ТОП 10:

Параметры познавательного и личностного развития дошкольников



Параметры познавательного и личностного развития дошкольников

как повысить мотивацию дошкольника? – заинтересовать, создать эффект неожиданности, мотив взрослости поведения – статус в семье, во дворе, в образовательной организации

как развить эмоционально-волевую сферу? – управление собой предполагает развитие внимания, терпения – работа в группах: лидерские качества, выдержка, помощь сильного ребенка слабому в данной области, большие группы разбиваем на малые, социализация;

параметры (показатели) – самооценка? Стремимся к адекватной если занижена или завышена, создаём ситуации успеха – повышение самооценки и мотивации к работе

структура индивидуальной образовательной программы

ü Пояснительная записка,

цель(создать условия для развития эмоционально-волевой сферы и повышения мотивации к школьному обучению),

задачи (образовательные – воспитательные – формирующие (обучить – отработать – совершенствовать – закрепить в повседневной самостоятельной деятельности)),

срок реализации программы,

возможности дошкольной организации по реализации данной программы

учебно-методическое обеспечение (литература, пособия, раздаточный материал, предметно-развивающая среда – проектор, ПК, интерактивная доска, техническое оснащение кабинета, любые другие ресурсы)

Предметно-пространственная среда: насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная, безопасная

Тематический план — это перечень тем всех занятий, основной целью которого является определение оптимального содержания занятий и расчет необходимого для них времени.

ü Диагностика (дошкольник – наблюдение, беседа, рисуночные тесты, игровая форма) и наблюдение за ребенком – возраст ребенка, его психолого-педагогическая характеристика (ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК)

ü Формы работы (фронтальные, индивидуальные, групповые – виды занятий; занятия, игры, викторины, конкурсы и прочее),

методы работы – игровые, словесные, наглядные, дидактические…

Цель

задачи (образовательные – воспитательные – формирующие (обучить – отработать – совершенствовать – закрепить в повседневной самостоятельной деятельности)),

срок реализации программы,

возможности дошкольной организации по реализации данной программы

учебно-методическое обеспечение (литература, пособия, раздаточный материал, предметно-развивающая среда – проектор, ПК, интерактивная доска, техническое оснащение кабинета, любые другие ресурсы)

Предметно-пространственная среда: насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная, безопасная

Тематический план — это перечень тем всех занятий, основной целью которого является определение оптимального содержания занятий и расчет необходимого для них времени.

ü Диагностика (дошкольник – наблюдение, беседа, рисуночные тесты, игровая форма) и наблюдение за ребенком – возраст ребенка, его психолого-педагогическая характеристика (ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК)

Нужна ли коррекционно-развивающая программа? (не хочет, не интересно или не понимает? Не воспринимает?) + прогноз: есть и будут ли проблемы по другим образовательным областям?

ü Формы работы (фронтальные, индивидуальные, групповые – виды занятий; занятия, игры, викторины, конкурсы и прочее),

методы работы – игровые, словесные, наглядные, дидактические…

Структура занятий (ОБУЧАЮЩИЙ БЛОК)

ü Условия реализации программы, ожидаемые результаты (целевые ориентиры)

ü Повторная диагностика, сопоставление результатов с ожидаемыми, корректировка программы (КОНТРОЛЬНЫЙ БЛОК)

ü Работа с родителями в процессе реализации образовательной программы, рекомендации родителям, задания на лето «на дом»

 

 

Задача 3. Раскройте психодидактические основы планирования и реализации индивидуализированного процесса обучения и воспитания старшего дошкольника, оказавшегося в сложной жизненной ситуации (на конкретном примере).

Проанализируйте ситуацию. В дошкольную образовательную организацию во втором полугодии поступил воспитанник. Семья воспитанника переехала на новое место жительства в связи с потерей жилья. Воспитатель обратил внимание на то, что на фронтальных занятиях данный воспитанник проявляет пассивность и не включается в познавательную деятельность. При этом ребенок достаточно активно участвует в спонтанных играх со сверстниками в группе.

Словарик:

Сложная жизненная ситуацияэто ситуация, впрямую нарушающая жизнедеятельность человека, которую он не способен самостоятельно преодолеть

Фронтальная форма организации обучения обеспечивает совместную деятельность всего класса: учитель излагает учебный материал для всех, ставит одинаковые задачи, а учащиеся решают одну проблему, овладевают обшей темой.

