Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Легко выражает нежные чувства С трудом выражает нежные чувства
Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru С тендерными стереотипами связана общая соци альная желательность маскулинных и фемининных черт. Когда в одном из исследований испытуемых по просили проранжировать качества по степени их соци альной желательности, то исследователи обнаружили, что как женщины, так и мужчины отдали предпочтение маскулинному полюсу, то есть маскулинные черты были отнесены к социально желательным, причем как у муж чин, так и у женщин. Подобные результаты были полу чены и другими американскими исследователями, и только Сандра Бем в 1974 г. обнаружила несколько фемининных качеств, которые «котировались» более высоко, чем противоположные им маскулинные (напри мер, «понимание потребностей других людей»)1. Воздействие тендерных стереотипов на сознание людей трудно переоценить, и это подтверждают мно гочисленные исследования как зарубежных, так и оте чественных ученых. Так, Джон Рубин со своими кол легами проинтервьюировал родителей, имеющих однодневный опыт общения с младенцем в первый день появления на свет своего первого ребенка. Мла денцы мужского и женского пола не различались по степени оцениваемой активности и другим поведен ческим признакам. Однако девочек описывали как хо рошеньких, маленьких, красивеньких, а мальчиков — как более настороженных, уверенных и сильных. Разумеется, родительские ожидания лишь усиливают ся по мере взросления ребенка, трансформируясь в базовые компоненты формирования Я-концепции. Таким образом, тендерные роли и тендерные сте реотипы воздействуют и определяют друг друга. Сте реотипы устанавливают те задачи, которые должны быть выполнены мужчиной или женщиной, а ежеднев ное наблюдение за выполнением этих задач мужчина ми и женщинами подтверждает действительное суще ствование этих стереотипов. Например, мы думаем, что мужчины физически сильные и, следовательно, могут работать в милиции, и когда мы видим, что большин ство милиционеров — мужчины, мы делаем вывод, что наш тендерный стереотип является правомерным. 1 Basow S.A. Gender Stereotypes: Traditions and Alternatives. Monterey. 1986. P. 7. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru Когда же в реальной жизни мы видим пересечение
тендерных ролей (например, когда женщина — долж ностное лицо или милиционер), то воспринимаем это как исключение из правил1. Тендерные стереотипы помогают поддерживать существование гендерных ролей через определение задач, которым мужчины и женщины, благодаря свой ственным каждому полу специфическим характерис тикам, соответствуют. В качестве основания традици онных гендерных ролей, тендерные стереотипы могут действительно способствовать соответствию поведения определенного человека тому, что в обществе призна ется как «естественное» поведение мужчин и женщин. (Например, мы считаем, что девочки не самостоятель ны, и мы способствуем развитию зависимости девочек от других людей. Следовательно, дифференциация по ловых ролей и стереотипы маскулинности/феминин- ности не только отражает и освящает связанные с половым диморфизмом и предположительно обуслов ленные им индивидуальные различия в поведении и психике мужчин и женщин, но и порождает такие различия2. Тендерные стереотипы, зафиксированные в нор ме, часто несут на себе «следы» существующих рань ше (частично имеющих место и сейчас) потребностей общества. В частности, такой потребностью выступает разделение труда между мужчинами и женщинами. Это разделение освещалось религиозными представлени ями, находило свое закрепление в обычаях, обрядах, пишет Е.А. Азарова. В качестве примера она приводит заботу о детях. Первоначально обосноване этой необ ходимости звучало так: «заботиться о детях необходи мо, иначе они погибнут, группа будет постепенно вы мирать, следовательно, заботьтесь о детях!» Так как заботой о детях занимались в основном женщины, то эта норма была обращена, прежде всего, к ним и по степенно стала носить ярко выраженный тендерный характер: «заботиться о детях необходимо ради выжи- 1 Азарова Е.А. Проблема гендерных стереотипов в моральном сознании. Дис.... канд. фил. наук. СПб., 2000. С. 69-70. 2 Там же. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru вания группы, следовательно, женщины, вы должны заботиться о детях!» Но для того чтобы женщины забо
