ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ



Г.Г.СОЛОДОВА, Н.А.КЛИМОВА

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

ШКОЛЫ

Учебное пособие

По курсу «Общая и возрастная педагогика»

Часть 8

Кемерово 2003

ББК Ч 421. 355 я 73

С - 60

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Кемеровского государственного университета

 

Рецензенты:

кандидат педагогических наук, преподаватель Кемеровского профессионально-технического колледжа Л.Е.Галаганова; заведующая ИМЦ Управления образованием

г. Гурьевска Кемеровской области Е.Г.Прекина.

 

 

Солодова Г.Г., Климова Н.А.

С– 60 Эстетическое развитие личности в воспитательно-образовательном процессе школы. Учебное пособие по курсу «Общая и возрастная педагогика». Часть 8. - /Кемеровскийгосуниверситет. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. - 107 с.

 

ISBN

В пособии представлены характеристики процесса эстетического развития личности в условиях воспитательно-образовательного процесса современной школы. Выявлены показатели эстетически развитой личности, проанализированы содержание, формы и методы эстетического воспитания и образования, сформулированы цель и задачи воспитательно-образовательного процесса.

Пособие адресовано студентам педагогических учебных заведений, может быть использовано педагогическими коллективами школ и другими специалистами, заинтересованными в совершенствовании воспитательно-образовательного процесса.

ББК Ч 421.355 я 73

ISBNсСолодова Г.Г.,

Климова Н.А., 2003

с Кемеровский госуниверситет, 2003

 

 

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Предисловие…………………………………………………….. 4

I. Понятие «эстетически развитая личность» и

показатели ее сформированности

1.1. Эстетически развитая личность как цель воспитательно-

образовательного процесса школы……………………………. 8

1.2. Социально-психологический портрет эстетически

развитой личности……………………………………………… 15

1.3. Уровни эстетического развития личности……………………. 20

II. Характеристика процесса эстетического развития личности:

Психолого-педагогические аспекты

2.1. Особенности социальной ситуации эстетического

развития личности……………………………………………….. 23

2.2. Основные аспекты в эстетическом развитии личности………… 27

2.3. Психологические основы эстетического развития личности….. 31

2.4. Возрастные особенности эстетического развития личности…... 35

2.5. Факторы, обусловливающие эстетическое развитие личности….51

III. Система эстетического воспитания и образования

В условиях современной школы

3.1. Из истории становления системы эстетического воспитания

и образования в России…………………………………………… 56

3.2. Цель, задачи, основные направления и принципы

педагогической деятельности……………………………………… 62

3.3. Содержание эстетического воспитания и образования в

современной школе………………………………………………… 67

3.4. Формы и методы эстетического воспитания и образования……. 73

3.5. Оценка и отметка в системе эстетического воспитания

и образования………………………………………………………. 86

3.6. Программно-методическое обеспечение эстетического

воспитания и образования в современной школе……………….. 87

3.7. Учитель в системе эстетического воспитания и образования…… 90

 

IV. Зарубежный опыт и проблема его использования

в условиях российских школ……………………………………….. 91

Заключение…………………………………………………………… 96

Литература для самостоятельного изучения…………………. 97

Приложение: Концепция художественного образования

в Российской Федерации………………………….. 101

«Искусство имеет своей задачей

раскрыть истину в чувственной форме» (Гегель).

П Р Е Д И С Л О В И Е

Эстетическое развитие – одно из важнейших направлений в воспитательной работе современной школы. Эстетическое развитие рассматривается как условие полноценного становления современного человека, его самореализации в профессиональной деятельности, в общении с другими людьми, в его отношениях с окружающим миром и отношением к самому себе.

Философы считают, что человека отличает от всех других представителей животного мира его способность воспринимать красоту окружающего мира, жить в гармонии с природой, утверждать прекрасное в повседневной деятельности. Но для того, чтобы полноценно наслаждаться всем эстетическим богатством мира, человек должен быть эстетически образованным, он должен развивать в себе способность к восприятию, сопереживанию, пониманию прекрасного. Человек должен уметь видеть и создавать прекрасное, понимать красоту жизни и искусства.

Секрет облагораживающего влияния прекрасного на развитие человека состоит в том, что красота – своего рода совершенство, идеал, приподнимающий человека над обыденным, побуждающий к творчеству, совершенству, гармонии. Психологи утверждают, что соприкосновение ребенка с красотой обостряет все чувства, делает его более чутким к окружающей жизни, создает радостный настрой и хорошее настроение.

