Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психология личности: Тексты. М., 1982.
Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru руется в процессе социализации различными институ тами семьи, друзей, средств массовой информации, об разования, религии, идеологии, искусства, науки и т. п. Автор статьи дает данной «концепции» определе ние — упорядоченная, относительно непротиворечивая и внутренне связная, структурированная совокупность существующих в обыденном сознании социокультурных ориентации, ценностей, установок, идеалов, в которых находит отражение социальная дифференциация полов. НА. Нечаева вводит понятие «гендерная доминанта сознания» — как сквозной характеристики сознания, которая пронизывает некоторый спектр взаимосвязан ных характеристик, организующая и упорядочивающая его, специфически проявляясь на различных иерархи ческих уровнях картины мира его носителей, остается относительно неизменной в течение длительного време ни и является отражением особенностей культур, в рам ках которой она существует!. Приведем обзор основных направлений в иссле довании социальных и психологических функций по- лоролевых стереотипов за рубежом. Первые исследования полоролевой стереотипиза- ции были связаны с попытками вычленить типичные различия, относящиеся к представлениям женщин и мужчин друг о друге и о себе. Подытоживая эти иссле дования, в 1957 г. Дж. Мак Ки и А. Шеррифс сделали вывод о типичных чертах мужского образа, связанного с социально неограничивающим стилем поведения, компетентностью, рациональными способностями, ак тивностью, и женского, включающего социальные и коммуникативные умения, теплоту и эмоциональную поддержку. При этом акцентуация типично маскулин ных или феминных черт приобретают негативную оценочную окраску. Начиная с 60-х гг. популярными становятся иссле дования стереотипных представлений о способностях мужчин и женщин, их компетентности в различных сфе рах деятельности и причинах их профессиональных успехов. Так, П. Колдберг обнаружила известную долю 1 Нечаева Н.А. Патриархальная и феминистская картина мира: Анализ структуры массового сознания // Тендерные тет ради. Вып. 1. СПб., 1997. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru предубежденности женщин против самих себя в сфере
научной деятельности; студентки колледжей более вы соко оценивают статьи, написанные мужчинами, чем женщинами. Приблизительно такие же данные были получены в другом эксперименте. Переоценка картин, написанных мужчинами, имела место при условии, когда художники представлялись новичками. Во второй серии факт победы на конкурсе как бы уравнивал в глазах ис пытуемых профессиональное мастерство художников, независимо от их половой принадлежности. К. Доу попыталась интерпретировать с помощью теории каузальной атрибуции результаты, сходные с предыдущими. Высокий результат в чем-либо, достиг нутый мужчиной, чаще всего объясняется его способ ностями, а такой же результат, достигнутый женщи ной, объясняется ее усилиями, случайной удачей и другими нестабильными причинами. Третьим этапом в исследовании полоролевых сте реотипов, является не только их описание, но и выясне ние их функций, таких как регулятивная, объяснитель ная, трансляционная, защитная или оправдательная. О. Лири исследовала связь между полоролевыми сте реотипами и оправданием задержки продвижения жен щин по служебной лестнице в промышленности, и сде лала вывод о существовании в американском обществе норм предубежденности против женщин, имеющих ка кой-либо приоритет над мужчинами того же возраста и социального положения. Основа таких взглядов — рас хожие полоролевые стереотипы, согласно которым у женщин отсутствуют черты, связанные с компетенци ей, независимостью, соревновательностью, логикой, притязаниями и т. д. Специальная область исследования, где, по убеж дению специалистов, с особой наглядностью демонст рируется защитная и оправдательная функция полоро левых стереотипов, — это исследования изнасилований. Г. Филд установила, что в целом мужчины по сравне нию с женщинами приписывают гораздо большую от ветственность за случившееся самой жертве. Мнения широкой публики и полицейских по поводу ответствен ности за изнасилование оказались более сходными с точкой зрения самих насильников, чем адвокатов. По
мнению автора, суть полученных данных в том, что в Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru целом мужчины демонстрируют более снисходитель ное отношение к сексуальному насилию, чем женщи ны, а полицейские разделяют стереотипы, превалиру ющие в «маскулинной культуре». Популярным становится исследование ретрансля ционной функции полоролевой стереотипизации. На пример, обсуждается то, каким образом социальные институты, литература, искусство, средства массовой информации и т. д. способствуют или препятствуют формированию и распространению полоролевых сте реотипов (изучение образов мужчин и женщин в рек ламных программах Британского телевидения). Другое направление в изучении данной функции связано с генетическими, возрастными