Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Введение в семейную психологию

Поиск

Становление семейной психологии

как научной дисциплины

Предысторию семейной психологии можно об­

наружить в древних текстах, толкующих о семье в

мифологическом и назидательном плане. Апологию

чувственной любви и брачно-семейных отношений

продолжают раздумья философов. Если истолковы­

вать семейные отношения как понятие, порожденное

ментальной рефлексией по поводу истории человека

и семьи, то его истоки восходят к философской муд­

рости Платона (диалоги «Государство», «Законы»,

«Пир»), Аристотеля («Политика»), Плутарха («На­

ставление супругам»), Ф. Энгельса («Происхожде­

ние семьи, частной собственности и государства»),

М. Монтеня («Опыты»), И. Канта («Метафизика нра­

вов»), Г. Гегеля («Философия религии», «Философия

права»), Н.Г. Чернышевского («Русский человек на

rendez-vous»), А. Шопенгауэра («Афоризмы житейс­

кой мудрости»), П.А. Флоренского («Столп и утверж­

дение истины»), В.В. Розанова («Семейный вопрос в

России») и др.

На смену философским приходят этнографичес­

кие и исторические исследования о происхождении и

развитии семьи, которые развиваются далее в цикл

психологических исследований, обращенных к насто­

ящему и будущему семьи. В современной науке накоп­

лен большой массив материалов, которые описывают

патологические явления в семье и способы их преодо- 13

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

ления. Однако, разработанного и достаточно завершен­

ного гносеологического поля не сложилось потому, что

по мере развития научного познания с основополага­

ющим принципом объективности неформальные отно­

шения, субъективизм, эмоциональная близость, любовь,

симпатия всемерно изгонялись из этого процесса, а

«супружеские узы» и в целом семья и брак станови­

лись психологическим феноменом, ускользающим от

четкого означивания.

Вместе с тем к настоящему времени можно выде­

лить следующие общенаучные направления в изуче­

нии семейной проблематики: эволюционное, функци­

ональное, этологическое, эмпирическое и научное.

Эволюционное направление

Наибольший вклад в историческую реконструкцию

семейных отношений сделан швейцарским историком

И.Я. Баховеном, выпустившим в свет в 1861 г. книгу

«Материнское право. Исследования гинекократии ста­

рого времени и ее религиозной и правовой природы»,

а также шотландским юристом Дж. Ф. Макленнаном,

опубликовавшим в 1865 г. исследование «Первобытный

брак». Оба автора подчеркивают идею изменчивости

форм брака.

Уже в античные времена имелись представления

как о «патриархальности» семейного уклада, так и о

наличии беспорядочной половой связи, получившей на­

звание «промискуитет». Отцом «патриархальной тео­

рии» называют Платона, который последовательно

развивал идеи патриархальности, как отвечающие при­

роде человека и позволяющие формировать исходную

ячейку государства. В Средние века и в эпоху Просве­

щения патриархальная теория царствовала безраздель­

но. Идея же группового брака отмечалась в «Истории»

Геродота, который указывал на общность жен у целого

ряда народов.

И.Я. Баховен разработал концепцию гетеризма,

через который прошли все народы в направлении

моногамного брака и семьи, основанной на материнс­

ком праве и высоком положении женщин в обществе

(«гинекократия»). Идея матриархата и исторического

развития семьи нашли поддержку у Дж. Леббока, И. Ко-

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

лера, М.М. Ковалевского, Л. Штернберга, Л.Г. Морга­

на, Ф. Энгельса.

Исследователи пришли к мысли, что первой

формой рода оказывается материнский род, осно­

ванный на коллективном хозяйстве и экзогамно-эн­

догамных брачных отношениях при наблюдавших­

ся парных союзах.

В качестве основной причины изменчивости семей­

ных отношений, связанной с переходом от материнс­

кого рода к отцовскому и возникновением моногамной

семьи, вслед за Л.Г. Морганом и Ф. Энгельсом счита­

ют разложение коллективной собственности, обрете­

ние хозяйственной самостоятельности и появление

частной собственности и наследования.