Чтобы сформировать у ребенка стремление к прекрасному, необходимо эстетическое воспитание и образование, в процессе которого он приобретает способность воспринимать, чувствовать, переживать. Ввести школьников в мир прекрасного – это прежде всего научить их эмоциональной чуткости, бесконечному богатству красок, звуков и форм окружающего мира.

Эстетическое воспитание – это воспитание красотой. По мнению выдающегося педагога современности В.А.СУХОМЛИНСКОГО, воспитание красотой стоит на первом месте. Именно обращение к красоте облагораживает душу, переживание красоты снимает «толстокожесть» ребенка, т.е. «утончает» его чувства настолько, что он становится восприимчивым к слову педагога, а значит, становится воспитываемым, способным откликаться на проблемы других людей и оценивать свои мысли и поступки с позиций возвышенного и благородного. Это становится возможным, если учить ребенка чувствовать красоту, понимать ее, ценить и, самое главное, – творить ее. Воспитание красотой – это воспитание эмоционально-чувственной сферы личности.

 

Какую же роль играет эстетическое воспитание в целостном процессе развития личности? Какое значение оно имеет для ребенка?

Еще в 1859 году Д.И.ПИСАРЕВ, известный литературный критик и публицист, так определил цель эстетического воспитания: «Сделать человека человеком, т.е. возвысить, облагородить, развить его способности, вселить в него стремление к лучшему и дать ему средства к самосовершенствованию» (69, с. 23).

В традициях русской прогрессивной педагогики осмыслена социальная и воспитательная функция искусства, посредством которого «можно распространять и популяризировать идеи, можно возбуждать в людях гуманные чувства, уважение к добру и презрение к пороку… Искусство вообще может шевелить мысль и затрагивать самые чувствительные струны в человеке, таким образом, может служить могучим средством общественного развития…». Эстетическое воспитание способно «отучить человека от всего грубого и пошлого, сообщая резонансу всей души высший строй» (Цит. по 78). Современные педагоги высоко оценивают эстетическое воспитание, так как оно способно сформировать «культуру, созидающую душу» в человеке (К.А.Кокшенова, 1990).

Современный взгляд на эстетическое воспитание и образование значительно шире, чем только обучение детей исполнительным навыкам (пению, рисованию, танцам, игре на музыкальных инструментах, актерскому мастерству и т.п.). Оно направлено на развитие эмоционально-чувственнойсферы личности, это воспитание культуры потребностей, духовных запросов,желаний, интересов, вкусов и идеалов, обусловливающихпроявление привычек и поступков.

«ЧЕРЕЗ КРАСИВОЕ - К ЧЕЛОВЕЧНОМУ» - к такому выводу пришел В.А.СУХОМЛИНСКИЙ в своей многолетней педагогической деятельности.

Отсутствие полноценного эстетического воспитания выступает одним из факторов трудновоспитуемости детей и подростков. Душевная черствость, невосприимчивость к прекрасному, жестокость, которые становятся нормой жизни, так как с детства не привиты истинные ценности – любовь к труду, стремление к доброте, к прекрасному.

Новейшая возрастная психология свидетельствует: если своевременно не сформировать у ребенка положительные потребности и соответствующую шкалу ценностей, то восполнить их позже может только чудо. Незамедлительно их место занимают псевдоценности и прежде всего потребности удовлетворения примитивных инстинктов. Алкоголь и наркомания никогда не были первичными потребностями человека, но при отсутствии подлинной культуры они становятся средствами, порождающими искусственное возбуждение и отрыв от реальности. Несформированность культуры досуга – одна из причин, объясняющая феномен «трудного подростка». Всё зависит от того, какие потребности сформированы в подростке - потребность красоты, возвышенного или ему необходим выход агрессии, злобы, разрушения…

Произведения искусства - это своеобразный результат чувственного, образного познания окружающего мира, который отражен художником в его произведениях (музыке, живописи, литературе, кино и др.), а потому хотелось бы, чтобы для современного школьника общение с литературой и искусством стало нормой жизни, стало средством познания внутреннего мира человека и проблем, которые его волнуют. В этом проявляется воспитательная сила искусства.

 

Педагогический опыт позволяет утверждать, что эстетическое воспитание выступает в качестве СРЕДСТВА разностороннего целостного развития личности, обусловливает развитие всех сторон и качеств человека, значимых практически во всех сферах его жизни - в профессии, в быту, по отношению к себе и другим людям.

