Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Игра и ее роль в развитии ребенка

Поиск

.1

Основным средством разрешения этого противоречия является игра. По мнению И.П.Чабыева она - единствен­ный для ребенка способ проникновения в недоступные для его непосредственного участия сферы жизни взрослых и взаимоотношений между ними'. Игра занимает значитель­ную часть жизни ребенка. Значение игры для психического развития ребенка хорошо понимал Ф.Шиллер, когда пи­сал: «Только тогда, когда человек играет, он является чело­веком в полном смысле этого слова, - и он может играть только тогда, когда он является вполне человеком». В том же направлении думал и Ж.Ж.Руссо, предлагая желающим узнать и понять ребенка внимательно понаблюдать за его игрой. Последуем же совету великого просветителя.

В игре, по мнению З.Фрейда, воплощается стремле­ние ребенка стать взрослым. Поэтому игровые формы дея-

Чабыев И.П. Возрастная психология. Якутск, 1985.


Глава 4. Психология развития детей... 189

тельности - это и условия и основной фактор психического развития ребенка, стремящегося к взрослости. В игре ребе­нок моделирует смыслы человеческого существования и формы отношений, существующие в обществе. Именно по­этому игра - это ведущая деятельность ребенка, позволяю­щая ему «прорабатывать» те стороны взрослой жизни, ко­торые невозможно прожить в его реальной детской жизни.

Функции игры

По Ж.Пиаже игра - это мостик между конкретным опытом ребенка и абстрактным мышлением. В связи с этим важнейшей функцией игры является ее символический ха-рактер и потому так важна роль обобщения, о которой говорилось выше. Возникновение игры возможно только на базе развитой способности ребенка к обобщению. Для настоящей игры дошкольника характерно то, что под од­ним действием подразумевается другое, под одним пред­метом - другой. В игре дети организуют свой опыт. Она придает конкретную форму и выражение внутреннему миру ребенка. Он осмысливает в ней свой опыт, и, прежде всего, эмоциональный.

Наряду с этим игра является средством общения детей. Комфортно чувствуя себя в игре, дети непосред­ственно и полноценно общаются между собой. Игра - это средство обмена информацией.

Игра способствует свободному выражению чувств ребенка. Действительно, в игре ребенок может не опасаться за последствия открытого выражения своих чувств и эмо­ций, путем проецирования их на игрушки. Более того, именно игра помогает ребенку выражать свои чувства, так как в этом возрасте он еще испытывает нехватку вербаль­ных средств. С этой точки зрения игрушки для детей - это слова, а сама игра - речь. Поэтому с помощью игры ребен­ку становится доступным то, что трудно понять с помощью


190 Аверин В.А. Психология детей и подростков _______

слов либо выразить словом. В игре ребенок выводит на по­верхность свои чувства, получает возможность посмотреть на них со стороны и либо научиться управлять ими, либо отказаться от них. Поэтому игра выполняет не только фун­кцию выражения чувств, но и управления ими. Игра помо­гает ребенку контролировать ситуацию: когда ребенок иг­рает, он решает свои проблемы и конфликты, он может пе­ресмотреть свой образ, свои возможности и обязанности.

Наконец, играя, ребенок учится выполнять действия взрослых притом, что от него никто не требует обяза­тельного получения результата. Игра - это воплощение ориентировочной деятельности. Ведь основной мотив игры состоит не в получении результата, а в самом процессе выполнения действия. Ребенок скачет на палочке, т. е. ло­шади, так как ему важно ехать на ней, а вовсе не для того, чтобы куда-то доехать, - отмечает В.В-Давыдов'. В игре ребенок «прорабатывает» и роли взрослых, овладевая их содержанием и тем самым, проходя свою первую школу

социального научения.

