Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диагностика художественно-творческого развития личности↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Проблема диагностики в сфере эстетического воспитания и художественного образования чрезвычайно актуальна. Необходимость разработки проблем психодиагностики возникла в связи с принципиально новыми функциями эстетического воспитания в системе современного образования и, прежде всего, с переориентацией целевых установок. Эстетическое воспитание и художественное образование в современной школе, в системе высшего педагогического образования, рассматривается как духовная антропология, духовная эволюция человека, человековедение. Это определяется широким позитивным спектром влияния эстетических компонентов на все сферы социальных отношений в системах: человек-человек, человек—общество, человек—природа, человек—знаковые системы, человек-техника, человек - художественный образ. Кроме своего «непосредственного» пространства в искусстве, эстетическое воспитание личности глубоко связано с проблемой нравственного здоровья общества, экологическими проблемами, вопросами социокультурной среды, общения, с различными профессиональными сферами, психолого-педагогическими проблемами развития креативности, художественных способностей и духовного становления личности в целом. Актуальность проблемы психологической диагностики непосредственно связана и с разработкой идеи полихудожественного развития детей, синтеза искусств в эстетическом воспитании, поиском педагогических форм интеграции различных видов художественной деятельности. Основой художественного творчества, как отмечают исследователи, являются художественно-творческие способности, для которых характерно «оперирование конкретно-чувственными образами и представлениями, переоценка действительности путем выделения или усиления наиболее ярких сторон, путем придания целостному образу новых признаков, на основе образно-чувственных восприятий и представлений» (28). До сих пор предметом научных исследований было изучение специальных художественных способностей: музыкальных (К.Сишор, Г.Ревин, Б.М.Тешюв, К.В.Тарасова, Э.Гордон, Г.М.Цыпин, Л.Л.Бочкарев); литературных (Л.Г.Жабицкая, В.Ягункова, Е.А.Корсунский); к изобразительной, деятельности (Н.В.Игнатьев, В.И.Киреенко, А.А.Мелик-Пашаев, В.С.Кузин, З.Н.Новлянская) и др. В этой области накоплен интересный теоретический и экспериментальный материал. Вместе с тем, практика показывает, что художественный опыт детей синкретичен. Для ребенка, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте жизненный опыт — это постоянно меняющийся «синаэстетический калейдоскоп», а творчество - «продленная игровая мотивация». В связи с этим, возникает необходимость изучения проблемы взаимодействия художественных, интеллектуальных и творческих способностей, в том числе проблемы художественной одаренности как основы эстетической деятельности. В последние годы в педагогике искусства утвердилось понимание того, что художественно-творческие способности, проявляясь на материале того или иного искусства, по своей психологической сути представляют собой общий момент одаренности к различным видам искусства. При этом художественная одаренность — не сумма специальных способностей, а комплекс, «индивидуальная комбинация» различных личностных свойств, определяющих новое качество человека, которое распространяется на все сферы жизни. Факты свидетельствуют о том, что наиболее высоких результатов в развитии художественных талантов достигали те художники, которые обладали не только специальными способностями в какой-то основной области искусства, но и способностями более высокого уровня — универсальными, благодаря которым легко осуществляется перенос в другие области творчества. К таким универсальным компонентам в структуре художественной одаренности относятся: эстетическая эмпатия (коммуникативный компонент): импрессивная экспрессивная эмоциональность: синестезия (сенсорный уровень); способность к ассоциированию; художественному воображению; способность к преобразованиям (вариативность, инверсивность мышления); «комплекс детскости»; ярко выраженная индивидуальность (стиль) и др. В связи с этим логично предположение - полноценное эстетическое развитие — это, прежде всего полихудожественное развитие. Окно может осуществляться только на основе гармоничного сочетания специальных и общих (универсальных) компонентов художественных и творческих способностей. Таким образом, четко определяются «объекты» диагностики и развития личности в сфере эстетического воспитания и художественного образования: это мотивация (эстетические, художественные интересы, потребности); общие (универсальные) художественные способности; креативные свойств личности; специальные художественные способности. Следует подчеркнуть также «открытый» характер диагностики эстетического развития личности. Никакой тест в единственном числе не может претендовать на исключительную роль. Не эффективно и использование, даже с комплексом методик, одноразовой процедуры диагностики. Достоверность и объективность этого процесса растет пропорционально объему информации. Поэтому в систему диагностической программы должны быть положены различные методики, и учитываться различные уровни диагностики. Уровни диагностики
