Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В условиях современной школы

Поиск

Как показывает практика, нередко происходит отождествление эстетического воспитания с художественным, следствием чего является недооценка важнейших аспектов в развитии личности, а потому в воспитательно-образовательном процессе школы не уделяется должного внимания решению многих задач.

Художественная культура, как мы это выяснили ранее, является всего лишь частью более широкой эстетической культуры, а потому в педагогической науке принято понимать ХУДОЖЕСТВЕННОЕ воспитание как процесс целенаправленного воздействия на личность средствами искусства, благодаря которому у воспитанников формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность (по возможности) творить в искусстве.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ воспитание развивает человека ВСЕМИ эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством. Это более широкий аспект в целостном процессе развития личности. Под эстетическим воспитанием понимают деятельность, связанную с формированием у подрастающих поколений чувства прекрасного как наиболее полного воплощения эстетического отношения человека к действительности, когда происходит развитие человека, способного с позиций эстетического идеала воспринимать и оценивать прекрасное, совершенное, гармоничное в жизни и искусстве, способного жить и творить «по законам красоты» (111).

Средствами целенаправленного влияния на человека в системе эстетического воспитания могут быть самые разнообразные объекты, процессы и явления, художественные ценности, - всё, что может способствовать формированию эстетического отношения к действительности.

3.1. Из истории становления системы эстетического

воспитания и образования в России

Проблема эстетического воспитания личности на протяжении многих столетий как в нашей стране, так и за рубежом вызывала интерес, однако в разные периоды истории по-разному понималась его роль в развитии личности, по-разному планировалось его содержание, формы и методы. Давайте познакомимся с некоторыми этапами исторического прошлого нашей страны и посмотрим, какие традиции существуют, как происходило появление новых принципов, отрабатывались новые взгляды. Давайте оценим, насколько прошлый опыт может помочь нам сегодня выстраивать современную систему эстетического воспитания и образования. Рассмотрим на примере двух предметов художественно-эстетического цикла - «музыка» и «изобразительное искусство».

 

В Древней Руси, когда еще не существовало школ, эстетическое развитие осуществлялось в контексте существовавшей тогда народной культуры – традиции, обряды, праздники, промыслы, сказки, пословицы, - всё это духовно обогащало личность, определяло развитие эстетических вкусов и идеалов, оказывало влияние на формирование определенной культуры поведения, быта, деятельности.

Мы не знаем, как было поставлено эстетическое образование в первых на Руси школах, но уже в 1551 году «Стоглавый собор» обязывал в приходских школах учить «грамоте чести и пети и писати». Даже в горнозаводских школах, созданных в начале XVIII века по велению Петра I, пение было обязательным предметом. Документы свидетельствуют, что и на Урале в Екатеринбургской горнозаводской школе, прославившейся тем, что из неё вышли многие одаренные техники (и среди них создатель паровой машины Иван Ползунов), числились два учителя пения.

В этот же период времени один из первых русских инженеров-кораблестроителей Федор Салтыков пишет Петру I, что России не выйти быстро из технического и научного отставания, если все инженеры не научатся рисовать. Он писал, что нужны математика, военное дело, знание языков, но если ввести рисунок и живопись, то тогда «мы по сему образу сравняемся в краткое время во всех свободных науках со всеми лучшими европейскими государствами, а без свободных наук и добрых рукоделий не может государство стяжать себе умного имения».

Программа открывшейся в 1715 году Морской академии гласила: «Учить детей: 1) арифметике, 2) геометрии, 3) фехт, или приемы владения оружием, 4) артиллерии, 5) навигации, 6) фортификации, 7) географии, 8) знанию членов корабельного гола (кузова) и такелажа, 9) рисованию, 10) бою на рапирах».

