Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Семья в социуме, социум в семьеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Семья является частью более широкой социальной сети и подвержена воздействию различных сил со стороны среды, в которой она существует, и со сторо ны людей, с которыми приходится иметь дело. Если мы хотим правильно понять, почему семьи ведут себя так, а не иначе, следует оценить подобные воздействия. Анализ причин социального и психологического бла гополучия/неблагополучия семьи требует изучения не только личностных качеств членов семьи, но и факто ров социального окружения, правил и норм поведения, оказывающих решающее влияние на всю семейную систему. Семья и общество — это модели одной и той же системы, но разного масштаба. Обе включают людей, которые должны работать и жить вместе, чьи судьбы тесно переплетены друг с другом. И в обществе и в семье есть много общего: руководитель играет свою роль и обращен при этом к подчиненным, молодой — к старому, мужчина — к женщине, и каждый участву ет в принятии решений, использует свой авторитет и стремится к общим целям. Жизненный план одного конкретного человека яв ляется частичкой громадной психологии всего челове чества, которая с эпохи пещерного человека и периода раннего земледелия и скотоводчества до эпохи великих тоталитарных государств и вплоть до сегодняшнего дня очевидно мало изменилась. Несмотря на многообразие Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru форм организации семьи и брака, изменение семейных функций и домашнего обустройства, не так уж и много существует психологических различий в семейных со бытиях и их участниках. Джозеф Кемпбелв книге «Че ловек с тысячью лиц» резюмирует это следующим об разом: «Современная роль Эдипа, бесконечный роман Красавицы и Чудовища разыгрываются сегодня вече ром на углу Сорок Второй улицы и Пятой Авеню в про межутке между сменой красного сигнала светофора на зеленый». Он показал, что и в нынешнее время конк ретные люди просто стремятся выжить. Очевидно, все дети с рождения человечества должны бороться с теми же житейскими проблемами, имея в своем распоряже нии те же средства. Для этого в каждой семье детей учат, как жить в обществе, как быть дисциплинированными, каким об разом строить свои отношения с противоположным по лом, как обращаться с деньгами, с кем дружить, как устраивать свои дела, как следует относиться к неспра ведливости и другим негативным явлениям, нередко диктуют, каким должно быть жизненное кредо. Позна ние мира для детей сводится к тому, что они узнали от старших и что им помогли увидеть. Однако современное общество стало настолько сложным, что семья в одиночку уже не может научить детей всему необходимому. К этому процессу подклю чаются другие организации и государственные учреж дения, «внесемейные» лица. Социальные проблемы локализуются не в отдельной личности и не в отдельной ячейке общества, каковой является семья, а в системе социального взаимодействия, в его особенностях, кото- ые определяют социальную ситуацию личности или емьи. Причем в это взаимодействие вовлечены не толь ко отдельные индивиды или семьи и их группы, но и локальная администрация, образовательные, медицин ские, социальные и т. п. службы, правоохранительные органы, органы опеки, охраны материнства и детства, экономические субъекты, политические партии, груп пы интересов и пр. И, в конце концов, в семейную систему возвраща ется то, что вложили в детей школа, церковь, государ ство Эти общественные организации, созданные людь ми как необходимые институты воспитания, в конечном Шнейдер Л. Б. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru счете, подрывают единство и целостность семьи. Шко лы отдаляют детей от родителей, работа на предприя тиях отрывает женщин и мужчин от дома, а государ ство отправляет молодых людей воевать на чужбине. Сложность ситуации заключается в том, что члены семьи просто не способны воздействовать на эту ши рокую социальную среду со своего микроуровня. Проблема разрешается путем договорной регламен тации взаимоотношений семьи как социального инсти тута и государства. Иначе говоря, семья и государство заключают между собой общественный договор, в кото ром на равноправной основе эксплицируются и форму лируются все существующие политические, социальные, экономические и другие отношения между ними. С одной стороны, общество должно нести ответ ственность за то, чтобы семья в полном объеме и каче ственно выполняла свои функции воспроизводства и социализации новых поколений. При этом общество в лице государства и других социальных институтов свободно в принятии и поддержке тех типов семей и семейного поведения, которые