Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
По курсу «общая и возрастная педагогика»Содержание книги Поиск на нашем сайте
Часть 8 Кемерово 2003 ББК Ч 421. 355 я 73 С - 60 Печатается по решению редакционно-издательского совета Кемеровского государственного университета
Рецензенты: кандидат педагогических наук, преподаватель Кемеровского профессионально-технического колледжа Л.Е.Галаганова; заведующая ИМЦ Управления образованием г. Гурьевска Кемеровской области Е.Г.Прекина.
Солодова Г.Г., Климова Н.А. С– 60 Э стетическое развитие личности в воспитательно-образовательном процессе школы. Учебное пособие по курсу «Общая и возрастная педагогика». Часть 8. - /Кемеровскийгосуниверситет. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. - 107 с.
ISBN В пособии представлены характеристики процесса эстетического развития личности в условиях воспитательно-образовательного процесса современной школы. Выявлены показатели эстетически развитой личности, проанализированы содержание, формы и методы эстетического воспитания и образования, сформулированы цель и задачи воспитательно-образовательного процесса. Пособие адресовано студентам педагогических учебных заведений, может быть использовано педагогическими коллективами школ и другими специалистами, заинтересованными в совершенствовании воспитательно-образовательного процесса. ББК Ч 421.355 я 73 ISBN сСолодова Г.Г., Климова Н.А., 2003 с Кемеровский госуниверситет, 2003
С О Д Е Р Ж А Н И Е Предисловие …………………………………………………….. 4 I. Понятие «эстетически развитая личность» и показатели ее сформированности 1.1. Эстетически развитая личность как цель воспитательно- образовательного процесса школы……………………………. 8 1.2. Социально-психологический портрет эстетически развитой личности……………………………………………… 15 1.3. Уровни эстетического развития личности……………………. 20 II. Характеристика процесса эстетического развития личности: Психолого-педагогические аспекты 2.1. Особенности социальной ситуации эстетического развития личности……………………………………………….. 23 2.2. Основные аспекты в эстетическом развитии личности………… 27 2.3. Психологические основы эстетического развития личности….. 31 2.4. Возрастные особенности эстетического развития личности…... 35 2.5. Факторы, обусловливающие эстетическое развитие личности….51 III. Система эстетического воспитания и образования В условиях современной школы 3.1. Из истории становления системы эстетического воспитания и образования в России…………………………………………… 56 3.2. Цель, задачи, основные направления и принципы педагогической деятельности……………………………………… 62 3.3. Содержание эстетического воспитания и образования в современной школе………………………………………………… 67 3.4. Формы и методы эстетического воспитания и образования……. 73 3.5. Оценка и отметка в системе эстетического воспитания и образования………………………………………………………. 86 3.6. Программно-методическое обеспечение эстетического воспитания и образования в современной школе……………….. 87 3.7. Учитель в системе эстетического воспитания и образования…… 90
IV. Зарубежный опыт и проблема его использования в условиях российских школ ……………………………………….. 91 Заключение …………………………………………………………… 96 Литература для самостоятельного изучения …………………. 97 Приложение: Концепция художественного образования в Российской Федерации………………………….. 101 «Искусство имеет своей задачей раскрыть истину в чувственной форме» (Гегель). П Р Е Д И С Л О В И Е Эстетическое развитие – одно из важнейших направлений в воспитательной работе современной школы. Эстетическое развитие рассматривается как условие полноценного становления современного человека, его самореализации в профессиональной деятельности, в общении с другими людьми, в его отношениях с окружающим миром и отношением к самому себе. Философы считают, что человека отличает от всех других представителей животного мира его способность воспринимать красоту окружающего мира, жить в гармонии с природой, утверждать прекрасное в повседневной деятельности. Но для того, чтобы полноценно наслаждаться всем эстетическим богатством мира, человек должен быть эстетически образованным, он должен развивать в себе способность к восприятию, сопереживанию, пониманию прекрасного. Человек должен уметь видеть и создавать прекрасное, понимать красоту жизни и искусства. Секрет облагораживающего влияния прекрасного на развитие человека состоит в том, что красота – своего рода совершенство, идеал, приподнимающий человека над обыденным, побуждающий к творчеству, совершенству, гармонии. Психологи утверждают, что соприкосновение ребенка с красотой обостряет все чувства, делает его более чутким к окружающей жизни, создает радостный настрой и хорошее настроение. Чтобы сформировать у ребенка стремление к прекрасному, необходимо эстетическое воспитание и образование, в процессе которого он приобретает способность воспринимать, чувствовать, переживать. Ввести школьников в мир прекрасного – это прежде всего научить их эмоциональной чуткости, бесконечному богатству красок, звуков и форм окружающего мира. Эстетическое воспитание – это воспитание красотой. По мнению выдающегося педагога современности В.