Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Введение в семейную психологиюСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Становление семейной психологии как научной дисциплины Предысторию семейной психологии можно об наружить в древних текстах, толкующих о семье в мифологическом и назидательном плане. Апологию чувственной любви и брачно-семейных отношений продолжают раздумья философов. Если истолковы вать семейные отношения как понятие, порожденное ментальной рефлексией по поводу истории человека и семьи, то его истоки восходят к философской муд рости Платона (диалоги «Государство», «Законы», «Пир»), Аристотеля («Политика»), Плутарха («На ставление супругам»), Ф. Энгельса («Происхожде ние семьи, частной собственности и государства»), М. Монтеня («Опыты»), И. Канта («Метафизика нра вов»), Г. Гегеля («Философия религии», «Философия права»), Н.Г. Чернышевского («Русский человек на rendez-vous»), А. Шопенгауэра («Афоризмы житейс кой мудрости»), П.А. Флоренского («Столп и утверж дение истины»), В.В. Розанова («Семейный вопрос в России») и др. На смену философским приходят этнографичес кие и исторические исследования о происхождении и развитии семьи, которые развиваются далее в цикл психологических исследований, обращенных к насто ящему и будущему семьи. В современной науке накоп лен большой массив материалов, которые описывают патологические явления в семье и способы их преодо- 13 Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru ления. Однако, разработанного и достаточно завершен ного гносеологического поля не сложилось потому, что по мере развития научного познания с основополага ющим принципом объективности неформальные отно шения, субъективизм, эмоциональная близость, любовь, симпатия всемерно изгонялись из этого процесса, а «супружеские узы» и в целом семья и брак станови лись психологическим феноменом, ускользающим от четкого означивания. Вместе с тем к настоящему времени можно выде лить следующие общенаучные направления в изуче нии семейной проблематики: эволюционное, функци ональное, этологическое, эмпирическое и научное. Эволюционное направление Наибольший вклад в историческую реконструкцию семейных отношений сделан швейцарским историком И.Я. Баховеном, выпустившим в свет в 1861 г. книгу «Материнское право. Исследования гинекократии ста рого времени и ее религиозной и правовой природы», а также шотландским юристом Дж. Ф. Макленнаном, опубликовавшим в 1865 г. исследование «Первобытный брак». Оба автора подчеркивают идею изменчивости форм брака. Уже в античные времена имелись представления как о «патриархальности» семейного уклада, так и о наличии беспорядочной половой связи, получившей на звание «промискуитет». Отцом «патриархальной тео рии» называют Платона, который последовательно развивал идеи патриархальности, как отвечающие при роде человека и позволяющие формировать исходную ячейку государства. В Средние века и в эпоху Просве щения патриархальная теория царствовала безраздель но. Идея же группового брака отмечалась в «Истории» Геродота, который указывал на общность жен у целого ряда народов. И.Я. Баховен разработал концепцию гетеризма, через который прошли все народы в направлении моногамного брака и семьи, основанной на материнс ком праве и высоком положении женщин в обществе («гинекократия»). Идея матриархата и исторического развития семьи нашли поддержку у Дж. Леббока, И. Ко- Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru лера, М.М. Ковалевского, Л. Штернберга, Л.Г. Морга на, Ф. Энгельса. Исследователи пришли к мысли, что первой формой рода оказывается материнский род, осно ванный на коллективном хозяйстве и экзогамно-эн догамных брачных отношениях при наблюдавших ся парных союзах. В качестве основной причины изменчивости семей ных отношений, связанной с переходом от материнс кого рода к отцовскому и возникновением моногамной семьи, вслед за Л.Г. Морганом и Ф. Энгельсом счита ют разложение коллективной собственности, обрете ние хозяйственной самостоятельности и появление частной собственности и наследования. Эволюционистский подход исходит из теории из начального промискуитета, сменяющегося экзогамным материнским родом. Позднее теория экзогамного рода дополняется идеей о дуально-родовой организации, возникающей в ходе соединения двух матрилинейных экзогамных племен или фратрий. Предполагалось, что род состоял из двух половин, фратрий, в каждой из которых мужчины и женщины не могли вступать в брак друг с другом, находили себе мужей и жен среди муж чин и женщин другой половины рода. П.