Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика художественно-творческого развития личности

Поиск

Проблема диагностики в сфере эстетического воспитания и художественного образования чрезвычайно актуальна. Необходимость разработки проблем психодиагностики возникла в связи с принципиально новыми функциями эстетического воспитания в системе современного образования и, прежде всего, с переориентацией целевых установок. Эстетическое воспитание и художественное образование в современной школе, в системе высшего педагогического образования, рассматривается как духовная антропология, духовная эволюция человека, человековеде­ние. Это определяется широким позитивным спектром влияния эстетиче­ских компонентов на все сферы социальных отношений в системах: чело­век-человек, человек—общество, человек—природа, человек—знаковые системы, человек-техника, человек - художественный образ.

Кроме своего «непосредственного» пространства в искусстве, эстетическое воспитание личности глубоко связано с проблемой нравственного здоровья общества, экологическими проблемами, вопросами со­циокультурной среды, общения, с различными профессиональными сфе­рами, психолого-педагогическими проблемами развития креативности, художественных способностей и духовного становления личности в це­лом.

Актуальность проблемы психологической диагностики непо­средственно связана и с разработкой идеи полихудожественного развития детей, синтеза искусств в эстетическом воспитании, поиском педагогических форм интеграции различных видов художественной деятельности.

Основой художественного творчества, как отмечают исследова­тели, являются художественно-творческие способности, для которых характерно «оперирование конкретно-чувственными образами и пред­ставлениями, переоценка действительности путем выделения или усиле­ния наиболее ярких сторон, путем придания целостному образу новых признаков, на основе образно-чувственных восприятий и представлений» (28).

До сих пор предметом научных исследований было изучение специальных художественных способностей: музыкальных (К.Сишор, Г.Ревин, Б.М.Тешюв, К.В.Тарасова, Э.Гордон, Г.М.Цыпин, Л.Л.Бочкарев); литературных (Л.Г.Жабицкая, В.Ягункова, Е.А.Корсунский); к изобрази­тельной, деятельности (Н.В.Игнатьев, В.И.Киреенко, А.А.Мелик-Пашаев, В.С.Кузин, З.Н.Новлянская) и др. В этой области накоплен интересный теоретический и экспериментальный материал.

Вместе с тем, практика показывает, что художественный опыт детей синкретичен. Для ребенка, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте жизненный опыт — это постоянно меняющийся «синаэстетический калейдоскоп», а творчество - «продленная игровая мо­тивация». В связи с этим, возникает необходимость изучения проблемы взаимодействия художественных, интеллектуальных и творческих спо­собностей, в том числе проблемы художественной одаренности как осно­вы эстетической деятельности. В последние годы в педагогике искусства утвердилось понимание того, что художественно-творческие способности, проявляясь на материале того или иного искусства, по своей психологиче­ской сути представляют собой общий момент одаренности к различным видам искусства.

При этом художественная одаренность — не сумма специальных способностей, а комплекс, «индивидуальная комбинация» различных личностных свойств, определяющих новое качество человека, которое распространяется на все сферы жизни. Факты свидетельствуют о том, что наиболее высоких результатов в развитии художественных талантов дос­тигали те художники, которые обладали не только специальными способ­ностями в какой-то основной области искусства, но и способностями бо­лее высокого уровня — универсальными, благодаря которым легко осу­ществляется перенос в другие области творчества. К таким универсаль­ным компонентам в структуре художественной одаренности относятся: эстетическая эмпатия (коммуникативный компонент): импрессивная экс­прессивная эмоциональность: синестезия (сенсорный уровень); способ­ность к ассоциированию; художественному воображению; способность к преобразованиям (вариативность, инверсивность мышления); «комплекс

детскости»; ярко выраженная индивидуальность (стиль) и др.

В связи с этим логично предположение - полноценное эстетиче­ское развитие — это, прежде всего полихудожественное развитие. Окно может осуществляться только на основе гармоничного сочетания специ­альных и общих (универсальных) компонентов художественных и творче­ских способностей.

