Специфика семейного воспитания: позитивное и 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика семейного воспитания: позитивное и



негативное влияние семьи. Семья для ребенка — это

место рождения и основная среда обитания. В семье у

него близкие люди, которые понимают его и принима­

ют таким, каков он есть — здоровый или больной, доб­

рый или не очень, покладистый либо колючий и дерз­

кий... — он там свой.

Важность влияния семьи и семейных связей на

становление и развитие личности ребенка очевидна.

«Семейное и общественное воспитание взаимосвяза­

ны, дополняют и могут, в определенных границах, даже

заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и

ни при каких условиях не могут стать таковыми.

Семейное воспитание более эмоционально по сво­

ему характеру, чем любое другое воспитание, ибо

«проводником» его является родительская любовь к

детям, вызывающая ответные чувства детей к родите­

лям» (А.И. Захаров).

Влияние семьи осуществляется и проявляется сле­

дующим образом!:

1. Семья как основа чувства безопасности

Отношения привязанности важны не только для

будущего развития взаимоотношений — их непосред­

ственное влияние способствует снижению чувства

тревоги, возникающего у ребенка в новых или в стрес-

согенных ситуациях. Так, семья обеспечивает базис­

ное чувство безопасности, гарантируя безопасность

ребенка при взаимодействии с внешним миром, осво­

ении новых способов его исследования и реагирова­

ния. Кроме того, близкие являются для ребенка ис­

точником утешения в минуты отчаяния и волнений.

1 Торохтий B.C. Психология социальной работы с семьей. М., 1996.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

2. Модели родительского поведения

Дети обычно стремятся копировать поведение дру­

гих людей и наиболее часто тех, с которыми они нахо­

дятся в самом близком контакте. Отчасти это сознатель­

ная попытка вести себя так же, как ведут себя другие,

отчасти это неосознанная имитация, являющаяся од­

ним из аспектов идентификации с другим.

Похоже, что аналогичные влияния испытывают и

межличностные отношения. В этой связи важно отме­

тить, что дети учатся у родителей определенным спо­

собам поведения, не только усваивая непосредствен­

но сообщаемые им правила (готовые рецепты), но и

благодаря наблюдению существующих во взаимоот­

ношениях родителей моделей (примера). Наиболее ве­

роятно, что в тех случаях, когда рецепт и пример со­

впадают, ребенок будет вести себя так же, как и

родители.

3. Семья и приобретение жизненного опыта

Влияние родителей особенно велико потому, что

они являются для ребенка источником необходимого

жизненного опыта. Запас детских знаний во многом за­

висит от того, насколько родители обеспечивают ре­

бенку возможность заниматься в библиотеках, посе­

щать музеи, отдыхать на природе. Кроме того, с детьми

важно много беседовать.

Дети, жизненный опыт которых включал широкий

набор различных ситуаций и которые умеют справлять­

ся с проблемами общения, радоваться разносторонним

социальным взаимодействиям, будут лучше других де­

тей адаптироваться в новой обстановке и будут положи­

тельно реагировать на происходящие вокруг перемены.

4. Дисциплина и формирование поведения

Родители влияют на поведение ребенка, поощряя

или осуждая определенные типы поведения, а также

применяя наказания или допуская приемлемую для

себя степень свободы в поведении ребенка. В детстве

именно у родителей ребенок учится тому, что ему сле­

дует делать, как вести себя.

В плане воспитания выделяют 5 видов власти, ха­

рактеризующих отношения между ребенком и взрос­

лыми в семье:

Власть вознаграждения — ребенка могут вознаг­

раждать за определенное поведение. За социально

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

одобряемым и ожидаемым поступком следует награда,

за социально порицаемым — наказание.

Власть принуждения — в основе ее лежит жесто­

кий контроль над поведением ребенка, каждый незна­

чительный проступок подлежит наказанию (либо сло­

весному — угроза, либо физическому).

Власть эксперта — основана на большой компе­

тентности и родителей в том или ином деле (социальная

или профессиональная компетентность).

Власть авторитета — в ее основе лежит уваже­

ние одного из родителей, который является образцом —

носителем социально одобряемого поведения.