Познавательная деятельность — сознательная деятельность субъекта, направленная на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний.

Структура занятий (ОБУЧАЮЩИЙ БЛОК)

ü Условия реализации программы, ожидаемые результаты (целевые ориентиры)

ü Повторная диагностика, сопоставление результатов с ожидаемыми, корректировка программы (КОНТРОЛЬНЫЙ БЛОК)

ü Работа с родителями в процессе реализации образовательной программы, рекомендации родителям, задания на лето «на дом»

 

 

Задача 4. На основе теоретических представлений дайте характеристику возможностей конструкта «зона ближайшего развития» для его применения в диагностике познавательного развития воспитанников.

Проанализируйте ситуацию. Дошкольную образовательную организацию посещают три воспитанника старшего дошкольного возраста, испытывающие сходные трудности при овладении программным материалом в образовательной области «Окружающий мир».

Словарик:

Зона ближайшего развития

уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, реализуемый развивающейся личностью в ходе совместной деятельности со взрослым, но не проявляющийся в рамках индивидуальной деятельности (Л. С. Выготский, Мак-Карти, в 1985 г. А. Браун и Р. Феррара).

Зона актуального развития – это психические функции, умения и навыки ребенка, которые уже сформировались, созрели, причем ребенок выполняет задачи, связанные с этими умениями и навыками без помощи взрослых.

Познавательная деятельность — сознательная деятельность субъекта, направленная на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний.

Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.

Психологическая диагностика (психодиагностика) — оценка индивидуально-психологических особенностей личности и психической деятельности человека

Педагогическая диагностика – это особый вид деятельности, представляющий собой установление и изучение признаков, характеризующих состояние и результаты процесса обучения, и позволяющий на этой основе прогнозировать возможные отклонения, определять пути их предупреждения, а также корректировать процесс обучения

ФГОС ДО – образовательные области (действует с 1 января 2014 года):

ü Социально-коммуникативное развитие

ü Познавательное развитие

ü Речевое развитие

ü Художественно-эстетическое развитие

ü Физическое развитие

Но́рма (от лат. norma — дословно «науго́льник», переносное значение — «пра́вило») — понятие, используемое в медицине и психологии для обозначения здоровья и психического развития человека. Нормальным считается состояние организма или органа, которое не нарушает его функционирования. + показатели интеллектуального и личностного развития дошкольника, которые должны сложиться к концу определённого возрастного периода.

Вопросы для анализа:

1.​ Укажите типичные трудности, которые испытывают старшие дошкольники при овладении программным содержанием в образовательной области «Окружающий мир».

2.​ Какая из известных Вам технологий определения зоны ближайшего развития отвечает специфике данной ситуации?

3.​ Предложите пример диагностического задания для определения зоны актуального развития и зоны ближайшего развития в данной образовательной области.

4.​ Каков алгоритм разработки и реализации индивидуальной программы развития воспитанников с особенностями познавательного развития (развития мышления)?

«Окружающий мир» - старшие дошкольники (5-7 лет)

Программное содержание данной образовательной области (познавательное развитие) – животные, растения, уметь соотносить – какое дерево и чьи это листья? Трудности в распознавании, сличении, классификации

Зона ближайшего развития при освоении программы экологического образования дошкольников (Николаева Светлана Николаевна – «Юный эколог», Рыжова Наталья Александровна - автор парциальной программы по экологическому образованию «Наш дом – природа») – это уровень сложности, с которым ребенок справится с помощью взрослого

Диагностика – зона актуального развития – что знает сейчас

- зона ближайшего развития – завтрашний день развития

 

Алгоритм: например, развитие мышления

ü Диагностика – выявить особенности - развитие мышления

 

 

Диагностики дошкольников:

1. Диагностика восприятия (методика «Разрезные картинки» - Марцинковская – пазлы разной сложности, «Коробочка форм» - Марцинковская - прорези разной формы, «Эталоны» - Венгер - у каких рисунков схожий силуэт, «Чего не хватает?» - Немов - отсутствие деталей на картинках, «Какие предметы спрятаны в рисунках?» - Немов - смесь контуров различных предметов, «Назови фигуры» - из каких геометрических фигур состоят рисунки, «Понимание текста на слух» - Марцинковская)

