Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По курсу «общая и возрастная педагогика»

Поиск

Часть 8

Кемерово 2003

ББК Ч 421. 355 я 73

С - 60

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Кемеровского государственного университета

 

Рецензенты:

кандидат педагогических наук, преподаватель Кемеровского профессионально-технического колледжа Л.Е.Галаганова; заведующая ИМЦ Управления образованием

г. Гурьевска Кемеровской области Е.Г.Прекина.

 

 

Солодова Г.Г., Климова Н.А.

С– 60 Э стетическое развитие личности в воспитательно-образовательном процессе школы. Учебное пособие по курсу «Общая и возрастная педагогика». Часть 8. - /Кемеровскийгосуниверситет. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. - 107 с.

 

ISBN

В пособии представлены характеристики процесса эстетического развития личности в условиях воспитательно-образовательного процесса современной школы. Выявлены показатели эстетически развитой личности, проанализированы содержание, формы и методы эстетического воспитания и образования, сформулированы цель и задачи воспитательно-образовательного процесса.

Пособие адресовано студентам педагогических учебных заведений, может быть использовано педагогическими коллективами школ и другими специалистами, заинтересованными в совершенствовании воспитательно-образовательного процесса.

ББК Ч 421.355 я 73

ISBN сСолодова Г.Г.,

Климова Н.А., 2003

с Кемеровский госуниверситет, 2003

 

 

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Предисловие …………………………………………………….. 4

I. Понятие «эстетически развитая личность» и

показатели ее сформированности

1.1. Эстетически развитая личность как цель воспитательно-

образовательного процесса школы……………………………. 8

1.2. Социально-психологический портрет эстетически

развитой личности……………………………………………… 15

1.3. Уровни эстетического развития личности……………………. 20

II. Характеристика процесса эстетического развития личности:

Психолого-педагогические аспекты

2.1. Особенности социальной ситуации эстетического

развития личности……………………………………………….. 23

2.2. Основные аспекты в эстетическом развитии личности………… 27

2.3. Психологические основы эстетического развития личности….. 31

2.4. Возрастные особенности эстетического развития личности…... 35

2.5. Факторы, обусловливающие эстетическое развитие личности….51

III. Система эстетического воспитания и образования

В условиях современной школы

3.1. Из истории становления системы эстетического воспитания

и образования в России…………………………………………… 56

3.2. Цель, задачи, основные направления и принципы

педагогической деятельности……………………………………… 62

3.3. Содержание эстетического воспитания и образования в

современной школе………………………………………………… 67

3.4. Формы и методы эстетического воспитания и образования……. 73

3.5. Оценка и отметка в системе эстетического воспитания

и образования………………………………………………………. 86

3.6. Программно-методическое обеспечение эстетического

воспитания и образования в современной школе……………….. 87

3.7. Учитель в системе эстетического воспитания и образования…… 90

 

IV. Зарубежный опыт и проблема его использования

в условиях российских школ ……………………………………….. 91

Заключение …………………………………………………………… 96

Литература для самостоятельного изучения …………………. 97

Приложение: Концепция художественного образования

в Российской Федерации………………………….. 101

«Искусство имеет своей задачей

раскрыть истину в чувственной форме» (Гегель).

П Р Е Д И С Л О В И Е

Эстетическое развитие – одно из важнейших направлений в воспитательной работе современной школы. Эстетическое развитие рассматривается как условие полноценного становления современного человека, его самореализации в профессиональной деятельности, в общении с другими людьми, в его отношениях с окружающим миром и отношением к самому себе.

Философы считают, что человека отличает от всех других представителей животного мира его способность воспринимать красоту окружающего мира, жить в гармонии с природой, утверждать прекрасное в повседневной деятельности. Но для того, чтобы полноценно наслаждаться всем эстетическим богатством мира, человек должен быть эстетически образованным, он должен развивать в себе способность к восприятию, сопереживанию, пониманию прекрасного. Человек должен уметь видеть и создавать прекрасное, понимать красоту жизни и искусства.