А.СУХОМЛИНСКОГО, воспитание красотой стоит на первом месте. Именно обращение к красоте облагораживает душу, переживание красоты снимает «толстокожесть» ребенка, т.е. «утончает» его чувства настолько, что он становится восприимчивым к слову педагога, а значит, становится воспитываемым, способным откликаться на проблемы других людей и оценивать свои мысли и поступки с позиций возвышенного и благородного. Это становится возможным, если учить ребенка чувствовать красоту, понимать ее, ценить и, самое главное, – творить ее. Воспитание красотой – это воспитание эмоционально-чувственной сферы личности.
Какую же роль играет эстетическое воспитание в целостном процессе развития личности? Какое значение оно имеет для ребенка? Еще в 1859 году Д.И.ПИСАРЕВ, известный литературный критик и публицист, так определил цель эстетического воспитания: «Сделать человека человеком, т.е. возвысить, облагородить, развить его способности, вселить в него стремление к лучшему и дать ему средства к самосовершенствованию» (69, с. 23). В традициях русской прогрессивной педагогики осмыслена социальная и воспитательная функция искусства, посредством которого «можно распространять и популяризировать идеи, можно возбуждать в людях гуманные чувства, уважение к добру и презрение к пороку… Искусство вообще может шевелить мысль и затрагивать самые чувствительные струны в человеке, таким образом, может служить могучим средством общественного развития…». Эстетическое воспитание способно «отучить человека от всего грубого и пошлого, сообщая резонансу всей души высший строй» (Цит. по 78). Современные педагоги высоко оценивают эстетическое воспитание, так как оно способно сформировать «культуру, созидающую душу» в человеке (К.А.Кокшенова, 1990). Современный взгляд на эстетическое воспитание и образование значительно шире, чем только обучение детей исполнительным навыкам (пению, рисованию, танцам, игре на музыкальных инструментах, актерскому мастерству и т.п.). Оно направлено на развитие эмоционально-чувственнойсферы личности, это воспитание культуры потребностей, духовных запросов,желаний, интересов, вкусов и идеалов, обусловливающихпроявление привычек и поступков. «ЧЕРЕЗ КРАСИВОЕ - К ЧЕЛОВЕЧНОМУ» - к такому выводу пришел В.А.СУХОМЛИНСКИЙ в своей многолетней педагогической деятельности. Отсутствие полноценного эстетического воспитания выступает одним из факторов трудновоспитуемости детей и подростков. Душевная черствость, невосприимчивость к прекрасному, жестокость, которые становятся нормой жизни, так как с детства не привиты истинные ценности – любовь к труду, стремление к доброте, к прекрасному. Новейшая возрастная психология свидетельствует: если своевременно не сформировать у ребенка положительные потребности и соответствующую шкалу ценностей, то восполнить их позже может только чудо. Незамедлительно их место занимают псевдоценности и прежде всего потребности удовлетворения примитивных инстинктов. Алкоголь и наркомания никогда не были первичными потребностями человека, но при отсутствии подлинной культуры они становятся средствами, порождающими искусственное возбуждение и отрыв от реальности. Несформированность культуры досуга – одна из причин, объясняющая феномен «трудного подростка». Всё зависит от того, какие потребности сформированы в подростке - потребность красоты, возвышенного или ему необходим выход агрессии, злобы, разрушения… Произведения искусства - это своеобразный результат чувственного, образного познания окружающего мира, который отражен художником в его произведениях (музыке, живописи, литературе, кино и др.), а потому хотелось бы, чтобы для современного школьника общение с литературой и искусством стало нормой жизни, стало средством познания внутреннего мира человека и проблем, которые его волнуют. В этом проявляется воспитательная сила искусства.
