Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Параметры познавательного и личностного развития дошкольников↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Параметры познавательного и личностного развития дошкольников как повысить мотивацию дошкольника? – заинтересовать, создать эффект неожиданности, мотив взрослости поведения – статус в семье, во дворе, в образовательной организации как развить эмоционально-волевую сферу? – управление собой предполагает развитие внимания, терпения – работа в группах: лидерские качества, выдержка, помощь сильного ребенка слабому в данной области, большие группы разбиваем на малые, социализация; параметры (показатели) – самооценка? Стремимся к адекватной если занижена или завышена, создаём ситуации успеха – повышение самооценки и мотивации к работе структура индивидуальной образовательной программы ü Пояснительная записка, цель (создать условия для развития эмоционально-волевой сферы и повышения мотивации к школьному обучению), задачи (образовательные – воспитательные – формирующие (обучить – отработать – совершенствовать – закрепить в повседневной самостоятельной деятельности)), срок реализации программы, возможности дошкольной организации по реализации данной программы учебно-методическое обеспечение (литература, пособия, раздаточный материал, предметно-развивающая среда – проектор, ПК, интерактивная доска, техническое оснащение кабинета, любые другие ресурсы) Предметно-пространственная среда: насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная, безопасная Тематический план — это перечень тем всех занятий, основной целью которого является определение оптимального содержания занятий и расчет необходимого для них времени. ü Диагностика (дошкольник – наблюдение, беседа, рисуночные тесты, игровая форма) и наблюдение за ребенком – возраст ребенка, его психолого-педагогическая характеристика (ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК) ü Формы работы (фронтальные, индивидуальные, групповые – виды занятий; занятия, игры, викторины, конкурсы и прочее), методы работы – игровые, словесные, наглядные, дидактические… Цель задачи (образовательные – воспитательные – формирующие (обучить – отработать – совершенствовать – закрепить в повседневной самостоятельной деятельности)), срок реализации программы, возможности дошкольной организации по реализации данной программы учебно-методическое обеспечение (литература, пособия, раздаточный материал, предметно-развивающая среда – проектор, ПК, интерактивная доска, техническое оснащение кабинета, любые другие ресурсы) Предметно-пространственная среда: насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная, безопасная Тематический план — это перечень тем всех занятий, основной целью которого является определение оптимального содержания занятий и расчет необходимого для них времени. ü Диагностика (дошкольник – наблюдение, беседа, рисуночные тесты, игровая форма) и наблюдение за ребенком – возраст ребенка, его психолого-педагогическая характеристика (ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК) Нужна ли коррекционно-развивающая программа? (не хочет, не интересно или не понимает? Не воспринимает?) + прогноз: есть и будут ли проблемы по другим образовательным областям? ü Формы работы (фронтальные, индивидуальные, групповые – виды занятий; занятия, игры, викторины, конкурсы и прочее), методы работы – игровые, словесные, наглядные, дидактические… Структура занятий (ОБУЧАЮЩИЙ БЛОК) ü Условия реализации программы, ожидаемые результаты (целевые ориентиры) ü Повторная диагностика, сопоставление результатов с ожидаемыми, корректировка программы (КОНТРОЛЬНЫЙ БЛОК) ü Работа с родителями в процессе реализации образовательной программы, рекомендации родителям, задания на лето «на дом»
Задача 3. Раскройте психодидактические основы планирования и реализации индивидуализированного процесса обучения и воспитания старшего дошкольника, оказавшегося в сложной жизненной ситуации (на конкретном примере). Проанализируйте ситуацию. В дошкольную образовательную организацию во втором полугодии поступил воспитанник. Семья воспитанника переехала на новое место жительства в связи с потерей жилья. Воспитатель обратил внимание на то, что на фронтальных занятиях данный воспитанник проявляет пассивность и не включается в познавательную деятельность. При этом ребенок достаточно активно участвует в спонтанных играх со сверстниками в группе. Словарик: Сложная жизненная ситуация — это ситуация, впрямую нарушающая