В 1716 году была открыта Хирургическая школа при Санкт-Петербургском военном госпитале. Среди шести учебных предметов – рисование. Учащиеся рисовали части тела, которые хранились заспиртованными в банках. Историки нашли интересные факты о постановке преподавания данного предмета в школе, где готовили будущих медиков. В то время было особое увлечение – пейзажи и целые картины, составленные из внутренних органов человека – кровеносные сосуды в виде развесистых деревьев, под ними – почки и печень вместо камней… В школе постоянно проводились выставки.

Примечателен один факт. Когда в 1740 году заканчивалось строительство Зимнего дворца в Петербурге, то для его росписей не хватало исполнителей, мастеров-профессионалов. И тогда были приглашены выпускники русских учебных заведений – лекари, кораблестроители, военные инженеры, чиновники. Конечно, они выполняли замыслы профессиональных художников, но их имена записаны в строительных ведомостях рядом с именами живописцев, в том числе специально приглашенных из-за границы. Позже все они вновь возвращаются к своей прежней профессии. Как отмечает историк, «понадобилось – справились, потому что умели рисовать». Всё это говорит о том, на каком высоком уровне было поставлено преподавание данного предмета. Для того времени этот опыт был характерен только для российских профессиональных учебных заведений.

Учили рисовать не для того, чтобы люди других профессий могли по мере необходимости выполнить и иные работы. Вот что писал уже намного позднее, в 1880-е годы теоретик искусства и педагог П.П.ЧИСТЯКОВ: «Обучение рисованию… составляет столь важный предмет для развития в детях способности наблюдать и размышлять, что ему должно быть отведено в школе одинаковое место с другими предметами… Требования такого руководства должны быть настолько доступны, чтобы вопрос о способностях к рисованию, ложно поднимаемый и приводящий к стольким недоразумениям, не мог иметь больше места… Нужно развивать потерянную вследствие предвзятых заранее правил способность смотреть правильно, просто и откровенно на натуру, да и на всё…»

На конец Х1Х века наблюдается некоторый консерватизм органов образования России во взглядах на художественное воспитание и образование, неоднозначно оценивается его необходимость для массовой школы. На рисование в гимназиях и реальных училищах отводилось 2 часа в неделю, однако высказывалось недовольство педагогов-демократов относительно содержания и методов действующих программ по искусству, они пытались вернуть рисованию как школьному предмету статус искусства. Вот что по этому поводу писали в журналах.

Л.ОЛЬШАНСКИЙ: «С годами, особенно в современной системе обучения и воспитания, слова берут верх над всем остальным: постепенно стирается образность, блекнут яркие краски, замирают шумные звуки радости… чувства угнетаются развитием интеллекта» (ж. «Русская школа». - 1911. - № 10. – С. 134).

М.М.РУБИНШТЕЙН: «Жизнь детей во многом заедает бумажный век и недостаток в живом, красочном мире… Нельзя раскрывать лишь одну плоскость мира. В этом отношении искусство, художественное творчество является той самой новой плоскостью, которая необходима для полноты человеческой жизни» (ж. «Вестник воспитания». – 1914. - № 1. – С.31).

В педагогической литературе того времени поднимался вопрос относительно того, что неправомерно всех детей обучать искусству на одном уровне, звучала критика в адрес тех педагогов, которые методы обучения искусству рисования одаренных детей распространяли и на детей массовой школы. Так, выходивший в 1902 году журнал «Вестник учителей рисования» (№ 7) опубликовал статью художника И.Е.РЕПИНА, в которой он утверждал, что в общеобразовательной школе учить рисованию, т.е. изобразительному искусству, не нужно, для этого есть специальные школы. По его мнению, в массовой школе возможно изучать эту область искусства «рационально», рисование не должно быть «артистичным», а «логическим, схематическим, стильным». Он рекомендовал срисовывание исторических орнаментов с таблиц, копирование картин великих мастеров особым, разработанным им способом. Результатом обучения должны быть знания в области истории искусства и относительно развитый художественный вкус. «Таким образом, - писал он, - удастся освободить художественную среду от наплыва бездарности» (Цит. по 21).

