Что может сделать школа, чтобы помочь ребенку 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что может сделать школа, чтобы помочь ребенку



пережить горе. Учитель часто оказывается беспомощ­

ным, когда сталкивается с необходимостью помочь

1 Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание детей: Медико-

психологические аспекты. Л., 1988.

2 Ильин Е.Н. Искусство общения. М, 1982. С. 52.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

ребенку пережить горе. Между тем школа и учитель

могут сыграть решающую роль в помощи этим детям:

ведь школа составляет огромную часть их повседневной

жизни1. После любой трагедии привычные ежеднев­

ные обязанности могут оказать поддержку, создать

ощущение комфорта и безопасности, а иногда и при­

нести облегчение. Обстановка в школе резко отличает­

ся от тягостной домашней атмосферы.

Возвращение в школу после похорон близкого че­

ловека может быть трудным. Встреча с учителями и

товарищами требует известного мужества. Когда ре­

бенок придет в школу, учитель должен сказать ему, что

он знает о его горе, чтобы ребенок не чувствовал рав­

нодушия со стороны учителя. В школе должно быть

подходящее место, куда ребенок мог бы при необходи­

мости прийти, если ему хочется побыть одному или

поплакать. Иногда кто-нибудь из старших детей может

быть назначен «опекуном» такого ребенка; возможно,

это будет кто-то, имеющий аналогичный опыт и могу­

щий при необходимости поддержать ребенка. Родите­

ли и вся семья также требуют поддержки. Важно знать,

что именно и в каком объеме они сказали ребенку.

Поглощенный собственными переживаниями

родитель часто теряет контакт с ребенком, и учите­

ля обычно оказываются первыми, кто замечает сим­

птомы неблагополучия. Задача учителя — не ждать,

когда произойдет трагедия, а поговорить с ребен­

ком о смерти, когда представится такая возмож­

ность. Этим он показывает детям, что с ним можно

говорить о чем угодно.

Учитель должен с вниманием относиться к труд­

ным для потерявшего родителя ребенка дням. Такими

днями являются праздники, когда дети поздравляют

маму или папу. Ребенку, у которого нет матери, нужно

посоветовать приготовить поздравление для бабушки.

Конечно, невозможно заранее учесть все возможные

случайности. Понимающий учитель, вооруженный зна­

ниями о том, что смерть не является запретной темой,

поможет страдающему ребенку пережить трудный для

него период с минимальными потерями.

1 Андреева А.Д. Как помочь ребенку пережить горе // Вопросы

Психологии. №2, 1991. С. 8 7 - 9 6.

Шнейдер Л. Б

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

Подросток может настолько погрузиться в соб­

ственные размышления и переживания, что теряет

всякую связь с внешним миром. Учителю нужно про­

явить терпение, спокойно повторить свой вопрос.

Иногда можно предложить подростку работать на уро­

ке так, как если бы он сейчас занимался своим люби­

мым видом спорта. Этот прием не облегчает горя, но

помогает ученику заставить себя работать, не отставая

от класса. Причина нарушения работоспособности не

всегда очевидна. Порой на подростка дома возлагают

обязанности умершей матери, и девочка просто устает

и не высыпается, что прямо отражается на ее учебе.

Иногда же ребенок использует свое горе в качестве

оправдания плохой учебы.

Помимо индивидуальных бесед учитель может поре­

комендовать подросткам соответствующую литературу1.

■ Социально-психологическая помощь

И поддержка семей

Помощь людям — сложный психологический фе­

номен. Обычно мы не задумываемся над тем, что по­

буждает человека помогать другим. Общепринято, что

само побуждение помогать похвально, и говорит в

пользу того, кто помогает. Однако как мотивы, так и

формы оказания помощи имеют большое значение2,

они в значительной степени определяют ее послед­

ствия для того, кому помогают.

Известны случаи, когда люди помогают другим,

чтобы привязать их к себе или поставить в подчинен­

ное положение. Есть люди, нравственные гедонисты,

которые получают удовольствие от «добрых дел». Дру­

гие «делают добро», чтобы прослыть нравственными,

получить одобрение значимых для них лиц.