Педагогический опыт позволяет утверждать, что эстетическое воспитание выступает в качестве СРЕДСТВА разностороннего целостного развития личности, обусловливает развитие всех сторон и качеств человека, значимых практически во всех сферах его жизни - в профессии, в быту, по отношению к себе и другим людям. Психологи, исследующие влияние искусства на развитие личности ребенка, отмечают, что важной функцией эстетического воспитания является развитие у него особого вида мышления – образного, которое в отличие от понятийного мышления имеет не менее важное значение. Было отмечено, что в мышлении человека и освоении им реальной действительности ведущую роль играют образ как представление и художественный образ как эстетическое обобщение явлений действительности. С помощью образов-представлений человек не только мыслит, но и хранит информацию. Человек, владеющий образным мышлением, способен воспринимать мир и окружающие его предметы, возникающие в жизни и в профессиональной деятельности проблемы более тонко и обостренно (а значит, и личностно значимо), при выполнении работы он становится более точным и аккуратным, результаты своей работы оценивает с позиций красоты. Как известно, в современной жизни и современном производстве критерий красоты является нормативом качества изготовленной вещи и показателем качества жизни. На производстве профессионально-значимыми характеристиками человека являются композиционно-пространственное мышление, точность в работе, владение цветом, тоном, фактурой и т.д. Несформированность данных характеристик становится барьером в достижении качества производства. Для людей многих технических профессий значимой становится слаженность в работе системы «глаз – мозг – рука». Как видно из этих немногих примеров, именно эстетическое развитие личности выступает основой ее профессионализма.
Исследования психологов обращают внимание на психотерапевтическое воздействие художественной деятельности и искусства, т.е. о действии, упорядочивающем психику. Известно, что жизнь современного человека полна стрессов, ему приходится выдерживать нервные перегрузки и напряжения. Общение с искусством помогает переключить внимание, снять напряжение и создать ситуации разрядки. В педагогике и социальной психологии особо выделяются категории детей, которых называют «фрустрированный ребенок» и «агрессивный ребенок». И число таких детей год от года растет. В числе многих причин, объясняющих данное явление, - отсутствие у детей положительных эмоций. Влияние искусственной среды и скудность чувственных впечатлений, рост темпа жизни, ослабленные контакты с природой и поверхностные контакты между людьми – это реалии сегодняшней жизни. Общение с прекрасным – литературой, искусством, природой – помогает детям обогатить внутренний мир, наполнить его положительными эмоциями и переживаниями. Медики (психотерапевты) разработали даже направление в лечении больных людей – арт-терапию, а геронтологи утверждают, что общение человека с искусством способно продлить молодость - поддерживать его жизненный тонус, наполнять положительными эмоциями.
