Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Истоки и тенденции развития семьи

Поиск

В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Формы организации брака и семьи,

Их истоки и эволюция

Вступление в брак и создание семьи ныне настоль­

ко заурядное явление, что кажется, так было всегда.

Европейский тип брачности возник более 300 лет на­

зад, но история возникновения моногамной семьи на­

считывает многие тысячелетия.

Считается, что в первобытном человеческом обще­

стве существовал промискуитет, т.е. имели место не­

упорядоченные половые отношения, когда самцы спа­

ривались поочередно с разными самками. Идея об

общности жен и беспорядочном половом общении,

господствовавших в первобытном состоянии человече­

ства, не нова, однако абсолютно нерегулируемые по­

ловые отношения вряд ли существовали когда-либо.

Прямохождение и переход к мясной пище, кото­

рой всегда не хватало, должны были осложнить взаи­

моотношения в человеческом обществе, что неизбежно

вело к дракам и убийствам. Об этом свидетельствуют

находки черепов предлюдей, на которых имеются сле­

ды многочисленных переломов.

Возражения против промискуитета дают аргумен­

тацию для прояснения эволюции брачно-семейных

отношений. Virey полагал: «Если такая полная общ­

ность жен и имущества существовала когда-либо, то

это было возможно только у народностей, живших,

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

наподобие дикарей, дарами богатой, девственной при­

роды, т. е. в очень ограниченном числе на большом

пространстве земли. Если бы тогда существовала общ­

ность жен, какой мужчина захотел бы взять на себя

заботы о ребенке, о котором он, и, конечно вполне ос­

новательно, не мог бы с уверенностью сказать, что

именно он его отец. А так как женщина была бы не в

состоянии прокормить своего ребенка собственными

силами, то род человеческий не мог бы существовать»1

Фактором, препятствующим полному уничтожению

раннего человеческого сообщества, могло служить созда­

ние устойчивых парных связей. При этом самка посте­

пенно теряла качества, привлекающие самцов (набуха­

ние половой кожи, возбуждающие запахи и др.), ныне

сохранились лишь рудименты этих свойств. Все более

индивидуальными становились призывные сигналы,

направленные избирательно на одну особь мужского

пола. Это были уже зачатки той высокой избирательно­

сти полового влечения, которое является признаком, от­

личающим человека от всех других представителей

животного мира.

С появлением родов половые сношения были

упорядочены, но считать это время наступлением

брачных отношений было бы неверно. Половые от­

ношения существуют и до брака и вне его; брак же

несет в себе определенные права и обязанности, при­

знанные обществом. Впервые такие обязанности воз­

никли с появлением группового брака, представля­

ющего собой союз двух родов, который обеспечивал

половые отношения между ними. В условиях группо­

вого брака, прежде всего, возникали права и обязан­

ности по обеспечению питанием и воспитанию де­

тей и подростков. Все дети находились в женской

группе, и лишь повзрослев, мальчики переходили в

группу мужчин; ведущая роль стала принадлежать

женщине, т. е. наступил век матриархата.

Уже давно было замечено, что у многих народов в

основу всех семейных прав кладется происхождение

от матери, а не от отца. Сюда следует отнести право

наследования племянника, т. е. право наследования

брату матери, помимо его собственных детей. На осно-

1 Женщина: Монография. Кн.1. Сыктывкар —Киров, 1995. С. 571.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

вании этого и подобных фактов пришли к тому заклю­

чению, что сначала существовал так называемый мат­

риархат, который проявлялся, по существу, в много­

функциональности женщины, а не в ее главенстве.

Группы женщин и мужчин жили рядом, ведя со­

вместное хозяйство. Первоначально не существовало

брака как такового, следовательно, не было и семьи,

существовали лишь родовые союзы, в которых господ­

ствовал «коммунальный брак». Каждый мужчина, при­

надлежавший небольшой группе, считал себя мужем

всех женщин той же группы. Такие половые отноше­

ния у первобытных народов называют гетеризмом.

В первобытном периоде человечества типичными

были следующие виды брачно-семейных отношений:

1. Неделимая семья, состоящая из группы родствен­

ников; женщины и дети не имеют определенного

мужа и отца, они принадлежат всем мужчинам

группы.