Игра ребенка имеет свои составляющие, свой соб­ственный уровень развития. Игра предполагает опреде­ленный сюжет (например, игра в «дочки-матери»), в ней имеются роли взрослых, которые выполняются (играются) детьми (роль папы, мамы, дочери и т.д.). Перечень сюже­тов и играемых детьми ролей, их качественное содержа­ние свидетельствуют об уровне их психического развития. Мы можем наблюдать, как старшие дошкольники играют в свои, более сложные игры, нежели их младшие товари­щи (см. табл. 6). Правильное понимание содержания игры может стать неплохим диагностическим средством психи­ческого развития дошкольника.

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт тео­ретического и экспериментального психологического иссле­дования. М.: Педагогика, 1986.


Глава 4. Психология развития детей... 191

Таблица 6 Характеристика игры младших и старших школьников

Параметры игры   Младшие 3 5 лет   Старшие 5 7 лет  
1. Сюжет   Отображение трудо­вых действий взрос­лых   То же и oi ражение отношений между людьми  
2. Количество ролей   1-2   7-10  
3. Правила игры   Не осознается   Устанавливают сами  
4. Игровые дей­ствия   Однообразные (1-3)   Много свернутых и ржвернутых; жесты, слова  
5. Появление но­вых игровых си­туаций   С помощью взрос­лых   С помощью взрос­лых и самостоятель­но  
6. Объединение игр   Невозможно   Возможно  
7. Игровой мате­риал   Использование го­товых предметов и игрушек   Готовые и самодель­ные, заменяющие в плане воображения  
8. Продолжи­тельность   Кратковременные: в 3 -4 года от Юдо 15 мин. в 4 - 5 лет от 40 до 50 мин.   Долговременные: несколько часов и даже несколько дней  
9. Предвари­тельное плани­рование   Нет   Есть  

 

Отметим, что главными составляющими игры, на которые следует обращать внимание, являются: круг сю­жетов и их содержание, роли, игровые действия и игровой материал (в таблице выделены темным фоном).

До тех пор, пока ребенок не в состоянии строить раз­вернутую сюжетную игру, он играет индивидуально - сам по себе. При этом он сосредоточен на своих действиях и


192 Аверин В.А. Психология детей и подростков _______

почти не обращает внимания на других детей. М.Партен выделяет три вида индивидуальных игр, характерные для детей раннего возраста: игра-наблюдение (ребенок наблю­дает, играют другие), игра в одиночестве (ребенок играет с игрушками один, только изредка заговаривая с другими деть­ми) и параллельная игра (ребенок играет один, но в непос­редственной близости от других играющих детей)'. Наряду с ними выделяется группа социальных игр, характерная для дошкольников: связанная игра (ребенок общается со сверст­никами, занятыми сходной игрой, но каждый поступает так, как ему хочется. Это не совместная игра, а лишь обмен иг­рушками) и совместная игра (дети объединяются в группы для достижения какой-то одной цели - построить город, или домик из кубиков и т.п. Таким образом, собственно игровая деятельность разворачивается на рубеже - в 3-4 года, когда ребенок начинает более интенсивно общаться со сверстни­ками и ищет поводы для совместной деятельности.

Основное содержание игры младших дошкольников -это воспроизведение деятельности взрослых. При этом вос­производятся одни и те же действия: варится каша, режет­ся хлеб, моется посуда, но хлеб при этом к столу не пода­ется, каша в тарелки не раскладывается, а посуда моется тогда, когда она еще чистая. Содержание игры в этом воз­расте сводится только к действию с предметами. Сюжет и роли младшими дошкольниками не планируются. В то же время у старших дошкольников основным содержанием игры являются отношения между людьми, само содержа­ние игры подчинено правилам, которые вытекают из со­держания играемых ролей.

Очевидно, что подобные различия обусловлены вли­янием игры на само психическое развитие ребенка. Что же дает игра, и какие стороны психической деятельности дошкольника при этом активно развиваются?

Цит по: Флэйк-Хобсон К. и др.: ук. соч. С. 327-328.