Власть правила — единственная форма внелично-

стной власти, носителем и истолкователем правил по­

ведения для ребенка являются взрослые, и в частно­

сти, родители.

5. Общение в семье

Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать

собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие

ребенка будет зависеть оттого, насколько хорошие усло­

вия для общения предоставлены ему в семье; развитие

также зависит от четкости и ясности общения в семье.

Продолжить обсуждение хочется обращением к

половому воспитанию, которое происходит в семье

ежечасно, ежеминутно. Важны поэтому не только со­

гласованность и единодушие родителей в отношении к

ребенку и проявлениям пола у него, но и объективная

соотнесенность половых ролей родителей, их характе­

ров. Дети реагируют не просто на поведение родите­

лей, а на связанное с полом поведение.

Самые общие черты полоролевых установок свя­

заны со стереотипами обыденного сознания. Соответ­

ствие, так или иначе, поощряется, несоответствие

встречает сопротивление. Поведение этого типа в ос­

новном произвольно и мотивировано.

Менее осознаваемой является зависимость пове­

дения родителей от пола самого ребенка1. Считается,

что родители больше идентифицируют себя с ребен­

ком своего пола и больше хотят быть моделью для него.

На общение с детьми переносится стиль отношений

1 Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание детей: Медико-

психологические аспекты. Л., 1988.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

между полами: отцы относятся к дочерям в некотором

смысле как к маленьким женщинам, а матери к сыно­

вьям — как к маленьким мужчинам. Улавливаемые

интуитивно или устанавливаемые методом проб и

ошибок особенности реакций мальчиков и девочек по­

буждают родителей к разной манере поведения.

Имеет значение, особенно в воспитании мальчиков,

степень их маскулинности — фемининности в глазах

родителей: недооценка приводит к стремлению стиму­

лировать маскулинность через сверхтребования, непо­

сильные для ребенка и снижающие у него ценность и

силу «я», тем самым, приводя чаще к феминизации, чем

к искомому усилению маскулинности. Важна также

оценка родителями собственных маскулинности —

фемининности и динамики их развития. Установки это­

го уровня могут быть двойственны. С одной стороны,

родители ждут от ребенка своего пола поведения, сход­

ного с их собственным поведением в детстве, а с дру­

гой — реализации того, чего сами они хотели, но не до­

стигли. Дочери у понимающих и поощряющих матерей

более активны, а у таких же отцов — более пассивны.

И матери, и отцы поощряют активные у сыновей и со­

циально-подражательные у дочерей игры, но на актив­

ную игру девочек матери реагируют нейтрально, а отцы

ее не поощряют.

В семье даже самые сдержанные родители не мо­

гут не демонстрировать ребенку стиль отношений

между собой. Этот стиль информирует отнюдь не толь­

ко о моральной, но и о психосексуальной сторонах

отношений между людьми вообще и между родителя­

ми. Забота друг о друге, прикосновения, объятия, по­

целуи, не всегда произвольно контролируемые эроти­

ческие реакции и т. д. постепенно вводят ребенка в

стиль отношений мужчины и женщины1.

Именно в семье ребенок получает азы знаний об

окружающем мире, а при высоком культурном и обра­

зовательном потенциале родителей — продолжает по­

лучать не только азы, но и саму культуру всю жизнь.

Семья — это определенный морально-психологический

климат, это для ребенка школа отношений с людьми.

1 Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание детей: Медико-

психологические аспекты. Л., 1988.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

Именно в семье складываются представления ребенка

о добре и зле, о порядочности, об уважительном отно­

шении к материальным и духовным ценностям. С близ­

кими людьми в семье он переживает чувства любви,

дружбы, долга, ответственности, справедливости.

Есть определенная специфика семейного воспи­

тания в отличие от воспитания общественного.

• По природе своей семейное воспитание осно­

вано на чувстве. Изначально семья, как прави­

ло, зиждется на чувстве любви, определяющем

нравственную атмосферу этой социальной груп­

пы, стиль и тон взаимоотношений ее членов.

