Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эстетического развития личности

Поиск

Вам известно, что процесс развития личности всегда обусловлен социальной ситуацией, которая, по мнению Л.С.ВЫГОТСКОГО, складывается как «единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной». Социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех изменений, которые происходят с личностью, она определяет основные формы и направления развития, противоречия, которые возникают во взаимодействии личности, ее внутренней позиции с окружающей ее средой (обстоятельствами жизни). Важно проанализировать особенности социальной ситуации эстетического развития личности для того, чтобы преобразовать ее в воспитательную ситуацию развития.

 

Эстетическое развитие личности происходит как проявление природно обусловленных задатков в определенных социальных условиях – семье, школе, системе дополнительного образования, - весь окружающий мир имеет значение для формирования эстетической культуры. Какое же отношение складывается между ребенком и окружающей его действительностью в процессе его эстетического развития?

Социализация обусловливает процесс эстетического развития ребенка. В процессе длительного исторического развития человека (филогенезе) и индивидуального развития (онтогенезе) происходило и происходит «очеловечивание» его чувств и поведения. Каждый ребенок осваивает мир эстетических ценностей и формирует к нему свое отношение.

ОДНАКО мир в его эстетическом проявлении, который познает современный ребенок, представляет собой достаточно разнообразную картину эстетических ценностей и вкусов, причем проявление так называемой массовой культуры является доминирующим. Мир, который окружает ребенка, лишен эстетики – достаточно посмотреть на наши улицы, дворы, подъезды. Средства массовой информации представляют далеко не лучшие образцы искусства, почти не звучит классическое искусство, а бесконечные «шоу» и реклама навряд ли смогут помочь в развитии хорошего вкуса. Школа (и общеобразовательная, и в системе дополнительного образования), пожалуй, остается единственным источником приобщения детей к миру прекрасного, гармоничного, возвышенного. Но мнения, которые бытуют в обществе относительно важности эстетического воспитания, не способствуют его широкому включению в воспитательно-образовательный процесс школы. Так, многие считают, что искусство – это удел одних специалистов (музыкантов, художников, актеров), для рядовых людей – это может быть в какой-то степени «роскошью», так как требует дополнительных материальных и духовных затрат. Всё же можно утверждать, что в нашем обществе наблюдается недостаточная востребованность эстетически развитой личности. Таким нам видится мир, который окружает ребенка, в котором он должен самоопределиться, осмысливая культурные ценности общества.

И хотя школа пытается приобщить ребенка к миру прекрасного посредством освоения законов красоты в произведениях искусства, природе, обществе, самом человеке, но социальные условия не предлагают соответствующих форм проявления этих законов, наоборот, в восприятии ребенка обостряются ПРОТИВОРЕЧИЯ, невозможность разрешения которых нарушает естественность и последовательность его эстетического развития. Школьник оказывается перед выбором эстетических ценностей, тех, которые ему предлагают школа и семья, и тех, которые он наблюдает в современном ему социуме.

Л.С.Выготский отмечал, что для каждого ребенка складывается «сугубо индивидуальная ситуация развития», которая и обусловливает разрешение данного противоречия. Можно наблюдать несколько вариантов его проявления, каждый из которых определяет возможные тенденции дальнейшего развития личности:

А. Ребенок ориентируется на эстетические ценности прекрасного, гармоничного, возвышенного, ему доступно восприятие этих категорий в окружающем его мире, он постигает законы красоты, он стремится к развитию хорошего вкуса. Этому способствует его ближайшее окружение – школа и семья.

Б. В силу сложившихся причин учащиеся (особенно подростки и юноши), не обладающие навыками общения с эстетической стороной жизни, не видящие смысла в познании произведений высокого (классического) искусства, ориентируются в основном на его «развлекательные» жанры.

