Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Игра и ее роль в развитии ребенкаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
.1 Основным средством разрешения этого противоречия является игра. По мнению И.П.Чабыева она - единственный для ребенка способ проникновения в недоступные для его непосредственного участия сферы жизни взрослых и взаимоотношений между ними'. Игра занимает значительную часть жизни ребенка. Значение игры для психического развития ребенка хорошо понимал Ф.Шиллер, когда писал: «Только тогда, когда человек играет, он является человеком в полном смысле этого слова, - и он может играть только тогда, когда он является вполне человеком». В том же направлении думал и Ж.Ж.Руссо, предлагая желающим узнать и понять ребенка внимательно понаблюдать за его игрой. Последуем же совету великого просветителя. В игре, по мнению З.Фрейда, воплощается стремление ребенка стать взрослым. Поэтому игровые формы дея- Чабыев И.П. Возрастная психология. Якутск, 1985. Глава 4. Психология развития детей... 189 тельности - это и условия и основной фактор психического развития ребенка, стремящегося к взрослости. В игре ребенок моделирует смыслы человеческого существования и формы отношений, существующие в обществе. Именно поэтому игра - это ведущая деятельность ребенка, позволяющая ему «прорабатывать» те стороны взрослой жизни, которые невозможно прожить в его реальной детской жизни. Функции игры \У По Ж.Пиаже игра - это мостик между конкретным опытом ребенка и абстрактным мышлением. В связи с этим важнейшей функцией игры является ее символический ха-рактер и потому так важна роль обобщения, о которой говорилось выше. Возникновение игры возможно только на базе развитой способности ребенка к обобщению. Для настоящей игры дошкольника характерно то, что под одним действием подразумевается другое, под одним предметом - другой. В игре дети организуют свой опыт. Она придает конкретную форму и выражение внутреннему миру ребенка. Он осмысливает в ней свой опыт, и, прежде всего, эмоциональный. Наряду с этим игра является средством общения детей. Комфортно чувствуя себя в игре, дети непосредственно и полноценно общаются между собой. Игра - это средство обмена информацией. Игра способствует свободному выражению чувств ребенка. Действительно, в игре ребенок может не опасаться за последствия открытого выражения своих чувств и эмоций, путем проецирования их на игрушки. Более того, именно игра помогает ребенку выражать свои чувства, так как в этом возрасте он еще испытывает нехватку вербальных средств. С этой точки зрения игрушки для детей - это слова, а сама игра - речь. Поэтому с помощью игры ребенку становится доступным то, что трудно понять с помощью 190 Аверин В.А. Психология детей и подростков _______ слов либо выразить словом. В игре ребенок выводит на поверхность свои чувства, получает возможность посмотреть на них со стороны и либо научиться управлять ими, либо отказаться от них. Поэтому игра выполняет не только функцию выражения чувств, но и управления ими. Игра помогает ребенку контролировать ситуацию: когда ребенок играет, он решает свои проблемы и конфликты, он может пересмотреть свой образ, свои возможности и обязанности. Наконец, играя, ребенок учится выполнять действия взрослых притом, что от него никто не требует обязательного получения результата. Игра - это воплощение ориентировочной деятельности. Ведь основной мотив игры состоит не в получении результата, а в самом процессе выполнения действия. Ребенок скачет на палочке, т. е. лошади, так как ему важно ехать на ней, а вовсе не для того, чтобы куда-то доехать, - отмечает В.В-Давыдов'. В игре ребенок «прорабатывает» и роли взрослых, овладевая их содержанием и тем самым, проходя свою первую школу социального научения. Игра ребенка имеет свои составляющие, свой собственный уровень развития. Игра предполагает определенный сюжет (например, игра в «дочки-матери»), в ней имеются роли взрослых, которые выполняются (играются) детьми (роль папы, мамы, дочери и т.д.). Перечень сюжетов и играемых детьми ролей, их качественное содержание свидетельствуют об уровне их психического развития. Мы можем наблюдать, как старшие дошкольники играют в свои, более сложные игры, нежели их младшие товарищи (см. табл. 6). Правильное понимание содержания игры может стать неплохим диагностическим средством психического развития дошкольника. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. Глава 4. Психология развития детей... 191 Таблица 6 Характеристика игры младших и старших школьников
