Семья в социуме, социум в семье 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семья в социуме, социум в семье



Семья является частью более широкой социальной

сети и подвержена воздействию различных сил со

стороны среды, в которой она существует, и со сторо­

ны людей, с которыми приходится иметь дело. Если мы

хотим правильно понять, почему семьи ведут себя так,

а не иначе, следует оценить подобные воздействия.

Анализ причин социального и психологического бла­

гополучия/неблагополучия семьи требует изучения не

только личностных качеств членов семьи, но и факто­

ров социального окружения, правил и норм поведения,

оказывающих решающее влияние на всю семейную

систему.

Семья и общество — это модели одной и той же

системы, но разного масштаба. Обе включают людей,

которые должны работать и жить вместе, чьи судьбы

тесно переплетены друг с другом. И в обществе и в

семье есть много общего: руководитель играет свою

роль и обращен при этом к подчиненным, молодой —

к старому, мужчина — к женщине, и каждый участву­

ет в принятии решений, использует свой авторитет и

стремится к общим целям.

Жизненный план одного конкретного человека яв­

ляется частичкой громадной психологии всего челове­

чества, которая с эпохи пещерного человека и периода

раннего земледелия и скотоводчества до эпохи великих

тоталитарных государств и вплоть до сегодняшнего дня

очевидно мало изменилась. Несмотря на многообразие

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

форм организации семьи и брака, изменение семейных

функций и домашнего обустройства, не так уж и много

существует психологических различий в семейных со­

бытиях и их участниках. Джозеф Кемпбелв книге «Че­

ловек с тысячью лиц» резюмирует это следующим об­

разом: «Современная роль Эдипа, бесконечный роман

Красавицы и Чудовища разыгрываются сегодня вече­

ром на углу Сорок Второй улицы и Пятой Авеню в про­

межутке между сменой красного сигнала светофора на

зеленый». Он показал, что и в нынешнее время конк­

ретные люди просто стремятся выжить. Очевидно, все

дети с рождения человечества должны бороться с теми

же житейскими проблемами, имея в своем распоряже­

нии те же средства.

Для этого в каждой семье детей учат, как жить в

обществе, как быть дисциплинированными, каким об­

разом строить свои отношения с противоположным по­

лом, как обращаться с деньгами, с кем дружить, как

устраивать свои дела, как следует относиться к неспра­

ведливости и другим негативным явлениям, нередко

диктуют, каким должно быть жизненное кредо. Позна­

ние мира для детей сводится к тому, что они узнали от

старших и что им помогли увидеть.

Однако современное общество стало настолько

сложным, что семья в одиночку уже не может научить

детей всему необходимому. К этому процессу подклю­

чаются другие организации и государственные учреж­

дения, «внесемейные» лица. Социальные проблемы

локализуются не в отдельной личности и не в отдельной

ячейке общества, каковой является семья, а в системе

социального взаимодействия, в его особенностях, кото-

ые определяют социальную ситуацию личности или

емьи. Причем в это взаимодействие вовлечены не толь­

ко отдельные индивиды или семьи и их группы, но и

локальная администрация, образовательные, медицин­

ские, социальные и т. п. службы, правоохранительные

органы, органы опеки, охраны материнства и детства,

экономические субъекты, политические партии, груп­

пы интересов и пр.

И, в конце концов, в семейную систему возвраща­

ется то, что вложили в детей школа, церковь, государ­

ство Эти общественные организации, созданные людь­

ми как необходимые институты воспитания, в конечном

Шнейдер Л. Б.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

счете, подрывают единство и целостность семьи. Шко­

лы отдаляют детей от родителей, работа на предприя­

тиях отрывает женщин и мужчин от дома, а государ­

ство отправляет молодых людей воевать на чужбине.

Сложность ситуации заключается в том, что члены

семьи просто не способны воздействовать на эту ши­

рокую социальную среду со своего микроуровня.