Секрет облагораживающего влияния прекрасного на развитие человека состоит в том, что красота – своего рода совершенство, идеал, приподнимающий человека над обыденным, побуждающий к творчеству, совершенству, гармонии. Психологи утверждают, что соприкосновение ребенка с красотой обостряет все чувства, делает его более чутким к окружающей жизни, создает радостный настрой и хорошее настроение.

Чтобы сформировать у ребенка стремление к прекрасному, необходимо эстетическое воспитание и образование, в процессе которого он приобретает способность воспринимать, чувствовать, переживать. Ввести школьников в мир прекрасного – это прежде всего научить их эмоциональной чуткости, бесконечному богатству красок, звуков и форм окружающего мира.

Эстетическое воспитание – это воспитание красотой. По мнению выдающегося педагога современности В.А.СУХОМЛИНСКОГО, воспитание красотой стоит на первом месте. Именно обращение к красоте облагораживает душу, переживание красоты снимает «толстокожесть» ребенка, т.е. «утончает» его чувства настолько, что он становится восприимчивым к слову педагога, а значит, становится воспитываемым, способным откликаться на проблемы других людей и оценивать свои мысли и поступки с позиций возвышенного и благородного. Это становится возможным, если учить ребенка чувствовать красоту, понимать ее, ценить и, самое главное, – творить ее. Воспитание красотой – это воспитание эмоционально-чувственной сферы личности.

 

Какую же роль играет эстетическое воспитание в целостном процессе развития личности? Какое значение оно имеет для ребенка?

Еще в 1859 году Д.И.ПИСАРЕВ, известный литературный критик и публицист, так определил цель эстетического воспитания: «Сделать человека человеком, т.е. возвысить, облагородить, развить его способности, вселить в него стремление к лучшему и дать ему средства к самосовершенствованию» (69, с. 23).

В традициях русской прогрессивной педагогики осмыслена социальная и воспитательная функция искусства, посредством которого «можно распространять и популяризировать идеи, можно возбуждать в людях гуманные чувства, уважение к добру и презрение к пороку… Искусство вообще может шевелить мысль и затрагивать самые чувствительные струны в человеке, таким образом, может служить могучим средством общественного развития…». Эстетическое воспитание способно «отучить человека от всего грубого и пошлого, сообщая резонансу всей души высший строй» (Цит. по 78). Современные педагоги высоко оценивают эстетическое воспитание, так как оно способно сформировать «культуру, созидающую душу» в человеке (К.А.Кокшенова, 1990).

Современный взгляд на эстетическое воспитание и образование значительно шире, чем только обучение детей исполнительным навыкам (пению, рисованию, танцам, игре на музыкальных инструментах, актерскому мастерству и т.п.). Оно направлено на развитие эмоционально-чувственнойсферы личности, это воспитание культуры потребностей, духовных запросов,желаний, интересов, вкусов и идеалов, обусловливающихпроявление привычек и поступков.

«ЧЕРЕЗ КРАСИВОЕ - К ЧЕЛОВЕЧНОМУ» - к такому выводу пришел В.А.СУХОМЛИНСКИЙ в своей многолетней педагогической деятельности.

Отсутствие полноценного эстетического воспитания выступает одним из факторов трудновоспитуемости детей и подростков. Душевная черствость, невосприимчивость к прекрасному, жестокость, которые становятся нормой жизни, так как с детства не привиты истинные ценности – любовь к труду, стремление к доброте, к прекрасному.

