Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эмоциональное развитие ребенкаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
3.6.1. Общие особенности эмоциональной сферы ребенка Наверное, правы те детские психологи, рассматривающие эмоциональную сферу ребенка раннего возраста как центральную в сфере его психики. Уже в первый год жизни эмоциональная жизнь младенца отличается тем, что хотя и в зачаточной форме, но представлены основные эмоции. Как подчеркивал В.В.Зеньковский, раннее детство является «золотым временем» для эмоциональной жизни'. О значении эмоций в этом возрасте говорит хотя бы тот факт, что психика ребенка носит преимущественно бессознательный характер; произвольная, т.е. сознательная регуляция поведения практически отсутствует и потому именно эмоции в основном осуществляют регулятивную функцию. Не случайно мы так восхищаемся детской наивностью и непосредственностью. Ребенок свободен от внутренней серьезности и деловитости в силу непроизвольности, эмоциональности своей психики. Ребенок свободен в выражении своих эмоциональных состояний и переживаемых им в данный момент чувств, он весьма экспансивен, поскольку не в состоянии думать о последствиях выражения своих эмоций и чувств. Поэтому недооценивать роль эмоций в психическом развитии ребенка в этом возрасте, конечно, не следует. Эмоциональное восприятие окружающего ребенка мира приводит к тому, что он воспринимает его не таким, каков он есть на самом деле, а таким, каким он ему кажется. Именно в этом возрасте, ближе к трем годам появляется способность к воображению, которая бурно развивается в дошкольном возрасте. Поражает и необыкновенная эмоциональная подвижность и лабильность ' ЗеньковскийВ.В.Ук.соч. 154 Аверин В.А. Психология детей и подростков _______ ребенка, та скорость, с которой одна эмоция сменяется другой и необыкновенно быстрое развитие той или иной эмоции. С одной стороны, это обусловлено особенностями нервной системы и темперамента ребенка, а с другой -отсутствием произвольной регуляции психической, в том числе и эмоциональной деятельности. Отсутствие или слабость произвольной регуляции оборачивается мощнейшим влиянием эмоций на психическую жизнь ребенка. Если взрослый в состоянии найти какие-то доводы, оправдывающие и смягчающие силу того или иного эмоционального состояния, то дети лишены этого защитного интеллектуального барьера. Не случайно принято говорить о хрупкости детской души. Незначительная на взгляд взрослого негативная эмоция ребенком переживается как настоящее горе, равно и как несущественная, по мнению взрослого, положительная эмоция ребенком переживается как огромное счастье. Сказанное - лишь некоторые общие штрихи к эмоциональному портрету ребенка, необходимая ступенька на пороге дома, в котором помещается эмоциональная сфера ребенка. 3.6.2. Эмоциональная жизнь ребенка раннего возраста Приступая к характеристике эмоций ребенка вспомним, что основными эмоциональными состояниями младенца были - собственно возбуждение, эмоции неудовольствия и удовольствия. В период раннего детства из неудовольствия выделяются эмоции страха, гнева и страдания, равно как из удовольствия выделяются радость, привязанность-любовь и собственно удовольствие (К.Бриджес). Глава 3. Психология раннего детства 155 Рис. 10. Дифференцировка эмоций в раннем детстве Эмоция страха. Нет человека, который бы не был знаком с чувством страха. Раннее появление эмоции страха- это убедительное доказательство его инстинктивной природы, в частности инстинкта самосохранения. И хотя страх, беспокойство и тревога столь же неотъемлемые эмоции человека, как и радость, гнев, удивление или печаль, при чрезмерной податливости этому чувству меняется поведение человека, деформируется его личность. Страх считается одним из наиболее характерных чувств ребенка. По мнению некоторых исследователей, появление детских страхов диктуется самой программой развития ребенка, поскольку они являются «охранительным звеном поведенческого онтогенеза»'. Речь идет о защитной функции страха, когда его появление предупреждает ребенка о грозящей ему опасности. Однако фиксация страхов может привести к возникновению достаточно серьезных проблем в поведении ребенка. В большинстве же случаев, по мнению А.И.Захарова, детские страхи в раннем и дошкольном возрасте имеют преходящий, функциональный характер, обусловливая кри-тичностть и эмоциональную лабильность этих возрастов2. ' Осипенко Т.