 

2. Диагностика воображения (методика «Придумай рассказ» - Немов, «Нарисуй что-нибудь» - Марцинковская, «Придумай игру», «Незаконченные рисунки» - Тихомирова - на что это похоже

 

 

3. Диагностика памяти (методика «10 предметов» - Марцинковская или «10 слов» - Лурия - по картинкам или на слух, «Образная память» - запомнить 12 картинок и схематично их изобразить, Методика опосредованного запоминания – Леонтьев - картинки не иллюстрируют слова, но помогают запомнить их, диагностика зрительной памяти Векслера – запомнить и нарисовать по памяти 4 узора

 

4. Диагностика внимания (методика «Найди и вычеркни» - Марцинковская - вычеркивание определённой картинки в фигурной таблице (НИИ физиологии детей и подростков) или проставить напр по всех кружочках крестики, «Найди отличия» - между двумя картинками

 

 

5. Для старших дошкольников

Диагностика уровня мышления и познавательного развития

Тест Равена(найди заплатку на коврик и прочее),

«Самое непохожее» - Венгер - выбранная тобой фигурка не должна походить на мою ни формой, ни цветом, ни размером,

Тест Когана– исследование схематического мышления – разложи карточки по цвету и форме,

«Перцептивное моделирование для 5-7 лет» - Венгер - классификация картинок по показу (невербальная, т.е. не объясняем принцип систематизации) – перцепция= восприятие, понимание и оценка

«Невербальная классификация» - Марцинковская – оценка логического мышления,

«Последовательные картинки» - метод Бине - составить текст по картинкам, «Четвертый лишний» - Марцинковская - по картинкам или на слух

/Наглядно-схематическое мышление - вид мышления, обеспечивающий отображение предметов объективной действительности, независимо от действий, желаний и намерений ребенка Ребенок не создает их, а выявляет и учитывает при решении задачи Такое мышление сохраняет образный характер, но сами образы становятся другими, в них отражаются не отдельные предметы и их власти свойствам, а связи и отношения между ними./

Наглядно-действенное – наглядно-образное + наглядно-схематическое – абстрактно-логическое

6. Диагностика креативности –«Дорисовывание» - Гилфорд и Торренс, «Придумай как можно больше названий для картинки», «Что может быть одновременно…черным и белым, сладким и кислым и т.д.?»

7. Диагностика личностных качеств –Тест «Лесенка», «Оцени себя по шкалам положительных и отрицательных качеств», «Несуществующее животное», Тест Розенцвейга – картинки с ситуациями, Детский Апперцептивный тест (САТ) – если ПЕРЦЕПЦИЯ=ВПЕЧАТЛЕНИЕ/ВОСПРИЯТИЕ, то АППЕРЦЕПЦИЯ=ОСМЫСЛЕНИЕ ВОСПРИНЯТОГО, ОСОЗНАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ ЛИЧНОГО ОПЫТА – картинки с зверюшками, разыгрывающими ситуации из жизни людей

8. Диагностика коммуникативных навыков –Тест «Маски» - Марцинковская - сопоставление масок с собой и другими детьми, Тест «Два домика» - Марцинковская - красный и черный, красивый и не очень

9. Диагностика готовности к школе – Тест «Мотивационная готовность» - Венгер - вопросы с двумя вариантами, «Корректурная проба» - вычеркни определённую картинку, тест Бендера - скопируй геометрические фигуры как можно точнее, «Исследование вербального мышления» - Шванцар -вопросы про сходства и различия, «Домик» - Гуткина – срисовать картинку домика с элементами прописных букв, «Образец и правило» - Венгер – сделай по образцу (дошкольный тип) при этом выполняя правило (школьный тип), «Самодиагностика для родителей» - Гейпи – анкетирование, «Способность к обучению в школе» - Вицлак – комплексный тест, Ориентировочный тест школьной зрелости – Йерасек и Керн – человек, срисовывание фразы письменными буквами и точек, «Да и нет» - Гуткина – двадцать вопросов, «Вежливость» - Гуткина – выполнение команд ведущего только со словом «пожалуйста», «Найди звук» - Гуткина – проверка фонематического слуха, «Езда по дорожке» - Астапов – провести линии, не отрывая карандаша от бумаги

Таблицы Шу́льте (англ. Schulte Table) — таблицы 25 одинаковых квадратных ячеек (5 рядов и 5 столбцов) со случайно расположенными объектами (обычно числами или буквами), служащие для тестирования и развития быстроты нахождения этих объектов в определённом порядке. Упражнения с таблицами позволяют улучшить периферическое зрительное восприятие, что важно, например, для скорочтения.