Дискуссионным был вопрос о видах и уровне, формах и методах обучения искусству в массовой школе. Чему учить - изобразительному искусству или рисованию? Вопрос так и остался не решенным.

Важное значение отводилось и музыкальному образованию. Так, хоровое пение рассматривалось обязательным не только для учащихся школ и гимназий, но и для студентов профессиональных учебных заведений. В школах происходила постановка оперных спектаклей, создавались ученические оркестры.

 

Уже в первый год Советской власти в Постановлении Наркомпроса говорилось: «Эстетическое образование учащихся новая школа считает существеннейшей частью общего образования, а надлежаще поставленное преподавание пения и музыки – одним из наиболее доступных школе средств для достижения этой цели». В то труднейшее время, в 1918 году, школам предписывалось проводить два часа в неделю уроки музыки, помимо этого отводить еженедельно еще два часа на хоровые репетиции.

В первые годы после Октябрьской революции в 1919 году первый нарком просвещения А.В.ЛУНАЧАРСКИЙ в «Основных принципах единой трудовой школы» утверждал, что эстетические предметы – не роскошь, не нечто второстепенное, а самая насущная необходимость, служащая делу развития самых различных, а не только специально-эстетических способностей школьников. По его мнению, эстетическое образование не должно превращаться в преподавание какого-то упрощенного детского искусства, а должно способствовать систематическому развитию всех органов чувств и творческих способностей ребенка, расширять его возможности наслаждаться красотой и учить самому создавать ее. Подчеркивая значимость эстетического развития личности, он писал, что воспитание, лишенное красоты, было бы обездушенным, ибо «радость жизни, заключающаяся в любовании и в творчестве, есть конечная цель и труда, и науки» (47, с.383).

. В 20-е годы ХХ века крупнейшие педагоги и энтузиасты эстетического воспитания А.В.Бакушинский, П.П.Блонский, А.У.Зеленко, С.Т.Шатский и др. продолжают дальнейшую разработку принципов системы эстетического и художественного воспитания. Не только на уроках, но через весь уклад школьной жизни дети должны приобщаться к прекрасному.

Однако, заявив о высоком понимании задач эстетического развития народа (художественного и музыкального), педагоги-практики не смогли воплотить свои намерения в массовую школу. Так, в 20-е годы, годы разрухи, была ощутимо свернута сеть музыкальных учебных заведений. Трудное предвоенное время и тем более военное время помешали полностью осуществить задуманное. Не хватало учителей, недостаточным было и центров их подготовки. В учебных программах общеобразовательных школ занятия музыкой и пением сократились до одного часа в неделю. Серьезные музыканты на таких условиях чаще всего не хотели работать в школе, их места занимали не очень квалифицированные люди. Дети стали относиться к предмету как к чему-то второстепенному.

Противоречивым было и само название предмета. В 1918 году была введена программа «Пение (музыка)», но уже в 20-е годы предмет стал звучать однозначно – «Музыка». На практике всё же выявилась некоторая двойственность в его понимании: название утвердилось новое, а содержание всё более сводилось только лишь к хоровому пению. С 1945 год предмет стал называться «Музыка и пение», основой которого было хоровое пение. В 1960 году программу называли «Пение», а с 1965 года – вновь «Музыка», но хоровое пение по-прежнему считалось главным, чему следовало учить детей. Вопросы музыкального образования в профессиональной школе не рассматривались.

Педагоги тех лет считали, что музыка противостоит пению, что, занимаясь пением и изучая музыкальную грамоту, учащиеся в это время музыку не слушают, что знакомство с музыкой (слушание) исключает собственное исполнение и познание тех или иных закономерностей музыкального искусства.

