Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Материнство: врожденное или приобретенное?

Поиск

Полемика вокруг проблемы «материнского инстинкта»

разгорелась во второй половине XX столетия. Одни

придерживались убеждения, что материнская привя-

занность подчиняется во многом тем же врожденным

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

механизмам, которые роднят человеческий вид с жи­

вотными (Р.Дж. Геллес, Дж. Боулби, К. Лоренц, Е. Па­

нов, Р. Шовен, X. Монтане и др.). Свойство матери

эмоционально переживать стимуляцию от ребенка и

выражать свои эмоции во взаимодействии с ним, стре­

миться участвовать в его эмоциональной жизни и вза­

имодействиях с миром рассматривается многими как

ее природная особенность. Такой точки зрения придер­

живается Д. Винникотт, описывая состояние матери

после родов как особое, позволяющее ей непосред­

ственно переживать состояния ребенка. Вмешательство

«советников», объясняющих матери, что и как она дол­

жна делать, только мешает реализации этих ее свойств,

ориентируя мать не на свое чувство, а на сознатель­

ный анализ своего поведения1.

Работы М. Мид показали, что материнская забота

и привязанность к ребенку настолько глубоко заложе­

ны в реальных биологических условиях зачатия и вы­

нашивания, родов и кормления грудью, что только

сложные социальные установки могут полностью по­

давить их. Женщины по самой своей природе являют­

ся матерями, разве что их специально будут учить

отрицанию своих детородных качеств2. «Общество дол­

жно исказить их самосознание, извратить врожденные

закономерности их развития, совершить целый ряд

надругательств над ними при их воспитании, чтобы они

перестали желать заботиться о своем ребенке, по край­

ней мере, в течение нескольких лет, ибо они уже кор­

мили его в течение девяти месяцев в надежном убежи­

ще своих тел»3. Там, где беременность наказывается

социальным неодобрением и наносит оскорбление

супружеским чувствам, женщины могут идти на все,

чтобы не рожать детей. Если женское чувство адекват­

ности своей половой роли грубо искажено, если роды

скрыты наркозом, мешающим женщине осознать, что

она родила ребенка, а кормление грудью заменено

искусственным кормлением по педиатрическим рецеп­

там, то в этих условиях обнаруживается значительное

1 Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. М., 1998. С. 16—20.

2 Филиппова Г.Г. Психология материнства и ранний онтогенез:

Учебное пособие. М, 1999.

3 Мид М. Культура и мир детства. М„ 1989. С. 3.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

нарушение материнских чувств (М. Мид). Кросскуль-

хурные исследования (И. Кон, М. Мид, М.Е. Lamb,

К. McCartney, D. Phillips и др.) свидетельствуют, что

там, где люди превыше всего ценят социальный ранг,

ясенщина может задушить своего ребенка собственны­

ми руками. М. Мид проводит параллели между «при­

митивными» и «развитыми» цивилизациями в том, как

происходит подавление естественных материнских

чувств. Ее наблюдения показывают, что там, где обще­

ство чрезвычайно высоко ставит принцип законнорож­

денности, мать незаконнорожденного ребенка может

бросить его или убить!.

Другую крайнюю социоцентристскую позицию за­

нимает Элизабет Бадинтер2. Проследив историю мате­

ринских установок на протяжении четырех столетий (с

XVII до XX вв.), она пришла к выводу, что «материнский

инстинкт — это миф». Она не обнаружила никакого

всеобщего и необходимого поведения матери, а напро­

тив — чрезвычайную изменчивость ее чувств в зависи­

мости от ее культуры, амбиций или фрустраций. Мате­

ринская любовь — это понятие, которое не просто

эволюционирует, но наполняется в различные периоды

истории различным содержанием. Исследовательница

рассматривает во взаимосвязи три главные социальные

женские роли: матери, жены и свободно реализующей­

ся женщины. Она полагает, что в различные эпохи та

или иная из этих ролей становилась главенствующей.

Э. Бадинтер указала на связь между общественными по­

требностями и мерой материнской ответственности за

рождение ребенка: «Женщина становится лучшей или

худшей матерью в зависимости оттого, ценится или же

обесценивается в обществе материнство». Она проана­

лизировала динамику материнских установок на протя­

жении нескольких веков во Франции и пришла к выво­

ду, что до конца XVIII в. материнская любовь была делом

индивидуального усмотрения, случайным явлением.