Таким образом, четко определяются «объекты» диагностики и развития личности в сфере эстетического воспитания и художественного образования: это мотивация (эстетические, художественные интересы, потребности); общие (универсальные) художественные способности; креативные свойств личности; специальные художественные способности.

Следует подчеркнуть также «открытый» характер диагностики эстетического развития личности. Никакой тест в единственном числе не может претендовать на исключительную роль. Не эффективно и использование, даже с комплексом методик, одноразовой процедуры диагностики. Достоверность и объективность этого процесса растет пропорционально объему информации.

Поэтому в систему диагностической программы должны быть положены различные методики, и учитываться различные уровни диагно­стики.

Уровни диагностики

Уровень Методы исследования Функция психологического моделирования Прогнозирующая функция
       
1.Компонентная диагностика Срезы отдельных компонентов Отдельные проявления и показатели индивидуальных проявлений Малодостоверный прогноз
2. Структурная диагностика Среды по нескольким компонентам Связи, корреляции отдельных сторон процесса Достоверность кратковременного прогноза
       
3.Системная диагностика Экспериментальные ситуации, генетический метод, комплекс методик, по всем компонентам психологические модели Создание имитационной модели Определение различных зон и перспективы развития личности
4.Прогнозирование Прогностические методы Вероятностный прогноз

 

Дифференцированный подход – один из принципов культурно-досуговой работы, проявляющийся в учете индивидуальных особенностей человека, социальной группы: уровня их общеобразовательной и профессиональной подготовки, интересов, жизненного опыта и т. п.

Дом культуры – 1) тип клубного учреждения;

2) обобщенное название различных видов государственных, профсоюзных и ведомственных учреждений (районный Дом культуры, Дом культуры строителей, сельский Дом культуры и т. п.)

Досуг – 1) в современной научной литературе понятие "досуг" рассматривается в следующих аспектах:

1. Досуг как время (свободное от......)

2. Досуг как пространство, сфера.

3. Досуг как деятельность (свободная от.....)

4. Досуг как состояние или психическое переживание личности.

Понятие досуга употребляется чаще всего как синоним свободного времени. Но точнее под досугом следует понимать возможность разнообразной деятельности в свободное время. С социологической точки зрения досуг выступает как та часть временного бюджета личности, которая освобождена от непреложных временных затрат, т. е. от обязательной работы, настоятельных семейных, общественных обязанностей, бытовых забот, а также от необходимой физиологической жизнедеятельности (сна, питания). Досуг есть возможность свободно распоряжаться временем, использовать его согласно индивидуальному выбору. От чего должно быть свободно время и ради каких целей оно должно использоваться? Эти вопросы решаются каждый раз в соответствии с жизненными целями, ценностными ориентациями личности. Но последние, как известно, не выбираются человеком произвольно. Индивидуальные ценности множеством нитей связаны с нравственными, политическими, религиозными принципами и идеалами, характерными для данной эпохи. Представления о самом человеке, о том, что для него естественно и полезно, а что противоестественно и вредно, представления о прекрасном, о добре и счастье существенным образом воздействуют на индивидуальный выбор в свободное время. В сфере свободной жизнедеятельности у каждого человека постепенно складывается система привычек, организующих поведение и образ жизни. Таким образом, рассматривая сущность досуга, мы можем сказать, что этот феномен социально-культурной сферы нашей жизнедеятельности представляет собой свободно выбираемую личностную, в соответствии со своими интересами деятельность, направленную на удовлетворение духовных, творческих и физических потребностей.

2) деятельность, выбираемая личностью в соответствии со своими склонностями, уровнем развития духовных запросов и интересов.

Досуг является объектом исследования достаточно большого круга наук (философии, социологии, экономики, культурологии, географии, истории, психо­логии, педагогики и др.), пытающихся ответить на вопрос: ЧЕМ занимаются люди в свободное время и ЧТО для них значит выбранная досуговая деятельность.