в наилучшей мере удов летворяют его интерес в обеспечении устойчивого воспроизводства и успешной социализации подраста ющих поколений. С другой стороны, семья как социальный институт обеспечивает общество трудовыми ресурсами, испол нителями социальных ролей. Без этого «продукта се мейного производства» социальная система не может функционировать. В принципе семья также независи ма от государства и имеет право принимать любые решения, касающиеся ее жизни, совершенно самосто ятельно, сообразуясь лишь с собственными целями и интересами. Это означает право семьи на любой тип семейного поведения и на любой образ и стиль внут рисемейной жизни (лишь бы он не был криминальным). Это означает, что и любые типы взаимосвязи супруже ства, родительства и родства в лоне семьи также неза висимы от государства. Однако, социологи1 бьют тревогу: спонтанное раз витие семьи связано с периодом, когда быстрое сни жение смертности сделало ненужной высокую рожда- 1 Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 1996. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru емость. В наше время нормативным массовым стало одно-двухдетное родительство. Вся свобода выбора свелась к выбору между однодетностью и двухдетнос- тью, которые и с демографической, и с социально-пси хологической и с любой иной точки зрения совершен но неразличимы. Многообразие семейных структур сведено к малодетности, к обезличенной стандартнос ти этого единственного типа семьи и репродуктивного поведения. Это резко снижает семейную стабильность, ухудшает положение семьи как социального институ та, который предполагает плюрализм семейных струк тур, включая многопоколенные семьи с тесными род ственными связями или, по крайней мере, нуклеарные семьи с несколькими детьми. С социологической точки зрения, семейная полити ка государства должна быть направлена на возрождение семьи, семейного образа жизни, фамилистической куль туры общества, укрепление семьи как социального ин ститута. Укрепляя семью как социальный институт, сле дует создавать условия реализации потенциала отдельных семей при решении конкретных жизненных проблем таким образом, чтобы семьи и их члены могли бы сами извлекать доходы из своей экономической деятельности и использовать их для поддержания того образа жизни, который они считают приемлемым для себя. Семейная политика с необходимостью должна быть ориентирована на совершенствование всего строя со временной цивилизации, по существу антисемейной, враждебной семье, невосприимчивой к ее проблемам и болезням. Социальная среда предоставляет широкий выбор агрессивных и противоправных моделей поведения, социальные пороки становятся общедоступными. Дух цивилизации сегодня настолько силен, полон соблаз нов и греховности, что способен проникать в челове ческие души через все мыслимые и немыслимые огра ды. Посему важно помочь людям научиться встречать этот дух достойно: и отсекательно, и преобразователь но. Мы постепенно начинаем осознавать, что переме ны должны начинаться с каждого конкретного челове ка, с каждой семьи. Социальные условия порождают и поддерживают ценности разными путями. Социальные психологи 643 Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru считают, что большая часть социальных восприятий за висит от истолкования данной ситуации, чем от самой этой ситуации; человеческие чувства, мысли и поступ ки формируются в результате влияний, оказываемых людьми друг на друга. Как и большинство социальных навыков, усвоение модели антисоциального поведения происходит в наблюдении за действиями окружающих и фиксировании последствий этих действий. Эта при чина может быть связана с явлением «заражения», которое состоит в том, что люди копируют поведение и принимают стандарты и установки, характерные для данной микросреды обитания. Человек — существо общественное, которому для того, чтобы выжить, необходим целый ряд социальных связей. Постоянное взаимодействие с другими людь ми, с социальной средой, в которой он живет, форми рует его личность во всех аспектах, какие только мож но себе представить. В социально-психологической литературе было опуб ликовано немало дискуссий по поводу роли той социаль ной среды, в которой живут семьи. Знание факторов, которые не способствуют благополучию семей в том или ином районе и их участию в общественной деятельности, в целом, очень ограниченны. Вместе с тем эмпирически выделенные факторы составили четыре основные груп пы: а) разногласия между родителями и отсутствие четких дисциплинарных требований в семье; б) психические нарушения и криминальное поведение родителей; в) низ кий социальный статус семьи и плохие жилищные усло вия; г) неблагоприятные особенности школьной среды. Еще одной причиной может быть отвержение и де морализация семей. Это происходит из-за того, что на семьи навешиваются ярлыки неблагополучных. М. Рат- тер указывает еще на низкий социальный статус района. В основе этого явления лежит целый комплекс причин. Одна из них заключена в том, что в районах с низким социальным статусом сосредотачиваются «трудные се мьи», поскольку это единственные районы, в которых они могут найти жилье. Вторя классикам1, можно констатировать порази тельную вещь — любовь и воля, которые в былые вре- 1 Мей Р. Любовь и воля. М., 1997. