Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стадии психического развития ребенка и развитие идентичности

Поиск

Природа возникновения внутренних конфликтов

лежит в особенностях переживаний ребенком стадий

созревания своего «Я». Так, неспособность выработать

навыки самостоятельности и инициативности на вто­

рой и третьей стадиях развития «Я» приводит к страху

независимости и самостоятельности.

Очень важно, сумел ли ребенок в соответствую­

щий момент своего личностного развития правильно

реализовать свои психологические потребности — в

любви, доверии, самостоятельности, в предприимчиво­

сти и признании, и какую роль в данный период игра­

ли родители.

Итак, первая стадия: доверие — недоверие — ох­

ватывает первый год жизни ребенка. В этот период

развивается параметр социального взаимодействия,

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

положительный полюс которого — доверие, а отрица­

тельный — недоверие.

Что поможет ребенку доверять родителям? Психо­

логической задачей для родителей выступает формиро­

вание условий для возникновения доверия, которое

базируется в первую очередь на привязанности к мате­

ри. Следует подчеркнуть, что привязанность и зависи­

мость — не синонимы. Нервный, неуверенный ребенок

может неправильно считаться более привязанным, чем

уверенный, спокойный, который может исследовать

окружающую обстановку, используя мать как защиту.

Вторая стадия: самостоятельность и нерешитель­

ность — наступает на втором и третьем годах жизни

ребенка. В этот период у ребенка развивается само­

стоятельность на основе его моторных и интеллекту­

альных способностей. Если родители не ограничивают

активность, то у него появляется самостоятельность.

В этот период для ребенка очень нужна и важна ста­

бильность, неизменность окружающего мира.

Что поможет ребенку чувствовать, что он может

сделать что-то? Психологическая задача этого перио­

да для родителей — отделение и индивидуализация ре­

бенка, которая выражается в умении родителей давать

возможность детям почувствовать себя «большими».

Помощь ребенку должна стать нормой поведения меж­

ду родителями и детьми.

Третья стадия: предприимчивость и чувство

вины — приходится на возраст от 4 до 5 лет. К этому

возрасту ребенок приобрел множество навыков и создал

психологическую базу для развития изобретательности.

Если родители показывают ребенку, что его игры вред­

ны и утомительны, что вопросы назойливы, а фантазии

бестолковы, то он начинает чувствовать себя виноватым.

Задача родителей в этом периоде заключается в

развитии навыков самообслуживания ребенка, насы­

щения его информацией, поддержке в развитии дет­

ской игры. Для детей этого возраста — мир очень

страшное место. Они часто задают вопросы, на кото­

рые знают ответы. Главным образом затем, чтобы про­

верить, какая информация правильная, а какая — нет.

Их самый серьезный страх — остаться одним. Уси­

лия родителей сосредоточены на развитии личности

ребенка и его независимости.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

Четвертая стадия: умелость — неполноценность —

занимает годы от 6 до 11 лет. Когда детей поощряют

мастерить что угодно и хвалят за результаты, то у ре­

бенка вырабатывается умелость и творческое отноше­

ние к миру.

Главным образом, усилия ребенка направлены на

то, чтобы справиться с проблемами, которые существу­

ют вне семьи. Родителям предстоит объяснить ребен­

ку то, что ребенок должен делать, а не то, что родитель

не хочет видеть в его поведении.

Процесс развития идентичности Э. Эриксон пони­

мает как одновременно интеграцию и дифференциа­

цию взаимосвязанных различных элементов (иденти­

фикаций). Всякий раз, когда возникают какие-либо

изменения — биологические или социальные, — необ­

ходимы интегрирующая работа эго и переструктури­

рование элементов идентичности, так как разрушение

структуры ведет к потере идентичности и связанным с

этим негативным состоянием. Развитие и обогащение

образа «Я» в процессе личностного развития тесно свя­

зано с рефлексией на собственные эмоциональные

переживания и желания, с различением своих игро­

вых фантазий и реальности, оценки и самооценки

и т. д. И хотя такое развитие соответствующим обра­

зом меняет структуру эго-идентичности, оно сопровож­

дается, тем не менее, «субъективным чувством непре­

рывности самотождественности»1.

