Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стадии психического развития ребенка и развитие идентичностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Природа возникновения внутренних конфликтов лежит в особенностях переживаний ребенком стадий созревания своего «Я». Так, неспособность выработать навыки самостоятельности и инициативности на вто рой и третьей стадиях развития «Я» приводит к страху независимости и самостоятельности. Очень важно, сумел ли ребенок в соответствую щий момент своего личностного развития правильно реализовать свои психологические потребности — в любви, доверии, самостоятельности, в предприимчиво сти и признании, и какую роль в данный период игра ли родители. Итак, первая стадия: доверие — недоверие — ох ватывает первый год жизни ребенка. В этот период развивается параметр социального взаимодействия, Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru положительный полюс которого — доверие, а отрица тельный — недоверие. Что поможет ребенку доверять родителям? Психо логической задачей для родителей выступает формиро вание условий для возникновения доверия, которое базируется в первую очередь на привязанности к мате ри. Следует подчеркнуть, что привязанность и зависи мость — не синонимы. Нервный, неуверенный ребенок может неправильно считаться более привязанным, чем уверенный, спокойный, который может исследовать окружающую обстановку, используя мать как защиту. Вторая стадия: самостоятельность и нерешитель ность — наступает на втором и третьем годах жизни ребенка. В этот период у ребенка развивается само стоятельность на основе его моторных и интеллекту альных способностей. Если родители не ограничивают активность, то у него появляется самостоятельность. В этот период для ребенка очень нужна и важна ста бильность, неизменность окружающего мира. Что поможет ребенку чувствовать, что он может сделать что-то? Психологическая задача этого перио да для родителей — отделение и индивидуализация ре бенка, которая выражается в умении родителей давать возможность детям почувствовать себя «большими». Помощь ребенку должна стать нормой поведения меж ду родителями и детьми. Третья стадия: предприимчивость и чувство вины — приходится на возраст от 4 до 5 лет. К этому возрасту ребенок приобрел множество навыков и создал психологическую базу для развития изобретательности. Если родители показывают ребенку, что его игры вред ны и утомительны, что вопросы назойливы, а фантазии бестолковы, то он начинает чувствовать себя виноватым. Задача родителей в этом периоде заключается в развитии навыков самообслуживания ребенка, насы щения его информацией, поддержке в развитии дет ской игры. Для детей этого возраста — мир очень страшное место. Они часто задают вопросы, на кото рые знают ответы. Главным образом затем, чтобы про верить, какая информация правильная, а какая — нет. Их самый серьезный страх — остаться одним. Уси лия родителей сосредоточены на развитии личности ребенка и его независимости. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru Четвертая стадия: умелость — неполноценность — занимает годы от 6 до 11 лет. Когда детей поощряют мастерить что угодно и хвалят за результаты, то у ре бенка вырабатывается умелость и творческое отноше ние к миру. Главным образом, усилия ребенка направлены на то, чтобы справиться с проблемами, которые существу ют вне семьи. Родителям предстоит объяснить ребен ку то, что ребенок должен делать, а не то, что родитель не хочет видеть в его поведении. Процесс развития идентичности Э. Эриксон пони мает как одновременно интеграцию и дифференциа цию взаимосвязанных различных элементов (иденти фикаций). Всякий раз, когда возникают какие-либо изменения — биологические или социальные, — необ ходимы интегрирующая работа эго и переструктури рование элементов идентичности, так как разрушение структуры ведет к потере идентичности и связанным с этим негативным состоянием. Развитие и обогащение образа «Я» в процессе личностного развития тесно свя зано с рефлексией на собственные эмоциональные переживания и желания, с различением своих игро вых фантазий и реальности, оценки и самооценки и т. д. И хотя такое развитие соответствующим обра зом меняет структуру эго-идентичности, оно сопровож дается, тем не менее, «субъективным чувством непре рывности самотождественности»1. Э. Эриксон понимал развитие идентичности как взаимодействие трех процессов: биологических, соци альных и эгопроцессов, причем эго ответственно за интеграцию первых и вторых. Результатом эгосинтеза является некоторая конфигурация элементов идентич ности, которая строится в течение всего детства. Эта гипотетическая конфигурация обеспечивает пережи вание чувства идентичности. В подростковом возрасте происходит переструкту рирование совокупности детских идентификаций в новую конфигурацию посредством отказа от некото рых из них и принятия других. Эриксон отмечает, что процесс формирования идентичности не заканчивает ся в юношеском возрасте. Развитие идентичности не- 1 Эриксон Э.