Новейшая возрастная психология свидетельствует: если своевременно не сформировать у ребенка положительные потребности и соответствующую шкалу ценностей, то восполнить их позже может только чудо. Незамедлительно их место занимают псевдоценности и прежде всего потребности удовлетворения примитивных инстинктов. Алкоголь и наркомания никогда не были первичными потребностями человека, но при отсутствии подлинной культуры они становятся средствами, порождающими искусственное возбуждение и отрыв от реальности. Несформированность культуры досуга – одна из причин, объясняющая феномен «трудного подростка». Всё зависит от того, какие потребности сформированы в подростке - потребность красоты, возвышенного или ему необходим выход агрессии, злобы, разрушения…

Произведения искусства - это своеобразный результат чувственного, образного познания окружающего мира, который отражен художником в его произведениях (музыке, живописи, литературе, кино и др.), а потому хотелось бы, чтобы для современного школьника общение с литературой и искусством стало нормой жизни, стало средством познания внутреннего мира человека и проблем, которые его волнуют. В этом проявляется воспитательная сила искусства.

 

Педагогический опыт позволяет утверждать, что эстетическое воспитание выступает в качестве СРЕДСТВА разностороннего целостного развития личности, обусловливает развитие всех сторон и качеств человека, значимых практически во всех сферах его жизни - в профессии, в быту, по отношению к себе и другим людям.

Психологи, исследующие влияние искусства на развитие личности ребенка, отмечают, что важной функцией эстетического воспитания является развитие у него особого вида мышления – образного, которое в отличие от понятийного мышления имеет не менее важное значение. Было отмечено, что в мышлении человека и освоении им реальной действительности ведущую роль играют образ как представление и художественный образ как эстетическое обобщение явлений действительности. С помощью образов-представлений человек не только мыслит, но и хранит информацию. Человек, владеющий образным мышлением, способен воспринимать мир и окружающие его предметы, возникающие в жизни и в профессиональной деятельности проблемы более тонко и обостренно (а значит, и личностно значимо), при выполнении работы он становится более точным и аккуратным, результаты своей работы оценивает с позиций красоты. Как известно, в современной жизни и современном производстве критерий красоты является нормативом качества изготовленной вещи и показателем качества жизни.

На производстве профессионально-значимыми характеристиками человека являются композиционно-пространственное мышление, точность в работе, владение цветом, тоном, фактурой и т.д. Несформированность данных характеристик становится барьером в достижении качества производства. Для людей многих технических профессий значимой становится слаженность в работе системы «глаз – мозг – рука». Как видно из этих немногих примеров, именно эстетическое развитие личности выступает основой ее профессионализма.

 

Исследования психологов обращают внимание на психотерапевтическое воздействие художественной деятельности и искусства, т.е. о действии, упорядочивающем психику. Известно, что жизнь современного человека полна стрессов, ему приходится выдерживать нервные перегрузки и напряжения. Общение с искусством помогает переключить внимание, снять напряжение и создать ситуации разрядки.

В педагогике и социальной психологии особо выделяются категории детей, которых называют «фрустрированный ребенок» и «агрессивный ребенок». И число таких детей год от года растет. В числе многих причин, объясняющих данное явление, - отсутствие у детей положительных эмоций. Влияние искусственной среды и скудность чувственных впечатлений, рост темпа жизни, ослабленные контакты с природой и поверхностные контакты между людьми – это реалии сегодняшней жизни. Общение с прекрасным – литературой, искусством, природой – помогает детям обогатить внутренний мир, наполнить его положительными эмоциями и переживаниями.

Медики (психотерапевты) разработали даже направление в лечении больных людей – арт-терапию, а геронтологи утверждают, что общение человека с искусством способно продлить молодость - поддерживать его жизненный тонус, наполнять положительными эмоциями.

 

ОДНАКО из практического опыта Вам известно, что совершенно не достаточно привести ребенка на концерт симфонической музыки, в картинную галерею, театр и т.п. для того, чтобы «состоялось» эстетическое развитие. Педагогические стереотипы типа «искусство облагораживает» при формальном подходе к организации эстетического воспитания НЕ срабатывают. В педагогической практике, как отмечается многими методистами художественно-эстетического цикла, наблюдается большой разрыв между возможностями искусства и его результатами.