Проблема разрешается путем договорной регламен­

тации взаимоотношений семьи как социального инсти­

тута и государства. Иначе говоря, семья и государство

заключают между собой общественный договор, в кото­

ром на равноправной основе эксплицируются и форму­

лируются все существующие политические, социальные,

экономические и другие отношения между ними.

С одной стороны, общество должно нести ответ­

ственность за то, чтобы семья в полном объеме и каче­

ственно выполняла свои функции воспроизводства и

социализации новых поколений. При этом общество в

лице государства и других социальных институтов

свободно в принятии и поддержке тех типов семей и

семейного поведения, которые в наилучшей мере удов­

летворяют его интерес в обеспечении устойчивого

воспроизводства и успешной социализации подраста­

ющих поколений.

С другой стороны, семья как социальный институт

обеспечивает общество трудовыми ресурсами, испол­

нителями социальных ролей. Без этого «продукта се­

мейного производства» социальная система не может

функционировать. В принципе семья также независи­

ма от государства и имеет право принимать любые

решения, касающиеся ее жизни, совершенно самосто­

ятельно, сообразуясь лишь с собственными целями и

интересами. Это означает право семьи на любой тип

семейного поведения и на любой образ и стиль внут­

рисемейной жизни (лишь бы он не был криминальным).

Это означает, что и любые типы взаимосвязи супруже­

ства, родительства и родства в лоне семьи также неза­

висимы от государства.

Однако, социологи1 бьют тревогу: спонтанное раз­

витие семьи связано с периодом, когда быстрое сни­

жение смертности сделало ненужной высокую рожда-

1 Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 1996.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

емость. В наше время нормативным массовым стало

одно-двухдетное родительство. Вся свобода выбора

свелась к выбору между однодетностью и двухдетнос-

тью, которые и с демографической, и с социально-пси­

хологической и с любой иной точки зрения совершен­

но неразличимы. Многообразие семейных структур

сведено к малодетности, к обезличенной стандартнос­

ти этого единственного типа семьи и репродуктивного

поведения. Это резко снижает семейную стабильность,

ухудшает положение семьи как социального институ­

та, который предполагает плюрализм семейных струк­

тур, включая многопоколенные семьи с тесными род­

ственными связями или, по крайней мере, нуклеарные

семьи с несколькими детьми.

С социологической точки зрения, семейная полити­

ка государства должна быть направлена на возрождение

семьи, семейного образа жизни, фамилистической куль­

туры общества, укрепление семьи как социального ин­

ститута. Укрепляя семью как социальный институт, сле­

дует создавать условия реализации потенциала отдельных

семей при решении конкретных жизненных проблем

таким образом, чтобы семьи и их члены могли бы сами

извлекать доходы из своей экономической деятельности

и использовать их для поддержания того образа жизни,

который они считают приемлемым для себя.

Семейная политика с необходимостью должна быть

ориентирована на совершенствование всего строя со­

временной цивилизации, по существу антисемейной,

враждебной семье, невосприимчивой к ее проблемам

и болезням.

Социальная среда предоставляет широкий выбор

агрессивных и противоправных моделей поведения,

социальные пороки становятся общедоступными. Дух

цивилизации сегодня настолько силен, полон соблаз­

нов и греховности, что способен проникать в челове­

ческие души через все мыслимые и немыслимые огра­

ды. Посему важно помочь людям научиться встречать

этот дух достойно: и отсекательно, и преобразователь­

но. Мы постепенно начинаем осознавать, что переме­

ны должны начинаться с каждого конкретного челове­

ка, с каждой семьи.

Социальные условия порождают и поддерживают

ценности разными путями. Социальные психологи 643

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

считают, что большая часть социальных восприятий за­

висит от истолкования данной ситуации, чем от самой

этой ситуации; человеческие чувства, мысли и поступ­

ки формируются в результате влияний, оказываемых

людьми друг на друга. Как и большинство социальных

навыков, усвоение модели антисоциального поведения

происходит в наблюдении за действиями окружающих

и фиксировании последствий этих действий. Эта при­

чина может быть связана с явлением «заражения»,

которое состоит в том, что люди копируют поведение

и принимают стандарты и установки, характерные для

данной микросреды обитания.