Исследователи помощи как психологического фе­

номена считают, что мотивом подлинной помощи явля­

ется бескорыстное стремление человека к благу дру­

гого. Только тот, кто искренне хочет помочь, способен

1 Андреева А.Д. Как помочь ребенку пережить горе // Вопросы

психологии, №2. 1991. С. 87-96.

2 Гаврилова Т.П. Учитель и семья школьника. М., 1988. С. 6—23, 36-50, 64-70.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

понять трудности другого человека и найти адекват­

ные средства для их разрешения.

Психологи гуманистического направления убеждены,

что ядро личности составляет позитивное начало, которое

выражается в стремлении человека к росту, развитию,

самоактуализации. Стремиться к самоактуализации —

значит добиваться максимального раскрытия своих потен­

циальных способностей, быть независимым, сознательно

делать выбор между различными путями жизни и прини­

мать на себя ответственность за этот выбор.

В соответствии с этим положением гуманистическая

психология пересмотрела модель помощи, когда сильный

«протягивает руку» более слабому, и выдвинула понятие

«развивающей» помощи. А. Маслоу предлагал рассмат­

ривать ее как общение старшего брата с младшим.

По мнению польского психолога Е. Мелибруды,

сверхзадача такой помощи — активизация внутренних

ресурсов того, кому помогают. Помощь эффективна,

если человек, которому она оказана, сам смог справить­

ся со своими проблемами. При этом «развивающая»

помощь не ставит своей целью утешить, облегчить

страдания. Конфликты, ошибки, разочарования хотя и

травмируют людей, вызывают тяжелые переживания,

но и служат их благу, дают новый опыт, готовность к

жизненным трудностям. Соучастие в освоении людь­

ми этого опыта и есть помощь в их личностном росте.

«Развивающая» помощь не стремится дать рецепт,

решить за другого человека его проблемы. Человек сам

проживает свою жизнь, и тот, кто хочет помочь, дол­

жен оставить простор для труда души, для собствен­

ных усилий того, кому он помогает1.

В соответствии с ориентированностью помощи и

ее характером выделяют несколько моделей помощи

семье: педагогическая модель, диагностическая модель,

социальная модель, медицинская модель, психологичес­

кая (психотерапевтическая) модель помощи2.

Каждая из этих моделей психологической помощи

имеет свои достоинства и недостатки. Так, педагоги-

1 Гаврилова Т.П. Учитель и семья школьника. М., 1988. С. 6 — 23, 36-50, 64-70.

2 Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы

психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева,

В.В. Сталина. М., 1989.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

ческая консультация, проведенная индивидуально, при­

менительно к конкретным воспитательным проблемам

данной семьи, может быть эффективнее лекций или

чтения популярной литературы. Однако если консуль­

тант не учитывает особенности мотивации родителя и

его личности в целом, специфику личности ребенка и

конкретной психологической структуры семьи, законо­

мерности общения в консультативной ситуации, то

эффективность такой консультации будет минимальной.

Консультативная помощь в рамках диагностичес­

кой модели, без сомнения, полезна, но не самостоя­

тельна. Она позволяет консультанту помочь своему

клиенту осознать всю глубину проблемы, но дальней­

шая судьба клиента выпадает из поля действия кон­

сультанта. Социальная модель, особенно если она

применяется в условиях социалистического общества,

обладает значительным потенциалом, так как направ­

ляет усилия консультанта на изменение важнейших

обстоятельств труда и быта клиента, однако, взятая

изолированно, может порождать и рентные установ­

ки. Медицинская модель оправдывает себя в ситуа­

ции выраженных психических расстройств членов

семьи, которые сами по себе не поддаются или с тру­

дом поддаются психотерапевтическому лечению. Од­

нако, по нашему мнению, медицинская модель неадек­

ватна по отношению к здоровым людям.