Проанализируйте ситуацию.Дошкольную образовательную организацию посещают три воспитанника старшего дошкольного возраста, испытывающие сходные трудности при овладении программным материалом в образовательной области «Окружающий мир».

По итогам диагностики выявляем уровень знаний и психические особенности каждого воспитанника – что мешает в освоении программного материала? Как построить дополнительные занятия? Можно ли занятия проводить сразу с группой или нужно индивидуально?

Трудности:

основные понятия курса не усвоены;

неграмотно организованы занятия, нет наглядных пособий, нет условий;

нет взаимопонимания с педагогом, педагог не владеет понятием «актуального развития» - предлагает занятия не соразмерные с возможностями воспитанника;

проблема в детях, а не в предметно-пространственной среде и методике преподавания (плохая память, не развито внимание, педагогическая запущенность и прочее) – не развито мышление, не умеют классифицировать, обобщать, выявлять причинно-следственные связи, нет последовательности суждений, узкий кругозор

Цель

Задачи

срок реализации программы,

учебно-методическое обеспечение (литература, пособия, раздаточный материал, предметно-развивающая среда – проектор, ПК, интерактивная доска, техническое оснащение кабинета, любые другие ресурсы)

Тематический план — это перечень тем всех занятий, основной целью которого является определение оптимального содержания занятий и расчет необходимого для них времени.

ü ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК

Нужна ли коррекционно-развивающая программа? (не хочет, не интересно или не понимает? Не воспринимает?) + прогноз: есть и будут ли проблемы по другим образовательным областям?

 

Выяснение зоны актуального развития: через игру, беседу, диалог, наблюдение – что знает ребенок? Что не знает? Сложности с экологическим обучением или по всем занятиям – одинаково трудно?

Даем вопросы из раздела программы, который проходим – справляется с заданием? (зона актуального развития) с помощью взрослого смог ответить на вопросы? (зона ближайшего развития) совсем не знает? (снижаем требования) – должны установить уровень познавательного развития, на котором находится ребенок

 

Выяснение зоны ближайшего развития:

дидактические игры, вопросы, беседы, определение готовности к школьному обучению – старшие дошкольники – методики для подготовки к школе

 

тесты:

Да и нет – на внимание

Цель

Задачи

срок реализации программы,

учебно-методическое обеспечение (литература, пособия, раздаточный материал, предметно-развивающая среда – проектор, ПК, интерактивная доска, техническое оснащение кабинета, любые другие ресурсы)

Тематический план — это перечень тем всех занятий, основной целью которого является определение оптимального содержания занятий и расчет необходимого для них времени.

ü ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК

Массаж, ОФП на релаксацию

ü Условия реализации программы, ожидаемые результаты (целевые ориентиры)

ü Повторная диагностика, сопоставление результатов с ожидаемыми, корректировка программы (КОНТРОЛЬНЫЙ БЛОК)

ü Работа с родителями в процессе реализации коррекционно-развивающей программы, рекомендации родителям, задания «на дом»

 

Задача 8. Перечислите функции всех участников коррекционно-развивающей работы с ребенком с особыми образовательными потребностями в дошкольном учреждении. Обоснуйте необходимость использования системного подхода во взаимодействии учреждения с семьей особенного ребенка.

особые образовательные потребности — это потребности в организации специального педагогического процесса, позволяющего преодолевать имеющиеся ограничения возможностей, поскольку ребенок с отклонениями в развитии не готов к усвоению образовательных программ вследствие ограничения возможностей.

Коррекционно-развивающая работаэто дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах (+ комплексная работа по оказанию помощи разным детям с ограниченными возможностями здоровья)

Системный подход — направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов; совокупности взаимодействующих объектов; совокупности сущностей и отношений.