Культуролог Т. Г. Киселева, анализируя определения досуга, ссылается, в частности, на Вебстеровский словарь, который гласит: «Досуг» - свобода от обяза­тельств или бизнеса, праздное время, время, свободное от работы, в течение кото­рого человек может отдаваться отдыху, рекреации и т.п.» В другом Вебстеровском синонимическом словаре под редакцией Ч. Лаирда досуг рассмат­ривается как свобода, свободное время, свободная минута, час отдыха, расслабле­ние, рекреация, покой, перерыв, отпуск, отдых, часы безделья. Интерес представ­ляет и третий словарь Вебстеровской серии под редакцией Д. Гуральника. Здесь досуг трактуется как свободное время, когда можно предаваться отдыху, рекреа­ции. Нельзя не обратиться и к знаменитой серии Оксфордских словарей. Пос­кольку определения в основном совпадают, приведем лишь одно: «Leisure» - сво­бода от работы, особенно от обязательной работы или обязанностей; время, когда можно отдохнуть, развлечься, заняться приятными вещами»

Как видим, фундаментальные издания дают характерные «составляющие» досуга, в основе которых — свобода от обязательств, от работы; отдых, занятия приятными вещами, расслабление, рекреация. Исследуя сущностные смыслы рекреационной деятельности за рубежом, социолог Е.Г. Доронкина приходит к выводу о том, что рекреация «осуществляется в рамках досуга (свободного вре­мени)».

Российские лингвисты полагают, что термин «досуг» употребляется уже в начале XV века, в то же время словосочетание «свободное время» упоминается в литературе только в конце XIX - начале XX вв. Можно предположить, что слово «досуг» происходит от производных русских глаголов «достигнуть», «досягать». Досуг осмысливался как время, когда можно чего-то достигнуть.

Трактовка термина «досуг» у В.И. Даля носит этапный характер, она содер­жит: а) характеристики времени (свободного, незанятого), способа его проведении (гулянки, гулячая пора и т.д.); б) сферы деятельности (пора для досужего - умею­щего, способного к делу и т.д.); в) самой деятельности (умение, ловкость, способ­ность к делу, мастерству), возможности к досужеству, проявить свойства досужего.

В российской педагогической энциклопедии А. В. Даринский расшифровы­вает термин «досуг» как «возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору». Так как мы рассмат­риваем досуговое время лиц с ограниченными возможностями, то именно данная трактовка отображает подход к организации досуговой деятельности ЛОВ. Ведь ЛOB нуждаются в создании возможностей (условий и механизмов) включения в многообразные виды досуговой деятельности.

Весьма интересна трактовка, данная О.С. Газманом. В частности, рассматри­вая досуговое время учащихся, ученый отводит досугу «широкое пространство и время жизнедеятельности... за пределами учебной работы». Автор далее пишет, что «эту зону ученые часто называют рекреативной, то есть зоной отдыха, восста­новления физических и духовных сил. Другая ее функция - развитие способностей и интересов. Третья - свободное общение со значимыми людьми». Таким образом, оптимальной формой социально-культурной интеграции личности, спо­собной максимально полно реализовать коммуникативный потенциал Интернета, являются субкультурные Интернет-сообщества клубного типа. Социально-педаго- гический потенциал реальных и виртуальных сообществ определяется неограни­ченностью коммуникации в пространственно-временных рамках, способностью преодолевать социально-психологические и межкультурные барьеры и свободно создавать новые коммуникативные линии сущностного диалога, социально-ролевой универсальностью самореализации, диалогичностью и конструктивностью по отношению к широкому спектру личностных проявлений.