В. Многие люди (и в первую очередь, школьники) в процессе своего эстетического развития очень остро ощущают противоречивость сложившейся ситуации, когда их пытаются приобщить к прекрасному, возвышенному, но они, в силу неразвитости привычек, отсутствия необходимого жизненного опыта, не принимают (не могут принять) эстетические ценности, так как это требует прежде всего изменения своего внутреннего мира и поведения. А потому они ИЛИ остаются равнодушными, ИЛИ категорически не принимают эти ценности, осмеивая их, и в ситуациях общения с прекрасным проявляют вандализм (им обязательно нужно запачкать, испортить, сломать). Они не могут принять мир в его совершенстве, очевидно, потому, что не ощущают с ним духовной связи, воспринимают его как чуждый, но чувствуют при этом свою ущербность (неполноценность) и недоступность своего «вхождения» в этот мир.

Г. …………………………………………………………….

Какие другие варианты эстетического развития личности Вы могли наблюдать? Попытайтесь объяснить причины их проявления? От кого зависит решение данного противоречия?

 

Вы знаете, что по мере взросления у ребенка вырабатывается своя система ценностей, установок, идеалов, вкусов. По мере взросления он эмансипируется, т.е. становится в той или иной мере независимым от социума в проявлении своих позиций (в данном случае – эстетических взглядов и предпочтений), он становится способным влиять на окружающий его мир, преобразовывать его «по законам гармонии». ОДНАКО и в этом проявление личности далеко неоднозначно, в становлении индивидуальности можно отметить некоторые тенденции:

А. Для человека нет проблемы выбора эстетических ценнностей, он воспринимает и принимает как должное те, которыми его «напитало» ближайшее окружение. Отсутствие эстетического в окружающем его мире не раздражает, не вызывает эмоций неприятия, неудовольствия, он легко вписывается в окружающий его социум, повторяя уже существующее.

Б. У подростков и юношей есть стремление к красоте, но нередко они ошибаются в оценках прекрасного, мир взрослых (в его эстетическом проявлении) они отрицают, создавая свой собственный мир «прекрасного» – свою моду, манеру говорить, двигаться (свою субкультуру). Общение в своем мире доставляет им удовольствие.

В. Личность ориентирована на восприятие прекрасного, возвышенного, обладает хорошим вкусом, но несовершенный мир, который ее окружает, вызывает чувство досады, раздражения, брезгливости. Личность ощущает постоянный дискомфорт от необходимости «пребывания» и общения с обыденным (для них – низменным, безобразным).

Г. Личность ориентирована на восприятие прекрасного, возвышенного, она также обладает хорошим вкусом, ее также раздражает несовершенство окружающего его мира, но она способна создать «свой мир» - в своей душе, квартире, своем дворе, подъезде, школе, на пришкольном участке и т.д. Этот мир приносит эмоции радости и удовлетворения.

Д. Можно привести примеры инициативного поведения деятелей культуры и искусства в Италии, которые в течение долгих лет отстаивали принятие закона о рекламе. Сегодня на итальянском телевидении не разрешается прерывать художественные и детские фильмы, используя рекламные ролики.

Е. ………………………………………………………………

Какие другие варианты эстетического развития Вы можете добавить? Что Вы могли наблюдать? Как Вы считаете, какую роль имеют школа и семья в разрешении данных противоречий?

 

Процесс эстетического развития личности происходит в форме идентификации, подражания, самоопределения, самоутверждения и самовоспитания. И в этом тоже можно наблюдать некоторую противоречивость. Так, в познании окружающего мира людей и вещей ребенок соотносит себя с теми образами, которые оказались для него наиболее привлекательными, вещами (предметами и явлениями), которые вызвали чувство восхищения. Он идентифицирует (т.е. отождествляет) себя с этими образами, которые становятся для него эталонами красоты (свой внешний вид, жилище, одежда). И как показывает практика, не всегда общепринятые эталоны помогают в достижении гармонии с внутренним миром личности. Например, доктор СПОК (США) описывает трагические ситуации, которые испытывают девочки-подростки, эстетические идеалы и вкусы которых складывались под влиянием игры с куклой Барби. Эталон красоты, воплощенный в кукле, оказывается далеким от тех особенностей, которые свойственны всем девочкам. Очевидно, сегодня можно наблюдать подобное, когда у современных девочек представление о красоте сориентировано на образ фотомоделей с конкретными параметрами идеального тела и образа жизни, однако далеко не каждая женщина может «вписаться» в эти стандарты.