Глава 4. Психология развития детей... 193

В игре познаются свойства предметов и характер от­ношений между людьми. Беря на себя ту или иную роль взрос­лого, ребенок получает возможность лучше сориентировать­ся в отношениях между сверстниками, он учится согласовы­вать с ними свои действия, у него развивается способность к сопереживанию. Наконец, у него появляется реальная воз­можность шире и глубже реализовать свою потребность в познании, а в связи с этим и лучше понять себя.

Условия (предпосылки) возникновения игры.

Во-первых, это наличие предметных или орудийных действий. Игра начинается тогда, когда ребенок может использовать тот или иной предмет по назначению.

Во-вторых, это наличие различных впечатлений. Чем больше у ребенка жизненных знаний и впечатлений, тем больше у него возможностей для их воссоздания в игре. Это особенно видно при наблюдении за игрой детей, вос­питывающихся в Домах ребенка. Лишенные возможности интенсивно общаться и наблюдать жизнь взрослых во всех ее многообразных проявлениях, их представления о реаль­ной жизни столь же свернуты и скупы, как и игры, в кото­рых воспроизводится эта анемичная жизнь.

В-третьих, это умение ребенка подражать действи­ям взрослых. В свое время, характеризуя развитие младен­ца, мы уже говорили о роли подражания в психическом развитии ребенка. Отсутствие или недостаточное разви­тие этого умения резко ограничивает возможности ребен­ка в воспроизведении различных аспектов поведения и жизни взрослых.

В-четвертых, это наличие переноса действий с одного предмета на другой. «Ребенок, открывший для себя возмож­ность замещения, - пишут Л.Н.Галигузова и Е.О.Смирно­ва,-легко ориентируется в игровой обстановке, находит в ней все, что ему требуется для сюжета. Один и тот же сюжет может выполнять несколько функций. Такая гиб­кость в замещениях дает ребенку возможность довольно

7 Зак. 195


194 Аверин В. А. Психология детей и подростков _______

долго развивать сюжет даже с небольшим количеством игрушек»'.

Наконец, в-пятых, следует вновь подчеркнуть роль взрослого. Исследования показали, что игра детей не воз­никает стихийно, она складывается под руководством взрослого и в совместной деятельности с ним. Именно взрослый демонстрирует ребенку возможность переноса действий с одних предметов на другие. Именно взрослый вслух обозначает эти предметы, а уже потом малыш по­вторяет эти слова. Наконец, и мотивы игры тоже задают­ся взрослым, поскольку перед ребенком в игровой ситуа­ции ставится задача, требующая от него решения. Таким образом, как и в случае формирования предметной дея­тельности, где роль взрослого невозможно переоценить, так и в случае развития игры эта роль оказывается столь же впечатляющей.

Игра - это школа социальных отношений, в кото­рых моделируются формы поведения ребенка. Развивая эту метафору, можно сказать, что в этой школе существует несколько классов. Один из них - изобразительная деятель­ность ребенка.

4.1.1. Изобразительная деятельность ребенка

Значение изобразительной деятельности для психи­ческого развития ребенка было давно понято психолога­ми. Эта деятельность детей изучалась с точки зрения ее возрастной эволюция (К.Риччи, Г.Кершенштейнер, К.Бю-лер), ее психологического анализа (НА.Рыбников, Э.Мей-ман), связи детских рисунков с эмоциональным (А.М.Шу­берт), а также умственным развитием и одаренностью ре-

Галигузова Л.Г., Смирнова Е. О. Ступени общение: от года до семи лет.М.:Просвещение, 1992.-С. 24.


Глава 4. Психология развития детей... 195

бенка (Ф.Гуденаф), с развитием его личности (А.Ф.Лазур-ский)'. Изобразительная деятельность ребенка, наряду с собственно игровой широко используется в психотерапев­тических целях2. Все это заставляет более пристально при­смотреться к этому виду деятельности ребенка.

