Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предметные действия и условия их развития

Поиск

Другим генеральным фактором развития является освоение ребенком предметных действий. Процесс их раз­вития идет от манипулятивной деятельности, элементы которой можно наблюдать в младенческом возрасте (акты хватания и подражания), к собственно предметной.

Окружающий ребенка мир - это, прежде всего, пред­метный мир. Ориентироваться в нем, значит, использовать предметы сообразно их назначению. Развитие идет от сво­бодного манипулирования^ год 1 мес.), в процессе которого ребенок выясняетсвойсотва предметов (например, твердость, гладкость, форму, цвет, вкус и т.п.), через предметные дей­ствия (выяснение значения предметов) к предметной дея­тельности (2 г.) (использование предметов по назначению:

куклу - качает, машинку - ведет, карандашом - рисует). На третьем году он не только знает назначение предмета, но и может его использовать по другому, что фактически означает начало игры.

За счет чего возможно столь быстрое развитие? Прежде всего за счет соотносящих и орудийных действий.

Соотносящими действиями называют такие действия ребенка, как складывание матрешки, нанизывание колец пирамиды, закрывание коробки крышкой, складывание кубиков и тому подобные (1 год 3 мес.).

Орудийные действия - это те, в которых способ дей­ствия жестко фиксирован назначением предмета (к при­меру, ложкой едят, карандашом рисуют, молотком стучат


Глава 3. Психология раннего детства 139

и т.п.). Освоение орудийных действий возможно при по­мощи взрослого. Например: ребенку в 1 год и 5 месяцев купили тележку. Он стал ее водить и при этом для него не имеет значения, в каком положении она находится - стоит ли на колесах или вверх колесами. Для ребенка в это вре­мя характерно тяготение к большому числу предметов. Через их освоение создаются условия для нового вида дея­тельности - игры и ее продуктивных вариантов: рисова­ния, лепки,конструирования.

Каковы же условия развития предметной деятельно­сти ребенка^.

Прежде всего, это наличие игрушек: пирамидки, мат­решки, вкладыши различной величины, цвета, формы, сде­ланные из разных материалов. Мы видим, что такие иг­рушки нужны ему для развития соотносящих действий.

Наряду с ними ребенок нуждается в игрушках для развития орудийных действий: куклы, машинки, наборы строительного материала и т.п. Обязательным условием является совместная игра с ребенком. Освоение орудий­ных действий более эффективно идет в совместной игре со взрослыми.

Много или мало должно быть игрушек? Эффектив­ное развитие ребенка достигается при небольшом числе игрушек, т.к. ребенку нужно овладеть всеми свойствами и способами обращения с каждой из них. Главная задача взрослого должна состоять в выработке у ребенка уста­новки на поиск основных назначений игрушки.

Анализ развития предметной деятельности ребенка позволяет понять причины появления новой социальной ситуации развития в раннем детском возрасте и ее содержа­ние. Дело в том, что манипулируя с предметами и выясняя их свойства, что можно видеть еще у младенца, ребенок не в состоянии самостоятельно вскрыть назначение и спосо­бы употребления этих предметов. Именно это и составля­ет основное противоречие данной социальной ситуации


140 Аверин В. А. Психология детей и подростков _______

развития. Выяснение назначения и способов употребления предметов возможно только с участием взрослого. Именно поэтому социальная ситуация развития в раннем детстве -это взаимодействие: «ребенок - предмет - взрослый»'. Без взрослого ребенок не в состоянии овладеть человеческими способами употребления предметами. Основной мотив де­ятельности ребенка заключается в предмете. И потому пред­метная деятельность, выступающая в этом возрасте в каче­стве ведущей, как раз и направлена на усвоение ребенком с помощью взрослого способов действия с предметами.

На основе накопленных впечатлений, почерпнутых в предметной деятельности, у ребенка происходит разви-тие речи.

Освоение речи

Совсем не случайно К. Чуковский назвал свою кни­гу «От двух до пяти». Он называл этот возраст периодом речевой одаренности. Именно на этот возрастной диапа­зон приходится так называемый сенситивный период раз­вития речи. Процесс становления речи ребенка по своему психологическому содержанию столь разнообразен, что нет возможности остановиться на нем подробно. Что яв­ляется источником развития речи?

С одной стороны, это биологические детерминанты. С другой - потребность в общении, которую некоторые психологи тоже относят к генетически обусловленным2. А с третьей, - это деятельность взрослого, вынуждающая ребенка называть свои желания, ясно оформляя словами свои мысли (рис. 7).

' Обухова Л.Ф. Ук. соч. 2 БожовичЛ.И. Личность ребенка и ее формирование в детском

возрасте. (Психологическое исследование). М.: Просвещение,

1968.