Эволюционистский подход исходит из теории из­

начального промискуитета, сменяющегося экзогамным

материнским родом. Позднее теория экзогамного рода

дополняется идеей о дуально-родовой организации,

возникающей в ходе соединения двух матрилинейных

экзогамных племен или фратрий. Предполагалось, что

род состоял из двух половин, фратрий, в каждой из

которых мужчины и женщины не могли вступать в брак

друг с другом, находили себе мужей и жен среди муж­

чин и женщин другой половины рода.

П.А. Сорокин указывает главные положения эво­

люционистского подхода:

1. почти у всех народов счет родства по матери пред­

шествовал счету родства по отцу;

2. на первичной ступени половых отношений, наря­

ду с временными моногамическими сношениями,

господствует широкая свобода брачных сношений;

3. эволюция брака состояла в постепенном ограни­

чении этой свободы половой жизни;

4. эволюция брака заключалась в переходе от груп­

пового брака к моногамному.

Согласно эволюционизму семейные отношения

развиваются в прогрессивном направлении: от низших

форм к высшим, при этом подчеркивается их соци­

альная обусловленность, историческая предопределен­

ность и репрезентированность в семейной жизнедея­

тельности и системе родства. Швейцарский психолог

А. Гуггенбюль-Крейг рассматривает брак как выраже­

ние архетипического начала, более фундаментально-

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

го, чем можно было бы предполагать, судя по соци­

альным и личным проблемам, свойственным браку!.

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Согласно функциональному подходу семейные отно­

шения являются производными от образа жизни семьи и

семейного уклада, обусловлены социокультурными функ­

циями семьи и строятся на системе социокультурных

ролей, связанных с браком, родством и родительством. Ро­

доначальник структурно-функционального направления

изучения семьи Э. Дюркгейм сконцентрировал усилия

научных поисков на механизмах сплоченности семьи,

роли каждого члена семьи в семейной жизни, на взаимо­

связи разводов и самоубийств. Он обратил внимание на

то, что ряд семейных функций изменяется и даже утрачи­

вается под влиянием урбанизации.

Функционализм признает брачные отношения

лишь при появлении беременности и рождении ребен­

ка. Смена исторических форм семьи, возникновение

экзогамии выводится из табу инцеста (запрета на кро­

восмешение). Табу рассматривалось как средство фун­

кциональной интеграции семейных отношений. Под­

черкивается влияние добровольности брака (взамен

брака по договору родителей) на его нестабильность, а

уменьшение количества современной семьи на семей­

ную солидарность (Э. Дюркгейм).

В функциональном подходе большое внимание

уделяется анализу исторического перехода семейных

функций к другим социальным институтам. С именем

У. Огборна впервые связывают установление фено­

мена перехода от семьи, основанной на следовании

социокультурным предписаниям, к семье, в основе ко­

торой лежат межличностные предпочтения, т. е. пе­

рехода от «семьи-института» к «семье-товариществу»

(или супружеству-партнерству). Отечественные со­

циологи А.И. Антонов и В.М. Медков2 обсуждают эту

проблематику как перестройку ведущих мотивов зак­

лючения и сохранения брака.

1 Гуггенбюлъ-Крейг А. Брак умер — да здравствует брак!

СПб., 1997.

1 Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 1996.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

В функциональном подходе ключевым моментом вы­

ступает проблема ответственности, понимаемая узко — во

внутрисемейных отношениях, и широко — в контексте

общественных отношений. Мера ответственности способ­

на задавать динамику семейных отношений.

ЭТОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Истоки этого направления следует отнести к появ­

лению книги Ч. Дарвина «Происхождение человека и по­

ловой отбор», впервые переведенной в России в 1873 г.

Представители этого подхода оперируют главным

образом методами сравнительной этологии, разбира­

ясь в скрытых, часто рудиментарных инстинктивных

основах поведения человека. Этологи отвергают про­

мискуитет как изначальную форму брачных отноше­

ний, т. к. он противоречит инстинктивной потребности

детей иметь родителей и материнскому (родительско­

му) инстинкту взрослых1.