Почему ребенок вообще начинает рисовать? Что по­буждает малыша провести какие-то линии, закорючки на листе бумаге или мокром песке? Можно ответить вопро­сом: «А что.побуждает ребенка говорить?» В этом отноше­нии интересна параллель, проводимая между началом раз­вития речи и рисунка. Мы хорошо помним тот этап в раз­витии речи, когда одно слово было носителем целого предложения. По аналогии с этим можно сказать, что детс­кий рисунок развивается не от отдельных элементов, а от целого, которое ребенок передает в рисунке3. Тем не менее здесь нет удовлетворительного ответа на поставленный воп­рос, хотя и намечается некоторая генетическая связь между развитием речевой и изобразительной деятельностями.

Трудность ответа состоит в том, что развитие изоб­разительной деятельности ребенка процесс более сложный и запутанный, чем развитие речевой деятельности. Все люди, так или иначе, овладевают речью и добиваются в конечном счете сопоставимых между собой результатов. Все люди, так или иначе, овладевали изобразительной де­ятельностью, однако, результаты здесь явно несопостави­мы. Нас, конечно, здесь не интересует вопрос о предпо­сылках достижений в области изобразительного искусст­ва. Речь идет о причинах, подталкивающих маленького человека к рисованию.

В.В.Зеньковский видит в них элемент случайности, когда «случайно дитя, наблюдавшее и до того рисунки

' Обухова Л.Ф.Ук. соч. С. 239.

2 Захаров А.И. Ук. соч.

3 Зеньковский В. В. У к. соч.

7*


196 Аверин В.А. Психология детей и подростков

взрослых, видевшее, как из начертания линий тут же вы­ходит «рисунок»,- случайно и оно создает такой же «рису­нок», сознавая затем изобразительную силу линии и овла­девая постепенно этой силой»'.

Л.С.Выготский, изучая предысторию становления письменной речи, приходит к выводу, что «история разви­тия письма начинается с возникновения первых зритель­ных знаков у ребенка и опирается на ту же естественную историю рождения знаков, из которых родилась речь»2. Всем хорошо известны примеры пиктографического пись­ма, которое, по мнению Л.С.Выготского, есть ни что иное как символическое отображение жеста: «мы склонны пер­вые рисунки детей, их каракули считать скорее жестом, чем рисованием в настоящем смысле слова»3. На родство ри­сования и жеста указывал и В.Штерн. Таким образом, пер­воначально рисунок возникает из жеста и начинает само­стоятельно означать предмет. Важно подчеркнуть, что в первых рисунках детей предмет обозначается лишь, после того как он нарисован, но никогда до того. Сам рисунок развивается под сильным давлением речи, поскольку ре­бенок рисует так, как говорит; при этом сам рисунок мож­но рассматривать как своеобразную детскую речь. Не слу­чайно, что само рисование начинается тогда, когда уст-. ная речь стала для ребенка привычной. Рисование ребенка по психологической функции есть своеобразная графичес­кая речь, возникающая на основе словесной речи, графи­ческий рассказ о чем-либо - подчеркивает^.С. Выготский и потому рассматривает детский рисунок как предвари­тельную стадию письменной речи4. Именно поэтому, все люди так или иначе рисуют, обозначая изобразительными

' Там же. С. 177.

2 ВыготскийЛ.С. Собрание сочинений в 6-ти т. Т.З. Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 1983.-С. 180.

3 ВыготскийЛ.С. У к. соч. С. 181.

4 Там же.


Глава 4. Психология развития детей... 197

знаками свои слова. И эта наша графическая способность выливается в письме и на этом исчерпывает себя. У неко­торых же из нас она развиваются далее, что и объясняет появление художественных произведений, а не графичес­ких пиктограмм, обозначающих окружающие нас предме­ты или события.

Обратимся к краткой характеристике развития изоб­разительной деятельности.