Э. Эриксон понимал развитие идентичности как

взаимодействие трех процессов: биологических, соци­

альных и эгопроцессов, причем эго ответственно за

интеграцию первых и вторых. Результатом эгосинтеза

является некоторая конфигурация элементов идентич­

ности, которая строится в течение всего детства. Эта

гипотетическая конфигурация обеспечивает пережи­

вание чувства идентичности.

В подростковом возрасте происходит переструкту­

рирование совокупности детских идентификаций в

новую конфигурацию посредством отказа от некото­

рых из них и принятия других. Эриксон отмечает, что

процесс формирования идентичности не заканчивает­

ся в юношеском возрасте. Развитие идентичности не-

1 Эриксон Э.Г. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

линейно, оно проходит через так называемые кризисы

идентичности, когда возникает конфликт между сло­

жившейся к данному моменту конфигурацией элемен­

тов идентичности с соответствующим ей способом

«вписывания» себя в окружающий мир и изменившей­

ся биологической или социальной нишей существова­

ния индивида.

М.В. Заковоротная утверждает, что в становлении

индивидуальной идентичности первичным является ин­

терперсональный аспект идентичности!. За ним сле­

дует развитие внутреннего потенциала. Позже у инди­

вида возникает потребность в сравнении с другими.

Доминирующим в развитии человека является соци­

альный аспект. У индивида много возможностей иден­

тифицировать себя, ориентируясь на реальных и иде­

альных людей, на их привычки, черты, идеи. Каждая

историческая эпоха предлагает ограниченный набор

таких работающих моделей, но неизменной остается

одна — модель своей собственной семьи.

Дошкольник в семье

Рождение личности. ЛИЧНОСТЬ — это человечес­

кая «самость», исключительность, выражаемая как в

способностях, так и в нравственном облике челове­

ка. Именно личность имеет сложившееся мировоз­

зрение, которое она отстаивает во всех перипетиях

жизни (B.C. Мухина).

Когда малыш появляется на свет, хочется, чтобы он

был здоров и хорошо развивался психически. И только

значительно позже, задумавшись о том, каким челове­

ком он станет, начинается формирование личности.

Малыш постепенно овладевает общими, свойствен­

ными человеку формами поведения среди людей и

развивается как индивидуальность. Сохранение поло­

жительных взаимоотношений со своими родителями и

близкими — условие, при котором личность ребенка

будет развиваться благополучно. Хорошее отношение

со стороны родителей жизненно необходимо ребенку.

Желание заслужить похвалу, родительское одобрение

1 Заковоротная М.В. Идентичность человека: Социально-фи­

лософские аспекты // Автореф. дис. докт. философ, наук. Ростов

н/Д.. 1999.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

является одним из рычагов воспитания. Оценка пове­

дения со стороны родителей и близких — один из важ­

нейших источников чувств малыша. Похвала вызывает

чувство гордости, постепенно начинает проявляться

такое важное образование, как самоуважение. Притя­

зание на признание — одна из самых значимых чело­

веческих потребностей. Она основана на стремлении

получить высокую оценку своих достижений, отвеча­

ющих общественным ожиданиям людей. Стремление

к реализации притязаний развивает ребенка; делает

его совершеннее.

Личность рождается постепенно — в развиваю­

щемся ребенке появляются такие образования, кото­

рые позволяют назвать его личностью.

К определяющим личность образованиям относятся:

притязание на признание, осознание себя во времени,

осознание своей половой принадлежности, осознание

себя в социальном пространстве. Малыш уже в 3 года

имеет чувство собственного достоинства, он гордится сво­

ими достижениями и стремится в чем-то быть лучше.

После того как у ребенка возникло отношение к

самому себе как к «хорошему», у него появляется

стремление к тому, чтобы соответствовать требовани­

ям взрослых, быть признанным сейчас и в будущем.