Чувство любви со всей гармонией различных

нюансов его проявления сопровождает ребен­

ка, начиная с внутриутробного его существова­

ния до взрослости. Эта гамма чувств благотвор­

но влияет на развитие и воспитание ребенка:

дает ему непроходящее ощущение счастья, на­

дежности существования, чувство защищеннос­

ти от внешних невзгод, а в лице родителей — ав­

торитетных советчиков, помощников, защитников,

старших друзей.

• Однако парадокс заключается в том, что эта из­

начально позитивная для развития ребенка гам­

ма чувств может стать как позитивным, так и

негативным фактором воспитания. Здесь важ­

на мера проявления чувства. Недополучивший

родительской любви ребенок вырастает недо­

брожелательным, озлобленным, черствым к пе­

реживаниям других людей, дерзким, неужив­

чивым в коллективе сверстников, иногда —

замкнутым, неприкаянным, чрезмерно застен­

чивым. Выросший же в атмосфере чрезмерной

любви, заласкивания, благоговения и почитания

маленький человек рано развивает в себе чер­

ты эгоизма и эгоцентризма, изнеженности,

избалованности, зазнайства, лицемерия.

• Если в семье нет должной гармонии чувств,

если вообще ребенок подвержен влиянию без­

нравственной атмосферы, буйных, а нередко

низменных страстей, эмоционально отрица­

тельных проявлений в отношении к самому

ребенку, то нередко в таких семьях развитие

ребенка осложняется, семейное воспитание

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

становится неблагоприятным фактором фор­

мирования личности.

• Другой особенностью семейного воспитания

является тот факт, что семья представляет со­

бой разновозрастную социальную группу: в ней

есть представители двух, трех, а иногда и че­

тырех поколений. А это значит — различные

ценностные ориентации, различные критерии

оценок жизненных явлений, различные идеа­

лы, точки зрения, убеждения. Это разные, в

чем-то схожие, в чем-то прямо противополож­

ные, жизненные позиции. И своеобразные по­

зиции воспитателей и воспитуемых. Причем

один и тот же человек может быть и воспиту-

емым и воспитателем: дети — мамы и папы —

бабушки и дедушки — прабабушки и прадедуш­

ки. И, несмотря на этот клубок противоречий,

все члены семьи садятся за один обеденный

стол, вместе отдыхают, ведут домашнее хозяй­

ство, устраивают праздники, создают опреде­

ленные традиции, вступают в самые различные

по характеру взаимоотношения.

• Еще одной особенностью семейного воспитания

является то, что оно органично сливается со всей

жизнедеятельностью растущего человека: в се­

мье ребенок включается во все жизненно важ­

ные виды деятельности — интеллектуально-

познавательную, трудовую, общественную,

ценностно-ориентированную, художественно-

творческую, игровую, свободного общения.

Причем проходит все этапы: от элементарных

попыток до сложнейших социально и личност-

но значимых форм поведения.

• Семейное воспитание имеет также широкий

временной диапазон воздействия: оно продол­

жается всю жизнь человека, происходит в

любое время суток, в любое время года. Его

благотворное (либо неблаготворное) влияние

человек испытывает даже тогда, когда он вне

дома: в школе, на работе, на отдыхе в другом

городе, в служебной командировке. И сидя за

школьной партой, ученик мысленно и чувствен­

но невидимыми нитями связан с домом, с семь­

ей, с множеством волнующих его проблем.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

Доверие и страх, уверенность и робость, спокой­

ствие и тревога, сердечность и теплота в общении в

противоположность отчуждению и холодности — все

эти качества личность приобретает в семье. Отно­

шения между людьми в зрелой семье бывают наибо­

лее глубокими и прочными. Они включают четыре

основных подвида отношений: психофизиологичес­

кие, психологические, социальные и культурные'.

Психофизиологические — это отношения биологичес­

кого родства и половые отношения. Психологические

включают открытость, доверие, заботу друг о друге,

взаимную моральную и эмоциональную поддержку. Со­

циальные отношения содержат распределение ролей,

материальную зависимость в семье, а также статусные

отношения: авторитет, руководство, подчинение и пр.

Культурные — это особого рода внутрисемейные свя­

зи и отношения, обусловлены с традициями, обыча­

ями, сложившимися в условиях определенной куль­

туры (национальной, религиозной и т. п.), внутри

которой данная семья возникла и существует. Вся эта

сложная система отношений оказывает влияние на

семейное воспитание. Зрелая семья способна создать

внутри каждого из видов отношений согласие и по­

нимание, гибкость и бесконфликтность, что положи­

тельно сказывается на развитии ребенка.