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru мена всегда помогали справиться с жизненными не взгодами, в наши дни сами стали проблемой. С этим обстоятельством тесно связана другая особенность, характерная для современной культуры, которая осно вана на стимулировании потребности покупать, на идее взаимовыгодного обмена1. Счастье современного че ловека выражается в восторге, с которым он разгля дывает витрины, и в возможности купить все, что он может себе позволить — за наличные или в кредит. Точно так же он (она) смотрит и на людей. Привлека тельная девушка для мужчины или привлекательный мужчина для женщины — это призы, которые они стараются заполучить. «Привлекательность» обычно означает набор популярных качеств, пользующихся спросом на рынке личностей. Что именно делает чело века привлекательным, зависит от моды. Неудивительно, что в культуре, где преобладает ориентация на рынок, а материальный успех имеет исключительную ценность, любовные взаимоотноше ния следуют той же схеме обмена, которая главенству ет на рынке товаров и рабочей силы. Прошло время, когда человеком двигали немно гие стимулы, на которых сосредотачивались все силы его души и которые превращались от этого в страсть, в мощный пучок энергии, направленный в одну точ ку. Мы живем в эпоху многих стимулов, и духовная жизнь человека резко переменилась, в нее вошли — экономика, политика, рабочие обязанности, матери альные и бытовые запросы, культурные и творческие тяготения, тяга к развлечениям и увлечениям. Любовь отошла назад, потеснилась, уступила им часть своего места среди пружин личной жизни. А вместе с этими громадными переменами, любви мешают стрессовые нагрузки, нервная усталость, социальные тяготы и не хватки. Вся жизнь людей перестраивается в своих ос новах, и любовь занимает в этой перестраивающейся жизни новое, тоже перестраивающееся место. Она приходит в новые соотношения с потребностями, про питывается новыми переживаниями, по-новому сплав ляется с другими чувствами. Она что-то теряет, и что- то приобретает, делается в чем-то слабее, в чем-то 1 Фромм Э. Человек для себя. М, 1992. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru сильнее. В ней идут драматические переломы, и они больно ранят душу. Люди, живущие в нынешнее время, должны защи щаться от ужасного сверхстимулирования, от хлещуще го из телеприемников потока слов и шумов, от конвей ерных потребностей промышленности и гигантских «фабрик» индустрии развлечений. В среднестатистичес кой семье телевизор работает до 7 часов в день: на каж дого члена семьи приходится по 4 часа. Телевидение часто разрушает созданную безоблачную картину жиз ни. Очень трудно оставаться в блаженном неведении, когда видишь передачи, рассказывающие о событиях, происходящих в мире. Две из каждых трех вечерних программ содержат сюжеты насилия и наркоупотреб ления. К моменту окончания средней школы ребенок просматривает по телевидению около 8000 сцен с убий ствами и 100 000 других действий с применением наси лия и употребления наркотиков!. Имеет ли это значение? Подталкивает ли телепоказ криминальных сюжетов в прайм-тайм к воспроизведе нию тех моделей поведения, которые в них изобража ются? Или зритель, замещение участвуя в агрессивных действиях, освобождается от агрессивной энергии? Последняя идея, являясь вариацией гипотезы ка тарсиса, утверждает, что просматривание драмы, содер жащей насилие, помогает людям высвободить загнан ную внутрь агрессию. Защитники массовой культуры часто ссылаются на эту теорию и напоминают, что на силие появилось раньше телевидения. Споры продол жаются до сих пор. Однако бесспорным является тот факт, что наблюдение образцов насилия по ТВ: 1) ведет к усилению агрессивности; 2) повышает порог чувстви тельности зрителей к насилию; 3) формирует взгляды на социальную реальность. Жизнедеятельность семьи реализуется одновре менно с миром природы и в специфической для чело веческого общества информационной среде, имеющей свои механизмы развития и функционирования. Харак терной особенностью нынешней ситуации является то, что всей человеческой цивилизации присуще постоян ное и стремительное расширение, осуществляемое 1 Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. СПб., 1996. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru самим же человеком (отдельными личностями, группа ми людей, организациями, определенными социальны ми институтами и т. п.). Особенно бурно расширение информационной среды общества происходит в пос леднее время, и темпы его растут. К сожалению, в последние годы важнейшая часть информационной среды стала более агрессивной и примитивной. Кровавая теледиета дает обильную пищу для нар котизации, сексуальных деформаций, предлагает модель для «прожигания жизни». Вмешательство родителей в данном случае не является конструктивным. Родители могут запретить, но не могут «выключить» влияние ТВ. Все исключительно сложные и взаимозависимые процессы, происходящие в природе и обществе, отно сятся к информационному взаимодействию. Мудрая природа уже изначально способна к полноценному воспроизводству и имеет мнократный запас прочнос ти устойчиво противостоять негативным внешним и внутренним воздействиям. Однако человек (в своем неуемном стремлении победить природу, жажде к так называемому научно-техническому прогрессу и нена сытном стремлении к материальному благополучию) каждодневно ведет неутомимую саморазрушительную деятельность. В результате — нарушение имунного ста туса, адаптационных и генетических свойств организ ма, развитие всевозможных тяжелых и неизлечимых заболеваний, нарушение эколого-информационной среды обитания и био-энерго-информационного рав новесия. Самое печальное — это духовно-нравствен ное обнищание общества и разрушение полноценной личности человека и ее колыбели — семьи1. Таким образом, в наше время со всей очевиднос тью встала проблема защиты здоровья и реабилитации, как человека, так и самой среды обитания. Особенно актуальна проблема экологической информационной чистоты для семейной системы. Пока же, в мире, в котором вещи и деньги превра щаются в средство идентификации, грозя, подобно лаве, испепелить и удушить все живое на своем пути; в мире, 1 Ощепков Н.А. Реабилитация информационной среды жизне деятельности (интегративный подход к защите и обеспечению здоровья человека // Экологическая психология. Тезисы 1-й рос сийской конференции. С. 126 — 128. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru в котором секс стал настолько доступен, что сохранить хоть какой-то внутренний центр можно только одним способом — научиться безучастно совершать половой акт — в этом мире, который молодые люди ощущают более непосредственно, поскольку у них не было вре мени возвести линию обороны, притупившие чувства старшего поколения, нет ничего удивительного в том факте, что кризис современной семьи увеличивается. Весь мир пронизан беспокойством, люди цепляют ся друг за друга, и пытаются убедить себя, что испыты ваемое ими чувство — любовь, они не принимают воле вых решений, потому что боятся, выбрав нечто одно, потерять другое, и чувствуют себя слишком неуверен но. В результате разрушается фундамент положитель ного социального воздействия общества на личность и семью. Конечно, общественные и государственные орга низации могли бы больше и лучше заботиться о благо получии семьи. И это наверняка возможно. В нашем урбанизированном и индустриальном мире социальные институты должны быть экономичными, практичными, эффективными, однако по большей части они бесчело вечны. Ведь не новость, что в этих организациях сегод ня процветает культ силы и вещей. И современные семьи вполне приспособились к этому. Проблема заключается в противоречии между воз можностями положительного воздействия общества на семью и реальными мерами со стороны правоохрани тельных органов, учебных заведений, государственных структур и пр. В современных условиях перекачка ос новного «массива» внутренней энергетики ценностно го и эмоционального порядка с профессиональных, общественных и других отношений на отношения «са мые вечные» и «самые чистые», какими являются лич ные отношения, как ни печально это звучит, начинает деформировать и разрушать именно эти, самые значи мые, отношения. В результате растет оцепенение от чувства собственного бессилия. Осуждая социальные пороки, мы до такой степени приписываем криминальное поведение личностным диспозициям, что не принимаем в расчет ситуативные факторы. В том невнимании и отсутствии помощи, с которыми сталкиваются дети, подростки, молодые суп руги, виноваты не только родители, но и почти все Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru аспекты нашей сегодняшней действительности. «Нор мальность» обозначает сегодня умение не волновать ся. Родители сами являются беспомощными и невеже