Отметим, что главными составляющими игры, на которые следует обращать внимание, являются: круг сюжетов и их содержание, роли, игровые действия и игровой материал (в таблице выделены темным фоном). До тех пор, пока ребенок не в состоянии строить развернутую сюжетную игру, он играет индивидуально - сам по себе. При этом он сосредоточен на своих действиях и 192 Аверин В.А. Психология детей и подростков _______ почти не обращает внимания на других детей. М.Партен выделяет три вида индивидуальных игр, характерные для детей раннего возраста: игра-наблюдение (ребенок наблюдает, играют другие), игра в одиночестве (ребенок играет с игрушками один, только изредка заговаривая с другими детьми) и параллельная игра (ребенок играет один, но в непосредственной близости от других играющих детей)'. Наряду с ними выделяется группа социальных игр, характерная для дошкольников: связанная игра (ребенок общается со сверстниками, занятыми сходной игрой, но каждый поступает так, как ему хочется. Это не совместная игра, а лишь обмен игрушками) и совместная игра (дети объединяются в группы для достижения какой-то одной цели - построить город, или домик из кубиков и т.п. Таким образом, собственно игровая деятельность разворачивается на рубеже - в 3-4 года, когда ребенок начинает более интенсивно общаться со сверстниками и ищет поводы для совместной деятельности. Основное содержание игры младших дошкольников -это воспроизведение деятельности взрослых. При этом воспроизводятся одни и те же действия: варится каша, режется хлеб, моется посуда, но хлеб при этом к столу не подается, каша в тарелки не раскладывается, а посуда моется тогда, когда она еще чистая. Содержание игры в этом возрасте сводится только к действию с предметами. Сюжет и роли младшими дошкольниками не планируются. В то же время у старших дошкольников основным содержанием игры являются отношения между людьми, само содержание игры подчинено правилам, которые вытекают из содержания играемых ролей. Очевидно, что подобные различия обусловлены влиянием игры на само психическое развитие ребенка. Что же дает игра, и какие стороны психической деятельности дошкольника при этом активно развиваются? Цит по: Флэйк-Хобсон К. и др.: ук. соч. С. 327-328. Глава 4. Психология развития детей... 193 В игре познаются свойства предметов и характер отношений между людьми. Беря на себя ту или иную роль взрослого, ребенок получает возможность лучше сориентироваться в отношениях между сверстниками, он учится согласовывать с ними свои действия, у него развивается способность к сопереживанию. Наконец, у него появляется реальная возможность шире и глубже реализовать свою потребность в познании, а в связи с этим и лучше понять себя. Условия (предпосылки) возникновения игры. Во-первых, это наличие предметных или орудийных действий. Игра начинается тогда, когда ребенок может использовать тот или иной предмет по назначению. Во-вторых, это наличие различных впечатлений. Чем больше у ребенка жизненных знаний и впечатлений, тем больше у него возможностей для их воссоздания в игре. Это особенно видно при наблюдении за игрой детей, воспитывающихся в Домах ребенка. Лишенные возможности интенсивно общаться и наблюдать жизнь взрослых во всех ее многообразных проявлениях, их представления о реальной жизни столь же свернуты и скупы, как и игры, в которых воспроизводится эта анемичная жизнь. В-третьих, это умение ребенка подражать действиям взрослых. В свое время, характеризуя развитие младенца, мы уже говорили о роли подражания в психическом развитии ребенка. Отсутствие или недостаточное развитие этого умения резко ограничивает возможности ребенка в воспроизведении различных аспектов поведения и жизни взрослых. В-четвертых, это наличие переноса действий с одного предмета на другой. «Ребенок, открывший для себя возможность замещения, - пишут Л.Н.Галигузова и Е.О.