В известном исследовании Г.Кершенштейнера «Раз­витие изобразительных способностей», вышедшем еще в 1905 году, автор выделял четыре стадии развития детско­го рисунка наряду с открывающей их стадией каракулей, которая начинается с 2-х лет'. В этот период ребенок, как правило, не способен нарисовать что-либо реальное. Он получает удовольствие от самих движений, как в свое вре­мя получал его от произнесения отдельных звуков. Аме­риканцы В.Ловенфильд и Л.Бриттен в этой связи не без юмора замечают, что «попытки научить ребенка этого воз­раста нарисовать яблоко равносильны тому, чтобы обу­чить младенца на стадии гуления правильно произносить слова или составлять из них предложения»2.

Резкое улучшение зрительно-моторной координации к 2,5 годам дает ребенку возможность зрительно понимать то, что он делает кинестетически, придает энтузиазм про­цессу рисования каракулей и делает его весьма захватыва­ющим. Поэтому, как отмечает Л.Ф.Обухова, «любые за­мечания, отбивающие у ребенка охоту к рисованию кара­кулей, на этой стадии могут вызвать задержку развития».

Следующая стадия - это «стадия чистой схемы» (на­чало с 2-3-х лет), мало отличающаяся от предыдущей по качеству изображения. На этой стадии дети дают названия

' Kerschensteiner G. Die Entwickelung der vbmn, zeichnerischen

Begabung. Berlin, 1905. 2 Цит.по(?о)'л-овойЛ.Ф.С.241.


198 А верин В.А. Психология детей и подростков _______

своим рисункам, т.е. ее можно идентифицировать как на­чало графической речи ребенка. Психологическое значе­ние этих стадий в том, у ребенка развивается зрительно-моторная координация, способность к образному отобра­жению окружающего мира.

На третьей стадии «силуэтов или контуров», нача­ло которой относят к 3-5 годам, рисунки детей отлича­ются примитивной выразительностью.

На последней стадии «пластического изображения» (с 6-7 лет) ребенок изображает объекты с теми качества­ми, которые он реально видит.

В добавление к приведенным этапам следует сказать об исследовании Н.П.Сакулиной, которая установила, что к 4-5 годам среди детей выделяются два типа рисовальщиков:

рисующие отдельные предметы и отображающие сюжет*.

Первые сосредоточены на рисунке, детальной про­работке отображаемого предмета, заботятся о качестве рисунка. Вторые склонны к развертыванию сюжета, ри­сунок выступает в качестве опоры для рассказа, их не за­ботит изобразительная сторона рисунка. Описанные эта­пы развития изобразительной деятельности лишь первые шаги психологического изучения этой формы игровой де­ятельности ребенка.

Каково же значение этой деятельности для психичес­кого развития ребенка? О некоторых из них уже было сказа­но, в связи с выяснением причин возникновения изобрази­тельной деятельности. Кроме этого следует отметить влия­ние на развитие восприятия, его точности, внимания, вооб­ражения, а значит, и творческих способностей ребенка, в том числе и технических, гибкое и пластичное образное мышле­ние. Но все это - параметры познавательного развития.

Сакулина Н.Н. Значение рисования в сенсорном воспитании ребенка-дошкольника/Сенсорное воспитание дошкольников.-М., 1963.


___ Глава 4. Психология развития детей... ____199

Наряду с этим изобразительная деятельность оказы­вает влияние на личностное развитие ребенка, и, прежде всего, его эмоциональной сферы, поскольку выступает как способ выяснения своих возможностей, моделирования от­ношений с окружающими и выражения собственных эмо­ций. Рисование, как творческий акт, позволяет ребенку дей­ствовать по наитию, свободно выражать свои чувства и переживания. Это и определяет большой психотерапевти­ческий потенциал рисования, поскольку в рисунке ребе­нок дает выход своим переживаниям, желаниям и мечтам.

Развитие воображения

По мнению психоаналитиков, одной из основных функций воображения является защита личности, компен­сация негативных переживаний, которые порождаются предсознательными процессами и фиксируют социальные конфликты личности. В связи с этим эффекты творческо­го воображения-поведения - это не что иное, как изжива­ние гнетущих эмоций (неважно, какие они при этом по зна­ку), возникающих в конфликте, до тех пор, пока не будет достигнут терпимый для личности уровень. Нетрудно по­этому объяснить акты творческой деятельности, в том чис­ле и детской, в доступных им видах продуктивной деятель­ности: рисовании, лепке, реже в конструировании.