Психологи, исследующие влияние искусства на развитие личности ребенка, отмечают, что важной функцией эстетического воспитания является развитие у него особого вида мышления – образного, которое в отличие от понятийного мышления имеет не менее важное значение. Было отмечено, что в мышлении человека и освоении им реальной действительности ведущую роль играют образ как представление и художественный образ как эстетическое обобщение явлений действительности. С помощью образов-представлений человек не только мыслит, но и хранит информацию. Человек, владеющий образным мышлением, способен воспринимать мир и окружающие его предметы, возникающие в жизни и в профессиональной деятельности проблемы более тонко и обостренно (а значит, и личностно значимо), при выполнении работы он становится более точным и аккуратным, результаты своей работы оценивает с позиций красоты. Как известно, в современной жизни и современном производстве критерий красоты является нормативом качества изготовленной вещи и показателем качества жизни.

На производстве профессионально-значимыми характеристиками человека являются композиционно-пространственное мышление, точность в работе, владение цветом, тоном, фактурой и т.д. Несформированность данных характеристик становится барьером в достижении качества производства. Для людей многих технических профессий значимой становится слаженность в работе системы «глаз – мозг – рука». Как видно из этих немногих примеров, именно эстетическое развитие личности выступает основой ее профессионализма.

 

Исследования психологов обращают внимание на психотерапевтическое воздействие художественной деятельности и искусства, т.е. о действии, упорядочивающем психику. Известно, что жизнь современного человека полна стрессов, ему приходится выдерживать нервные перегрузки и напряжения. Общение с искусством помогает переключить внимание, снять напряжение и создать ситуации разрядки.

В педагогике и социальной психологии особо выделяются категории детей, которых называют «фрустрированный ребенок» и «агрессивный ребенок». И число таких детей год от года растет. В числе многих причин, объясняющих данное явление, - отсутствие у детей положительных эмоций. Влияние искусственной среды и скудность чувственных впечатлений, рост темпа жизни, ослабленные контакты с природой и поверхностные контакты между людьми – это реалии сегодняшней жизни. Общение с прекрасным – литературой, искусством, природой – помогает детям обогатить внутренний мир, наполнить его положительными эмоциями и переживаниями.

Медики (психотерапевты) разработали даже направление в лечении больных людей – арт-терапию, а геронтологи утверждают, что общение человека с искусством способно продлить молодость - поддерживать его жизненный тонус, наполнять положительными эмоциями.

 

ОДНАКО из практического опыта Вам известно, что совершенно не достаточно привести ребенка на концерт симфонической музыки, в картинную галерею, театр и т.п. для того, чтобы «состоялось» эстетическое развитие. Педагогические стереотипы типа «искусство облагораживает» при формальном подходе к организации эстетического воспитания НЕсрабатывают. В педагогической практике, как отмечается многими методистами художественно-эстетического цикла, наблюдается большой разрыв между возможностями искусства и его результатами.

Проблема состоит в том, что сама по себе красота не решает проблемы эстетического развития личности. Из истории известны примеры, когда в период войны в концлагерях немецкие офицеры под звуки музыки Баха издевались над военнопленными, переживание прекрасной и возвышенной музыки совершенно не мешало им проявлять жестокость по отношению к людям. Однако теперь известны и другие примеры, когда красота архитектурного памятника деревянного зодчества Кижи остановила немецкого офицера от его разрушения. Пораженный красотой, он не выполнил приказ взорвать памятник и сохранил миру шедевр.

Всё зависит от того, КАК человек понимает категории эстетики «прекрасное» и «безобразное», НАСКОЛЬКО человек способен не только наслаждаться прекрасным в искусстве, но и видеть проявление прекрасного в окружающей его жизни, человеческих отношениях, своих собственных поступках. Потому так важно обеспечить такое эстетическое воспитание, которое направлено на развитие эстетического вкуса и эстетических чувств, в основе которых лежат высшие человеческие ценности. Потому так важно в эстетическом воспитании суметь связать проблемы, отраженные в искусстве, с проблемами окружающей жизни, помочь увидеть прекрасное в ситуациях проявления нравственности и гражданственности. Потому так важно научить ребенка видеть в себе проявление этих черт и качеств, оценивать себя по законам прекрасного, гармоничного и возвышенного, важно сформировать у ребенка эту потребность.

