Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Истоки и тенденции развития семьиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Формы организации брака и семьи, Их истоки и эволюция Вступление в брак и создание семьи ныне настоль ко заурядное явление, что кажется, так было всегда. Европейский тип брачности возник более 300 лет на зад, но история возникновения моногамной семьи на считывает многие тысячелетия. Считается, что в первобытном человеческом обще стве существовал промискуитет, т.е. имели место не упорядоченные половые отношения, когда самцы спа ривались поочередно с разными самками. Идея об общности жен и беспорядочном половом общении, господствовавших в первобытном состоянии человече ства, не нова, однако абсолютно нерегулируемые по ловые отношения вряд ли существовали когда-либо. Прямохождение и переход к мясной пище, кото рой всегда не хватало, должны были осложнить взаи моотношения в человеческом обществе, что неизбежно вело к дракам и убийствам. Об этом свидетельствуют находки черепов предлюдей, на которых имеются сле ды многочисленных переломов. Возражения против промискуитета дают аргумен тацию для прояснения эволюции брачно-семейных отношений. Virey полагал: «Если такая полная общ ность жен и имущества существовала когда-либо, то это было возможно только у народностей, живших, Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru наподобие дикарей, дарами богатой, девственной при роды, т. е. в очень ограниченном числе на большом пространстве земли. Если бы тогда существовала общ ность жен, какой мужчина захотел бы взять на себя заботы о ребенке, о котором он, и, конечно вполне ос новательно, не мог бы с уверенностью сказать, что именно он его отец. А так как женщина была бы не в состоянии прокормить своего ребенка собственными силами, то род человеческий не мог бы существовать»1 Фактором, препятствующим полному уничтожению раннего человеческого сообщества, могло служить созда ние устойчивых парных связей. При этом самка посте пенно теряла качества, привлекающие самцов (набуха ние половой кожи, возбуждающие запахи и др.), ныне сохранились лишь рудименты этих свойств. Все более индивидуальными становились призывные сигналы, направленные избирательно на одну особь мужского пола. Это были уже зачатки той высокой избирательно сти полового влечения, которое является признаком, от личающим человека от всех других представителей животного мира. С появлением родов половые сношения были упорядочены, но считать это время наступлением брачных отношений было бы неверно. Половые от ношения существуют и до брака и вне его; брак же несет в себе определенные права и обязанности, при знанные обществом. Впервые такие обязанности воз никли с появлением группового брака, представля ющего собой союз двух родов, который обеспечивал половые отношения между ними. В условиях группо вого брака, прежде всего, возникали права и обязан ности по обеспечению питанием и воспитанию де тей и подростков. Все дети находились в женской группе, и лишь повзрослев, мальчики переходили в группу мужчин; ведущая роль стала принадлежать женщине, т. е. наступил век матриархата. Уже давно было замечено, что у многих народов в основу всех семейных прав кладется происхождение от матери, а не от отца. Сюда следует отнести право наследования племянника, т. е. право наследования брату матери, помимо его собственных детей. На осно- 1 Женщина: Монография. Кн.1. Сыктывкар —Киров, 1995. С. 571. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru вании этого и подобных фактов пришли к тому заклю чению, что сначала существовал так называемый мат риархат, который проявлялся, по существу, в много функциональности женщины, а не в ее главенстве. Группы женщин и мужчин жили рядом, ведя со вместное хозяйство. Первоначально не существовало брака как такового, следовательно, не было и семьи, существовали лишь родовые союзы, в которых господ ствовал «коммунальный брак». Каждый мужчина, при надлежавший небольшой группе, считал себя мужем всех женщин той же группы. Такие половые отноше ния у первобытных народов называют гетеризмом. В первобытном периоде человечества типичными были следующие виды брачно-семейных отношений: 1. Неделимая семья, состоящая из группы родствен ников; женщины и дети не имеют определенного мужа и отца, они принадлежат всем мужчинам группы. 2. Сегментарная семья: глава семьи имеет отдельных жен, у братьев — общие жены, а все сестры име ют несколько общих мужей. 