Психология личности: Тексты. М., 1982. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психология личности: Тексты. М., 1982.



Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

руется в процессе социализации различными институ­

тами семьи, друзей, средств массовой информации, об­

разования, религии, идеологии, искусства, науки и т. п.

Автор статьи дает данной «концепции» определе­

ние — упорядоченная, относительно непротиворечивая

и внутренне связная, структурированная совокупность

существующих в обыденном сознании социокультурных

ориентации, ценностей, установок, идеалов, в которых

находит отражение социальная дифференциация полов.

НА. Нечаева вводит понятие «гендерная доминанта

сознания» — как сквозной характеристики сознания,

которая пронизывает некоторый спектр взаимосвязан­

ных характеристик, организующая и упорядочивающая

его, специфически проявляясь на различных иерархи­

ческих уровнях картины мира его носителей, остается

относительно неизменной в течение длительного време­

ни и является отражением особенностей культур, в рам­

ках которой она существует!.

Приведем обзор основных направлений в иссле­

довании социальных и психологических функций по-

лоролевых стереотипов за рубежом.

Первые исследования полоролевой стереотипиза-

ции были связаны с попытками вычленить типичные

различия, относящиеся к представлениям женщин и

мужчин друг о друге и о себе. Подытоживая эти иссле­

дования, в 1957 г. Дж. Мак Ки и А. Шеррифс сделали

вывод о типичных чертах мужского образа, связанного

с социально неограничивающим стилем поведения,

компетентностью, рациональными способностями, ак­

тивностью, и женского, включающего социальные и

коммуникативные умения, теплоту и эмоциональную

поддержку. При этом акцентуация типично маскулин­

ных или феминных черт приобретают негативную

оценочную окраску.

Начиная с 60-х гг. популярными становятся иссле­

дования стереотипных представлений о способностях

мужчин и женщин, их компетентности в различных сфе­

рах деятельности и причинах их профессиональных

успехов. Так, П. Колдберг обнаружила известную долю

1 Нечаева Н.А. Патриархальная и феминистская картина

мира: Анализ структуры массового сознания // Тендерные тет­

ради. Вып. 1. СПб., 1997.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

предубежденности женщин против самих себя в сфере

научной деятельности; студентки колледжей более вы­

соко оценивают статьи, написанные мужчинами, чем

женщинами. Приблизительно такие же данные были

получены в другом эксперименте. Переоценка картин,

написанных мужчинами, имела место при условии, когда

художники представлялись новичками. Во второй серии

факт победы на конкурсе как бы уравнивал в глазах ис­

пытуемых профессиональное мастерство художников,

независимо от их половой принадлежности.

К. Доу попыталась интерпретировать с помощью

теории каузальной атрибуции результаты, сходные с

предыдущими. Высокий результат в чем-либо, достиг­

нутый мужчиной, чаще всего объясняется его способ­

ностями, а такой же результат, достигнутый женщи­

ной, объясняется ее усилиями, случайной удачей и

другими нестабильными причинами.

Третьим этапом в исследовании полоролевых сте­

реотипов, является не только их описание, но и выясне­

ние их функций, таких как регулятивная, объяснитель­

ная, трансляционная, защитная или оправдательная.

О. Лири исследовала связь между полоролевыми сте­

реотипами и оправданием задержки продвижения жен­

щин по служебной лестнице в промышленности, и сде­

лала вывод о существовании в американском обществе

норм предубежденности против женщин, имеющих ка­

кой-либо приоритет над мужчинами того же возраста и

социального положения. Основа таких взглядов — рас­

хожие полоролевые стереотипы, согласно которым у

женщин отсутствуют черты, связанные с компетенци­

ей, независимостью, соревновательностью, логикой,

притязаниями и т. д.

Специальная область исследования, где, по убеж­

дению специалистов, с особой наглядностью демонст­

рируется защитная и оправдательная функция полоро­

левых стереотипов, — это исследования изнасилований.