Поэтому важно, чтобы семья поддерживала в нем уве­

ренность, что ребенок обязательно научится тому, чего

пока еще не умеет; что он действительно хороший,

честный, добросовестный, доброжелательный, замеча­

тельный ребенок.

Лишение ребенка перспективы, обесценивание его

личности в настоящем и в будущем не укрепляют его

веры в свои возможности и не вызывают желания стать

лучше. Только родительская любовь и вера рождают

оптимизм, желание быть хорошим. Это желание как бы

подталкивает ребенка к исполнению родительских

ожиданий.

Ребенок 5 — 6 лет уже может сознательно управ­

лять своим поведением, своими действиями, помысла­

ми, однако сфера применения этой способности дос­

таточно ограничена.

Родители не должны пропускать победы ребенка

над самим собой. Заметить его борьбу с самим собой,

поддержать малыша — значит придать ему силы для

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

самого трудного — строить самого себя, опираясь на

свои внутренние стремления и поступки.

Привязанность к родителям — важнейший компо­

нент эмоционального развития дошкольника. Привязан­

ность к родителям — это форма эмоциональной коммуни­

кации, взаимодействия, общения с родителями, прежде

всего с матерью как наиболее близким лицом. О началь­

ных проявлениях привязанности можно говорить уже к

середине первого года жизни. Беспокойство при разлуке

с матерью сохраняется у девочек до 2,5 года, у мальчиков

до 3,5 года1. Некоторые тревожные и властные по харак­

теру матери непроизвольно привязывают к себе детей до

такой степени, что создают у них искусственную или бо­

лезненную зависимость от себя и своего настроения. Эти

матери испытывают страх одиночества, изживая его чрез­

мерной заботой о ребенке. Подобная невротическая при­

вязанность создает инфантильность, несамостоятельность

в своих силах и возможностях. К невротической привя­

занности приводит и излишняя строгость отца, не воспи­

тывающего, а дрессирующего, требующего беспрекослов­

ного подчинения своим непомерно высоким требованиям

и наказывающего физически при малейшем непослуша­

нии. Эти отцы относятся к детям, как к взрослым, забывая

об их повышенной потребности в нежности и ласке. По­

чти всегда в таких семьях существуют конфликты по по­

воду воспитания. Матери, в противовес отцу, стремятся

восполнить недостаток эмоционального тепла, во всем ус­

тупая ребенку и окружая его избыточной заботой. Подоб­

ные крайности родительского отношения не проходят бес­

следно. В этих случаях дети невротически привязаны к

матери, а также отличаются капризностью, неустойчиво­

стью поведения и повышенной возбудимостью.

Другая крайность отношения родителей к детям

состоит в недостатке эмоциональной заботы — их рано

отдают в ясли или перепоручают уход за ними бабуш­

кам, дедушкам или другим родственникам.

Чувствительные дети восполняют недостаток эмо­

циональности и непосредственности тем, что часто

приходят в возбужденное состояние, кричат, плачут,

клянчат, словно опасаясь, что про них забудут, не при-

1 Популярная психология для родителей / Под ред. А.С. Спива-

ковской. СПб.. 1997.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

ласкают. Вместо изменения поведения родители толь­

ко «закручивают» гайки, продолжая не обращать вни­

мания на ухудшающееся эмоциональное состояние

детей. Опасность данной ситуации, если она продол­

жительна, — в компенсаторном развитии самолюбия

детей, когда они односторонне начинают любить себя

в противовес чувству любви к другим и не способны

делиться с кем-либо своими радостями и печалями1.

Все, что затрудняет развитие эмоционального кон­

такта детей с родителями, в том числе привязанности,

относится к такой высшей человеческой ценности, как

любовь. Ее предпосылкой является ответное чувство

ребенка на проявления нежности и любви в семье.

Если ребенок не удовлетворен чувством любви,

причину нужно искать, прежде всего, в родителях.

Как видим, чувства и установки родителей, семей­

ные отношения и чувства детей могут быть очень тесно

связаны. Нетрудно догадаться, что в самой неблагопри­

ятной, драматической обстановке оказывается ребенок.

Это положение особенно трагично для дошкольника.