Дифференцированный подход – один из принципов культурно-досуговой работы, проявляющийся в учете индивидуальных особенностей человека, социальной группы: уровня их общеобразовательной и профессиональной подготовки, интересов, жизненного опыта и т. п. Дом культуры – 1) тип клубного учреждения; 2) обобщенное название различных видов государственных, профсоюзных и ведомственных учреждений (районный Дом культуры, Дом культуры строителей, сельский Дом культуры и т. п.) Досуг – 1) в современной научной литературе понятие "досуг" рассматривается в следующих аспектах: 1. Досуг как время (свободное от......) 2. Досуг как пространство, сфера. 3. Досуг как деятельность (свободная от.....) 4. Досуг как состояние или психическое переживание личности. Понятие досуга употребляется чаще всего как синоним свободного времени. Но точнее под досугом следует понимать возможность разнообразной деятельности в свободное время. С социологической точки зрения досуг выступает как та часть временного бюджета личности, которая освобождена от непреложных временных затрат, т. е. от обязательной работы, настоятельных семейных, общественных обязанностей, бытовых забот, а также от необходимой физиологической жизнедеятельности (сна, питания). Досуг есть возможность свободно распоряжаться временем, использовать его согласно индивидуальному выбору. От чего должно быть свободно время и ради каких целей оно должно использоваться? Эти вопросы решаются каждый раз в соответствии с жизненными целями, ценностными ориентациями личности. Но последние, как известно, не выбираются человеком произвольно. Индивидуальные ценности множеством нитей связаны с нравственными, политическими, религиозными принципами и идеалами, характерными для данной эпохи. Представления о самом человеке, о том, что для него естественно и полезно, а что противоестественно и вредно, представления о прекрасном, о добре и счастье существенным образом воздействуют на индивидуальный выбор в свободное время. В сфере свободной жизнедеятельности у каждого человека постепенно складывается система привычек, организующих поведение и образ жизни. Таким образом, рассматривая сущность досуга, мы можем сказать, что этот феномен социально-культурной сферы нашей жизнедеятельности представляет собой свободно выбираемую личностную, в соответствии со своими интересами деятельность, направленную на удовлетворение духовных, творческих и физических потребностей. 2) деятельность, выбираемая личностью в соответствии со своими склонностями, уровнем развития духовных запросов и интересов. Досуг является объектом исследования достаточно большого круга наук (философии, социологии, экономики, культурологии, географии, истории, психологии, педагогики и др.), пытающихся ответить на вопрос: ЧЕМ занимаются люди в свободное время и ЧТО для них значит выбранная досуговая деятельность. Культуролог Т. Г. Киселева, анализируя определения досуга, ссылается, в частности, на Вебстеровский словарь, который гласит: «Досуг» - свобода от обязательств или бизнеса, праздное время, время, свободное от работы, в течение которого человек может отдаваться отдыху, рекреации и т.п.» В другом Вебстеровском синонимическом словаре под редакцией Ч. Лаирда досуг рассматривается как свобода, свободное время, свободная минута, час отдыха, расслабление, рекреация, покой, перерыв, отпуск, отдых, часы безделья. Интерес представляет и третий словарь Вебстеровской серии под редакцией Д. Гуральника. Здесь досуг трактуется как свободное время, когда можно предаваться отдыху, рекреации. Нельзя не обратиться и к знаменитой серии Оксфордских словарей. Поскольку определения в основном совпадают, приведем лишь одно: «Leisure» - свобода от работы, особенно от обязательной работы или обязанностей; время, когда можно отдохнуть, развлечься, заняться приятными вещами» Как видим, фундаментальные издания дают характерные «составляющие» досуга, в основе которых — свобода от обязательств, от работы; отдых, занятия приятными вещами, расслабление, рекреация. Исследуя сущностные смыслы рекреационной деятельности за рубежом, социолог Е.Г. Доронкина приходит к выводу о том, что рекреация «осуществляется в рамках досуга (свободного времени)». Российские лингвисты полагают, что термин «досуг» употребляется уже в начале XV века, в то же время словосочетание «свободное время» упоминается в литературе только в конце XIX - начале XX вв. Можно предположить, что слово «досуг» происходит от производных русских глаголов «достигнуть», «досягать». Досуг осмысливался как время, когда можно чего-то достигнуть. Трактовка термина «досуг» у В.