2. Сегментарная семья: глава семьи имеет отдельных

жен, у братьев — общие жены, а все сестры име­

ют несколько общих мужей.

3. Индивидуальная семья: общность жен уничтоже­

на, каждый мужчина имеет одну или несколько

жен (моногиния, полигиния), или женщина имеет

несколько мужей (полиандрия).

Наличие полигамии у примитивных народов свя­

зывают с двумя причинами:

1. У них нет «единобожия», — существует пантеон

богов: старший и подчиненные;

2. Отсутствие аскезы.

Полигамия закрепилась в тех странах, где гос­

подствующей религией является ислам, девочек там

рождалось больше, чем мальчиков, к тому же из-за

постоянных войн этот перекос становился еще рез­

че. По законам шариата мусульманин может иметь не

более 4 жен, количество наложниц не ограничивалось.

Полигамные отношения вовсе не отрицают любовь, но

любовь не всегда бывает и в моногамных браках.

Полиандрия возникла, во-первых, вследствие пе­

режитков матриархата, когда женщина выбирала себе

мужа (или мужей) по своему вкусу; во-вторых, у неко­

торых народов были приняты огромные выкупы за

невесту, вот и приходилось родителям нескольких бра-

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

тьев «покупать» им одну жену на всех; в-третьих, зна­

чительное превышение числа женщин над количеством

мужчин в брачном возрасте1.

Следующим этапом развития брачных отноше­

ний является моногамный брак в его современном

виде. С возникновением частной собственности и

расширением меновой торговли постепенно на пер­

вый план выдвигается мужчина. Если в парной се­

мье и мужчина, и женщина участвовали по мере

своих возможностей в создании материальных и

бытовых благ, то теперь женщина постепенно утра­

чивает свое положение, и муж захватывает бразды

правления в свои руки. Задача женщины сводится к

рождению детей, которые будут наследовать имуще­

ство отца. На первый план выносится соблюдение

супружеской верности. Материнство всегда досто­

верно известно, а отцовство — нет. Единственный

«надежный» способ для мужчины получить в наслед­

ники своего собственного ребенка — жестко конт­

ролировать и ограничивать женщину. (Вспомним

варианты русских народных сказок, где женщина

(девушка) находилась в высоком тереме, до которого

на простом-то коне и не допрыгнешь, — требовался,

как правило, волшебный, да еще окружал женщину

сонм нянек и мамок, в функции которых входило

кроме всего прочего следить и приглядывать за сво­

ей подопечной). Патриархат по своей психологичес­

кой сути выражает не власть мужа, а власть отца,

поскольку связан с наследственным правом. В этом

смысле, моногамный союз следовало бы понимать

как односторонне-парную связь: женщина к монога­

мии перешла (перевели), а мужчина — нет.

За несколько тысячелетий до новой эры в кодек­

се вавилонского царя Хаммурапи было закреплено не­

равенство супругов — кодекс признает моногамию,

но разрешает мужу брать наложниц, а за неверность

особо строго карает жену. Подобные законы издава­

лись в древности и Средние века во всех странах.

Не избежала их и Россия, где женщина была в пол­

ной зависимости от мужа, и эта зависимость закреп­

лялась законодательством.

1 Куприянчик Л.Л. Психология любви Донецк, 1998.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

Однако все чаще встречи мужчин и женщин ста­

ли носить избир 1тельный характер, что постепенно

укрепилось как супружество по выбору. Вероятно,

большую роль здесь сыграла женщина. Если уж ее

ограничивают, «привязывают» к домашнему очагу, по

существу передают в собственность мужа, за которым

закрепляются роли кормильца, добытчика и наследо-

вателя, то пусть это будет «любый» мужчина. Посте­

пенно моногамия из доминирующего поведения ста­

новится доминирующей ценностью. В моногамных

парах большое значение имеет выбор, семьи строят­

ся на основе симпатии и любви, ценится супружес­

кая верность.

Впервые в истории равенство мужчин и женщин

перед законом провозгласила Французская революция

1793 г., когда были введены брак по взаимному согла­

сию, система разводов, отменено различие детей на

законных и незаконных.