жизнедеятельность человека, которую он не способен самостоятельно преодолеть Фронтальная форма организации обучения обеспечивает совместную деятельность всего класса: учитель излагает учебный материал для всех, ставит одинаковые задачи, а учащиеся решают одну проблему, овладевают обшей темой. Познавательная деятельность — сознательная деятельность субъекта, направленная на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний. Структура занятий (ОБУЧАЮЩИЙ БЛОК) ü Условия реализации программы, ожидаемые результаты (целевые ориентиры) ü Повторная диагностика, сопоставление результатов с ожидаемыми, корректировка программы (КОНТРОЛЬНЫЙ БЛОК) ü Работа с родителями в процессе реализации образовательной программы, рекомендации родителям, задания на лето «на дом»
Задача 4. На основе теоретических представлений дайте характеристику возможностей конструкта «зона ближайшего развития» для его применения в диагностике познавательного развития воспитанников. Проанализируйте ситуацию. Дошкольную образовательную организацию посещают три воспитанника старшего дошкольного возраста, испытывающие сходные трудности при овладении программным материалом в образовательной области «Окружающий мир». Словарик: Зона ближайшего развития уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, реализуемый развивающейся личностью в ходе совместной деятельности со взрослым, но не проявляющийся в рамках индивидуальной деятельности (Л. С. Выготский, Мак-Карти, в 1985 г. А. Браун и Р. Феррара). Зона актуального развития – это психические функции, умения и навыки ребенка, которые уже сформировались, созрели, причем ребенок выполняет задачи, связанные с этими умениями и навыками без помощи взрослых. Познавательная деятельность — сознательная деятельность субъекта, направленная на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний. Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности. Психологическая диагностика (психодиагностика) — оценка индивидуально- психологических особенностей личности и психической деятельности человека Педагогическая диагностика – это особый вид деятельности, представляющий собой установление и изучение признаков, характеризующих состояние и результаты процесса обучения, и позволяющий на этой основе прогнозировать возможные отклонения, определять пути их предупреждения, а также корректировать процесс обучения ФГОС ДО – образовательные области (действует с 1 января 2014 года): ü Социально-коммуникативное развитие ü Познавательное развитие ü Речевое развитие ü Художественно-эстетическое развитие ü Физическое развитие Но́рма (от лат. norma — дословно «науго́льник», переносное значение — «пра́вило») — понятие, используемое в медицине и психологии для обозначения здоровья и психического развития человека. Нормальным считается состояние организма или органа, которое не нарушает его функционирования. + показатели интеллектуального и личностного развития дошкольника, которые должны сложиться к концу определённого возрастного периода. Вопросы для анализа: 1. Укажите типичные трудности, которые испытывают старшие дошкольники при овладении программным содержанием в образовательной области «Окружающий мир». 2. Какая из известных Вам технологий определения зоны ближайшего развития отвечает специфике данной ситуации? 3. Предложите пример диагностического задания для определения зоны актуального развития и зоны ближайшего развития в данной образовательной области. 4. Каков алгоритм разработки и реализации индивидуальной программы развития воспитанников с особенностями познавательного развития (развития мышления)? «Окружающий мир» - старшие дошкольники (5-7 лет) Программное содержание данной образовательной области (познавательное развитие) – животные, растения, уметь соотносить – какое дерево и чьи это листья? Трудности в распознавании, сличении, классификации Зона ближайшего развития при освоении программы экологического образования дошкольников (Николаева Светлана Николаевна – «Юный эколог», Рыжова Наталья Александровна - автор парциальной программы по экологическому образованию «Наш дом – природа») – это уровень сложности, с которым ребенок справится с помощью взрослого Диагностика – зона актуального развития – что знает сейчас - зона ближайшего развития – завтрашний день развития
Алгоритм: например, развитие мышления ü Диагностика – выявить особенности - развитие мышления