Г. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru линейно, оно проходит через так называемые кризисы идентичности, когда возникает конфликт между сло жившейся к данному моменту конфигурацией элемен тов идентичности с соответствующим ей способом «вписывания» себя в окружающий мир и изменившей ся биологической или социальной нишей существова ния индивида. М.В. Заковоротная утверждает, что в становлении индивидуальной идентичности первичным является ин терперсональный аспект идентичности!. За ним сле дует развитие внутреннего потенциала. Позже у инди вида возникает потребность в сравнении с другими. Доминирующим в развитии человека является соци альный аспект. У индивида много возможностей иден тифицировать себя, ориентируясь на реальных и иде альных людей, на их привычки, черты, идеи. Каждая историческая эпоха предлагает ограниченный набор таких работающих моделей, но неизменной остается одна — модель своей собственной семьи. Дошкольник в семье Рождение личности. ЛИЧНОСТЬ — это человечес кая «самость», исключительность, выражаемая как в способностях, так и в нравственном облике челове ка. Именно личность имеет сложившееся мировоз зрение, которое она отстаивает во всех перипетиях жизни (B.C. Мухина). Когда малыш появляется на свет, хочется, чтобы он был здоров и хорошо развивался психически. И только значительно позже, задумавшись о том, каким челове ком он станет, начинается формирование личности. Малыш постепенно овладевает общими, свойствен ными человеку формами поведения среди людей и развивается как индивидуальность. Сохранение поло жительных взаимоотношений со своими родителями и близкими — условие, при котором личность ребенка будет развиваться благополучно. Хорошее отношение со стороны родителей жизненно необходимо ребенку. Желание заслужить похвалу, родительское одобрение 1 Заковоротная М.В. Идентичность человека: Социально-фи лософские аспекты // Автореф. дис. докт. философ, наук. Ростов н/Д.. 1999. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru является одним из рычагов воспитания. Оценка пове дения со стороны родителей и близких — один из важ нейших источников чувств малыша. Похвала вызывает чувство гордости, постепенно начинает проявляться такое важное образование, как самоуважение. Притя зание на признание — одна из самых значимых чело веческих потребностей. Она основана на стремлении получить высокую оценку своих достижений, отвеча ющих общественным ожиданиям людей. Стремление к реализации притязаний развивает ребенка; делает его совершеннее. Личность рождается постепенно — в развиваю щемся ребенке появляются такие образования, кото рые позволяют назвать его личностью. К определяющим личность образованиям относятся: притязание на признание, осознание себя во времени, осознание своей половой принадлежности, осознание себя в социальном пространстве. Малыш уже в 3 года имеет чувство собственного достоинства, он гордится сво ими достижениями и стремится в чем-то быть лучше. После того как у ребенка возникло отношение к самому себе как к «хорошему», у него появляется стремление к тому, чтобы соответствовать требовани ям взрослых, быть признанным сейчас и в будущем. Поэтому важно, чтобы семья поддерживала в нем уве ренность, что ребенок обязательно научится тому, чего пока еще не умеет; что он действительно хороший, честный, добросовестный, доброжелательный, замеча тельный ребенок. Лишение ребенка перспективы, обесценивание его личности в настоящем и в будущем не укрепляют его веры в свои возможности и не вызывают желания стать лучше. Только родительская любовь и вера рождают оптимизм, желание быть хорошим. Это желание как бы подталкивает ребенка к исполнению родительских ожиданий. Ребенок 5 — 6 лет уже может сознательно управ лять своим поведением, своими действиями, помысла ми, однако сфера применения этой способности дос таточно ограничена. Родители не должны пропускать победы ребенка над самим собой. Заметить его борьбу с самим собой, поддержать малыша — значит придать ему силы для Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru самого трудного — строить самого себя, опираясь на свои внутренние стремления и поступки. Привязанность к родителям — важнейший компо нент эмоционального развития дошкольника. Привязан ность к родителям — это форма эмоциональной