Психологическая (психотерапевтическая) модель

помощи семье оказывается не просто одним из воз­

можных видов помощи — фактически этот вид помо­

щи должен сопровождать и в известном смысле пред­

шествовать всем другим ее видам. Так, прежде чем

предлагать советы и педагогические рекомендации,

выносить диагностические заключения относитель­

но ребенка, необходимо понять, зачем родители тре­

буют этих советов или заключений, какие мотивы

стоят за посещением консультации. Перед тем как

предлагать социальную помощь, необходимо понять,

все ли собственные ресурсы использовали просите­

ли, а если нет, то почему. Оказание помощи в адап­

тации членов семьи к живущему в ней больному

ребенку или взрослому требует помимо медицинских

знаний об этиологии, патогенезе, течении и прогно­

зе заболевания углубленного психологического ана-

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

лиза структуры семьи, способов субъективной пере­

работки факта болезни здоровыми членами семьи, их

влияния на течение болезни.

Существующие сегодня в мировой практике виды

консультативной помощи семье чрезвычайно разнооб­

разны. Они могут различаться ориентированностью

работы и характером оказываемой помощи и задач,

решаемых специалистами. Эти различия формируют

ту или иную модель помощи. Каждая из таких моделей

опирается на собственную теоретическую базу и пре­

допределяет используемые методы работы.

По своей ориентированности психологическая

помощь может оказываться:

а) преимущественно одному члену семьи в связи с

проблемами, которые вызваны его семейной жиз­

нью или ее отсутствием;

б) брачной или предбрачной паре;

в) семье в целом;

г) родителю или родителям;

д) родителям и детям;

е) ребенку или подростку.

По своему характеру психологическая помощь

может состоять:

1. в рекомендации организационных мер, связан­

ных с воспитанием ребенка, таких, как направ­

ление в специальные или вспомогательные шко­

лы, специальные детские сады, направление на

дополнительные консультации у психоневроло­

га, логопеда, психолога-консультанта другого

профиля и т. д.;

2. в рекомендации методов воспитания, обучения;

3. в профессиональной ориентации подростков;

4. в определении готовности ребенка к школьному обу­

чению и выявлении причин трудностей в учении;

5. в осуществлении психотерапевтических и психо-

коррекционных воздействий.

Все указанные виды помощи являются психологи­

ческими в том смысле, что они нацелены на проблемы,

вызванные психологическими причинами, и основаны

на психологическом воздействии.

Психологическую по своему характеру помощь

далеко не всегда оказывают сами психологи. Среди

специалистов, деятельность которых связана с опре-

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

делением такой помощи, — врачи-психиатры, психо­

терапевты, психоневрологи, сексопатологи, педагоги,

социальные работники.

Возродить и укрепить семью как социальный ин­

ститут возможно, лишь помогая отдельным, конкретным

семьям решать их жизненные проблемы, оказывая им

поддержку в их усилиях справиться с неизбежно воз­

никающими в их жизни проблемными ситуациями. Об­

щество, государство могут помочь семьям преодолеть

те или иные трудности, с которыми они могут встре­

титься на своем жизненном пути. Эта сторона деятель­

ности общества, государства описывается понятием «со­

циальная поддержка семей»2.

Социальная поддержка семей, по определению

А.И. Антонова и В.М. Медкова, — это часть (форма) се­

мейной политики, целью которой является оказание по­

мощи семьям в преодолении разного рода стрессовых

ситуаций, в решении проблем, возникающих в их

жизни, с которыми семьи не в состоянии справиться

сами, за счет своих внутренних ресурсов.

На всем протяжении своей жизни семья может

столкнуться и неизбежно сталкивается с разнообраз­

ными проблемами и кризисами.

Эти проблемы и кризисы имеют различную при­

роду и происхождение.

Часть из них связана с прохождением семьи через

различные стадии жизненного цикла, с теми обычны­

ми, естественными событиями, которые происходят в

семьях и которые отграничивают одну стадию жизнен­

ного цикла от другой. Любое «естественное» событие в

жизни семьи (вступление в брак, рождение ребенка,

поступление ребенка в школу, чья-то смерть или болезнь

и т. д.) и его последствия с неизбежностью порождают

в семьях те или иные проблемные ситуации, кризисы,

требуют от семьи принятия соответствующих решений,

мобилизации для этого необходимых ресурсов. Их при­

нято называть «нормативными стрессами»^.