Таким образом, путь к моногамной семье был дол­

гим и сложным. Отношения между полами постоянно

претерпевали изменения. Происходят они и ныне: ме­

няются взгляды на поло-ролевое поведение мужчин и

женщин, трансформируются семейные функции.

Во всех странах уровень урбанизации влияет на

структуру семьи. Реже встречаются пространные се­

мьи. Уменьшается численность детей в семье. В совре­

менных городах резко возрастает свободный выбор

партнера. Увеличивается возраст молодых людей, всту­

пающих в брак. Снижается власть родителей над деть­

ми и власть мужчин над женщинами. Усиливаются

миграционные процессы, в которые попадает совре­

менная семья.

И.С. Голод подчеркивает, что структурные измене­

ния семьи происходят в течение столетия, функцио­

нальные — с начала XX в., а активизация личностного

взаимодействия супругов — лишь в последние несколь­

ко десятилетий. Если ограничиться последними года­

ми европейской цивилизации, то можно отметить, что

семья строится вокруг супружеских отношений, а не в

угоду кровным; растет тенденция членов семьи к ин­

дивидуализации; возникают альтернативные формы

брачно-семейных отношений; брак освобождается от

религиозных, национальных, социально-демографи-

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

ческих предрассудков; формируются новые способы

решения семейных проблем.

Монографии отечественных и зарубежных авто­

ров (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий, Б.Н. Кочубей,

В. Сатир, Д. Скиннер, Г. Навайтис, и др.), посвященные

проблемам семьи и брака, перестали быть редким яв­

лением. В большинстве исследований нашли отраже­

ние мотивы вступления в брак, функции семьи, причи­

ны семейных конфликтов и разводов, методы семейной

терапии. Круг психологических работ, в которых пред­

метом изучения становилась бы эволюция семьи, ее

структуры, специфики отношений, как супружеских,

так и детско-родительских, существенно ограничен.

Причина, по-видимому, кроется в том, что углуб­

ленные исследования семейных отношений и процес­

са воспитания детей в семье начались лишь в XX в.

В этом случае количественная и качественная эволю­

ция семьи изучалась, с одной стороны, на основе дан­

ных этнографии, сведений о жизни народов и племен,

сохранившихся на первобытном уровне развития, а с

другой стороны, с помощью анализа древних письмен­

ных источников — от русского «Домостроя» до исланд­

ских саг. Предпринимаются интересные попытки про­

следить развитие типов, моделей семьи, на основе

сравнения мировых религий (В.Н. Дружинин), библей­

ских текстов (Дж. Ларю).

Можно согласиться с утверждением, что каждая

культура порождает определенную нормативную мо­

дель семьи, точнее, группу моделей. Структура норма­

тивной модели включает в себя элементы — членов

семьи, каждый из которых характеризуется определен­

ным статусом, т.е. позицией с определенными права­

ми и обязанностями, с которыми связано соответству­

ющее поведение.

Языческая семья. Примером семейных отноше­

ний, характерных для языческой культуры, являют­

ся отношения в русской семье в XII —XIV вв. Отно­

шения мужа и жены в семье в те времена строились

не на отношениях «доминирования-подчинения», а

на изначальной конфликтности», — считает В.Н. Дру­

жинин. Женщина обладала свободой как добрачной,

так и в браке. Ограничивалась не только власть отца,

но и власть мужа. Женщина имела возможность раз-

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

вода и могла вернуться к матери и отцу. В семьях

главную роль играла «большуха» — старшая, наибо­

лее трудоспособная и опытная женщина, обычно

жена отца или старшего сына, ей подчинялись все

младшие мужчины большой семьи. При этом мужчи­

на отвечал за внешнее, природное и социальное про­

странство, женщина доминировала во внутреннем

пространстве — в доме и семье.

Аналогичную картину можно увидеть, как считает

В.Н. Дружинин, в большинстве других языческих ци­

вилизаций, например в древнегреческой. В античной

мифологии соблюдается паритет полов: мужские и

женские божества равноправны, а отношения между

ними сложны и неоднозначны, включая и борьбу

В целом же нормативная дохристианская модель

семьи описывается таким образом: родители (отец и

мать) могут находиться в различных отношениях: «до­

минирования-подчинения» или «конфликта», борьбы.