Мы знаем, что маленькие дети подражают тому, что им более всего нравится, но когда взрослый человек остается на этом уровне саморазвития, мы отмечаем отсутствие в нем критического отношения к себе, требовательности. Самоопределение в мире культуры (произведениях искусства, моде, вещах, собственном поведении), которому должен научиться человек в процессе эстетического развития, должно стать показателем в проявлении его эстетической культуры. Сформированные эстетические идеалы и вкусы обусловливают проявление самоутверждения и самовоспитания - это те формы саморазвития, которые позволяют ей обновлять свои эстетические впечатления и опыт. Можно назвать некоторые противоречия, которые наблюдаются в среде школьников:

v стремление подростков и юношей к самоутверждению нередко принимает форму настойчивого желания быть экстравагантным, и этим выделяться из общей массы. В погоне за оригинальностью они проявляют некритичность по отношению к себе;

v можно наблюдать рассогласование между «Я-идеальное» и «Я-реальное», когда в стремлении приобрести модную вещь внешнее подменяет личностное, что также говорит об отсутствии критического отношения к себе и отсутствии эстетического вкуса;

v юноши и девушки уже способны воспринимать мир в его противоречивости, но из-за недостатка личного опыта и знаний они могут абсолютизировать нетипичное, случайное, отсюда – повышенный критицизм, скептицизм в отношении к общепринятым эстетическим оценкам;

v у личности на достаточно высоком уровне сформирована созерцательная сторона эстетической деятельности, однако это может в утрированном виде проявиться в так называемом «эстетстве» – ориентации на формально-эстетические стороны произведений искусства, с одной стороны, и отсутствием тех навыков и умений, которые характеризуют созидательную деятельность (самоутверждение), с другой стороны. Этой категории людей свойственен уход от реальности в мир грез и фантазий;

v ……………………………………………………………….

Конкретизируйте эти противоречия, обозначьте основные тенденции возможных вариантов эстетического развития, обоснуйте, какую роль в их разрешении может играть семья и школа.

Как Вы увидели, процесс эстетического развития личности сложный и противоречивый, он требует помощи со стороны взрослых. Организация воспитательно-образовательного процесса в школе предполагает прежде всего создание условий для полноценного эстетического развития личности. Это значит, что в предлагаемых школьникам разнообразных формах и методах воспитания и обучения, видах учебно-познавательной и досуговой деятельности должны найти отражение все проанализированные нами формы эстетического развития личности – социализация,эмансипация, подражание, идентификация, самоопределение, самоутверждение, самовоспитание. А воспитательно-образовательный процесс школы должен быть нацелен на развитие внутренней позиции школьника, наполняя ее эстетическими чувствами, взглядами, отношениями; на разрешение противоречий, которые возникают во взаимодействии личности с окружающей ее средой (миром).

__________________________________________________________________

Вопросы для размышления

Попытайтесь сформулировать проблемы для тех, от кого зависит их решение, - для представителей Государственной думы и власти на местах, Министерству культуры и образования, средствам массовой информации, а также учителям школы и родителям.

Каким образом, на Ваш взгляд, возможно решение данных проблем в условиях общеобразовательной школы?

2.2. Основные аспекты в эстетическом развитии личности

Эстетически развитая личность проявляет себя во всех сферах жизнедеятельности – в общении с искусством, природой, другими людьми, в труде, быте, по отношению к себе. Эстетическое развитие личности многогранный, сложный процесс. В этом процессе проявляются многие грани личности, и чем шире эстетический кругозор личности, ее умений и возможностей, тем более многогранной становится ее жизнь.