Вообще о воображении как о психическом процессе следует говорить только при условии наличия действующе­го полноценного сознания. Поэтому можно утверждать, что воображение ребенка начинает свое развитие с трех лет.

Каково же содержание воображения дошкольника, и какие этапы в своем развитии оно проходит? В структу­ре воображения выделяют аффективный и познавательный компоненты, которые проходят ряд этапов в своем раз­витии.


200 Аверин В.А. Психология детей и подростков _______

Аффективное воображение, возникает в ситуациях противоречия между образом реальности, существующим в сознании ребенка и самой отражаемой реальностью'. Невозможность разрешить его приводит к росту внутрен­него напряжения и как следствие этого возникновению тревоги и страха. Свидетельством тому является довольно большое число страхов у детей 3-х летнего возраста2. В то же время следует отметить, что многие из противоречий дети разрешают самостоятельно. И в этом им помогает аффек­тивное воображение. Таким образом, можно утверждать, что основная его функция -защитная, помогающая ребен­ку преодолеть возникающие у него противоречия. Кроме того, оно выполняет и регулирующую функцию в ходе ус­воения ребенком норм поведения.

Наряду с ним выделяется и познавательное вообра­жение, которое как и аффективное помогает ребенку пре­одолевать возникающие противоречия, а, кроме того, дос­траивать и уточнять целостную картину мира. С его помо­щью дети овладевают схемами и смыслами, выстраивают целостные образы событий и явлений3.

Этапы развития воображения.

Начало первого этапа в развитии воображения от­носят к 2,5 годам. В этом возрасте воображение разделяет­ся на аффективное и познавательное. Такая двойственность воображения связана с двумя психологическими новооб­разованиями раннего детства, во-первых, свыделешем лич­ностного «Я» и, в связи с этим, переживанием ребенком своей отдельности от окружающего мира, а, во-вторых, с возникновением наглядно-действенного мышления. Первое

' Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития вообра­жения/Вопросы психологии, 1988, № 6. 2 Захаров А.И. У к. соч. ^ Дьяченко О. М. Ук. соч.


Глава 4. Психология развития детей... 201

из указанных новообразований составляет основу для раз­вития аффективного воображения, а другое-познаватель­ного. Кстати, психологическая насыщенность этих двух детерминант обусловливают роль и значение аффектив­ного и познавательного воображения. Чем слабее «Я» ре­бенка, его сознание, чем менее адекватно он воспринима­ет окружающую действительность, тем острее возникаю­щие между формирующимся образом реальности и самой отражаемой реальностью противоречия. С другой сторо­ны, чем менее развито предметное мышление ребенка, тем труднее ему уточнять и достраивать реальную картину окружающего его мира.

Говоря о психологических детерминантах развития воображения, следует упомянуть и о речи. Развитая речь-благоприятный фактор развития воображения. Она позво­ляет ребенку лучше представить предмет, который он не видел, оперировать этим образом, т.е. мыслить. Развитая речь освобождает ребенка от власти непосредственных впе­чатлений, позволяет ему выйти за их пределы, а, значит, построить более адекватные (непротиворечивые) образы окружающей действительности. Не случайно, поэтому за­держки в развитии речи провоцируют и задержки в разви­тии воображения. Примером тому является бедное, по сути, рудиментарное воображение у глухих детей.

Развитие познавательного воображения осуществ­ляется ребенком в игре с игрушками, когда ни разыгрыва­ются знакомые действия взрослых и возможные варианты этих действий (кормление детей, прогулки с ними, укла­дывание спать и другие подобные им игры).

