Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принципы психического развитияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Понять психику ребенка как целостное и системное образование, роль детства в последующей жизни взрослого можно благодаря понятю развитие. Уместно вспомнить слова Гете, который писал: «Кто хочет что-нибудь живое изучить, Сперва его он убивает, потом на части разлагает, Но связи жизненной ему там не найти». 18 Аверин В.А. Психология детей и подростков _______ Именно развитие выполняет функцию этой жизненной связи. Очевидно, что понятие «развитие» является ключевым в психологии развития детской психики. Это понятие мы уже не раз использовали выше и у читателя, наверное, не возникало проблем с его пониманием. Однако не так все просто в науке о психологии развития. Сегодня в психологии можно насчитать около двух десятков концептуальных подходов к психологии развития: от теории созревания А.Гезелла, этоло-гических теорий К-Лоренца, Н.Тинбергена и Дж.Боул-би, психолого-педагогической теории М.Монтессори, организационной теории Т.Вернера, условно-рефлекторных теорий И.П.Павлова, Дж.Уотсона, Б.Скиннера, теории социального научения А.Бандуры, психоаналитической теории З.Фрейда, теорий когнитивного развития Ж.Пиаже и Л.Колберга, теории аутизма Б.Беттельгей-ма, теории развития детского опыта Э.Шехтеля, экологической теории Дж.Гибсона, теории лингвистического развития Н.Хомского, теории подросткового периода К.Юнга, стадиальной теории Э.Эриксона, до культурно-исторической теории Л.Выготского и ее модифицированных современных вариантов в виде дея-тельностного подхода А.Н.Леонтьева-А.Р.Лурии и теории поэтапного формирования умственной деятельности П.Я.Гальперина'. Подобная пестрота взглядов, с одной стороны, отражает кризисное состояние, в котором находится психология, а с другой - значимость и актуальность исследуемой проблемы, ее ключевое положение для понимание природы психики и ее развития. А.Г.Ас-молов, анализируя возможные теоретические концепции психического развития человека, выделяет три основных подхода к пониманию хода этого развития, в МитькинА.А. На пути к системной психологии развития. Психологический журнал. Т 18, № 3, 1997. С.3-12. Глава 1. Психология развития ребенка 19 которые укладываются множество отдельных теорий и концепций'. Во-первых, это биогенетический подход, в центре внимания которого «находятся проблемы развития человека как индивида, обладающего определенными антро-погенетическими свойствами (задатки, темперамент, биологический возраст, пол, тип телосложения, нейродина-мические свойства мозга, органические побуждения и др.), который проходит различные стадии созревания по мере реализации филогенетической программы в онтогенезе». Во-вторых, это социогенетический подход, представители которого делают акцент на изучении процессов «социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретения социальных установок и ценностных ориентации...». Представители персоногенетического подхода во главу угла ставят «проблемы активности, самосознания и творчества личности, формирования человеческого «Я», борьбы мотивов, воспитания индивидуального характера и способностей, самореализации личностного выбора, непрестанного поиска смысла жизни в ходе жизненного пути индивидуальности». Однако любой психологический подход к пониманию развития человека основывается на общебиологической трактовке развития. История развития эволюционного учения всегда было полем борьбы двух противоположных точек зрения: развитие осуществляется по твердым законам, обусловленным действием врожденной программы, либо развитие - это результат воздействий внешней среды, приводящих к появлению качественно нового, Если в первом случае, индивидуальное развитие - это АсмоловА.Г. Историко-эволюционный подход в психологии личности. Дисс. в виде научн.докл. на соискан. уч. степ. д. пси-хол.н.М., 1998.-С. 12. 20 Аверин В.