В те времена репродуктивная функция женщины вос­

принималась лишь как рядовая, ничем не выделяюща­

яся, часть ее обязанностей в семье, ничуть не более важ­

ная, чем участие женщины в семейном производстве.

1 Мид М. Культура и мир детства. М., 1989. С. 3.

J Там же.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

С другой стороны, при отсутствии или малой эффектив­

ности контроля рождаемости репродукция оставалась

неотъемлемой стороной жизни почти всякой женщины.

Ценность ребенка определялась его сословным поло­

жением, порядком рождения и полом (ценился, прежде

всего, законнорожденный мальчик и первенец), а от­

нюдь не личными качествами. Спокойное отношение к

гибели ребенка являлось расхожим: «Бог дал, Бог и взял»,

«в мире ином ему будет лучше». При появлении неже­

ланных и внебрачных младенцев был распространен так

называемый «закамуфлированный инфантицид» — прак­

тика несчастных случаев или же подбрасывания ново­

рожденных в чужие дома. Инфантицид предпочитался

искусственным родам из-за большой токсичности абор­

тивных веществ. В целом общество было безразлично к

фактам исчезновения, внезапной болезни и гибели де­

тей. К. Боннэ, прослеживая историю социального сирот­

ства, утверждает, что между проявлением инфантицидов

и отказом от ребенка имеется глубокая связь. В зависи­

мости от того, за какую форму отказа от материнства об­

щество могло законодательно меньше покарать, та и про­

является в большей степени1.

Во второй половине XX в. вновь отчетливо прояви­

лись тенденции, враждебные «детоцентризму». Социаль­

но-политическая эмансипация женщин и все более ши­

рокое вовлечение их в общественное производство делает

их семейные роли, включая материнство, не столь все­

объемлющими и, возможно, менее значимыми для них.

Самоуважение женщины имеет, кроме материнства, мно­

гие другие основания — профессиональные достижения,

социальную независимость, самостоятельно достигнутое,

а не приобретенное благодаря замужеству обществен­

ное положение. Некоторые традиционно-материнские

функции в институте семьи принимают на себя обще­

ственные институты и профессионалы (врачи, воспита­

тели, специализированные общественные учреждения и

пр.). Это не отменяет ценности материнской любви и по­

требности в ней, но существенно изменяет характер

материнского поведения2.

1 Филиппова Г.Г. Психология материнства и ранний онтогенез:

Учебное пособие. М., 1999.

* Там же.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

Как отмечает Годфруа, многочисленные опросы

показали, что привязанность матери к своему младен­

цу частично зависит от опыта, приобретенного ранее,

главным образом в детстве, но в равной мере и от

связей, которые устанавливаются после родов в ре­

зультате ее забот о ребенке и его реакцией на эти

заботы1. Поданным Г.В. Скобло и О.Ю. Дубовик, бо­

лее чем в 50% семей наблюдаются нарушения мате-

ринско-детских взаимоотношений2.

Все исследования родительского, и в частности

материнского, отношения эмоционального благополу­

чия ребенка говорят о том, что эмоциональное отно­

шение матери, формы его проявления, способы ока­

зания поддержки и т. п. сильно различаются у разных

матерей. Все это заставляет предположить, что мате­

ринство не является полностью обеспеченной врож­

денными механизмами. Акцент на материнском ин­

стинкте как наиболее значительной составляющей

психологической готовности к материнству вызывает

сомнение. Инстинктивное поведение — жестко зак­

репленные в наследовании поведенческие формы.

Возможность кардинального нарушения материнства

свидетельствует о том, что инстинкт не играет опре­

деляющей роли в поведении матери. Акцент на ин­

стинкте уводит внимание от проблемы собственной ак­

тивности женщины в решении стать матерью или

отказаться от материнства. Личность при таком подхо­

де предстает как пассивная арена борьбы различных

мотивов, а личностный выбор становится результатом

столкновения разных сил, оставаясь не связанным с

активностью самой личности. Материнство — это одна

из социальных женских ролей, поэтому даже если

потребность быть матерью и заложена в женской при­

роде, общественные нормы и ценности оказывают оп­

ределяющее влияние на проявления материнского

отношения. Материнское чувство включает в себя био­

логическое стремление к материнству, окрашенное или

преобразованное интериоризованными социальными

' Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. М, 1992 Т 1. С. 49.