Родители (как целое) противостоят детям, одно поколе­

ние борется с другим. Дети всегда в подчинении.

Древнееврейская семьяК Исследователи древне­

еврейской семьи обнаружили в ней элементы фрат-

риархата (когда главой является старший брат), мат­

риархата, но в целом уклад древнееврейской семьи

патриархален. Муж был хозяином своей жены: он спал

с нею, она рожала ему детей, и он имел абсолютную

власть над потомством.

Семья не была замкнутой: в нее входили все кров­

ные родственники, а также слуги, рабы, приживалки,

вдовы, сироты, имеющие отношение к семье. Все они

находились под защитой семьи. Если урон, нанесен­

ный семье, был настолько серьезен, что требовалась

месть, это становилось прерогативой «искупителя»,

«избавителя». Месть могла осуществляться в виде «вен­

детты» — кровной мести.

«Брачный сговор» совершался членами семьи или

их официальными представителями. Жених уплачивал

семье невесты мохар — отчасти, чтобы как-то компен­

сировать родителям потерю дочери, но в основном из-

за того, что все дети, которых она в будущем родит,

будут членами семьи мужа.

1 ЛарюДж. Секс в Библии. М., 1995.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

В большинстве случаев жених не видел невесты до

тех пор, пока брак не был заключен. На свадьбе про­

исходил обмен дарами.

И мужчины и женщины вступали в брак молоды­

ми. Инцестуозные браки были запрещены законом.

Смешанные браки имели место, но не поощрялись.

Целью брака являлось укрепление семьи, предпочти­

тельно состоящей из особ мужского пола. Внебрачный

секс был запрещен, и за измену или блуд полагалось

наказание.

Существовало четкое различение значимости

мужчины и женщины. Мужчина обладал большей сво­

бодой и ценностью в глазах общества. Предназначе­

нием женщины было вынашивать и рожать детей для

своего мужа и помогать ему во всех его делах. Она

должна была делать его счастливым, удовлетворять его

сексуальные потребности и во всем следовать его

приказам. Социального статуса у женщины фактичес­

ки не было, и все решения принимались мужчинами.

Многие женщины, по мнению Дж. Ларю, обладали

большей властью, чем кажется, во внутрисемейных

ситуациях. Чтобы высказать свои требования, в рас­

поряжении женщины было множество средств —

гнев, капризы, злой язык — однако идеалом всегда ос­

тавалась покорная женщина.

Брак в Древнем мире. Возникновение городской

цивилизации, развитие навыков письма и чтения при­

вели к первым письменным законам о браке, появив­

шихся в Древнем Вавилоне. Брак в те времена являлся

и экономической сделкой: будущий муж должен был

выкупить девушку у ее отца. Во всех древних культу­

рах брак-соглашение и брак-сделка были обычным

явлением.

В Древнем Египте брак также заключался по эко­

номическим или политическим соображениям. Часто в

брак вступали братья и сестры, чтобы не делить на­

следственную землю или наследуемые семьей государ­

ственные посты.

Первая историческая форма моногамии — патри­

архальная семья — управляется отцом, включает его

потомков, их жен и детей, а также домашних рабов.

В период матриархата наследование всегда шло по

женской линии, а в брачных соглашениях собствен-

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

ность жениха часто передавалась во владении невес­

ты. Многие фараоны женились в связи с этим на сво­

их сестрах и даже дочерях, т.к. это помогало сохранить

трон, династию и наследство.

Так, Клеопатра (69 — 30 до н. э.) сначала была же­

ной своего старшего брата, затем, после его смерти, —

супругой младшего брата. Каждый такой брак сохра­

нял за супругами право — владеть Египтом.

Первые законы римского права приписываются

Ромулу, легендарному основателю Рима. В соответствии

с этими законами женщина, соединенная с мужчиной

священными узами брака, должна была стать частью

его имущества, на нее распространялись все права

мужа. Закон предписывал женам полностью приспо­

сабливаться к характеру своих супругов, а мужей —

управлять женами как необходимым своим имуще­

ством. Законы Рима гласили, что брак существует ис­

ключительно ради деторождения, а также ради того,

чтобы неделимой осталась семейная собственность.