Человек — существо общественное, которому для

того, чтобы выжить, необходим целый ряд социальных

связей. Постоянное взаимодействие с другими людь­

ми, с социальной средой, в которой он живет, форми­

рует его личность во всех аспектах, какие только мож­

но себе представить.

В социально-психологической литературе было опуб­

ликовано немало дискуссий по поводу роли той социаль­

ной среды, в которой живут семьи. Знание факторов,

которые не способствуют благополучию семей в том или

ином районе и их участию в общественной деятельности,

в целом, очень ограниченны. Вместе с тем эмпирически

выделенные факторы составили четыре основные груп­

пы: а) разногласия между родителями и отсутствие четких

дисциплинарных требований в семье; б) психические

нарушения и криминальное поведение родителей; в) низ­

кий социальный статус семьи и плохие жилищные усло­

вия; г) неблагоприятные особенности школьной среды.

Еще одной причиной может быть отвержение и де­

морализация семей. Это происходит из-за того, что на

семьи навешиваются ярлыки неблагополучных. М. Рат-

тер указывает еще на низкий социальный статус района.

В основе этого явления лежит целый комплекс причин.

Одна из них заключена в том, что в районах с низким

социальным статусом сосредотачиваются «трудные се­

мьи», поскольку это единственные районы, в которых они

могут найти жилье.

Вторя классикам1, можно констатировать порази­

тельную вещь — любовь и воля, которые в былые вре-

1 Мей Р. Любовь и воля. М., 1997.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

мена всегда помогали справиться с жизненными не­

взгодами, в наши дни сами стали проблемой. С этим

обстоятельством тесно связана другая особенность,

характерная для современной культуры, которая осно­

вана на стимулировании потребности покупать, на идее

взаимовыгодного обмена1. Счастье современного че­

ловека выражается в восторге, с которым он разгля­

дывает витрины, и в возможности купить все, что он

может себе позволить — за наличные или в кредит.

Точно так же он (она) смотрит и на людей. Привлека­

тельная девушка для мужчины или привлекательный

мужчина для женщины — это призы, которые они

стараются заполучить. «Привлекательность» обычно

означает набор популярных качеств, пользующихся

спросом на рынке личностей. Что именно делает чело­

века привлекательным, зависит от моды.

Неудивительно, что в культуре, где преобладает

ориентация на рынок, а материальный успех имеет

исключительную ценность, любовные взаимоотноше­

ния следуют той же схеме обмена, которая главенству­

ет на рынке товаров и рабочей силы.

Прошло время, когда человеком двигали немно­

гие стимулы, на которых сосредотачивались все силы

его души и которые превращались от этого в страсть,

в мощный пучок энергии, направленный в одну точ­

ку. Мы живем в эпоху многих стимулов, и духовная

жизнь человека резко переменилась, в нее вошли —

экономика, политика, рабочие обязанности, матери­

альные и бытовые запросы, культурные и творческие

тяготения, тяга к развлечениям и увлечениям. Любовь

отошла назад, потеснилась, уступила им часть своего

места среди пружин личной жизни. А вместе с этими

громадными переменами, любви мешают стрессовые

нагрузки, нервная усталость, социальные тяготы и не­

хватки. Вся жизнь людей перестраивается в своих ос­

новах, и любовь занимает в этой перестраивающейся

жизни новое, тоже перестраивающееся место. Она

приходит в новые соотношения с потребностями, про­

питывается новыми переживаниями, по-новому сплав­

ляется с другими чувствами. Она что-то теряет, и что-

то приобретает, делается в чем-то слабее, в чем-то

1 Фромм Э. Человек для себя. М, 1992.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

сильнее. В ней идут драматические переломы, и они

больно ранят душу.