Аналогично развивались взгляды и на изобразительное искусство. Под предметом «Изобразительное искусство» в первые годы советской власти подразумевались занятия живописью, рисунком, гравюрой, лепкой, которые способствовали развитию не только эстетического чувства, но и художественных представлений. В программах тех лет отмечалось, что работа учащихся должна вестись в направлении выражения своих мыслей через художественный образ. В 30-е годы эти программы осудили за «эклектику и стихийность», предмет стал называться «Рисование», а его содержание утрачивает творческие тенденции и вновь обретает черты техницизма (см. 21, 23, 74, 78).

С этого времени вплоть до 70-х гг. изобразительное искусство и музыку перестали рассматривать как искусство. Вопрос – как должно быть представлено искусство в общеобразовательной школе - по-прежнему остался дискуссионным.

На рубеже 70-х годов ХХ века стало возможным рассматривать предметы художественно-эстетического плана как преподавание искусства в школе.

С 1972 года началась подготовка к внедрению этих идей в практику школы. Новая программа по «Изобразительному искусству» была подготовлена сотрудниками сектора изобразительного искусства НИИ художественного воспитания АПН СССР и Комиссией по эстетическому воспитанию Союза художников СССР. В это же время под руководством заслуженного художника СССР Б.М.НЕМЕНСКОГО разрабатывалась программа «Изобразительное искусство и художественный труд», которая сегодня является государственным стандартом общеобразовательной средней школы (с 1 по 6 классы).

В эти же годы проводится большая работа по отработке музыкальной части художественно-эстетического воспитания и образования под руководством известного композитора Д.Б.КАБАЛЕВСКОГО, который был руководителем лаборатории музыкального образования в НИИ школ Министерства просвещения РФ. Эта программа до настоящего времени является основной, хотя это не исключает разработки учителями и методистами инновационных программ.

 

Таким образом, мы можем согласиться с выводами историков - сам факт существования в школьном курсе предметов искусства еще не указывает на его прогрессивность. Важно на каких основаниях эти программы разработаны, какие задачи они решают. Мы не случайно в предыдущих разделах нашего пособия предложили Вам материалы и дискуссии по проблемам эстетического развития личности. Теперь Вы сможете САМОСТОЯТЕЛЬНО оценить как историческое прошлое, когда закладывались традиции эстетического воспитания и образования, так и те изменения, которые происходят в современной школе.

Можно ли говорить о преемственности в системах эстетического воспитания и образования, которые складывались в разное время - до революции? В советский период? Как это отразилось на дне сегодняшнем?

Какие особенности времени отражаются в содержании и формах эстетического воспитания и образования?

Каким должен быть, по Вашему мнению, воспитательно-образовательный процесс школы, ориентированный на эстетическое развитие личности?

………………………..

 

В двух предыдущих главах Вам было предложено осмыслить те вопросы, которые можно назвать «философией» и «психологией» эстетического воспитания и образования. Это позволило Вам сформулировать свою педагогическую позицию, т.е. определить свое понимание понятий и процессов в конкретном аспекте педагогической деятельности. Теперь мы предлагаем Вам познакомиться с опытом, который накоплен в теории и практике эстетического воспитания и образования, чтобы помочь Вам сформировать собственную педагогическую систему и определить принципы Вашей педагогической деятельности. Как показывает практика, всё новое только тогда имеет значение, когда оно «вписывается» в традиции школы (и страны в целом), когда оно отвечает времени и основным тенденциям развития общества. Созидая свою систему работы, учитель изучает и процесс развития личности, и накапливает знания в области общественных наук, и знакомится с опытом работы своих предшественников и своих современников. И только на этой основе создаёт свою систему работы:

v формулирует цель, задачи и основные направления в работе, которые вытекают из характеристики эстетического развития личности;

v формулирует принципы своей педагогической деятельности, которые позволяют ему решать поставленные задачи и реализовывать основные направления в работе;

v определяет содержание воспитательно-образовательного процесса, в котором отражаются цель, задачи и основные направления эстетического воспитания и образования;

v продумывает формы и методы воспитания и обучения, с помощью которых достигаются цель и задачи эстетического воспитания и образования, реализуется содержание воспитательно-образовательного процесса;

v определяет формы и виды контроля, на основании которых он может судить об эффективности своей системы. Разрабатывает критерии и показатели, на основании которых учитель может судить об эффективности своей системы.