Рассмотрим те аспекты (направления), в которых проявляется эстетическая культура личности. Развитие каждого из данных аспектов проявляется как содержательная сторона эстетического развития личности. Это значит, что, способствуя развитию каждого из данных аспектов, мы способствуем эстетическому развитию личности в целом.

Бытует мнение, что эстетическое развитие школьников – это «роскошь», во-первых, его обеспечение требует дополнительных материальных затрат, а во-вторых, этот аспект в развитии является самостоятельным и мало значимым в жизни ребенка. Однако, если подходить к организации эстетического развития личности с позиции ЦЕЛОСТНОСТИ, то мы вполне можем наблюдать тесную взаимосвязь и взаимообусловленность в становлении личности. Психолого-педагогический анализ позволяет определить важнейшую роль эстетического развития, так как без него становление других сторон в целостном развитии человека будет неполным, некачественным и даже в определенной степени ущербным. Но если и сам процесс становления эстетического в человеке рассматривать изолированно от других сторон целостного развития школьника, то можно наблюдать гипертрофию индивидуально-уникального по отношению к общественно-закономерному. Давайте рассмотрим, каким образом эстетическое развитие связано с другими сторонами развития личности.

Следует обратить Ваше внимание на то, что все перечисленные ниже аспекты располагаются без определения степени их значимости. Мы считаем, что проявление в личности каждого из данных аспектов важно и необходимо, и только сформированность каждого из них позволяет судить об эстетическом развитии личности как целостной характеристике.

ЭТИЧЕСКИЙ (НРАВСТВЕННЫЙ) и эстетический аспекты в развитии личности очень тесно связаны между собой. Психологами очень давно замечена эта связь – если не развито эстетическое начало, то в этическом плане субъект также представляет личность, далекую от совершенства. В этическом аспекте эстетическое не позволит проявления хамства, пошлости, надругательства над слабым и беззащитным, так как с точки зрения законов эстетики такое поведение подпадает под категорию низменного. Эстетическая возвышенность героических жертвенных поступков ради безопасности общества выдвигает их в разряд подвига. Любой нравственный поступок (например, проявление вежливости) более эстетическое зрелище, нежели чем отсутствие культуры поведения. Прекрасно то, что нравственно.

Однако не следует подменять эти понятия, так как не все принятые нравы и обычаи, выработанные в определенном обществе, могут отвечать эстетическим категориям у других народов. Поэтому необходимо изучать культуры разных народов, не предъявляя к ним высоких, эстетических требований.

Эстетический аспектв ГРАЖДАНСКОМ развитии личности проявляется как знание своих народных истоков, истории, культурных достижений и места в мировом культурном процессе, без умаления, осмеяния, нивелирования его выдающихся достижений. Это становится основой проявления таких высших чувств, как восторга, гордости и достоинства за достижения своего народа и страны. Таким образом эстетические чувства обусловливают развитие гражданских чувств и поступков - чувство национальной гордости и патриотизма, принадлежности к своей стране, нации. Незнание своей культуры лишает человека чувства гордости за свою страну, ее величие. Как это ни печально, но многие школьники не испытывают большого желания в познании культурных ценностей своей страны, оставаясь равнодушными к ее великим достижениям

Эстетическое развитие личности проявляет себя и в ЭТНОКУЛЬТУРНОМ аспекте - через любование национальным костюмом и предметами народного искусства и быта (вышивка, кулинария, украшения дома и праздники и т.д.), бережное сохранение национальных обрядов и традиций школьник постигает народную культуру, так рождается ощущение связи с народом, исторической общности. И от того, насколько ребенок примет культурные ценности своего народа (т.е. почувствует их красоту, величие, целесообразность), зависит его становление как представителя своей нации, как гражданина своей страны.

Познавая культурные ценности других народов, школьник принимает только те, которые он может понять и которые вызывают у него эстетические чувства и переживания. Оказывается, что сформированность эстетических чувств и эстетического сознания во многом обусловливают развитие толерантных форм поведения.