Люди, живущие в нынешнее время, должны защи­

щаться от ужасного сверхстимулирования, от хлещуще­

го из телеприемников потока слов и шумов, от конвей­

ерных потребностей промышленности и гигантских

«фабрик» индустрии развлечений. В среднестатистичес­

кой семье телевизор работает до 7 часов в день: на каж­

дого члена семьи приходится по 4 часа. Телевидение

часто разрушает созданную безоблачную картину жиз­

ни. Очень трудно оставаться в блаженном неведении,

когда видишь передачи, рассказывающие о событиях,

происходящих в мире. Две из каждых трех вечерних

программ содержат сюжеты насилия и наркоупотреб­

ления. К моменту окончания средней школы ребенок

просматривает по телевидению около 8000 сцен с убий­

ствами и 100 000 других действий с применением наси­

лия и употребления наркотиков!.

Имеет ли это значение? Подталкивает ли телепоказ

криминальных сюжетов в прайм-тайм к воспроизведе­

нию тех моделей поведения, которые в них изобража­

ются? Или зритель, замещение участвуя в агрессивных

действиях, освобождается от агрессивной энергии?

Последняя идея, являясь вариацией гипотезы ка­

тарсиса, утверждает, что просматривание драмы, содер­

жащей насилие, помогает людям высвободить загнан­

ную внутрь агрессию. Защитники массовой культуры

часто ссылаются на эту теорию и напоминают, что на­

силие появилось раньше телевидения. Споры продол­

жаются до сих пор. Однако бесспорным является тот

факт, что наблюдение образцов насилия по ТВ: 1) ведет

к усилению агрессивности; 2) повышает порог чувстви­

тельности зрителей к насилию; 3) формирует взгляды

на социальную реальность.

Жизнедеятельность семьи реализуется одновре­

менно с миром природы и в специфической для чело­

веческого общества информационной среде, имеющей

свои механизмы развития и функционирования. Харак­

терной особенностью нынешней ситуации является то,

что всей человеческой цивилизации присуще постоян­

ное и стремительное расширение, осуществляемое

1 Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. СПб., 1996.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

самим же человеком (отдельными личностями, группа­

ми людей, организациями, определенными социальны­

ми институтами и т. п.). Особенно бурно расширение

информационной среды общества происходит в пос­

леднее время, и темпы его растут. К сожалению, в

последние годы важнейшая часть информационной

среды стала более агрессивной и примитивной.

Кровавая теледиета дает обильную пищу для нар­

котизации, сексуальных деформаций, предлагает модель

для «прожигания жизни». Вмешательство родителей в

данном случае не является конструктивным. Родители

могут запретить, но не могут «выключить» влияние ТВ.

Все исключительно сложные и взаимозависимые

процессы, происходящие в природе и обществе, отно­

сятся к информационному взаимодействию. Мудрая

природа уже изначально способна к полноценному

воспроизводству и имеет мнократный запас прочнос­

ти устойчиво противостоять негативным внешним и

внутренним воздействиям. Однако человек (в своем

неуемном стремлении победить природу, жажде к так

называемому научно-техническому прогрессу и нена­

сытном стремлении к материальному благополучию)

каждодневно ведет неутомимую саморазрушительную

деятельность. В результате — нарушение имунного ста­

туса, адаптационных и генетических свойств организ­

ма, развитие всевозможных тяжелых и неизлечимых

заболеваний, нарушение эколого-информационной

среды обитания и био-энерго-информационного рав­

новесия. Самое печальное — это духовно-нравствен­

ное обнищание общества и разрушение полноценной

личности человека и ее колыбели — семьи1.

Таким образом, в наше время со всей очевиднос­

тью встала проблема защиты здоровья и реабилитации,

как человека, так и самой среды обитания. Особенно

актуальна проблема экологической информационной

чистоты для семейной системы.