ственными детьми нынешнего времени. Это один единый образ жизни, и он все более активно осваива ется. Но вероятность этого будет меньшей, если мы от кровенно признаем неблагополучие нынешней ситуа ции, проанализируем его и попытаемся объединить потенциал всех заинтересованных сил. Полученные в эмпирических исследованиях результаты указывают на необходимость учета различных аспектов семейной жизни, социальных условий и особенностей школьной среды для предупреждения девиантного поведения и нарушений психического развития у детей. И, наконец, все мы должны понять, что жизнь делают люди и то, какие отношения складываются между ними, определяет все, что вообще происходит с человечеством и миром, в котором оно живет. «Любовь и семья — пересечение всех мировых сил, которые правят жизнью, зеркало всех перемен, которые идут в человечестве. И чтобы по настоящему понять, что про исходит в любви и в семье, надо, наверное, понять, что делается в устоях цивилизации, в глубинах социаль ной жизни; личные судьбы можно по настоящему по стичь только через планетарные призмы»1. История человеческих отношений может быть най дена в древних памятниках, в залах суда и моргах, в игорных домах и письмах к редакторам журналов, на парламентских заседаниях, когда кто-нибудь пытается направить на путь истинный целые народы, доказы вая, что то, что его родители говорили ему в младенче стве, подойдет и для всего мира. Все, что люди знают, во что они верят, как они разрешают возникающие конфликты, начинается в семье. Но в то же время в деятельности государственных институтов отражают ся семейные традиции. Мир — это семья, в которой живут разные нации, состоящие из таких же людей, как мы с вами. Как и в любой семье, ими управляют люди. Именно они, становясь руководителями государ ства, сталкиваются с теми же задачами и проблемами, имеют такие же возможности, как и члены каждой 1 Рюриков Ю.Б. Мед и яд любви. М., 1989. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru отдельно взятой семьи. Создание мира на земле очень похоже на создание дружной семьи. В настоящее время раскрытие интегративных осо бенностей отношений семьи с социальной средой пу тем создания профилактической программы на основе взаимодействия всех общественных сил, преобразова ния объективных и субъективных условий взаимодей ствия семьи с окружающим миром в целостный еди ный процесс, — важные направления практической психологии. В современных условиях полностью теря ет смысл представление о государстве как единствен ном субъекте целеполагания, формирования и реали зации семейной политики1. В настоящее время цели семейной политики и пути их достижения в возраста ющей мере формируются в рамках гражданского об щества, во взаимодействии трех субъектов социальной жизни — семьи как малой группы, разного рода соци альных и территориальных общностей и объединений, формальных и неформальных и государства, в лице его специализированных органов (федеральных, регио нальных и локальных). Семьям надо искать единомышленников в обще ственных организациях и образовывать с ними единый союз. Семья должна стать объединяющим звеном в об ществе, это один из его немногочисленных союзов, у которого занимаемое пространство и количество чле нов настолько малы, что все знают друг о друге почти все и даже могут уместиться в одной комнате. Современная превентивная проблематика требует новых ценностных акцентов. Именно философское осмысление социально-психологических проблем — стремление к достижению гармонии отношений семьи с обществом, другими людьми, очищение разума и души человека от всех видов социального зла, защита и раз витие подлинных достижений культуры, укрепление семьи как социального института, предотвращение ее деградации — сегодня выходит на первый план. Эта цель наиболее полно выражается в упрочении семейного образа жизни и требует переориентации всей социальной жизнедеятельности с интересов ин дивида, одиночки на интересы жизни в семье и семь- 1 Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М.. 1996. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru ей. Для того, чтобы эту цель выразить более конкретно, необходимо, по мнению социологов1, учитывать тот факт, что сегодня не только в нашей стране, но и прак тически во всех развитых странах мира преобладают неполные, осколочные и вырожденные формы и раз новидности семьи, квазисемейные и внесемейные фор мы существования, причем степень общественного принятия и одобрения всех этих форм нарастает. ■ Пути и средства социального воспитания В душе ребенка всегда имеются социальные силы, которые связывают его самосознание, его активность с социальной средой. Это естественная социальность, которую следует сохранять и развивать2. Общая задача социального воспитания сформули рована В.