В ТРУДОВОЙ деятельности проявление эстетического многообразно: это и эстетика труда (рабочее место, слаженность движений), и оценка результатов труда «по законам красоты», и проявление положительных эмоций от самого процесса труда (радости, удовольствия). А.С.МАКАРЕНКО еще в начале прошлого столетия отмечал, что воспитывающее значение для ребенка имеет только тот труд, который одухотворен идеей красоты. Очевидно, можно сказать, что человек в процессе своей трудовой деятельности (не только в искусстве, но и в любой профессии) должен ощущать созидание красоты, на наш взгляд, только тогда мир вокруг человека станет прекраснее. Во всём цивилизованном мире критерий красоты выступает сегодня как показатель образа жизни человека и показатель качества выполненной работы.

Огромное значение имеет эстетическое начало в ЭКОЛОГИЧЕСКОМ развитии личности, где чувства радости, восторга, удовольствия и умиротворенности вызывают картины природы, красивые растения, чистые улицы города или села, красота и чистота нашего жилища, школы... Если ребенок почувствовал красоту родной природы и окружающего его мира, у него обязательно возникает желание сохранить и сберечь ее. Эстетические чувства способствуют проявлению и развитию экологического сознания и переживаний, связанных с сохранением природы, обусловливают развитие природоохранительной деятельности. Осознание красоты окружающего выступает одним из мотивов этой деятельности.

В ФИЗИЧЕСКОМ аспекте развития личности эстетическое проявляется как критерий физического совершенства, например, пропорциональность анатомического строения тела, грация и пластика движений и т.п. Красота физически развитого тела в соревнованиях и обыденной жизни вызывают эстетические эмоции от созерцания ловкости, подтянутости, легкости, выносливости. Зрелищность спортивных соревнований вызывает у зрителей такие эстетические чувства, как восторг, восхищение, любование, преклонение, желание подражать своему кумиру. Эстетический идеал красоты человеческого тела становится для подростков и юношей ведущим мотивом в самовоспитании.

Эстетическое начало проявляет себя и в ГЕНДЕРНОМ (половом) развитии личности. Уже младшие дошкольники способны оценивать проявление прекрасного во внешнем виде человека (его одежде, прическе), они способны подмечать особенности в проявлении и достижении красоты у мужчин и женщин. Они пытаются копировать привлекательные для них «формы» проявления красивого. Половая идентификация, которая характерна для детей (а также для подростков, юношей и девушек), во многом проявляется как достижение («присвоение») привлекательного образа идеальных, на их взгляд, мужчин и женщин. А потому проблема формирования эстетического идеала и вкуса становится важнейшей.

Какие аспекты в эстетическом развитии, на Ваш взгляд, здесь не названы? Какие возможности названных аспектов в эстетическом развитии не представлены в нашем восприятии? Что Вы можете добавить?

Стоит повторить еще раз: эстетическое развитие личности – многогранный процесс. Развивая разные стороны личности, мы можем ожидать проявления целостного социально-психологического портрета эстетически развитой личности. В воспитательно-образовательном процессе

школы, ориентированном на эстетическое развитие личности, каждая образовательная область обладает возможностью решать эти задачи.

Вопросы для размышления

Как Вы оцениваете значение прекрасного в окружающей Вас жизни?

Каким образом эстетическое проявляется в преподавании Вашего предмета?

Согласны ли Вы с утверждениями:

М.ГОРЬКИЙ: «Эстетика – этика будущего»?

Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ: «Красота спасет мир»?

Г.СКОВОРОДА: «Человек, взявший в руки скрипку, не может совершить зла». Как Вы понимаете эти суждения?

__________________________________________________________________

 

2.3. Психологические основы эстетического развития личности

Педагогическое содействие эстетическому развитию личности требует осмысления психологических основ данного процесса. Что подлежит развитию? Проявление каких психологических структур лежит в основе процесса эстетического развития личности? В каких чертах и характеристиках воплощаются эти психологические структуры? В каком соотношении они находятся? Какова их роль в целостном процессе эстетического развития личности?