Смирнова,-легко ориентируется в игровой обстановке, находит в ней все, что ему требуется для сюжета. Один и тот же сюжет может выполнять несколько функций. Такая гибкость в замещениях дает ребенку возможность довольно 7 Зак. 195 194 Аверин В. А. Психология детей и подростков _______ долго развивать сюжет даже с небольшим количеством игрушек»'. Наконец, в-пятых, следует вновь подчеркнуть роль взрослого. Исследования показали, что игра детей не возникает стихийно, она складывается под руководством взрослого и в совместной деятельности с ним. Именно взрослый демонстрирует ребенку возможность переноса действий с одних предметов на другие. Именно взрослый вслух обозначает эти предметы, а уже потом малыш повторяет эти слова. Наконец, и мотивы игры тоже задаются взрослым, поскольку перед ребенком в игровой ситуации ставится задача, требующая от него решения. Таким образом, как и в случае формирования предметной деятельности, где роль взрослого невозможно переоценить, так и в случае развития игры эта роль оказывается столь же впечатляющей. Игра - это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка. Развивая эту метафору, можно сказать, что в этой школе существует несколько классов. Один из них - изобразительная деятельность ребенка. 4.1.1. Изобразительная деятельность ребенка Значение изобразительной деятельности для психического развития ребенка было давно понято психологами. Эта деятельность детей изучалась с точки зрения ее возрастной эволюция (К.Риччи, Г.Кершенштейнер, К.Бю-лер), ее психологического анализа (НА.Рыбников, Э.Мей-ман), связи детских рисунков с эмоциональным (А.М.Шуберт), а также умственным развитием и одаренностью ре- Галигузова Л.Г., Смирнова Е. О. Ступени общение: от года до семи лет.М.:Просвещение, 1992.-С. 24. Глава 4. Психология развития детей... 195 бенка (Ф.Гуденаф), с развитием его личности (А.Ф.Лазур-ский)'. Изобразительная деятельность ребенка, наряду с собственно игровой широко используется в психотерапевтических целях2. Все это заставляет более пристально присмотреться к этому виду деятельности ребенка. Почему ребенок вообще начинает рисовать? Что побуждает малыша провести какие-то линии, закорючки на листе бумаге или мокром песке? Можно ответить вопросом: «А что.побуждает ребенка говорить?» В этом отношении интересна параллель, проводимая между началом развития речи и рисунка. Мы хорошо помним тот этап в развитии речи, когда одно слово было носителем целого предложения. По аналогии с этим можно сказать, что детский рисунок развивается не от отдельных элементов, а от целого, которое ребенок передает в рисунке3. Тем не менее здесь нет удовлетворительного ответа на поставленный вопрос, хотя и намечается некоторая генетическая связь между развитием речевой и изобразительной деятельностями. Трудность ответа состоит в том, что развитие изобразительной деятельности ребенка процесс более сложный и запутанный, чем развитие речевой деятельности. Все люди, так или иначе, овладевают речью и добиваются в конечном счете сопоставимых между собой результатов. Все люди, так или иначе, овладевали изобразительной деятельностью, однако, результаты здесь явно несопоставимы. Нас, конечно, здесь не интересует вопрос о предпосылках достижений в области изобразительного искусства. Речь идет о причинах, подталкивающих маленького человека к рисованию. В.В.Зеньковский видит в них элемент случайности, когда «случайно дитя, наблюдавшее и до того рисунки ' Обухова Л.Ф.Ук. соч. С. 239. 2 Захаров А.И. Ук. соч. 3 Зеньковский В. В. У к. соч. 7* 196 Аверин В.А. Психология детей и подростков взрослых, видевшее, как из начертания линий тут же выходит «рисунок»,- случайно и оно создает такой же «рисунок», сознавая затем изобразительную силу линии и овладевая постепенно этой силой»'. Л.С.Выготский, изучая предысторию становления письменной речи, приходит к выводу, что «история развития письма начинается с возникновения первых зрительных знаков у ребенка и опирается на ту же естественную историю рождения знаков, из которых родилась речь»2. Всем хорошо известны примеры пиктографического письма, которое, по мнению Л.С.Выготского, есть ни что иное как символическое отображение жеста: «мы склонны первые рисунки детей, их каракули считать скорее жестом, чем рисованием в настоящем смысле слова»3. На родство рисования и жеста указывал и В.