Н. Ук. соч. С. 157. 2 Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. СПб., 1995. 156 Аверин В.А. Психология детей и подростков _______ Каковы другие возможные последствия детских страхов? Действие страхов на психическую сферу столь многообразно, что почти нет ни одной психической функции, которая бы не подвергалась их воздействию. В силу своей. «энергоемкости» страхи приводят к тому, что у ребенка порой не хватает энергии на проявление других эмоций. Эмоциональное перенапряжение ребенка проявляется в его заторможенности, раздражительности и импульсивности. Устойчивый страх - это мощный барьер на пути развития произвольности (самостоятельности) поведения, он подрывает уверенность ребенка в себе, упорство и настойчивость в достижении цели, а, следовательно, приводит к деформации личности, ее системы «Я», затрагивая, прежде всего, эмоционально-волевую и потребностно-мотиваци-онную сферы личности; страх уродует мышление, лишает его активности, упорядоченности, системности, гибкости, уверенности, когда второстепенное заслоняет главное, нарушается целостность восприятия, оно дробится на множество мелких осколков, которые невозможно собрать. Все это следствия отрицательного влияния страха на психику ребенка. А что, разве бывает положительное влияние? Разве нам не доводилось, преодолевая жуткий страх, тем не менее, с любопытством и громадным интересом наблюдать или иметь дело с тем, что вызывает в нас этот страх? И страшно, и приятно! Удивительное сочетание эмоций. В свое время Ст.Холл обратил внимание на связь переживания страха с психологией риска, которому принадлежит активное, творческое начало в жизни человека. «Кто не рискует, тот не выигрывает!» Именно на этом пути развиваются смелость, героические порывы, творческая уверенность в себе. Таким образом, говоря о страхе нужно иметь в виду не только депрессивную функцию, но и активную. Глава 3. Психология раннего детства 157 Причины возникновения страхов у детей. С одной стороны, - это биологические, связанные с инстинктом самосохранения (об этом говорилось выше). Уже у новорожденного мы видели инстинктивно-защитные формы поведения при неожиданном и быстром приближении предмета, резком звуке, ярком свете, сильном дуновении воздуха. Возникновению страхов способствуют и другие природные причины - особенности высшей нервной деятельности - слабость нервных процессов, повышенная общая и эмоциональная чувствительность. Такие страхи ребенка как страх одиночества, темноты, животных, боли, неожиданных звуков, по мнению А.И.Захарова, носят наследуемый характер, особенно если они присущи матери. Наряду с биологическими предпосылками выделяются социально-культурные и психологические'. К ним относятся: - урбанизация жизни: замечено, что у детей, живущих в отдельных квартирах, страхи встречаются чаще, чем у детей из коммунальных квартир; - количественный состав семьи: число страхов больше у детей из неполных семей. Тут следует вспомнить фаллическую стадию из теории психосексуального развития З.Фрейда; - наличие единственного ребенка в семье: такой ребенок - своеобразный эпицентр семьи, с которым эмоционально тесно связаны все другие ее члены, транслируя, тем самым, ему свои тревоги и беспокойства, если они есть; - возраст родителей: у детей пожилых родителей (после 30 лет и особенно после 35 лет) вероятность возникновения беспокойства, тревоги истрахов больше, чем у детей молодых родителей, в силу их более высокого фона тревоги; ' Захаров А.И. У к. соч. 158 А верин В. А. Психология детей и подростков _______ - недостаточная двигательная и игровая активность детей, что приводит к резкому обеднению их эмоциональной жизни и в некоторых случаях это способствует ранней интеллектуализации психики; - нервно-психические перегрузки, испытываемые матерью, вследствие вынужденной или преднамеренной смены семейных ролей. А.И.Захаров отмечает, что девочки и мальчики боятся чаще, если считают главной в семье мать, а не отца, поскольку работающая и доминирующая в семье мать часто беспокойна и раздражительна в отношениях с детьми; - ранний выход матерей на работу из декретного отпуска, стимулирует развитие страхов у эмоционально чувствительных детей: - личностные особенности матери: честолюбивые,-сверхпринципиальные, бескомпромиссные, излишне требовательные матери с заостренным чувством долга стимулируют у детей развитие беспокойства, тревоги и страхов; -конфликты в семье: наиболее чувствительны к ним дети дошкольного возраста, при этом девочки оказываются более эмоционально ранимыми, чем мальчики. Какие детские страхи чаще всего транслируются во взрослую жизнь? Чаще всего это страхи высоты и смерти родителей, а также страх войны, сделать, что-либо нет так и страх не успеть. При этом матери в большей степени, чем отцы «виновны» в передаче своих страхов детям в силу большей биологической и эмоциональной связи. В целом матери «успешно» транслируют своим детям беспокойство, тревогу, а отцы - мнительность, сомнение в правильности своих действий. Как подчеркивает А.