Э́рик Григо́рьевич Ю́дин (1930—1976) — российский философ, методолог. Основными научными интересами Юдина были: природа и особенности современного методологического знания как специфического типа рефлексии над наукой; системный подход; оригинально понимаемая им категория деятельности в философии и науке Вади́м Никола́евич Садо́вский

 

Проанализируйте ситуацию. Анна (3,4) – особенный ребенок, посещает дошкольное учреждение с 3 лет. Проходит логопедическую реабилитацию, посещает специальные коррекционные занятия и лечебные мероприятия. В саду девочка большей частью находится в движении, редко поднимает глаза, сверстников и старших игнорирует, избегает встречаться с кем-либо взглядом, ест руками. Ее игры заключаются в том, что она «пробует на зуб» или стереотипно проделывает иные элементарные действия. Встречая отказ, кричит и бросается на пол. Словарный запас не превышает нескольких слов. Воспитателей группы, однако, беспокоит поведение матери ребенка, которая, по их словам, не выслушивает рекомендации по воспитанию дочери, не пытается «бороться» с детскими проблемами, не доверяет специалистам-медикам и психологу. Мать считает, что ребенок еще маленький, и все может пройти с возрастом, а сейчас «главное – это мягкость и терпение».

Итак, кто же такой «особенный» ребенок? Если говорить по определению, то ребенок с особенностями психофизического развития – человек, у которого есть физические и (или) психические нарушения, препятствующие получению образования без создания для этого специальных условий. Данное определение звучит очень официально. Если говорить простым языком, то получается, что «особенный» ребенок, это человек, который по каким-то признакам: внешний вид, особенности интеллекта, эмоций, поведения не вписывается в социальные рамки, принятые нашим обществом, т.е. чем-то отличается от среднестатистических показателей.

Под логопедической реабилитацией детей с интеллектуальной недостаточностью мы понимаем создание системы оптимальных условий, обеспечивающих максимально возможную коррекцию их речи, с учетом особенностей, возможностей и потребностей каждого ребенка.

стереотип — устоявшееся отношение к происходящим событиям, действиям, поступкам

Вопросы для анализа:

1.​ Кто является участником коррекционно-развивающей работы с данным ребенком?

2.​ Перечислите все возможные формы коррекционно-развивающей работы с ребенком.

3.​ Обоснуйте 2-3 рекомендации для родителей (в частности, матери) по повышению педагогической компетентности.

4.​ Сформулируйте 2-3 показателя эффективности проведенной коррекционно-развивающей работы с ребенком, по которым педагог-воспитатель может отслеживать динамику состояния ребенка.

параметры познавательного и личностного развития дошкольников

как повысить мотивацию дошкольника? – заинтересовать, создать эффект неожиданности, мотив взрослости поведения – статус в семье, во дворе, в образовательной организации

как развить эмоционально-волевую сферу? – управление собой предполагает развитие внимания, терпения – работа в группах: лидерские качества, выдержка, помощь сильного ребенка слабому в данной области, большие группы разбиваем на малые, социализация;

параметры (показатели) – самооценка? Стремимся к адекватной если занижена или завышена, создаём ситуации успеха – повышение самооценки и мотивации к работе

структура индивидуальной образовательной программы

ü Пояснительная записка,

цель(создать условия для развития эмоционально-волевой сферы и повышения мотивации к школьному обучению),

задачи (образовательные – воспитательные – формирующие (обучить – отработать – совершенствовать – закрепить в повседневной самостоятельной деятельности)),

срок реализации программы,

возможности дошкольной организации по реализации данной программы

учебно-методическое обеспечение (литература, пособия, раздаточный материал, предметно-развивающая среда – проектор, ПК, интерактивная доска, техническое оснащение кабинета, любые другие ресурсы)

Предметно-пространственная среда: насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная, безопасная

Тематический план — это перечень тем всех занятий, основной целью которого является определение оптимального содержания занятий и расчет необходимого для них времени.

ü Диагностика (дошкольник – наблюдение, беседа, рисуночные тесты, игровая форма) и наблюдение за ребенком – возраст ребенка, его психолого-педагогическая характеристика (ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК)

ü Формы работы (фронтальные, индивидуальные, групповые – виды занятий; занятия, игры, викторины, конкурсы и прочее),

методы работы – игровые, словесные, наглядные, дидактические…







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.214.113 (0.024 с.)