А. Сорокин указывает главные положения эво люционистского подхода: 1. почти у всех народов счет родства по матери пред шествовал счету родства по отцу; 2. на первичной ступени половых отношений, наря ду с временными моногамическими сношениями, господствует широкая свобода брачных сношений; 3. эволюция брака состояла в постепенном ограни чении этой свободы половой жизни; 4. эволюция брака заключалась в переходе от груп пового брака к моногамному. Согласно эволюционизму семейные отношения развиваются в прогрессивном направлении: от низших форм к высшим, при этом подчеркивается их соци альная обусловленность, историческая предопределен ность и репрезентированность в семейной жизнедея тельности и системе родства. Швейцарский психолог А. Гуггенбюль-Крейг рассматривает брак как выраже ние архетипического начала, более фундаментально- Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru го, чем можно было бы предполагать, судя по соци альным и личным проблемам, свойственным браку!. ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Согласно функциональному подходу семейные отно шения являются производными от образа жизни семьи и семейного уклада, обусловлены социокультурными функ циями семьи и строятся на системе социокультурных ролей, связанных с браком, родством и родительством. Ро доначальник структурно-функционального направления изучения семьи Э. Дюркгейм сконцентрировал усилия научных поисков на механизмах сплоченности семьи, роли каждого члена семьи в семейной жизни, на взаимо связи разводов и самоубийств. Он обратил внимание на то, что ряд семейных функций изменяется и даже утрачи вается под влиянием урбанизации. Функционализм признает брачные отношения лишь при появлении беременности и рождении ребен ка. Смена исторических форм семьи, возникновение экзогамии выводится из табу инцеста (запрета на кро восмешение). Табу рассматривалось как средство фун кциональной интеграции семейных отношений. Под черкивается влияние добровольности брака (взамен брака по договору родителей) на его нестабильность, а уменьшение количества современной семьи на семей ную солидарность (Э. Дюркгейм). В функциональном подходе большое внимание уделяется анализу исторического перехода семейных функций к другим социальным институтам. С именем У. Огборна впервые связывают установление фено мена перехода от семьи, основанной на следовании социокультурным предписаниям, к семье, в основе ко торой лежат межличностные предпочтения, т. е. пе рехода от «семьи-института» к «семье-товариществу» (или супружеству-партнерству). Отечественные со циологи А.И. Антонов и В.М. Медков2 обсуждают эту проблематику как перестройку ведущих мотивов зак лючения и сохранения брака. 1 Гуггенбюлъ-Крейг А. Брак умер — да здравствует брак! СПб., 1997. 1 Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 1996. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru В функциональном подходе ключевым моментом вы ступает проблема ответственности, понимаемая узко — во внутрисемейных отношениях, и широко — в контексте общественных отношений. Мера ответственности способ на задавать динамику семейных отношений. ЭТОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Истоки этого направления следует отнести к появ лению книги Ч. Дарвина «Происхождение человека и по ловой отбор», впервые переведенной в России в 1873 г. Представители этого подхода оперируют главным образом методами сравнительной этологии, разбира ясь в скрытых, часто рудиментарных инстинктивных основах поведения человека. Этологи отвергают про мискуитет как изначальную форму брачных отноше ний, т. к. он противоречит инстинктивной потребности детей иметь родителей и материнскому (родительско му) инстинкту взрослых1. Согласно этологическому подходу исторический период застал человечество с четырьмя системами брач ных отношений: групповым браком, полигинией (один мужчина и несколько женщин), полиандрией (одна жен щина и несколько мужчин) и моногамией (один мужчина и одна женщина) — последняя в двух формах: пожиз ненная и допускающая развод. Этологи констатируют естественный характер всех перечисленных форм брач но-семеиных отношений и их изменчивость. С биологи ческой точки зрения многообразие брачно-семейных отношений — это удивительный факт, т. к. брачная си стема — видовой признак и является константой. Необычность этологической точки зрения заключа ется в предположении изначальной моногамности пред ков человека, утверждении того, что затем на каком-то этапе эволюции предки человека свернули к группово му браку с заботой пра-мужчин о пра-женщинах. Сосу ществование программ моногамного и группового бра ка было длительным. В дальнейшем при изменении условий жизни люди могли легко переходить к разным формам брачных отношений. Например, земледельцам 1 Дольник В.