И. Даля носит этапный характер, она содержит: а) характеристики времени (свободного, незанятого), способа его проведении (гулянки, гулячая пора и т.д.); б) сферы деятельности (пора для досужего - умеющего, способного к делу и т.д.); в) самой деятельности (умение, ловкость, способность к делу, мастерству), возможности к досужеству, проявить свойства досужего. В российской педагогической энциклопедии А. В. Даринский расшифровывает термин «досуг» как «возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору». Так как мы рассматриваем досуговое время лиц с ограниченными возможностями, то именно данная трактовка отображает подход к организации досуговой деятельности ЛОВ. Ведь ЛOB нуждаются в создании возможностей (условий и механизмов) включения в многообразные виды досуговой деятельности. Весьма интересна трактовка, данная О.С. Газманом. В частности, рассматривая досуговое время учащихся, ученый отводит досугу «широкое пространство и время жизнедеятельности... за пределами учебной работы». Автор далее пишет, что «эту зону ученые часто называют рекреативной, то есть зоной отдыха, восстановления физических и духовных сил. Другая ее функция - развитие способностей и интересов. Третья - свободное общение со значимыми людьми». Таким образом, оптимальной формой социально-культурной интеграции личности, способной максимально полно реализовать коммуникативный потенциал Интернета, являются субкультурные Интернет-сообщества клубного типа. Социально-педаго- гический потенциал реальных и виртуальных сообществ определяется неограниченностью коммуникации в пространственно-временных рамках, способностью преодолевать социально-психологические и межкультурные барьеры и свободно создавать новые коммуникативные линии сущностного диалога, социально-ролевой универсальностью самореализации, диалогичностью и конструктивностью по отношению к широкому спектру личностных проявлений. С.А. Шмаков рассматривает досуг комплексно: это время для духовного развития; предоставляет свободный выбор общественно-значимых ролей-положений; это деятельность, развивающая неограниченные возможности индивидов, таланты в наиболее целесообразном применении. Это сфера, где полнокровно раскрываются потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении. Это особая социальная сфера, где индивид удовлетворяет личностные потребности в самопроверке, самооценке собственного «Я». Это зона активного общения, где индивид открыт для воздействия и влияния самых различных общественных институтов и организаций. С ним солидарна Г.А. Евтеева, которая характеризует досуг следующим образом: «Это та часть свободного времени, в которой осуществляются конкретные варианты его использования, связанные с более или менее активным освоением культурных ценностей, эмоционально - коммуникативно-развлекательной деятельности. Досуг выполняет по преимуществу рекреационно-воспитательные функции». У названных выше авторов, длительно исследовавших досуг молодежи, он представлен как сфера, в которой кооперируются среда, время и социальная, преобразующая практика индивида, группы лиц, общностей. Суммируя все трактовки понятия «досуг», можно обозначить несколько его значений: первое - достижение чего-либо; второе - объективно свободное время; третье - многомерная деятельность в свободное время; четвертое - высшая деятельность в пространстве свободного времени; пятое - место воспитательной деятельности и самообразования. Досуг появился как феномен культуры свободного времени людей, равноправный с важнейшими социальными феноменами «труд», «работа», «учение». Досуг по своей природе является для человека комплексным явлением, а именно: 1) временем, которое человек заполняет и использует по своим интересам, потребностям и возможностям; 2) средой жизни человека со своими нормами, правилами, условиями, задачами; 3) деятельностью традиционной и возвышенной, смысл которой, в отличие от учебной, трудовой и иной общественно-значимой деятельности, лежит не во внешнем результате, а в ней самой. Многообразные виды досуговой деятельности исследователи классифицируют по пяти группам: отдых, развлечения, праздник, самообразование, творчество. Ключевыми составляющими являются - развлечение, самообразование, творчество. Нельзя исключать тот факт, что применительно к ЛОВ развлечение может рассматриваться как рекреация. Поэтому рассмотрим кратко и их понятийную сущность. Рекреация - объективно один из основных видов деятельности людей. Она неразрывно связана с трудом, и оба этих вида деятельности людей следует рассматривать во взаимосвязи. Мы рассматриваем рекреацию как снятие