Но возвратимся к нормальным особенностям раз­

вития детей. На фоне выраженной привязанности и

любви к матери одновременно происходит и процесс

отождествления себя с родителями того же пола. По­

скольку родители состоят друг с другом в ролевых

отношениях мужа и жены, то понимание этого создает

у ребенка потребность в подражании.

Все рассмотренные ситуации нужно вовремя по­

нять, чтобы не создавать лишних барьеров на пути

эмоционального развития детей, всемерно развивать

соответствующие полу навыки и умения любить и чув­

ствовать себя счастливым (А.И. Захаров).

К 6 годам завершается для современного ребенка

период дошкольного детства. Влияние семьи на дошколь­

ника проявляется в заложенных необходимых умениях

и навыках, человеческих начал в формирующейся лич­

ности ребенка. Это означает, что дети 6 лет: 1) естествен­

но проходят фазы своего развития и решают закономер­

ные возрастные проблемы; 2) испытывают чувства

привязанности, нежности и любви в ответ на аналогич-

1 Популярная психология для родителей / Под ред. А.С. Спива-

ковской СПб., 1997.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

ные чувства родителей; 3) реализуют свою потребность

в авторитете и уважении, понимании со стороны близ­

ких и значимых для них лиц; 4) обладают устойчивым

чувством «Я», уверенностью в себе, адекватной само­

оценкой, в том числе уровнем притязаний и возможно­

стей; 5) способны к сопереживанию; 6) не проявляют

выраженных чувств ревности и зависти при наличии

ведущего чувства доброжелательности к людям; 7) кон­

тактны и общительны, стремятся к взаимодействию со

сверстниками на равных.

Все эти приобретения личности ребенка — результат

положительного влияния семьи на личностное развитие

ребенка, итог разумного воспитания и любви к детям.

Основные показатели воспитательного влияния

семьи на ребенка-дошкольника. Характерной ошибкой

многих родителей является то, что, включившись в вос­

питание ребенка того или иного возраста, не делается

дифференцированного изучения параметров его раз­

вития, различных видах воспитания (нравственном, фи­

зическом, половом, трудовом и др.) и их оценка. При

таком подходе затрудняется оценка родительских уси­

лий. Вместе с тем, как показывают данные исследова­

ний, начало активного этапа воспитания приходится на

возраст ребенка, составляющем в среднем 5—7 лет1.

Этот возраст ребенка благоприятен для зарисовки об­

щего контура готовности самого родителя осуществлять

различные виды воспитания.

Разумеется, изучению и оценке необходимо под­

вергать всю систему «ребенок-родитель». Основными

показателями в оценке воспитательного процесса в

семье могут быть:

В дошкольном возрасте ребенка (3 — 7 лет):

а) для ребенка: характер проявления первых призна­

ков нравственных качеств; общее физическое раз­

витие и возможные дефекты; способность к игре;

уровень внушаемости; тенденции развития поло­

вой идентичности; характер проявления домини­

рующих способностей; способность к подражанию;

предрасположенности в игре; реакции на приня­

тые нормы поведения; характер проявления детс­

кой ответственности и т.п.

' Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М., 1988.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

б) для родителя: мотивация воспитания; уровень зна­

ния особенностей этого возрастного периода; уме­

ние формировать целевые и смысловые установ­

ки; понимание особенностей различных видов

воспитания; характер и силу собственных психо­

генных отклонений для этого периода и т. п.

Таким образом, доступность родителей к оценке

своих воспитательных возможностей предоставляет им

широкие условия их реализации и коррекции, а зна­

чит, устранения возникающих проблем в жизнедеятель­

ности семьи.

■даренный ребенок в семье

Сенситивный период для развития способностей

наступает до того как ребенок пойдет в школу, где им

займутся специалисты, поэтому в период дошкольного

и младшего школьного детства семейное воспитание —

основное в развитии, воспитании и образовании ребен­

ка. Семья должна дать ребенку помощь и поддержку в

начале развития его способностей и одаренности.