Много веков спустя римское право легло в основу ан­

глийского законодательства, которое по-прежнему зак­

репляло за мужьями большие права.

В период рабовладения в Древней Греции было из­

вестно 4 типа женщин: 1. матроны — респектабельные,

замужние женщины, матери детей; 2. гетеры — образо­

ванные и одаренные женщины; 3. рабыни, являвшиеся

наложницами плебеев. 4. жрицы — служительницы раз­

личных культов, «мистические» женщины.

Нравы в Древней Спарте иллюстрируются следу­

ющим примером. Спартанец разрешал вступать в по­

ловую связь со своей женой любому мужчине, кото­

рый его об этом просил. Женщина при этом оставалась

в доме мужа, рожденный ею ребенок от постороннего

мужчины также оставался в семье (если это был здо­

ровый, крепкий мальчик). Объяснимо это сточки зре­

ния единственной цели брака спартанцев, которая

заключалась в рождении детей.

Европейский брак в Средневековье. На протя­

жении IV и V столетий Европа постоянно подверга­

лась нашествию северных племен варваров, которые

приносили свои представления о браке, свои брач­

ные обряды. Например, в соответствии с традиция­

ми германских племен брак был моногамным, а суп-

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

ружеская неверность, как мужа, так и жены, строго

карались моралью и законом. Французские племена,

напротив, одобряли полигамию и разрешали куплю-

продажу невест. При этом почти у всех варварских

племен считалось, что брак существует ради семьи,

ради сексуального и экономического удобства.

С переходом от племенной к национальной общ­

ности, по мере усиления королевской власти, феодаль­

ные вожди постепенно утрачивали свою абсолютную

власть, в том числе — право принимать решение о

браках своих вассалов и смердов.

Средние века овеяны ореолом рыцарства. Однако

в брачной сфере ситуация выглядела следующим об­

разом: рыцари должны были жениться на дамах сво­

его круга. По существу, брак был социально-экономи­

ческой сделкой: с одной стороны, девушка «продавала»

свою девственность, целомудрие, с другой — мужчина

брал на себя обязательства содержать и обеспечивать

се и своих будущих детей. Представления о серенадах

требуют уточнения в том плане, что их, как правило,

распевали под окном чужих жен. Но в то время, как

женатый рыцарь пел под окном чужой жены, под ок­

ном его собственной жены мог находиться другой

мужчина. Представление о трубадурах Средневековья

неплохо совмещается с образом «рогоносца».

К эпохе Возрождения и Реформации стали возмож­

ны браки, основанные на добровольном союзе. Одно­

временно стала распространяться и более либераль­

ная точка зрения на брак, появились новые духовные

и сексуальные веяния.

Христианская модель семьи. Победа христианской

модели семьи над языческой характеризуется сменой

типов отношений между отцом, матерью и ребенком.

В период раннего христианства были радикаль­

но изменены многие законы о браке. Например, под

запретом оказались полигамные браки и левират —

обычай, обязывающий брата умершего жениться на

его вдове.

Во времена первых христиан концепция семьи

мало отличалась от иудейской. Мужчина оставался

главной фигурой, наделенной властью. Жена должна

была ему подчиняться. Патриарх — глава рода, отец

семейства, выполняет и функции вождя. Слияние ро-

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

лей Отца и Вождя, Отца и Учителя, является, как спра­

ведливо отмечает Б.И. Кочубей, характерной чертой

патриархальной культуры.

Сделаем небольшое отступление для иллюстрации

справедливости обратной связи: Вождь — Отец и ее

распространенности в годы сталинизма. Д. Ланкур-

Лаферриер1 приводит такую историю:

«Девочка трех с половиной лет однажды пришла

домой и объявила своему отцу: «Ты мне больше не отец».

«Что это значит — я не твой отец!» — воскликнул

он в ужасе.

«Ты мне больше не отец, — повторила она. —

Сталин мой отец. Это он дает мне все, что у меня есть».