нагрузок и восстановление, компенсацию недогрузки, как отдых и деятельность для восстановления сил индивида, израсходованных в процессе учения и труда. Развлечения. Это досуговое понятие рассматривается как «то, что развлекает, доставляет удовольствие», как «занятие, времяпрепровождение, доставляющее удовольствие, развлекающее». Именно в развлечении активизируются бездействовавшие функции лица с ограниченными возможностями. Обыденные развлечения, бытовое общение, зрелища и увеселения - это существенные компоненты досуга, обеспечивающие зачастую бодрость настроения, удовлетворенность жизнью, оптимистическое восприятие действительности, что весьма ценно и важно для ЛОВ. Развлечение - закономерное понятие, синтагма (вместе построенное, соединение, которое выражает одно понятие) досуга. Развлечение обычно состоит из игр, забав, потех, соответствующих интересам и возрастным особенностям, физическим возможностям, степени недуга человека (т.е. имеет педагогический характер). Самообразование. «К самообразовательной досуговой деятельности относятся чтение литературы, участие в семинарах, в диспутах, деловых играх, экскурсиях, слушание лекций, музыки, просмотр научно-популярных и документальных кинофильмов». Самообразование - не синоним досугу или свободному времени. Самообразование входит в структуру досуга как его педагогический признак. У самообразования много путей, в том числе приобретение знаний путем самостоятельных занятий вне уроков без помощи педагога, в том числе в сфере досуга, который необычайно информативен. Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Деятельность может выступать как творчество в любой сфере: научной, производственно-технической, художественной, политической и т.д. - там, где создаётся, открывается, изобретается нечто новое. В зарубежной науке отсчет познания явления «досуг» начинается с Платона и Аристотеля. Выдающиеся философы античности оценивали свободное время как наиболее важное для совершенствования человека. По Платону, досуг есть «величайший досуг», по Аристотелю, он есть «высокий досуг». Анализ источников дает нам право констатировать, что досуг возник как следствие экономического развития первобытных обществ и утвердился в силу многих тенденций религиозного, социально-экономического и культурного развития. На разных стадиях эволюции социальный по содержанию и по форме феномен досуга развивался на всем протяжении человеческой истории и приобретал различные качества и особый общественно-культурный смысл. Современный период характеризуется серьезной переоценкой многих явлений нашей жизни, казавшихся прежде стабильными и достаточно изученными. Например, насущной потребностью стала дальнейшая углубленная разработка теории досуга, обеспечение научного подхода к организации свободного времени индивидов, групп и общностей. Это возможно при условии непредвзятого взгляда на научные изыскания в области досуга взрослых и детей на базе таких фундаментальных наук, как философия, социология, культурология, педагогика, психология. Итак, позитивные назначения досуга Т. Г. Киселева определяет следующим образом: 1) досуг является восстанавливающей силой, предоставляет возможность для восстановления сил; 2) через развлечение досуг открывает новые миры, как реальные, так и воображаемые, куда индивидуум может ускользнуть от рутины, необходимости выполнения набора лимитированных ежедневных задач; 3) досуг выполняет все базовые функции и удовлетворяет многие человеческие потребности. Д. Д. Калимуллин вслед за вышеназванными исследователями досуг рассматривает как часть системы воспитания и развития индивида, эффективное средство социализации. Цель процесса социализации средствами досуга - гармоническое вхождение индивида в социальную среду, усвоение им системы норм и ценностей общества, позволяющих ему успешно функционировать в качестве его посредника, транслятора Социализация личности в условиях досуга служит развитию самосознания, в процессе которого человек вырабатывает собственные ценности и ориентации, приводящие к личностному выбору профессиональной деятельности и образа духовной жизни. Как справедливо отмечает Д. Д. Калимуллин, воспитание как планомерное явление подчинено социализации, которая охватывает и социально-контролируемые организованные процессы, подчиненные установленным в обществе идеалам, и стихийные процессы, возникающие в жизни. Досуг, в сущности, стихиен. Он возникает в социокультурной среде как некий антипод обязательной воспитывающей деятельности с ее естественной принудительностью, как сфера реабилитационного, интеграционного, компенсаторного самовоспитания. Но его появление объясняется также тем, что индивид входит в новое для него поле деятельностной культуры, в новое открытие еще одного пласта жизни, где процесс самореализации и самоутверждения имеет новые, ранее неизведанные грани, привлекающие индивида. Это явление обычно рассматривается в контексте возрастной стратификации общества, к примеру потребность в интимном общении, творческом самовыражении, соревновании и т.