Г. Филд установила, что в целом мужчины по сравне­

нию с женщинами приписывают гораздо большую от­

ветственность за случившееся самой жертве. Мнения

широкой публики и полицейских по поводу ответствен­

ности за изнасилование оказались более сходными с

точкой зрения самих насильников, чем адвокатов. По

мнению автора, суть полученных данных в том, что в

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

целом мужчины демонстрируют более снисходитель­

ное отношение к сексуальному насилию, чем женщи­

ны, а полицейские разделяют стереотипы, превалиру­

ющие в «маскулинной культуре».

Популярным становится исследование ретрансля­

ционной функции полоролевой стереотипизации. На­

пример, обсуждается то, каким образом социальные

институты, литература, искусство, средства массовой

информации и т. д. способствуют или препятствуют

формированию и распространению полоролевых сте­

реотипов (изучение образов мужчин и женщин в рек­

ламных программах Британского телевидения).

Другое направление в изучении данной функции

связано с генетическими, возрастными аспектами про­

блемы. Анализируется роль полоролевых стереотипов в

формировании половой идентичности в детском и под­

ростковом возрасте. Д. Хартли обнаружил, что мальчи­

ки оценивают поведение девочек только в положитель­

ных тонах, а свое собственное — и в положительных, и в

отрицательных, в то время как девочки определяют свое

собственное поведение как хорошее, а поведение мальчи­

ков — как плохое. По мнению Д. Хартли, роль школьника

и школьниц по-разному соотносится с полоролевыми сте­

реотипами: быть «хорошей» школьницей и «настоящей»

женщиной — в общем, не противоречит одно другому; но

быть хорошим (прилежным) школьником и в то же время

чувствовать себя «настоящим» мужчиной — это вещи в

определенном смысле противоположные.

Основываясь на теории социальной идентичнос­

ти Г. Тэжфела и Дж. Тернера, К. Гуичи считает, что

мужчины и женщины могут быть рассмотрены в це­

лом как социальные группы, обладающие различным

социальным статусом. Высокостатусные группы чаще

всего оцениваются в терминах компетентности и эко­

номического успеха, а низкостатусные — в терминах

теплоты, добросердечия, гуманности, все позитивные

черты женского стереотипа. Обнаруженные в ряде

исследований данные о том, что женщины разделяют

с мужчинами тенденцию переоценивать мужские до­

стижения и достоинства и недооценивать свои соб­

ственные, интерпретируются Гуичи как следствие

различий в социальном статусе: женщины как бы пе­

ренимают точку зрения более высокостатусной груп-

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

пы - мужчин. Как у членов низкостатусной группы,

у женщин по сравнению с мужчинами меньше разви­

то чувство идентификации со своей группой1.

Эксперименты, проводимые исследователями, при­

званы подтверждать или опровергать теоретические

предположения. И на основе результатов психометри­

ческих исследований можно выделить половые разли­

чия в познавательных способностях.

Обследование детей разного возраста показало, что

на ранних этапах онтогенеза девочки в своем интел­

лектуальном развитии опережают мальчиков. В даль­

нейшем эти различия сглаживаются. В то же время

среди мужчин больше умственно отсталых индивидов

и больше высоко одаренных людей. Известно, что сре­

ди наиболее талантливых людей, получивших призна­

ние общества, преобладают мужчины. На основе ис­

следований, проведенных в США и Европе, был сделан

вывод о том, что диапазон умственных способностей

мужчин значительно шире, чем у женщин.

У женщин более развит вербальный интеллект, а у

мужчин — зрительно-пространственный. Превосход­

ство женщин в развитии речевых функций проявляет­

ся, начиная с 10—11 лет, но есть сведения, что в 18

месяцев девочки знают приблизительно 50 слов, маль­

чики приобретают такой словарный запас к 22 меся­

цам. В дальнейшем речь девочек, как правило, богаче

по словарному запасу, по грамматическому строю.

С детства мужчины лидируют в зрительно-простран­

ственных способностях, хотя в сравнении с данными ана­

логичного исследования, выполненного 20 лет назад,

различия между мужчинами и женщинами сократились.

Среди учеников начальной школы различий в уров­

не математических способностей не обнаруживается,

они начинают проявляться в подростковом возрасте и

касаются в основном сложных форм математического

мышления. Но эти данные подверглись критике со

стороны Е. Феннем: женщины под влиянием опреде­

ленных социальных и психологических факторов ред­

ко выбирают математику в качестве предпочитаемого

курса, и вывод о том, что мужчины обладают выражен-

1 Агеев B.C. Психологические и социальные функции полоро-

левых стереотипов // Вопросы психологии. № 2. 1987.