С.А. Шмаков рассматривает досуг комплексно: это время для духовного раз­вития; предоставляет свободный выбор общественно-значимых ролей-положе­ний; это деятельность, развивающая неограниченные возможности индивидов, таланты в наиболее целесообразном применении. Это сфера, где полнокровно раскрываются потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении. Это особая социальная сфера, где индивид удовлетворяет лич­ностные потребности в самопроверке, самооценке собственного «Я». Это зона активного общения, где индивид открыт для воздействия и влияния самых различ­ных общественных институтов и организаций. С ним солидарна Г.А. Евтеева, которая характеризует досуг следующим образом: «Это та часть свободного времени, в которой осуществляются конкретные варианты его исполь­зования, связанные с более или менее активным освоением культурных ценностей, эмоционально - коммуникативно-развлекательной деятельности. Досуг выполняет по преимуществу рекреационно-воспитательные функции».

У названных выше авторов, длительно исследовавших досуг молодежи, он представлен как сфера, в которой кооперируются среда, время и социальная, преобразующая практика индивида, группы лиц, общностей.

Суммируя все трактовки понятия «досуг», можно обозначить несколько его значений: первое - достижение чего-либо; второе - объективно свободное время; третье - многомерная деятельность в свободное время; четвертое - высшая дея­тельность в пространстве свободного времени; пятое - место воспитательной дея­тельности и самообразования.

Досуг появился как феномен культуры свободного времени людей, равно­правный с важнейшими социальными феноменами «труд», «работа», «учение». Досуг по своей природе является для человека комплексным явлением, а именно:

1) временем, которое человек заполняет и использует по своим интересам, потребностям и возможностям;

2) средой жизни человека со своими нормами, правилами, условиями, зада­чами;

3) деятельностью традиционной и возвышенной, смысл которой, в отличие от учебной, трудовой и иной общественно-значимой деятельности, лежит не во внеш­нем результате, а в ней самой.

Многообразные виды досуговой деятельности исследователи классифици­руют по пяти группам: отдых, развлечения, праздник, самообразование, твор­чество. Ключевыми составляющими являются - развлечение, самообра­зование, творчество. Нельзя исключать тот факт, что применительно к ЛОВ раз­влечение может рассматриваться как рекреация. Поэтому рассмотрим кратко и их понятийную сущность.

Рекреация - объективно один из основных видов деятельности людей. Она неразрывно связана с трудом, и оба этих вида деятельности людей следует рассматривать во взаимосвязи. Мы рассматриваем рекреацию как снятие нагрузок и восстановление, компенсацию недогрузки, как отдых и деятельность для восстановления сил индивида, израсходованных в процессе учения и труда.

Развлечения. Это досуговое понятие рассматривается как «то, что развлекает, доставляет удовольствие», как «занятие, времяпрепровождение, доставляю­щее удовольствие, развлекающее».

Именно в развлечении активизируются бездействовавшие функции лица с ограниченными возможностями. Обыденные развлечения, бытовое общение, зре­лища и увеселения - это существенные компоненты досуга, обеспечивающие зачастую бодрость настроения, удовлетворенность жизнью, оптимистическое вос­приятие действительности, что весьма ценно и важно для ЛОВ.

Развлечение - закономерное понятие, синтагма (вместе построенное, соедине­ние, которое выражает одно понятие) досуга. Развлечение обычно состоит из игр, забав, потех, соответствующих интересам и возрастным особенностям, физичес­ким возможностям, степени недуга человека (т.е. имеет педагогический характер).

Самообразование. «К самообразовательной досуговой деятельности отно­сятся чтение литературы, участие в семинарах, в диспутах, деловых играх, экскур­сиях, слушание лекций, музыки, просмотр научно-популярных и документальных кинофильмов». Самообразование - не синоним досугу или свободному времени. Самообразование входит в структуру досуга как его педагогический признак. У самообразования много путей, в том числе приобретение знаний путем самостоятельных занятий вне уроков без помощи педагога, в том числе в сфере досуга, который необычайно информативен.

Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Деятельность может выступать как творчество в любой сфере: научной, производственно-технической, художественной, политической и т.д. - там, где создаётся, открывается, изобретается нечто новое.