коммуни кации, взаимодействия, общения с родителями, прежде всего с матерью как наиболее близким лицом. О началь ных проявлениях привязанности можно говорить уже к середине первого года жизни. Беспокойство при разлуке с матерью сохраняется у девочек до 2,5 года, у мальчиков до 3,5 года1. Некоторые тревожные и властные по харак теру матери непроизвольно привязывают к себе детей до такой степени, что создают у них искусственную или бо лезненную зависимость от себя и своего настроения. Эти матери испытывают страх одиночества, изживая его чрез мерной заботой о ребенке. Подобная невротическая при вязанность создает инфантильность, несамостоятельность в своих силах и возможностях. К невротической привя занности приводит и излишняя строгость отца, не воспи тывающего, а дрессирующего, требующего беспрекослов ного подчинения своим непомерно высоким требованиям и наказывающего физически при малейшем непослуша нии. Эти отцы относятся к детям, как к взрослым, забывая об их повышенной потребности в нежности и ласке. По чти всегда в таких семьях существуют конфликты по по воду воспитания. Матери, в противовес отцу, стремятся восполнить недостаток эмоционального тепла, во всем ус тупая ребенку и окружая его избыточной заботой. Подоб ные крайности родительского отношения не проходят бес следно. В этих случаях дети невротически привязаны к матери, а также отличаются капризностью, неустойчиво стью поведения и повышенной возбудимостью. Другая крайность отношения родителей к детям состоит в недостатке эмоциональной заботы — их рано отдают в ясли или перепоручают уход за ними бабуш кам, дедушкам или другим родственникам. Чувствительные дети восполняют недостаток эмо циональности и непосредственности тем, что часто приходят в возбужденное состояние, кричат, плачут, клянчат, словно опасаясь, что про них забудут, не при- 1 Популярная психология для родителей / Под ред. А.С. Спива- ковской. СПб.. 1997. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru ласкают. Вместо изменения поведения родители толь ко «закручивают» гайки, продолжая не обращать вни мания на ухудшающееся эмоциональное состояние детей. Опасность данной ситуации, если она продол жительна, — в компенсаторном развитии самолюбия детей, когда они односторонне начинают любить себя в противовес чувству любви к другим и не способны делиться с кем-либо своими радостями и печалями1. Все, что затрудняет развитие эмоционального кон такта детей с родителями, в том числе привязанности, относится к такой высшей человеческой ценности, как любовь. Ее предпосылкой является ответное чувство ребенка на проявления нежности и любви в семье. Если ребенок не удовлетворен чувством любви, причину нужно искать, прежде всего, в родителях. Как видим, чувства и установки родителей, семей ные отношения и чувства детей могут быть очень тесно связаны. Нетрудно догадаться, что в самой неблагопри ятной, драматической обстановке оказывается ребенок. Это положение особенно трагично для дошкольника. Но возвратимся к нормальным особенностям раз вития детей. На фоне выраженной привязанности и любви к матери одновременно происходит и процесс отождествления себя с родителями того же пола. По скольку родители состоят друг с другом в ролевых отношениях мужа и жены, то понимание этого создает у ребенка потребность в подражании. Все рассмотренные ситуации нужно вовремя по нять, чтобы не создавать лишних барьеров на пути эмоционального развития детей, всемерно развивать соответствующие полу навыки и умения любить и чув ствовать себя счастливым (А.И. Захаров). К 6 годам завершается для современного ребенка период дошкольного детства. Влияние семьи на дошколь ника проявляется в заложенных необходимых умениях и навыках, человеческих начал в формирующейся лич ности ребенка. Это означает, что дети 6 лет: 1) естествен но проходят фазы своего развития и решают закономер ные возрастные проблемы; 2) испытывают чувства привязанности, нежности и любви в ответ на аналогич- 1 Популярная психология для родителей / Под ред. А.С. Спива- ковской СПб., 1997. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru ные чувства родителей; 3) реализуют свою потребность в авторитете и уважении, понимании со стороны близ ких и значимых для них лиц; 4) обладают устойчивым чувством «Я», уверенностью в себе, адекватной само оценкой, в том числе уровнем притязаний и возможно стей; 5) способны к сопереживанию; 6) не проявляют выраженных чувств ревности и зависти при наличии ведущего чувства доброжелательности к людям; 7) кон тактны и общительны, стремятся к взаимодействию со сверстниками на равных. Все эти приобретения личности ребенка — результат положительного влияния семьи на личностное развитие ребенка, итог разумного воспитания и любви к детям. Основные показатели воспитательного влияния семьи на ребенка-дошкольника. Характерной ошибкой многих родителей является то, что, включившись в вос питание ребенка того или иного возраста, не делается дифференцированного изучения параметров его раз вития, различных видах воспитания (нравственном, фи зическом, половом, трудовом и др.) и их оценка. При таком подходе затрудняется оценка родительских уси лий. Вместе с тем, как показывают данные исследова ний, начало активного этапа воспитания приходится на возраст ребенка, составляющем в среднем 5—7 лет1. Этот возраст ребенка благоприятен для зарисовки об щего контура готовности самого родителя осуществлять различные виды воспитания. Разумеется, изучению и оценке необходимо под вергать всю систему «ребенок-родитель». Основными показателями в оценке воспитательного процесса в семье могут быть: В дошкольном возрасте ребенка (3 — 7 лет): а) для ребенка: характер проявления первых призна ков нравственных качеств; общее физическое раз витие и возможные дефекты; способность к игре; уровень внушаемости; тенденции развития поло вой идентичности; характер проявления домини рующих способностей; способность к подражанию; предрасположенности в игре; реакции на приня тые нормы поведения; характер проявления детс кой ответственности и т.п. ' Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М., 1988. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru б) для родителя: мотивация воспитания; уровень зна ния особенностей этого возрастного периода; уме ние формировать целевые и смысловые установ ки; понимание особенностей различных видов воспитания; характер и силу собственных психо генных отклонений для этого периода и т. п. Таким образом, доступность родителей к оценке своих воспитательных возможностей предоставляет им широкие условия их реализации и коррекции, а зна чит, устранения возникающих проблем в жизнедеятель ности семьи. ■даренный ребенок в семье Сенситивный период для развития способностей наступает до того как ребенок пойдет в школу, где им займутся специалисты, поэтому в период дошкольного и младшего школьного детства семейное воспитание — основное в развитии, воспитании и образовании ребен ка. Семья должна дать ребенку помощь и поддержку в начале развития его способностей и одаренности. В результате исследований западных и американс ких психологов были найдены связи между родителями и детьми с точки зрения наличия отдельных способнос тей и определена корреляция между уровнями развития способностей у детей и различного рода элементами окружающей среды. Отмечается также важность этих факторов для формирования не только абсолютного уров ня способностей, но и их индивидуальные способности. При анализе исследований, связанных с выявле нием влияния семьи на развитие одаренного ребенка, можно выделить два направления. Первое направление посвящено выявлению роли наследственности и среды в природе одаренности. Результаты исследований в данном направлении пока зали связь высокого показателя IQ (коэффициента интеллекта) с одаренностью (Гальтон, Термен, Йенсен, Верной, Бине-Симон, Векслер), кроме того, анализ по казал, что одаренность присуща людям белой расы и связана с наследственными факторами. Но исследова телями мало учитывался фактор культуры (в основном обследовались дети из обеспеченных семей), и поэто му результаты не до конца достоверны. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru Интересны данные, полученные в результате иссле дования наличия тех или иных способностей у родствен ников. В результате исследований было выявлено, что родители талантливых детей показывают высокий ин теллектуальный уровень развития, хотя немногие осоз нают это, в детстве они проявляли неординарные спо собности. Но опять же трудно говорить, что сыграло в этом решающую роль, среда или наследственность. В отношении личностных характеристик родители детей с высоким уровнем интеллекта и творческих спо собностей обычно свойственно положительное отноше ние к жизни. Как правило, они любят свою работу, энергичны и динамичны. Кроме того, родители детей с творческими способностями в большинстве случаев, по-видимому, предпочитают на досуге культурное или артистическое времяпрепровождение. Главное, что их отличает, — это антиконформизм, независимость от постороннего мнения, от условностей и предрассудков общества. Они уверены в себе и ведут себя свободно, уверенно, не заботясь о своей репутации (Ж. Годфруа). Данные, полученные отечественными психологами входе анкетирования и бесед, подтвердили описания ро дителей одаренных