авторского коллектива — д.п.н., профессор В. А. Фокин).

Таким образом, появление проектов, программ, организаций, деятельность которых направлена на решение проблемы юного материнства, говорит о постепенном ее осознании. Результаты реализации таких проектов показывают, что юные матери получают реальную помощь, которая способствует их выходу из трудной жизненной ситуации, в которой они оказались.

Важным шагом на пути решения данной проблемы может стать официальное введение такой социальной категории, как "несовершеннолетние матери"

Особую социальную значимость приобретают изменения в образе жизни современной молодежи.

Сексуальное поведение современного молодого человека формируется в условиях "сексуальной революции" — снижения возраста начала половой жизни, происходящего на фоне более терпимого отношения общества к добрачным половым связям. Однако отношение это также не является гендерно нейтральным. Сексуальность растущих мальчиков и юношей, которая параллельна развитию вторичных половых признаков и формированию их способности к полноценной половой жизни, воспринимается взрослыми как нечто нормальное и естественное. Существует мнение о том, что в этот период молодому человеку обязательно нужно приобрести сексуальный опыт, что практически всегда связано с многочисленными половыми связями. Для девушек же подобное поведение считается отклонением от нормы. Девушки всегда совершают в этом контексте двойное нарушение: по отношению к общепринятым нормам вообще (как и юноши) и по отношению к распределению половых ролей, поэтому их "сексуальная агрессивность" (реальная, а чаще всего потенциальная) вызывает большое общественное порицание.

Похожая ситуация наблюдается и в отношении проявлений девиантного поведения среди молодежи. Реакция на курение, пьянство и злоупотребление наркотиками девушкой является гораздо более бурной и отрицательной, нежели реакция, вызванная аналогичным поведением молодого мужчины. Обычно она объясняется тем, что девушка — это будущая мать. А разве юноша — не будущий отец? С точки зрения медицины давно доказано, что на процесс развития ребенка одинаково влияет как состояние здоровья матери, так и состояние здоровья отца.

Все это ведет к тому, что у молодых людей, живущих в одном социальном и временном пространстве, по поводу одного и того же явления существуют различные ценностные модели и стереотипы поведения, что совсем не способствует взаимодействию и организации совместной жизнедеятельности.

В современном обществе у молодых людей, находящихся вне доминирования исторически привычного тендерного деления, в социально-экономических сферах нет необходимости во внешнем поддержании старого порядка и излишней поляризации мужских и женских ролей. Своеобразным ответом молодежи на социальное устройство такого типа является формирование культуры "унисекс" в которой отсутствуют разграничения в мужском и женском поведении, стиле одежды, привычках, сферах проявления активности и т. д. Однако данная тенденция тоже не является однозначной в смысле потери молодым человеком собственной индивидуальности, отказа от собственной траектории развития.

Беспокойство в современной ситуации развития общества вызывает и растущая тендерная асимметрия в сфере образования. Анализ данного явления за последние 15 лет, проведенный Ю. Н. Таран, свидетельствует о снижении уровня образованности юношей. Для юношей все более характерной становится такая стратегия получения образования: в общеобразовательной школе — приобретение неполного общего образования, а затем учеба в системе начального и среднего профессионального образования. Девушки склонны к приобретению общего образования в рамках общеобразовательных школ, а в профессиональной подготовке все чаще ориентируются на получение образования наиболее высокого уровня. Анализ полового состава учащихся высших учебных заведений показывает, что численность студентов- юношей возросла в 1,62 раза, а девушек — более чем в 2 раза.

Такая ситуация, сопряженная с менее пристальным вниманием общества к соблюдению молодыми людьми социальных норм (о чем говорилось выше) и интенсивной эксплуатацией действующими политиками и имиджмейкерами классического канона гегемонной маскулинности, обуславливает более низкий уровень социальной зрелости и ответственности у юношей. Не случайно наибольшее количество преступлений совершается молодыми людьми, а большинство участников группировок, "банд" асоциальной направленности составляют юноши, среди людей, страдающих наркотической и алкогольной зависимостью, большая часть — представители мужского пола. Все большее количество юношей и молодых мужчин хотят выглядеть "по- мужски"

С другой стороны, наблюдается ярко выраженная трансформация такого традиционно мужского образа, как образ солдата. Солдат, военный всегда считался образом маскулинности, а армия — школой воспитания мужественности. Теперь же солдат часто представляется как слабый и беспомощный мальчик, над которым безнаказанно издеваются его начальники и старослужащие, а единственным спасением порой становится его мама, которая может даже увезти его из рядов Вооруженных сил.