Развитие аффективного воображения осуществляет­ся посредством проигрывания ребенком переживаний. В ос­новном они связаны с переживаниями страха. И если ро­дители организуют дома такие игры, они способствуют изживанию страха. Например, мальчик трех лет просит ра­зыграть сказку «Три поросенка», где наиболее значимыми


202 Аверин В.А. Психология детей и подростков _______

и отыгрываемыми им моментами становятся сцены появ­ления волка и убегания от него. Трижды появляется волк и трижды наш малыш с визгом и криком убегает от него, пря­чась либо в другую комнату, либо за кресло. И родители правильно поступают, если помогают ребенку в этой игре.

Другой пример иллюстрирует непонимание родите­лями психологической сути происходящего. На вопрос о том, страдает ли их трехлетняя дочка чрезмерным чувством страха, они дружно отвечают, что их девочка, напротив, очень смелая и ничего не боится. Доказательством этого, по их мнению, является то, что девочка постоянно играет в Бабу-ягу и Волка. На самом же деле ребенок в ситуации аффективного воображения защищает свое «Я» от пере­живаний, отыгрывая свой страх в подобной ситуации. Еще один пример о психозащитной функции воображения в дошкольном возрасте. Трехлетний Игорь, гуляя с мамой, увидел большую черную кошку и в страхе спрятался за ма­мину спину. «Я кошки не боюсь, я только даю ей дорогу, потому что она очень хорошенькая», - так он объясняет свой поступок. И очень жаль, если мама начнет обвинять или упрекать малыша в трусости. Ведь Игорек, по сути, моделирует воображаемую ситуацию и отыгрывает свой собственный страх.

В ситуациях, когда ребенок испытал сильное эмо­циональное переживание, впечатление, важно проиграть с ним дома схожие ситуации, чтобы ребенок мог отыграть свои переживания. Есть и другие возможности для этого. Если, к примеру, ребенок уже рисует или лепит, он может сделать это в рисунке или в лепке.

Механизм построения воображения предполагает наличие двух последовательных элементов: порождение образа идеи и составление плана ее реализации. На первом этапе развития воображения присутствует только первый из них - образ идеи, который строится путем опредмечива-ния, когда ребенок свои отдельные и неполные впечатле-


Глава 4. Психология развития детей... 203

ния от действительности достраивает с помощью вообра­жения до некоторого предметного целого. Поэтому квад­рат может легко превратиться в дом или в будку для соба­ки. Планирования же воображаемого действия, как и его продуктов на этом этапе развития воображения нет. В этом легко убедиться, если вы попросите 3-4-х летнего малыша рассказать о том, что он собирается нарисовать или выле­пить. Он не ответит на ваш вопрос. Дело в том, что вообра­жение творит саму идею, которая затем опредмечивается в изображении. Поэтому у ребенка появляется сначала рису­нок, изображение, фигурка, а потом ее обозначение (вспом­ните описание возникновения рисунка, данное в предыду­щем параграфе). Более того, любые предложения ребенку заранее составить план и потом по нему действовать при­водили к разрушению деятельности и отказу от нее.

Второй этап в развитии воображения начинается в 4-5 лет. Идет активное усвоение норм, правил и образцов поведения, что естественно укрепляет «Я» ребенка, делает его поведение более осознанным в сравнении с предыдущим периодом. Возможно, именно это обстоятельство является причиной снижения творческого воображения. Как же со­относятся аффективное и познавательное воображение?

Аффективное воображение. В этом возрасте снижа­ется частота возникновения устойчивых страхов (посколь­ку с развитием сознания уменьшаются эффекты искажен­ного восприятия окружающей действительности). Обычно аффективное воображение здорового ребенка возникает в связи с переживанием реальной травмы. Например, ребе­нок пяти лет после перенесенной операции в течение меся­ца оперировал своего друга-медвежонка, проигрывая наи­более травмирующие элементы операции: наркоз, снятие швов и т.д. Устойчивые внутренние конфликты проявля­ются в построении замещающих ситуаций: например, ребе­нок придумывает историю про плохого мальчика, который вместо него совершает шалости и тому подобные вещи.