Пока же, в мире, в котором вещи и деньги превра­

щаются в средство идентификации, грозя, подобно лаве,

испепелить и удушить все живое на своем пути; в мире,

1 Ощепков Н.А. Реабилитация информационной среды жизне­

деятельности (интегративный подход к защите и обеспечению

здоровья человека // Экологическая психология. Тезисы 1-й рос­

сийской конференции. С. 126 — 128.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

в котором секс стал настолько доступен, что сохранить

хоть какой-то внутренний центр можно только одним

способом — научиться безучастно совершать половой

акт — в этом мире, который молодые люди ощущают

более непосредственно, поскольку у них не было вре­

мени возвести линию обороны, притупившие чувства

старшего поколения, нет ничего удивительного в том

факте, что кризис современной семьи увеличивается.

Весь мир пронизан беспокойством, люди цепляют­

ся друг за друга, и пытаются убедить себя, что испыты­

ваемое ими чувство — любовь, они не принимают воле­

вых решений, потому что боятся, выбрав нечто одно,

потерять другое, и чувствуют себя слишком неуверен­

но. В результате разрушается фундамент положитель­

ного социального воздействия общества на личность и

семью. Конечно, общественные и государственные орга­

низации могли бы больше и лучше заботиться о благо­

получии семьи. И это наверняка возможно. В нашем

урбанизированном и индустриальном мире социальные

институты должны быть экономичными, практичными,

эффективными, однако по большей части они бесчело­

вечны. Ведь не новость, что в этих организациях сегод­

ня процветает культ силы и вещей. И современные

семьи вполне приспособились к этому.

Проблема заключается в противоречии между воз­

можностями положительного воздействия общества на

семью и реальными мерами со стороны правоохрани­

тельных органов, учебных заведений, государственных

структур и пр. В современных условиях перекачка ос­

новного «массива» внутренней энергетики ценностно­

го и эмоционального порядка с профессиональных,

общественных и других отношений на отношения «са­

мые вечные» и «самые чистые», какими являются лич­

ные отношения, как ни печально это звучит, начинает

деформировать и разрушать именно эти, самые значи­

мые, отношения. В результате растет оцепенение от

чувства собственного бессилия.

Осуждая социальные пороки, мы до такой степени

приписываем криминальное поведение личностным

диспозициям, что не принимаем в расчет ситуативные

факторы. В том невнимании и отсутствии помощи, с

которыми сталкиваются дети, подростки, молодые суп­

руги, виноваты не только родители, но и почти все

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

аспекты нашей сегодняшней действительности. «Нор­

мальность» обозначает сегодня умение не волновать­

ся. Родители сами являются беспомощными и невеже­

ственными детьми нынешнего времени. Это один

единый образ жизни, и он все более активно осваива­

ется. Но вероятность этого будет меньшей, если мы от­

кровенно признаем неблагополучие нынешней ситуа­

ции, проанализируем его и попытаемся объединить

потенциал всех заинтересованных сил. Полученные в

эмпирических исследованиях результаты указывают на

необходимость учета различных аспектов семейной

жизни, социальных условий и особенностей школьной

среды для предупреждения девиантного поведения и

нарушений психического развития у детей.

И, наконец, все мы должны понять, что жизнь

делают люди и то, какие отношения складываются

между ними, определяет все, что вообще происходит с

человечеством и миром, в котором оно живет. «Любовь

и семья — пересечение всех мировых сил, которые

правят жизнью, зеркало всех перемен, которые идут в

человечестве. И чтобы по настоящему понять, что про­

исходит в любви и в семье, надо, наверное, понять, что

делается в устоях цивилизации, в глубинах социаль­

ной жизни; личные судьбы можно по настоящему по­

стичь только через планетарные призмы»1.

История человеческих отношений может быть най­

дена в древних памятниках, в залах суда и моргах, в

игорных домах и письмах к редакторам журналов, на

парламентских заседаниях, когда кто-нибудь пытается

направить на путь истинный целые народы, доказы­

вая, что то, что его родители говорили ему в младенче­

стве, подойдет и для всего мира. Все, что люди знают,

во что они верят, как они разрешают возникающие

конфликты, начинается в семье. Но в то же время в

деятельности государственных институтов отражают­

ся семейные традиции. Мир — это семья, в которой

живут разные нации, состоящие из таких же людей,

как мы с вами. Как и в любой семье, ими управляют

люди. Именно они, становясь руководителями государ­

ства, сталкиваются с теми же задачами и проблемами,

имеют такие же возможности, как и члены каждой

1 Рюриков Ю.Б. Мед и яд любви. М., 1989.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

отдельно взятой семьи. Создание мира на земле очень

похоже на создание дружной семьи.