В этой ситуации любой отец, вступавший в спор со

своим ребенком, ставил под угрозу себя и свою семью.

Вообще, как точно подмечено В.Н. Дружининым2,

ни одна мировая религия не отводит столь важное

место семье в системе вероучения, как христианство.

Поэтому особенно интересно рассмотреть модель или,

точнее, модели христианской семьи. Как отмечает

В.Н. Дружинин, христианское вероучение предписыва­

ет миру две модели семьи: идеальную «божественную»

и реальную, земную.

«Идеальная» христианская семья включает: Отца,

Сына и Мать (Богородицу). Она строится на основе

принципа власти — совмещения ответственности и до­

минирования. Иерархия по шкале «доминирования-

подчинения» такова: отец — сын — мать. По шкале от­

ветственности иерархия иная: отец — мать — сын.

Жена находится в подчиненном положении, вместе с

тем это подчиненное положение предполагает вклю­

чение жены в сферу психологической близости.

Кроме «идеальной» божественной семьи христи­

анство предлагает вариант «земной» реальной семьи.

Слова «Святое семейство» характеризуют земную се­

мью Иисуса Христа: его самого, приемного отца —

Иосифа, Деву Марию.

Христианство разделяет отца-воспитателя, несуще­

го ответственность за жизнь, здоровье, благосостояние

1 Ранкур-Лаферриер Д. Психика Сталина: Психоаналитическое

исследование. М., 1996.

2 Дружинин В.Н. Психология семьи. М., 1996.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

семьи (в первую очередь — ребенка) и отца генети­

ческого, духовного, функцию которого реализует Бог-

Отец. Земная модель христианской семьи является

классическим вариантом детоцентрической семьи.

На шкале ответственности за семью члены ее распо­

лагаются в следующем порядке: отец — мать — сын.

На шкале доминирования (причастность Божественной

сущности) последовательность противоположна: сын —

мать — отец. Психологически Мария ближе к сыну, а

сын к матери, чем оба к отцу.

Интересно, что в католицизме особое значение

имеет культ Богородицы, Девы Марии, акцентируется

ее психологическая близость не только к Сыну, но и к

Отцу (непорочная жена Бога-Отца).

Напротив, протестантские вероучения игнориру­

ют какую бы то ни было роль Девы Марии. Семья про­

тестантов — это отношение мужчины к мужчине:

отца к сыну, хозяина к наследнику, потенциально рав­

ному. Протестанский деятель Мартин Лютер выступал

против традиционного таинства брака, считал, что

целью брака является рождение детей и совместная

жизнь супругов во взаимной верности. Отношение к

женщине (жене, супруге, дочери) осталось за предела­

ми сферы отношений, освященных религией. Сведе­

ние на нет роли матери привело к ожесточению нра­

вов, например, в кальвинистских семьях (до 12—13

месяцев детей вскармливала кормилица, с 10—12 лет

их отправляли учиться в соседские семьи). Вместе с

тем к XVII в. в Германии, Голландии и Шотландии стал

распространяться взгляд на семейные отношения как

духовное единство мужа и жены.

Некоторые ограничительные традиции в брачных

отношениях, принятые в Европе, были перенесены в

Новый свет первыми поселенцами. Например, догма­

тическое осуждение Кальвином интимных удоволь­

ствий господствовало в умах американцев, особенно

пуритан, в течение многих лет. Антисексуальные и мо-

рализаторские установки достаточно долго господство­

вали в колониях. Постепенно женщин нагрузили мно­

гими обязанностями при весьма малых правах. Они не

имели права владеть собственностью, подписывать

бумаги. В начале периода колонизации браки заключа­

юсь исключительно из соображения удобства.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

Структура идеальной православной семьи являет­

ся производной от общехристианской модели. Но вы­

бор православие делает в пользу «божественной» се­

мьи, а не «Святого семейства». Доминирует в триаде

Бог-отец. Он как бы правит миром семьи издали, не

присутствуя в нем. Мать и дитя предоставлены сами

себе, но периодически ощущают незримую и грозную

власть отца. А в целом божественную триаду можно

представить так: отец — сын — мать.