Согласно этологическому подходу исторический

период застал человечество с четырьмя системами брач­

ных отношений: групповым браком, полигинией (один

мужчина и несколько женщин), полиандрией (одна жен­

щина и несколько мужчин) и моногамией (один мужчина

и одна женщина) — последняя в двух формах: пожиз­

ненная и допускающая развод. Этологи констатируют

естественный характер всех перечисленных форм брач­

но-семеиных отношений и их изменчивость. С биологи­

ческой точки зрения многообразие брачно-семейных

отношений — это удивительный факт, т. к. брачная си­

стема — видовой признак и является константой.

Необычность этологической точки зрения заключа­

ется в предположении изначальной моногамности пред­

ков человека, утверждении того, что затем на каком-то

этапе эволюции предки человека свернули к группово­

му браку с заботой пра-мужчин о пра-женщинах. Сосу­

ществование программ моногамного и группового бра­

ка было длительным. В дальнейшем при изменении

условий жизни люди могли легко переходить к разным

формам брачных отношений. Например, земледельцам

1 Дольник В.Р. ВЫШЛИ МЫ все из природы: Беседы о поведении

человека в компании птиц, зверей и детей. М., 1996.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

в Европе более всего подходила моногамия, а скотово­

дам-кочевникам более подходила полигиния.

В рамках этологического подхода обнаружена кар­

динальная разница в биологических мотивах брачного

поведения полов, открыто явление инверсии домини­

рования в период брачных отношений, избыточная

гиперсексуальность человека.

Этологи полагают, что моногамия — не идеал с

точки зрения естественного отбора. В самый разгар

биологической эволюции человек вышел из-под дей­

ствия естественного отбора потому, что главным ус­

ловием успеха стала не генетически передаваемая ин­

формация, а внегенетически передаваемые знания,

необходимость в социализации.

ЭМПИРИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Согласно эмпиризму семья рассматривается как

малая социальная группа, имеющая свою историю воз­

никновения, функционирования и распада. Семейные

отношения строятся на эмоциональной близости чле­

нов семьи, на их потребностях и влечениях.

Родоначальником эмпирического подхода считают

Ф. Ле Пле, полагавшего спонтанную устойчивость се­

мьи при смене поколений благодаря склонности к соли­

дарности и сплоченности. В качестве эмпирического

метода исследования Ле Пле широко использовал ана­

лиз бюджета семьи как количественного выражения

многообразия внутрисемейного функционирования и

микросреды семьи, организация которой зависит от

структурных изменений семейной жизни, связанной с

воспитанием детей.

Ле Пле подчеркивал нестабильный характер семей­

ных отношений, оказавшихся под прессингом индуст­

риализации и урбанизации, что проявляется в разроз­

ненном существовании родителей и детей, в ослаблении

отцовского авторитета.

НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

К создателям и сторонникам этого направления

изучения семьи относят У. Джемса, Ч. Кули, У. Томаса,

Ф. Знанецкого, Ж. Пиаже, 3. Фрейда и других Семей-

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

ные отношения рассматриваются во взаимосвязи лич­

ности и общества.

Межличностные отношения, Я и Другой, значимый

характер близких отношений, семья как «единство вза­

имодействующих личностей», нарушения семейного

функционирования, супружеские соглашения, согла­

сование семейных ценностей, структуральная органи­

зация семьи, функционирование семейных систем —

вот ключевые моменты теорий сциентистской социаль­

но-психологической направленности.

Большой вклад в анализ теоретических схем и

концепций исследования семьи внес американский

социолог Р. Хилл. Согласно Р. Хиллу, первые 5 подхо­

дов к изучению семьи, обладающие выраженными кон­

структами, следующие:

1. институционально-исторический подход (эволю­

ционизм);

2. структурно-функциональный подход;

3. интеракционистско-ролевой анализ, символичес­

кий интеракционизм;

4. ситуационно-психологический подход;

5. дивелопменталистский подход (основанный на

развитии жизненного цикла семьи).