аспектами про блемы. Анализируется роль полоролевых стереотипов в формировании половой идентичности в детском и под ростковом возрасте. Д. Хартли обнаружил, что мальчи ки оценивают поведение девочек только в положитель ных тонах, а свое собственное — и в положительных, и в отрицательных, в то время как девочки определяют свое собственное поведение как хорошее, а поведение мальчи ков — как плохое. По мнению Д. Хартли, роль школьника и школьниц по-разному соотносится с полоролевыми сте реотипами: быть «хорошей» школьницей и «настоящей» женщиной — в общем, не противоречит одно другому; но быть хорошим (прилежным) школьником и в то же время чувствовать себя «настоящим» мужчиной — это вещи в определенном смысле противоположные. Основываясь на теории социальной идентичнос ти Г. Тэжфела и Дж. Тернера, К. Гуичи считает, что мужчины и женщины могут быть рассмотрены в це лом как социальные группы, обладающие различным социальным статусом. Высокостатусные группы чаще всего оцениваются в терминах компетентности и эко номического успеха, а низкостатусные — в терминах теплоты, добросердечия, гуманности, все позитивные черты женского стереотипа. Обнаруженные в ряде исследований данные о том, что женщины разделяют с мужчинами тенденцию переоценивать мужские до стижения и достоинства и недооценивать свои соб ственные, интерпретируются Гуичи как следствие различий в социальном статусе: женщины как бы пе ренимают точку зрения более высокостатусной груп- Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru пы - мужчин. Как у членов низкостатусной группы, у женщин по сравнению с мужчинами меньше разви то чувство идентификации со своей группой1. Эксперименты, проводимые исследователями, при званы подтверждать или опровергать теоретические предположения. И на основе результатов психометри ческих исследований можно выделить половые разли чия в познавательных способностях. Обследование детей разного возраста показало, что на ранних этапах онтогенеза девочки в своем интел лектуальном развитии опережают мальчиков. В даль нейшем эти различия сглаживаются. В то же время среди мужчин больше умственно отсталых индивидов и больше высоко одаренных людей. Известно, что сре ди наиболее талантливых людей, получивших призна ние общества, преобладают мужчины. На основе ис следований, проведенных в США и Европе, был сделан
вывод о том, что диапазон умственных способностей мужчин значительно шире, чем у женщин. У женщин более развит вербальный интеллект, а у мужчин — зрительно-пространственный. Превосход ство женщин в развитии речевых функций проявляет ся, начиная с 10—11 лет, но есть сведения, что в 18 месяцев девочки знают приблизительно 50 слов, маль чики приобретают такой словарный запас к 22 меся цам. В дальнейшем речь девочек, как правило, богаче по словарному запасу, по грамматическому строю. С детства мужчины лидируют в зрительно-простран ственных способностях, хотя в сравнении с данными ана логичного исследования, выполненного 20 лет назад, различия между мужчинами и женщинами сократились. Среди учеников начальной школы различий в уров не математических способностей не обнаруживается, они начинают проявляться в подростковом возрасте и касаются в основном сложных форм математического мышления. Но эти данные подверглись критике со стороны Е. Феннем: женщины под влиянием опреде ленных социальных и психологических факторов ред ко выбирают математику в качестве предпочитаемого курса, и вывод о том, что мужчины обладают выражен- 1 Агеев B.C. Психологические и социальные функции полоро- левых стереотипов // Вопросы психологии. № 2. 1987. Шнейдер Л. Б. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru ными математическими способностями, по ее мнению, основан на сопоставлении не мужчины и женщины, а людей с разной математической подготовкой. Пози ция Феннем получила большую поддержку и частич но экспериментальное подкрепление, но обследова ние подростков, обучающихся по одной программе, обнаружило выраженные половые различия в мате матической одаренности в пользу мальчиков. Некото рые исследователи считают у мужчин способность решать зрительно-пространственные задачи лучше женщин врожденной. При решении математических задач женщины обнаруживают более высокий уро вень тревожности и меньшую уверенность в своих силах, чем мужчины. Эксперименты по каузальной атрибуции показали, что в решении задач мужчины причины успеха склонны приписывать себе, а жен щины объясняют свои успехи чаще случайными фак торами, например везением. И наоборот, в случае не удачи мужчины чаще ссылаются на независящие от них, привходящие обстоятельства — в отличие от женщин, склонных относить свои неудачи за счет