Р. ВЫШЛИ МЫ все из природы: Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. М., 1996. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru в Европе более всего подходила моногамия, а скотово дам-кочевникам более подходила полигиния. В рамках этологического подхода обнаружена кар динальная разница в биологических мотивах брачного поведения полов, открыто явление инверсии домини рования в период брачных отношений, избыточная гиперсексуальность человека. Этологи полагают, что моногамия — не идеал с точки зрения естественного отбора. В самый разгар биологической эволюции человек вышел из-под дей ствия естественного отбора потому, что главным ус ловием успеха стала не генетически передаваемая ин формация, а внегенетически передаваемые знания, необходимость в социализации. ЭМПИРИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Согласно эмпиризму семья рассматривается как малая социальная группа, имеющая свою историю воз никновения, функционирования и распада. Семейные отношения строятся на эмоциональной близости чле нов семьи, на их потребностях и влечениях. Родоначальником эмпирического подхода считают Ф. Ле Пле, полагавшего спонтанную устойчивость се мьи при смене поколений благодаря склонности к соли дарности и сплоченности. В качестве эмпирического метода исследования Ле Пле широко использовал ана лиз бюджета семьи как количественного выражения многообразия внутрисемейного функционирования и микросреды семьи, организация которой зависит от структурных изменений семейной жизни, связанной с воспитанием детей. Ле Пле подчеркивал нестабильный характер семей ных отношений, оказавшихся под прессингом индуст риализации и урбанизации, что проявляется в разроз ненном существовании родителей и детей, в ослаблении отцовского авторитета. НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ К создателям и сторонникам этого направления изучения семьи относят У. Джемса, Ч. Кули, У. Томаса, Ф. Знанецкого, Ж. Пиаже, 3. Фрейда и других Семей- Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru ные отношения рассматриваются во взаимосвязи лич ности и общества. Межличностные отношения, Я и Другой, значимый характер близких отношений, семья как «единство вза имодействующих личностей», нарушения семейного функционирования, супружеские соглашения, согла сование семейных ценностей, структуральная органи зация семьи, функционирование семейных систем — вот ключевые моменты теорий сциентистской социаль но-психологической направленности. Большой вклад в анализ теоретических схем и концепций исследования семьи внес американский социолог Р. Хилл. Согласно Р. Хиллу, первые 5 подхо дов к изучению семьи, обладающие выраженными кон структами, следующие: 1. институционально-исторический подход (эволю ционизм); 2. структурно-функциональный подход; 3. интеракционистско-ролевой анализ, символичес кий интеракционизм; 4. ситуационно-психологический подход; 5. дивелопменталистский подход (основанный на развитии жизненного цикла семьи). Первые два подхода ориентированы на изучение семьи по роли и функциям, выполняемым в обществе, а также динамики семейных структур и их социальных последствий. Три последующих сводятся к теории со циального поведения личности и групп. Задачи, стоящие перед семейной психологией, достаточно сложные, например, оценить чувства, выя вить те или иные мотивы вступления в брак, устано вить причины семейного неблагополучия, определить, насколько человек способен приспособиться к внутри семейной ситуации или измениться. Вместе с тем к настоящему времени разработано большое количество вербальных и невербальных ме тодов, позволяющих с высокой степенью достоверно сти изучать семейную психологию. К основным методам семейной психологии отно сят следующие: Наблюдение. Под наблюдением понимается вос приятие поведения людей в семейной ситуации с пос ледующей фиксацией происходящих событий. Психо- Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru лог при этом не вмешивается в действия членов семьи, за которыми наблюдает. Запись результатов наблюде ний должна быть строго фактологической без выводов и интерпретаций. Метод анализа конкретных ситуаций. Изучение конкретной семейной ситуации или конкретного слу чая подразумевает всестороннее исследование: исполь зование тестов, изучение биографий, проведение со беседований и т. п. Опрос. Поскольку опросить каждого человека не