В результате исследований западных и американс­

ких психологов были найдены связи между родителями

и детьми с точки зрения наличия отдельных способнос­

тей и определена корреляция между уровнями развития

способностей у детей и различного рода элементами

окружающей среды. Отмечается также важность этих

факторов для формирования не только абсолютного уров­

ня способностей, но и их индивидуальные способности.

При анализе исследований, связанных с выявле­

нием влияния семьи на развитие одаренного ребенка,

можно выделить два направления.

Первое направление посвящено выявлению роли

наследственности и среды в природе одаренности.

Результаты исследований в данном направлении пока­

зали связь высокого показателя IQ (коэффициента

интеллекта) с одаренностью (Гальтон, Термен, Йенсен,

Верной, Бине-Симон, Векслер), кроме того, анализ по­

казал, что одаренность присуща людям белой расы и

связана с наследственными факторами. Но исследова­

телями мало учитывался фактор культуры (в основном

обследовались дети из обеспеченных семей), и поэто­

му результаты не до конца достоверны.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

Интересны данные, полученные в результате иссле­

дования наличия тех или иных способностей у родствен­

ников. В результате исследований было выявлено, что

родители талантливых детей показывают высокий ин­

теллектуальный уровень развития, хотя немногие осоз­

нают это, в детстве они проявляли неординарные спо­

собности. Но опять же трудно говорить, что сыграло в

этом решающую роль, среда или наследственность.

В отношении личностных характеристик родители

детей с высоким уровнем интеллекта и творческих спо­

собностей обычно свойственно положительное отноше­

ние к жизни. Как правило, они любят свою работу,

энергичны и динамичны. Кроме того, родители детей

с творческими способностями в большинстве случаев,

по-видимому, предпочитают на досуге культурное или

артистическое времяпрепровождение. Главное, что их

отличает, — это антиконформизм, независимость от

постороннего мнения, от условностей и предрассудков

общества. Они уверены в себе и ведут себя свободно,

уверенно, не заботясь о своей репутации (Ж. Годфруа).

Данные, полученные отечественными психологами

входе анкетирования и бесед, подтвердили описания ро­

дителей одаренных детей. Исследуемые родители пред­

почитают на досуге культурное времяпрепровождение,

ходят в театры, на выставки. Эти семьи характеризуются

открытостью, разнообразными социальными связями.

У них часто бывают родственники или друзья. Не реже

одного раза в месяц к ним приходят знакомые с детьми

или они сами ездят в гости.

Приведенные результаты интересны с точки зре­

ния описания семьи одаренных детей, но, к сожале­

нию, они не дают возможности однозначно высказать­

ся о преобладании наследственности или среды.

В зарубежной и отечественной психологии боль­

шое внимание уделяется исследованию близнецов.

Сравнивая особенности монозиготных и дизиготных

близнецов, выросших вместе и врозь, Эленмейер, Ким-

плинг и Джарвик определили корреляционную зави­

симость для монозиготных близнецов, выросших вме­

сте — 0,87, отдельно — 0,75, в то время как у дизиготных

близнецов корреляция колебалась от 0,75 до 0,5. У не­

родственных лиц, выросших вместе, корреляция не

превышает 0,5. Бросается в глаза незначительность

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

различий между коэффициентами корреляции для

монозиготных близнецов, выросших вместе и отдель­

но. Скорее всего, это свидетельствует о том, что, не­

смотря на разницу в условиях воспитания, уровень

интеллекта одинаков. Это можно объяснить сильным

влиянием наследственности. Однако Д. Хебб считает,

что лишь немногие пары монозиготных близнецов,

выросших раздельно, воспитаны в очень несхожих

условиях. Чаще всего их принимают члены той же

семьи или соседи. В большинстве случаев семьи опе­

кунов принадлежат к одному социально-экономичес­

кому уровню, поэтому нельзя говорить о единственном

доминировании наследственности в этих случаях.

Таким образом, рассматривая семью с точки зре­

ния наследования от родителей интеллектуальной и

творческой одаренности, трудно однозначно сказать,

какие доминанты ее определяют. Комиссией UNESCO

выработана позиция, согласно которой относительная

роль наследственности составляет примерно 45%, ок­

ружающей среды — 35%, на долю взаимодействия

между обоими факторами приходятся все остальные

20% (Ж. Годфруа).