Менее выражена ответственность Бога-Отца. От­

вечает за дела семьи Мать. Сын психологически бли­

же к матери, чем к отцу, и мать также ближе к сыну,

чем к отцу. Большая психологическая близость мате­

ри к сыну воплощается в доминировании одной из

двух ипостасей Марии — роли Матери. В православ­

ном вероисповедании роль Богородицы превалирует

над ролью жены и, соответственно, материнское от­

ношение — над отношением любовным (отношением

полов). Не случайно в православной культуре нет ак­

цента на эротических отношениях между супругами:

они не отрицаются и не репрессируются, а как бы

признаются малозначительными.

В христианском Писании затронуты некоторые

касающиеся сексуальных отношений вопросы, однако,

сделано это в свете убежденности в приближении кон­

ца времен, скорого пришествия Христа и установления

христианского Царствия Божия. Следовательно, во всех

семейных отношениях присутствовал этот «эффект вре­

мени». Рассмотрим подробнее семейные отношения,

соответствующие христианской модели брака.

Взаимоотношения супругов в христианском браке.

Брак в христианском смысле, — просвещение и одно­

временно тайна1. В нем происходит преображение чело­

века, расширение его личности. В браке человек может

видеть мир по-особому, через другую личность. Эта пол­

нота еще углубляется с возникновением из двоих, сли­

тых вместе, третьего — их ребенка. Совершенная супру­

жеская пара породит и совершенного ребенка, она и

дальше будет развиваться по законам совершенства.

Через таинство брака даруется благодать на вос­

питание детей, которой христианские супруги лишь

1 Русский православный обряд венчания. М., 1996.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

содействуют. Ангелы-хранители, приданные младен­

цам от святого крещения, тайно, но ощутимо содейству­

ют родителям в воспитании детей, отвращая от них

различные опасности.

Если в браке совершилось только внешнее соеди­

нение, а не победа каждого из двоих над своим эго­

измом и гордыней, то это отразится и на ребенке, по­

влечет неминуемое отчуждение его от родителей.

В воспитании детей самое важное, чтобы они видели

своих родителей живущими истинной духовной жиз­

нью и светящимися любовью.

Человеческий индивидуализм, себялюбие создают

в браке особые трудности. Преодолеть их можно толь­

ко усилиями обоих супругов. Оба должны ежедневно

созидать брак, борясь с суетными ежедневными стра­

стями, подтачивающими его духовное основание —

любовь. Единственный путь к этому, согласно христи­

анскому вероучению, — углубление духовной жизни

каждого, работа над собой. Самое страшное в браке —

потеря любви, поэтому все мысли и усилия надо на­

править на сохранение любви и духовности.

Взаимоотношения супругов в христианском бра­

ке предполагают четкое осознание каждым своего

места: жене следует смиренно стать на второе место,

мужу — взять на себя тяжесть и ответственность быть

главой. При этом подчеркивается трудность, мучени­

чество и блаженство этого пути.

В обсуждении взаимоотношений христианских

супругов подчеркивается «немощь» женщины, которая

состоит в подвластности женщины собственным неуп­

равляемым эмоциям.

Проблема распределения власти супругов во вза­

имоотношениях исключается: ни тот ни другой из

супругов не должны иметь в браке друг над другом

абсолютной власти. Отмечается, что не всегда надо

смиренно подчиняться такому властному насилию

над волей другого человека.

Величайшая мудрость христианского брака —

дать полную свободу тому, кого любишь, ибо земной

брак — подобие Брака небесного — Христа и Цер­

кви, в основе своей имеющего полную свободу.

Тайна счастья христианских супругов заключает-

ся в совместном исполнении воли Божией, соединяю-

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

щей их души между собой и со Христом. Христианс­

кий брачный союз имеет глубочайшее духовное осно­

вание, которым не обладают ни телесная близость, ибо

тело подвержено болезням и старению, ни жизнь

чувств, переменчивая по своей природе, ни общие

мирские интересы и деятельность, «ибо проходит об­

раз мира сего» (1 Кор. 7, 31).