возможно, психологи работают только с определенной выборкой. Кроме тщательного отбора респондентов, психологи должны быть очень внимательны при фор мулировке вопросов. Хорошие вопросы должны вызы вать разнообразные ответы. Опрос может быть прове ден по телефону, в личной беседе, анкета может быть разослана по почте. Результаты опроса требуют добро совестного и кропотливого изучения. Статистические методы. Для расчета уровня значимости полученных результатов и их взаимосвязи используется математическая статистика. Статистичес кие методы полезны для изучения многих зависимос тей, но они ограничены в плане обнаружения причин но-следственных связей. Эксперимент. Эксперимент — это единственный метод, позволяющий достоверно установить, что нали чие какого-либо одного фактора влечет за собой обяза тельное появление другого. Условия психологического эксперимента контролируются экспериментатором таким образом, чтобы можно было обнаружить причи ны явлений и их взаимосвязи. При проведении экспе римента обязательно образование экспериментальной и контрольной групп. Без контрольной группы нельзя с уверенностью констатировать наличие причинно- следственной связи ■ Понятия «Семьям и «Брак» в психологии И смежным науках Семья — важнейший из феноменов, сопровожда ющий человека в течение всей его жизни. Значимость ее влияния на личность, ее сложность, многогранность Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru и проблематичность обуславливают большое количе ство различных подходов к изучению семьи, а также определений, встречающихся в научной литературе. Предметом изучения становится семья как социальный институт, малая группа и система взаимоотношений. А. И. Антонов утверждает, что семью создает отно шение родители—дети, а брак оказывается легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщи ной, тех форм сожительства или сексуального партнер ства, которые сопровождаются рождением детей. Он обращает внимание на пространственную локализацию семьи — жилище, дом, собственность — и экономичес кую основу семьи — общесемейную деятельность ро дителей и детей, выходящую за узкие горизонты быта и потребительства. АИ. Антонов определяет семью как основанную на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства, и тем самым осуществляющих воспроизводство населе ния и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. «Ядерной» структурой в этом социоло гическом варианте выступает нуклеарная семья, пред ставленная в триединстве отношений супружества— родительства — родства. Выпадение одного из этих звеньев, по Антонову, характеризует фрагментарность семейных групп. Для того, чтобы получить целостное представление о семье, необходимо учитывать скла дывающиеся в ней взаимоотношения по типу: муж — жена; муж — дети; жена — дети; дети — родители; дети — дети. Эти структурные характеристики семьи, имея относительную независимость, представляют ее социально-психологическое единство. Следовательно, могут быть разные варианты семьи, но полноценной семьей является такая, которая имеет в наличии все типы взаимоотношений. Между понятиями «брак» и «семья» существует тесная взаимосвязь. Однако в сути этих понятий есть и немало особенного, специфического. Так, ученые убе дительно доказали, что брак и семья возникли в раз ные исторические периоды. А.Г. Харчев определяет брак «как исторически меняющуюся социальную фор му отношений между женщиной и мужчиной, посред- Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru ством которой общество упорядочивает и санкциони рует их половую жизнь и устанавливает их супружес кие и родительские права и обязанности»1, а семью «как институированную общность, складывающуюся на основе брака и порождаемой им правовой и мораль ной ответственности супругов за здоровье детей, их воспитание»2. В определении А.Г. Харчева ключевыми момента ми для понятия сущности брака являются представле ния об изменчивости форм брака, его социальной реп резентации, и роли общества в его упорядочивании и санкционировании, правовом регулировании. Причем последнее обеспечивается как прямыми методами, так и косвенными (опосредованными). Так, в разных обществах устанавливается опреде ленный возраст для вступления в брак, регулируются процедуры оформления брака (например, период с момента подачи заявления до его официального офор мления, виды и формы брачных свидетельств) и его расторжения. Половое санкционирование брачных от ношений также хорошо известно. Наглядным приме ром этого является ограничение возможностей репро дуктивного поведения в Китае, численность