 

Каждый последующий раздел данной главы поможет Вам познакомиться с опытом работы известных педагогов-практиков. Обращаем Ваше внимание на то, что по каждому вопросу Вы имеете возможность вносить дополнения, изменять формулировки, т.е. адаптировать «чужой» опыт в собственную практику, соотнося его с особенностями своей личности и той ситуации, где будет реализовываться система Вашей работы.

3.2. Цель, задачи, основные направления и принципы

Педагогической деятельности

ЦЕЛЬ художественно-эстетического воспитания и образования – разностороннее развитие эстетически активной личности, проявляющей себя в практической деятельности – отношениях к человеку, к природе, к обществу, к искусству, к обычаям и традициям народа, формам поведения, к миру вещей, самому себе.

Эстетически развитая личность становится способной чутко воспринимать проявление прекрасного в окружающей жизни, наслаждаться этим, объяснять это другим и организовывать свою обыденную жизнь «по законам красоты».

Не беда, если выпускник школы не научится конкретно рисовать или петь, но беда, если у него не сформируется привычки в общении с прекрасным как жизненно важной потребности.

ЗАДАЧИ эстетического воспитания и образования направлены не только на созерцательное восприятие прекрасного, но и на овладение навыками художественно-эстетического освоения мира (см. 8,17,41,63,75,79,80,86,87,

96,105 и др). Художественно-эстетическое воспитание и образование направлено на:

v развитие эмоционально-чувственной сферы личности, а именно: эмоциональной отзывчивости, тонкости эстетических чувств и эстетического восприятия, зоркости и внимательности ко всему эстетически прекрасному, что проявляется в жизни;

v раскрытие и развитие художественных способностей детей, формирование их интересов, наклонностей и предпочтений в художественной практике искусств;

v накопление элементарных знаний и впечатлений, колористических, звуковых, пластических элементов анализа для освоения прекрасного образно-чувственными и абстрактно-логическими способами;

v формирование эстетических понятий, суждений, оценок и идеалов;

v развитие и формирование эстетического вкуса в выборе достойных произведений искусства на основе полученных знаний, развитых чувства меры и глубины проникновения в художественный замысел, отражения общечеловеческих вечных истин; развитие и формирование эстетического вкуса в бытовой жизни – интерьер, костюм, поведение, праздники и свободное время;

v выработку потребности в постоянном общении с прекрасным в окружающей жизни и искусством, в обновлении художественных впечатлений;

v формирование эстетической культуры посредством расширения эстетического кругозора, передачи опыта, накопленного поколениями, в чувственно-эмоциональном и интеллектуальном познании жизни, выраженных языком искусства;

v побуждение творить прекрасное в своей повседневной деятельности, труде, быте, человеческих отношениях;

v формирование у ребенка привычек и норм поведения в соответствии с эстетическим идеалом;

v ……………………………………………………………..

v ……………………………………………………………..

Какие еще задачи эстетического воспитания и образования личности необходимо решать для достижения успеха в эстетическом развитии личности?

 

Задачи эстетического воспитания и образования можно рассматривать и в контексте его основных направлений, средикоторых можно выделить следующие.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ направление рассматривается как самостоятельное и реализуется в процессе преподавания предметов художественно-эстетического цикла, во внеурочной и внешкольной деятельности, в системе дополнительного образования. Данное направление позволяет выработать мировоззренческие основы целостной картины мира в единстве восприятия чувствами и сознанием, отраженного в эстетических категориях – прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического.