В настоящее время раскрытие интегративных осо­

бенностей отношений семьи с социальной средой пу­

тем создания профилактической программы на основе

взаимодействия всех общественных сил, преобразова­

ния объективных и субъективных условий взаимодей­

ствия семьи с окружающим миром в целостный еди­

ный процесс, — важные направления практической

психологии. В современных условиях полностью теря­

ет смысл представление о государстве как единствен­

ном субъекте целеполагания, формирования и реали­

зации семейной политики1. В настоящее время цели

семейной политики и пути их достижения в возраста­

ющей мере формируются в рамках гражданского об­

щества, во взаимодействии трех субъектов социальной

жизни — семьи как малой группы, разного рода соци­

альных и территориальных общностей и объединений,

формальных и неформальных и государства, в лице его

специализированных органов (федеральных, регио­

нальных и локальных).

Семьям надо искать единомышленников в обще­

ственных организациях и образовывать с ними единый

союз. Семья должна стать объединяющим звеном в об­

ществе, это один из его немногочисленных союзов, у

которого занимаемое пространство и количество чле­

нов настолько малы, что все знают друг о друге почти

все и даже могут уместиться в одной комнате.

Современная превентивная проблематика требует

новых ценностных акцентов. Именно философское

осмысление социально-психологических проблем —

стремление к достижению гармонии отношений семьи

с обществом, другими людьми, очищение разума и души

человека от всех видов социального зла, защита и раз­

витие подлинных достижений культуры, укрепление

семьи как социального института, предотвращение ее

деградации — сегодня выходит на первый план.

Эта цель наиболее полно выражается в упрочении

семейного образа жизни и требует переориентации

всей социальной жизнедеятельности с интересов ин­

дивида, одиночки на интересы жизни в семье и семь-

1 Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М.. 1996.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

ей. Для того, чтобы эту цель выразить более конкретно,

необходимо, по мнению социологов1, учитывать тот

факт, что сегодня не только в нашей стране, но и прак­

тически во всех развитых странах мира преобладают

неполные, осколочные и вырожденные формы и раз­

новидности семьи, квазисемейные и внесемейные фор­

мы существования, причем степень общественного

принятия и одобрения всех этих форм нарастает.

■ Пути и средства социального воспитания

В душе ребенка всегда имеются социальные силы,

которые связывают его самосознание, его активность

с социальной средой. Это естественная социальность,

которую следует сохранять и развивать2.

Общая задача социального воспитания сформули­

рована В.В. Зеньковским, как содействие развитию

активности в ребенке. Зрелый человек должен быть

активным и деятельным. Активность может быть как

волевой, так и эмоциональной.

Часто развитие активности сводят именно к разви­

тию воли. Как ни важен волевой регулятор активнос­

ти, но он никогда не может заменить эмоционального

регулятора. Тайна активности лежит в свободе и раз­

витии эмоциональной жизни. Одностороннее развитие

ума, преимущественное развитие волевой сферы ве­

дут к торжеству рассудочности, к измельчанию актив­

ности, к торжеству шаблона и рутины.

Правильная постановка социального воспитания

должна считаться с этим. Нельзя подготовить челове­

ка к социальной жизни, к широкому сотрудничеству с

людьми и воодушевить его духом солидарности, если

сосредоточиться на развитии ума, на сообщении све­

дений, расширяющих социальные горизонты в детях.

Все это имеет огромное значение для социального

прогресса, но при том лишь условии, если в личности

есть интерес и любовь к социальному общению, есть

живое стремление к солидарности. К социальному

1 Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 1996.

2 Зеньковский В.В. Психология детства. Екатеринбург, 1995.