3. Индивидуальная семья: общность жен уничтоже на, каждый мужчина имеет одну или несколько жен (моногиния, полигиния), или женщина имеет несколько мужей (полиандрия). Наличие полигамии у примитивных народов свя зывают с двумя причинами: 1. У них нет «единобожия», — существует пантеон богов: старший и подчиненные; 2. Отсутствие аскезы. Полигамия закрепилась в тех странах, где гос подствующей религией является ислам, девочек там рождалось больше, чем мальчиков, к тому же из-за постоянных войн этот перекос становился еще рез че. По законам шариата мусульманин может иметь не более 4 жен, количество наложниц не ограничивалось. Полигамные отношения вовсе не отрицают любовь, но любовь не всегда бывает и в моногамных браках. Полиандрия возникла, во-первых, вследствие пе режитков матриархата, когда женщина выбирала себе мужа (или мужей) по своему вкусу; во-вторых, у неко торых народов были приняты огромные выкупы за невесту, вот и приходилось родителям нескольких бра- Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru тьев «покупать» им одну жену на всех; в-третьих, зна чительное превышение числа женщин над количеством мужчин в брачном возрасте1. Следующим этапом развития брачных отноше ний является моногамный брак в его современном виде. С возникновением частной собственности и расширением меновой торговли постепенно на пер вый план выдвигается мужчина. Если в парной се мье и мужчина, и женщина участвовали по мере своих возможностей в создании материальных и бытовых благ, то теперь женщина постепенно утра чивает свое положение, и муж захватывает бразды правления в свои руки. Задача женщины сводится к рождению детей, которые будут наследовать имуще ство отца. На первый план выносится соблюдение супружеской верности. Материнство всегда досто верно известно, а отцовство — нет. Единственный «надежный» способ для мужчины получить в наслед ники своего собственного ребенка — жестко конт ролировать и ограничивать женщину. (Вспомним варианты русских народных сказок, где женщина (девушка) находилась в высоком тереме, до которого на простом-то коне и не допрыгнешь, — требовался, как правило, волшебный, да еще окружал женщину сонм нянек и мамок, в функции которых входило кроме всего прочего следить и приглядывать за сво ей подопечной). Патриархат по своей психологичес кой сути выражает не власть мужа, а власть отца, поскольку связан с наследственным правом. В этом смысле, моногамный союз следовало бы понимать как односторонне-парную связь: женщина к монога мии перешла (перевели), а мужчина — нет. За несколько тысячелетий до новой эры в кодек се вавилонского царя Хаммурапи было закреплено не равенство супругов — кодекс признает моногамию, но разрешает мужу брать наложниц, а за неверность особо строго карает жену. Подобные законы издава лись в древности и Средние века во всех странах. Не избежала их и Россия, где женщина была в пол ной зависимости от мужа, и эта зависимость закреп лялась законодательством. 1 Куприянчик Л.Л. Психология любви Донецк, 1998. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru Однако все чаще встречи мужчин и женщин ста ли носить избир 1тельный характер, что постепенно укрепилось как супружество по выбору. Вероятно, большую роль здесь сыграла женщина. Если уж ее ограничивают, «привязывают» к домашнему очагу, по существу передают в собственность мужа, за которым закрепляются роли кормильца, добытчика и наследо- вателя, то пусть это будет «любый» мужчина. Посте пенно моногамия из доминирующего поведения ста новится доминирующей ценностью. В моногамных парах большое значение имеет выбор, семьи строят ся на основе симпатии и любви, ценится супружес кая верность. Впервые в истории равенство мужчин и женщин перед законом провозгласила Французская революция 1793 г., когда были введены брак по взаимному согла сию, система разводов, отменено различие детей на законных и незаконных. Таким образом, путь к моногамной семье был дол гим и сложным. Отношения между полами постоянно претерпевали изменения. Происходят они и ныне: ме няются взгляды на поло-ролевое поведение мужчин и женщин, трансформируются семейные функции. Во всех странах уровень урбанизации влияет на структуру семьи. Реже встречаются пространные се мьи. Уменьшается численность детей в семье. В совре менных городах резко возрастает свободный выбор партнера. Увеличивается возраст молодых людей, всту пающих в брак. Снижается власть родителей над деть ми и власть мужчин над женщинами. Усиливаются миграционные процессы, в которые попадает совре менная семья. И.