А. Психология детей и подростков _____ просто рост, развертывание представленных в организме задатков, то во втором, развитие - это всегда возникновение нового, образование разнородного из однородного, последовательное образование частей и органов в процессе развития'. Дискуссия о том, что такое развитие, как оно осуществляется, и что является его результатом, продолжается по сей день. 1. «Эволюция - это развертывание уже существующих задатков, -говорят одни. При этом развитие понимается не как возникновение качественно нового, а как проявление уже предшествующих задатков - такова точка зрения Л.С.Берга - автора теории номогенеза2. В эволюции факторы чистой случайности прочно закреплены факторами активного программирования, полагал Н-А.Бернштейн3. 2. «Эволюция, есть процесс создания совершенно нового», - писал А.Бергсон. «Мы, конечно, не считаем, что в живой природе существует сознательное стремление к совершенству. Однако мы выражаем мысль о том. что в живой системе существует физическая тенденция усложнять свои функции и структуры» - подчеркивает К.С.Тринчер4. Если в первом случае прежде всего подчеркивается роль внутренних факторов, а само развитие трактуется как процесс реализации определенных программ, то во втором развитие понимается как движение от старого к новому, как процесс отмирания старого и рождение нового, как процесс перехода от возможности к действительности. ' История эволюционных учений в биологии. М.-Л.: Наука, 1966. 2 БергЛ.С. Труды по теории эволюции. Л.: Наука, 1977. 3 Бернштейн Н.А. ПредисловиеУ/Т^ютер К. С. Биология и информация. Элементы биологической термодинамики. М.,1965. 4 Тринчер К. С. Биология и информация. Элементы биологической термодинамики.М., 1965, С.43. Глава 1. Психология развития ребенка 21 Имеющиеся научные данные о врожденных задатках новорожденного и ходе их реализации в онтогенезе на основе определенных закономерностей, о которых пойдет речь в следующей главе, заставляют нас не противопоставлять друг другу эти две точки зрения, а согласовать их между собой. Ведь человек это продукт не только эволюции природы, но и истории общества. Более того, живя в обществе, каждый из нас выстраивает свой индивидуальный жизненный путь. Поэтому правильное понимание психического развития человека не может быть осуществлено в рамках одной из противоборствующих концепций. Анализ множества взглядов на ход психического развития позволяет выделить не только определенное сходство методологических позиций, но определенные принципы этого развития. В качестве ведущих можно выделить следующие общесистемные принципы психического развития человека. 1. Принцип дифференциации-интеграции, выступающий в качестве критерия развития структуры. Если интеграция необходима для образования новых связей, обеспечивающих адаптацию к более широкому кругу ситуаций, то дифференциация - это процесс расчленения общей структуры на части, обладающие разными, более специфическими функциями. Как отмечает Н.И.Чуприкова, эти принципы выступают в качестве наиболее важных критериев «высоты или степени организации» системы. Об уровне развития (организации) системы судят по количеству входящих в нее разнородных элементов (степень разнообразия), количеству разных их уровней (степень иерархичности), количеству и разнообразии связей между элементами и уровнями'. Чуприкова Н.И. Психология умственного развития; Принцип дифференциации.-М., 1997. 22 Аверин В.А. Психология детей и подростков _______ 2. Наряду с принципом дифференциации-интеграции мы выделяем принцип цельности как критерий развития функции. В отличие от предыдущего, характеризующего структуру органа, принцип цельности -это важнейшая характеристика функции, уровня ее сформированное™. Цельность - это интегральная функциональная характеристика целого, характеризующая единство целей и средств их достижения. обеспеченная повторяемостью, соподчиненностью, соразмерностью и уравновешенностью структурных элементов целого'. Иными словами, цельность показывает меру связности элементов целого. Повторяемость2 означает единство целого по его ведущему признаку, когда ведущие характеристики, к примеру, личности (ее направленность, параметры саморегуляции) связаны с другими личностными параметрами. Соподчиненность3 - это единство, достигаемое объединением всех элементов целого вокруг его. главного элемента. Примером соподчиненности может быть иерархия личностных образований в структуре личности. Соразмерность4 - это единство, обеспечиваемое общей множественной закономерностью. В факторной структуре личности соразмерность означает согласование размеров (дисперсий) факторов в целом. Уравновешенность5 - это единство согласованных противоположностей. Уравновешенность струк- ' Аверин В.А. Психология в структуре высшего медицинского образования. Дисс. на соискан. уч. степ. докт. психол. н. СПб., 1997. 2 ГанзенВ.А. Восприятие целостных объектов. Л.: ЛГУ, 1974.-С. 45. 3 Там же.- С.46. 4 Там же-С.46. 5 Тамже.-С.47. Глава 1. Психология развития ребенка