Шнейдер Л. Б.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

ными математическими способностями, по ее мнению,

основан на сопоставлении не мужчины и женщины,

а людей с разной математической подготовкой. Пози­

ция Феннем получила большую поддержку и частич­

но экспериментальное подкрепление, но обследова­

ние подростков, обучающихся по одной программе,

обнаружило выраженные половые различия в мате­

матической одаренности в пользу мальчиков. Некото­

рые исследователи считают у мужчин способность

решать зрительно-пространственные задачи лучше

женщин врожденной. При решении математических

задач женщины обнаруживают более высокий уро­

вень тревожности и меньшую уверенность в своих

силах, чем мужчины. Эксперименты по каузальной

атрибуции показали, что в решении задач мужчины

причины успеха склонны приписывать себе, а жен­

щины объясняют свои успехи чаще случайными фак­

торами, например везением. И наоборот, в случае не­

удачи мужчины чаще ссылаются на независящие от

них, привходящие обстоятельства — в отличие от

женщин, склонных относить свои неудачи за счет

недостатка способностей или сложности задания.

Здесь играет роль то, что человек может избегать тех

видов деятельности, в которой его может ждать не­

удача, а также усвоенные стереотипные половые роли:

если успех в той или иной области соответствует стан­

дартам женской половой роли, то у женщин может

актуализироваться мотив избегания успеха.

Во всех видах творческой деятельности число муж­

чин, добившихся признания превосходит число женщин.

Но попытки сравнить творческий потенциал мужчин и

женщин с помощью психологического тестирования

успеха не принесли. Обобщая результаты проводивших­

ся исследований, Н. Коган заключил: «При выполнении

заданий на дивергентное мышление, легкость генериро­

вания идей, продуктивность ассоциаций, оригинальность,

спонтанность, гибкость мышления... различий между

полами обнаружено не было». В исследовании П. Сел-

коу, который связывал творческие способности не непос­

редственно с полом индивида, а с той половой ролью,

которую он выполняет, испытуемые с маскулинизирован­

ным типом поведения справлялись с заданиями лучше,

чем лица с феминизированным типом поведения. Эти

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

данные согласуются с результатами других исследова­

ний, обнаруживающих, что женщины с мужскими чер­

тами характера добиваются более высоких результатов в

науке, чем женщины с традиционно женскими чертами

Таким образом, эти и другие исследования демон­

стрируют отчетливую связь креативности не столько с

биологическим полом, сколько с теми личностными осо­

бенностями человека, которые обусловлены его поло-

ролевой ориентацией.

Физиологические различия между полами настоль­

ко очевидны, что некоторые исследователи попытались

найти биологические основания наблюдаемых разли­

чий в познавательных способностях мужчины и жен­

щины. В поисках таких оснований исследователи,

прежде всего, обращаются к механизмам наследова­

ния, половым различиям в гормональной регуляции, а

также к особенностям межполушарного распределения

функций у женщин и мужчин. В целом биологические

интерпретации половых различий в познавательных

способностях не объясняют всей их сложности.

Основная причина, препятствующая научной и изоб­

ретательской деятельности женщин, на основе чего роди­

лось представление о различиях в одаренности мужчин и

женщин, кроется в традициях и установках, глубоко уко­

ренившихся в современном обществе. Половая стереоти­

пия существует в любом обществе, хотя содержание ее

может варьироваться. Процесс социализации и форми­

рование половых ролей начинается очень рано: родители

с рождения по-разному относятся к мальчикам и девоч­

кам (например, девочек больше стараются успокоить, дер­

жать на руках). К ним предъявляются разные ожидания

(от девочек требуют большей дисциплинированности, ак­

куратности; к мальчикам предъявляют большие запреты

в отношении так называемых женских качеств, как, на­

пример, слезы, чем к девочкам в отношении «мужских»

(мальчик-плакса хуже, чем девочка-сорванец), они полу­

чают разные игрушки, приобретают разный опыт и т. п.

