Принципы и правила семейного консультирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы и правила семейного консультирования



можно свести к следующим пунктам:

1. Установление контакта и присоединение консуль­

танта к клиентам. Достигается с помощью соблю­

дения оптимальной дистанции, способствующей

конструктивному общению, а также приемов син-

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

хронизации мимики и дыхания консультанта и кон­

сультируемого, использования консультантом ре­

чевых форм, отражающих доминирующую репре­

зентативную систему того, кто сообщает о своей

семейной проблеме.

2. Сбор информации о проблеме клиента с использо­

ванием приемов мета-моделирования (НЛП) и те­

рапевтических метафор. Чтобы достичь этой цели,

консультант может задавать уточняющие вопросы

типа: «Какого результата Вы хотите достигнуть?»,

«Чего Вы хотите?», «Попробуйте сказать об этом без

отрицательной частицы «нет», то есть словами,

описывающими положительный результат».

3. Обсуждение психотерапевтического контракта,

что является одной из важнейших задач семейно­

го консультирования. На этом этапе происходит

обсуждение того, как будет распределяться ответ­

ственность между клиентом и его консультантом.

Например, консультант отвечает за условия безо­

пасности семейного консультирования, за техно­

логии доступа к разрешению проблемы клиента.

В свою очередь, клиент становится ответственным

за собственную активность, искренность в желании

изменить свое ролевое поведение и так далее. Пос­

ле успешного прохождения этой фазы участники

договариваются о продолжительности работы (на­

пример, 3 — 6 часов), длительности проведения од­

ного сеанса и периодичности терапевтических

встреч (например, сначала 1 раз в неделю, впослед­

ствии уже реже — 1 раз в 2 — 3 недели). Наконец,

обсуждаются условия оплаты, а также санкции за

нарушение сторонами условий контракта.

4 Далее происходит уточнение проблемы клиента,

также определяются ресурсы семьи в целом и каж­

дого ее члена в отдельности. Этому способствуют

вопросы наподобие: «Как вы раньше справлялись

с трудностями? Что вам в этом помогало?», «В каких

ситуациях вы были сильными? Как вы использо­

вали свою силу?»

5. Проведение собственно консультации. Здесь не­

обходимо укрепить веру клиентов в успешность и

безопасность процедуры консультирования: «Ваше

желание осуществить изменения, ваш прежний

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

опыт, активность и искренность в сочетании с же­

ланием консультанта сотрудничать с вами, его

профессиональные качества и опыт работы будут

надежной гарантией успешности работы». С уча­

стниками консультирования обсуждают положи­

тельные и отрицательные стороны сложившихся

стереотипов поведения, например, с помощью та­

ких вопросов: «Что, по вашему мнению, является

самым негативным в сложившейся ситуации? А что

самое хорошее в этих обстоятельствах?» Осуществ­

ляется совместный поиск новых способов поведе­

ния. Консультант предлагает следующие вопросы:

«Чего вы еще не делали, чтобы разрешить пробле­

му? Как вели себя значимые для вас люди, если ока­

зывались в сходной ситуации? Смогли бы вы так

поступить?» или «Что поможет вам совершить та­

кой же поступок?» Консультант может использовать

приемы визуализации: клиенты, находясь в трансе,

создают образ новой ситуации, фиксируя при этом

возникающие кинестетические ощущения.

6. «Экологическая проверка». Консультант предлага­

ет членам семьи представить себя в сходной ситу­

ации через 5—10 лет и исследовать свое состояние

7. Приближаясь к завершению семейного консуль­

тирования, консультант прилагает усилия по пе­

реносу в реальную жизнь и сохранению устойчи­

вости результатов. Это связано с тем, что клиенты

иногда нуждаются в действиях, помогающих им

обрести уверенность при освоении новых спосо­

бов поведения. Они могут получить от консультан­

та какое-нибудь домашнее задание и приглашение

прийти на повторную консультацию спустя неко­

торое время для обсуждения реализации получен­

ных результатов.

8. Отсоединение. Такая процедура оказывается нуж­

ной в ряде случаев. Например, в литературе опи­

сывается, как это делал Джей Хэйли с помощью

«парадоксального задания», точное выполнение ко­

торого приводит к противоположному результату.

Молодым супругам, с которыми проводилась кон­

сультация по поводу выражения своих чувств,

было предложено ссориться по часу в день «для

проверки своего эмоционального реагирования».

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

Хэйли учитывал, таким образом, человеческую

природу, зная, что никто не будет сознательно

вредить себе. Супруги попробовали выполнять

задание и бросили его, у них укрепилось желание

ценить друг друга, и они приняли решение отка­

заться от услуг «поглупевшего консультанта», та­

ким образом, совершилось «отсоединение».

Использование методов психологического воздей­

ствия. В ситуации оказания психологической помощи

консультант опирается, прежде всего, на 1) личност­

ные ресурсы своего клиента и на свои личностные

ресурсы; 2) на закономерности и психотерапевтичес­

кий потенциал общения как в диаде консультант —

клиент, так и в группе, в том числе в семье. Психолог-

консультант апеллирует к разуму, эмоциям, чувствам,

потребностям и мотивам клиента, так же как к его

способности общаться с людьми, при этом используя

различные техники, приводящие в движение эти ре­

сурсы клиента.