Рассмотрение данного вопроса позволит педагогу-практику искать те виды деятельности, в которых становится возможным проявление и совершенствование этих черт и характеристик, а также правильно подбирать формы и методы педагогического воздействия и взаимодействия.

В предыдущей части нашего пособия «Цель и сущность процесса воспитания» (Часть 4) мы уже описывали психологические основы развития личности, которые являются общими характеристиками, однако, проявляясь в разных аспектах целостного развития личности (например, гражданском, нравственном, эстетическом, физическом и т.д.), приобретают специфические особенности в зависимости от условий их реализации.

Личность проявляет себя на уровне сознания (ее суждения, оценки, убеждения и т.д.), эмоций и чувств (ее реакции на окружающий мир, переживания), поведения (ее поступки, привычки, стиль поведения). Содействуя эстетическому развитию личности, педагогу необходимо увидеть конкретное проявление данных психологических структур, в которых просматривается проявление эстетической культуры. Мы предлагаем Вам дать характеристику эстетических чувств, эстетического сознания, эстетических форм поведения, а также установить их взаимообусловленность в процессе развития личности.

В какой связи находятся разные характеристики личности? Как происходит эстетическое развитие? Каковы особенности этого развития, если сравнивать с гражданским, нравственным, физическим развитием? Что является приоритетом?

Эстетическое развитие личности происходит в общении с прекрасным, а потому художественная деятельность (созерцание прекрасного, творение эстетического, преображение действительности «по законам красоты», выстраивание жизненной ситуации в рамках гармоничного) является ведущим условием воспитания. Это должно найти отражение в организации воспитательно-образовательного процесса школы. Для этого необходимо выявить особенности восприятия личностью эстетического, когда общение с прекрасным становится для неё фактором развития. В психолого-педагогических исследованиях этот процесс изучен достаточно полно (Л.С.Выготский, Г.И.Щукина, В.А.Сухомлинский, Б.Т.Лихачев, Е.В.Квятковский и др.). Мы обращаем Ваше внимание на основные характеристики эстетически развитой личности и их взаимообусловленность в процессе развития. Попытайтесь оценить, насколько в известном Вам опыте школы по эстетическому воспитанию и образованию реализуются эти психологические особенности и закономерности эстетического развития школьников.

В познании искусства, в первую очередь, ученик должен погружаться в саму атмосферу книги или картины, постигать эти произведения в их собственной художественной и нравственно-эстетической сущности. Смыслы и содержание художественного произведения непередаваемо никакими иными средствами, кроме тех, при помощи которых оно создается и существует. В миг восприятия произведения искусства ребенок остается с ним наедине. Тот внутренний диалог, который происходит между ними, как отмечают авторы, «и есть заветная мечта и цель педагога». Если ребенок равнодушно созерцает художественное творение, то, сколько бы учитель впоследствии не размышлял о его величии и непреходящих вечных ценностях, его слова будут бессильны. Если в этом возможном диалоге ученик не задал ни одного вопроса, если в нем не отозвалось ни одно чувство, но если в нем отложилось только информативное сообщение, не окрашенное личным чувством и отношением, - значит, цель общения не достигнута и задача не решена, значит, эстетическое развитие личности не состоялось.

Таким образом, эмоционально-чувственная сфера личности проявляет себя как ПОТРЕБНОСТЬ организма в определенных состояниях, делает человека эмоционально ОТЗЫВЧИВЫМ на явления прекрасного в окружающей его жизни. Основу эмоциональной отзывчивости составляет ВОСПРИИМЧИВОСТЬ к красоте звуков (чувство мелодии), красок (чувство цвета), внешних форм (чувство линии, симметрии, пропорции), движения (чувство ритма и темпа). Их воспитание предполагает прежде всего тренировку органов зрения, слуха, двигательного аппарата.