Первые два подхода ориентированы на изучение

семьи по роли и функциям, выполняемым в обществе,

а также динамики семейных структур и их социальных

последствий. Три последующих сводятся к теории со­

циального поведения личности и групп.

Задачи, стоящие перед семейной психологией,

достаточно сложные, например, оценить чувства, выя­

вить те или иные мотивы вступления в брак, устано­

вить причины семейного неблагополучия, определить,

насколько человек способен приспособиться к внутри­

семейной ситуации или измениться.

Вместе с тем к настоящему времени разработано

большое количество вербальных и невербальных ме­

тодов, позволяющих с высокой степенью достоверно­

сти изучать семейную психологию.

К основным методам семейной психологии отно­

сят следующие:

Наблюдение. Под наблюдением понимается вос­

приятие поведения людей в семейной ситуации с пос­

ледующей фиксацией происходящих событий. Психо-

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

лог при этом не вмешивается в действия членов семьи,

за которыми наблюдает. Запись результатов наблюде­

ний должна быть строго фактологической без выводов

и интерпретаций.

Метод анализа конкретных ситуаций. Изучение

конкретной семейной ситуации или конкретного слу­

чая подразумевает всестороннее исследование: исполь­

зование тестов, изучение биографий, проведение со­

беседований и т. п.

Опрос. Поскольку опросить каждого человека не­

возможно, психологи работают только с определенной

выборкой. Кроме тщательного отбора респондентов,

психологи должны быть очень внимательны при фор­

мулировке вопросов. Хорошие вопросы должны вызы­

вать разнообразные ответы. Опрос может быть прове­

ден по телефону, в личной беседе, анкета может быть

разослана по почте. Результаты опроса требуют добро­

совестного и кропотливого изучения.

Статистические методы. Для расчета уровня

значимости полученных результатов и их взаимосвязи

используется математическая статистика. Статистичес­

кие методы полезны для изучения многих зависимос­

тей, но они ограничены в плане обнаружения причин­

но-следственных связей.

Эксперимент. Эксперимент — это единственный

метод, позволяющий достоверно установить, что нали­

чие какого-либо одного фактора влечет за собой обяза­

тельное появление другого. Условия психологического

эксперимента контролируются экспериментатором

таким образом, чтобы можно было обнаружить причи­

ны явлений и их взаимосвязи. При проведении экспе­

римента обязательно образование экспериментальной

и контрольной групп. Без контрольной группы нельзя

с уверенностью констатировать наличие причинно-

следственной связи

■ Понятия «Семьям и «Брак» в психологии

И смежным науках

Семья — важнейший из феноменов, сопровожда­

ющий человека в течение всей его жизни. Значимость

ее влияния на личность, ее сложность, многогранность

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

и проблематичность обуславливают большое количе­

ство различных подходов к изучению семьи, а также

определений, встречающихся в научной литературе.

Предметом изучения становится семья как социальный

институт, малая группа и система взаимоотношений.

А. И. Антонов утверждает, что семью создает отно­

шение родители—дети, а брак оказывается легитимным

признанием тех отношений между мужчиной и женщи­

ной, тех форм сожительства или сексуального партнер­

ства, которые сопровождаются рождением детей. Он

обращает внимание на пространственную локализацию

семьи — жилище, дом, собственность — и экономичес­

кую основу семьи — общесемейную деятельность ро­

дителей и детей, выходящую за узкие горизонты быта и

потребительства.