недостатка способностей или сложности задания. Здесь играет роль то, что человек может избегать тех видов деятельности, в которой его может ждать не удача, а также усвоенные стереотипные половые роли: если успех в той или иной области соответствует стан дартам женской половой роли, то у женщин может актуализироваться мотив избегания успеха. Во всех видах творческой деятельности число муж чин, добившихся признания превосходит число женщин. Но попытки сравнить творческий потенциал мужчин и женщин с помощью психологического тестирования успеха не принесли. Обобщая результаты проводивших ся исследований, Н. Коган заключил: «При выполнении заданий на дивергентное мышление, легкость генериро вания идей, продуктивность ассоциаций, оригинальность, спонтанность, гибкость мышления... различий между полами обнаружено не было». В исследовании П. Сел- коу, который связывал творческие способности не непос редственно с полом индивида, а с той половой ролью, которую он выполняет, испытуемые с маскулинизирован ным типом поведения справлялись с заданиями лучше, чем лица с феминизированным типом поведения. Эти Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru данные согласуются с результатами других исследова ний, обнаруживающих, что женщины с мужскими чер тами характера добиваются более высоких результатов в науке, чем женщины с традиционно женскими чертами Таким образом, эти и другие исследования демон стрируют отчетливую связь креативности не столько с биологическим полом, сколько с теми личностными осо бенностями человека, которые обусловлены его поло- ролевой ориентацией. Физиологические различия между полами настоль ко очевидны, что некоторые исследователи попытались найти биологические основания наблюдаемых разли чий в познавательных способностях мужчины и жен щины. В поисках таких оснований исследователи, прежде всего, обращаются к механизмам наследова ния, половым различиям в гормональной регуляции, а также к особенностям межполушарного распределения функций у женщин и мужчин. В целом биологические интерпретации половых различий в познавательных способностях не объясняют всей их сложности. Основная причина, препятствующая научной и изоб ретательской деятельности женщин, на основе чего роди лось представление о различиях в одаренности мужчин и женщин, кроется в традициях и установках, глубоко уко ренившихся в современном обществе. Половая стереоти пия существует в любом обществе, хотя содержание ее может варьироваться. Процесс социализации и форми рование половых ролей начинается очень рано: родители с рождения по-разному относятся к мальчикам и девоч кам (например, девочек больше стараются успокоить, дер жать на руках). К ним предъявляются разные ожидания (от девочек требуют большей дисциплинированности, ак куратности; к мальчикам предъявляют большие запреты
в отношении так называемых женских качеств, как, на пример, слезы, чем к девочкам в отношении «мужских» (мальчик-плакса хуже, чем девочка-сорванец), они полу чают разные игрушки, приобретают разный опыт и т. п. Исследования показывают, что мальчики более стереотипизированны по отношению к половым ролям, чем девочки. В дальнейшем это влияет на то, что жен щинам, работающим в областях, традиционно считав шихся мужскими, приходится принимать мужские ори ентации и ценности, чтобы добиться успеха. 19* Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru Таким образом, на основе этих и других данных можно вывести закономерности проявления различий, но они могут меняться с течением времени, изменением культурных ценностей и т. п. Наличие этих закономер ностей еще не обуславливает поведения и представле ний отдельного человека. Интерес к таким закономерно стям естественен, так как человеку важно упорядочить свои представления о мире, в том числе и о проявлениях противоположного пола. Возможно, что некое напряже ние между людьми противоположного и того же пола чаще объясняется различиями между полами, чем это бы вает на самом деле. Выше рассмотренные примеры показывают, что психологические различия между полами существуют, но в зависимости от биологических предпосылок, исто рически сложившихся форм воспитания, характеристик половых ролей, и их можно измерять по шкале более и менее выраженных, а не дихотомическим способом: есть или нет такая черта у мужчины или женщины. ■ Приятие и типы сексуального сценарии Каждый человек еще в детстве, чаще всего бес сознательно, думает о своей будущей жизни, как бы прокручивая в голове свои жизненные сценарии. По вседневное поведение человека определяется его рас судком, а свое будущее он может только планировать. В жизни, однако, может случиться не так, как человек хочет, но главное в том, что он очень желает, чтобы его мечты сбылись. Сценарий — это постоянно развертывающийся жизненный план, который формируется еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей. Этот пси хологический импульс с большой силой толкает чело века вперед, навстречу его судьбе, и очень часто неза висимо от его сопротивления или свободного выбора. И так, сценарием считается то, что человек еще в дет стве планирует совершить в будущем; а жизненный путь — это то, что происходит в действительности1. 1 Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человечес 580 ких взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. СПб., 1992. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru С первых месяцев ребенка учат не только что де лать, но и также что видеть, слышать, трогать, думать и чувствовать. А, кроме того, ему говорят, быть ли ему победителем или проигравшим, и как кончится его жизнь. Все эти инструкции запрограммированы в его уме также прочно, как если бы они были про граммами, заложенными в память компьютера. В бо лее поздние годы то, о чем он думает как о своей не зависимости или автономии, является просто свободой выбора определенной программы, практически без из менений. Некоторые люди получают чувство свобо ды, что обычно означает одно из двух: 1) либо они используют несколько программ, заложенных в ран нем детстве, просто они ими раньше не пользовались; 2) либо они переворачивают некоторые программы наоборот и делают противоположенное тому, о чем они говорят. В возрасте пяти или шести лет ребенок заканчива ет свой сценарий или жизненный план, в большинстве случаев продиктованный его родителями. Т. е. план на будущее составляется в основном по семейным ин струкциям и образцам. На будущую судьбу человека сильное влияние может оказать ситуация зачатия. Она начинает скла дываться тогда, когда его родители вступают в брак. Например, в женитьбе молодых заинтересованы се мьи обеих сторон, чтобы иметь наследника, мечтают родить сына. Если рождается сын, сценарий вруча ется ему в готовом виде. Но если рождается девочка, к воспитанию ее могут отнестись безразлично. При этом девочка, как правило, ощущает все время смут ное чувство вины из-за того, что она не родилась мальчиком. Большое значение имеет то, каковы были обстоя тельства и как подготавливалась ситуация зачатия, была ли она результатом случайности, страсти, любви, насилия или равнодушия. Все это может отразиться в сценарии будущего ребенка. Возможно, родители счи тали секс пошлостью, развлечением или священнодей ствием. Отношение родителей к интимной жизни мо жет быть перенесено на ребенка. Сексуальный сценарий является составной частью жизненного сценария. Компонентами сексуального 581 Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru сценария — кто, что, с кем, где, когда, как и почему должен, может или не должен и не может делать в сек суальном плане1. Интимный контакт давно уже утратил для челове ка свое прямое физиологическое значение и вбирает в себя разнообразные личностные смыслы. Он может быть средством • релаксации (уменьшение общего напряжения); разрядки полового напряжения; • прокреации (продолжение человеческого рода), • рекреации (восстановления); • получения чувственного удовольствия; • познания, удовлетворения любопытства; • общения (когда близость выступает в качестве глубочайшей личностной интимности); • полового самоутверждения, проверки (и демон страции) своих возможностей; • достижения каких-то неэротических целей; • поддержания определенного ритуала; • привычки и даже просто замены им каких-либо других, недоступных способов эмоционально го удовлетворения. Стоит подчеркнуть, что среди вышеперечисленно го много не физиологического, а психологического, глубоко личностного. Сексуальные сценарии можно изучать и класси фицировать по ряду измерений: 1. По сложности, т. е. по количеству и разнообра зию их компонентов и соотношению воображае мого и реализуемого: какой круг мотивов, парт неров, мест и времени действия представлен в сценарии; чем отличается когнитивная програм ма от реального исполнения; насколько тесно связаны друг с другом различные элементы сце нария и т. д. 2. По их ригидности, жесткости и рутинизации: на сколько велика допускаемая сценарием рассогла сованность плана и реальности; насколько жестко и единообразно запрограммированы содержание и последовательность действий человека и как он отнесется к нарушениям принятого порядка. 1 Кон И.С. Введение в сексологию. М.. 1988. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru 3. По их обыденности, конвенциональности: насколь ко данный сценарий или его компоненты соответ ствуют принятым в обществе нормам поведения. 4. По их удовлетворительности для человека: доволен ли он своими эротическими фантазиями или стыдится их, в какой мере ему удается их реализовать и т. д. Как всякая сложная диспозиционная система, предрасполагающая человека к поведению определен ного рода, сексуальный сценарий включает в себя ког нитивные компоненты разного уровня — представле ния, понятия, оценочные суждения и т. д. Человек имеет обычно не один, а несколько сценариев. Некоторые авторы выделяют «сексуальные сце нарии», выступающие поведенческой программой че ловека. Нормативные компоненты сексуального сце нария — кто, что, с кем, где, когда, как и почему должен или не должен и не может делать в сексуаль ном плане — в общих чертах задаются соответствую щей культурой. Однако это не исключает больших ин дивидуальных различий и вариаций количественного и качественного порядка. Человек имеет, как прави ло, несколько сексуальных сценариев. Во-первых, это сексуальные фантазии, которые человек никогда не пытается, не может или даже не хочет реализовать; во-вторых, планы реального поведения, которые че ловек