И.Захаров, это порождает у ребенка тревожно-мнительный способ реагирования, что является основой для возникновения у него страхов, опасений, предчувствий и сомнений'. Глава 3. Психология раннего детства 159 Страхи детей в раннем детстве Интересно сопоставить динамику страхов современных детей с их сверстниками, жившими в начале века (см. Табл.4. Таблица 4 Среднее число страхов, переживаемых детьми
Нам неизвестны условия и методика исследования Ст.Холла и потому, строго говоря, трудно сопоставлять его данные с данными А.И.Захарова. Тем не менее, выраженная страховая симптоматика современных детей и подростков в сравнении с их сверстниками начала века очевидна. Другое замечание касается собственно динамики страхов. Если в начале века число страхов последовательно возрастало вплоть до подросткового возраста, то у современных детей пик страхов приходится на дошкольный возраст, после чего и у мальчиков и у девочек наблюдается последовательное снижение числа страхов. Единственное в чем совпадают данные, так это в том, что в обоих исследованиях зафиксировано большее число страхов у девочек, чем у мальчиков. Эти данные убеждают, прежде всего, в том, что количество переживаемых детьми страхов в значительной степени связано с социо-культурными и психологическими условиями. Нынешние условия жизни детей Захаров А.И. Ук. соч. 160 Аверин В.А. Психология детей и подростков _______ стимулируют более высокий уровень эмоционально-психической напряженности, что сказывается и на увеличении числа страхов. Интересно и то, что если у современных детей самым эмоционально напряженным возрастным периодом в их жизни можно считать дошкольный возраст, то у их сверстников начала века он был наименее напряженным. Если современная начальная и средняя школа (один из мощных источников эмоционально-психического напряжения учащегося ребенка) не стимулирует развитие страховой симптоматики, то школа начала века, напротив, весьма этому способствовала (увеличение числа страхов в школьные годы в два с лишним раза). Обратимся к страхам детей в раннем детском возрасте. По данным А.И.Захарова у детей в возрасте 1-2 года чаще всего отмечается страх неожиданных звуков (у 52% мальчиков и девочек); следующее по распространенности место занимает страх одиночества (у 44% мальчиков и 34% девочек) и замыкает этот ряд страх боли и уколов. У детей в возрасте более двух лет на первое место выходит страх боли и уколов (50% мальчиков и девочек); на втором месте остается страх одиночества, причем в сравнении с предыдущим возрастом он теперь более присущ девочкам, чем мальчикам - 36% мальчиков и 48% девочек), а последнее место занимают страхи неожиданных звуков - у 30% мальчиков и девочек. Таким образом, с возрастом происходит уменьшение числа безусловнорефлек-торных инстинктивных страхов и увеличение страхов ус-ловнорефлекторной природы. В качестве основных источников страхов в этом возрасте А.И.Захаров называет конфликты в семье, ревность к младшим братьям и сестрам, а также психологическое состояние матери, и, что особенно важно, отца'. Захаров А.И. Ук. соч. Глава 3. Психология раннего детства 161 Не редкость в этом возрасте ночные страхи. Главный персонаж детских снов - волк, особенно часто у детей боящихся наказания отца. По-видимому, волк ассоциируется с физической болью. К двум годам у детей, особенно у мальчиков, увеличиваются страхи перед засыпанием, что связано с более частыми кошмарными сновидениями. Ближе к трем годам в ночных сновидениях начинают фигурировать и Баба Яга, что, по-видимому, отражает проблемы ребенка со строгой матерью, не очень мягкой и ласковой и часто грозящей наказаниями. И Волк, и Баба Яга символы угрозы жизни ребенка, его уничтожения, иными словами - страха смерти. В завершении анализа страхов у детей в раннем детстве следует подчеркнуть, что повышенное внимание к возникновению и развитии страхов у детей в этом возрасте обусловлено сенситивчостъю этого периода, т.