В зарубежной науке отсчет познания явления «досуг» начинается с Платона и Аристотеля. Выдающиеся философы античности оценивали свободное время как наиболее важное для совершенствования человека. По Платону, досуг есть «вели­чайший досуг», по Аристотелю, он есть «высокий досуг».

Анализ источников дает нам право констатировать, что досуг возник как следствие экономического развития первобытных обществ и утвердился в силу многих тенденций религиозного, социально-экономического и культурного разви­тия. На разных стадиях эволюции социальный по содержанию и по форме фено­мен досуга развивался на всем протяжении человеческой истории и приобретал различные качества и особый общественно-культурный смысл.

Современный период характеризуется серьезной переоценкой многих явле­ний нашей жизни, казавшихся прежде стабильными и достаточно изученными. Например, насущной потребностью стала дальнейшая углубленная разработка тео­рии досуга, обеспечение научного подхода к организации свободного времени индивидов, групп и общностей. Это возможно при условии непредвзятого взгляда на научные изыскания в области досуга взрослых и детей на базе таких фундаментальных наук, как философия, социология, культурология, педагогика, психология.

Итак, позитивные назначения досуга Т. Г. Киселева определяет следующим образом:

1) досуг является восстанавливающей силой, предоставляет возможность для восстановления сил;

2) через развлечение досуг открывает новые миры, как реальные, так и вооб­ражаемые, куда индивидуум может ускользнуть от рутины, необходимости выполнения набора лимитированных ежедневных задач;

3) досуг выполняет все базовые функции и удовлетворяет многие человечес­кие потребности.

Д. Д. Калимуллин вслед за вышеназванными исследователями досуг рассматривает как часть системы воспитания и развития индивида, эффективное средство социализации. Цель процесса социализации средствами досуга - гармоническое вхождение инди­вида в социальную среду, усвоение им системы норм и ценностей общества, позволяющих ему успешно функционировать в качестве его посредника, трансля­тора Социализация личности в условиях досуга служит развитию самосознания, в процессе которого человек вырабатывает собственные ценности и ориентации, приводящие к личностному выбору профессиональной деятельности и образа духовной жизни.

Как справедливо отмечает Д. Д. Калимуллин, воспитание как планомерное явление подчинено социализации, которая охва­тывает и социально-контролируемые организованные процессы, подчиненные установленным в обществе идеалам, и стихийные процессы, возникающие в жизни. Досуг, в сущности, стихиен. Он возникает в социокультурной среде как некий антипод обязательной воспитывающей деятельности с ее естественной принудительностью, как сфера реабилитационного, интеграционного, компенса­торного самовоспитания. Но его появление объясняется также тем, что индивид входит в новое для него поле деятельностной культуры, в новое открытие еще одного пласта жизни, где процесс самореализации и самоутверждения имеет новые, ранее неизведанные грани, привлекающие индивида. Это явление обычно рассматривается в контексте возрастной стратификации общества, к примеру пот­ребность в интимном общении, творческом самовыражении, соревновании и т.п.

Воспитание как профессиональная деятельность и как функция общества есть организация самовоспитания через организацию воспитывающих условий (среды), воспитывающей жизни (вся жизнедеятельность), воспитывающей разнообразной и многоролевой развивающей деятельности и воспитывающих взаимоотношений людей в жизни и деятельности.

Являясь объективно частью воспитательной системы российского общества (воспитания как «изменения»), досуг обеспечивает:

• изменение - развитие физических, психических функций, интеллектуальных и эмоциональных способностей человека;

• изменение отношения к самому себе - взрослеющему индивиду, становление самосознания (формирование «образа - Я», «Я - концепции»);

• изменение отношения к миру - формирование сознания, мировоззрения, жиз­ненной позиции.

Воспитание в сфере досуга и средствами досуга есть «самоизменение» лич­ности, самостроительство личности (Л.C. Выготский). Согласно И.С. Кону, само­сознание включает в себя три взаимосвязанных компонента: познавательный - осознание себя, своих качеств и возможностей; эмоциональный - оценка этих качеств и связанное с ней самоотношение; поведенческий - практическая модель поведения, обусловленная первыми двумя компонентами.