тились о детях, надо чтобы кто-то добывал пропитание, следовательно, появляется норма: «мужчины должны заботиться о добыче и пропитании для женщин и де тей!» В итоге эти нормы становятся устойчивыми пред ставлениями о социальных ролях мужчин и женщин и влияют на формирование представлений о том, каки ми чертами они должны обладать и какими нормами руководствоваться в своей жизни. Л.В. Попова полагает, что в последнее время соци альная ситуация меняется — девушки (в том числе высоко одаренные) стали чаще говорить об отказе от собственной карьеры в пользу удачного замужества и возможности не работать. Она считает, причинами изменений в ценностных ориентациях могут являть ся: тяжелый опыт матерей, связанный с двойной на грузкой, изменения в образе женщины, создаваемом современными средствами массовой информации, высказывания политических лидеров о традиционной женской миссии. Девушки имеют право выбора карь еры домохозяйки, но этот выбор должен строиться на отрефлексированной оценке возможных вариантов жизненного пути, на понимании и переживании его будущих последствий*. Исследования в США показали, что, в то время как часть женщин находит удовлетворение в роли домохо зяек, в целом удовлетворенность жизнью, включая самооценку и чувство собственной компенсации, выше у работающих женщин. Те же женщины, которые ви дят себя только в роли жены и матери, чаще всего испытывают так называемый синдром домохозяйки. Он проявляется в чувстве беспомощности и безнадеж ности, в частых депрессиях, низкой самооценке. Как показал американский опыт, годы, посвященные толь ко заботам о семье, лишают женщин ощущений са мостоятельности и компетентности, приводят, как правило, к потере собственного Я, могут вести к ал коголизации, психическим и сексуальным расстрой ствам, к суициду (Л.В. Попова). 1 Попова Л.В. Тендерные аспекты самореализации личнос ти. М., 1996. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru В большинстве сфер именно ситуационные факто ры являются главными детерминантами социального поведения сами по себе или во взаимодействии с тен дерными факторами. Традиционно считается, что женщины обладают эксклюзивной способностью воспитания (или выращи вания, вскармливания — англ. nuituiance). Такое пред ставление обычно обосновывают тем, что только жен- шины могут рожать и вскармливать детей. На основе этого делается вывод о том, что женщины «от приро ды» больше подходят для заботы и помощи другим людям. Однако, во-первых, не было найдено подтвер ждения материнского инстинкта. Во-вторых, нет сви детельств того, что женщины более заботливы, чем мужчины. Бем (Bern) в ходе эксперимента были обна ружены различия в реакциях мужчин и женщин в ситуациях, когда младенцу или детенышу животного требовалась помощь. Эти различия увеличиваются с возрастом и достигают пика в подростковом возрасте. Однако они являются непосредственной реакцией на полоролевые ожидания, так как нет никаких половых различий в физиологических реакциях на детей или поведенческих реакциях, когда испытуемые не знали, что за ними наблюдают и оценивают. Бем обнаружила,
что андрогинные мужчины реагируют на ребенка или котенка так же, как и женщины, а мужчины маскулин ного типа реагировали слабее. Таким образом, полоро левые стереотипы могут ограничивать проявления заботы у мужчин. Более того, Бем также обнаружила, что в тех случаях, когда заботливое поведение требова ло активного реагирования, женщины фемининного типа оказались менее заботливыми, чем андрогинные мужчины и женщины1. То, что женщины в нашем обществе чаще оказыва ются в роли воспитателей (матери, няни, социальные работники и так далее) — это, скорее, следствие тендер ных стереотипов, чем прямое отражение фундаменталь ных различий в способностях к воспитанию. Например, Вайтинг и Эдварде, проведя кросс-культурное исследо вание, обнаружили, что разница в заботливости не про- 1 Basow S.A. Gender Stereotypes: Traditions and Alternatives. Monterey, 1986. P. 64. Шнейдер Л. Б. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru Глава 4 является до возраста 7—11 лет и что это лишь след ствие различного социального воздействия. Например, на Фиджи, где принято, что оба пола принимают равно правное участие в заботе о детях, не существует разли чий в данном типе поведения среди мужчин и женщин1.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.96.229 (0.022 с.) |