АИ. Антонов определяет семью как основанную на

единой общесемейной деятельности общность людей,

связанных узами супружества-родительства-родства, и

тем самым осуществляющих воспроизводство населе­

ния и преемственность семейных поколений, а также

социализацию детей и поддержание существования

членов семьи. «Ядерной» структурой в этом социоло­

гическом варианте выступает нуклеарная семья, пред­

ставленная в триединстве отношений супружества—

родительства — родства. Выпадение одного из этих

звеньев, по Антонову, характеризует фрагментарность

семейных групп. Для того, чтобы получить целостное

представление о семье, необходимо учитывать скла­

дывающиеся в ней взаимоотношения по типу: муж —

жена; муж — дети; жена — дети; дети — родители;

дети — дети. Эти структурные характеристики семьи,

имея относительную независимость, представляют ее

социально-психологическое единство. Следовательно,

могут быть разные варианты семьи, но полноценной

семьей является такая, которая имеет в наличии все

типы взаимоотношений.

Между понятиями «брак» и «семья» существует

тесная взаимосвязь. Однако в сути этих понятий есть

и немало особенного, специфического. Так, ученые убе­

дительно доказали, что брак и семья возникли в раз­

ные исторические периоды. А.Г. Харчев определяет

брак «как исторически меняющуюся социальную фор­

му отношений между женщиной и мужчиной, посред-

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

ством которой общество упорядочивает и санкциони­

рует их половую жизнь и устанавливает их супружес­

кие и родительские права и обязанности»1, а семью

«как институированную общность, складывающуюся на

основе брака и порождаемой им правовой и мораль­

ной ответственности супругов за здоровье детей, их

воспитание»2.

В определении А.Г. Харчева ключевыми момента­

ми для понятия сущности брака являются представле­

ния об изменчивости форм брака, его социальной реп­

резентации, и роли общества в его упорядочивании и

санкционировании, правовом регулировании. Причем

последнее обеспечивается как прямыми методами, так

и косвенными (опосредованными).

Так, в разных обществах устанавливается опреде­

ленный возраст для вступления в брак, регулируются

процедуры оформления брака (например, период с

момента подачи заявления до его официального офор­

мления, виды и формы брачных свидетельств) и его

расторжения. Половое санкционирование брачных от­

ношений также хорошо известно. Наглядным приме­

ром этого является ограничение возможностей репро­

дуктивного поведения в Китае, численность которого

превышает 1 миллиард человек. В других обществах,

наоборот, изыскиваются всяческие способы стимули­

рования деторождения. Влияние государственной по­

литики осуществляется через налоги на бездетность,

выдачу пособий семьям, имеющим детей, организацию

продажи детских и семейных товаров (сеть американ­

ских магазинов «Семейный доллар», торгующих по

более доступным ценам), оказание особой медицинс­

кой помощи беременным женщинам, младенцам, при­

нятие программ, способствующих социальной и мате­

риальной поддержке семьям.

В настоящее время отношения между супругами

регламентируются российским законодательством,

на основе которого приняты кодексы о семье и бра­

ке. Что касается максимального возраста для вступ­

ления в брак, а также наличия любой разницы в воз-

1 Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М, 1979. С. 66.

2 Харчев А. Г. Исследования семьи: на пороге нового этапа //

Социол. исследования. 1986. № 3. С. 27.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

расте жениха и невесты, то эти факторы не играют

никакой роли — любой «поздний» или «неравный»

брак беспрепятственно регистрируется в загсе. Раз­

личные ограничения, существовавшие в дореволю­

ционной России, например предельный брачный

возраст 80 лет, а для вступления в брак старше 60 лет

требовалось специальное разрешение архиерея,

были отменены в 1917 г.

По мнению А.Г. Харчева1, семья представляет со­

бой более сложную систему отношений, чем брак, по­

скольку она, как правило, объединяет не только супру­

гов, но и их детей, а также других родственников или

просто близких супругам и необходимых им людей.

Согласно общепринятому определению: «Семья —

это ячейка (малая социальная группа) общества, важ­

нейшая форма организации личного быта, основанная

на супружеском союзе и родственных связях, т. е. на

многосторонних отношениях между мужем и женой,

родителями и детьми, братьями и сестрами и другими

родственниками, живущими вместе и ведущими общее

хозяйство».