Глава 3. Психология раннего детства

Если же взрослые ловят каждое желание ребенка и тут же удовлетворяют его, у него исчезает стимул к разви­тию речи. Именно поэтому в 2-3 года нужно интенсивно заниматься речевым развитием ребенка.

Рис. 7. Факторы становления речевой деятельности ребенка

Какова же динамика развития речи в раннем возра­сте? В предыдущей главе было показано развитие речи до одного года, в рамках так называемой доречевой стадии развития. Второй год жизни открывает начало стадии ак­тивной речи ребенка (рис.8).


142 Аверин В. А. Психология детей и подростков _______

В свою очередь стадия активной речи начинается с так называемой автономной речи. Как узнать ее? Ребенок использует аморфные слова-корни. Выделяя их из слов, слышимых от взрослых, он в дальнейшем одним таким однокорневым словом обозначает целый ряд предметов. Вот некоторые примеры автономной речи: корень «де» может одновременно обозначать и дерево, и девочку, и делать. Корень «ку» обозначает - кушать и курица, а ко­рень «па» - упал, лопатка, палка. Существенным призна­ком этого периода в развитии речи является отсутствие обобщений. Ребенок, к примеру, может знать значение та­ких слов, как стул, стол, шкаф, но при этом не знает значе­ния слова мебель. Начало этого периода приходится на конец первого года жизни (11 мес.), а окончание - на тре­тью четверть второго года. И еще одна особенность: как правило, начало и окончание автономной речи связано с на­чалом и окончанием кризиса первого года жизни. Если ребе­нок задерживается на этой стадии до 3-5 лет, то это свиде­тельствует об аномалии в психическом развитии.

В 1,3-1,5 года на смену автономной речи приходит так называемая «телеграфная речь». Это одно- или двух­словные сочетания, выполняющие роль предложений. В возрасте 1 года и 3 месяца - это однословные сочетания, когда с помощью одного слова ребенок выражает смысл целого предложения. При этом ребенок использует слова, обозначающие предметы, связанные с его желаниями и поведением. Поскольку в окружении каждого ребенка свой индивидуальный набор таких предметов, с которыми он тесно взаимодействует (играет), то и набор слов определя­ется набором этих предметов. Научившись употреблять слова в определенной ситуации, дети начинают использо­вать их в других ситуациях, иногда не замечая подмены истинного значения слова.

В 1,5 года дети начинают употреблять двусловные предложения. Это собственно и есть «телеграфная речь»


Глава 3. Психология раннего детства 143

ребенка, которую он начинает осваивать после того, как употребление отдельных слов стало для него привычным делом. «Телеграфный» стиль предполагает в основном использование существительных и глаголов, и лишь иног­да - других частей речи. Ребенок сам конструирует слово­сочетания, которые представляют собой устойчивые ре­чевые единицы, образование которых подчиняется неко­торым грамматическим правилам.

Можно утверждать, что телеграфная речь кладет начало так называемому грамматическому строю речи (по Л.С.Выготскому), иными словами с ее началом ребенок начинает осваивать грамматику языка.

Известно, что грамматика, представляет собой со­вокупность правил, благодаря которым слова складыва­ются в законченные смысловые единицы. Значение отдель­ных слов объясняет семантика, а правила сочетания этих слов - синтаксис. Ребенок, понимает смысл слов задолго до того, как научится говорить. Он обнаруживает пони­мание их смысла, как только начинает произносить сло­ва. Но как только он начинает соединять два и более слов, в его речи появляется синтаксис, поскольку результатом смыслового соединения слов (семантики речи) становится завершенное предложение, составленное по правилам (син­таксис).

На следующим этапе развития речи (3-4 года) осу­ществляется переход от «телеграфной» к полноценной речи, индикаторами которой становятся полные или рас­пространенные предложения. Как правило, это трех- или че-тырехсловные предложения, включающие почти все части речи. Ребенок овладевает многими падежными окончания­ми, а усвоение грамматики способствует развитию у ребен­ка языкового чутья. Постепенно в речь ребенка входит мно­жественное число, прошедшее и будущее время. А.Н.Гвоз­дев выделял три стадии усвоения ребенком грамматической структуры языка: сначала слова употребляются в женском


144 Аверин В. А. Психология детей и подростков _______

роде, затем в мужском и после этого появляется правиль­ное словоупотребление.

Для речи ребенка в этот период характерно нали­чие множества грамматических ошибок. Поток речи но­сит прерывистый характер. Однако повторение слов, за­пинки на отдельных словах проходят бесследно, если не делать из этого проблемы. В это время дети ограниченно понимают разъяснения типа: «если съешь суп, получишь конфетку».