В. Зеньковским, как содействие развитию активности в ребенке. Зрелый человек должен быть активным и деятельным. Активность может быть как волевой, так и эмоциональной. Часто развитие активности сводят именно к разви тию воли. Как ни важен волевой регулятор активнос ти, но он никогда не может заменить эмоционального регулятора. Тайна активности лежит в свободе и раз витии эмоциональной жизни. Одностороннее развитие ума, преимущественное развитие волевой сферы ве дут к торжеству рассудочности, к измельчанию актив ности, к торжеству шаблона и рутины. Правильная постановка социального воспитания должна считаться с этим. Нельзя подготовить челове ка к социальной жизни, к широкому сотрудничеству с людьми и воодушевить его духом солидарности, если сосредоточиться на развитии ума, на сообщении све дений, расширяющих социальные горизонты в детях. Все это имеет огромное значение для социального прогресса, но при том лишь условии, если в личности есть интерес и любовь к социальному общению, есть живое стремление к солидарности. К социальному 1 Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 1996. 2 Зеньковский В.В. Психология детства. Екатеринбург, 1995. С. 325-342. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru творчеству человек становится способен лишь в том случае, если сознает ценность социального общения, всем существом стремится к нему; лишь на основе живого социального опыта возможно социальное твор чество. И тогда, утверждает В.В. Зеньковский, конечно нужны социальные знания. Но здесь дело идет не о простом сообщении соци альных навыков, не о дрессировке воли в определенном направлении, а, прежде всего, о развитии всей гаммы социальных чувств, об общем подъеме эмоциональной жизни. Сообщив какие угодно социальные навыки нату ре социально инертной, можно в лучшем случае добить ся того, что она механически, бездушно будет исполнять привитые ей правила социального поведения. Ценность такого внешнего поведения чрезвычайно ничтожна имен но в области социальных отношений, где люди имеют дело друг с другом. Социальная инертность может быть преодолена только изнутри — путем широкого развития эмоциональной отзывчивости, путем подъема социальных чувств. В живом интересе к социальному общению мо жет быть найден неисчерпаемый источник социальной активности. Ребенок находит себя впервые в семье, которая окружает его в ранние годы тесной социальной оболоч кой. Среди родных лиц, обычно связанных между собой взаимной симпатией, растет ребенок, — и уже в эту пору его социальные запросы очень велики. Социальное общение имеет, полагает В.В. Зеньковский, главное зна чение в эту пору усвоения традиции. И в этой сфере стержнем, несущим основной груз ценностных ожида ний относительно любви и поддержки, является семья. В целом следует отметить, что родители и семья яв ляются первыми социальными воспитателями ребенка; они не односторонне влияют на ребенка, а взаимодей ствуют с ним; это социальное взаимодействие во многом определяется соотношением пола ребенка и родителей; важная роль и характер межличностных отношений взрослых между собой подчеркивает роль семьи как воспитателя; половое воспитание в семье ключевым об разом влияет на восприятие ребенком разворачивающих ся позже более широких социальных влияний. Ребенок в семье учится речи, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентирова- Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru нию. Эта роль семьи, которую она играет, не прилагая для этого почти никаких усилий, огромна, — и именно за это люди всегда видят в семье идеал социального сближения, всегда называют потом самых лучших сво их друзей — «родными». Естественная социальность семьи ведет к тому, что в ней развертываются первые социальные замыслы ребенка, приобретается вкус к со циальному сближению, формируется способность к социальному обмену. Но семья, если она хорошо пост роена, может иметь и более глубокое значение в соци альном созревании ребенка. Всякая семья есть не про сто сожительство, но почти всегда сотрудничество; семья представляет как бы простейший элемент обще ства, она живет замкнутой хозяйственной жизнью, име ет свое отдельное жилище и т. д. Все это при нормаль ных условиях ведет к тесному сотрудничеству членов семьи; на почве общей жизни, на основе деловой помо щи друг другу вырастает забота друг о друге, умение считаться с особенностями каждого члена семьи, вза имная уступчивость, — развивается дух солидарности. Там, где семья поднимается до такой высоты, привязан ность членов семьи друг к другу со временем не только не ослабевает, а наоборот