С. Голод подчеркивает, что структурные измене ния семьи происходят в течение столетия, функцио нальные — с начала XX в., а активизация личностного взаимодействия супругов — лишь в последние несколь ко десятилетий. Если ограничиться последними года ми европейской цивилизации, то можно отметить, что семья строится вокруг супружеских отношений, а не в угоду кровным; растет тенденция членов семьи к ин дивидуализации; возникают альтернативные формы брачно-семейных отношений; брак освобождается от религиозных, национальных, социально-демографи- Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru ческих предрассудков; формируются новые способы решения семейных проблем. Монографии отечественных и зарубежных авто ров (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий, Б.Н. Кочубей, В. Сатир, Д. Скиннер, Г. Навайтис, и др.), посвященные проблемам семьи и брака, перестали быть редким яв лением. В большинстве исследований нашли отраже ние мотивы вступления в брак, функции семьи, причи ны семейных конфликтов и разводов, методы семейной терапии. Круг психологических работ, в которых пред метом изучения становилась бы эволюция семьи, ее структуры, специфики отношений, как супружеских, так и детско-родительских, существенно ограничен. Причина, по-видимому, кроется в том, что углуб ленные исследования семейных отношений и процес са воспитания детей в семье начались лишь в XX в. В этом случае количественная и качественная эволю ция семьи изучалась, с одной стороны, на основе дан ных этнографии, сведений о жизни народов и племен, сохранившихся на первобытном уровне развития, а с другой стороны, с помощью анализа древних письмен ных источников — от русского «Домостроя» до исланд ских саг. Предпринимаются интересные попытки про следить развитие типов, моделей семьи, на основе сравнения мировых религий (В.Н. Дружинин), библей ских текстов (Дж. Ларю). Можно согласиться с утверждением, что каждая культура порождает определенную нормативную мо дель семьи, точнее, группу моделей. Структура норма тивной модели включает в себя элементы — членов семьи, каждый из которых характеризуется определен ным статусом, т.е. позицией с определенными права ми и обязанностями, с которыми связано соответству ющее поведение. Языческая семья. Примером семейных отноше ний, характерных для языческой культуры, являют ся отношения в русской семье в XII —XIV вв. Отно шения мужа и жены в семье в те времена строились не на отношениях «доминирования-подчинения», а на изначальной конфликтности», — считает В.Н. Дру жинин. Женщина обладала свободой как добрачной, так и в браке. Ограничивалась не только власть отца, но и власть мужа. Женщина имела возможность раз- Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru вода и могла вернуться к матери и отцу. В семьях главную роль играла «большуха» — старшая, наибо лее трудоспособная и опытная женщина, обычно жена отца или старшего сына, ей подчинялись все младшие мужчины большой семьи. При этом мужчи на отвечал за внешнее, природное и социальное про странство, женщина доминировала во внутреннем пространстве — в доме и семье. Аналогичную картину можно увидеть, как считает В.Н. Дружинин, в большинстве других языческих ци вилизаций, например в древнегреческой. В античной мифологии соблюдается паритет полов: мужские и женские божества равноправны, а отношения между ними сложны и неоднозначны, включая и борьбу В целом же нормативная дохристианская модель семьи описывается таким образом: родители (отец и мать) могут находиться в различных отношениях: «до минирования-подчинения» или «конфликта», борьбы. Родители (как целое) противостоят детям, одно поколе ние борется с другим. Дети всегда в подчинении. Древнееврейская семьяК Исследователи древне еврейской семьи обнаружили в ней элементы фрат- риархата (когда главой является старший брат), мат риархата, но в целом уклад древнееврейской семьи патриархален. Муж был хозяином своей жены: он спал с нею, она рожала ему детей, и он имел абсолютную власть над потомством. Семья не была замкнутой: в нее входили все кров ные родственники, а также слуги, рабы, приживалки, вдовы, сироты, имеющие отношение к семье. Все они находились под защитой семьи. Если урон, нанесен ный семье, был настолько серьезен, что требовалась месть, это становилось прерогативой «искупителя», «избавителя». Месть могла осуществляться в виде «вен детты» — кровной мести. «Брачный сговор» совершался членами семьи или их официальными представителями. Жених уплачивал семье невесты мохар — отчасти, чтобы как-то компен сировать родителям потерю дочери, но в основном из- за того, что все дети, которых она в будущем родит, будут членами семьи мужа. 1 ЛарюДж. Секс в Библии. М., 1995. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru В большинстве случаев жених не видел невесты до тех пор, пока брак не был заключен. На свадьбе про исходил обмен дарами. И мужчины и женщины вступали в брак молоды ми. Инцестуозные браки были запрещены законом. Смешанные браки имели место, но не поощрялись. Целью брака являлось укрепление семьи, предпочти тельно состоящей из особ мужского пола. Внебрачный секс был запрещен, и за измену или блуд полагалось наказание. Существовало четкое различение значимости мужчины и женщины. Мужчина обладал большей сво бодой и ценностью в глазах общества. Предназначе нием женщины было вынашивать и рожать детей для своего мужа и помогать ему во всех его делах. Она должна была делать его счастливым, удовлетворять его сексуальные потребности и во всем следовать его приказам. Социального статуса у женщины фактичес ки не было, и все решения принимались мужчинами. Многие женщины, по мнению Дж. Ларю, обладали большей властью, чем кажется, во внутрисемейных ситуациях. Чтобы высказать свои требования, в рас поряжении женщины было множество средств — гнев, капризы, злой язык — однако идеалом всегда ос тавалась покорная женщина. Брак в Древнем мире. Возникновение городской цивилизации, развитие навыков письма и чтения при вели к первым письменным законам о браке, появив шихся в Древнем Вавилоне. Брак в те времена являлся и экономической сделкой: будущий муж должен был выкупить девушку у ее отца. Во всех древних культу рах брак-соглашение и брак-сделка были обычным явлением. В Древнем Египте брак также заключался по эко номическим или политическим соображениям. Часто в брак вступали братья и сестры, чтобы не делить на следственную землю или наследуемые семьей государ ственные посты. Первая историческая форма моногамии — патри архальная семья — управляется отцом, включает его потомков, их жен и детей, а также домашних рабов. В период матриархата наследование всегда шло по женской линии, а в брачных соглашениях собствен- Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru ность жениха часто передавалась во владении невес ты. Многие фараоны женились в связи с этим на сво их сестрах и даже дочерях, т.к. это помогало сохранить трон, династию и наследство. Так, Клеопатра (69 — 30 до н. э.) сначала была же ной своего старшего брата, затем, после его смерти, — супругой младшего брата. Каждый такой брак сохра нял за супругами право — владеть Египтом. Первые законы римского права приписываются Ромулу, легендарному основателю Рима. В соответствии с этими законами женщина, соединенная с мужчиной священными узами брака, должна была стать частью его имущества, на нее распространялись все права мужа. Закон предписывал женам полностью приспо сабливаться к характеру своих супругов, а мужей — управлять женами как необходимым своим имуще ством. Законы Рима гласили, что брак существует ис ключительно ради деторождения, а также ради того, чтобы неделимой осталась семейная собственность. Много веков спустя римское право легло в основу ан глийского законодательства, которое по-прежнему зак репляло за мужьями большие права. В период рабовладения в Древней Греции было из вестно 4 типа женщин: 1. матроны — респектабельные, замужние женщины, матери детей; 2. гетеры — образо ванные и одаренные женщины; 3. рабыни, являвшиеся наложницами плебеев. 4. жрицы — служительницы раз личных культов, «мистические» женщины. Нравы в Древней Спарте иллюстрируются следу ющим примером. Спартанец разрешал вступать в по ловую связь со своей женой любому мужчине, кото рый его об этом просил. Женщина при этом оставалась в доме мужа, рожденный ею ребенок от постороннего мужчины также оставался в семье (если это был здо ровый, крепкий мальчик). Объяснимо это сточки зре ния единственной цели брака спартанцев, которая заключалась в рождении детей. Европейский брак в Средневековье. На протя жении IV и V столетий Европа постоянно подверга лась нашествию северных племен варваров, которые приносили свои представления о браке, свои брач ные обряды. Например, в соответствии с традиция ми германских племен брак был моногамным, а суп- Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru ружеская неверность, как мужа, так и жены, строго карались моралью и законом. Французские племена, напротив, одобряли полигамию и разрешали куплю- продажу невест. При этом почти у всех варварских племен считалось, что брак существует ради семьи, ради сексуального и экономического удобства. С переходом от племенной к национальной общ ности, по мере усиления королевской власти, феодаль ные вожди постепенно утрачивали свою абсолютную власть, в том числе — право принимать решение о браках своих вассалов и смердов. Средние века овеяны ореолом рыцарства. Однако в брачной сфере ситуация выглядела следующим об разом: рыцари должны были жениться на дамах сво его круга. По существу, брак был социально-экономи ческой сделкой: с одной стороны, девушка «продавала» свою девственность, целомудрие, с другой — мужчина брал на себя обязательства содержать и обеспечивать се и своих будущих детей. Представления о серенадах требуют уточнения в том плане, что их, как правило, распевали под окном чужих жен. Но в то время, как женатый рыцарь пел под окном чужой жены, под ок ном его собственной жены мог находиться другой мужчина. Представление о трубадурах Средневековья неплохо совмещается с образом «рогоносца». К эпохе Возрождения и Реформации стали возмож ны браки, основанные на добровольном союзе. Одно временно стала распространяться и более либераль ная точка зрения на брак, появились новые духовные и сексуальные веяния. Христианская модель семьи. Победа христианской модели семьи над языческой характеризуется сменой типов отношений между отцом, матерью и ребенком. В период раннего христианства были радикаль но изменены многие законы о браке. Например, под запретом оказались полигамные браки и левират — обычай, обязывающий брата умершего жениться на его вдове. Во времена первых христиан концепция семьи мало отличалась от иудейской. Мужчина оставался главной фигурой, наделенной властью. Жена должна была ему подчиняться. Патриарх — глава рода, отец семейства, выполняет и функции вождя. Слияние ро- Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru лей Отца и Вождя, Отца и Учителя, является, как спра ведливо отмечает Б.И. Кочубей, характерной чертой патриархальной культуры. Сделаем небольшое отступление для иллюстрации справедливости обратной связи: Вождь — Отец и ее распространенности в годы сталинизма. Д. Ланкур- Лаферриер1 приводит такую историю: «Девочка трех с половиной лет однажды пришла домой и объявила своему отцу: «Ты мне больше не отец». «Что это значит — я не твой отец!» — воскликнул он в ужасе. «Ты мне больше не отец, — повторила она. — Сталин мой отец. Это он дает мне все, что у меня есть». В этой ситуации любой отец, вступавший в спор со своим ребенком, ставил под угрозу себя и свою семью. Вообще, как точно подмечено В.Н. Дружининым2, ни одна мировая религия не отводит столь важное место семье в системе вероучения, как христианство. Поэтому особенно интересно рассмотреть модель или, точнее, модели христианской семьи. Как отмечает В.Н. Дружинин, христианское вероучение предписыва ет миру две модели семьи: идеальную «божественную» и реальную, земную. «Идеальная» христианская семья включает: Отца, Сына и Мать (Богородицу). Она строится на основе принципа власти — совмещения ответственности и до минирования. Иерархия по шкале «доминирования- подчинения» такова: отец — сын — мать. По шкале от ветственности иерархия иная: отец — мать — сын. Жена находится в подчиненном положении, вместе с тем это подчиненное положение предполагает вклю чение жены в сферу психологической близости. Кроме «идеальной» божественной семьи христи анство предлагает вариант «земной» реальной семьи. Слова «Святое семейство» характеризуют земную се мью Иисуса Христа: его самого, приемного отца — Иосифа, Деву Марию. Христианство разделяет отца-воспитателя, несуще го ответственность за жизнь, здоровье, благосостояние 1 Ранкур-Лаферриер Д. Психика Сталина: Психоаналитическое исследование. М., 1996. 2 Дружинин В.Н. Психология семьи. М., 1996. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru семьи (в первую очередь — ребенка) и отца генети ческого, духовного, функцию которого реализует Бог- Отец. Земная модель христианской семьи является классическим вариантом детоцентрической семьи. На шкале ответственности за семью члены ее распо лагаются в следующем порядке: отец — мать — сын. На шкале доминирования (причастность Божественной сущности) последовательность противоположна: сын — мать — отец. Психологически Мария ближе к сыну, а сын к матери, чем оба к отцу. Интересно, что в католицизме особое значение имеет культ Богородицы, Девы Марии, акцентируется ее психологическая близость не только к Сыну, но и к Отцу (непорочная жена Бога-Отца). Напротив, протестантские вероучения игнориру ют какую бы то ни было роль Девы Марии. Семья про тестантов — это отношение мужчины к мужчине: отца к сыну, хозяина к наследнику, потенциально рав ному. Протестанский деятель Мартин Лютер выступал против традиционного таинства брака, считал, что целью брака является рождение детей и совместная жизнь супругов во взаимной верности. Отношение к женщине (жене, супруге, дочери) осталось за предела ми сферы отношений, освященных религией. Сведе ние на нет роли матери привело к ожесточению нра вов, например, в кальвинистских семьях (до 12—13 месяцев детей вскармливала кормилица, с 10—12 лет их отправляли учиться в соседские семьи). Вместе с тем к XVII в. в Германии, Голландии и Шотландии стал распространяться взгляд на семейные отношения как духовное единство мужа и жены. Некоторые ограничительные традиции в брачных отношениях, принятые в Европе, были перенесены в Новый свет первыми поселенцами. Например, догма тическое осуждение Кальвином интимных удоволь ствий господствовало в умах американцев, особенно пуритан, в течение многих лет. Антисексуальные и мо- рализаторские установки достаточно долго господство вали в колониях. Постепенно женщин нагрузили мно гими обязанностями при весьма малых правах. Они не имели права владеть собственностью, подписывать бумаги. В начале периода колонизации браки заключа юсь исключительно из соображения удобства. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru Структура идеальной православной семьи являет ся производной от общехристианской модели. Но вы бор православие делает в пользу «божественной» се мьи, а не «Святого семейства». Доминирует в триаде Бог-отец. Он как бы правит миром семьи издали, не присутствуя в нем. Мать и дитя предоставлены сами себе, но периодически ощущают незримую и грозную власть отца. А в целом божественную триаду можно представить так: отец — сын — мать. Менее выражена ответственность Бога-Отца. От вечает за дела семьи Мать. Сын психологически бли же к матери, чем к отцу, и мать также ближе к сыну, чем к отцу. Большая психологическая близость мате ри к сыну воплощается в доминировании одной из двух ипостасей Марии — роли Матери. В православ ном вероисповедании роль Богородицы превалирует над ролью жены и, соответственно, материнское от ношение — над отношением любовным (отношением полов). Не случайно в православной культуре нет ак цента на эротических отношениях между супругами: они не отрицаются и не репрессируются, а как бы признаются малозначительными. В христианском Писании затронуты некоторые касающиеся сексуальных отношений вопросы, однако, сделано это в свете убежденности в приближении кон ца времен, скорого пришествия Христа и установления христианского Царствия Божия. Следовательно, во всех семейных отношениях присутствовал этот «эффект вре мени». Рассмотрим подробнее семейные отношения, соответствующие христианской модели брака. Взаимоотношения супругов в христианском браке. Брак в христианском смысле, — просвещение и одно временно тайна1. В нем происходит преображение чело века, расширение его личности. В браке человек может видеть мир по-особому, через другую личность. Эта пол нота еще углубляется с возникновением из двоих, сли тых вместе, третьего — их ребенка. Совершенная супру жеская пара породит и совершенного ребенка, она и дальше будет развиваться по законам совершенства. Через таинство брака даруется благодать на вос питание детей, которой христианские супруги лишь 1 Русский православный обряд венчания. М., 1996. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru содействуют. Ангелы-хранители, приданные младен цам от святого крещения, тайно, но ощутимо содейству ют родителям в воспитании детей, отвращая от них различные опасности. Если в браке совершилось только внешнее соеди нение, а не победа каждого из двоих над своим эго измом и гордыней, то это отразится и на ребенке, по влечет неминуемое отчуждение его от родителей. В воспитании детей самое важное, чтобы они видели своих родителей живущими истинной духовной жиз нью и светящимися любовью. Человеческий индивидуализм, себялюбие создают в браке особые трудности. Преодолеть их можно толь ко усилиями обоих супругов. Оба должны ежедневно созидать брак, борясь с суетными ежедневными стра стями, подтачивающими его духовное основание — любовь. Единственный путь к этому, согласно христи анскому вероучению, — углубление духовной жизни каждого, работа над собой. Самое страшное в браке — потеря любви, поэтому все мысли и усилия надо на править на сохранение любви и духовности. Взаимоотношения супругов в христианском бра ке предполагают четкое осознание каждым своего места: жене следует смиренно стать на второе место, мужу — взять на себя тяжесть и ответственность быть главой. При этом подчеркивается трудность, мучени чество и блаженство этого пути. В обсуждении взаимоотношений христианских супругов подчеркивается «немощь» женщины, которая состоит в подвластности женщины собственным неуп равляемым эмоциям. Проблема распределения власти супругов во вза имоотношениях исключается: ни тот ни другой из супругов не должны иметь в браке друг над другом абсолютной власти. Отмечается, что не всегда надо смиренно подчиняться такому властному насилию над волей другого человека. Величайшая мудрость христианского брака — дать полную свободу тому, кого любишь, ибо земной брак — подобие Брака небесного — Христа и Цер кви, в основе