п. Воспитание как профессиональная деятельность и как функция общества есть организация самовоспитания через организацию воспитывающих условий (среды), воспитывающей жизни (вся жизнедеятельность), воспитывающей разнообразной и многоролевой развивающей деятельности и воспитывающих взаимоотношений людей в жизни и деятельности. Являясь объективно частью воспитательной системы российского общества (воспитания как «изменения»), досуг обеспечивает: • изменение - развитие физических, психических функций, интеллектуальных и эмоциональных способностей человека; • изменение отношения к самому себе - взрослеющему индивиду, становление самосознания (формирование «образа - Я», «Я - концепции»); • изменение отношения к миру - формирование сознания, мировоззрения, жизненной позиции. Воспитание в сфере досуга и средствами досуга есть «самоизменение» личности, самостроительство личности (Л.C. Выготский). Согласно И.С. Кону, самосознание включает в себя три взаимосвязанных компонента: познавательный - осознание себя, своих качеств и возможностей; эмоциональный - оценка этих качеств и связанное с ней самоотношение; поведенческий - практическая модель поведения, обусловленная первыми двумя компонентами. С изменением возраста человека меняются его ведущие потребности, формирующие мотивы его поведения. Досуг среди иных факторов воспитания обеспечивает механизм самостроительства и самоосуществления личности через цели развития (потребность в самоутверждении, смысле жизни, в самореализации и др.); средства развития (потребность в деятельности, врожденную активность); условия (потребность в защищенности, в поддержке, в любви, в уважении) и даже внутренние стимулы (потребность в удовольствии, в радости и как апогей в счастье). Исходя из личностно-деятельного подхода, досуг определяется как форма деятельности в определенно-заданных (условно-заданных) ситуациях, реально направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в многомерных сферах досугового общения (компьютерного общения). Отказ от партийно-государственного монополизма в сфере воспитания, во всех сферах жизнедеятельности человека, включая его мышление, отдых, досуг, позволил обществу повернуться к интересам, потребностям индивидуума, выделить в качестве главного в социально-культурной деятельности общества свободное и организованное творчество личности в сфере организованного досуга, связанного с удовольствием, отдыхом, общением. Если образование - деятельностный процесс, ориентированный на образ человека, то досуг - закономерная часть образовательного процесса, которая также влияет на формирование образа жизни индивида, под которым понимается «совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом, которая берется в единстве с условиями жизни». Досуговая модель (эталон, образец) завершенного (сложившегося) типа у конкретных индивидов представляет собой образ, либо возникший спонтанно, либо разработанный как символ, если участники досуга открывают в нем ценность символа. Досуг как образ важен тем, что способен повторяться там и тогда, где свободно проявляется творческая фантазия. В этом плане образ досуга - это конгломерат культурообразующих ценностей, важных для настоящей и будущей жизни, но представляющих глубоко личный выбор. Высокая мера ответственности такого выбора связана с осознанием жизненной необходимости выбираемого досуга и нравственными корнями культуры, которые обеспечивают личностный рост индивида. В организованном досуге заложена социальная память традиций культуры, историческая память предшествующих поколений молодежи и взрослых. Досуг вообще «замешан» на духовной преемственности традиций, разрушение которых означает конец культуры досуга. Досуг молодежи, ее свободное время оказывают огромное влияние на все важнейшие стороны жизнедеятельности современного общества - политику, экономику, культуру, мораль и др. Шкалу ценностей организованного можно свести к простым определениям: гуманизм сущности досуга; его защитно-реабилитационный характер; соотношение коллективности и индивидуальности проявлений в досуговой деятельности; патриотизм, народность, менталитетность, национально-самобытной характер досуга; интеллектуализация содержания, резервы познания мира; резервы социальной активности индивида в досуге: самоорганизация, самовыражение, самоутверждение, самоактуализация и т.д. К критериям социальной значимости педагогически организованного досуга относят следующие положения: 1. Досуговая деятельность основывается на теории культуры и охватывает широкую область социально-культурной практики личности. Досуг есть часть культуры, которая обеспечивает человека ценностными ориентациями, прежде всего в области культурного аспекта свободного времени. Формируемый образ досуга влияет на образ жизни и противостоит асоциальным, антикультурным проявлениям. 