Штерн. Таким образом, первоначально рисунок возникает из жеста и начинает самостоятельно означать предмет. Важно подчеркнуть, что в первых рисунках детей предмет обозначается лишь, после того как он нарисован, но никогда до того. Сам рисунок развивается под сильным давлением речи, поскольку ребенок рисует так, как говорит; при этом сам рисунок можно рассматривать как своеобразную детскую речь. Не случайно, что само рисование начинается тогда, когда уст-. ная речь стала для ребенка привычной. Рисование ребенка по психологической функции есть своеобразная графическая речь, возникающая на основе словесной речи, графический рассказ о чем-либо - подчеркивает^.С. Выготский и потому рассматривает детский рисунок как предварительную стадию письменной речи4. Именно поэтому, все люди так или иначе рисуют, обозначая изобразительными ' Там же. С. 177. 2 ВыготскийЛ.С. Собрание сочинений в 6-ти т. Т.З. Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 1983.-С. 180. 3 ВыготскийЛ.С. У к. соч. С. 181. 4 Там же. Глава 4. Психология развития детей... 197 знаками свои слова. И эта наша графическая способность выливается в письме и на этом исчерпывает себя. У некоторых же из нас она развиваются далее, что и объясняет появление художественных произведений, а не графических пиктограмм, обозначающих окружающие нас предметы или события. Обратимся к краткой характеристике развития изобразительной деятельности. В известном исследовании Г.Кершенштейнера «Развитие изобразительных способностей», вышедшем еще в 1905 году, автор выделял четыре стадии развития детского рисунка наряду с открывающей их стадией каракулей, которая начинается с 2-х лет'. В этот период ребенок, как правило, не способен нарисовать что-либо реальное. Он получает удовольствие от самих движений, как в свое время получал его от произнесения отдельных звуков. Американцы В.Ловенфильд и Л.Бриттен в этой связи не без юмора замечают, что «попытки научить ребенка этого возраста нарисовать яблоко равносильны тому, чтобы обучить младенца на стадии гуления правильно произносить слова или составлять из них предложения»2. Резкое улучшение зрительно-моторной координации к 2,5 годам дает ребенку возможность зрительно понимать то, что он делает кинестетически, придает энтузиазм процессу рисования каракулей и делает его весьма захватывающим. Поэтому, как отмечает Л.Ф.Обухова, «любые замечания, отбивающие у ребенка охоту к рисованию каракулей, на этой стадии могут вызвать задержку развития». Следующая стадия - это «стадия чистой схемы» (начало с 2-3-х лет), мало отличающаяся от предыдущей по качеству изображения. На этой стадии дети дают названия ' Kerschensteiner G. Die Entwickelung der vbmn, zeichnerischen Begabung. Berlin, 1905. 2 Цит.по(?о)'л-овойЛ.Ф.С.241. 198 А верин В.А. Психология детей и подростков _______ своим рисункам, т.е. ее можно идентифицировать как начало графической речи ребенка. Психологическое значение этих стадий в том, у ребенка развивается зрительно-моторная координация, способность к образному отображению окружающего мира. На третьей стадии «силуэтов или контуров», начало которой относят к 3-5 годам, рисунки детей отличаются примитивной выразительностью. На последней стадии «пластического изображения» (с 6-7 лет) ребенок изображает объекты с теми качествами, которые он реально видит. В добавление к приведенным этапам следует сказать об исследовании Н.П.Сакулиной, которая установила, что к 4-5 годам среди детей выделяются два типа рисовальщиков: рисующие отдельные предметы и отображающие сюжет*. Первые сосредоточены на рисунке, детальной проработке отображаемого предмета, заботятся о качестве рисунка. Вторые склонны к развертыванию сюжета, рисунок выступает в качестве опоры для рассказа, их не заботит изобразительная сторона рисунка. Описанные этапы развития изобразительной деятельности лишь первые шаги психологического изучения этой формы игровой деятельности ребенка. Каково же значение этой деятельности для психического развития ребенка? О некоторых из них уже было сказано, в связи с выяснением причин возникновения изобразительной деятельности. Кроме этого следует отметить влияние на развитие восприятия, его точности, внимания, воображения, а значит, и творческих способностей ребенка, в том числе и технических, гибкое и пластичное образное мышление. Но все это - параметры познавательного развития. Сакулина Н.Н. Значение рисования в сенсорном воспитании ребенка-дошкольника/Сенсорное воспитание дошкольников.