Диагностики дошкольников: 1. Диагностика восприятия (методика «Разрезные картинки» - Марцинковская – пазлы разной сложности, «Коробочка форм» - Марцинковская - прорези разной формы, «Эталоны» - Венгер - у каких рисунков схожий силуэт, «Чего не хватает?» - Немов - отсутствие деталей на картинках, «Какие предметы спрятаны в рисунках?» - Немов - смесь контуров различных предметов, «Назови фигуры» - из каких геометрических фигур состоят рисунки, «Понимание текста на слух» - Марцинковская)
2. Диагностика воображения (методика «Придумай рассказ» - Немов, «Нарисуй что-нибудь» - Марцинковская, «Придумай игру», «Незаконченные рисунки» - Тихомирова - на что это похоже
3. Диагностика памяти (методика «10 предметов» - Марцинковская или «10 слов» - Лурия - по картинкам или на слух, «Образная память» - запомнить 12 картинок и схематично их изобразить, Методика опосредованного запоминания – Леонтьев - картинки не иллюстрируют слова, но помогают запомнить их, диагностика зрительной памяти Векслера – запомнить и нарисовать по памяти 4 узора
4. Диагностика внимания (методика «Найди и вычеркни» - Марцинковская - вычеркивание определённой картинки в фигурной таблице (НИИ физиологии детей и подростков) или проставить напр по всех кружочках крестики, «Найди отличия» - между двумя картинками
5. Для старших дошкольников Диагностика уровня мышления и познавательного развития – Тест Равена (найди заплатку на коврик и прочее), «Самое непохожее» - Венгер - выбранная тобой фигурка не должна походить на мою ни формой, ни цветом, ни размером, Тест Когана – исследование схематического мышления – разложи карточки по цвету и форме, «Перцептивное моделирование для 5-7 лет» - Венгер - классификация картинок по показу (невербальная, т.е. не объясняем принцип систематизации) – перцепция= восприятие, понимание и оценка «Невербальная классификация» - Марцинковская – оценка логического мышления, «Последовательные картинки» - метод Бине - составить текст по картинкам, «Четвертый лишний» - Марцинковская - по картинкам или на слух / Наглядно-схематическое мышление - вид мышления, обеспечивающий отображение предметов объективной действительности, независимо от действий, желаний и намерений ребенка Ребенок не создает их, а выявляет и учитывает при решении задачи Такое мышление сохраняет образный характер, но сами образы становятся другими, в них отражаются не отдельные предметы и их власти свойствам, а связи и отношения между ними./ Наглядно-действенное – наглядно-образное + наглядно-схематическое – абстрактно-логическое 6. Диагностика креативности – «Дорисовывание» - Гилфорд и Торренс, «Придумай как можно больше названий для картинки», «Что может быть одновременно…черным и белым, сладким и кислым и т.д.?» 7. Диагностика личностных качеств – Тест «Лесенка», «Оцени себя по шкалам положительных и отрицательных качеств», «Несуществующее животное», Тест Розенцвейга – картинки с ситуациями, Детский Апперцептивный тест (САТ) – если ПЕРЦЕПЦИЯ=ВПЕЧАТЛЕНИЕ/ВОСПРИЯТИЕ, то АППЕРЦЕПЦИЯ=ОСМЫСЛЕНИЕ ВОСПРИНЯТОГО, ОСОЗНАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ ЛИЧНОГО ОПЫТА – картинки с зверюшками, разыгрывающими ситуации из жизни людей 8. Диагностика коммуникативных навыков – Тест «Маски» - Марцинковская - сопоставление масок с собой и другими детьми, Тест «Два домика» - Марцинковская - красный и черный, красивый и не очень 9. Диагностика готовности к школе – Тест «Мотивационная готовность» - Венгер - вопросы с двумя вариантами, «Корректурная проба» - вычеркни определённую картинку, тест Бендера - скопируй геометрические фигуры как можно точнее, «Исследование вербального мышления» - Шванцар -вопросы про сходства и различия, «Домик» - Гуткина – срисовать картинку домика с элементами прописных букв, «Образец и правило» - Венгер – сделай по образцу (дошкольный тип) при этом выполняя правило (школьный тип), «Самодиагностика для родителей» - Гейпи – анкетирование, «Способность к обучению в школе» - Вицлак – комплексный тест, Ориентировочный тест школьной зрелости – Йерасек и Керн – человек, срисовывание фразы письменными буквами и точек, «Да и нет» - Гуткина – двадцать вопросов, «Вежливость» - Гуткина – выполнение команд ведущего только со словом «пожалуйста», «Найди звук» - Гуткина – проверка фонематического слуха, «Езда по дорожке» - Астапов – провести линии, не отрывая карандаша от бумаги Таблицы Шу́льте (англ. Schulte Table) — таблицы 25 одинаковых квадратных ячеек (5 рядов и 5 столбцов) со случайно расположенными объектами (обычно числами или буквами), служащие для тестирования и развития быстроты нахождения этих объектов в определённом