С изменением возраста человека меняются его ведущие потребности, форми­рующие мотивы его поведения. Досуг среди иных факторов воспитания обеспечи­вает механизм самостроительства и самоосуществления личности через цели раз­вития (потребность в самоутверждении, смысле жизни, в самореализации и др.); средства развития (потребность в деятельности, врожденную активность); условия (потребность в защищенности, в поддержке, в любви, в уважении) и даже внут­ренние стимулы (потребность в удовольствии, в радости и как апогей в счастье).

Исходя из личностно-деятельного подхода, досуг определяется как форма деятельности в определенно-заданных (условно-заданных) ситуациях, реально направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в много­мерных сферах досугового общения (компьютерного общения).

Отказ от партийно-государственного монополизма в сфере воспитания, во всех сферах жизнедеятельности человека, включая его мышление, отдых, досуг, позволил обществу повернуться к интересам, потребностям индивидуума, выде­лить в качестве главного в социально-культурной деятельности общества свобод­ное и организованное творчество личности в сфере организованного досуга, свя­занного с удовольствием, отдыхом, общением.

Если образование - деятельностный процесс, ориентированный на образ чело­века, то досуг - закономерная часть образовательного процесса, которая также влияет на формирование образа жизни индивида, под которым понимается «сово­купность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом, которая берется в единстве с условиями жизни».

Досуговая модель (эталон, образец) завершенного (сложившегося) типа у конкретных индивидов представляет собой образ, либо возникший спонтанно, либо разработанный как символ, если участники досуга открывают в нем ценность символа. Досуг как образ важен тем, что способен повторяться там и тогда, где свободно проявляется творческая фантазия. В этом плане образ досуга - это конгломерат культурообразующих ценностей, важных для настоящей и будущей жизни, но представляющих глубоко личный выбор. Высокая мера ответственности такого выбора связана с осознанием жизненной необходимости выбираемого досуга и нравственными корнями культуры, которые обеспечивают личностный рост индивида.

В организованном досуге заложена социальная память традиций культуры, историческая память предшествующих поколений молодежи и взрослых. Досуг вообще «замешан» на духовной преемственности традиций, разрушение которых означает конец культуры досуга. Досуг молодежи, ее свободное время оказывают огромное влияние на все важнейшие стороны жизнедеятельности современного общества - политику, экономику, культуру, мораль и др.

Шкалу ценностей организованного можно свести к простым определениям: гуманизм сущности досуга; его защитно-реабилитационный характер; соотношение коллективности и индивидуальности проявлений в досуговой деятельности; патриотизм, народность, менталитетность, национально-самобытной характер досуга; интеллектуализация содер­жания, резервы познания мира; резервы социальной активности индивида в досу­ге: самоорганизация, самовыражение, самоутверждение, самоактуализация и т.д.

К критериям социальной значимости педагогически организованного досуга относят следующие положения:

1. Досуговая деятельность основывается на теории культуры и охватывает широкую область социально-культурной практики личности. Досуг есть часть культуры, которая обеспечивает человека ценностными ориентациями, прежде всего в области культурного аспекта свободного времени. Формируемый образ досуга влияет на образ жизни и противостоит асоциальным, антикультурным проявлениям.

2. Сфера досуговой практики - средство познания жизни. Из жизненного материала ЛОВ воссоздают образы (прообразы) жизни в соответствии со своими представлениями о ней, расширяют знания о жизни.

3. Организованный досуг должен включать человека с ограниченными воз­можностями в систему разнообразных социальных ролей, положений и отноше­ний, обладать коммуникативной зараженностью, обеспечивать межвозрастным партнерством, значит, и опытом разных социальных сил, победами дружеского сознания. В досуге приоритет «нашего» над «моим» очень высок, отсюда ориен­тация на сохранение российского менталитета (тяга к общности, к объединениям, коллективам). Досуг примиряет «непримиримых», снимает или укорачивает дис­танции взаимодействия. Коммуникативная роль досуга имеет огромное воспи­тательное значение.