2 Скобло Г.В., Дубовик О.Ю. Система «мать — дитя» в раннем

возрасте как объект психопрофилактики // Социальная и клини­

ческая психиатрия, 1992, № 2. С. 75-78.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

нормами!. Понятие «нормы материнского отношения»

не является постоянным, так как содержание материн­

ских установок меняется от эпохи к эпохе. Отклоняю­

щиеся проявления материнского отношения существо­

вали всегда, но они могли носить более скрытые или

открытые формы и сопровождаться большим или мень­

шим чувством вины в зависимости от общественного

отношения к этим актам.

Стремление к материнству, по-видимому, нельзя

сводить ни к биологическому влечению, ни к следова­

нию социо-культурным нормам. Материнство, по сло­

вам Т. Флоренской, — предназначение женщины, и

поэтому можно говорить о существовании духовной

потребности, которая является главным источником

стремления женщины стать матерью2.

Формирование материнства. Д. Винникотт пишет,

что способность женщины «быть достаточно хорошей

матерью» формируется на основе ее опыта взаимодей­

ствия с собственной матерью, в игре, во взаимодей­

ствии с маленькими детьми в детстве, а также в про­

цессе собственной беременности и материнства. «Мать

не может научиться тому, что от нее требуется, ни из

книг, ни от патронажных сестер, ни от докторов. Ее

наука — это собственный опыт младенчества. Кроме

того, она наблюдает, как другие родители ухаживают

за детьми и, возможно, сама ухаживала за младшими

сестрами или братьями, и — что очень важно — она

многому научилась в раннем детстве, играя в «дочки-

матери»3. Д. Рафаэль-Леф также считает, что женщи­

на начинает становиться матерью с раннего детства.

В Китае существует поговорка, что девочка не станет

хорошей матерью, если не будет любить своего буду­

щего ребенка с детства. Как отмечают многие иссле­

дователи, самыми решающими считаются отношение

с собственной матерью и семейная модель материн­

ства (Филиппова Г.Г., Колпакова М.Ю., Захаров А.И.,

Брутман В.И., Северный А.А., Ениколопов С.Н. и др.).

В зарубежной психологии выделилось самостоятельное

1 Колпакова М.Ю. Особенности психологической работы с ма­

терями—«отказницами» // Московский психотерапевтический

журнал, 1999, № 1. С. 127-154.

2 Флоренская ТА. Диалог в практической психологии, М., 1991-

3 Винникотт Д. В. Маленькие дети и их матери. М., 1998. С. 47-

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

направление, предметом которого являются материн-

ско-дочерние отношения. Авторы выделили более 700

факторов, представленных в 46 шкалах, характеризу­

ющих адаптацию женщины к беременности и ранне­

му периоду материнства, включающих историю жиз­

ни женщины, ее семейное, социальное положения,

личностные качества, связь с особенностями развития

ребенка1.

Родительская семья. Накопленные на сегодняш­

ний день исследования свидетельствуют о том, что

семья является первичным и необходимым условием

формирования материнства. Зарубежные исследовате­

ли подчеркивают неблагоприятное влияние нарушений

межличностных взаимоотношений в родительской се­

мье на развитие личности будущей матери. Известно,

что большинство матерей, отказавшихся от своих де­

тей, воспитывались в нестабильных семьях и с ранне­

го детства имели негативный опыт межличностных

взаимоотношений. В. Steele, D. Pollock описали грубое,

пренебрежительное обращение с детьми в двух и трех

поколениях семей2. Личность многих «женщин, не го­

товых к эффективному материнству», формировалась

в своеобразной субкультуре агрессии (Gelles R.J.), часть

из них в детстве страдали от холодного отношения со

стороны своих родителей, унижающего достоинство,

угнетения, в большинстве семей дочерей «воспитыва­

ли» грубостью, криком, а часто и побоями3, т. е. нахо­

дились в неблагополучной психотравмирующей среде.