Дети в семье. Рассматривая патриархальные се­

мьи в различных странах и полушариях, исследова­

тели отмечают, что отцы в этих семьях относятся к

детям по-разному. Связь с детьми варьирует от по­

чти полного пренебрежения ими, как в традицион­

ной мексиканской семье, до внимания и постоянной

заботы — в германской. Однако во всех случаях от­

мечается одна общая черта: отец находится на недо­

сягаемой высоте для ребенка, отношения строго вер­

тикальны: отец — прежде всего авторитет, прообраз

и олицетворение той власти, которой ребенок беспре­

кословно будет подчиняться, когда вырастет и сам

станет отцом (Б.И. Кочубей).

Воспитание мальчика в христианской культуре —

это в первую очередь формирование будущего отца,

доминантного и несущего ответственность за семью

(модель «божественной семьи») или, реже, субдоми­

нантного (Иосиф Обручник как идеал), но столь же от­

ветственного (В.Н. Дружинин).

Идеальная модель христианской семьи включает

в себя мать, отца и сына. При этом место дочери вооб­

ще не определено. Дочь в христианской культуре вы­

ступает заместительницей жены-матери. В.Н. Дружи­

нин полагает, что в западно-христианской культуре

дочь скорее может принимать роль «второй жены,

которую в норме любят, лелеют. В православии девоч­

ка может быть «заместительницей» матери, в песнях,

сказках она, как правило, всегда «вторая мама».

Развитие моделей семьи в истории народов, их куль­

туре постепенно меняет основы детско-родительских

отношений. Изучая особенности воспитания и взаимо­

отношений родителей и детей на протяжении истории,

психоисторик Л. Демоз выделил 6 трансформаций в

отношении к детству:

1) Инфанцидный стиль (с древности до IV в. н. э.) ха­

рактеризуется массивными детоубийствами, наси-

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

лием. (Инфантицид — детоубийство — стал счи­

таться человекоубийством лишь в 374 г.)

2) Бросающий стиль (IV— XIII вв.), ребенок остается

объектом агрессии, его часто сбывают с рук в мо-

, настырь, кормилице, в чужую семью.

3) Амбивалентный стиль (XIV—XVII вв.), ребенок

еще не стал отдельной духовной личностью и

полноправным членом семьи; ему отказывают в

самостоятельности и индивидуальности, в воспи­

тании преобладает «лепка» характера, при сопро­

тивлении неподдающийся такой «лепке» подвер­

гается избиениям.

4) Навязчивый стиль (XVIII в.), ребенок становится

ближе родителям, но поведение и внутренний мир

ребенка контролируются.

5) Социализирующий стиль (XIX —первая половина

XX в.), ребенок — объект воспитания и научения,

основные усилия родителей направлены на трениров­

ку воли и подготовку ребенка к самостоятельной жизни.

6) Помогающий стиль (с середины XX в. по настоящее

время), родители стремятся обеспечить индивиду­

альное развитие ребенка, преобладает эмоциональ­

ный контакт и сочувствие.

Можно предполагать, что именно последний вари­

ант в наибольшей степени соответствует современной

модели (моделям) семьи.

В 1954 г. профессорами Б. Гарварда и Дж. Уайтин-

гами было проведено исследование психологических

особенностей детей в таких странах как Филиппины,

Индия, США, Мексика, Япония, Кения. Оно известно

как «Проект 6 культур». Установлено, что дети в «слож­

ных» обществах более зависимы, доминантны, агрес­

сивны, менее заботливы, ответственны, чем их ровес­

ники в «простых» обществах. Вместе с тем там, где

господствует нуклеарная семья, дети более друже­

ственны, менее авторитарны и агрессивны.

■ Патриархальная российская семья

И ее трансформация

В примитивном, дописьменном обществе, где нет

сильной государственной власти, отец может быть

(a может и не быть) главой семьи. Государство, будь то

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

монархия или тирания, делает главу семьи опорой

власти, формируя в семье миниатюру общественных

отношений. Члены семьи повинуются отцу, как поддан­

ные монарху или диктатору и, далее, как все люди —

единому Богу, Отцу Небесному. Триада — Отец-Пра­

витель-Бог — основа патриархальной идеологии. С од­

ной стороны на отца (реального отца семьи) возлага­

ются функции мона



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 464; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.251.204 (0.023 с.)