детей. Исследуемые родители пред почитают на досуге культурное времяпрепровождение, ходят в театры, на выставки. Эти семьи характеризуются открытостью, разнообразными социальными связями. У них часто бывают родственники или друзья. Не реже одного раза в месяц к ним приходят знакомые с детьми или они сами ездят в гости. Приведенные результаты интересны с точки зре ния описания семьи одаренных детей, но, к сожале нию, они не дают возможности однозначно высказать ся о преобладании наследственности или среды. В зарубежной и отечественной психологии боль шое внимание уделяется исследованию близнецов. Сравнивая особенности монозиготных и дизиготных близнецов, выросших вместе и врозь, Эленмейер, Ким- плинг и Джарвик определили корреляционную зави симость для монозиготных близнецов, выросших вме сте — 0,87, отдельно — 0,75, в то время как у дизиготных близнецов корреляция колебалась от 0,75 до 0,5. У не родственных лиц, выросших вместе, корреляция не превышает 0,5. Бросается в глаза незначительность Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru различий между коэффициентами корреляции для монозиготных близнецов, выросших вместе и отдель но. Скорее всего, это свидетельствует о том, что, не смотря на разницу в условиях воспитания, уровень интеллекта одинаков. Это можно объяснить сильным влиянием наследственности. Однако Д. Хебб считает, что лишь немногие пары монозиготных близнецов, выросших раздельно, воспитаны в очень несхожих условиях. Чаще всего их принимают члены той же семьи или соседи. В большинстве случаев семьи опе кунов принадлежат к одному социально-экономичес кому уровню, поэтому нельзя говорить о единственном доминировании наследственности в этих случаях. Таким образом, рассматривая семью с точки зре ния наследования от родителей интеллектуальной и творческой одаренности, трудно однозначно сказать, какие доминанты ее определяют. Комиссией UNESCO выработана позиция, согласно которой относительная роль наследственности составляет примерно 45%, ок ружающей среды — 35%, на долю взаимодействия между обоими факторами приходятся все остальные 20% (Ж. Годфруа). Второе направление исследований касается анализа семьи как места, где воспитывается ребе нок (Л. Байярд-де-Вало, В. Герцель, Р. Зайонц, B.C. Юр- кевич, Б.М. Теплов, Н.С. Лейтес, Е.С. Белова, И.П. Ищен- ко и др.). Бесспорно, что в детстве, особенно дошкольном, ребенок окружен семьей. Поэтому суще ствующие в ней условия и установки, свойственные его родителям, имеют очень важное значение для его бу дущего и для развития интеллектуальных и творческих способностей. В исследованиях большинства зарубеж ных и отечественных психологов, особое внимание уде ляется нескольким вопросам: • структура и эмоциональный климат семьи; • стили детско-родительских отношений; • отношение родителей к детской одаренности, а также влияние этих факторов на развитие детей. Если говорить о структуре семьи, то отмечаются низкие результаты почти по всем видам тестов интел лекта в относительно больших семьях, семьях без отцов и с другими неблагоприятными семейными обстоятель ствами. По данным о структуре семьи отечественных Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru исследователей (О.М. Дьяченко, Е.С. Беловой, И.П. Ищен- ко и другие) большинство одаренных (87%) воспиты валось в полных семьях. Интересно, что в 70 % случа ев, вместе с детьми и родителями живут кто-либо из родственников: бабушки, дедушки, тети, дяди, двою родные братья, сестры. Ни у кого из обследуемых де тей не было младших братьев или сестер. Возможно, это связано с ранним распознаванием родителями одаренности своих детей, и их стремлением отдавать все свое время одаренному ребенку, всесторонне раз вивая его (В. Герцель). Такие представления родителей имеют под собой некоторые основания. Так, например, исследования Р. Зайонца и его сотрудников (R.B. Zayonc, G.B. Markus) показали зави симость интеллектуальной одаренности и количества детей в семье. Они предложили модель интеллектуаль ного развития, согласно которой в каждой семье скла дывается специфическая интеллектуальная обстанов ка, элементом которой является индивидуальный опыт каждого члена семьи. Каждый член семьи влияет на всю семью целиком, а семья влияет на него. Из модели следует, что большего уровня интеллектуального раз вития следует ожидать в малых семьях с большой раз ницей лет между сиблингами (Т.