Период активной речи характеризуется удивитель­но быстрыми темпами увеличения словарного запаса. Если в полтора года малыш использует от 10 до 30 слов, в два года - более 200 слов, то к трем годам словарный за­пас может составить 1000-1500 слов! Причиной такой ди­намики является усвоение ребенком грамматического строя речи, т.е. семантики и синтаксиса речи.

Итак, мы видим, что посредством усвоения правил, поначалу неточного их употребления и последующей кор­ректировки, дети создают свои собственные правила речи, а затем быстро впитывают образцы речи взрослых с их пра­вилами грамматики. Речь становится все более сложной и грамотной. Уровень развития речи является мощным диаг­ностическим показателем психического и особенно интел­лектуального развития ребенка. Развитой ребенок по мне­нию некоторых авторов это тот, кто «лучше других детей справляется со всеми задачами, с которыми ему приходит­ся встречаться изо дня в день»'. Следует особо подчеркнуть, что сердцевиной развития речи является формирование и развитие у ребенка обобщений. Это - одно из важнейших психологических приобретений раннего детства.

Проведенный здесь и в предыдущей главе анализ становления речи ребенка наглядно продемонстрировал значение всех трех факторов - наследственности, потреб-

Цит. по Флейк-Хобсон К. и др. С. 221.


Глава 3. Психология раннего детства 145

ности в общении и деятельности взрослого. Очевидно, что по мере взросления усиливается действие внешних факто­ров, одним из которых является языковое окружение ре­бенка. Главными носителями языка для ребенка являются его родители. Поэтому общее правило можно сформули­ровать так: чем больше родители разговаривают с ребен­ком, тем большему он научится. При этом не следует за­бывать и о самом ребенке: всегда обращайте внимание на то, что он говорит. Важным условием развития речи ре­бенка - это хорошие и доброжелательные отношения с ним. Как разговаривать с ребенком'?

Во-первых, стремитесь вызвать у ребенка потребность заговорить первым. Не следует предвосхищать его любое желание: пусть он попытается сформулировать его.

Во-вторых, говорите с малышом простыми, ясными и понятными предложениями.

В-третьих, продолжайте и дополняйте сказанное ре­бенком, т.е. делает его предложение распространенным. При этом не следует заставлять его повторять за вами -достаточно того, что он вас слышит. Например, полуто-рогодовалый ребенок сказал: «Суп». «Овощной суп очень вкусный» - добавляете вы.

В-четвертых, старайтесь говорить вслух о действиях ребенка, описывая то, что он делает. Если, к примеру, он тянется к выключателю скажите при этом: «Ты выключа­ешь свет». Таким образом, вы подсказываете малышу сло­ва, которые выражают его действия, его опыт.

В-пятых, говорите и о тех действиях, которые совер­шаете сами. Тем самым вы поможете ребенку расширить его словарный запас, когда он видя то, что вы делаете, на­пример, моете посуду, будет слышать слова, обозначающие ваши действия. Говорить при этом нужно короткими и про­стыми предложениями, медленно и отчетливо.

ЧейпиДж. Готовность к школе. М.: Педагогика, 1992. С. 32.


146 Аверин В.А. Психология детей и подростков ______

И, наконец, еще одна рекомендация Дж.Чейпи: «ни­когда не поправляйте речь ребенка. Просто повторите ту же фразу правильно». Если же вы будете поправлять грам­матические ошибки или произношение, ребенок может просто замолчать, лишь бы не совершить ошибки. Вспом­ните свой опыт изучения иностранного языка, когда ваш преподаватель все время и с укоризной в голосе поправ­лял вас. Вам очень хотелось говорить?

Богатая, правильно интонированная, эмоциональ­но насыщенная литературная речь, доступная пониманию ребенка, безусловно, стимулирует развитие детской речи, в отличие от бедной, безграмотной, невыразительной, ко­торая тормозит речевое развитие. Кроме влияния языко­вого окружения на становление речи, следует учитывать и факторы домашней обстановки. Например, замечено, что словарный запас единственных в семье детей или первен­цев больше. Нередко языковое развитие младших детей ограничено, поскольку занятые родители нередко перепо­ручают процесс воспитания более старшим детям. Стар­шие, полные симпатий и любви к малышу, стараются пред­восхитить его любое желание и практически устраняют всякую необходимость говорить. К тому же и сама речь старших детей еще далека от совершенства.

Поскольку понятие обобщение является одним из важных, остановимся на нем подробнее. Процесс форми­рования и развития у ребенка способности к обобщению проходит на всех этапах развития речи, начиная с этапа безъязычной речи, когда ребенок слушая взрослого, вскрывает значение слов. Он продолжается на этапе ав­тономной речи, когда обобщение выступает в ограни­ченной форме и заканчивается при появлении связной речи.

Наряду с этим можно указать на значение обобще­ния для других сторон психического развития ребенка.