Такое положение, обусловленное процессами изменения маскулинности, актуализирует необходимость оперативных действий со стороны педагогов, специалистов, работающих в молодежной сфере, по нейтрализации негативных факторов социализации в отношении молодых людей; целенаправленной работы по организации процесса их социальной адаптации в современных условиях.

Отсюда следует необходимость активизации внедрения идей тендерного подхода в различные сферы жизнедеятельности общества.

Толерантность и плюрализм становятся особенностью современной формы общества. Это предполагает выстраивание государственной политики и практики нравственного воспитания молодежи и сплочения социума. Социальное сближение гендерных позиций мужчины и женщины в сферах науки, политики и экономики позволит осуществить надлежащее оптимизирование при сохранении специфики проявлений маскулинности и фемининности как двух самобытных, не противостоящих, а взаимодополняющих подходов, вариативных, вне строгих дефиниций и заданности.

В законодательстве вопрос о равноправии полов был решен уже давно. В формировании и осуществлении государственной политики на всех уровнях нашли отражение указы Президента Российской Федерации от 4 марта 1993 г. №337 "О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин";

от 30 июня 1996 г. № 1005 "О повышении роли женщин в системе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации"; постановления Правительства Российской Федерации от 8 января 1996 г. № 6 "О концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации"; от 29 августа 1996 г. "Об утверждении Национального плана действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года"; от 20 мая 1997 г. №613 "Об одобрении и внесении на ратификацию Конвенции о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин; трудящихся с семейными обязанностями"; распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июня 2001 г. № 855-р "Об утверждении Национального плана действий по улучшению положения женщин в Российской Федерации и повышению их роли в обществе на 2001-2005 годы" Однако в законодательстве еще не нашли отражение такие "мужские" проблемы в сфере занятости, как необходимость защиты здоровья мужчин, в том числе репродуктивного здоровья на тяжелых работах и работах с вредными условиями труда, обеспечение права отцов, воспитывающих детей-инвалидов, на сокращение пенсионного возраста. Необходимо подумать и о проблемах трудоустройства и профессиональной подготовки молодых ребят, возвращающихся из армии.

Кроме того, само понятие права предполагает наличие не только так называемых законодательно закрепленных прав и свобод, но также существование реальных механизмов их реализации.

Социальная работа, являясь одной из наиболее динамично развивающихся в настоящее время сфер деятельности, миссия которой заключается в поддержании социального благополучия, должна активно включиться в процесс решения этих вопросов.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. В чем специфика гендерных исследований?

2. Сравните понятия "тендер" и "пол"

3. Что такое тендерные стереотипы?

4. Обоснуйте актуальность использования тендерного подхода в социальной работе с молодежью.

5. Каковы различия тендерной социализации юношей и девушек на современном этапе развития общества?

6. Определите основные направления социальной работы с девушками и молодыми женщинами.

7. Определите основные направления социальной работы с юношами и молодыми мужчинами.

8. Каким образом законодательно обеспечиваются равные права и равные возможности мужчин и женщин в Российской Федерации?

Рекомендуемая литература

Берн Ш. Тендерная психология. СПб., 2002.

Костикова И. В. и др. Введение в тендерные исследования: Учеб. пособие / Под общ. ред. И. В. Костиковой. 2-е изд., перераб и доп. М.,

2005.

Тендерная социализация в современном обществе: взгляд молодежи: Материалы межвузовской науч.-практ. студенческой конференции (23-24 марта 2006 г.) / Ред. и сост. В. А. Фокин, Т. П. Лысенко. Тула, 2006.

Дмитриев Г Д. Многокультурное образование. М., 1999. Зубкова Т С., Тимошина Н. В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: Учеб. пособие. 2-е изд. М., 2004.

Кардаполъцева В. Н. Женские лики России. Екатеринбург, 2000. Омелъченко Е. Молодежные культуры и субкультуры. М., 2000. От равных прав к равным возможностям женщин и мужчин: аналитический вестник // Серия: Основные проблемы социального развития. 2004. № 2 (222).

Палуди М. Психология женщины. СПб., 2003.

Петрова Р. Г Гендерология и феминология: Учеб. пособие. М.,

2006.

Практикум по тендерной психологии / Под ред. И. С. Клециной. СПб., 2003.

Словарь гендерных терминов / Под ред. А. А. Денисовой. М.,

2002.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.152.194 (0.014 с.)