Мать и дитя: пренатальное единство 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мать и дитя: пренатальное единство



До рождена ребенка: испшгачески ырактеростма

Преиатшного периода

В настоящее время пренатальный период психи­

ческого развития только начинает изучаться. В семи­

десятые годы итальянский психоаналитик Сильвио

Фанти обосновал существование еще одной стадии

психического развития человека — эмбриональной.

Концепция С. Фанти дала возможность, во-первых,

связать все последующие стадии с общим источни­

ком, и, во-вторых, выдвинуть идею о том, что женщи­

на, забеременев, «вспоминает» и воспроизводит на

органическом уровне свое состояние как плода, а в

психологическом — состояние своей матери. Внутрен­

ние конфликты и тревоги, относящиеся к прошлым

стадиям развития, оживают в данной кризисной точ­

ке человеческой жизни (беременности) и воздейству­

ют на образ ребенка. Процессу превращения внутрен­

него мира женщины во внутренний мир будущей

матери наибольшее внимание уделял психоанализ.

Процесс развития коммуникации между ребенком,

увеличивающим спектр движений, и матерью, кото­

рая, с одной стороны, создает совершенно новую

программу реагирования, а с другой — продолжает

410 накладывать на движения ребенка имеющиеся у нее

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

эмоциональные и поведенческие стереотипы — изу­

чался в основном в рамках эмбриологии. Психологи­

ческому изучению процессов коммуникации во внут­

риутробном периоде посвящена книга Томаса Верни

«Тайная жизнь нерожденного ребенка». В последние

20 лет появились исследования, свидетельствующие

о диадных отношениях между ребенком и матерью в

пренатальном периоде (Condon W.S., Sander L.W.;

Miller P.A.; Yeshida M.)i.

Отечественной психологией пренатальный период

развития почти не изучался. Произошла передача от­

ветственности медицине, что породило, в свою очередь,

страх перед родами, беспомощность и непонимание

связи с собственным опытом, утрату интуиции. На бу­

дущую мать обрушивается такой поток медицинской

информации, содержащей в основном ограничения,

которые трудновыполнимы в реальности, что, продол­

жая привычный способ существования, она неминуемо

оказывается во власти чувства вины, не вполне осозна­

вая, что полностью выполнить все медицинские реко­

мендации не может ни одна женщина2.

Сегодня поведение и чувства матери, направлен­

ные на будущего ребенка, складываются в соответ­

ствии со стереотипами общественного сознания. Эти

стереотипы поддерживаются законодательно. Соци­

альная актуальность данной проблемы очевидна: бе­

ременную женщину необходимо психологически го­

товить к материнству.

Пренатальный период длится в среднем 266 дней

и состоит из трех стадий, соответствующих разным

фазам развития от оплодотворения яйцеклетки до рож­

дения ребенка3.

Предзародышевая стадия соответствует разви­

тию оплодотворенного яйца (зиготы) во время его

перемещения в матку и внедрения в ее стенку

вплоть до образования пупочного канатика и длится

она две недели.

1 Батуев А.С., Кащавцев А.Г., Соболева М.В. Зрительное пред­

почтение как проявление привязанности у детей первого года

жизни //Вопросы психологии, 1996, № 4. С. 127—133.

2Лосева В.К., Луньков А. Страхи вокруг беременности //Пси­

хологическая консультация, 1998, № 1. С. 21—34.

ъГодфруа Ж. Что такое психология. М., 1992. Т. 2. С. 8, 12, 15.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

Зародышевая (эмбриональная) стадия охватывает

период с начала 3-й недели после оплодотворения до

конца 2-го месяца развития. К концу зародышевой

(эмбриональной) стадии практически заканчивается

эмбриогенез1.

Стадия плода начинается с 3-го месяца развития

и завершается к моменту родов.

Развитие ребенка полностью завершено на 37—38

неделе. Оставшееся время плод будет прибавлять в

массе и росте.

В 39—40 недель он имеет все признаки зрелости. Его

масса более 3000 г, а рост более 50 см, у него светлая

кожа, достаточное количество подкожножировой клетчат­

ки, он не нуждается в специальном обогреве. У него

развиты органы чувств, скоординированы движения.

Процитируем слова А. Гезеля: «Дородовая органи­

зация закладывает основы последующей жизни, но она

также является конечным результатом долгого процес­

са развития в далеком прошлом... Новорожденный —

это очень старый старик, уже прошедший большую

часть своего развития»2.

Становление преютшнигв материнства

А. Инстинкт материнства. Материнский инстинкт—

основополагающий в жизни и направлен на вына­

шивание потомства, заботу о нем. Отцовский ин­

стинкт менее устойчив, более сексуально детерми­

нирован и ориентирован главным образом на защиту

матери и потомства. Как материнский, так и отцов­

ский инстинкт — это преломление инстинкта само­

сохранения в виде инстинкта продолжения рода. Не

подлежит сомнению социальная обусловленность ин­

стинкта продолжения рода. Без инстинкта самосох­

ранения невозможно вынашивание, то есть сохране­

ние беременности. Сама беременность обусловлена

инстинктом материнства и имеет своей целью про­

должение рода. Следовательно, можно говорить о

взаиморазвитии инстинктов самосохранения, мате­

ринства (отцовства), продолжения рода.

1 Бодяжина В.И. Акушерство. М., 1985. С. 51 —66.

2 Фанти С. Микропсихоанализ. М., 1995. С.171-194.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 374; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.014 с.)