Только в 1/3 случаев, по данным Брутман В.И., Панк­

ратовой М.Г., Ениколопова С.Н., женщины характери­

зовали отношения в родительской семье как хорошие.

Многие росли без отца. Развод родителей пришлось пе­

режить в детстве (до 12 лет) 18% женщин4. В целом

ряде работ отчетливо продемонстрировано крайне от­

рицательное влияние низкого материального достатка,

1 Филиппова Г.Г. Психология материнства и ранний онтогенез:

Учебное пособие. М., 1999.

2 Колпакова М.Ю. Особенности психологической работы с ма-

терями-»отказницами» //Московский психотерапевтический

журнал, 1999. № 1. С. 127-154.

3 Брутман В.И., Панкратова М.Г., Ениколопов С.Н. Некоторые

Результаты обследования женщин, отказавшихся от своих ново-

Рожденных детей // Вопросы психологии, 1994, № 5. С. 31 —36.

4 Там же.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

культурного уровня воспитывающей семьи на форми­

рование ролевых основ личности девочки, что в итоге

негативно сказывается на качестве ее будущего мате­

ринства (Goldston R., McLoyd V.C., Wilson L.)1.

В. Лосева и А. Луньков2 приводят типичные уста­

новки, которые будущая мать может усвоить от своих

родителей: «Прежде, чем заводить детей, надо прочно

стоять на ногах в материальном и профессиональном

отношении»; «Ты сама еще ребенок; как же ты можешь

воспитывать детей?»; «Ты — эгоистка, а мать должна

уметь жертвовать всем ради детей»; «Не торопись заво­

дить детей. Поживи в свое удовольствие»... Разумеется,

все описанные директивы даются родителями своим до­

черям с благими намерениями, не с целью нанести им

вред, однако они негативно влияют на установку жела­

ния иметь детей.

Взаимодействие с собственной матерью. Этот этап

начинается с внутриутробного периода развития и

продолжается практически всю жизнь женщины. Наи­

более значимым является младенческий и ранний воз­

раст, так как этот период жизни сам по себе является

сензитивным для формирования базовых основ лично­

сти и отношения к миру (Эриксон).

В последние годы в центре внимания исследовате­

лей находится феномен привязанности матери и ре­

бенка. Ему придается большое значение в формирова­

нии эффективного материнского поведения. В рамках

этологического направления привязанность рассмат­

ривается как врожденный биопсихический механизм,

объединяющий большинство видов животных с чело­

веком (Лоренц К., Ainsworth M.D., Bowlby J., Stern D., и

др.). Дж. Боулби считал привязанность первично спе­

цифической системой, смысл которой в поддержании

взаимодействия между матерью и младенцем, необхо­

димого для его выживания и развития. Первым шагом

к привязанности, по данным многих авторов, является

установление связи в результате ранних контактов в

течение первых часов после рождения (Kreisler L.).

1 Брутман Б.Ч., Панкратова М.Г., Ениколопов С.Н. Некоторые

результаты обследования женщин, отказавшихся от своих ново­

рожденных детей // Вопросы психологии, 1994, № 5. С. 31 — 36.

2 Лосева В.К., Луньков А. Страхи вокруг беременности //Пси­

хологическая консультация, 1998, №1. С. 21—34.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