4. Сфера досуга создает предпосылки самопознания, проверки себя, так как предоставляет человеку огромное пространство для самовыражения, самодиагнос­тики. Досуг наиболее реально дает человеку осмысление того, что он в нем приоб­рел, чтобы далее знать или хотя бы представлять, как дальше жить с людьми; досуговая деятельность, в которой участвуют люди, порождает социально значи­мые для них выводы.

5. Досуг способен обеспечить атмосферу истинной демократии и свободы, он ориентирует индивида на оптимальное использование своей свободы, культуры свободы. Досуг не освобождает человека от самого себя, в нем не смещаются понятия добра и зла, правды и лжи, дружбы и предательства, но сохраняется веч­ное стремление к свободе, «жажда» свободы, не освобождающая от правил обще­жития. Свобода досуга стимулирует индивида на резкие, иногда кардинальные изменения своего привычного бытия, делая это реально, даже на условиях маги­ческого «как будто бы», любой человек изменяет самого себя в рамках обязан­ностей как исконности свободы поведения.

Досуг детский – все дети имеют свободное время, но не все имеют досуг, ибо последний не ограничивается ни развлечением, ни ничегонеделаньем, ни даже развитием. Детский досуг в разных возрастных группах не однозначен. Если у детей дошкольного возраста преобладает домашнее общение, а уже на второй план выходит общение в детском саду, во дворе и специальных досуговых группах типа школы творчества, то у младших школьников оно перемещается преимущественно в школу, а уж затем идут дом, двор, досуговые общности. А вот у подростков на первое место выходят досуговые общности (формальные и неформальные), то есть пальма первенства как бы делится между досуговыми учреждениями и двором, а уже потом идут школ и дом. Что касается юношества, то здесь эпицентр досугового общения перемещается в общественные места: от остановки транспорта до дискотеки и кафе, существенно назад отодвигаются двор, школа, досуговые учреждения и семья.

Основные характеристики досуга детей, подростков, юношества:

· досуг имеет ярко выраженные физиологический, психологический и социальный аспекты;

· основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;

· предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;

· формирует и развивает личность;

· способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;

· стимулирует творческую инициативу детей;

· формирует потребность детей в свободе и независимости;

· способствует раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков;

· удовлетворяет потребности личности;

· способствует формированию ценностных ориентаций;

· детерминирован внутренне и внешне;

· выступает как своеобразная «зона ограниченного вмешательства взрослых»;

· способствует объективной самооценке детей;

· формирует позитивную Я - концепцию;

· обеспечивает удовлетворение, весёлое настроение и персональное удовольствие;

· способствует самовоспитанию личности;

· формирует социально-значимые потребности личности и нормы поведения в обществе;

· есть активность, контрастирующая с полным отдыхом;

· реальный досуг нельзя отождествлять с мнимым досугом;

· природе детского досуга чуждо противопоставление "учебное время - досуг" (как часть внеучебного времени);

· детский досуг подразделяется на собственно досуг и полудосуг, как сбой в самоактуализации личности;

· детский досуг широк в своем понимании.

Функции досуга: самореализационная, творческая, коммуникативная, мировоззренческая, просветительская, профориентационная, рекреационная, гедонистическая, прокреативная.

Таким образом, сущностью детско-юношеского досуга является целенаправленное творческое поведение детей, подростков и юношества в свободной для выбора, рода занятий и степени активности художественно-организационной пространственно-временной среде, обусловленной внутренними потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения и внешними факторами, порождающими деятельность. Досуг детей, подростков и юношества развивается по своим законам, принципам, теоретически обоснованным и апробированным на практике. К ним относятся принципы всеобщности и доступности; гуманизации воспитания личности; социальной, интеллектуальной, физической активности; коллективного творческого дела с возвышающей целью; адаптивности; дополнительности; сотрудничества; компенсации; занимательности.