Исследования показывают, что мальчики более

стереотипизированны по отношению к половым ролям,

чем девочки. В дальнейшем это влияет на то, что жен­

щинам, работающим в областях, традиционно считав­

шихся мужскими, приходится принимать мужские ори­

ентации и ценности, чтобы добиться успеха.

19*

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

Таким образом, на основе этих и других данных

можно вывести закономерности проявления различий, но

они могут меняться с течением времени, изменением

культурных ценностей и т. п. Наличие этих закономер­

ностей еще не обуславливает поведения и представле­

ний отдельного человека. Интерес к таким закономерно­

стям естественен, так как человеку важно упорядочить

свои представления о мире, в том числе и о проявлениях

противоположного пола. Возможно, что некое напряже­

ние между людьми противоположного и того же пола

чаще объясняется различиями между полами, чем это бы­

вает на самом деле.

Выше рассмотренные примеры показывают, что

психологические различия между полами существуют,

но в зависимости от биологических предпосылок, исто­

рически сложившихся форм воспитания, характеристик

половых ролей, и их можно измерять по шкале более и

менее выраженных, а не дихотомическим способом: есть

или нет такая черта у мужчины или женщины.

■ Приятие и типы сексуального сценарии

Каждый человек еще в детстве, чаще всего бес­

сознательно, думает о своей будущей жизни, как бы

прокручивая в голове свои жизненные сценарии. По­

вседневное поведение человека определяется его рас­

судком, а свое будущее он может только планировать.

В жизни, однако, может случиться не так, как человек

хочет, но главное в том, что он очень желает, чтобы

его мечты сбылись.

Сценарий — это постоянно развертывающийся

жизненный план, который формируется еще в раннем

детстве в основном под влиянием родителей. Этот пси­

хологический импульс с большой силой толкает чело­

века вперед, навстречу его судьбе, и очень часто неза­

висимо от его сопротивления или свободного выбора.

И так, сценарием считается то, что человек еще в дет­

стве планирует совершить в будущем; а жизненный

путь — это то, что происходит в действительности1.

1 Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человечес­

580 ких взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: Психология

человеческой судьбы. СПб., 1992.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

С первых месяцев ребенка учат не только что де­

лать, но и также что видеть, слышать, трогать, думать

и чувствовать. А, кроме того, ему говорят, быть ли

ему победителем или проигравшим, и как кончится

его жизнь. Все эти инструкции запрограммированы

в его уме также прочно, как если бы они были про­

граммами, заложенными в память компьютера. В бо­

лее поздние годы то, о чем он думает как о своей не­

зависимости или автономии, является просто свободой

выбора определенной программы, практически без из­

менений. Некоторые люди получают чувство свобо­

ды, что обычно означает одно из двух: 1) либо они

используют несколько программ, заложенных в ран­

нем детстве, просто они ими раньше не пользовались;

2) либо они переворачивают некоторые программы

наоборот и делают противоположенное тому, о чем

они говорят.

В возрасте пяти или шести лет ребенок заканчива­

ет свой сценарий или жизненный план, в большинстве

случаев продиктованный его родителями. Т. е. план на

будущее составляется в основном по семейным ин­

струкциям и образцам.

На будущую судьбу человека сильное влияние

может оказать ситуация зачатия. Она начинает скла­

дываться тогда, когда его родители вступают в брак.

Например, в женитьбе молодых заинтересованы се­

мьи обеих сторон, чтобы иметь наследника, мечтают

родить сына. Если рождается сын, сценарий вруча­

ется ему в готовом виде. Но если рождается девочка,

к воспитанию ее могут отнестись безразлично. При

этом девочка, как правило, ощущает все время смут­

ное чувство вины из-за того, что она не родилась

мальчиком.

Большое значение имеет то, каковы были обстоя­

тельства и как подготавливалась ситуация зачатия,

была ли она результатом случайности, страсти, любви,

насилия или равнодушия. Все это может отразиться в

сценарии будущего ребенка. Возможно, родители счи­

тали секс пошлостью, развлечением или священнодей­

ствием. Отношение родителей к интимной жизни мо­

жет быть перенесено на ребенка.