порядке. Упражнения с таблицами позволяют улучшить периферическое зрительное восприятие, что важно, например, для скорочтения. Проанализируйте ситуацию. Дошкольную образовательную организацию посещают три воспитанника старшего дошкольного возраста, испытывающие сходные трудности при овладении программным материалом в образовательной области «Окружающий мир». По итогам диагностики выявляем уровень знаний и психические особенности каждого воспитанника – что мешает в освоении программного материала? Как построить дополнительные занятия? Можно ли занятия проводить сразу с группой или нужно индивидуально? Трудности: основные понятия курса не усвоены; неграмотно организованы занятия, нет наглядных пособий, нет условий; нет взаимопонимания с педагогом, педагог не владеет понятием «актуального развития» - предлагает занятия не соразмерные с возможностями воспитанника; проблема в детях, а не в предметно-пространственной среде и методике преподавания (плохая память, не развито внимание, педагогическая запущенность и прочее) – не развито мышление, не умеют классифицировать, обобщать, выявлять причинно-следственные связи, нет последовательности суждений, узкий кругозор Цель Задачи срок реализации программы, учебно-методическое обеспечение (литература, пособия, раздаточный материал, предметно-развивающая среда – проектор, ПК, интерактивная доска, техническое оснащение кабинета, любые другие ресурсы) Тематический план — это перечень тем всех занятий, основной целью которого является определение оптимального содержания занятий и расчет необходимого для них времени. ü ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК Нужна ли коррекционно-развивающая программа? (не хочет, не интересно или не понимает? Не воспринимает?) + прогноз: есть и будут ли проблемы по другим образовательным областям?
Выяснение зоны актуального развития: через игру, беседу, диалог, наблюдение – что знает ребенок? Что не знает? Сложности с экологическим обучением или по всем занятиям – одинаково трудно? Даем вопросы из раздела программы, который проходим – справляется с заданием? (зона актуального развития) с помощью взрослого смог ответить на вопросы? (зона ближайшего развития) совсем не знает? (снижаем требования) – должны установить уровень познавательного развития, на котором находится ребенок
Выяснение зоны ближайшего развития: дидактические игры, вопросы, беседы, определение готовности к школьному обучению – старшие дошкольники – методики для подготовки к школе
тесты: Да и нет – на внимание Цель Задачи срок реализации программы, учебно-методическое обеспечение (литература, пособия, раздаточный материал, предметно-развивающая среда – проектор, ПК, интерактивная доска, техническое оснащение кабинета, любые другие ресурсы) Тематический план — это перечень тем всех занятий, основной целью которого является определение оптимального содержания занятий и расчет необходимого для них времени. ü ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК Массаж, ОФП на релаксацию ü Условия реализации программы, ожидаемые результаты (целевые ориентиры) ü Повторная диагностика, сопоставление результатов с ожидаемыми, корректировка программы (КОНТРОЛЬНЫЙ БЛОК) ü Работа с родителями в процессе реализации коррекционно-развивающей программы, рекомендации родителям, задания «на дом»
Задача 8. Перечислите функции всех участников коррекционно-развивающей работы с ребенком с особыми образовательными потребностями в дошкольном учреждении. Обоснуйте необходимость использования системного подхода во взаимодействии учреждения с семьей особенного ребенка. особые образовательные потребности — это потребности в организации специального педагогического процесса, позволяющего преодолевать имеющиеся ограничения возможностей, поскольку ребенок с отклонениями в развитии не готов к усвоению образовательных программ вследствие ограничения возможностей. Коррекционно - развивающая работа – это дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах (+ комплексная работа по оказанию помощи разным детям с ограниченными возможностями здоровья) Системный подход — направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов; совокупности взаимодействующих объектов; совокупности сущностей и отношений. Э́рик Григо́рьевич Ю́дин (1930—1976) — российский философ, методолог. Основными научными интересами Юдина были: природа и особенности современного методологического знания как специфического типа рефлексии над наукой; системный подход; оригинально понимаемая им категория деятельности в философии и науке Вади́м Никола́евич Садо́вский