Следуя за этим определением, можно сделать

вывод, что семья — это сложное многоаспектное обра­

зование, в котором явствуют 4 характеристики:

1. Семья — ячейка (малая социальная группа) общества;

2. Семья — важнейшая форма организации личного

быта;

3. Семья — супружеский союз;

4. Семья — многосторонние отношения супругов с

родственниками: родителями, братьями и сестра­

ми, дедушками и бабушками и т. д., живущими вме­

сте и ведущими общее хозяйство.

На наш взгляд, семья — это системно-функциональ­

ное объединение эмоционально-близких и значимых лю­

дей на основе супружества, родства и родительства.

Жизнь семьи детерминирована условиями разви­

тия конкретного общества. Эти условия определяют

функции семьи и обобщены в юридических и мораль­

ных нормах, что, в свою очередь, сказывается на се­

мейных позициях и ролях и преломляется в особенно­

стях взаимоотношений в семье.

1 Философский словарь / Под ред. И.Т Фролова. М.. 1980. С. 326

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

СЕМЬЯ КАК СИСТЕМА

В терминах общей теории систем, разработанной

Людвигом ван Берталанфи «семья не есть простая

сумма членов этой семьи, это прежде всего опреде­

ленная сеть взаимоотношений между всеми членами

семьи. Для того чтобы понять состояние семьи, необ­

ходимо нечто большее, чем простой анализ состоя­

ния каждого отдельного члена семьи. Для этого не­

обходимо проанализировать всю семейную систему

как целое»1.

По определению В.В. Столина, семья — это «от­

крытая система, подверженная внешним воздействи­

ям», и, по его утверждению, она «должна учитывать в

своем строении всю совокупность различных влияний

и добиваться некоторого внутреннего равновесия»2.

СЕМЬЯ КАК МАЛАЯ ГРУМА

Если опираться на два самых общих подхода к

семье, то есть рассматривать ее как социальный ин­

ститут и малую группу, можно заметить, что представ­

ление о семье все более отходят от безусловно при­

знанных функций, заданных обществом, и все более

приближаются к образу семьи, как малой группы, в

которой функции, роли и ценности зависят от состав­

ляющих ее личностей. Исходя из этого, в определе­

нии семьи можно отталкиваться от тех потребностей,

которые реализует семья. Специфические особенно­

сти, присущие каждой семье, отражаются, прежде

всего, в основных сферах ее жизнедеятельности, на­

ходящихся под постоянным влиянием различных фак­

торов социума. В свою очередь, они проявляются в

отношениях между членами семьи. По-своему сказы­

ваются они и на эффективности профессиональной

деятельности каждого из них. В семье формируются

и развиваются брачно-семейные отношения как от­

ражение многообразных межличностных контактов,

1 Леви Д.А. Семейная психотерапия. СПб., 1993.

2 Столин В.В., Романова Т.Л., Бутенко Г.П. Опросник удовлет­

воренности браком// Вестник МГУ, сер. 14, психология. 1989, № 2.

С. 54-62.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

всей системы ценностей и ожиданий социально-пси­

хологического аспекта.

Эта точка зрения на семью выражена А. И. Захаро­

вым: «В социальной психологии существует понятие

«первичная группа». Связи в этой группе строятся на

непосредственных контактах, на эмоциональном вов­

лечении ее членов в дела группы, обеспечивающем

высокую степень отождествления и слияния ее участ­

ников. Такой первичной группой является семья —

единственная группа, которая увеличивается и разра­

стается не благодаря «приему» новых членов извне, а

благодаря рождению детей».

Малой группой в социальной психологии называется

общность людей, объединенных формируемой в совмест­

ной деятельности совокупностью межличностных отноше­

ний, которые проявляются в любви и привязанности1.

Малая группа является не только проводником, корректи­

рующим влияние общества на индивида, но и той ареной,

где осуществляется отдача личности обществу, где лич­

ность реализует усвоенные социальные идеалы. Малая

группа, в частности семья, — это не просто любые кон­

такты между людьми, но контакты, в которых реализуют­

ся определенные социальные связи и которые опосредо­

ваны совместной деятельностью этих людей.