е. наибольшей неустойчивостью и уязвимостью по отношению к вредным воздействиям'. Именно этим обстоятельством объясняется пик страховой симптоматики, приходящийся на третий год жизни ребенка. Данные А.И.Захарова демонстрируют повышенную чувствительность детей раннего школьного возраста к внезапным и болевым воздействиям, одиночеству и отсутствию поддержки взрослых2. Семейные конфликты, медицинские манипуляции, помещение ребенка в ясли и особенно пребывание в больнице может стать мощным источником эмоционального напряжения, беспокойства и страхов. Родителям важно не воевать с ребенком, а гибко реагировать на его эмоциональные состояния, учитывать нарастающие по разнообразию интересы, развивать их, а не заглушать собственной тревогой и неуверенностью. Эмоция гнева. Из схемы К.Бриджес видно, что эта эмоция дифференцируется из эмоции общего неудовольствия ' Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М.: МГУ, 1985. 2 Захаров А.И. Ук. соч. 162 Аверин В.А. Психология детей и подростков _______ именно в раннем детстве. И действительно эта эмоция часто встречается у детей этого возраста. Как и страх, так и гнев необычайно выразительно отражается на лице малыша. Красное лицо, наморщенный лоб, блестящие глаза, сжатые кулачки - все это выражает эмоцию гнева. Гнев выражается в активной и пассивной форме. Всем хорошо известна активная форма, не менее известен и так называемый «бессильный гнев», когда ребенок не в состоянии выразить свое чувство и вынужден таить в себе гнев: ребенок бессильно сжимает кулачки, у него дрожит голос, а слезы гнева выдают его эмоциональное состояние. Гнев нередко ассоциируется со злобой и жестокостью. Однако для детей соединение гнева со злобой, столь частое у взрослых, не характерно. Гнев детей более чист, чем наш и, по мнению В.В.Зеньковского, это «верный симптом тяжелой наследственности или скверных условий жизни ребенка»'. В то же время весьма распространено мнение о детской жестокости. Особенно часто при этом ссылаются на жестокое обращение детей с животными. С другой стороны, если взрослый при ребенке начнет мучить животное, то ни один ребенок не останется к этому безучастным: он плачет, умоляет оставить вас в покое бедное животное. В чем дело? По-видимому, отвечает В.В-Зеньковский «мы имеем дело не с жестокостью, что психология ребенка здесь более сложна.... Вообще это не есть проявление злого начала в ребенке, - продолжает автор, - а проявление игры фантазии, потребность в свободной активности, желание всего коснуться, все взять в руки, попробовать, заглянуть, что находится внутри»2. Вспомним, что ведущей деятельностью в этом возрасте является предметно-манипу-лятивная, что и обусловливает настойчивое стремление ' Зенькоескии В. В. Ук. соч. С. 136. 2 Там же. Глава 3. Психология раннего детства 163 детей изучать все, что они видят, изучать не только глазами, но и руками. Этим можно объяснить порой небрежное обращение ребенка с игрушками, переходящее в «разрушительное» поведение. То же и с животными. То, что они пищат, царапаются, лишь повышает удовольствие от игры. Ребенок и не подозревает, что своими действиями приносит животному боль и страдание еще ив силу своей слабой отделенности от окружающих его предметов (отсутствие либо слабое «Я» ребенка). 3.7. Кризис 3-х лет и центральное новообразование раннего возраста Поскольку нам уже известно, что новообразования формируются в периоды кризисного развития, дадим психологическую картину кризиса трех лет1. 1. Наиболее очевидным симптомом наступления кризиса является возникновение негативизма в поведении ребенка. Его не следует путать с обычным непослушанием. Для негативизма характерно, что все поведение ребенка идет вразрез с тем, что ему предлагают взрослые. Это реакция не на содержание действия, а на само предложение со стороны взрослых. Ребенок отказывается делать что-либо только потому, что его об этом попросили. Негативизм вынуждает ребенка поступать вопреки своему желанию. Негативизм всегда социально окрашен, т.к. он обращен к взрослому. Кроме того, ребенок всегда поступает наперекор своему собственному желанию. 2. Следующим характерным симптомом кризиса является упрямство в поведении. Если негативизм следует отличать от непослушания, то упрямство следует различать с настойчивостью. Упрямство это такая реакция, когда Выготский Л.С. Ук. соч. 164 Аверин В.