Было показано, насколько психосоматическое равно­

весие ребенка тесно связано с эмоциональным контак­

том с матерью. Ее поведение при этом рассматривает­

ся как ответное и комплиментарное врожденному

репертуару поведения младенца (Stern D.). Как любой

акт социального поведения, имеющий принципиальное

значение для выживания вида, привязанность имеет

селективные и пусковые механизмы: морфологические

черты, особые запахи, движения, позы1. Исследования

привязанности показали, что существуют внутрисемей­

ные циклы непрочной привязанности, передающиеся

по материнской линии. Разные формы непрочной при­

вязанности матери являются источником непрочной

привязанности ребенка (Ricks и др.). S. Fraiberg отме­

чает, что глубокие внутренние конфликты, коренящи­

еся в детстве, мешают возникновению у матерей при­

вязанности к ребенку. Не имеющие опыта подлинной

близости с собственной матерью, пережившие в дет­

стве амбивалентные отталкивающе-притягивающие

отношения с нею, они и в своей жизни воплощают

подобную модель отношений с другими. Для таких

матерей характерен внутренний конфликт любви-нена­

висти, в основе которого лежит стремление к глубоким

эмоциональным отношениям с другими и неспособность

их выстроить, желание любви и неспособность лю­

бить2. Исследование М. Main, R. Goldwyn подтвердило

наличие у отвергаемого ребенка тенденции стать от­

вергающим родителем. Авторы выявили связь между

представлением о своей матери и отвержением соб­

ственного ребенка, опосредованным специфическими

искажениями когнитивных процессов. Наблюдается

защитное искажение памяти у отвергавшихся в дет­

стве матерей. Это искажение актуализирует «внутрен­

нюю рабочую модель», определяющую отношения с

собственным ребенком (J. Bowlby, 1973; S. Fraibrg и др.).

«Внутренняя рабочая модель» неизбежно приводит к

повторению опыта дурного обращения с детьми и их

1 Брутман В.И., Радионова М.С. Формирование привязанности

матери к ребенку в период беременности//Вопросы психологии,

2Колпакова М.Ю. Особенности психологической работы с ма_-

ТеРями-«отказницами» //Московский психотерапевтический

«УРнал. 1999. № 1. С. 127-154.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

внутреннего отвержения»1. Качество материнско-до-

черних связей и его влияние на материнскую сферу

женщины определяется, помимо привязанности, сти­

лем их эмоционального общения, участием матери в

эмоциональной жизни дочери, причем важным счита­

ется изменение такого участия со стороны матери в

соответствии с возрастными изменениями эмоциональ­

ной сферы дочери. Достаточно устойчиво передается

от матери к дочери адекватный стиль эмоционального

сопровождения. Относительно ценности материнства

речь может идти только о возникновении модели мате­

ринства своей матери как субъекта, испытывающего

определенные эмоции в ситуации взаимодействия с ре­

бенком. Можно допустить, что ребенок, по крайней

мере в конце раннего возраста, воспринимает отноше­

ние других к своей матери, как имеющей ребенка.

Позднее включается оценка самой матерью отношения

к себе других, как к матери, рефлексия дочерью сте­

пени удовлетворенности матери своим материнством.

Все это входит в модель материнства собственной

матери и ее соотношение с семейной и культурной

моделями. Большое значение имеет удовлетворенность

матери ее материнской ролью (Shereshefsky and

Yarrow, von Mens-Verhulst and all и др.)2-

В отличие от этологов психоаналитически ориенти­

рованные исследователи сместили фокус своих инте­

ресов на психическую историю самой матери и период

ее беременности. Они сконцентрировали внимание на

значении формирования образов ребенка в воображе­

нии будущей матери для принятия ею своего новорож­

денного ребенка3. Роли фантазий беременных в над­

стройке материнской сферы посвящены исследования

Bonnet К., Lebovici S., Pines D., и др.

В двухтомном труде «Психология женщины» Еле­

на Дойч впервые высказала догадку о влиянии на бе­

ременность собственного эмбрионального опыта жен­

щины. Она считала, что негативное влияние раннего

1 Колпакова М.Ю. Особенности психологической работы с ма-

терями-«отказницами» //Московский психотерапевтический

журнал, 1999, № 1. С. 127-154.

2 Филиппова Г.Г. Психология материнства и ранний онтогенез:

Учебное пособие. М., 1999.

3 Саватье С. Гештальт — это младенец. М., 1982.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

детского опыта компенсируется «материнскостью»

(Mothering), источник которой — в мазохистической

любви, жертвенности и самоотдаче1.

В семидесятые годы итальянский психоаналитик

С. Фанти обосновал существование эмбриональной

стадии психического развития человека2. Эта концеп­

ция дала возможность, во-первых, связать все после­

дующие стадии с общим источником, и, во-вторых,

выдвинуть идею о том, что женщина, забеременев,

«вспоминает» и воспроизводит на органическом уров­

не свое состояние как плода, а в психологическом —

состояние своей матери3.

С. Фанти4, М. Марконе5 и другие представители

микропсихоанализа считают, что начало развития бу­

дущего отношения матери к ее ребенку закладывается

еще внутриутробно на основе первых эмоциональных

конфликтов матери с плодом и продолжается в мла­

денчестве. Во время беременности у женщины актуа­

лизируется этот эмоциональный опыт, который влияет

на содержание ее собственного материнства.