Семья как малая социальная группа имеет ряд

психологических особенностей, характерных только

для нее:

• наличие не одной, а ряда общесемейных целей, ко­

торые могут изменяться в процессе развития семьи;

• частичное различие в интересах и установках чле­

нов семьи;

• наличие супружеской пары, взаимоотношения в

которой в значительной мере определяют харак­

тер взаимодействия в семье;

• включенность в нее представителей разных поко­

лений и гораздо больший срок близкого знаком­

ства между ее членами, чем в других группах;

• семья не связана совместной деятельностью в том

смысле, как совместная деятельность других групп2;

1 Андреева Г.М. Социальная психология. М.. 1980.

2 Торохтий B.C. Основы психолого-педагогического обеспече­

ния социальной работы с семьей. М., 2000.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

• многосторонность и значимость семейных отноше­

ний, и их взаимосвязь;

• особая открытость, уязвимость членов семьи.

Помимо психологических особенностей семье так­

же присущи определенные социально-психологичес­

кие процессы. Одним из таких процессов является об­

щение, т. к. именно в нем раскрываются, реализуются

семейные и межличностные отношения. Общение яв­

ляется реализацией всей системы внутрисемейных

отношений человека.

Внутрисемейное общение характеризуется посред­

ством выделения трех взаимосвязанных сторон: ком­

муникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторона общения состоит в об­

мене информацией между общающимися членами

семьи. Интерактивная сторона заключается в органи­

зации взаимодействия между общающимися членами

семьи, т.е. в обмене не только знаниями, но и действи­

ями. Перцептивная сторона означает процесс воспри­

ятия друг друга партнерами по общению и установле­

ния на этой основе взаимопонимания. В реальной

жизни семьи каждая из этих сторон не существует

изолированно от двух других1.

Другой аспект социально-психологических про­

цессов, присущих семье, представлен такими явлени­

ями как феномен группового давления или «конфор­

мизм», групповая сплоченность, психологическая

совместимость.

Феномен «конформизма» присущ не столько про­

цессу формирования семьи, сколько «подключения» к

ней нового члена. Например, когда в «обычную» се­

мью вливается совершенно новый человек в результа­

те образования молодой семьи. Однако в отношении

семьи целесообразно говорить о конформности, имея

в виду чисто психологическую характеристику пози­

ции индивида относительно позиции всех остальных

членов семьи, принятие или отвержение им опреде­

ленного стандарта, мнения, свойственного семье, меру

его «подчинения» внутрисемейному давлению.

Семейная соподчиненность — психологическая

характеристика единства и взаимосвязанности инди-

1 Цыплаков О.М. Психология малых социальных групп. М., 1993.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

видов в семье. Это динамическая характеристика про­

цесса развития внутрисемейных связей проявляется

«а трех уроннях:

• поверхностный или межличностный уровень (от­

ражает эмоциональную привлекательность членов

семьи, психологическую совместимость);

• уровень отношений членов семьи к ее функциям,

целям и перспективам (он представляет ценност-

но-ориентационное единство семьи);

• уровень выявления сущности сплоченности семьи

(показывает устойчивость семьи к деструктивным,

разрушающим ее воздействиям).

Важнейшими критериями оценки уровня сплочен­

ности семьи являются

• степень единства деятельности (согласованность,

сотрудничество, творческое единение);

• нравственно-психологическое единство (соответ­

ствие личных и семейных устремлений, совпаде­

ние взглядов, сходство норм и ценностей);

• уровень развития личностных качеств супругов

(контактность, стрессоустойчивость);

• содержание социально-психологического климата

(преобладающие настроения, степень уступчивос­

ти друг другу, доверия и благожелательности, на­

личие внимания и заботы друг о друге).

НУКЛЕАРНАЯ СЕМЬЯ

Традиционно «ядром» семьи считают супружескую

пару с добавлением к «ядру» детей, родственников,

родителей супругов. В настоящее время отдельные

простые, или нуклеарные, семьи — преобладающая

форма среди всех семей.