С. 325-342.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

творчеству человек становится способен лишь в том

случае, если сознает ценность социального общения,

всем существом стремится к нему; лишь на основе

живого социального опыта возможно социальное твор­

чество. И тогда, утверждает В.В. Зеньковский, конечно

нужны социальные знания.

Но здесь дело идет не о простом сообщении соци­

альных навыков, не о дрессировке воли в определенном

направлении, а, прежде всего, о развитии всей гаммы

социальных чувств, об общем подъеме эмоциональной

жизни. Сообщив какие угодно социальные навыки нату­

ре социально инертной, можно в лучшем случае добить­

ся того, что она механически, бездушно будет исполнять

привитые ей правила социального поведения. Ценность

такого внешнего поведения чрезвычайно ничтожна имен­

но в области социальных отношений, где люди имеют

дело друг с другом. Социальная инертность может быть

преодолена только изнутри — путем широкого развития

эмоциональной отзывчивости, путем подъема социальных

чувств. В живом интересе к социальному общению мо­

жет быть найден неисчерпаемый источник социальной

активности.

Ребенок находит себя впервые в семье, которая

окружает его в ранние годы тесной социальной оболоч­

кой. Среди родных лиц, обычно связанных между собой

взаимной симпатией, растет ребенок, — и уже в эту пору

его социальные запросы очень велики. Социальное

общение имеет, полагает В.В. Зеньковский, главное зна­

чение в эту пору усвоения традиции. И в этой сфере

стержнем, несущим основной груз ценностных ожида­

ний относительно любви и поддержки, является семья.

В целом следует отметить, что родители и семья яв­

ляются первыми социальными воспитателями ребенка;

они не односторонне влияют на ребенка, а взаимодей­

ствуют с ним; это социальное взаимодействие во многом

определяется соотношением пола ребенка и родителей;

важная роль и характер межличностных отношений

взрослых между собой подчеркивает роль семьи как

воспитателя; половое воспитание в семье ключевым об­

разом влияет на восприятие ребенком разворачивающих­

ся позже более широких социальных влияний.

Ребенок в семье учится речи, приобретает первый

социальный опыт, учится социальному ориентирова-

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

нию. Эта роль семьи, которую она играет, не прилагая

для этого почти никаких усилий, огромна, — и именно

за это люди всегда видят в семье идеал социального

сближения, всегда называют потом самых лучших сво­

их друзей — «родными». Естественная социальность

семьи ведет к тому, что в ней развертываются первые

социальные замыслы ребенка, приобретается вкус к со­

циальному сближению, формируется способность к

социальному обмену. Но семья, если она хорошо пост­

роена, может иметь и более глубокое значение в соци­

альном созревании ребенка. Всякая семья есть не про­

сто сожительство, но почти всегда сотрудничество;

семья представляет как бы простейший элемент обще­

ства, она живет замкнутой хозяйственной жизнью, име­

ет свое отдельное жилище и т. д. Все это при нормаль­

ных условиях ведет к тесному сотрудничеству членов

семьи; на почве общей жизни, на основе деловой помо­

щи друг другу вырастает забота друг о друге, умение

считаться с особенностями каждого члена семьи, вза­

имная уступчивость, — развивается дух солидарности.

Там, где семья поднимается до такой высоты, привязан­

ность членов семьи друг к другу со временем не только

не ослабевает, а наоборот возрастает. Социальная сила

семьи кроется в духе солидарности, во взаимной помо­

щи друг другу; крепость социальной связи постоянно

поддерживается общей жизнью, общей работой, подлин­

ным сотрудничеством. Не сентиментальное единоду­

шие, но сближение в активности, общие заботы и думы,

общее горе и радости, общий труд, общая жизнь, совме­

стная активность, вот что поддерживает силу семейных

социальных связей. Нормальная семья является неза­

менимым органом социального воспитания, потому что

к тесному социальному сотрудничеству присоединяет­

ся здесь естественное чувство родственной близости, из­

вестная органическая связь членов семьи. Нормальная

семья может и не задаваться педагогическими задача­

ми, — она все равно воспитывает самим строем своим,

взаимностью социальных связей. Родители возвышают­

ся над детьми своим авторитетом, но они же приближа­

ются к детям в нежной любви к ним. Почти все соци­

альные чувства находят для себя материал в семейных

отношениях. Вот отчего идеал семьи кажется В.В. Зень-

ковскому высшим социальным идеалом: из семей, из 653

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

семейных отношений струится в душу человека наибо­

лее полный, наиболее яркий свет социальности.