Однако семья таит в себе определенные сложно­

сти, противоречия и недостатки воспитательного воз­

действия. Так наиболее распространенными негатив­

ными факторами семейного воспитания, которые

приходится учитывать в воспитательном процессе,

следует считать такие:

• неадекватное воздействие факторов материаль­

ного порядка: избыток (или недостаток) вещей,

приоритет материального благополучия над ре­

ализацией духовных потребностей растущего

человека, дисгармония материальных потреб­

ностей и возможностей их удовлетворения, из­

балованность и изнеженность, безнравствен­

ность и противоправность семейной экономики;

• бездуховность родителей, отсутствие стремле­

ния духовного развития детей;

1 Сатир В. Как строить себя и свою семью. М.. 1992.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

• авторитаризм, либо «либерализм», безнаказан­

ность и всепрощенчество;

• безнравственность, наличие аморального сти­

ля и тона отношений в семье;

• отсутствие нормального психологического кли­

мата в семье;

• фанатизм в любых его проявлениях;

• безграмотность в психолого-педагогическом от­

ношении {отсутствие целенаправленности вос­

питания, беспринципность, противоречивость

в применении методов воспитания, физические

наказания, причинение детям тяжелых нрав­

ственных страданий);

• противоправное поведение взрослых.

Согласно Орлову, личность находится между об­

ластью субъектного и объектного содержания и фор­

мируется как посредник между ними в процессе соци­

ализации. Ребенок практически полностью зависит от

социального окружения в первые десятилетия своей

жизни, в результате чего приобретает совокупность

«привычек, ролей, вкусов, предпочтений, понятий,

представлений и предубеждений, желаний и мнимых

потребностей, каждая из которых отражает особенно­

сти семейной и социальной среды, а не действительно

внутренние тенденции и установки»!.

В этом случае у личности есть два пути существо­

вания.

1) Актуализация и реализация подлинных «сущност­

ных» потребностей.

2) Построение «фасада» («персоны», по Юнгу), мимик­

рия под социальное окружение, жизнь его потреб­

ностями и вытеснение в личное бессознательное

(«тень», по Юнгу) подлинных желаний и стремле­

ний, не согласующихся с желаниями и стремлени­

ями социального окружения.

Эти два пути обычно сосуществуют. Нетрудно до­

гадаться, какой из них является путем развития, веду­

щего к так называемой зрелости личности. По Мас-

лоу, именно предоставление о внутренней природе

возможности управлять всей жизнью человека явля-

1 Орлов А Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее я

человека // Вопросы психологии. 1995. № 2. С. 10.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

ется источником всевозможных — мыслимых и немые -

димых — внутренних богатств, как-то: физическое и

психическое здоровье, счастье, успешность и т. п.1

Исходя из специфики семьи как персональной

среды развития личности ребенка, предлагается2 сле­

дующая система принципов семейного воспитания:

• дети должны расти и воспитываться в атмос­

фере доброжелательности, любви и счастья;

• родители должны понять и принять своего ре­

бенка таким, каков он есть, и способствовать

развитию в нем лучшего;

• воспитательные воздействия должны строить­

ся с учетом возрастных, половых и индивиду­

альных особенностей;

• диалектическое единство искреннего, глубоко­

го уважения к личности и высокой требователь­

ности к ней должно быть положено в основу

семейного воспитания;

• личность самих родителей — идеальная модель

для подражания детей;

• воспитание должно строиться с опорой на по­

ложительное начало в растущем человеке;

• все виды деятельности, организуемые в семье

с целью развития ребенка, должны быть пост­

роены на игре;

• оптимизм и мажор — основа стиля и тона об­

щения с детьми в семье.

Эти принципы могут быть расширены, дополнены,

видоизменены. Главное, чтобы они были. И чтобы были

пронизаны гуманистической идеей о наивысшей цен­

ности Ребенка3.

■ Проблемы детско родительским отношений



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 463; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.244.44 (0.133 с.)