2. Сфера досуговой практики - средство познания жизни. Из жизненного материала ЛОВ воссоздают образы (прообразы) жизни в соответствии со своими представлениями о ней, расширяют знания о жизни. 3. Организованный досуг должен включать человека с ограниченными возможностями в систему разнообразных социальных ролей, положений и отношений, обладать коммуникативной зараженностью, обеспечивать межвозрастным партнерством, значит, и опытом разных социальных сил, победами дружеского сознания. В досуге приоритет «нашего» над «моим» очень высок, отсюда ориентация на сохранение российского менталитета (тяга к общности, к объединениям, коллективам). Досуг примиряет «непримиримых», снимает или укорачивает дистанции взаимодействия. Коммуникативная роль досуга имеет огромное воспитательное значение. 4. Сфера досуга создает предпосылки самопознания, проверки себя, так как предоставляет человеку огромное пространство для самовыражения, самодиагностики. Досуг наиболее реально дает человеку осмысление того, что он в нем приобрел, чтобы далее знать или хотя бы представлять, как дальше жить с людьми; досуговая деятельность, в которой участвуют люди, порождает социально значимые для них выводы. 5. Досуг способен обеспечить атмосферу истинной демократии и свободы, он ориентирует индивида на оптимальное использование своей свободы, культуры свободы. Досуг не освобождает человека от самого себя, в нем не смещаются понятия добра и зла, правды и лжи, дружбы и предательства, но сохраняется вечное стремление к свободе, «жажда» свободы, не освобождающая от правил общежития. Свобода досуга стимулирует индивида на резкие, иногда кардинальные изменения своего привычного бытия, делая это реально, даже на условиях магического «как будто бы», любой человек изменяет самого себя в рамках обязанностей как исконности свободы поведения. Досуг детский – все дети имеют свободное время, но не все имеют досуг, ибо последний не ограничивается ни развлечением, ни ничегонеделаньем, ни даже развитием. Детский досуг в разных возрастных группах не однозначен. Если у детей дошкольного возраста преобладает домашнее общение, а уже на второй план выходит общение в детском саду, во дворе и специальных досуговых группах типа школы творчества, то у младших школьников оно перемещается преимущественно в школу, а уж затем идут дом, двор, досуговые общности. А вот у подростков на первое место выходят досуговые общности (формальные и неформальные), то есть пальма первенства как бы делится между досуговыми учреждениями и двором, а уже потом идут школ и дом. Что касается юношества, то здесь эпицентр досугового общения перемещается в общественные места: от остановки транспорта до дискотеки и кафе, существенно назад отодвигаются двор, школа, досуговые учреждения и семья. Основные характеристики досуга детей, подростков, юношества: · досуг имеет ярко выраженные физиологический, психологический и социальный аспекты; · основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности; · предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность; · формирует и развивает личность; · способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия; · стимулирует творческую инициативу детей; · формирует потребность детей в свободе и независимости; · способствует раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков; · удовлетворяет потребности личности; · способствует формированию ценностных ориентаций; · детерминирован внутренне и внешне; · выступает как своеобразная «зона ограниченного вмешательства взрослых»; · способствует объективной самооценке детей; · формирует позитивную Я - концепцию; · обеспечивает удовлетворение, весёлое настроение и персональное удовольствие; · способствует самовоспитанию личности; · формирует социально-значимые потребности личности и нормы поведения в обществе; · есть активность, контрастирующая с полным отдыхом; · реальный досуг нельзя отождествлять с мнимым досугом; · природе детского досуга чуждо противопоставление "учебное время - досуг" (как часть внеучебного времени); · детский досуг подразделяется на собственно досуг и полудосуг, как сбой в самоактуализации личности; · детский досуг широк в своем понимании. Функции досуга: самореализационная, творческая, коммуникативная, мировоззренческая, просветительская, профориентационная, рекреационная, гедонистическая, прокреативная. Таким образом, сущностью детско-юношеского досуга является целенаправленное творческое поведение детей, подростков и юношества в свободной для выбора, рода занятий и степени активности художественно-организационной пространственно-временной среде, обусловленной