«Нуклеарная» — от слова «нуклеа» — ядро, т. е.

главная часть, основа. Этим подчеркивается, что нук­

леарная семья представляет собой отдельно живущую

(без родителей и родственников) супружескую пару

(ядро, главную часть) с детьми или без детей. Количе­

ство нуклеарных семей в нашей стране достигает 80%!.

Основная форма нуклеарной семьи — малодетная нук­

леарная семья. В отличие от многопоколенной развет-

1 Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 1996. С. 241.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

вленной семьи, она более проста, демократична, мо­

бильна, свободна от регламентирующего влияния стар­

ших поколений и, таким образом, более пэиспособле-

на к современным условиям жизни.

Жить отдельно от родителей хотели бы многие

молодые семьи. Сказывается стремление к независи­

мости, к самостоятельности, желание по-своему стро­

ить семейную жизнь. В целом атмосфера и условия

жизни молодых нуклеарных семей больше способствует

самовыражению, проявлению способностей, личных

качеств супругов, и качеств не только положительных.

Одна из черт нуклеарных семей заключается в том, что

партнера любят, но мнением его часто не дорожат. Не­

редко супруги излишне небрежны, несдержанны и

самоуверенны по отношению друг к другу. Даже не­

большие ссоры в отдельно живущих семьях бывают

очень опасны, особенно на ранних стадиях развития

семьи, когда идет «притирка характеров». От пустяч­

ного слова, небрежного жеста начавшаяся ссора, не

встречая внутренних и внешних преград, может лави­

нообразно развиться вплоть до развода. Интенсивность

жизни в нуклеарной семье приводит к стрессам, пси­

хическим заболеваниям, конфликтам, сексуальным

репрессиям, аморальности. Как и любое значимое со­

циальное движение, трансформация института семьи

разрешает одни проблемы, создавая другие.

БРАК КАК СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ

Отношения между людьми в системе психологи­

ческого знания понимаются как, во-первых, некая си­

стема взаимодействия, контактов, связей, во-вторых,

оценка субъектом самих этих взаимодействий и кон­

тактов, а также участвующих в них партнеров1. Эти

аспекты — объективный и оценочный — представля­

ют два аспекта реальности семейной жизни. Для се­

мьи частота контактов, их содержание определяется

тем, как члены семьи относятся друг к другу, т. е. эмо­

циональный компонент межличностных отношений

субъективно и объективно определяет состояние и

развитие взаимодействия.

1 Гозиан Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

Эмоциональные отношения многосторонне изуче­

ны Л.Я. Гозманом, значимые — А.А. Кроником

и Е.А. Кроник, однако авторы решали задачу по прояс­

нению закономерностей возникновения, развития, ста­

билизации и распада эмоциональных и значимых от­

ношений в паре или «событийной» группе. С точки

зрения семьи это явное сужение предмета анализа.

Такой подход, безусловно, выигрывает в точности и

глубине исследования, но недостаточен для реализа­

ции целей создания учебного пособия по семейной

психологии для студентов.

Семейная психология — это наука о человеческих

отношениях, энциклопедия жизни, свод писаных и

неписаных законов, устанавливаемых, выполняемых и

нарушаемых членами семьи.

Среди определений семьи, построенных по кате­

гориям семейных отношений, выделяется определение,

данное А.Г. Харчевым: семья — это «исторически кон­

кретная система взаимоотношений между супругами,

между родителями и детьми, как малой группы, члены

которой связаны брачными или родственными отноше­

ниями, общностью быта и взаимной моральной ответ­

ственностью и социальная необходимость в которой

обусловлена потребностью общества в физическом и

духовном воспроизводстве населения».

Супружеские узы как искусство жить в браке

определяют отношения, дуальные по форме, универ­

сальные по значению и специфические по интенсив­

ности и силе согласно определен



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 600; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.37.178 (0.013 с.)