А. Думитрашку). Ими было установлено, что чем больше братьев и сестер, тем ниже их средний коэффициент интеллектуально сти. Было обнаружено, что первенцы всегда оказыва ются более развитыми, чем их младшие братья и сес тры. Разница IQ между этими крайними группами составляла 10 баллов. Скорее всего, это происходит из-за того, что млад шие дети имеют меньше возможностей общаться с взрослыми. Первенцы же получают больше родитель ского внимания и больше взаимодействуют с родите лями, чем позже рожденные дети, что и позволяет им быстрее развиваться интеллектуально. Что касается развития творческих способностей, то они практически не связаны с этим фактором. На против, важно, чтобы у ребенка был младший брат или сестра с небольшой разницей в возрасте. В этом слу чае хуже всего приходится последнему ребенку, родив шемуся намного позже остальных и не имеющему Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru возможности придумывать игры вместе с новым ма лышом (Б. Миллер, Д. Джерард). Структура семьи в большинстве случаев связана с системой отношений между родственниками и эмоцио нальным климатом семьи. Многие ученые отмечают зна чительное влияние, оказываемое на детей родителями про тивоположного пола. Различные исследования (М. Homer, J. Freeman, E. Flaming, S.L. Bern и т. д.) говорят о том, что одаренным людям, добившемся успеха, свойственна анд рогиния, т. е. сочетание женских и мужских черт харак тера и поведения. Такая гибкость и многоплановость дает им возможность осваивать самые разнообразные сферы деятельности. Многие из них в автобиографических отче тах говорили о том, что основную поддержку и влияние на них оказывали родители противоположного пола. Особен но это касается отцов одаренных дочерей. Исследование нашими психологами детских ри сунков показало, что в своих рисунках дети отражают близость к родителям противоположного пола, что под тверждает результаты исследований западных психо логов. Ответы на вопросы анкеты и результаты наблю дений также свидетельствовали о том, что родители противоположного пола больше внимания уделяют своим детям, чем родители того же пола. Мамы давали больше эмоционального тепла и времени мальчикам. Отцы больше занимались с девочками, помогали им в освоении традиционных мужских видов деятельности. То же можно сказать и о бабушках и дедушками. Большинство исследователей считают, что одарен ному ребенку необходимы ласка, принятие, любовь и уважение. Но однозначных данных о том, какой эмо циональный климат чаще всего встречается в семье, где воспитываются такие дети, не найдено. Ответы на вопросы анкеты, наблюдения за обще нием родителей с детьми дают возможность говорить о преобладании благополучных семей с эмоционально теплыми взаимоотношениями, в которых ребенка лю били, оценивали как уникальную личность, нуждающу юся в понимании и заботе (87%). Но встречались и неблагополучные семьи (13 %), с нарушенными эмоциональными связями. Причинами могли быть как агрессивность, негибкость отцов, так и холодность, отстраненность матерей. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru По мнению B.C. Юркевич, климат в семье — прин ципиальная основа для развития познавательной по требности, которая является одной из ведущих харак теристик одаренности. Но сам по себе климат очень часто является лишь отражением более глобальной си стемы, окружающей ребенка — своего рода семейной педагогической системы, которая во многом зависит от наличия познавательной потребности у родителей. ф. Вайсе рассмотрел ряд работ, где найдены поло жительные корреляции между уровнями развития ум ственных способностей и социальным статусом семьи, между одаренностью детей и уровнем сложности от цовской профессии. Высокоспособные дети очень ред ко происходят из среды малоквалифицированных ро дителей (малоквалифицированные рабочие могут иметь высокоспособных внуков, но редко высокоспособных детей). В рамках изучения стратегий воспитания потен циально одаренных детей и связи их с наличием по знавательного интереса у их родителей, интересны на блюдения B.C. Юркевич, которые указывают на то, что одаренные дети, как правило, вырастают в семьях бе зусловно интеллигентных, скорее даже в семьях интел лектуалов. И дело здесь не в особых генах, а в атмосфе ре в семье, стиле детско-родительских отношений, в системе ее основных ценностей. Для одних семей глав ное — потребительские интересы, а в других семьях у родителей были, есть и будут при любой политической и экономической погоде духовные интересы. Приведем известный в возрастной психологии эксперимент. Проходил он следующим образом: в боль шой комнате было собрано много самых разнообраз ных игрушек, машинок, книг, альбомов, туда пригла сили мам с детьми, и попросили подождать минут сорок, им разрешили делать все, что им нравится, обращать ся к экспериментатору за советом так же разрешалось. Экспериментатор же мог видеть все происходящее в комнате через зеркало Гезелла. Мамы и дети вели себя естественно по-разному, и в результате выделились четыре основные страте гии поведения мам и детей. Первая — мама начинала усиленно воспитывать свое чадо. Прямое воспитательное воздействие. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru Вторая — мама, оглядевшись, видела, что в комна те много непонятного, и начинала звать эксперимен татора, чтобы он рассказал, как и во что им играть, чем заниматься в этой комнате. Стратегия — «возложение ответственности». Третья — мама, тоже оглядевшись, вдруг замеча ла, что-то давно ее интересующее, и, прежде всего, сама погружалась в познавательную деятельность, пре доставляя ребенку возможность самому найти подхо дящее занятие. Стратегия — саморазвития. Четвертая — самая незамысловатая: мама просто ожидала начала эксперимента, призывая к этому ре бенка, иногда даже одергивая его, хотя им разрешили вести себя свободно. Именно четвертая стратегия наименее благопри ятна для развития познавательной потребности, а зна чит, способностей. Именно у этих мам чаще встреча лись недостаточно развитые дети, со слабо выраженной системой интересов. Часто у этих детей основными интересами были потребительские. Мамы, придерживающиеся второй стратегии, счита ют, что воспитывать их ребенка должны специально обу ченные люди. Они с большой охотой отдают своих детей в разного рода группы развития. Эти группы хорошее дело, но они никогда не заменят семейного воспитания. Самой же благоприятной является третья страте гия — саморазвития. Все дело в том, что дети в этих семьях живут в атмосфере ярких познавательных ин тересов самих родителей, и это оказывается более весомым, чем любые воспитательные меры. Но здесь существует опасность навязывания ро дителями ребенку своих интересов, не замечая его. Ро дители же должны как бы идти за ребенком в развитии его интересов, не навязывая своих. Вопрос о господствующем в семьях с одаренными детьми эмоциональном климате изучен не достаточно, как в зарубежной, так и отечественной психологии одаренности. И окончательные выводы о семейном климате таких семей сделать трудно. Более изучен вопрос о стилях детско-родителъс- ких отношений. Существуют разнообразные основа ния для классификации отношений между родителя ми и детьми. В отношении стилей взаимоотношений, Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru свойственных семьям, где воспитываются одаренные дети, выделено два направления исследований. В од ном случае рассматривается стиль предъявления тре бований к детям: императивный и инструктивный (Р. Хесс, В. Шипман). В другом — сравниваются отно шения в семьях интеллектуально и творчески одарен ных детей (W. Bing). Ученые единодушны в том, что стили, базирующи еся на жестком контроле, силовом давлении и других формах прямого авторитарного вмешательства, не дают возможности для развития одаренной личности. Р. Хесс и В. Шипман разделили родительские стили взаимодействия на императивный и инструктивный. Для императивного стиля типичны однозначные коман ды, вроде: «Делай, как я сказал», «Сиди спокойно» и т. д. Родители ждут от ребенка беспрекословного соблюде ния их указаний. Их отношения основываются на ав торитете взрослого, а не на сотрудничестве и уваже нии ребенка. Установлено, что императивный стиль развивает в ребенке пассивную податливость наряду с зависи мостью и конформизмом. Какое-то время он обеспечи вает желаемое поведение, но вызывает пассивное со противление. Ребенок слушает команды, но выполняют их неохотно и медленно. Дети не вступают в открытый конфликт, но затягивают выполнение действия, стре мятся найти любые отговорки. Инструктивный стиль содержит больше информа ции, а требования обосновываются: «Надень фартук, потому что, если ты испачкаешься, не в чем будет идти в детский сад», «Убери игрушки, а я подмету пол» и т. п. Родители беседуют с ребенком «на равных», до казывают, что их требования закономерны и разум ны. Ребенок видится им равноправным партнером. В противоположность императивному инструктивный стиль воспитывает инициативу и твердость. Именно такой стиль свойственен большинству родителей, чьи дети были признаны умственно одаренными. Он под талкивает детей к самостоятельному поиску и приня тию решения, дает возможность выбора и творческо го подхода. В то же время в попытках обосновать свое нежелание делать что-либо умственно одаренные дети проявляют чудеса изобретательности и ораторского Шнейдер Л. Б. Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru мастерст
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 411; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.134.18 (0.02 с.) |