Диагностика. Иногда в консультировании приме­

няются специфические методы психологического тес­

тирования. Тем не менее, большая часть семейных

консультантов оценивает функционирование семьи, не

прибегая к стандартной форме и тестированию, а лишь

отталкиваясь от клинического интервью. В первом

интервью терапевт выявляет модели взаимодействий

внутри семьи, союзы и коалиции. Так как болезненная

симптоматика, как правило, служит определенным

целям семьи, консультант, прежде всего, старается

понять эти цели. Среди вопросов, которые интересуют

психолога-консультанта, часто задаются и такие как:

«На какой стадии жизненного развития находится

семья?», «Какие стрессы вероятнее всего оказали воз­

действие на семью?», «Какие задачи по развитию се­

мьи следует решить?».

Стандартная психологическая диагностика семьи как

системы является слишком сложной. Прежде всего, это

связано с тем, что психологический инструментарий,

использующийся обычно для диагностики и оценки ори­

ентирован скорее на индивидуальные особенности чело­

века, чем на систему семьи. Как следует из положений

теории систем, простое суммирование наборов индиви­

дуальных показателей не дает представления о семье как

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

едином целом. Кроме того, весь инструментарий был

традиционно ориентирован на изменение патологии, что

требует от психолога определенных усилий, чтобы избе­

жать приклеивания ярлыков патологического характера.

Для диагностики взаимоотношений полезны неко­

торые психологические тесты:

• Анализ темперамента Тэйлора-Джонсона;

• Шкала изменения межличностных отношений;

• Рене-Жиля фильм;

• Кинетический рисунок семьи;

• Тест детско-родительских отношений Варги —

Сталина;

• Методика анализа семейных проблем;

• Определение согласованности семейных цен­

ностей и ролевых установок в супружеской

паре Т.М. Трапезниковой;

• Тест Лири;

• Методика PARI;

• Тест-опросник удовлетворенности браком Сто-

лина, Романовой, Пантелеева;

• Тест «Характер взаимодействия супругов в кон­

фликтных ситуациях»;

• Висбаденский опросник по методу позитивной

семейной психотерапии;

• Методика РОП А.Н. Волковой;

• Опросник «Конструктивно-деструктивная се­

мья» Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса и др.

Имеются также некоторые дополнительные диаг­

ностические техники:

Структурированное семейное интервью. Многие

психологи проводят структурированное интервью для

того, чтобы оценивать взаимоотношения в семье пос­

ледовательно и надежно. В частности «Структуриро­

ванное семейное интервью» весьма продуктивно, так

как позволяет собрать важную информацию в течение

одного часа. Используя эту технику, консультант име­

ет возможность наблюдать и оценивать человека, диа­

ду и взаимоотношения целой семьи. В ходе структури­

рованного семейного интервью семье предлагается

выполнить пять заданий. Психолог просит семью что-

нибудь вместе спланировать. Это может быть, напри­

мер, совместное путешествие. Консультант наблюдает

за тем, как семья выполняет это задание.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

Наблюдение осуществляется с целью определения

характера взаимодействия в семье, способа решения

проблем, поведения в конфликтных ситуациях и мно­

гого другого. Кроме того, в ходе такого интервью ро­

дителям может быть предложено прийти к единой точ­

ке зрения в трактовке какой-либо пословицы или

выражения, чтобы объяснить ее значение своим детям.

Ценная информация извлекается, скорее, из наблюде­

ния за тем, насколько родители допускают разногла­

сия, и за тем, каким образом они вовлекают детей в

толкование пословицы, при этом совершенно не важ­

но как трактуется пословица.

Структурированное семейное интервью позволяет

провести сравнение семей и облегчает научные иссле­

дования благодаря тому, что методика стандартизована

и оценочная система относительно объективна.

Семейный опросник жизненных событий. Одной из

методик, которая используется для исследования осо­

бенностей семьи, является «Семейный опросник жиз­

ненных событий». Данный опросник обладает рядом

достоинств, такими как: экспресс диагностика, деталь­

ный анализ, сравнительный анализ разных членов

одной и той же семьи, выявление стрессовых (неожи­

данных) событий, которые заставили семью прибегнуть

к терапии.

Генограмма. Генограмма (или «дерево семьи») яв­

ляется одной из наиболее известных методик эксперти­

зы семьи. Она была разработана Мюррейем Боуэном и

используется многими его учениками. Генограмма яв­

ляется структурной диаграммой системы взаимоотно­

шений в семье за несколько поколений. Использование

генограммы олицетворяет собой объективность, тща­

тельность и точность, которые согласуются с общим

подходом Боуэна. Во многих случаях генограмма может

рассматриваться для терапевта как «карта-путь» по

эмоциональным процессам семьи.

В основном, генограмма позволяет понять, почему

и как отделенные члены семьи были вовлечены в эмо­

циональные проблемы и почему и как другие были

менее вовлечены. И как показывает практика семей­

ной терапии, наиболее важные вопросы направлены

на прояснение взаимоотношений внутри и между по-

колениями, а также на разрядку подавляемых эмоций.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

Психотехнический инструментарий. Специаль­



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 321; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.184.90 (0.052 с.)