-М., 1963. ___ Глава 4. Психология развития детей... ____199 Наряду с этим изобразительная деятельность оказывает влияние на личностное развитие ребенка, и, прежде всего, его эмоциональной сферы, поскольку выступает как способ выяснения своих возможностей, моделирования отношений с окружающими и выражения собственных эмоций. Рисование, как творческий акт, позволяет ребенку действовать по наитию, свободно выражать свои чувства и переживания. Это и определяет большой психотерапевтический потенциал рисования, поскольку в рисунке ребенок дает выход своим переживаниям, желаниям и мечтам. Развитие воображения По мнению психоаналитиков, одной из основных функций воображения является защита личности, компенсация негативных переживаний, которые порождаются предсознательными процессами и фиксируют социальные конфликты личности. В связи с этим эффекты творческого воображения-поведения - это не что иное, как изживание гнетущих эмоций (неважно, какие они при этом по знаку), возникающих в конфликте, до тех пор, пока не будет достигнут терпимый для личности уровень. Нетрудно поэтому объяснить акты творческой деятельности, в том числе и детской, в доступных им видах продуктивной деятельности: рисовании, лепке, реже в конструировании. Вообще о воображении как о психическом процессе следует говорить только при условии наличия действующего полноценного сознания. Поэтому можно утверждать, что воображение ребенка начинает свое развитие с трех лет. Каково же содержание воображения дошкольника, и какие этапы в своем развитии оно проходит? В структуре воображения выделяют аффективный и познавательный компоненты, которые проходят ряд этапов в своем развитии. 200 Аверин В.А. Психология детей и подростков _______ Аффективное воображение, возникает в ситуациях противоречия между образом реальности, существующим в сознании ребенка и самой отражаемой реальностью'. Невозможность разрешить его приводит к росту внутреннего напряжения и как следствие этого возникновению тревоги и страха. Свидетельством тому является довольно большое число страхов у детей 3-х летнего возраста2. В то же время следует отметить, что многие из противоречий дети разрешают самостоятельно. И в этом им помогает аффективное воображение. Таким образом, можно утверждать, что основная его функция -защитная, помогающая ребенку преодолеть возникающие у него противоречия. Кроме того, оно выполняет и регулирующую функцию в ходе усвоения ребенком норм поведения. Наряду с ним выделяется и познавательное воображение, которое как и аффективное помогает ребенку преодолевать возникающие противоречия, а, кроме того, достраивать и уточнять целостную картину мира. С его помощью дети овладевают схемами и смыслами, выстраивают целостные образы событий и явлений3. Этапы развития воображения. Начало первого этапа в развитии воображения относят к 2,5 годам. В этом возрасте воображение разделяется на аффективное и познавательное. Такая двойственность воображения связана с двумя психологическими новообразованиями раннего детства, во-первых, свыделешем личностного «Я» и, в связи с этим, переживанием ребенком своей отдельности от окружающего мира, а, во-вторых, с возникновением наглядно-действенного мышления. Первое ' Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения/Вопросы психологии, 1988, № 6. 2 Захаров А.И. У к. соч. ^ Дьяченко О. М. Ук. соч. Глава 4. Психология развития детей... 201 из указанных новообразований составляет основу для развития аффективного воображения, а другое-познавательного. Кстати, психологическая насыщенность этих двух детерминант обусловливают роль и значение аффективного и познавательного воображения. Чем слабее «Я» ребенка, его сознание, чем менее адекватно он воспринимает окружающую действительность, тем острее возникающие между формирующимся образом реальности и самой отражаемой реальностью противоречия. С другой стороны, чем менее развито предметное мышление ребенка, тем труднее ему уточнять и достраивать реальную картину окружающего его мира. Говоря о психологических детерминантах развития воображения, следует упомянуть и о речи. Развитая речь-благоприятный фактор развития воображения. Она позволяет ребенку лучше представить предмет, который он не видел, оперировать этим образом, т.