которого превышает 1 миллиард человек. В других обществах, наоборот, изыскиваются всяческие способы стимули рования деторождения. Влияние государственной по литики осуществляется через налоги на бездетность, выдачу пособий семьям, имеющим детей, организацию продажи детских и семейных товаров (сеть американ ских магазинов «Семейный доллар», торгующих по более доступным ценам), оказание особой медицинс кой помощи беременным женщинам, младенцам, при нятие программ, способствующих социальной и мате риальной поддержке семьям. В настоящее время отношения между супругами регламентируются российским законодательством, на основе которого приняты кодексы о семье и бра ке. Что касается максимального возраста для вступ ления в брак, а также наличия любой разницы в воз- 1 Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М, 1979. С. 66. 2 Харчев А. Г. Исследования семьи: на пороге нового этапа // Социол. исследования. 1986. № 3. С. 27. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru расте жениха и невесты, то эти факторы не играют никакой роли — любой «поздний» или «неравный» брак беспрепятственно регистрируется в загсе. Раз личные ограничения, существовавшие в дореволю ционной России, например предельный брачный возраст 80 лет, а для вступления в брак старше 60 лет требовалось специальное разрешение архиерея, были отменены в 1917 г. По мнению А.Г. Харчева1, семья представляет со бой более сложную систему отношений, чем брак, по скольку она, как правило, объединяет не только супру гов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей. Согласно общепринятому определению: «Семья — это ячейка (малая социальная группа) общества, важ нейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство». Следуя за этим определением, можно сделать вывод, что семья — это сложное многоаспектное обра зование, в котором явствуют 4 характеристики: 1. Семья — ячейка (малая социальная группа) общества; 2. Семья — важнейшая форма организации личного быта; 3. Семья — супружеский союз; 4. Семья — многосторонние отношения супругов с родственниками: родителями, братьями и сестра ми, дедушками и бабушками и т. д., живущими вме сте и ведущими общее хозяйство. На наш взгляд, семья — это системно-функциональ ное объединение эмоционально-близких и значимых лю дей на основе супружества, родства и родительства. Жизнь семьи детерминирована условиями разви тия конкретного общества. Эти условия определяют функции семьи и обобщены в юридических и мораль ных нормах, что, в свою очередь, сказывается на се мейных позициях и ролях и преломляется в особенно стях взаимоотношений в семье. 1 Философский словарь / Под ред. И.Т Фролова. М.. 1980. С. 326 Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru СЕМЬЯ КАК СИСТЕМА В терминах общей теории систем, разработанной Людвигом ван Берталанфи «семья не есть простая сумма членов этой семьи, это прежде всего опреде ленная сеть взаимоотношений между всеми членами семьи. Для того чтобы понять состояние семьи, необ ходимо нечто большее, чем простой анализ состоя ния каждого отдельного члена семьи. Для этого не обходимо проанализировать всю семейную систему как целое»1. По определению В.В. Столина, семья — это «от крытая система, подверженная внешним воздействи ям», и, по его утверждению, она «должна учитывать в своем строении всю совокупность различных влияний и добиваться некоторого внутреннего равновесия»2. СЕМЬЯ КАК МАЛАЯ ГРУМА Если опираться на два самых общих подхода к семье, то есть рассматривать ее как социальный ин ститут и малую группу, можно заметить, что представ ление о семье все более отходят от безусловно при знанных функций, заданных обществом, и все более приближаются к образу семьи, как малой группы, в которой функции, роли и ценности зависят от состав ляющих ее личностей. Исходя из этого, в определе нии семьи можно отталкиваться от тех потребностей, которые реализует семья. Специфические особенно сти, присущие каждой семье, отражаются, прежде всего, в основных сферах ее жизнедеятельности, на ходящихся под постоянным влиянием различных фак торов социума. В свою очередь, они проявляются в отношениях между членами семьи. По-своему сказы ваются они и на эффективности профессиональной деятельности каждого из них. В семье формируются и развиваются брачно-семейные отношения как от ражение многообразных межличностных контактов, 1 Леви Д.А. Семейная психотерапия. СПб., 1993. 2 Столин В.В., Романова Т.Л., Бутенко Г.П. Опросник удовлет воренности браком// Вестник МГУ, сер. 14, психология. 1989, № 2. С. 54-62. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru всей системы ценностей и ожиданий социально-пси хологического аспекта. Эта точка зрения на семью выражена А. И. Захаро вым: «В социальной психологии существует понятие «первичная группа». Связи в этой группе строятся на непосредственных контактах, на эмоциональном вов лечении ее членов в дела группы, обеспечивающем высокую степень отождествления и слияния ее участ ников. Такой первичной группой является семья — единственная группа, которая увеличивается и разра стается не благодаря «приему» новых членов извне, а благодаря рождению детей». Малой группой в социальной психологии называется общность людей, объединенных формируемой в совмест ной деятельности совокупностью межличностных отноше ний, которые проявляются в любви и привязанности1. Малая группа является не только проводником, корректи рующим влияние общества на индивида, но и той ареной, где осуществляется отдача личности обществу, где лич ность реализует усвоенные социальные идеалы. Малая группа, в частности семья, — это не просто любые кон такты между людьми, но контакты, в которых реализуют ся определенные социальные связи и которые опосредо ваны совместной деятельностью этих людей. Семья как малая социальная группа имеет ряд психологических особенностей, характерных только для нее: • наличие не одной, а ряда общесемейных целей, ко торые могут изменяться в процессе развития семьи; • частичное различие в интересах и установках чле нов семьи; • наличие супружеской пары, взаимоотношения в которой в значительной мере определяют харак тер взаимодействия в семье; • включенность в нее представителей разных поко лений и гораздо больший срок близкого знаком ства между ее членами, чем в других группах; • семья не связана совместной деятельностью в том смысле, как совместная деятельность других групп2; 1 Андреева Г.М. Социальная психология. М.. 1980. 2 Торохтий B.C. Основы психолого-педагогического обеспече ния социальной работы с семьей. М., 2000. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru • многосторонность и значимость семейных отноше ний, и их взаимосвязь; • особая открытость, уязвимость членов семьи. Помимо психологических особенностей семье так же присущи определенные социально-психологичес кие процессы. Одним из таких процессов является об щение, т. к. именно в нем раскрываются, реализуются семейные и межличностные отношения. Общение яв ляется реализацией всей системы внутрисемейных отношений человека. Внутрисемейное общение характеризуется посред ством выделения трех взаимосвязанных сторон: ком муникативной, интерактивной и перцептивной. Коммуникативная сторона общения состоит в об мене информацией между общающимися членами семьи. Интерактивная сторона заключается в органи зации взаимодействия между общающимися членами семьи, т.е. в обмене не только знаниями, но и действи ями. Перцептивная сторона означает процесс воспри ятия друг друга партнерами по общению и установле ния на этой основе взаимопонимания. В реальной жизни семьи каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других1. Другой аспект социально-психологических про цессов, присущих семье, представлен такими явлени ями как феномен группового давления или «конфор мизм», групповая сплоченность, психологическая совместимость. Феномен «конформизма» присущ не столько про цессу формирования семьи, сколько «подключения» к ней нового члена. Например, когда в «обычную» се мью вливается совершенно новый человек в результа те образования молодой семьи. Однако в отношении семьи целесообразно говорить о конформности, имея в виду чисто психологическую характеристику пози ции индивида относительно позиции всех остальных членов семьи, принятие или отвержение им опреде ленного стандарта, мнения, свойственного семье, меру его «подчинения» внутрисемейному давлению. Семейная соподчиненность — психологическая характеристика единства и взаимосвязанности инди- 1 Цыплаков О.М. Психология малых социальных групп. М., 1993. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru видов в семье. Это динамическая характеристика про цесса развития внутрисемейных связей проявляется «а трех уроннях: • поверхностный или межличностный уровень (от ражает эмоциональную привлекательность членов семьи, психологическую совместимость); • уровень отношений членов семьи к ее функциям, целям и перспективам (он представляет ценност- но-ориентационное единство семьи); • уровень выявления сущности сплоченности семьи (показывает устойчивость семьи к деструктивным, разрушающим ее воздействиям). Важнейшими критериями оценки уровня сплочен ности семьи являются • степень единства деятельности (согласованность, сотрудничество, творческое единение); • нравственно-психологическое единство (соответ ствие личных и семейных устремлений, совпаде ние взглядов, сходство норм и ценностей); • уровень развития личностных качеств супругов (контактность, стрессоустойчивость); • содержание социально-психологического климата (преобладающие настроения, степень уступчивос ти друг другу, доверия и благожелательности, на личие внимания и заботы друг о друге). НУКЛЕАРНАЯ СЕМЬЯ Традиционно «ядром» семьи считают супружескую пару с добавлением к «ядру» детей, родственников, родителей супругов. В настоящее время отдельные простые, или нуклеарные, семьи — преобладающая форма среди всех семей. «Нуклеарная» — от слова «нуклеа» — ядро, т. е. главная часть, основа. Этим подчеркивается, что нук леарная семья представляет собой отдельно живущую (без родителей и родственников) супружескую пару (ядро, главную часть) с детьми или без детей. Количе ство нуклеарных семей в нашей стране достигает 80%!. Основная форма нуклеарной семьи — малодетная нук леарная семья. В отличие от многопоколенной развет- 1 Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 1996. С. 241. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru вленной семьи, она более проста, демократична, мо бильна, свободна от регламентирующего влияния стар ших поколений и, таким образом, более пэиспособле- на к современным условиям жизни. Жить отдельно от родителей хотели бы многие молодые семьи. Сказывается стремление к независи мости, к самостоятельности, желание по-своему стро ить семейную жизнь. В целом атмосфера и условия жизни молодых нуклеарных семей больше способствует самовыражению, проявлению способностей, личных качеств супругов, и качеств не только положительных. Одна из черт нуклеарных семей заключается в том, что партнера любят, но мнением его часто не дорожат. Не редко супруги излишне небрежны, несдержанны и самоуверенны по отношению друг к другу. Даже не большие ссоры в отдельно живущих семьях бывают очень опасны, особенно на ранних стадиях развития семьи, когда идет «притирка характеров». От пустяч ного слова, небрежного жеста начавшаяся ссора, не встречая внутренних и внешних преград, может лави нообразно развиться вплоть до развода. Интенсивность жизни в нуклеарной семье приводит к стрессам, пси хическим заболеваниям, конфликтам, сексуальным репрессиям, аморальности. Как и любое значимое со циальное движение, трансформация института семьи разрешает одни проблемы, создавая другие. БРАК КАК СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ Отношения между людьми в системе психологи ческого знания понимаются как, во-первых, некая си стема взаимодействия, контактов, связей, во-вторых, оценка субъектом самих этих взаимодействий и кон тактов, а также участвующих в них партнеров1. Эти аспекты — объективный и оценочный — представля ют два аспекта реальности семейной жизни. Для се мьи частота контактов, их содержание определяется тем, как члены семьи относятся друг к другу, т. е. эмо циональный компонент межличностных отношений субъективно и объективно определяет состояние и развитие взаимодействия. 1 Гозиан Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru Эмоциональные отношения многосторонне изуче ны Л.Я. Гозманом, значимые — А.А. Кроником и Е.А. Кроник, однако авторы решали задачу по прояс нению закономерностей возникновения, развития, ста билизации и распада эмоциональных и значимых от ношений в паре или «событийной» группе. С точки зрения семьи это явное сужение предмета анализа. Такой подход, безусловно, выигрывает в точности и глубине исследования, но недостаточен для реализа ции целей создания учебного пособия по семейной психологии для студентов. Семейная психология — это наука о человеческих отношениях, энциклопедия жизни, свод писаных и неписаных законов, устанавливаемых, выполняемых и нарушаемых членами семьи. Среди определений семьи, построенных по кате гориям семейных отношений, выделяется определение, данное А.Г. Харчевым: семья — это «исторически кон кретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отноше ниями, общностью быта и взаимной моральной ответ ственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения». Супружеские узы как искусство жить в браке определяют отношения, дуальные по форме, универ сальные по значению и специфические по интенсив ности и силе согласно определен
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 600; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.37.178 (0.013 с.) |