Сексуальный сценарий является составной частью

жизненного сценария. Компонентами сексуального 581

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

сценария — кто, что, с кем, где, когда, как и почему

должен, может или не должен и не может делать в сек­

суальном плане1.

Интимный контакт давно уже утратил для челове­

ка свое прямое физиологическое значение и вбирает в

себя разнообразные личностные смыслы. Он может

быть средством

• релаксации (уменьшение общего напряжения);

разрядки полового напряжения;

• прокреации (продолжение человеческого рода),

• рекреации (восстановления);

• получения чувственного удовольствия;

• познания, удовлетворения любопытства;

• общения (когда близость выступает в качестве

глубочайшей личностной интимности);

• полового самоутверждения, проверки (и демон­

страции) своих возможностей;

• достижения каких-то неэротических целей;

• поддержания определенного ритуала;

• привычки и даже просто замены им каких-либо

других, недоступных способов эмоционально­

го удовлетворения.

Стоит подчеркнуть, что среди вышеперечисленно­

го много не физиологического, а психологического,

глубоко личностного.

Сексуальные сценарии можно изучать и класси­

фицировать по ряду измерений:

1. По сложности, т. е. по количеству и разнообра­

зию их компонентов и соотношению воображае­

мого и реализуемого: какой круг мотивов, парт­

неров, мест и времени действия представлен в

сценарии; чем отличается когнитивная програм­

ма от реального исполнения; насколько тесно

связаны друг с другом различные элементы сце­

нария и т. д.

2. По их ригидности, жесткости и рутинизации: на­

сколько велика допускаемая сценарием рассогла­

сованность плана и реальности; насколько жестко

и единообразно запрограммированы содержание

и последовательность действий человека и как он

отнесется к нарушениям принятого порядка.

1 Кон И.С. Введение в сексологию. М.. 1988.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

3. По их обыденности, конвенциональности: насколь­

ко данный сценарий или его компоненты соответ­

ствуют принятым в обществе нормам поведения.

4. По их удовлетворительности для человека: доволен ли

он своими эротическими фантазиями или стыдится

их, в какой мере ему удается их реализовать и т. д.

Как всякая сложная диспозиционная система,

предрасполагающая человека к поведению определен­

ного рода, сексуальный сценарий включает в себя ког­

нитивные компоненты разного уровня — представле­

ния, понятия, оценочные суждения и т. д. Человек имеет

обычно не один, а несколько сценариев.

Некоторые авторы выделяют «сексуальные сце­

нарии», выступающие поведенческой программой че­

ловека. Нормативные компоненты сексуального сце­

нария — кто, что, с кем, где, когда, как и почему

должен или не должен и не может делать в сексуаль­

ном плане — в общих чертах задаются соответствую­

щей культурой. Однако это не исключает больших ин­

дивидуальных различий и вариаций количественного

и качественного порядка. Человек имеет, как прави­

ло, несколько сексуальных сценариев. Во-первых, это

сексуальные фантазии, которые человек никогда не

пытается, не может или даже не хочет реализовать;

во-вторых, планы реального поведения, которые че­

ловек более или менее последовательно осуществля­

ет; в-третьих, промежуточные ориентиры, используе­

мые в процессе сексуального взаимодействия («если

он сделает так, я сделаю это»); в-четвертых, это как

бы хранилища памяти, организующие сексуальный

опыт в более или менее последовательное целое.

Так, сценарий «Никогда» может запрещать либо

секс, либо любовь, либо то и другое. Если запрещена

любовь, но не секс, сценарий дает разрешение на

беспорядочную половую жизнь. Этим разрешением

пользуются неразборчивые мужчины, а проститутки

и содержанки умеют извлечь из него средства к су­

ществованию. Если запрещен секс, но разрешена лю­

бовь, то сценарий может породить будущего священ­

ника, монаха, благотворителя. Люди, погрязшие в

беспорядочной половой жизни, разврате, очень час­

то испытывают «танталовы муки» при виде верных

любовников и счастливых супружеских пар. В то же

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

время многие филантропы пребывают во власти лю­

бовных искушений.