Следовательно, процесс эстетического развития личности должен начинаться с формирования потребности и способности эстетического ВОСПРИЯТИЯ, избирательного отношения к объектам, предметам и явлениям окружающего мира. Избирательность восприятия определяется сложившимися представлениями о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, трагическом и комическом.

Какую роль играет учитель, если ребенок не замечает прекрасного? Педагогический опыт позволяет назвать некоторые формы такой работы, например, на экскурсии в парке или пришкольном участке (саду) учитель обращает внимание на контуры деревьев, запах трав, движения облаков, границы цвета и тени, он может попросить ребят понаблюдать, как меняется пейзаж в течение суток (времени года); на уроке ботаники он может попросить ребят собрать гербарий или составить букет осенних цветов; на уроках ИЗО он может дать задания воспроизвести по памяти или с натуры пейзаж, дерево; на уроках литературы учитель может попросить описать свои впечатления от прочтения рассказа или стихотворения и т.д. От учителя зависит организация эмоционально-чувственной реакции на окружающий мир и её последующее СОПЕРЕЖИВАНИЕ – удовольствие, радость, печаль и другие чувственные состояния. Активное включение ребенка в разностороннюю деятельность расширяет сферу его эмоциональной жизни, происходит его духовное обогащение. Выработка эстетического ЧУВСТВА начинается с запаса цветовых, звуковых и пластических впечатлений и только потом происходит «чувственное понимание» цвета, звука, пластики, формы как носителей определенных свойств и качеств предметов реального мира.

На данном этапе нужно помнить закономерность эстетического восприятия – широта сферы эстетической жизни определяется не столько количеством эстетически значимых объектов, сколько разнообразием иглубиной эстетического восприятия, которое выработает школьник в самом себе. Это значит, что в каждом проявлении эстетического нужно научить личность увидеть как можно больше связей, зависимостей, ассоциаций, чувственных проявлений, смысловых наполнений. Не количество, а качество эстетических впечатлений - главное, что должен учитывать учитель при организации урока.

На следующем этапе познания художественного произведения у ребенка возникает потребность выразить свои чувства, свое мнение, оценку, аналитически рассмотреть его особенности. Здесь оказываются полезными теоретическиеЗНАНИЯ (о художнике, его творчестве, искусствоведческие замечания), посредством которых происходит абстрактно-логическоеосмысление. Анализ эстетического усиливает и проясняет видение мира и художественных ценностей. Чувства становятся частью сознания, оказывая чувственное влияние на умственное развитие человека. Интуитивное чувствование и понимание прекрасного переходит со временем в осознанноеОТНОШЕНИЕ к эстетическому в искусстве и жизни. Психологи называют этот этап в эстетическом развитии личности «теоретизацией чувств». По этому поводу И.КАНТ сказал: «Человек научный есть продолжение человека художественного». Единство научного и художественного в познании эстетического вырабатывают эстетический ИДЕАЛ и требовательный художественный ВКУС.

Воспринимающий прекрасное, в первую очередь, размышляет и переживает вместе с героями, становится на точку зрения одних и осуждает других, наслаждается самим произведением, его стилем, языком и т.д. Так возникает возможность перехода эстетического в нравственное, гражданское, этнокультурное и пр. в целостном процессе развития личности.

Весь педагогический опыт подсказывает, что при организации эстетического воспитания и образования важно соотношение ПЕРВИЧНОСТИ чувственного восприятия и ВТОРИЧНОСТИ его теоретического оформления в сознании школьника, в выработке его эстетической ПОЗИЦИИ. Познание искусства лишь на интеллектуальном уровне существенно искажает его истинный смысл, идею, содержание и т.д., поэтому комплекснаяорганизациянепосредственности восприятия и теоретического осмысления искусства является в этом процессе главной.

. Сознательное отношение к оценке художественного произведения возможно только тогда, когда ученик владеет навыками аналитической,оценочной работы. Он должен уметь соотносить собственное отношение, собственную оценку произведения с той оценкой, которая утвердилась в общественном опыте. Познание опыта общественной оценки художественного произведения имеет воспитательное и развивающее значение.