1 Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы

психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева,

В.В. Столина. М., 1989

2 Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 1996.

С. 242-281.

3 Это понятие введено Роной Рапопорт.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

Другие проблемы и кризисы, с которыми прихо­

дится сталкиваться семье, порождаются ненорматив­

ными событиями, такими как преждевременная смерть,

развод, потеря работы, арест, стихийное бедствие,

инфляция, безработица, война.

Кризисные события и ситуации могут совершенно

по-разному восприниматься и переживаться семьями,

находящимися на разных стадиях жизненного цикла.

Они имеют критическое значение для развития семьи,

т. к. ведут или к конструктивному разрешению кризиса

и развитию, или к семейной дезадаптации и последую­

щему разрушению семьи. Исход зависит от характера

восприятия текущих кризисных ситуаций и возможно­

стей их разрешения семьей.

Семья может иметь выявленную и сформировав­

шуюся потребность в обращении к внешней поддерж­

ке для разрешения как нормативных, так и ненорма­

тивных кризисов, но эта потребность может быть и не

выявлена и даже не сформирована.

В основном за социальной поддержкой и социаль­

но-психологической помощью обращаются разводящи­

еся семьи, семьи с одним родителем, семьи с отчимом

или мачехой, семьи с приемными родителями, семьи,

имеющие детей-инвалидов, семьи, в которых кто-то из

их членов находится в заключении или в психиатри­

ческой больнице, семьи, имеющие маленьких детей,

семьи, в которых имеет место насилие по отношению

к детям или другим членам, семьи с детьми-подростка­

ми, имеющими склонность к самоубийству.

Семейные психотерапевты и психологи-консуль­

танты наряду с указанными выше упоминают также

семьи с гиперактивными детьми, семьи с проблемны­

ми брачными отношениями, семьи, пережившие утра­

ту, семьи алкоголиков, безработных и т. д., а также

семьи с сочетанием нескольких проблем.

В ситуациях стресса нуждаются в помощи молодые

семьи, в том числе семьи накануне и сразу после рож­

дения первого ребенка, бикарьерные семьи, бедные се­

мьи, семьи, в которых умер маленький ребенок, и т. д.

Все эти нормативные и ненормативные проблемы,

с которыми сталкивается или может столкнуться се­

мья, условно разделены на вполне обозримый и огра-

ничейный набор групп. Все семьи на любых стадиях

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

своего жизненного цикла сталкиваются, например, с

экономическими проблемами, с проблемами соци­

альными, медицинскими, психологическими, юриди­

ческими, образовательными и т. д.1

Многие семьи не в состоянии самостоятельно спра­

виться с проблемами и кризисами, не способны изме­

нить себя ради сохранения своей целостности.

С точки зрения способности семьи решить возни­

кающие передней нормативные и ненормативные кри­

зисы все семьи могут быть разделены на три группы:

зрелые семьи, в которых система взаимодействий

достаточно гибка, члены которых свободны в про­

явлении своих чувств и желаний, в которых все

возникающие проблемы открыто обсуждаются в

семье, что дает возможность находить новые об­

разцы отношений, адекватно изменять семейную

структуру;

псевдоблагополучные семьи, в которых основная

масса усилий направлена на поддержание согла­

сия и единства перед внешним миром и в которых

поэтому исключены любые индивидуальные раз­

ногласия, а целостность достигается до поры до

времени как подчинение воли и желаний всех воле

и желаниям одного;

проблемные семьи, взаимодействия в которых хао­

тичны и основаны на беспрерывных спорах и кон­

фликтах, ведущих к кризису, и в которых прошлый

опыт ничему не учит и не служит ориентиром для

поведения в будущем.