Приобщение школьников к искусству позволяет развивать их эстетические идеалы прекрасного, рассматривать произведения искусства как средство познания жизни и внутреннего мира человека. Общение с прекрасным оказывает влияние на формирование эстетических критериев, обогащает эмоциональную сферу личности и сознание – личность осваивает новые понятия, суждения, развивается эстетический вкус. Становится возможным постижение законов творчества и эстетического совершенства произведений искусства, таким образом формируется истинный ценитель искусства.

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ направление позволяет раскрыть эстетические характеристики самого исторического процесса, благодаря чему ребята могли бы не только узнавать, понимать, выучивать определенные факты и события исторического прошлого, но и проявлять эстетическое отношение к конкретным событиям и историческим деятелям. Так, изучение исторического прошлого дает возможность пережить величие подвига советского народа в годы Великой Отечественной войны и период восстановления разрушенного, почувствовать драматизм восстания декабристов, трагедию поражения восстаний Разина и Пугачева, комизм правления некоторых исторических деятелей и т.п.

Познание культуры своего народа способствует выработке эстетической культуры и идеалов, вкусов, обосновывает ее исторические традиции

ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ направление предполагает овладение языком и литературным наследием, мелодикой и ритмикой речи, пластической выразительностью (жестикуляцией и мимикой). Владение языком – показатель культуры человека. Можно согласиться с В.А.СУХОМЛИНСКИМ, который писал по этому поводу: «Влюбленный в красоту слова человек становится чувствительней и требовательней к эстетическому и моральному бытию вокруг себя» (87, с.256).

В процессе овладения речью становится возможным развитие эстетического чувства слова - способность любоваться красотой речи, наслаждаться ею, «смаковать» эстетическую ценность слова, звучащего и написанного, во всех его словоупотреблениях. Развитие речи – это прежде всего развитие у школьника способности к точности, лаконизму, образности и конкретности выражения своих мыслей.

И наоборот, небольшой словарный запас не позволяет человеку выразить свои душевные состояния, дать оценку происходящему, он остается непонятым другими. Сквернословие является показателем «убогости» развития личности, оно проявляет в человеке пошлое, низменное, грубое.

. Овладение иностранными языками позволяет не только познать, но и почувствовать богатство звуковых особенностей иноязычной речи, красоту и созвучие чужой культуры, выработанной другим народом.

НРАВСТВЕННЫЙ аспект в эстетическом воспитании и образовании проявляет себя в эстетическом обосновании нравственного поведения. Возможно формировать эстетические критерии поступков и суждений школьников, предъявлять к себе (своему поведению и внешнему виду, манерам) требования эстетического характера.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ аспект в эстетическом воспитании и образовании направлен на постижение красоты природы родного края, на побуждение к бережному ее сохранению. Общение с природой дает возможность развивать эмоционально-эстетические чувства – любование, радость, восхищение, умиротворенность.

ФИЗИЧЕСКИЙ аспект эстетического воспитания и образования дает возможность использовать физическую культуру как средство в формировании красоты человеческого тела и эстетического отношения к нему, к физическому облику человека, что делает возможным развивать эстетический идеал и вкусы, вырабатывать потребность в достижении этого идеала. От учителя зависит реализация эстетического компонента – ученики могут формально выполнять упражнения или проявлять эстетическое отношение к спорту, вызвать желание в занятиях физкультурой, что станет радостно необходимым элементом их жизни

Занятия физкультурой способствуют развитию навыков эстетически оценивать спортивные зрелища, наслаждаться красотой, изяществом, легкостью и отточенностью движений спортсменов. Учитель имеет возможность формировать у учащихся потребность самому заниматься спортом, который станет важным источником эстетических переживаний собственной динамикой физической жизни.

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ аспект эстетического воспитания и образования предполагает прежде всегореализациюэстетического в ТРУДЕ и УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.