 

Эстетическое воспитание только тогда способно решать поставленные перед ним задачи, реализовывать свои функции, когда будут учтены его специфические особенности. Недостаточно знать только его формы и методы, в первую очередь необходимо обеспечить УСЛОВИЯ, соблюдение которых приведет к успешным результатам.

Наша задача -представить теорию и практику эстетического воспитания и образования. Естественно, мы не касаемся методических вопросов преподавания дисциплин художественно-эстетического цикла и использования произведений искусства в Вашем предмете. Наше пособие в первую очередь адресовано будущим педагогам естественно-научного, математического и гуманитарного профилей. Для преподавателей художественно-эстетического цикла, конечно же, необходима дополнительная подготовка. В нашем пособии Вам предлагаются основные положения, которые необходимо знать каждому педагогу для того, чтобы грамотно выстраивать и обосновывать свою работу, какой бы предмет Вы не вели.

Пособие подготовлено на основе ОБЗОРА философской, психолого-педагогической литературы, исследований в области художественно-эстетического воспитания. Мы надеемся, что это позволит Вам расширить свой кругозор. По мере необходимости Вы можете самостоятельно пополнить свои знания. Список литературы прилагается. Мы включили труды наиболее известных и авторитетных авторов, которые составляют «золотой фонд» в исследовании и решении проблем эстетического развития личности.

В данном пособии мы предлагаем Вам прежде всего исследовать понятие «эстетически развитая личность» и обозначить показатели ее сформированности, выявить уровни эстетической воспитанности личности, исследовать факторы, которые обусловливают успешность эстетического воспитания. Очень важно исследовать процесс эстетического развития личности, выявить его возрастные особенности и психологические основы. Это позволит Вам познать общее и особенное в организации процесса эстетического воспитания и образования, сформулировать цель и задачи, определить его содержание, формы и методы, разработать его систему в условиях современной школы.

Мы также предлагаем Вам познакомиться с зарубежным опытом стран, в которых эстетическому развитию всегда придавалось первостепенное значение, и сегодня можно наблюдать высокие результаты и достижения во всех областях жизни и промышленности. К числу таких стран относится Япония, страна с высокоразвитой технологией и высоким уровнем общей культуры.

 

Обращаем Ваше внимание на то, что, как и в предыдущих выпусках нашего пособия, Вам предлагается проблемное изложение материала. Вам будут предложены разные точки зрения на решение многих проблем. Вам предстоит самим сделать свой выбор. У Вас есть возможность самостоятельно разработать концепцию школы, ориентированной на эстетическое развитие личности.

Вопросы для размышления

Какой, на Ваш взгляд, должна быть эстетически «ИДЕАЛЬНО» сформированная личность? Из перечисленных выше характеристик назовите (и сформулируйте самостоятельно) те, которые должны определять высокий уровень развития ее сознания и поведения, чувств и эмоций, систему ее жизненных ценностей?

Основываясь на личных жизненных впечатлениях, попытайтесь «нарисовать» «РЕАЛЬНЫЙ» портрет Вашего современника. Насколько его можно назвать эстетически развитой личностью? Какие типичные черты его характеризуют?

Будет ли меняться социально-психологический портрет эстетически развитой личности (отдельных ее характеристик) в зависимости от ее возраста, жизненного опыта, национальности, социального статуса, уровня образования, личностных особенностей? Проявление каких черт и характеристик эстетически развитой личности обусловлено в первую очередь образовательным уровнем личности?

Проблемные вопросы

Какое из данных утверждений, на Ваш взгляд, верное: «О вкусах не спорят!» или «В споре рождается истина!» Как Вы считаете, можно ли (нужно ли) спорить о вкусах?

Эстетический вкус личности всегда отражает ее индивидуальность. Каким образом эстетический вкус соотносится с жизненными ценностями личности и общества? Насколько возможна их гармония? Насколько он может быть воспитуем? Что, на Ваш взгляд, значит - «развивать вкус»?

Согласны ли Вы с высказыванием Н.ПЕРЕЛЬМАНА (педагог Московской консерватории): «О вкусах не спорят, но о ВКУСЕ спорить нужно обязательно»?

1.3. Уровни эстетического развития личности

Эстетическое развитие личности – это постоянный процесс приближения к более совершенному, прекрасному, это постижение законов красоты, проявление качеств и характеристик, которые позволяют утверждать эти законы в жизни.

