Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Любовь как отрядом uiBOcnroi оеадеккатносп

Поиск

Некоторые авторы (Л. Каслер, 3. Фрейд, В. Райх)

пытались обрисовать потребность в любви, как при­

знак неадекватности. Однако, понятие неадекватности

по-разному используется разными авторами.

3. Фрейд видел в любви в основном сексуальные

феномены, или выражение полового инстинкта. Эро­

сом родоначальник психоанализа считал любое объе­

динение, например разговор, еду, чтение книги и т. п.

Такой любви он противопоставлял стремление к рас­

паду, разрушению, так называемый Танатос1.

Чувство слиянности, единства с другим челове­

ком для Фрейда — патологический феномен, возвра­

щение к состоянию раннего, «неограниченного нар­

циссизма». Ибо любовь — это всегда удовлетворение

неизбежного желания самоутвердиться. Человек лю­

бит не другого человека, а себя в своем отражении в

газах любимого.

Так же, как и Фрейд, В. Райх рассматривал любовь

в качестве отраженного восприятия собственных не до­

стигнутых идеалов в партнере.

В психоанализе проводят параллель между использо­

ванием наркотиков и любовью (зависимость от чувства

удовлетворения способствует занижению своей самооцен­

ки). Так, зависимость клиентов психотерапевтов от своих

партнеров показывает, что «неадекватные личности более

зависимы от любви, чтобы выжить психологически».

1 Фрейд 3. О психоанализе Пять лекций // История психоло­

гии. М.. 1992, С. 207-243.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

Согласно Л. Каслеру, любовь также является при­

знаком невротической личности. Любовь у Каслера

связана с удовлетворением потребности в признании

и сексуальной потребности, а также с конформистс­

кой реакцией (так принято), и является сплавом сово­

купности эмоций, среди которых ведущую роль играет

страх потери источника удовлетворения своих потреб­

ностей. Отсюда зависимость влюбленного человека,

которая мешает личностному развитию. Любовь и брак

все еще признаются за традиционную ценность, мы

программируем этот путь с рожденья, и поэтому при­

нимаем невротическую потребность в любви за есте­

ственную человеческую потребность.

А. Афанасьев выводит теорию дефицитарной любви

как особого состояния эйфории, вызванное иллюзией об­

рести «счастье» в паре с тем субъектом, который сможет

восполнить недостающие психические свойства.

Концепция, интерпретирующая любовь с позиций

двухфакторной теории эмоций (если причину охватив­

шего субъекта возбуждения он приписывает привле­

кающему его человеку, то с большей долей вероятно­

сти он называет это любовью; после, когда возникают

новые источники возбуждения, субъект склонен видеть

причину этого возбуждения в объекте любви; и чем

больше возбуждение, тем сильнее чувство любви) и

теории вознаграждающей привлекательности (нас при­

влекают те, кто чем-то нас вознаграждает или ассоци­

ируется у нас с каким-либо вознаграждением), отво­

дит личности пассивную роль1.

В целом, возникновение и углубление привязанно­

сти зависит от обстоятельств, факторов окружающей

действительности. Единственное, что зависит от лич­

ности субъекта любви, — его склонность или не склон­

ность приписать причину возникшего возбуждения

привлекающему человеку.

Теория любви А. Афанасьева

«Любовь» — это особое состояние эйфории, вызван­

ное иллюзией обрести «счастье» в паре с субъектом,

достаточно наделенным теми психическими свойствами,

' Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. СПб., 1998.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

в которых ощущается недостаток. А. Афанасьев обо­

сновал свое представление о внутренней архитекту­

ре человека, состоящей иэ четырех психических

модулей или функций: Эмоции («души»), Логики

(«ума»), Физики («тела») и Воли («духа»).1 Этот набор

функций присущ всем людям, однако, он образует в

личности иерархию, которая и определяет различие

людей. «Как природа положит друг на друга эти че­

тыре кирпича, таков и будет внутренний мир инди­

видуума». Что-то в психике человека является силь­

ным, достаточным, жизнетворящим, а что-то слабым,

недостаточным, ущербным, требующим дополнения

и развития. Люди сходятся в разной степени плодо­

творно, стремясь к гармонии психики и жизни, соот­

ветственно иерархиям своих функций. Автор, мате­

матически соотнося иерархии, выделяет 24 варианта

взаимодействия двоих людей во имя «любви». Имен­

но значимый недостаток в проявлении какой-либо

функции (воли, эмоции, тела, ума) является причи­

ной возникновения любви к другому человеку. Су­

ществуют три вида любви (или сочетания слабой

функции с функциями противоположной стороны,

что могут вызвать эйфорию):

Эрос — любовь по принципу противоположности.

Встречается чаще всего, к сожалению, сильная сторо­

на другого не прибавляет силы слабой стороне. Лю­

бовь-зависть — ненависть.

Филия — любовь по принципу тождества. Род­

ственные души, узнавая друг друга, в конечном счете

оказываются перед своим отражением в зеркале. Ста­

тика, скука.

Агапе — любовь-эволюция, движущая партнеров

от противоположности к тождеству. Плодотворная, на­

стоящая «формула любви», приводит к гармонизации

личностей любящих

Существуют чистые и множество переходных ти­

пов отношений (24 варианта), имеющих разные перс­

пективы развития. Любовь исчезает, когда перестает

надеяться или бояться, — говорил Ларошфуко. Как

правило, эйфория длится три года, далее происходит

1 Афанасьев А. Синтаксис любви (типология личности: прогноз

парных отношений). М., 1997.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

разрыв (если иллюзия оказывается необоснованной)

или продолжение отношений на ином уровне. Так, по­

знание себя и другого определяет возможности отно­

шений между людьми.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.103.119 (0.007 с.)