внутренними потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения и внешними факторами, порождающими деятельность. Досуг детей, подростков и юношества развивается по своим законам, принципам, теоретически обоснованным и апробированным на практике. К ним относятся принципы всеобщности и доступности; гуманизации воспитания личности; социальной, интеллектуальной, физической активности; коллективного творческого дела с возвышающей целью; адаптивности; дополнительности; сотрудничества; компенсации; занимательности. Досуговое время – часть свободного времени, используемая для свободного общения, потребления ценностей духовной культуры, развлечений, прогулок и других видов нерегламентированной деятельности, обеспечивающих отдых. Дошкольный возраст - период детства от 3 до 6 лет. На протяжении дошкольного возраста интенсивно протекают процессы созревания детского организма. В концепции дошкольного воспитания могут быть обозначены следующие направления: - укрепление и охрана здоровья ребенка (физического, психического), эмоционального благополучия; - развитие его способностей к сотрудничеству с другими людьми (коммуникативность с детьми и взрослыми); - развитие воображения, творчества, способностей; - приобщение к общечеловеческим ценностям. В этот период развития происходит переход от деятельности, производимой совместно со взрослыми и при их непосредственной помощи, к деятельности, осуществляемой ребенком самостоятельно, но по указанию и под руководством взрослых. В период 4-5 года жизни формируются основы личности. К 6 годам формируются все стороны личности ребенка; интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая. 4-6 лет - это игровой возраст, который формирует чувство инициативы, желание сделать что-то. Если это желание блокируется, возникает чувство вины. Решающее значение имеет групповая игра, общение со сверстниками, позволяющее ребенку примерять разные роли, развивать фантазию и т. д. На этом этапе закладывается чувство справедливости, понимание как соответствие правилу. Игровая ситуация позволяет ему сосредоточить внимание на особенностях социального общения с партнерами по игре. Именно в игровой форме деятельности у дошкольника складываются основные психические новообразования - ориентация на окружающих людей, умение вставать на позиции другого человека, способность к контролю и самоконтролю, оценке и самооценке. Игра представляет уникальный опыт для социального развития ребёнка, эта деятельность, в которой ребёнок может свободно выразить себя, освободиться от напряжения и фрустрации повседневной жизни. Игры надо чередовать (подвижные и тихие; коллективные и индивидуальные), с тем, чтобы, с одной стороны, ребенок не устал, а с другой - не перевозбудился. Игры со взрослыми или сверстниками имеют еще одно важнейшее значение. В процессе общения дети делятся своими впечатлениями, ощущениями, познаниями. Так естественно, непринужденно, незаметно происходит "сброс информации", от избытка которой. страдают современные дети. Классификация игр: а) по роли в них участников: • творческие; • с готовым содержанием и правилами; б) по педагогическому назначению: • дидактические; в) по используемым средствам: • строительно-конструктивные; • настольные; • музыкальные; • театрализованные; • подвижные в том числе: • спортивные; • коррекционные; • лечебные и др. Творческие игры - сюжетно-ролевые, игры-драматизации. Сюжетно-ролевые игры, их специфика: самостоятельная разработка сюжета участниками игры, эмоциональная насыщенность, увлеченность, самостоятельность, активность участников; использование известных сюжетов, в том числе бытовых; отражательная природа сюжетно-ролевых игр. Игры-драматизации; инсценирование готового литературного произведения (сказки, стихотворения, басни, песни) участниками игры; творчество проступает в отборе выразительных средств (мимики, пантомимы, интонаций голоса). Игры с готовым содержанием: активный отбор участниками игры известного сюжета на основе книги, сказки, мультфильма, кинофильма и т.п.; самостоятельная разработка Игры с правилами: дидактические, подвижные, музыкальные, игры-забавы, игры с образными игрушками. Дидактические игры их специфика: доминантная роль взрослого-организатора игры в отборе содержания, форм, средств для проведения игры. Строительно-конструктивные игры (работа играющих с песком, снегом, кубиками, конструкторами, наборами игрушечного строительного материала) развивают творчество детей, расширяют знания о цвете, форме, развивают пространственное воображение, умение создавать различные модели. Все эти игры носят групповой или коллективный характер и поэтому способствуют развитию взаимопонимания, учат внимательно относиться к др<
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 873; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.45 (0.013 с.) |