А. Психология детей и подростков _______ ребенок настаивает на чем-то не потому, что этого очень хочет, а потому, что он это потребовал. Мотивом упрямства является то. что ребенок связал себя первоначальным решением - «он так сказал». По сути, ребенок требует, чтобы окружающие считались с ним как с личностью. 3. Третий симптом кризиса - строптивость. Иногда этот возраст так и называют - возраст строптивости. Строптивость направлена против норм воспитания, установленных для ребенка, против его, сложившегося ранее, образа жизни. Ответ - «да, ну...», которым ребенок обычно отвечает на все, что ему предлагают - его типичный поведенческий ход. Здесь сказывается строптивое отношение ко всему образу жизни, который сложился до этого. 4. Четвертый симптом - своеволие, своенравие в поведении ребенка. Оно заключается в тенденции к самостоятельности. Этот момент всегда следует иметь в виду, когда мы слышим знаменитое - «Я сам!» Он действительно хочет все сделать сам и подавить эту тенденцию, значит, обречь его на вечную зависимость - сначала от папы с мамой, затем от сверстников и всех других. Подавить эту тенденцию, значит породить у ребенка сомнение в собственных силах и возможностях. 5. Пятый симптом кризиса - протест - бунт. Все в поведении малыша в ряде случаев начинает носить протестующий характер, чего раньше не было. Его поведение приобретает черты протеста, словно он воюет с окружающими, находится в постоянном конфликте с ними. Частые ссоры с родителями становятся обычным делом. С этим связан и следующий симптом. 6. Шестой симптом - обесценивание. Например, ребенок из хорошей, воспитанной семьи начинает ругаться. Матери он может сказать, что она «дура». Ребенок старается обесценить буквально все: от игрушек, с которыми он играл до родителей, которые его воспитывают. Глава 3. Психология раннего детства 165 7. Седьмой симптом кризиса -стремление к деспотизму. У ребенка появляется желание проявлять деспотическую власть по отношению к окружающим. «Мама не должна уходить из дому, она должна сидеть дома» - одно из возможных высказываний подобного рода. Ребенку должны достать все, что он требует; есть он будет то, что он хочет. Он изыскивает тысячи способов, чтобы проявить свою власть над другими, он все время стремится вернуться к тому состоянию, когда каждое его желание исполнялось. В семье с несколькими детьми этот симптом может быть замещен ревностью по отношению к младшим или старшим. Если резюмировать эти симптомы, приводимые Л.С.Выготским для характеристики кризиса 3-х лет, то можно утверждать, что они выступают как бунт, как протест ребенка, требующего самостоятельности, переросшего те формы опеки, которые сложились в раннем возрасте. Из маленького «бэби», которого носили на руках, он превратился в строптивое, упрямое, негативное, ревнующее и деспотическое существо. Все симптомы кризиса вращаются вокруг центральной оси «Я» у «окружающие люди». Ребенок более не желает ходить за руку с взрослыми, он хочет ходить самостоятельно. Каковы же последствия воздействия этих симптомов на ребенка? Они затрагивают все то, что для него дорого и ценно, а значит приводят к сильным и глубоким переживаниям. Ребенок вступает во внутренние и внешние конфликты. Нередко можно видеть и некоторые невротические реакции, например, энурез. Ночные страхи, беспокойный сон, иногда затруднения в речи (заикание), так называемые гипобулические припадки (ребенок трясется, бросается на пол, стучит ногами и руками) - все это представляет собой заостренные черты негативизма, упрямства, обесценивания и протеста. Конечно, такие случаи не так часты, но они могут иметь место и врачу нужно знать об этом. 166 А верин В. А. Психология детей и подростков _______ Что же приводит ребенка к такому кризису? В самой общей форме ответ был дан выше, а сейчас о некоторых конкретных причинах. Одной из них является депрмация (угнетение) потребности ребенка действовать самому. Неслучайно поэтому, что наиболее остро переживают кризис слишком опекаемые дети или те, кто живет в условиях авторитарного воспитания, сопровождаемого строгими мерами наказания. Итак, мы видим, что развитие детей этого возраста завершается формированием такого центрального психологического новообразования личности, кшксистема «Я». в которую входят не только обобщенное знание о себе, но и отношение к себе в виде самооценки.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.28.111 (0.022 с.) |