Непосредственное восприятие и переживание произведения должно гармонично сочетаться с собственным опытом анализа, учитывающего интерпретацию произведения в критической и теоретической литературе. Однако логика познания должна быть строго объективной: от чувственного и непосредственного восприятия к рациональному и абстрактному размышлению.

В эстетическом развитии личности выявляется еще одна закономерность -

рациональное оказывает влияние на эмоционально-чувственную сферу личности: чем выше, чем строже сознательный отбор чувственных впечатлений, тем больше возникает ассоциативных связей, тем качественнее и тоньше становится само чувство, тем успешнее происходит художественно-эстетическое развитие личности.

 

Полноценный процесс эстетического освоения мира проявляется в художественной деятельности, когда ребенок занимает позицию не только СОЗЕРЦАТЕЛЯ и МЫСЛИТЕЛЯ, активного «теоретика», но и ДЕЯТЕЛЯ, СОЗИДАТЕЛЯ, ТВОРЦА новой художественной реальности. Своим эстетическим чувствам, мнениям и оценкам он ищет равноценные средствавыражения - новые материалы, новые техники их обработки, новые технологические процессы и т.д. Это значит, что организация эстетического воспитания и образования должна включать деятельностные формы, в этом проявляется еще одна закономерность художественно-эстетического развития – без деятельностного воплощения образно-чувственное и сознательное освоение мира остается незаконченным, а весь процесс эстетического развития личности становится бессмысленным.

 

Эстетическое развитие личности имеет особенность – развитость этих чувств и состояний никогда не является окончательно законченной и оформившейся, а непрерывно совершенствуется в течение всей жизни человека.

Педагогами (8, с.527, 534-535) сформулирован ряд требований к полноценному эстетическому воспитанию:

v поскольку основой художественного творчества детей является отражение ощущений жизни, поэтому важно учить их видеть, чувствовать красоту окружающей их действительности;

v любой вид художественного творчества требует постоянного и систематического приобщения детей к данной области искусства;

v важно оберегать оригинальность, бороться против штампов, подражательства при выполнении заданий;

v в основе художественного творчества лежит деятельность воображения, поэтому развитие воображения и фантазии первично;

v поощрять индивидуальность восприятия и оценки;

v проявлять требовательность, важно стимулировать учащихся к достижению более высоких результатов;

v использовать в воспитательной работе по возможности искусство всех видов, чтобы школьник мог найти для себя возможности развивать свои способности;

v нужна система и последовательность, постепенное усложнение содержания и методов приобщения учащихся к искусству;

v организация конкретных видов художественной деятельности;

v в восприятии искусства действует закон художественного уподобления, что определяет особенности передачи художественных знаний (ребенок должен как бы слиться с воспринимаемым в единое эмоциональное целое)

v ………………………………………………………

Что Вы еще можете добавить? Что Вам подсказывает Ваш опыт?

Вопросы для размышления

Как Вы считаете, насколько грамотно с психологической точки зрения организовано художественно-эстетическое воспитание и образование в известной Вам школе?

Согласны ли Вы с данными суждениями:

Б.М.НЕМЕНСКИЙ: «Культуре нельзя просто научить. Её надо впитать в себя».

К.МАРКС: «Искусство всегда служит народу и тому, кто способен им наслаждаться… Если ты хочешь наслаждаться искусством, то ты должен быть художественно-образованным человеком».

Какая позиция Вам ближе: «Искусство должно быть понято народом» ИЛИ «Искусство должно быть понятно народу»? Какая из них является исходной в нашей действительности (в СМИ, образовании, производстве, культурной жизни страны)?

__________________________________________________________________

2.4. Возрастные особенности эстетического развития личности

 

Вам уже известно, что эффективность воспитания зависит от того, в какой мере содержание, формы, методы и средства воспитательной деятельности согласуются с возрастными возможностями де



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 590; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.3.196 (0.016 с.)