ТРУД должен стать для учащихся источником радости, а потому на занятиях может сформироваться их эстетическое отношение и к самому процессу трудовой деятельности, и к предметам труда, и к результатам труда, и к людям труда. На уроках труда (при определенной их организации) формируется способность ощущать красоту, переживать ее, стремиться к ней, способность эстетически воспринимать и оценивать собственную активность, собственные действия и поступки.

При сознательном выполнении трудовых операций становится возможным формирование эстетического сознания – школьники постигают законы красоты, формируются эстетические установки, навыки эстетически направленных действий. Особое значение имеет художественный труд, где у школьников проявляется стремление к симметрии, ритмичности, практичности и минимальности рабочих движений, их слаженности.

УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС. Эстетические аспекты познавательной (научной) деятельности проявляют себя не просто в красивом оформлении класса, его чистоте, красивых записях на доске и в тетради. Красивой может быть и решенная математическая задача или изящно поставленный физический или химический опыт. От учителя зависит, насколько школьник сможет почувствовать красоту мышления в познавательном процессе.

Сам познавательный процесс, его результаты помогают формированию эстетической картины мира (Вселенной), законов мироздания. Задача учителя – способствовать проявлению эстетических чувств - того, что может поразить, восхитить, удивить, вызвать недоумение. Постижение научной картины мира – это постижение мира в его эстетических категориях -гармонии, единства в многообразии, внутренней законосообразности, структурности. Учитель может способствовать решению данных задач.

БЫТОВЫЕ аспекты в организации эстетического воспитания и образования имеют важнейшее значение, так как проявляется возможность развивать навыки созидания красоты в мире, который окружает школьников.

Задача воспитательного процесса - повысить степень организованности всех сторон школьного быта: от жизни на перемене до проведения продленного дня, экскурсий, уборки помещений, оформлении школы и класса. Всё это имеет дисциплинирующее, эмоционально настраивающее влияние среды на сознание учащихся, их эмоционально-чувственную сферу, поступки.

Важное значение приобретает задача формирования эстетического вкуса в одежде, учитель может помочь учащимся осознать необходимость одеваться сообразно ситуации, а также гигиенических требований к внешнему виду – чистота и аккуратность. Учитель может помочь учащимся осознать привлекательность эстетически значимого стиля поведения – манеры, жесты, мимика, слова, отдельные поступки.

Насколько полно представлены задачи эстетического воспитания и образования в представленных направлениях? На основании характеристик процесса эстетического развития личности попытайтесь сформулировать более полный перечень задач, которые возможно решать в рамках предложенных направлений эстетического воспитания.

Принципы эстетического воспитания и образования разработаны достаточно полно (см. 6,17,28-31,41,50,52,58-60,63,73,79-81,84,95-97 и др.):

v всеобщности эстетического воспитания и художественного образования;

v комплексного воздействия всех видов искусства и их взаимодействия с основами наук;

v эмоциональной вовлеченности;

v опора на законы познаваемого вида искусства;

v жизненность;

v созерцание и размышление;

v интегрированного использования различных видов искусств;

v деятельно-практический подход к каждой теме урока и особенно в освоении законов искусства, его языка;

v формирование понятий путем накопления зрительного, слухового, кинестического опыта, ассоциаций, образных характеристик, чувственных ощущений;

v опора во всех формах общения с искусством на принципы художественной педагогики;

v художественной самодеятельности;

v эстетики детской жизни;

v «от родного порога – мир общечеловеческой культуры»;

v единства реальности и фантазии;

v единства формы и содержания;

v …………………………………………………………………………….

Как Вы понимаете необходимость данных принципов в решении задач эстетического развития личности? Попытайтесь их обосновать САМОСТОЯТЕЛЬНО. Какие еще принципы Вы считаете необходимым включить в данный перечень? Обоснуйте, почему? Какие из них могут быть реализованы в преподавании Вашего предмета?