Кросскультурные исследования. Левайн сравни­

вает различные методы взаимодействия матери с ре­

бенком, характерные для африканских стран и стран

Запада. Он говорит, что у африканских народов малыш

день и ночь проводит либо в прямом смысле привязан­

ным к телу матери, либо где-то поблизости. «На плач

малыша реагируют быстро, поэтому ребенок плачет все

реже, и, наконец, его плач почти никто не слышит. Это

заметно отличает малышей в Африке от их сверстни­

ков на Западе. Кормят маленьких детей, как только они

начинают плакать»6. Сюзан Гольтберг изучала культу­

ру Замбии и наблюдала, что ограниченные в движени­

ях младенцы, которых обычно прикрепляют лямками к

материнской спине, получают более интенсивную

1 Шмурак Ю.И. Пренатальная общность// Человек, 1993, № 6.

С 22-37.

2 Фанти С. Микропсихоанализ. М, 1993.

3 Шмурак Ю.И. Пренатальная общность // Человек, 1993, №6.

С 22-37

4 Фанти С. Микропсихоанализ. М., 1993.

5 Марконе М.Д. Девятимесячный сон. Сны в период беремен­

ности. М., 1993.

6 Флэйк—Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребенка и

его отношений с окружающими. М., 1993. С. 175.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

физическую нагрузку по сравнению с большинством

западных детей, у них больше шансов научиться уп­

равлять своим телом, координировать движения раз­

ных частей тела, чем у детей, которых принято держать

в кроватках'. Постоянный физический и психологичес­

кий контакт с детьми позволяет матерям в традицион­

ных культурах точно и быстро определить состояние

малышей и их потребности.

Игровая деятельность. Игровая деятельность ин­

терпретируется в разных психологических подходах, в

зависимости от взглядов на роль игры в развитии лич­

ности (проигрывание личностных конфликтов в пси­

хоанализе, развивающая функция игры в отечествен­

ной психологии и т. п.)2. Однако все соглашаются с тем,

что в сюжетно-ролевых играх в «дочки-матери» и в

«семью» происходят конкретизация и развитие неко­

торых компонентов материнской сферы. Первоначаль­

но возникают сюжетно-изобразительные действия

(кормление куклы, укачивание), а затем принятие на

себя роли матери. Играя, девочка «примеривает» к себе

разные «образы себя», реализует свое желание побыть

матерью, естественно, что при этом жизнь матери

мифологизируется3. Важно отметить, что в игре с кук­

лой участвует и отношение взрослых, как к самим кук­

лам, так и к играм девочки4. Благодаря активной фор­

ме участия в играх достигается высокий уровень

запоминания событий, имевших место в игре, что со­

ответствует данным психологии, согласно которым у

человека остается в памяти приблизительно 10% из того,

что он слышит, 50% — из того, что он видит, и 90% —

из того, что он делает5. Проживание в роли состояний

своего персонажа, идентификация с ним, моделирова­

ние в игровых ситуациях реальных событий из жизни

1 Флэйк—Хобсон К.. Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребенка и

его отношений с окружающими. М., 1993. С. 176.

2 Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: Учебник.

М., 1996.

3 Розин В.М. Что такое игра? (от игр маленьких детей до игр

деловых) //Мир психологии, 1998, № 4. С. 23-33.

* Филиппова Г.Г. ПСИХОЛОГИЯ материнства и ранний онтогенез:

Учебное пособие. М., 1999.

5 Богомолова Н.Н. Ситуационно-ролевая игра как активный ме­

тод социально-психологической подготовки // Сб. Теоретические

и методологические проблемы социальной психологии. М., 1977.

С. 185.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

дает возможность «отработки» не только мотивацион-

ных основ, но и операционального состава материн­

ской сферы. С этой точки зрения сюжетно-ролевая

игра в «дочки-матери» не может быть заменена ре­

жиссерской, например, с «Барби». В.В. Абраменкова

называет куклу Барби секс-символом, благодаря ко­

торой, по ее мнению, архетип материнства незаметно

подменился архетипом блуда1. Значение, которое при­

давалось кукле в народной педагогике, свидетельству­

ет об осознании связи игры в куклы с развитием ма­

теринства. В России кукла передавалась от матери к

дочери, специально изготовлялась для дочери. Куклу на­

ряжали к празднику, вывозили в гости, на смотринах не­

весты она служила доказательством готовности девушки

к роли хозяйки и матери. Эти традиции помогали сохра­

нять и поддерживать культурную и семейную модели ма­

теринства2. В современном обществе на этом этапе раз­

вития полноценной замены усмотреть не удается.