возрастает. Социальная сила семьи кроется в духе солидарности, во взаимной помо щи друг другу; крепость социальной связи постоянно поддерживается общей жизнью, общей работой, подлин ным сотрудничеством. Не сентиментальное единоду шие, но сближение в активности, общие заботы и думы, общее горе и радости, общий труд, общая жизнь, совме стная активность, вот что поддерживает силу семейных социальных связей. Нормальная семья является неза менимым органом социального воспитания, потому что к тесному социальному сотрудничеству присоединяет ся здесь естественное чувство родственной близости, из вестная органическая связь членов семьи. Нормальная семья может и не задаваться педагогическими задача ми, — она все равно воспитывает самим строем своим, взаимностью социальных связей. Родители возвышают ся над детьми своим авторитетом, но они же приближа ются к детям в нежной любви к ним. Почти все соци альные чувства находят для себя материал в семейных отношениях. Вот отчего идеал семьи кажется В.В. Зень- ковскому высшим социальным идеалом: из семей, из 653 Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru семейных отношений струится в душу человека наибо лее полный, наиболее яркий свет социальности. К сожалению, муж и жена часто образуют семью лишь внешне, а духовно остаются чуждыми друг другу В семье нет эмоционального единства, нет эмоциональ ной близости, — т. е. нет почвы для настоящего соци ального общения. Семья превращается в сожительство, в физическое соседство. Люди ведут одинаковую, а не одну жизнь, пульс семейственности, внутренней тепло ты и близости почти совершенно не слышится. Большей частью в современных семьях чувствуется глубокий надлом, трагическое расхождение, в силу чего сожитель ство становится часто мучительным. Почва для ссор, взаимного непонимания, для взаимных обвинений все гда готова, от всякого пустяка может разгореться насто ящая ссора. Взаимных обид становится больше, чем услуг, горечи больше, чем радости. Супруги друг другу надоедают, при первом удобном случае уходят к дру гим, легко увлекаются кем-нибудь на стороне, а то и просто бросают семью. Что выносят дети из такой семьи? Их социальные переживания отравлены ядом раньше, чем они успели познать ценность социальной близости; они не знают настоящего сотрудничества, одушевленного взаимной симпатией. Семья питает их социальные запросы сла бо и усиливает неопределенное стремление к какой-то иной социальной обстановке. Бегство из семьи стано вится всеобщим явлением. Отторгнутый своей семьей, нелюбимый современный подросток знает в лицо де сятки телеведущих, звезд эстрады и пр., которые каж дый вечер, улыбаясь, входят в его дом — сам же, он так и остается неузнанным. Причинение боли и страданий другому человеку доказывает ему, что он может оказы вать воздействие на других. Ощущение, что тебя ак тивно ненавидят, доставляет почти такое удовольствие, как и ощущение, что тебя активно любят: оно ликвиди рует совершенно непереносимую детьми и подростка ми ситуацию анонимности и одиночества. Оно компен сирует все: отчуждение в семье, невостребованность в обществе, неуважение в школе, презрение со стороны благополучных сверстников. Такое положение вещей наносит самый серьезный удар социальным силам личности и становится утро- Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru жающим для общества. Все, кто думает об оздоровле нии общества, о социальном прогрессе, неизменно приходят к мысли, что нравственное оздоровление должно начаться с забот о силе и чистоте семейной общности. Семья может исполнить свою роль в соци альном воспитании детей только в том случае, если она внутренне оздоровится, если она осуществит в себе внутреннее единство. Конечно, чрезвычайно полезны внешние приемы социального воспитания — приуче ние ребенка к сотрудничеству с другими и для других, развитие у него социальных навыков, — но все это так ничтожно, так мало в сравнении с тем, что потенци ально может дать семья. Именно семье принадлежит решающая роль в выработке и развитии социальной отзывчивости, почти всегда эмоциональная тупость, эмоциональная замкнутость являются свидетелями того, что в детские годы душа ребенка не могла рас крыться навстречу лучам социальности, что она оказа лась в холодной атмосфере взаимного равнодушия, враждебности, чисто формальных отношений, царив ших в семье. Семья не может выполнить своей огромной, от ветственной роли в социальном воспитании, если она сама не поднимется на ту высоту, на какой должна находиться. Странно рассчитывать на то, что в про блемной семье с <
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 574; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.200.180 (0.016 с.) |