ОДНАКО из практического опыта Вам известно, что совершенно не достаточно привести ребенка на концерт симфонической музыки, в картинную галерею, театр и т.п. для того, чтобы «состоялось» эстетическое развитие. Педагогические стереотипы типа «искусство облагораживает» при формальном подходе к организации эстетического воспитания НЕ срабатывают. В педагогической практике, как отмечается многими методистами художественно-эстетического цикла, наблюдается большой разрыв между возможностями искусства и его результатами. Проблема состоит в том, что сама по себе красота не решает проблемы эстетического развития личности. Из истории известны примеры, когда в период войны в концлагерях немецкие офицеры под звуки музыки Баха издевались над военнопленными, переживание прекрасной и возвышенной музыки совершенно не мешало им проявлять жестокость по отношению к людям. Однако теперь известны и другие примеры, когда красота архитектурного памятника деревянного зодчества Кижи остановила немецкого офицера от его разрушения. Пораженный красотой, он не выполнил приказ взорвать памятник и сохранил миру шедевр. Всё зависит от того, КАК человек понимает категории эстетики «прекрасное» и «безобразное», НАСКОЛЬКО человек способен не только наслаждаться прекрасным в искусстве, но и видеть проявление прекрасного в окружающей его жизни, человеческих отношениях, своих собственных поступках. Потому так важно обеспечить такое эстетическое воспитание, которое направлено на развитие эстетического вкуса и эстетических чувств, в основе которых лежат высшие человеческие ценности. Потому так важно в эстетическом воспитании суметь связать проблемы, отраженные в искусстве, с проблемами окружающей жизни, помочь увидеть прекрасное в ситуациях проявления нравственности и гражданственности. Потому так важно научить ребенка видеть в себе проявление этих черт и качеств, оценивать себя по законам прекрасного, гармоничного и возвышенного, важно сформировать у ребенка эту потребность.
Эстетическое воспитание только тогда способно решать поставленные перед ним задачи, реализовывать свои функции, когда будут учтены его специфические особенности. Недостаточно знать только его формы и методы, в первую очередь необходимо обеспечить УСЛОВИЯ, соблюдение которых приведет к успешным результатам. Наша задача -представить теорию и практику эстетического воспитания и образования. Естественно, мы не касаемся методических вопросов преподавания дисциплин художественно-эстетического цикла и использования произведений искусства в Вашем предмете. Наше пособие в первую очередь адресовано будущим педагогам естественно-научного, математического и гуманитарного профилей. Для преподавателей художественно-эстетического цикла, конечно же, необходима дополнительная подготовка. В нашем пособии Вам предлагаются основные положения, которые необходимо знать каждому педагогу для того, чтобы грамотно выстраивать и обосновывать свою работу, какой бы предмет Вы не вели. Пособие подготовлено на основе ОБЗОРА философской, психолого-педагогической литературы, исследований в области художественно-эстетического воспитания. Мы надеемся, что это позволит Вам расширить свой кругозор. По мере необходимости Вы можете самостоятельно пополнить свои знания. Список литературы прилагается. Мы включили труды наиболее известных и авторитетных авторов, которые составляют «золотой фонд» в исследовании и решении проблем эстетического развития личности. В данном пособии мы предлагаем Вам прежде всего исследовать понятие «эстетически развитая личность» и обозначить показатели ее сформированности, выявить уровни эстетической воспитанности личности, исследовать факторы, которые обусловливают успешность эстетического воспитания. Очень важно исследовать процесс эстетического развития личности, выявить его возрастные особенности и психологические основы. Это позволит Вам познать общее и особенное в организации процесса эстетического воспитания и образования, сформулировать цель и задачи, определить его содержание, формы и методы, разработать его систему в условиях современной школы. Мы также предлагаем Вам познакомиться с зарубежным опытом стран, в которых эстетическому развитию всегда придавалось первостепенное значение, и сегодня можно наблюдать высокие результаты и достижения во всех областях жизни и промышленности. К числу таких стран относится Япония, страна с высокоразвитой технологией и высоким уровнем общей культуры.
Обращаем Ваше внимание на то, что, как и в предыдущих выпусках нашего пособия, Вам предлагается проблемное изложение материала. Вам будут предложены разные точки зрения на решение многих проблем. Вам предстоит самим сделать свой выбор. У Вас есть возможность самостоятельно разработать концепцию школы, ориентированной на эстетическое развитие личности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 430; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.62.5 (0.011 с.) |