Несмотря на большое значение в развитии психи­

ки ребенка, игровая деятельность мало исследована в

плане развития материнства. Но можно предположить,

что в игре происходит конкретное упражнение всех

операций материнской сферы поведения.

Нянчание. В психологии отмечается важность для

женщины опыта взаимодействия с младенцами в дет­

ском возрасте3. Результатом такого опыта является,

помимо освоения некоторых навыков обращения с

ребенком, появление к нему интереса и положитель­

но-эмоционального отношения. К сожалению, особен­

ности взаимоотношения с младенцами, содержание

субъективного опыта и его роль в развитии материн­

ской сферы недостаточно изучены.

Этап нянчания, по Филипповой, имеет достаточно

четкие возрастные границы. Он начинается примерно

с 4,5 лет, когда хорошо развита сюжетно-ролевая игра,

и заканчивается к началу полового созревания. Наибо­

лее сензитивным является возраст от 6 до 10 лет. Раз-

1 Абраменкова В.В. Игра формирует душу ребенка // Мир пси­

хологии, 1998. № 4. С. 76.

2 Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и

поэзия. Собрано М. Забылиным. М, 1880.

3 Филиппова Г.Г. Психология материнства и ранний онтогенез:

Учебное пособие. М., 1999.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

витие потребности в эмоциональном общении с взрос­

лым в ситуативно-личностном общении и освоение

эмоционального общения со сверстниками в совмест­

ных играх позволяет пяти-шестилетним детям усмот­

реть во взаимодействии с младенцем источник бога­

тых впечатлений и удовольствия. Ярко проявляемые

младенцами эмоции в общении, их инициатива и не

ограниченный воспитательными функциями (как у

взрослых) искренний эмоциональный отклик во взаи­

модействии и игре, возможность осуществить с реаль­

ным объектом освоенные в сюжетно-ролевой игре

действия и переживания создают прекрасные условия

для закрепления на живом младенце всех сформиро­

ванных прежде компонентов материнской сферы.

Следует отметить также, что к старшему дошкольному

возрасту развитие сюжетно-ролевой игры характери­

зуется смещением интереса детей от условных игру­

шек к конкретным. Таким образом, живой младенец

«попадает точно в цель» относительно всех сторон

психического развития старшего ребенка.

Это подтверждается и кросскультурными иссле­

дованиями. В культурах, где в качестве нянек исполь­

зуются старшие дети, им в возрасте от 6 до 8 — 9 лет

доверяют шестимесячных младенцев. Естественный

перерыв в родах в примитивных культурах, где боль­

шая часть заботы о ребенке приходится на мать, со­

ставляет 4— 5 лет. У новогвинейского племени Манус,

по описанию М. Мид, при рождении ребенка над ма­

терью произносят заклинание: «Да не родить тебе сле­

дующего ребенка, пока этот не побежит и не поплы­

вет»1. Имеется в виду, научится управлять пирогой,

поскольку вся жизнь Манус связана с водой. Только в

культурах, где материнские функции распределяются

между многими членами семьи и племени, возможны

более короткие перерывы в родах. В этом случае каж­

дый шестилетний ребенок получает «своего» младше­

го, имея возможность более или менее тесного и про­

должительного контакта с младенцами неоднократно в

течение дальнейшей жизни. Наиболее интересна пос­

ледовательность введения старшего ребенка в контакт

с младшим. В первые дни и недели в большинстве

1 Mug M. Культура и мир детства. М.: Наука, 1989.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

случаев у матери с новорожденным ограничен контакт

с другими членами семьи. Последним либо вообще

запрещено приближаться и дотрагиваться до ребенка,

либо допускается ограниченный тактильный и эмоци­

ональный контакт. В возрасте нескольких недель, ког­

да у младенца появляются эмоциональные реакции на

взрослых, старшие дети активно привлекаются к эмо­

циональному контакту и играм с младенцем, чуть поз­

же им доверяют забавлять и успокаивать малышей.