204 Аверин В. А. Психология детей и подростков _______

Познавательное воображение в этом возрасте тесно связано с развитием ролевой игры и продуктивных видов деятельности-рисования, лепки, конструирования.

В этом возрасте ребенок пока еще следует за обра­зом (образ «ведет» действия ребенка) и потому он в ос­новном воспроизводит известные ему образцы поведения взрослых и сверстников в ролях, рисунках и т.п. Но по­скольку ребенок уже хорошо владеет речью, у него появ­ляются элементы планирования. Ребенок планирует один шаг действий, затем совершает, выполняет его, видит ре­зультат, затем планирует следующий шаг и т.д. С четы­рех-пяти лет дети переходят к ступенчатому планирова­нию. Например, перед тем, как что-то нарисовать, ребе­нок говорит: «Здесь нарисую дом» (рисует его), «а теперь трубу» (рисует ее), «окошечко» (рисует) и т.д. Возможность ступенчатого планирования подводит детей к направлен­ному словесному творчеству, когда они сочиняют сказки, как бы нанизывая одно событие на другое.

Третий этап в развитии воображения начинается в 6-7 лет. В этом возрасте ребенок осваивает основные образцы поведения и получает свободу в оперировании ими. Он мо­жет отходить от стандартов, комбинировать их, используя эти стандарты при построении продуктов воображения.

В рамках данного этапа аффективное воображение направлено на изживание полученных психотравмирующих воздействий путем многократного их варьирования в игре, рисовании и других видах продуктивной, творческой дея­тельности. В случае устойчивых конфликтов с реальностью дети обращаются к замещающему воображению.

В этом возрасте творчество ребенка носит проектив­ный характер, что символизирует устойчивые пережива­ния. Например, мальчик, воспитывающийся в условиях гиперопеки, при выполнении задания рисует Змея Горы-ныча с шипами на голове. На вопрос, зачем ему нужны эти шипы, он отвечает, что Змей Горыныч их специально


Глава 4. Психология развития детей... 205

отрастил, чтобы никто не мог ему на голову сесть. Таким образом, мы видим, что творческие виды деятельности могут выступать и как способы компенсации травмирую­щих переживаний.

Познавательное воображение на этом этапе претер­певает качественные изменения. Дети шести лет в своих произведениях не только передают переработанные.впе­чатления, но и начинают целенаправленно искать приемы для их передачи. Например, при дорисовывании неокон­ченных изображений квадрат легко может превратиться в кирпич, который поднимается подъемным краном. Важ­ным моментом развития является то, что впервые появля­ется целостное планирование, когда ребенок вначале стро­ит план действий, а затем последовательно его реализует, корректируя по ходу выполнения. Если в этом возрасте ребенку задать вопрос, что он собирается рисовать, то он ответит примерно так: «Я нарисую дом, около него сад, а девочка ходит и поливает цветы». Или: «Я нарисую Но­вый год. Елка стоит, рядом Дед Мороз и Снегурочка, а под елкой мешок с подарками».

0-М.Дьяченко отмечает,, что описанные три этапа развития воображения представляют собой возможности каждого возраста. В естественных условиях, без руковод­ства со стороны взрослых, все, о чем говорилось выше, реализуется только пятой частью детей каждого возраста. Об этом нужно знать и родителям, и врачам, и педагогам'.

И еще одно замечание. Нужно помнить, что аффек­тивное воображение без достаточного изживания травмы может привести к патологическим застойным пережива­ниям или к аутизации ребенка, к созданию замещающей воображение жизни.

В свою очередь познавательное воображение имеет тенденцию к постепенному угасанию. Говоря о значении

Дьяченко О.М. Ук. соч.


206 Аверин В.А. Психология детей и подростков _______

воображения, следует указать на опережающий характер его развития в сравнении с мышлением. Это значит, что мышление развивается на основе воображения. Таким образом, переоценить значение воображения в психичес­ком развитии ребенка в целом просто невозможно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.92.98 (0.021 с.)