Однако можно наблюдать разные уровни, которые проявляет человек при восприятии и оценке прекрасного. Людей отличают эстетические идеалы (эталоны) и эстетические вкусы. Мы наблюдаем людей, которых характеризует разный уровень эстетической культуры. В жизни для организации воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на эстетическое развитие школьников, важно знать эти уровни, так как они показывают определенную степень достижений в их развитии, что позволяет судить о результативности педагогической деятельности, а также учитывать индивидуальные особенности школьников в процессе их эстетического развития.

Об уровнях эстетического развития можно судить по нескольким критериям.

I. По степени вовлеченности личности в эстетическуюдеятельность.

Личность может проявлять себя в трех действенных характеристиках: «созерцатель», «деятель», «творец». Для «созерцателя» характерно пассивное восприятие реального мира и мира искусства без личностно-выраженных отношения и оценки. Он одинаково приемлет возвышенное и низменное, трагическое и комическое, прекрасное и безобразное, не пытаясь как-либо проявить свою позицию. «Деятель» отзывается на проявление эстетического. Его отзывчивость варьируется в нескольких уровнях: имеет оценку, суждения, эстетические идеалы и вкусы, которым отдает предпочтение при восприятии мира, высказывает свои впечатления и отношения, оперируя терминологией тех или иных видов искусства. На другой ступени «деятель» в той или иной степени преображает действительность и привносит красоту в реальный мир, оперируя уже известными материалами и техниками, используя выработанные средства выразительности. «Творец» создает иные, новые миры, новую реальность, новые материалы и техники, новые средства выразительности.

II. По мотивам, которые обусловливают проявление эстетической культуры. Так, эстетическая культура человека проявляетсяво всех видах деятельности, где существуют правила, рекомендации и нормы, регулирующие эти виды деятельности. Для достижения высоких результатов важно их соблюдение, при этом человек должен понимать и уметь обосновать их важность. Однако на первом уровне эти правила соблюдаются тогда, когда присутствуют другие люди, но они «забываются», когда этих людей нет, и выполнение правил становится не обязательным. На втором уровне для человека в принципе важно соблюдение этих норм и правил. Его поведение строится на основе его «Я-концепции», когда он воспринимает себя в определенном образе, когда он предъявляет к самому себе требования, исходя из понимания прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного.

III. По уровню эстетического восприятия. Б.Т.ЛИХАЧЕВ особое внимание обращал на школьников и их отношение к предметам художественно-эстетического цикла. Он условно выделил три категории школьников, демонстрирующих высокий и низкий уровень эстетического восприятия произведений искусства (41, с. 125):

1) школьники с развитым эстетическим восприятием и эмоциональной сферой, способные анализировать художественные произведения и самостоятельно их оценивать. Они изначально настроены на постижение прекрасного. Произведения искусства становятся для них формой познания жизни;

2) школьники со слабо развитыми эстетическим восприятием и эмоциональной сферой, мало подверженные воздействию искусства. Они воспринимают произведения искусства, но не видят их связи с жизнью;

3) школьники эстетически неразвитые, равнодушные к воздействию произведений искусства. Они не видят смысла в их постижении, у них слабо развита эмоционально-чувственная сфера, а потому они даже не испытывают желания в их познании.

IV.Эстетически развитая личность проявляет себя в определенных характеристиках (чертах и свойствах), в которых может быть зафиксирован некий эталонный уровень, выступающий в качестве ориентира (целевой установки) воспитательно-образовательного процесса. В числе наиболее значимых можно выделить:

v целостность(системность), которая проявляется как единство и взаимообусловленность эстетических чувств, сознания и практических действий;

v широта эстетического кругозора;

v восприятие искусства как средства познания жизни;

v эстетическая позиция, которая проявляется как способность личности правильно понять эстетическую ценность и выразить свое отношение;

v сформированость оценок, исторически выработанных критериев прекрасного, возвышенного и безобразного;

v сформированный эстетический идеал;

v выработанный эстетический вкус;

v потребность в постоянном обновлении эстетических впечатлений;

v критическое отношение к проявлению пренебрежения эстетическими законами в жизни, общении, творчестве, искусстве;

v сформированность «Я-концепции» как способность предъявлять к себе требования с позиции законов эстетики;

v творческий подход к жизни как стремление уйти от шаблона, стандарта, образца модели, как проявление в «Я-концепции» оригинальности, инициативности, упорства, высокой самоорганизованности;

v развитые перцептивные особенности личности;

v колористическая грамотность - способность улавливать как можно большее количество цветов и их оттенков для более точного самовыражения;

v ……………………………………….

v ……………………………………….