туры человека выражается в сбалансированности всех его составляющих - индивида, личности, субъекта, что и обеспечивает ее стабильность. 3. Принцип взаимодействия тенденций к сохранению и изменению (наследственности-изменчивости) как условие развития системы'. Функция тенденции к сохранению принадлежит наследственности, которая передает без искажений информацию из поколения в поколение, а функция тенденции к изменению -изменчивости, проявляющейся в приспособлении вида к среде обитания. По мнению И.И.Шмальгау-зена, индивидуальная изменчивость системы как условие для исторической изменчивости системы в целом, является универсальной закономерностью развития любых систем2. 4. Принцип устойчивого динамического неравновесия как источник развития системы. «Без неустойчивости нет развития,- пишут Е.Н.Князева и С.П.Курдюмов. «Только системы далекие от равновесия, системы в состояниях неустойчивость, способны спонтанно организовывать себя и развиваться. Устойчивость и равновесность - это тупики эволюции. Неустойчивость означает развитие, развитие происходит через неустойчивость, через бифуркации, через случайность»3. Выделение этого принципа имеет свою предысторию в науке. Я имею в виду «принцип устойчивого неравновесия живых систем», впервые сформулированного Э.Бауэром в 1935 г., согласно ' Асмолов А.Г. Ук. соч. 2 Шмальгаузен И.И. Избранные труды. Пути и закономерности эволюционного процесса. М., 1983. 3 Князева Е.Н„ Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировиде-ние: диалоге И.Пригожиным/Вопросы философии, 1992, № 12, с. 13-14. 24 Аверин В.А. Психология детей и подростков _______ которому неравновесное состояние означает состояние работоспособности системы'. В психологии эти идеи получили развитие в трудах Д.Узнадзе, который подчеркивал разительные факты распространения асимметрии при изучении человека и Б.Г.Ананьева, в его концепции о билатеральном контуре регулирования2. Наряду с названными А.ГАсмолов выделяет еще два принципа: принцип возможности превращения избыточной (преадаптивной) активности элементов системы в адаптивную и принцип возрастания влияния избыточных элементов системы на выбор дальнейшей траектории ее развития в неопределенных критических ситуациях3. На наш взгляд названные принципы - это скорее следствия действия четвертого принципа, нежели самостоятельные. Сформулированные принципы психического развития наряду с закономерностями этого развития (см. 1.8.) и обусловливают весь его ход. Развитие - это закономерное изменение психических процессов во времени, обусловленное действием факторов активного программирования, наряду с факторами чистой случайности, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях. Рост - это количественные изменения в процессе совершенствования той или иной психической функции,-говорит Д.Б.Эльконин и уточняет: «Если не удается обнаружить качественных изменений - это рост»4. ' Бауэр Э. С. Теоретическая биология = Theoretikal biology: Пе-репеч. Изд. 1935 г. Будапешт, 1982- С. 92. 2 УзнадзеД.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966; Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. 3 А смолов А. Г. Ук. соч. 4 ЭльконинД.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. Глава 1. Психология развития ребенка
Говоря о взаимосвязи между ростом и развитием, следует сказать, что развитие включает в себя явления роста как предпосылку и характеристику количественной стороны преобразований.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 400; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.86.134 (0.008 с.) |