3.3. Содержание эстетического воспитания и образования

В современной школе

Эстетическое воспитание и образование осуществляется во всех сферах человеческой жизни – в труде, в быту, в спорте, в учении, в искусстве. Особое место занимает эстетическое воспитание в системе образовательных учреждений – детском саду, общеобразовательной и профессиональной школах, вузе, семье. Оно становится делом всего педагогического коллектива, всей учебной и внеучебной жизни школы. Эстетическое воспитание и образование имеет в виду широкое ознакомление ребенка с достижениями мировой культуры, с культурными ценностями человечества.

Эстетическое отношение, которое формируется в человеке, не имеет своего собственного учебного предмета – оно проявляется во всем как универсальная категория в качестве аспекта всех знаний и умений. Это значит, что содержанием эстетического воспитания и образования выступают все учебные предметы и виды учебно-познавательной и досуговой деятельности учащихся. В каждом из них раскрываются определенные возможности в развитии эстетического сознания, эстетических чувств и творческих возможностей личности. Их использование в процессе эстетического воспитания и образования требует особой методики преподавания для создания полноценных условий эстетического развития школьника.

Особое место в системе эстетического воспитания и образования занимает ИСКУССТВО, где отражено образное воплощение того, что уже оценено как прекрасное или безобразное, возвышенное или низменное, трагическое или комическое с целью воздействия на духовную жизнь человека и его деятельность. В данном случае можно говорить о художественном воспитании и образовании.

«Художественное», как считают ученые, это высшая форма эстетического отношения человека к действительности, это такая форма эстетического познания действительности, цель которого – создание произведений, способных вызвать у людей ответные чувственные эстетические реакции, перерастающие в особого рода духовное удовольствие и наслаждение. Познание искусства происходит посредством чувственно-образной формы познания, в этом проявляется особенность освоения мира прекрасного в отличие от других учебных (научных) дисциплин.

Так, в предметах естественно-научного и математического циклов обеспечивается ПОНЯТИЙНОЕ освоение явлений природы и общества. Художественно-эстетический цикл призван одновременно с развитием чувства прекрасного, художественного вкуса, общей культуры формировать в сознании школьников ОБРАЗНОЕ представление о природе и обществе (41, с. 126).

Следует заметить, предметы ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА имеют свою особенность – их нельзя рассматривать как дидактический материал или как иллюстрации к учебнику, а это есть самостоятельный способ познания, требующий организации особого процесса познания. Эти предметы – прежде всего «ИСКУССТВО, т.е. некое явление в мире, создаваемое человеком, а не научная дисциплина, которой следует учиться и которую изучают» (Цит.по 29,с.11). Причем, искусство воздействует на весь духовный мир личности. Ребенок познает не рассудком, а эмоциями.

Каждый вид искусства имеет свой, неповторимый строй художественного языка и образного мышления, что несет и свой аспект в воздействии на процесс формирования личности. Именно на определенном языке каждый конкретный вид искусства «обращается к духовному миру человека». Каждый вид искусства воздействует на определенные органы чувств, а потому для их гармоничного развития требуется комплексное использование всех видов искусств, необходимо научиться воспринимать язык каждого вида искусства – нужно научить детей видеть, слышать, переживать прекрасное в искусстве, а оно уже станет способным облагораживать мысли, чувства, поступки. Давайте рассмотрим каждый вид искусства, которые выступают СРЕДСТВАМИ эстетического воспитания и образования.

Художественная литература. В процессе овладения данным видом искусства происходит чувственно-образное познание действительности, которое становится для читателя средством познания жизни. Воспринимая художественное произведение, школьник познает опыт чужих чувств, раздумий, переживаний, под их влиянием развивается эмоционально-чувственная сфера личности, складываются новые человеческие отношения. Образно-эмоциональное содержание художественного произведения питает эстетические чувства, потребности, отношения, художе



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 372; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.153.240 (0.016 с.)