К сожалению, муж и жена часто образуют семью

лишь внешне, а духовно остаются чуждыми друг другу

В семье нет эмоционального единства, нет эмоциональ­

ной близости, — т. е. нет почвы для настоящего соци­

ального общения. Семья превращается в сожительство,

в физическое соседство. Люди ведут одинаковую, а не

одну жизнь, пульс семейственности, внутренней тепло­

ты и близости почти совершенно не слышится. Большей

частью в современных семьях чувствуется глубокий

надлом, трагическое расхождение, в силу чего сожитель­

ство становится часто мучительным. Почва для ссор,

взаимного непонимания, для взаимных обвинений все­

гда готова, от всякого пустяка может разгореться насто­

ящая ссора. Взаимных обид становится больше, чем

услуг, горечи больше, чем радости. Супруги друг другу

надоедают, при первом удобном случае уходят к дру­

гим, легко увлекаются кем-нибудь на стороне, а то и

просто бросают семью.

Что выносят дети из такой семьи? Их социальные

переживания отравлены ядом раньше, чем они успели

познать ценность социальной близости; они не знают

настоящего сотрудничества, одушевленного взаимной

симпатией. Семья питает их социальные запросы сла­

бо и усиливает неопределенное стремление к какой-то

иной социальной обстановке. Бегство из семьи стано­

вится всеобщим явлением. Отторгнутый своей семьей,

нелюбимый современный подросток знает в лицо де­

сятки телеведущих, звезд эстрады и пр., которые каж­

дый вечер, улыбаясь, входят в его дом — сам же, он так

и остается неузнанным. Причинение боли и страданий

другому человеку доказывает ему, что он может оказы­

вать воздействие на других. Ощущение, что тебя ак­

тивно ненавидят, доставляет почти такое удовольствие,

как и ощущение, что тебя активно любят: оно ликвиди­

рует совершенно непереносимую детьми и подростка­

ми ситуацию анонимности и одиночества. Оно компен­

сирует все: отчуждение в семье, невостребованность в

обществе, неуважение в школе, презрение со стороны

благополучных сверстников.

Такое положение вещей наносит самый серьезный

удар социальным силам личности и становится утро-

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

жающим для общества. Все, кто думает об оздоровле­

нии общества, о социальном прогрессе, неизменно

приходят к мысли, что нравственное оздоровление

должно начаться с забот о силе и чистоте семейной

общности. Семья может исполнить свою роль в соци­

альном воспитании детей только в том случае, если она

внутренне оздоровится, если она осуществит в себе

внутреннее единство. Конечно, чрезвычайно полезны

внешние приемы социального воспитания — приуче­

ние ребенка к сотрудничеству с другими и для других,

развитие у него социальных навыков, — но все это так

ничтожно, так мало в сравнении с тем, что потенци­

ально может дать семья. Именно семье принадлежит

решающая роль в выработке и развитии социальной

отзывчивости, почти всегда эмоциональная тупость,

эмоциональная замкнутость являются свидетелями

того, что в детские годы душа ребенка не могла рас­

крыться навстречу лучам социальности, что она оказа­

лась в холодной атмосфере взаимного равнодушия,

враждебности, чисто формальных отношений, царив­

ших в семье.

Семья не может выполнить своей огромной, от­

ветственной роли в социальном воспитании, если она

сама не поднимется на ту высоту, на какой должна

находиться. Странно рассчитывать на то, что в про­



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 532; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.239.195 (0.338 с.)