е. мыслить. Развитая речь освобождает ребенка от власти непосредственных впечатлений, позволяет ему выйти за их пределы, а, значит, построить более адекватные (непротиворечивые) образы окружающей действительности. Не случайно, поэтому задержки в развитии речи провоцируют и задержки в развитии воображения. Примером тому является бедное, по сути, рудиментарное воображение у глухих детей. Развитие познавательного воображения осуществляется ребенком в игре с игрушками, когда ни разыгрываются знакомые действия взрослых и возможные варианты этих действий (кормление детей, прогулки с ними, укладывание спать и другие подобные им игры). Развитие аффективного воображения осуществляется посредством проигрывания ребенком переживаний. В основном они связаны с переживаниями страха. И если родители организуют дома такие игры, они способствуют изживанию страха. Например, мальчик трех лет просит разыграть сказку «Три поросенка», где наиболее значимыми 202 Аверин В.А. Психология детей и подростков _______ и отыгрываемыми им моментами становятся сцены появления волка и убегания от него. Трижды появляется волк и трижды наш малыш с визгом и криком убегает от него, прячась либо в другую комнату, либо за кресло. И родители правильно поступают, если помогают ребенку в этой игре. Другой пример иллюстрирует непонимание родителями психологической сути происходящего. На вопрос о том, страдает ли их трехлетняя дочка чрезмерным чувством страха, они дружно отвечают, что их девочка, напротив, очень смелая и ничего не боится. Доказательством этого, по их мнению, является то, что девочка постоянно играет в Бабу-ягу и Волка. На самом же деле ребенок в ситуации аффективного воображения защищает свое «Я» от переживаний, отыгрывая свой страх в подобной ситуации. Еще один пример о психозащитной функции воображения в дошкольном возрасте. Трехлетний Игорь, гуляя с мамой, увидел большую черную кошку и в страхе спрятался за мамину спину. «Я кошки не боюсь, я только даю ей дорогу, потому что она очень хорошенькая», - так он объясняет свой поступок. И очень жаль, если мама начнет обвинять или упрекать малыша в трусости. Ведь Игорек, по сути, моделирует воображаемую ситуацию и отыгрывает свой собственный страх. В ситуациях, когда ребенок испытал сильное эмоциональное переживание, впечатление, важно проиграть с ним дома схожие ситуации, чтобы ребенок мог отыграть свои переживания. Есть и другие возможности для этого. Если, к примеру, ребенок уже рисует или лепит, он может сделать это в рисунке или в лепке. Механизм построения воображения предполагает наличие двух последовательных элементов: порождение образа идеи и составление плана ее реализации. На первом этапе развития воображения присутствует только первый из них - образ идеи, который строится путем опредмечива-ния, когда ребенок свои отдельные и неполные впечатле- Глава 4. Психология развития детей... 203 ния от действительности достраивает с помощью воображения до некоторого предметного целого. Поэтому квадрат может легко превратиться в дом или в будку для собаки. Планирования же воображаемого действия, как и его продуктов на этом этапе развития воображения нет. В этом легко убедиться, если вы попросите 3-4-х летнего малыша рассказать о том, что он собирается нарисовать или вылепить. Он не ответит на ваш вопрос. Дело в том, что воображение творит саму идею, которая затем опредмечивается в изображении. Поэтому у ребенка появляется сначала рисунок, изображение, фигурка, а потом ее обозначение (вспомните описание возникновения рисунка, данное в предыдущем параграфе). Более того, любые предложения ребенку заранее составить план и потом по нему действовать приводили к разрушению деятельности и отказу от нее. Второй этап в развитии воображения начинается в 4-5 лет. Идет активное усвоение норм, правил и образцов поведения, что естественно укрепляет «Я» ребенка, делает его поведение более осознанным в сравнении с предыдущим периодом. Возможно, именно это обстоятельство является причиной снижения творческого воображения. Как же соотносятся аффективное и познавательное воображение? Аффективное воображение. В этом возрасте снижается частота возникновения устойчивых страхов (поскольку с развитием сознания уменьшаются эффекты искаженного восприятия окружающей действительности). Обычно аффективное воображение здорового ребенка возникает в связи с переживанием реальной травмы. Например, ребенок пяти лет после перенесенной операции в течение месяца оперировал своего друга-медвежонка, проигрывая наиболее травмирующие элементы операции: наркоз, снятие швов и т.