своей имеющего полную свободу. Тайна счастья христианских супругов заключает- ся в совместном исполнении воли Божией, соединяю- Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru щей их души между собой и со Христом. Христианс кий брачный союз имеет глубочайшее духовное осно вание, которым не обладают ни телесная близость, ибо тело подвержено болезням и старению, ни жизнь чувств, переменчивая по своей природе, ни общие мирские интересы и деятельность, «ибо проходит об раз мира сего» (1 Кор. 7, 31). Дети в семье. Рассматривая патриархальные се мьи в различных странах и полушариях, исследова тели отмечают, что отцы в этих семьях относятся к детям по-разному. Связь с детьми варьирует от по чти полного пренебрежения ими, как в традицион ной мексиканской семье, до внимания и постоянной заботы — в германской. Однако во всех случаях от мечается одна общая черта: отец находится на недо сягаемой высоте для ребенка, отношения строго вер тикальны: отец — прежде всего авторитет, прообраз и олицетворение той власти, которой ребенок беспре кословно будет подчиняться, когда вырастет и сам станет отцом (Б.И. Кочубей). Воспитание мальчика в христианской культуре — это в первую очередь формирование будущего отца, доминантного и несущего ответственность за семью (модель «божественной семьи») или, реже, субдоми нантного (Иосиф Обручник как идеал), но столь же от ветственного (В.Н. Дружинин). Идеальная модель христианской семьи включает в себя мать, отца и сына. При этом место дочери вооб ще не определено. Дочь в христианской культуре вы ступает заместительницей жены-матери. В.Н. Дружи нин полагает, что в западно-христианской культуре дочь скорее может принимать роль «второй жены, которую в норме любят, лелеют. В православии девоч ка может быть «заместительницей» матери, в песнях, сказках она, как правило, всегда «вторая мама». Развитие моделей семьи в истории народов, их куль туре постепенно меняет основы детско-родительских отношений. Изучая особенности воспитания и взаимо отношений родителей и детей на протяжении истории, психоисторик Л. Демоз выделил 6 трансформаций в отношении к детству: 1) Инфанцидный стиль (с древности до IV в. н. э.) ха рактеризуется массивными детоубийствами, наси- Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru лием. (Инфантицид — детоубийство — стал счи таться человекоубийством лишь в 374 г.) 2) Бросающий стиль (IV— XIII вв.), ребенок остается объектом агрессии, его часто сбывают с рук в мо- , настырь, кормилице, в чужую семью. 3) Амбивалентный стиль (XIV—XVII вв.), ребенок еще не стал отдельной духовной личностью и полноправным членом семьи; ему отказывают в самостоятельности и индивидуальности, в воспи тании преобладает «лепка» характера, при сопро тивлении неподдающийся такой «лепке» подвер гается избиениям. 4) Навязчивый стиль (XVIII в.), ребенок становится ближе родителям, но поведение и внутренний мир ребенка контролируются. 5) Социализирующий стиль (XIX —первая половина XX в.), ребенок — объект воспитания и научения, основные усилия родителей направлены на трениров ку воли и подготовку ребенка к самостоятельной жизни. 6) Помогающий стиль (с середины XX в. по настоящее время), родители стремятся обеспечить индивиду альное развитие ребенка, преобладает эмоциональ ный контакт и сочувствие. Можно предполагать, что именно последний вари ант в наибольшей степени соответствует современной модели (моделям) семьи. В 1954 г. профессорами Б. Гарварда и Дж. Уайтин- гами было проведено исследование психологических особенностей детей в таких странах как Филиппины, Индия, США, Мексика, Япония, Кения. Оно известно как «Проект 6 культур». Установлено, что дети в «слож ных» обществах более зависимы, доминантны, агрес сивны, менее заботливы, ответственны, чем их ровес ники в «простых» обществах. Вместе с тем там, где господствует нуклеарная семья, дети более друже ственны, менее авторитарны и агрессивны. ■ Патриархальная российская семья И ее трансформация В примитивном, дописьменном обществе, где нет сильной государственной власти, отец может быть (a может и не быть) главой семьи. Государство, будь то Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru монархия или тирания, делает главу семьи опорой власти, формируя в семье миниатюру общественных отношений. Члены семьи повинуются отцу, как поддан ные монарху или диктатору и, далее, как все люди — единому Богу, Отцу Небесному. Триада — Отец-Пра витель-Бог — основа патриархальной идеологии. С од ной стороны на отца (реального отца семьи) возлага ются функции мона
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 464; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.86.6 (0.019 с.) |