Очевидно, что объектами социальной поддержки и

социально-психологической помощи могут быть семьи,

относящиеся к любому из этих трех типов. Однако, во-

первых, степень нуждаемости их в социальной поддерж­

ке и помощи различна, как различно и конкретное содер­

жание ее. Зрелые семьи могут нуждаться в социальной

поддержке, скорее, в ситуациях ненормативного стрес­

са, при возникновении опасных, но естественных ситу­

аций (несчастный случай, серьезное заболевание, физи­

ческий или умственный дефект, безвременная смерть,

несчастье, вызванное внешними факторами).

1 Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 1996.

С. 242-281.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

Псевдоблагополучные семьи, может быть, в большей

степени нуждаются в социальной поддержке, однако из-

за их «закрытости» для внешнего мира обращение к ней

возможно лишь в случае событий, как бы «взрывающих»

границы семьи и становящихся известными. Таковыми

могут быть психические заболевания, случаи открываю­

щегося насилия над членами семьи, суицида и т. д.

Проблемные семьи, имеющие хаотическую струк­

туру внутреннего и внешнего взаимодействия, низко­

организованные, конфликтные в наименьшей степени

обладают собственным потенциалом разрешения кри­

зисных ситуаций. Поэтому они в наибольшей степени

нуждаются в социальной поддержке.

Социальная поддержка должна быть направлена

только на конкретные, реальные семьи, находящиеся

на определенной стадии жизненного цикла и испыты­

вающие те или иные нормативные или ненормативные

кризисы и стрессы1.

Кроме адресной поддержки и помощи отдельным

членам семьи, необходимо независимым образом рас­

смотреть вопросы оказания помощи и поддержки детям.

Психологи, используя правовую силу Конвенции

о правах ребенка, могут и обязаны следить за отноше­

нием общества к защите достоинства детей2.

Тщательное изучение Конвенции показывает, что

она отражает появление во всем мире поразительного

согласия в том, что ребенок — действительно личность,

что он тем более имеет право на уважение и защиту.

Конвенция объединяет разноплановые взгляды на

права детей, сосредоточивая внимание на уважении

достоинства детей — слове, которое в разных контек­

стах встречается в Конвенции семь раз. Защита досто­

инства — суть всех основных прав человека. Самоува­

жение является окончательным и первостепенным

благом, имеющим ценность для каждого человека. Сле­

довательно, в основе защиты прав личности обязатель­

но должна лежать защита достоинства.

1 Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М.. 1996.

С. 242-281.

2 Мельтон Гэри Б. Социализация в мировом сообществе. Ува­

жение достоинства детей // Детство идеальное и настоящее:

сборник работ современных западных ученых: Пер. с англ. Ново­

сибирск. 1994. С. 57-68.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

Социально-психологическая помощь и поддержка

предполагает именно такой моральный и правовой

статус детей. Уважение достоинства требует, чтобы со

всеми детьми в государстве обращались одинаково.

Различия в обращении могут быть связаны только с

присущими самим детям особенностями, а их право­

вая недостаточность не должна определяться поступ­

ками родителей (что происходило при дискриминации

«незаконных» детей в прошлом) или социальным по­

ложением (что имеет место до сих пор, когда доступ­

ность образования, например, зависит от благосостоя­

ния родителей или общества, в котором они живут).

Уважение достоинства требует также, чтобы личност­

ная целостность ребенка в воспитательных учрежде­

ниях, в суде для несовершеннолетних и в школе была

защищена законом.

Вместе с тем составители заботились не только об

уважении детей, но и о том, чтобы им было предостав­

лено все необходимое для полного самовыражения во

взрослом возрасте.

Предоставление ребенку свободы с самого ранне­

го возраста имеет большое значение для его развития,

способствуя, например, активному участию в обучении

и лечении и развитию самоконтроля. Известно, что уже

в начальных классах дети дорожат свободой и личной

жизнью. И напротив, сильное ограничение свободы и

вторжение в личную жизнь, характерные, например,

для закрытых учреждений, вызывает у ребенка чувство

неудовлетворенности и неуверенности в себе. Наибо­

лее травмирующие события для детей — это нападки

на их личностную и физическую целостность (напри­

мер, при телесных наказаниях) или психологическую

(например, при обвинении во лжи).