д. Устойчивые внутренние конфликты проявляются в построении замещающих ситуаций: например, ребенок придумывает историю про плохого мальчика, который вместо него совершает шалости и тому подобные вещи. 204 Аверин В. А. Психология детей и подростков _______ Познавательное воображение в этом возрасте тесно связано с развитием ролевой игры и продуктивных видов деятельности-рисования, лепки, конструирования. В этом возрасте ребенок пока еще следует за образом (образ «ведет» действия ребенка) и потому он в основном воспроизводит известные ему образцы поведения взрослых и сверстников в ролях, рисунках и т.п. Но поскольку ребенок уже хорошо владеет речью, у него появляются элементы планирования. Ребенок планирует один шаг действий, затем совершает, выполняет его, видит результат, затем планирует следующий шаг и т.д. С четырех-пяти лет дети переходят к ступенчатому планированию. Например, перед тем, как что-то нарисовать, ребенок говорит: «Здесь нарисую дом» (рисует его), «а теперь трубу» (рисует ее), «окошечко» (рисует) и т.д. Возможность ступенчатого планирования подводит детей к направленному словесному творчеству, когда они сочиняют сказки, как бы нанизывая одно событие на другое. Третий этап в развитии воображения начинается в 6-7 лет. В этом возрасте ребенок осваивает основные образцы поведения и получает свободу в оперировании ими. Он может отходить от стандартов, комбинировать их, используя эти стандарты при построении продуктов воображения. В рамках данного этапа аффективное воображение направлено на изживание полученных психотравмирующих воздействий путем многократного их варьирования в игре, рисовании и других видах продуктивной, творческой деятельности. В случае устойчивых конфликтов с реальностью дети обращаются к замещающему воображению. В этом возрасте творчество ребенка носит проективный характер, что символизирует устойчивые переживания. Например, мальчик, воспитывающийся в условиях гиперопеки, при выполнении задания рисует Змея Горы-ныча с шипами на голове. На вопрос, зачем ему нужны эти шипы, он отвечает, что Змей Горыныч их специально Глава 4. Психология развития детей... 205 отрастил, чтобы никто не мог ему на голову сесть. Таким образом, мы видим, что творческие виды деятельности могут выступать и как способы компенсации травмирующих переживаний. Познавательное воображение на этом этапе претерпевает качественные изменения. Дети шести лет в своих произведениях не только передают переработанные.впечатления, но и начинают целенаправленно искать приемы для их передачи. Например, при дорисовывании неоконченных изображений квадрат легко может превратиться в кирпич, который поднимается подъемным краном. Важным моментом развития является то, что впервые появляется целостное планирование, когда ребенок вначале строит план действий, а затем последовательно его реализует, корректируя по ходу выполнения. Если в этом возрасте ребенку задать вопрос, что он собирается рисовать, то он ответит примерно так: «Я нарисую дом, около него сад, а девочка ходит и поливает цветы». Или: «Я нарисую Новый год. Елка стоит, рядом Дед Мороз и Снегурочка, а под елкой мешок с подарками». 0-М.Дьяченко отмечает,, что описанные три этапа развития воображения представляют собой возможности каждого возраста. В естественных условиях, без руководства со стороны взрослых, все, о чем говорилось выше, реализуется только пятой частью детей каждого возраста. Об этом нужно знать и родителям, и врачам, и педагогам'. И еще одно замечание. Нужно помнить, что аффективное воображение без достаточного изживания травмы может привести к патологическим застойным переживаниям или к аутизации ребенка, к созданию замещающей воображение жизни. В свою очередь познавательное воображение имеет тенденцию к постепенному угасанию. Говоря о значении Дьяченко О.М. Ук. соч. 206 Аверин В.А. Психология детей и подростков _______ воображения, следует указать на опережающий характер его развития в сравнении с мышлением. Это значит, что мышление развивается на основе воображения. Таким образом, переоценить значение воображения в психическом развитии ребенка в целом просто невозможно.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.92.98 (0.021 с.) |