Русский Эрос (концептуальный обзор) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русский Эрос (концептуальный обзор)



Интересный обзор концепции русского Эроса

проведен В.П. Шестаковым1. Приведем его подробнее.

Автор пишет, что русская философия любви XIX века

чрезвычайно бедна. Он указывает на единственное

исключение — статью Н.Г. Чернышевского «Русский

человек на rendez-vous». В ней Чернышевский отмеча­

ет такую особенность русского характера: русский

мужчина там, где ему нужно проявить решительность

в отношении к любимой женщине, оказывается нере­

шительным, медлит, морализирует, сомневается и го­

тов бежать от женщины, которую любит, проявляя чисто

женскую застенчивость и пассивность. Он готов пыл­

ко любить, но скорее в мечте, чем в реальности.

К началу XX в. в Западной Европе доминирующей

концепцией, определяющей понимание и интерпрета­

цию секса, эротики, любви, стал фрейдизм, поставив­

ший биологические потребности человека над соци­

альными.

В отличие от западных философов русские мысли­

тели развивали гуманистическую традицию в понима­

нии любви и, обращаясь к потаенным вопросам пола,

связывали сексуальную энергию человека не только с

продолжением рода, но и с пониманием духовной куль­

туры человека. В.П. Шестаков обращает внимание на

синкретизм как характерную особенность русского

Эроса. Любовь оказывается предметом обсуждения

философии, этики, эстетики, психологии.

Широкую популярность имели взгляды В. Розано­

ва («Уединенное», «Опавшиелистья», «Мимолетное»),

критиковавшего христианское учение о любви. С од­

ной стороны, христианство всегда с подозрением от­

носилось к полу, видело в нем знак греховности чело­

веческого рода, но, с другой стороны, оно всегда

оправдывало семью и брак как условие продолжения

рода. В противоположность христианским идеологам

1 Русский Эрос, или Философия любви в России. Вступитель­

ная статья. М., 1991.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

Розанов шел к язычеству, обожествляя плоть, половую

любовь как источник жизни. Он провозглашал силу и

вечную мощь родовой любви.

По мнению В. Соловьева («Чтения о боготворчестве»,

«Смысл любви»), у человека любовь носит индивидуаль­

ный характер. Смысл человеческой любви, говорит Со­

ловьев, есть оправдание и спасение индивидуальности

через жертву эгоизма. Это происходит потому, что по­

средством любви утверждается безусловное значение

другой индивидуальности. Соловьев видел в любви два

начала: природное (половая любовь) и идеальное (духов­

ная любовь)1.

В. Соловьев описывает любовь нисходящую, вос­

ходящую и равную. Основания для такого представле­

ния он усматривает в соотношении вкладов каждого

партнера в эмоциональные отношения. Равная любовь

предполагает равенство эмоционального вклада тому,

что поступает в ответ.

В этом смысле можно обсуждать следующие виды

эмоциональных отношений:

• любовь: если мне хорошо оттого, что тебе хоро­

шо, и я могу отказаться от своих потребностей,

чтобы тебе было лучше, — то я тебя люблю;

• ненависть: если мне хорошо оттого, что тебе

плохо, то я тебя не люблю;

• соперничество: если мне плохо, когда тебе хо­

рошо, — то я тебе завидую;

• безразличие: если мне все равно, хорошо тебе

или плохо, — то я к тебе равнодушен.

Он подчеркивает значение любви в индивидуальной

жизни человека, обращает внимание на то, что любовь

лишает эгоизма, смещает центр отношений на другого.

Воистину воплощаются вечные строчки: «будут два в

плоть едину...». Но любовь у Соловьева не только воссо­

единение двух половин, но и слияние с мировой душой.

Им же обсуждается сильная страсть и ее послед­

ствия для человека. Никакого соотношения между си­

лой любовной страсти и значением ее для потомства

он не усматривает.

Сильная страсть, связанная с частичной или пол­

ной потерей своего «Я», является для многих людей

1 Философия любви. В 2-х ч. / Под общ. ред. Д П. Горского. М., 1990.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

критерием любви. Однако Соловьев утверждает, что

самая сильная любовь весьма часто остается нераз-

деленною. Более того, при взаимности сильная страсть

приводит к трагедии. Соловьевым подмечено, что

очень счастливая любовь остается бесплодною, а если

сильная любовь производит потомство, то оно весьма

заурядно.

Проблемы пола и любви занимают значительное

место в творчестве Н. Бердяева («Метафизика пола и

любви», «Смыслтворчества», «Миросозерцание Дос­

тоевского»). Он относится к эротической энергии как

вечному источнику творчества и связывает эротику с

красотой. По Бердяеву Эрос означает поиски и путь к

прекрасному.

Бердяев, анализируя творчество Достоевского, опи­

сывает вслед за ним два типа любви, свойственные

русскому характеру: любовь-сладострастие и любовь-

жалость. Получается, что русский человек любит либо

из сладострастия, либо из жалости.

Л. Карсавин, анализируя сущность любви («Петер­

бургские ночи»), истолковывает ее в «двуединстве»

жизни и смерти, свободной личности и абсолютного

бытия, тела и духа, разума и чувства, в слиянии любви

и любящего.

Б. Вышеславцев известен в русской теории любви

(«Этика преображенного Эроса») своей полемикой с

психоанализом 3. Фрейда по поводу проблемы субли­

мации, трактуя ее как возведение низшего к высшему.

3. Гиппиус («Влюбленность», «О любви», «Ариф­

метика любви», «Черты любви», «Искусство и любовь»)

выделяла три основных принципа любви: андрогинизм

(совмещение в одной личности мужского и женского

начал), духовно-телесность, богочеловечностьлюбви.

Другая линия в концепции русского Эроса — орто­

доксально-богословское направление, представленное

именами П. Флоренского, С. Булгакова, И. Ильина.

П. Флоренский («Столп и утверждение Истины»)

рассматривает любовь как способ познания божествен­

ной сущности. Любовь, по Флоренскому, всегда —

вхождение в Бога.

С. Булгаков («Свет Невечерний») подчеркивает

греховность пола в человеческой природе, отстаивает

необходимость победы над сексуальностью. Концепция

13*

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

христианской любви, которую обосновывает Булгаков,

заключается в страдании, жалости, терпении.

И. Ильин («Поющее сердце», «Путь духовного

обновления») видел в любви главный источник духов­

ного обновления, возрождения духовной культуры.

Таким образом, в истоках отечественной мысли о

любви обнаруживается противостояние, связанное с

двумя точками зрения на любовь. Согласно одной, лю­

бовь трактуется как Эрос, согласно другой, — как со­

страдание. Синтез этих философско-психологических

направлений не завершен и в настоящее время.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.51.241 (0.011 с.)