Конвенция запрещает неправомерное вмешательство

в личную жизнь детей (Статья 16), например, при чрез­

мерно подавляющей или раскрывающей психотерапии.

Конвенция признает родителей «в первую оче­

редь ответственными за воспитание и развитие ре­

бенка» (Ст. 18, § 1) и требует, чтобы государство уважало

их ответственность, права и обязанности управлять и ру­

ководить ребенком в осуществлении признанных Кон­

венцией прав, учитывая при этом развивающиеся спо­

собности ребенка (Ст. 5).

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

Конвенция полагается на общее решение, принима­

емое родителями и детьми совместно, когда и те, и дру­

гие выступают как личности. Кроме того, службы, охра­

няющие свободу и личную жизнь детей, как правило,

поддерживают и целостность семьи. В этой связи Кон­

венция подчеркивает обязательства государства обеспе­

чить родителей необходимой помощью в деле воспита­

ния детей (Преамбула, Ст. 18, §§ 2 и 3, Ст. 27, § 3).

Конвенция не только открыто заявляет о том, что

государство обязано развивать способности детей и

поддерживать целостность семьи, но и отчетливо уста­

навливает право на доступ к профилактической меди­

цинской помощи (Ст. 24, § 2) и службам социального

обеспечения детей (Ст. 19, § 2). Конвенция идет даль­

ше, требуя обеспечить детям уровень жизни, необхо­

димый для психического здоровья (Ст. 27, § 1). Такое

внимание Конвенции к предупреждению ущерба соот­

ветствует ее заботе о личной безопасности детей, что,

в свою очередь, вытекает из основной обязанности го­

сударства защищать достоинство человека1.

Серьезное отношение к детям, вероятно, приведет

к улучшению их благосостояния и социализации. Толь­

ко в том случае, если дети принимаются обществом

всерьез, они будут чувствовать себя его частью и са­

мостоятельно действовать ради общего блага. Только

тогда они смогут развить такие навыки и усвоить те

ценности, которые позволят им стать полезными граж­

данами, заботящимися как о своем родном обществе,

так и о мировом сообществе.

Сказанное выше о характере развивающей помо­

щи, о семьях и их проблемах, о защите достоинства детей

позволяет сделать важный вывод о том, что социальная

поддержка семей включает в себя содействие в реали­

зации различных потребностей семей, в разрешении

любых проблем и кризисных ситуаций любой природы.

Соответственно сказанному социальная поддержка

семей и помощь ее членам реализуется через экономи­

ческие, медицинские, психологические, образовательные

1 Мельтон Гэри Б. Социализация в мировом сообществе. Ува­

жение достоинства детей // Детство идеальное и настоящее:

сборник работ современных западных ученых: Пер. с англ. Ново­

сибирск, 1994. С. 57-68.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

и другие программы, а также через программы, ориен­

тированные на семьи со специфическими нуждами.

Определение проблемы, оказание социально-пси­

хологической помощи, социальной поддержки, осуще­

ствление психологической коррекции, реабилитации

для всех, кто в этом нуждается, или, иными словами,

индивидуальная работа с членами семьи или целой

семьей — функция семейной терапии и консультиро­

вания, отчасти семейной профилактики. Это — область

работы психолога, семейного консультанта, специали­

ста по планированию семьи, психотерапевта и других

специалистов, работающих с семьей и внутри семьи,

учитывающих ту конкретную социальную ситуацию (ее

окружение, родственные, дружеские, соседские и иные

ее связи), в которой она находится.

Вопрос, каковы самые общие черты эффективной

работы с семьей, в настоящее время остается дискусси­

онным. Различные структуры психологических служб в

государственных учреждениях (ЗАГС, психологические

консультации, психологические центры по проблемам

семьи и брака, семейные клубы, службы «телефона дове­

рия» и т. п.) накопили определенный опыт. Интеграция

этого потенциала с опытом работы неправительственных

российских и зарубежных организаций позволяет выра­

ботать приемлемую систему мер психологической помо­

щи семьям в различных аспектах их жизнедеятельности.