более или менее последовательно осуществля ет; в-третьих, промежуточные ориентиры, используе мые в процессе сексуального взаимодействия («если он сделает так, я сделаю это»); в-четвертых, это как бы хранилища памяти, организующие сексуальный опыт в более или менее последовательное целое. Так, сценарий «Никогда» может запрещать либо секс, либо любовь, либо то и другое. Если запрещена любовь, но не секс, сценарий дает разрешение на беспорядочную половую жизнь. Этим разрешением пользуются неразборчивые мужчины, а проститутки и содержанки умеют извлечь из него средства к су ществованию. Если запрещен секс, но разрешена лю бовь, то сценарий может породить будущего священ ника, монаха, благотворителя. Люди, погрязшие в беспорядочной половой жизни, разврате, очень час то испытывают «танталовы муки» при виде верных любовников и счастливых супружеских пар. В то же Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru время многие филантропы пребывают во власти лю бовных искушений. Сценарий «Никогда» рождает не только вечных холостяков и старых дев, сутенеров и проституток, он еще производит фригидных женщин, которые, воз можно, ни разу за всю свою жизнь так и не ощутили оргазма. Этот сценарий создает мужчин-импотентов, способных к оргазму только в отсутствие любви — классический пример, описанный Фрейдом: человек был импотентом со своей женой, но полноценным мужчиной с проститутками. По сценарию «Всегда» формируются нимфоманки и донжуаны, проводящие жизнь в погоне за райским мигом наслаждения Сценарий «До тех пор, пока» свойствен вечно оза боченным домохозяйкам и усталым бизнесменам. Они не способны к сексуальному возбуждению, пока не на веден полнейший порядок на кухне или не решены все дела в офисе. Но и возбудившись, они могут в самый критический момент прервать любовные ласки игрой в «Дверцу холодильника» или «Папку для бумаг», ко торая дает повод немедленно выскочить из постели, будто бы им необходимо срочно проверить, насколько плотно закрыта дверца холодильника или уложены ли в папку документы, которые понадобятся утром. По сценарию «После того, как» близость обесце нивается тревогой. Страх забеременеть, например, не дает женщине достигнуть оргазма, а мужчину застав ляет прийти к нему слишком скоро. Прерывание поло вого акта в момент приближения оргазма у мужчины, практикуемое как метод контроля рождаемости, дер жит обоих партнеров в постоянном напряжении. В ре зультате женщина остается возбужденной и неудовлет воренной, если партнеры не находят другого способа обеспечить ей удовлетворение. Слово «удовлетворе ние», к которому прибегают, обсуждая эти проблемы, само свидетельствует о неполноценности замены, ибо естественный оргазм — нечто гораздо более ощутимое, чем бледный призрак, именуемый удовлетворением. Сценарий «Снова и снова» — это опыт многих женщин-неудачниц, которые во время интимных отно шений возбуждаются все сильнее и сильнее, но на под ступе к пику наслаждения для женщины мужчина (воз можно, с ее подачи) удовлетворенно вздыхает, и ее Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru «камень» скатывается обратно вниз. Такое состояние может длиться у супругов на протяжении многих лет. Сценарий «С открытым концом» проявляется у пожилых людей, воспринимающих секс как обязан ность или нечто, требующее особых усилий. Перешаг нув через определенный возраст, многие пожилые люди считают себя слишком старыми для «таких» дел. Их железы от бездействия начинают «сохнуть», и тог да их кожа морщинится, мускулы слабеют и тупеют моз ги. Чтобы избежать такого жалкого существования, сценарий не нужно ограничивать во времени, он дол жен рассчитываться на всю жизнь, какой бы долгой она ни оказалась. Разрушителями сценариев могут выступать три силы: 1) массовые события, которые обрушиваются на тропу истории: войны, голод, эпидемии и т. д.; 2) пси хотерапия и другие превращения, которые разбивают сценарии; 3) сценарий разрушается автономным ре шением или перерешением самого человека, если его сценарий позволяет принимать автономные решения. ■ Стадии психосексуального развития ребенка Сексуальные отношения являются неотъемлемой частью жизни человека. Благополучное сексуальное развитие есть основа построения «здоровой» интим ной жизни. Формирование сексуальности начинается с пренатального периода и проходит по всем жизнен ным фазам. Значительная распространенность сексуальных расстройств и дисгармоний уходят своими корнями в детство, что обуславливает необходимость более деталь ного изучения психосексуального развития человека. Описание стадий психосексуального развития ребен ка проведено с учетом исследований классического психоанализа (3. Фрейд, А. Фрейд1 и др.), а также прак тическим опытом отечественных психологов (В.К. Ло сева, А.И. Луньков2). 1 Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы личности. М., 1993. 2 Лосева В.К., Луньков А.И. Психосексуальное развитие ребен ка. М., 1995. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 1062; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.5.239 (0.238 с.) |