Только с шести месяцев, когда младенец может сам

сидеть и начинает ползать, увеличивается перерыв в

кормлениях и вводится прикорм, он передается стар­

шим детям на более длительное время. Описания

М. Мид, J.K. Nugent с соавторами, Weisner и Gallimor,

Sternglanz и Nash и других исследователей свидетель­

ствуют, что в течение первого и второго года основ­

ное обеспечение нужд ребенка осуществляет мать, а

шести-семилетние няньки постепенно переходят с игр

и взаимодействия к наблюдению за детьми и участию

в уходе за ними1.

Таким образом, при распределении материнских

функций в традиционных культурах, в этапе нянчания

можно выделить два периода. Первый характеризуется

налаживанием эмоционально-личностного общения и

совместных игр с младенцами первого полугодия, а

второй — осуществлением элементов заботы и ухода за

младенцами второго полугодия и детьми раннего возра-

ста. Последовательность этих периодов позволяет «на-

ложить» необходимость заботы на уже имеющееся эмо­

циональное отношение, а соответствующее возрастным

особенностям старших детей распределение материнс­

ких функций — удовлетворить их потребность в сюжет-

но-ролевой игре и участии во взрослой деятельности,

без форсирования ответственности за жизнь и здоро­

вье малыша.

В современных нуклеарных семьях Европы и Аме­

рики дело обстоит иначе. Детям дошкольного возраста,

У которых наблюдается наиболее явный интерес к мла­

денцам без выраженного страха перед их беспомощ­

ностью, обычно не разрешается непосредственный

1 Филиппова Г.Г. Психология материнства и ранний онтогенез:

бное пособие. М, 1999.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

контакт. Их чаще привлекают к «технической» помощи

родителям, и они становятся сторонними наблюдателя­

ми взаимодействия матери с младенцем, где яркие эмо­

ции членов диады воспринимаются как недоступное для

себя удовольствие. Техническая сторона ухода, таким

образом, выхолащивается, неизбежное уменьшение

собственного эмоционального общения с родителями, их

погруженность в удовольствие от младенца и недоступ­

ность этого для старшего ребенка служат почвой для

появления чувства ревности и формирования ценности

ребенка и потребности в заботе по «уклоняющемуся» от

оптимального пути. Понятно, что для ребенка помладше

(до начала возраста, сензитивного для нянчания), в силу

его возрастных особенностей, хорошо ясен смысл вза­

имодействия матери с младенцем, ощутимо уменьше­

ние внимания и любви родителей к нему самому. Это

также способствует появлению чувства ревности, вли­

яющего на образование эмоционального отношения к

младенцам, ценности ребенка и материнства1.

У детей же подросткового возраста интересы сме­

щаются в сторону интимно-личностного общения со

сверстниками и познавательной деятельности, а поз­

же — в сторону полового развития. Однако в совре­

менных евро-американских семьях именно этих де­

тей считают уже способными к самостоятельности и

ответственности в уходе за младшими. Без предвари­

тельного закрепления эмоционального отношения к

младенцам и в случаях неадекватного их возрастным

интересам перераспределения материнских функций

у подростков формируется отношение к ребенку как

обузе и помехе2.

Если до окончания этапа нянчания опыта взаимо­

действия с младенцами не было, то часто возникает страх

перед ними, так как подростки, а тем более взрослые

оценивают имеющийся у них опыт как недостаточный

для взаимодействия с маленькими детьми. Наиболее ча­

сто возникает страх повредить ребенка неумелым обра­

щением, некомпетентностью в уходе и т. п. Это первое

впечатление корректируется в случае дальнейшего уча-

1 Филиппова Г.Г. ПСИХОЛОГИЯ материнства и ранний онтогенез".

Учебное пособие. М, 1999.

2 Там же.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

стия в уходе за ребенком, однако, впоследствии женщи­

ны его очень хорошо помнят. Если контакт был кратков­

ременным, то страх перед младенцами сохраняется на

всю жизнь и постепенно исчезает только на опыт



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.25.248 (0.021 с.)