Какие еще черты и характеристики эстетически развитой личности Вы считаете необходимым включить в число ее показателей? Возможно, какие-то из приведенных показателей вызывают у Вас иное отношение?

Составьте социально-психологический портрет эстетически НЕРАЗВИТОЙ личности, назовите черты и характеристики, которые для нее являются ведущими. Приведите примеры эстетического бескультурья (туризм, промышленное вмешательство в природу, в бытовых ситуациях, внешнем виде человека, его манерах и культуре поведения). Насколько привлекательной для Вас является такая личность?

Как Вы думаете, насколько в условиях школы (к моменту ее окончания) у выпускников следует ожидать проявления высокого уровня эстетической культуры? На какой уровень эстетического развития должна ориентироваться школа?

Вопросы для размышления

Как Вы считаете, насколько грамотно с психологической точки зрения организовано художественно-эстетическое воспитание и образование в известной Вам школе?

Согласны ли Вы с данными суждениями:

Б.М.НЕМЕНСКИЙ: «Культуре нельзя просто научить. Её надо впитать в себя».

К.МАРКС: «Искусство всегда служит народу и тому, кто способен им наслаждаться… Если ты хочешь наслаждаться искусством, то ты должен быть художественно-образованным человеком».

Какая позиция Вам ближе: «Искусство должно быть понято народом» ИЛИ «Искусство должно быть понятно народу»? Какая из них является исходной в нашей действительности (в СМИ, образовании, производстве, культурной жизни страны)?

__________________________________________________________________

2.4. Возрастные особенности эстетического развития личности

 

Вам уже известно, что эффективность воспитания зависит от того, в какой мере содержание, формы, методы и средства воспитательной деятельности согласуются с возрастными возможностями детей. Попытаемся выявить те особенности, которые проявляются в эстетическом развитии личности на разных этапах ее жизнедеятельности.

Выявим возможности ребенка в восприятии произведений искусства как одного из средств эстетического воспитания, это позволит определить особенности его организации по отношению к каждой возрастной группе

Некоторые исследователи полагают, что процесс художественного восприятия ребенка идет от некой нулевой точки к какой-то идеальной модели эстетического развития. Однако более продуктивным считается другой подход (11,20,31,38,56,63,67,75,79,80,96,99,108-112,114 и др.), при котором детское художественно-эстетическое восприятие окружающего мира и произведений искусства рассматривается как особая область детской жизни, с присущими ей особенностями. Этапы художественно-эстетического восприятия рассматриваются как отдельная, сложная система со множеством особых, неповторимых, только этому этапу присущих свойств и функциональных взаимосвязей.

Если сравнивать детское восприятие со взрослым, оно действительно будет казаться неполноценным. Исследователи считают, что такие сравненияне могут помочь педагогу в организации воспитательного процесса. Если ребенок не может воспринять окружающий его мир и произведения искусства так, как это делает взрослый, то это, скорее, говорит о том, что ему не достает опыта и несформированности его эмоционально-чувственной сферы и определенных навыков.

Процесс эстетического развития рассматривается психологами как неповторимые естественные фазы единого процесса развития, нормальный ход которого может привести к некоей модели развитого взрослого восприятия. Задача педагогов - сохранить наиболее ценные качества каждого уровня и развить ребенка до следующего, более высокого уровня.

Осмысление приоритета тех или иных характеристик и особенностей в процессе возрастного развития личности представляется особо важным. Практическую значимость приобретают вопросы: «С чего должно начинаться эстетическое воспитание? Какими должны быть его содержание, виды, формы и методы?»

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

В первые годы жизни ребенка закладываются основы его физического и психического развития. Потребность в новых впечатлениях, как отмечают психологи, является ведущей в процессе его развития, именно от взрослого зависит, каким содержанием наполнятся эти первые впечатления. От этого зависит формирование эстетического отношения к окружающему его миру людей и предметов. Каковы возможности ребенка раннего возраста в плане его эстетического развития? Какую роль при этом играет взрослый?

Во-первых, в эти годы у ребенка вырабатываются механизмы положительных эмоций. Способность ребенка радоваться общению с людьми и предметами, а затем успешному свершению собственных действий, которым он научается в это время.