Проблема состоит в том, что сама по себе красота не решает проблемы эстетического развития личности. Из истории известны примеры, когда в период войны в концлагерях немецкие офицеры под звуки музыки Баха издевались над военнопленными, переживание прекрасной и возвышенной музыки совершенно не мешало им проявлять жестокость по отношению к людям. Однако теперь известны и другие примеры, когда красота архитектурного памятника деревянного зодчества Кижи остановила немецкого офицера от его разрушения. Пораженный красотой, он не выполнил приказ взорвать памятник и сохранил миру шедевр.

Всё зависит от того, КАК человек понимает категории эстетики «прекрасное» и «безобразное», НАСКОЛЬКО человек способен не только наслаждаться прекрасным в искусстве, но и видеть проявление прекрасного в окружающей его жизни, человеческих отношениях, своих собственных поступках. Потому так важно обеспечить такое эстетическое воспитание, которое направлено на развитие эстетического вкуса и эстетических чувств, в основе которых лежат высшие человеческие ценности. Потому так важно в эстетическом воспитании суметь связать проблемы, отраженные в искусстве, с проблемами окружающей жизни, помочь увидеть прекрасное в ситуациях проявления нравственности и гражданственности. Потому так важно научить ребенка видеть в себе проявление этих черт и качеств, оценивать себя по законам прекрасного, гармоничного и возвышенного, важно сформировать у ребенка эту потребность.

 

Эстетическое воспитание только тогда способно решать поставленные перед ним задачи, реализовывать свои функции, когда будут учтены его специфические особенности. Недостаточно знать только его формы и методы, в первую очередь необходимо обеспечить УСЛОВИЯ, соблюдение которых приведет к успешным результатам.

Наша задача -представить теорию и практику эстетического воспитания и образования. Естественно, мы не касаемся методических вопросов преподавания дисциплин художественно-эстетического цикла и использования произведений искусства в Вашем предмете. Наше пособие в первую очередь адресовано будущим педагогам естественно-научного, математического и гуманитарного профилей. Для преподавателей художественно-эстетического цикла, конечно же, необходима дополнительная подготовка. В нашем пособии Вам предлагаются основные положения, которые необходимо знать каждому педагогу для того, чтобы грамотно выстраивать и обосновывать свою работу, какой бы предмет Вы не вели.

Пособие подготовлено на основе ОБЗОРА философской, психолого-педагогической литературы, исследований в области художественно-эстетического воспитания. Мы надеемся, что это позволит Вам расширить свой кругозор. По мере необходимости Вы можете самостоятельно пополнить свои знания. Список литературы прилагается. Мы включили труды наиболее известных и авторитетных авторов, которые составляют «золотой фонд» в исследовании и решении проблем эстетического развития личности.

В данном пособии мы предлагаем Вам прежде всего исследовать понятие «эстетически развитая личность» и обозначить показатели ее сформированности, выявить уровни эстетической воспитанности личности, исследовать факторы, которые обусловливают успешность эстетического воспитания. Очень важно исследовать процесс эстетического развития личности, выявить его возрастные особенности и психологические основы. Это позволит Вам познать общее и особенное в организации процесса эстетического воспитания и образования, сформулировать цель и задачи, определить его содержание, формы и методы, разработать его систему в условиях современной школы.

Мы также предлагаем Вам познакомиться с зарубежным опытом стран, в которых эстетическому развитию всегда придавалось первостепенное значение, и сегодня можно наблюдать высокие результаты и достижения во всех областях жизни и промышленности. К числу таких стран относится Япония, страна с высокоразвитой технологией и высоким уровнем общей культуры.

 

Обращаем Ваше внимание на то, что, как и в предыдущих выпусках нашего пособия, Вам предлагается проблемное изложение материала. Вам будут предложены разные точки зрения на решение многих проблем. Вам предстоит самим сделать свой выбор. У Вас есть возможность самостоятельно разработать концепцию школы, ориентированной на эстетическое развитие личности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 430; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.62.5 (0.011 с.)