Второе направление исследований касается

анализа семьи как места, где воспитывается ребе­

нок (Л. Байярд-де-Вало, В. Герцель, Р. Зайонц, B.C. Юр-

кевич, Б.М. Теплов, Н.С. Лейтес, Е.С. Белова, И.П. Ищен-

ко и др.). Бесспорно, что в детстве, особенно

дошкольном, ребенок окружен семьей. Поэтому суще­

ствующие в ней условия и установки, свойственные его

родителям, имеют очень важное значение для его бу­

дущего и для развития интеллектуальных и творческих

способностей. В исследованиях большинства зарубеж­

ных и отечественных психологов, особое внимание уде­

ляется нескольким вопросам:

• структура и эмоциональный климат семьи;

• стили детско-родительских отношений;

• отношение родителей к детской одаренности,

а также влияние этих факторов на развитие детей.

Если говорить о структуре семьи, то отмечаются

низкие результаты почти по всем видам тестов интел­

лекта в относительно больших семьях, семьях без отцов

и с другими неблагоприятными семейными обстоятель­

ствами. По данным о структуре семьи отечественных

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

исследователей (О.М. Дьяченко, Е.С. Беловой, И.П. Ищен-

ко и другие) большинство одаренных (87%) воспиты­

валось в полных семьях. Интересно, что в 70 % случа­

ев, вместе с детьми и родителями живут кто-либо из

родственников: бабушки, дедушки, тети, дяди, двою­

родные братья, сестры. Ни у кого из обследуемых де­

тей не было младших братьев или сестер. Возможно,

это связано с ранним распознаванием родителями

одаренности своих детей, и их стремлением отдавать

все свое время одаренному ребенку, всесторонне раз­

вивая его (В. Герцель).

Такие представления родителей имеют под собой

некоторые основания.

Так, например, исследования Р. Зайонца и его

сотрудников (R.B. Zayonc, G.B. Markus) показали зави­

симость интеллектуальной одаренности и количества

детей в семье. Они предложили модель интеллектуаль­

ного развития, согласно которой в каждой семье скла­

дывается специфическая интеллектуальная обстанов­

ка, элементом которой является индивидуальный опыт

каждого члена семьи. Каждый член семьи влияет на

всю семью целиком, а семья влияет на него. Из модели

следует, что большего уровня интеллектуального раз­

вития следует ожидать в малых семьях с большой раз­

ницей лет между сиблингами (Т.А. Думитрашку). Ими

было установлено, что чем больше братьев и сестер,

тем ниже их средний коэффициент интеллектуально­

сти. Было обнаружено, что первенцы всегда оказыва­

ются более развитыми, чем их младшие братья и сес­

тры. Разница IQ между этими крайними группами

составляла 10 баллов.

Скорее всего, это происходит из-за того, что млад­

шие дети имеют меньше возможностей общаться с

взрослыми. Первенцы же получают больше родитель­

ского внимания и больше взаимодействуют с родите­

лями, чем позже рожденные дети, что и позволяет им

быстрее развиваться интеллектуально.

Что касается развития творческих способностей,

то они практически не связаны с этим фактором. На­

против, важно, чтобы у ребенка был младший брат или

сестра с небольшой разницей в возрасте. В этом слу­

чае хуже всего приходится последнему ребенку, родив­

шемуся намного позже остальных и не имеющему

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

возможности придумывать игры вместе с новым ма­

лышом (Б. Миллер, Д. Джерард).

Структура семьи в большинстве случаев связана с

системой отношений между родственниками и эмоцио­

нальным климатом семьи. Многие ученые отмечают зна­

чительное влияние, оказываемое на детей родителями про­

тивоположного пола. Различные исследования (М. Homer,

J. Freeman, E. Flaming, S.L. Bern и т. д.) говорят о том, что

одаренным людям, добившемся успеха, свойственна анд­

рогиния, т. е. сочетание женских и мужских черт харак­

тера и поведения. Такая гибкость и многоплановость дает

им возможность осваивать самые разнообразные сферы

деятельности. Многие из них в автобиографических отче­

тах говорили о том, что основную поддержку и влияние на

них оказывали родители противоположного пола. Особен­

но это касается отцов одаренных дочерей.