Проанализируйте ситуацию. Анна (3,4) – особенный ребенок, посещает дошкольное учреждение с 3 лет. Проходит логопедическую реабилитацию, посещает специальные коррекционные занятия и лечебные мероприятия. В саду девочка большей частью находится в движении, редко поднимает глаза, сверстников и старших игнорирует, избегает встречаться с кем-либо взглядом, ест руками. Ее игры заключаются в том, что она «пробует на зуб» или стереотипно проделывает иные элементарные действия. Встречая отказ, кричит и бросается на пол. Словарный запас не превышает нескольких слов. Воспитателей группы, однако, беспокоит поведение матери ребенка, которая, по их словам, не выслушивает рекомендации по воспитанию дочери, не пытается «бороться» с детскими проблемами, не доверяет специалистам-медикам и психологу. Мать считает, что ребенок еще маленький, и все может пройти с возрастом, а сейчас «главное – это мягкость и терпение». Итак, кто же такой «особенный» ребенок? Если говорить по определению, то ребенок с особенностями психофизического развития – человек, у которого есть физические и (или) психические нарушения, препятствующие получению образования без создания для этого специальных условий. Данное определение звучит очень официально. Если говорить простым языком, то получается, что «особенный» ребенок, это человек, который по каким-то признакам: внешний вид, особенности интеллекта, эмоций, поведения не вписывается в социальные рамки, принятые нашим обществом, т.е. чем-то отличается от среднестатистических показателей. Под логопедической реабилитацией детей с интеллектуальной недостаточностью мы понимаем создание системы оптимальных условий, обеспечивающих максимально возможную коррекцию их речи, с учетом особенностей, возможностей и потребностей каждого ребенка. стереотип — устоявшееся отношение к происходящим событиям, действиям, поступкам Вопросы для анализа: 1. Кто является участником коррекционно-развивающей работы с данным ребенком? 2. Перечислите все возможные формы коррекционно-развивающей работы с ребенком. 3. Обоснуйте 2-3 рекомендации для родителей (в частности, матери) по повышению педагогической компетентности. 4. Сформулируйте 2-3 показателя эффективности проведенной коррекционно-развивающей работы с ребенком, по которым педагог-воспитатель может отслеживать динамику состояния ребенка. параметры познавательного и личностного развития дошкольников как повысить мотивацию дошкольника? – заинтересовать, создать эффект неожиданности, мотив взрослости поведения – статус в семье, во дворе, в образовательной организации как развить эмоционально-волевую сферу? – управление собой предполагает развитие внимания, терпения – работа в группах: лидерские качества, выдержка, помощь сильного ребенка слабому в данной области, большие группы разбиваем на малые, социализация; параметры (показатели) – самооценка? Стремимся к адекватной если занижена или завышена, создаём ситуации успеха – повышение самооценки и мотивации к работе структура индивидуальной образовательной программы ü Пояснительная записка, цель (создать условия для развития эмоционально-волевой сферы и повышения мотивации к школьному обучению), задачи (образовательные – воспитательные – формирующие (обучить – отработать – совершенствовать – закрепить в повседневной самостоятельной деятельности)), срок реализации программы, возможности дошкольной организации по реализации данной программы учебно-методическое обеспечение (литература, пособия, раздаточный материал, предметно-развивающая среда – проектор, ПК, интерактивная доска, техническое оснащение кабинета, любые другие ресурсы) Предметно-пространственная среда: насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная, безопасная Тематический план — это перечень тем всех занятий, основной целью которого является определение оптимального содержания занятий и расчет необходимого для них времени. ü Диагностика (дошкольник – наблюдение, беседа, рисуночные тесты, игровая форма) и наблюдение за ребенком – возраст ребенка, его психолого-педагогическая характеристика (ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК) ü Формы работы (фронтальные, индивидуальные, групповые – виды занятий; занятия, игры, викторины, конкурсы и прочее), методы работы – игровые, словесные, наглядные, дидактические…
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 855; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.97.229 (0.01 с.) |