Сценарий «Никогда» рождает не только вечных

холостяков и старых дев, сутенеров и проституток, он

еще производит фригидных женщин, которые, воз­

можно, ни разу за всю свою жизнь так и не ощутили

оргазма. Этот сценарий создает мужчин-импотентов,

способных к оргазму только в отсутствие любви —

классический пример, описанный Фрейдом: человек

был импотентом со своей женой, но полноценным

мужчиной с проститутками. По сценарию «Всегда»

формируются нимфоманки и донжуаны, проводящие

жизнь в погоне за райским мигом наслаждения

Сценарий «До тех пор, пока» свойствен вечно оза­

боченным домохозяйкам и усталым бизнесменам. Они

не способны к сексуальному возбуждению, пока не на­

веден полнейший порядок на кухне или не решены все

дела в офисе. Но и возбудившись, они могут в самый

критический момент прервать любовные ласки игрой

в «Дверцу холодильника» или «Папку для бумаг», ко­

торая дает повод немедленно выскочить из постели,

будто бы им необходимо срочно проверить, насколько

плотно закрыта дверца холодильника или уложены ли

в папку документы, которые понадобятся утром.

По сценарию «После того, как» близость обесце­

нивается тревогой. Страх забеременеть, например, не

дает женщине достигнуть оргазма, а мужчину застав­

ляет прийти к нему слишком скоро. Прерывание поло­

вого акта в момент приближения оргазма у мужчины,

практикуемое как метод контроля рождаемости, дер­

жит обоих партнеров в постоянном напряжении. В ре­

зультате женщина остается возбужденной и неудовлет­

воренной, если партнеры не находят другого способа

обеспечить ей удовлетворение. Слово «удовлетворе­

ние», к которому прибегают, обсуждая эти проблемы,

само свидетельствует о неполноценности замены, ибо

естественный оргазм — нечто гораздо более ощутимое,

чем бледный призрак, именуемый удовлетворением.

Сценарий «Снова и снова» это опыт многих

женщин-неудачниц, которые во время интимных отно­

шений возбуждаются все сильнее и сильнее, но на под­

ступе к пику наслаждения для женщины мужчина (воз­

можно, с ее подачи) удовлетворенно вздыхает, и ее

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

«камень» скатывается обратно вниз. Такое состояние

может длиться у супругов на протяжении многих лет.

Сценарий «С открытым концом» проявляется у

пожилых людей, воспринимающих секс как обязан­

ность или нечто, требующее особых усилий. Перешаг­

нув через определенный возраст, многие пожилые

люди считают себя слишком старыми для «таких» дел.

Их железы от бездействия начинают «сохнуть», и тог­

да их кожа морщинится, мускулы слабеют и тупеют моз­

ги. Чтобы избежать такого жалкого существования,

сценарий не нужно ограничивать во времени, он дол­

жен рассчитываться на всю жизнь, какой бы долгой

она ни оказалась.

Разрушителями сценариев могут выступать три

силы: 1) массовые события, которые обрушиваются на

тропу истории: войны, голод, эпидемии и т. д.; 2) пси­

хотерапия и другие превращения, которые разбивают

сценарии; 3) сценарий разрушается автономным ре­

шением или перерешением самого человека, если его

сценарий позволяет принимать автономные решения.

■ Стадии психосексуального развития ребенка

Сексуальные отношения являются неотъемлемой

частью жизни человека. Благополучное сексуальное

развитие есть основа построения «здоровой» интим­

ной жизни. Формирование сексуальности начинается

с пренатального периода и проходит по всем жизнен­

ным фазам.

Значительная распространенность сексуальных

расстройств и дисгармоний уходят своими корнями в

детство, что обуславливает необходимость более деталь­

ного изучения психосексуального развития человека.

Описание стадий психосексуального развития ребен­

ка проведено с учетом исследований классического

психоанализа (3. Фрейд, А. Фрейд1 и др.), а также прак­

тическим опытом отечественных психологов (В.К. Ло­

сева, А.И. Луньков2).

1 Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы личности.

М., 1993.

2 Лосева В.К., Луньков А.И. Психосексуальное развитие ребен­

ка. М., 1995.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 1062; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.5.239 (0.238 с.)