Исследование нашими психологами детских ри­

сунков показало, что в своих рисунках дети отражают

близость к родителям противоположного пола, что под­

тверждает результаты исследований западных психо­

логов. Ответы на вопросы анкеты и результаты наблю­

дений также свидетельствовали о том, что родители

противоположного пола больше внимания уделяют

своим детям, чем родители того же пола. Мамы давали

больше эмоционального тепла и времени мальчикам.

Отцы больше занимались с девочками, помогали им в

освоении традиционных мужских видов деятельности.

То же можно сказать и о бабушках и дедушками.

Большинство исследователей считают, что одарен­

ному ребенку необходимы ласка, принятие, любовь и

уважение. Но однозначных данных о том, какой эмо­

циональный климат чаще всего встречается в семье,

где воспитываются такие дети, не найдено.

Ответы на вопросы анкеты, наблюдения за обще­

нием родителей с детьми дают возможность говорить

о преобладании благополучных семей с эмоционально

теплыми взаимоотношениями, в которых ребенка лю­

били, оценивали как уникальную личность, нуждающу­

юся в понимании и заботе (87%).

Но встречались и неблагополучные семьи (13 %), с

нарушенными эмоциональными связями. Причинами

могли быть как агрессивность, негибкость отцов, так и

холодность, отстраненность матерей.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

По мнению B.C. Юркевич, климат в семье — прин­

ципиальная основа для развития познавательной по­

требности, которая является одной из ведущих харак­

теристик одаренности. Но сам по себе климат очень

часто является лишь отражением более глобальной си­

стемы, окружающей ребенка — своего рода семейной

педагогической системы, которая во многом зависит от

наличия познавательной потребности у родителей.

ф. Вайсе рассмотрел ряд работ, где найдены поло­

жительные корреляции между уровнями развития ум­

ственных способностей и социальным статусом семьи,

между одаренностью детей и уровнем сложности от­

цовской профессии. Высокоспособные дети очень ред­

ко происходят из среды малоквалифицированных ро­

дителей (малоквалифицированные рабочие могут иметь

высокоспособных внуков, но редко высокоспособных

детей).

В рамках изучения стратегий воспитания потен­

циально одаренных детей и связи их с наличием по­

знавательного интереса у их родителей, интересны на­

блюдения B.C. Юркевич, которые указывают на то, что

одаренные дети, как правило, вырастают в семьях бе­

зусловно интеллигентных, скорее даже в семьях интел­

лектуалов. И дело здесь не в особых генах, а в атмосфе­

ре в семье, стиле детско-родительских отношений, в

системе ее основных ценностей. Для одних семей глав­

ное — потребительские интересы, а в других семьях у

родителей были, есть и будут при любой политической

и экономической погоде духовные интересы.

Приведем известный в возрастной психологии

эксперимент. Проходил он следующим образом: в боль­

шой комнате было собрано много самых разнообраз­

ных игрушек, машинок, книг, альбомов, туда пригла­

сили мам с детьми, и попросили подождать минут сорок,

им разрешили делать все, что им нравится, обращать­

ся к экспериментатору за советом так же разрешалось.

Экспериментатор же мог видеть все происходящее в

комнате через зеркало Гезелла.

Мамы и дети вели себя естественно по-разному,

и в результате выделились четыре основные страте­

гии поведения мам и детей.

Первая — мама начинала усиленно воспитывать

свое чадо. Прямое воспитательное воздействие.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

Вторая — мама, оглядевшись, видела, что в комна­

те много непонятного, и начинала звать эксперимен­

татора, чтобы он рассказал, как и во что им играть, чем

заниматься в этой комнате. Стратегия — «возложение

ответственности».