Психологическая помощь семье — это область

практического применения психологии, ориентирован­

ная на повышение социально-психологической компе­

тентности членов семьи и оказания психологических

услуг, как отдельному человеку, так и семье в целом.

Основные направления оказания психологической

помощи по проблемам семьи и брака1.

1. Формирование, развитие и коррекция представле­

ний о семье. Объектом психологической помощи

являются как отдельные члены семьи, семья в целом

на различных стадиях жизнедеятельности, так и оди­

нокие люди, решающие проблему создания семьи.

Наиболее характерными симптомами необходимос­

ти психологической помощи в этом вопросе явля-

1 Торохтий В.В. Психология социальной работы с семьей. М.,

1996. С. 195-210.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

ются: снижение уровня или отсутствие вообще вза­

имопонимания среди супругов по важнейшим воп­

росам жизнедеятельности семьи; несогласованность

действия или неадекватность реакций на психоло­

гически трудные ситуации в семье; отличающиеся

или диаметрально противоположные отношения,

высказывания супругов по проблемам основных

сфер жизнедеятельности семьи и т. д.

2. Предотвращение развития негативных психичес­

ких явлений в семье, у отдельных ее членов или

снижение степени их агрессивности. Объектами

психологической помощи в этой области является

практически каждая неблагополучная семья.

3. Преодоление затруднительных психологических си­

туаций в различных сферах семейной жизни.

Первые два направления отражают психологичес­

кие проблемы программного характера, и семья, отдель­

ные ее члены имеют определенную ясность своего по­

ложения и многое зависит от их волевых усилий по

реализации целей. В данном случае объектами психоло­

гической помощи являются отдельные члены семьи или

семья в целом:

а) в условиях перехода из одной стадии жизнедея­

тельности в другую;

б) в условиях длительной изоляции от родителей и

родственников;

в) в условиях смены места жительства;

г) в условиях вынужденного пребывания в неустро­

енном состоянии;

д) в условиях, угрожающих благополучию семьи и

здоровью ее членов и др.

Усилия специалиста сосредоточиваются на акти­

визации позитивных установок, мотивов, ценностей,

намерений и т. д.

4. Ликвидация последствий воздействия негативных

психических явлений семейной жизни.

В силу разных обстоятельств (активизация психо­

гений супругов, изобилие «противопоказаний» на бла­

гополучный брачный союз и др.) на разных стадиях

жизнедеятельности чаще неблагополучной семьи мо­

гут иметь место такие явления, как ревность, подозри­

тельность, родительский или детский эгоизм и др.

Непредвиденные или часто повторяющиеся в се-

мье, ставшие нормой ее существования, они создают

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

серьезные проблемы, как для семьи, так и отдельных

ее членов. Во-первых, они вызывают у отдельных чле­

нов семьи переживания острой или хронической пси­

хологической травмы, которые в зависимости от осо­

бенностей эмоционального реагирования личности,

различных нервно-психических факторов могут разви­

ваться до психосоматических расстройств.

Во-вторых, способствуют появлению нарушений

семейных связей, трудностей в области общения и

адаптации, а в ряде случаев и неврозов у отдельных

членов семьи.

Вначале эти изменения носят функциональный,

обратимый характер, однако при продолжительном и

частом повторении они могут стать хроническими,

необратимыми.

Объектом психологической помощи являются раз­

веденные супруги, члены семей, подвергшиеся воздей­

ствию таких факторов, как тяжелое заболевание или

смерть близких; тяжелый затяжной конфликт; авария

или стихийное бедствие; супружеская измена; имуще­

ственные потери и т. д.