Во-вторых, ребенок в этом возрасте способен познавать различные эстетические свойства окружающего мира. Благодаря взрослому, он может осмыслить значение выражений: «Это красиво», «Это некрасиво», «Это замечательно», «Это смешно» и т.п. Ребенок учится речевому формулированию своих эмоций и переживаний, он уже способен их осознавать и осмысливать, таким образом начинают формироваться связи эмоциональных и рациональных механизмов психики.

В-третьих, особое значение в этом возрасте играет взрослый и в первую очередь – мать. Психологами установлена закономерность - эстетическое отношение к миру у ребенка зарождается в той мере, в какой общение с матерью выходит за пределы чисто физиологической связи и становится духовной радостью и наслаждением. Постепенно духовное удовольствие, которое испытывает ребенок к родным и близким ему людям, распространяется на его общение с другими людьми и животными, а также на неодушевленные предметы – игрушки, вещи, растения.

Детское восприятие (на самом раннем этапе) отличается диффузностью, недифференцированностью, неумением выделить себя из окружающей среды. В восприятии смешивается то, что идет от переживаний самого ребенка и что зависит от качества воспринимаемого им произведения искусства. Ребенок готов как бы слиться с вещами, что проявляется в его играх, в детских рисунках (изображение для ребенка не отделимо от предмета изображения в сознании). Ребенок легко отождествляет себя с различными предметами, с героями книг, фильмов и спектаклей, он легко меняет сюжеты по своему усмотрению, так как пока еще не отличает сюжет от реальности.

Так, ребенок 1,5 лет, вырвав последнюю страницу из сказки по Колобка (там, где есть иллюстрация – лиса его съедает), утверждает: «Нет, не съела… нет лисы…»….

Посмотрев мультфильм о Дюймовочке, вызвавшей большие симпатии, девочка просит завязать ей бантик, считая, что этого вполне достаточно для того, чтобы стать героиней любимого «мультика»: «Я – Дюймовочка!», - заявляет она окружающим.

Такого рода отождествления, скорее, связаны с желанием подражать, с постоянной готовностью принять участие в игровой ситуации, с проявлением детского эгоцентризма.

Кроме того, детские психологи утверждают, что уже в этом возрасте в восприятии произведений искусства у детей вполне может проявляться своя система ценностей, что обусловливает избирательность в восприятии впечатлений окружающего мира, возможна и своя система их «обоснований».

Так, на вопрос «Почему тебе нравится клоун?» 3-х летний мальчик дал объяснение: «Потому что веселых людей все любят!» (для него «любят» – значит, смеются, приходят в цирк посмотреть).

Наиболее яркой, ценной чертой восприятия детей 3-7 лет является его эмоциональность. Дети общаются с искусством активно и увлеченно. Эмоциональная жизнь ребенка богата и положительно окрашена, что само по себе - благотворная почва для художественно-эмоционального восприятия. Именно в раннем возрасте необычайно ярко проявляются соучастие и сопереживание. В восприятии искусства проявляется еще одна особенность – непосредственность. Дети эмоционально реагируют на просмотр произведений искусства, часто во время просмотра фильма или спектакля громко сочувствуют любимым героям, плачут в случае неблагоприятного исхода и т.д. Эти ситуации можно наблюдать при посещении детских спектаклей и просмотре теле- и видеозаписей.

Психолог П.М.ЯКОБСОН отмечает особенность детского восприятия: дети не понимаютусловности искусства и воспринимают его активно, как реальность. Понимание смысла произведения искусства происходит, но оно не доходит до порога сознания, присутствует, скорее, его интуитивное понимание. Это качество детского восприятия определяет его уровень, который принято называть «наивным реализмом».

Очевидно, Вы согласитесь с тем, что «наивный реализм» – это не только определенный этап художественно-эстетического развития личности, но он может оказаться «болезнью» неразвитого художественно-эстетического восприятия произведений искусства у взрослых, довольно часто встречающегося в жизни, если не происходит полноценного развития.

Эмоциональность и непосредственность детского восприятия – это те «ворота» (В.А.СУХОМЛИНСКИЙ), через которые прекрасное входит в жизнь ребенка, влияет на его сознание, развивает и обогащает впечатлениями. Эмоциональность, момент сопереживания, соучастия – наиболее ценные качества, которые необходимо развивать и укреплять в целях оптимизации процесса эстетического развития.

Для детей характерно фантазирование. Оно играет большую роль в общем развитии личности и активно развивает творческие спо



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.212.130 (0.055 с.)