Третья — мама, тоже оглядевшись, вдруг замеча­

ла, что-то давно ее интересующее, и, прежде всего,

сама погружалась в познавательную деятельность, пре­

доставляя ребенку возможность самому найти подхо­

дящее занятие. Стратегия — саморазвития.

Четвертая — самая незамысловатая: мама просто

ожидала начала эксперимента, призывая к этому ре­

бенка, иногда даже одергивая его, хотя им разрешили

вести себя свободно.

Именно четвертая стратегия наименее благопри­

ятна для развития познавательной потребности, а зна­

чит, способностей. Именно у этих мам чаще встреча­

лись недостаточно развитые дети, со слабо выраженной

системой интересов. Часто у этих детей основными

интересами были потребительские.

Мамы, придерживающиеся второй стратегии, счита­

ют, что воспитывать их ребенка должны специально обу­

ченные люди. Они с большой охотой отдают своих детей

в разного рода группы развития. Эти группы хорошее дело,

но они никогда не заменят семейного воспитания.

Самой же благоприятной является третья страте­

гия — саморазвития. Все дело в том, что дети в этих

семьях живут в атмосфере ярких познавательных ин­

тересов самих родителей, и это оказывается более

весомым, чем любые воспитательные меры.

Но здесь существует опасность навязывания ро­

дителями ребенку своих интересов, не замечая его. Ро­

дители же должны как бы идти за ребенком в развитии

его интересов, не навязывая своих.

Вопрос о господствующем в семьях с одаренными

детьми эмоциональном климате изучен не достаточно,

как в зарубежной, так и отечественной психологии

одаренности. И окончательные выводы о семейном

климате таких семей сделать трудно.

Более изучен вопрос о стилях детско-родителъс-

ких отношений. Существуют разнообразные основа­

ния для классификации отношений между родителя­

ми и детьми. В отношении стилей взаимоотношений,

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

свойственных семьям, где воспитываются одаренные

дети, выделено два направления исследований. В од­

ном случае рассматривается стиль предъявления тре­

бований к детям: императивный и инструктивный

(Р. Хесс, В. Шипман). В другом — сравниваются отно­

шения в семьях интеллектуально и творчески одарен­

ных детей (W. Bing).

Ученые единодушны в том, что стили, базирующи­

еся на жестком контроле, силовом давлении и других

формах прямого авторитарного вмешательства, не

дают возможности для развития одаренной личности.

Р. Хесс и В. Шипман разделили родительские стили

взаимодействия на императивный и инструктивный.

Для императивного стиля типичны однозначные коман­

ды, вроде: «Делай, как я сказал», «Сиди спокойно» и т. д.

Родители ждут от ребенка беспрекословного соблюде­

ния их указаний. Их отношения основываются на ав­

торитете взрослого, а не на сотрудничестве и уваже­

нии ребенка.

Установлено, что императивный стиль развивает

в ребенке пассивную податливость наряду с зависи­

мостью и конформизмом. Какое-то время он обеспечи­

вает желаемое поведение, но вызывает пассивное со­

противление. Ребенок слушает команды, но выполняют

их неохотно и медленно. Дети не вступают в открытый

конфликт, но затягивают выполнение действия, стре­

мятся найти любые отговорки.

Инструктивный стиль содержит больше информа­

ции, а требования обосновываются: «Надень фартук,

потому что, если ты испачкаешься, не в чем будет идти

в детский сад», «Убери игрушки, а я подмету пол» и т. п.

Родители беседуют с ребенком «на равных», до­

казывают, что их требования закономерны и разум­

ны. Ребенок видится им равноправным партнером.

В противоположность императивному инструктивный

стиль воспитывает инициативу и твердость. Именно

такой стиль свойственен большинству родителей, чьи

дети были признаны умственно одаренными. Он под­

талкивает детей к самостоятельному поиску и приня­

тию решения, дает возможность выбора и творческо­

го подхода. В то же время в попытках обосновать свое

нежелание делать что-либо умственно одаренные дети

проявляют чудеса изобретательности и ораторского

Шнейдер Л. Б.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

мастерст



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 411; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.134.18 (0.02 с.)