На практике применяются различные способы ока­

зания психологической помощи. Основными из них яв­

ляются: психологическая профилактика; психологичес­

кое консультирование (индивидуальное или групповое)

и психологическая коррекция (индивидуальная и груп­

повая). Каждый из них имеет свои особенности и воз­

можности самостоятельного действия. В то же время,

по обстоятельствам, они могут давать достаточно вы­

сокий эффект при комплексном применении их спе­

циалистом (психологом) в благоприятной ситуации.

Вопросы и заданно ДАО самостоятельной работы:

1. Каким образом взаимосвязаны семья и социум?

2. В каких ситуациях школа, учитель может оказать

помощь семье?

3. Что лежит в основе взаимодействия педагога и

семьи?

4. В чем должно проявляться уважение достоинства

детей?

5. Что включает в себя понятие «социальная поддер­

жка» семей и «развивающая помощь» семье?

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

СЕМЕЙНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

В настоящее время семейное консультирование

является широко востребованным видом психологичес­

кой помощи среди населения России.

Семейные консультанты работают в психологичес­

ких центрах, в консультациях, действующих в системе

министерства социальной защиты и комитетов по ох­

ране семьи и детства, а также в других учреждениях.

Использование потребности в помощи. Консуль­

тативная модель психологической помощи предполага­

ет работу с семьями и членами семей, которые не толь­

ко объективно, но и субъективно испытывают трудности

в семейном общении и семейном воспитании, т.е. моти­

вированы на принятие психологической помощи и доб­

ровольно обратились в консультацию. Это положение

основано на том полученном в опыте факте, что психо­

логические методы воздействия эффективны только для

семей, добровольно обращающихся к психологу.

Семейное консультирование целесообразно, когда:

• Семейная проблема является проблемой взаимо­

отношений, такой как супружеский конфликт, силь­

ное соперничество между сводными детьми, кон­

фликт между поколениями.

• Рассматриваемая проблема имеется у одного чле­

на семьи, а на остальных его симптоматика оказы­

вает сильное воздействие; например: алкоголизм,

наркомания, правонарушения подростка, психоз.

• Семейное консультирование может быть показа­

но, когда консультант интенсивно работал с про­

блемой, имеющейся у одного из членов семьи, а

успех был незначительным. В этой ситуации се­

мейный психолог должен принимать во внимание

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

гомеостатическую функцию, в которой симптомы

одного клиента служат опознавательными знака­

ми патологии всей семейной системы. Например:

длительная депрессия у женщины средних лет

может рассматриваться ею как единственный спо­

соб управления мужем и детьми.

• Наконец, это огромное количество семей, которые

хотят больше узнать о себе, изменяться и совер­

шенствоваться. Такие семьи часто обращаются к

нам сами.

Семейное консультирование может быть противо­

показано, когда:

• Члены семьи пытаются решить свои проблемы сво­

ими силами и не желают вмешивать посторонних.

• Неблагополучие семьи кроется не столько в меж­

личностных отношениях или психологических осо­

бенностях членов семьи, сколько в конфликтных

отношениях семьи с обществом, одно только пси­

хологическое воздействие малоэффективно.

• Семья характеризуется антиобщественной направ­

ленностью (пьянством, аморальным образом жиз­

ни, жестоким обращением с детьми), она должна

быть объектом всей системы воспитательных воз­

действий общества.

• Наиболее значимые члены семьи отсутствуют или

не желают принимать участие (госпитализирова­

ны, в тюрьме и т. д.).

• Один член семьи имеет такую сильную патологию,

из-за которой сеансы не могут состояться.

• Структура семьи или супружеская коалиция явля­

ются настолько хрупкой, что непосредственное

вмешательство было бы слишком для нее угрожа­

ющим. В этом случае, возможно, лучше встретить­

ся с каждым из супругов отдельно.

Профессиональный характер помощи. Помощь,

оказываемая психологом, строится на базе професси­

ональной подготовки в области индивидуального и

семейного консультирования, индивидуальной или

групповой психотерапии, а также в области психоло­

гии развития, психологии личности, социальной и ме­

дицинской психологии и других специальных дисцип­

лин. Это положение подчеркивает то обстоятельство,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.24.105 (0.423 с.)