Досуговое время – часть свободного времени, используемая для свободного общения, потребления ценностей духовной культуры, развлечений, прогулок и других видов нерегламентированной деятельности, обеспечивающих отдых.

Дошкольный возраст - период детства от 3 до 6 лет. На протяжении дошкольного возраста интенсивно протекают процессы созревания детского организма. В концепции дошкольного воспитания могут быть обозначены следующие направления:

- укрепление и охрана здоровья ребенка (физического, психического), эмоционального благополучия;

- развитие его способностей к сотрудничеству с другими людьми (коммуникативность с детьми и взрослыми);

- развитие воображения, творчества, способностей;

- приобщение к общечеловеческим ценностям.

В этот период развития происходит переход от деятельности, производимой совместно со взрослыми и при их непосредственной помощи, к деятельности, осуществляемой ребенком самостоятельно, но по указанию и под руководством взрослых. В период 4-5 года жизни формируются основы личности. К 6 годам формируются все стороны личности ребенка; интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая.

4-6 лет - это игровой возраст, который формирует чувство инициативы, желание сделать что-то. Если это желание блокируется, возникает чувство вины. Решающее значение имеет групповая игра, общение со сверстниками, позволяющее ребенку примерять разные роли, развивать фантазию и т. д. На этом этапе закладывается чувство справедливости, понимание как соответствие правилу. Игровая ситуация позволяет ему сосредоточить внимание на особенностях социального общения с партнерами по игре. Именно в игровой форме деятельности у дошкольника складываются основные психические новообразования - ориентация на окружающих людей, умение вставать на позиции другого человека, способность к контролю и самоконтролю, оценке и самооценке. Игра представляет уникальный опыт для социального развития ребёнка, эта деятельность, в которой ребёнок может свободно выразить себя, освободиться от напряжения и фрустрации повседневной жизни.

Игры надо чередовать (подвижные и тихие; коллективные и индивидуальные), с тем, чтобы, с одной стороны, ребенок не устал, а с другой - не перевозбудился. Игры со взрослыми или сверстниками имеют еще одно важнейшее значение. В процессе общения дети делятся своими впечатлениями, ощущениями, познаниями. Так естественно, непринужденно, незаметно происходит "сброс информации", от избытка которой. страдают современные дети.

Классификация игр:

а) по роли в них участников:

творческие;

с готовым содержанием и правилами;

б) по педагогическому назначению:

дидактические;

в) по используемым средствам:

строительно-конструктивные;

настольные;

музыкальные;

театрализованные;

подвижные в том числе:

спортивные;

коррекционные;

лечебные и др.

Творческие игры - сюжетно-ролевые, игры-драматизации.

Сюжетно-ролевые игры, их специфика: самостоятельная разработка сюжета участниками игры, эмоциональная насыщенность, увлеченность, самостоятельность, активность участников; использование известных сюжетов, в том числе бытовых; отражательная природа сюжетно-ролевых игр.

Игры-драматизации; инсценирование готового литературного произведения (сказки, стихотворения, басни, песни) участниками игры; творчество проступает в отборе выразительных средств (мимики, пантомимы, интонаций голоса).

Игры с готовым содержанием: активный отбор участниками игры известного сюжета на основе книги, сказки, мультфильма, кинофильма и т.п.; самостоятельная разработка

Игры с правилами: дидактические, подвижные, музыкальные, игры-забавы, игры с образными игрушками.

Дидактические игры их специфика: доминантная роль взрослого-организатора игры в отборе содержания, форм, средств для проведения игры.

Строительно-конструктивные игры (работа играющих с песком, снегом, кубиками, конструкторами, наборами игрушечного строительного материала) развивают творчество детей, расширяют знания о цвете, форме, развивают пространственное воображение, умение создавать различные модели. Все эти игры носят групповой или коллективный характер и поэтому способствуют развитию взаимопонимания, учат внимательно относиться к др<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 873; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.45 (0.013 с.)