А. Мы уже говорили о том, что речь является средством

социального общения. И возникает она из потребности


Глава 3. Психология раннего детства 147

в средствах общения. Но особенность общения, по словам Л.С.Выготского, состоит в том, что оно не­возможно без развитого обобщения. Единственный способ общения без обобщения - это указательный жест, который предшествует речи. Само по себе обобщение вызывается только актом общения'.

Б. Благодаря обобщению у ребенка меняется и струк­тура восприятия. Если ранее он видел вещи в их си­туационном отношении друг к другу, т.е. слитно с ситуацией, то с возникновением обобщения малыш начинает видеть в предмете нечто большее, чем со­держится в непосредственном зрительном образе.

В. Но если, благодаря обобщению, происходит вычле­нение предмета, действия или качества, то все это зна­менует начало сложной логической переработки ма­териала. А это говорит о значении речи и обобщения для развития мышления ребенка. Да, конечно, до года мышление, как самостоятельный процесс еще не су­ществует, оно пока опирается на восприятие и вклю­чено в него. С развитием же речи и, прежде всего, ее обобщающей функции в раннем детском возрасте выделяется в качестве самостоятельного психическо­го феномена наглядно-действенное или практическое мышление. Иногда говорят и о сенсомоторном интел­лекте. По сути - это синонимы. Таким образом, раз­витие обобщений в речи ребенка непосредственно обусловливает и ход развития мышления ребенка.

Г. Наконец, обобщение есть призма, преломляющая все функции сознания. Все акты сознания по Л.С. Выгот­скому есть обобщение2. С развитием речи у ребенка создается устойчивая картина мира, упорядоченного

' Выготский Л.С. Ук. соч. 2 Там же.


148 Аверин В.Л. Психология детей и подростков _______

в предметном отношении. Предметы и вещи начи­нают приобретать определенное значение. Это озна­чает, что вместе с речью возникает начало осмысле­ния, осознания окружающей среды.

Все сказанное легко проиллюстрировать обобщаю­щей схемой (рис. 9).

Рис. 9. Значение обобщения для других сторон психического развития ребенка

Коль скоро значение речи так велико, нам нужно знать хотя бы некоторые из причин, затрудняющих ее раз­витие.

Следует отметить, что часто нормой в развитии речи является то, что многие дети в определенный период вре­мени испытывают трудности в ее становлении. Поэтому трудно решить, насколько ребенок нуждается в особом внимании. Также неясно, что преобладает при этом, то ли нежелание ребенка говорить, то ли неумение использовать свои речевые возможности. Итак, о причинах, затрудняю­щих речевое развитие (по Дж. Лешли)'.

ЛетлиДж. У к. соч.


Глава 3. Психология раннего детства 149

1. В отдельных случаях они легко определяются как физические. Скажем, частичная или полная потеря слуха, незаращение верхней губы или неба.

2. Вызвать языковые трудности могут и особенности эмоциональной жизни ребенка. Это могут быть и соб­ственные чувства малыша и то, как он относится к своему окружению, его реакции на события в жиз­ни, поведение взрослых.

3. Недостаточный опыт общения с взрослыми будет вли­ять тогда, когда взрослые очень мало говорят с ма­лышом и ребенку не хватает услышанных слов. Он не получает удовольствия от общения со взрослыми. Взрослые сводят до минимума свое общение с ребен­ком, их речь в основном состоит из запрещений типа «нельзя» и «замолчи». Кроме того играет роль и сама речь взрослого - ее правильность и богатство.

4. Ребенок может оказаться заторможенным из-за других детей. Кто-то из них может получать удо­вольствие от высмеивания погрешностей в его речи.

5. Еще одной причиной отставания может быть слабая координация движений (малыш роняет вещи, плохо их удерживает руками). С целью развития коорди­нации движений поначалу лучше использовать игры, требующие широких движений: катание большого мяча, простые броски и ловля, метание.

Как же побудить детей говорить? Вот, что советует Дж.Лешли.

Одним из способов является игра. Она должна быть приятна малышу и заключать большие шансы на успех. Желательно играть с предметами, доступными восприя­тию ребенка. Набор для игры должен включать 5-6 зна­комых предметов и картинок с их изображением.


150 Аверин В.А. Психология детей и подростков _____

Другим способом обучения простым словам являет­ся сопоставление знакомого ребенку предмета с его изоб­ражением на картинке (2-3 предмета). Сначала нужно по­знакомить его с названием каждого предмета, а затем с его изображением.

Особая роль в процессе становления и развития речи принадлежит вниманию,

Дети с ограниченными возможностями концентра­ции внимания нередко отстают и в развитии речи. Ребе­нок при этом плохо слушает и смотрит не так, как нужно. Важно понять, каков настоящий уровень внимания, что­бы затем предпринимать какие-либо меры. По мнению американских психологов Дж.Купер, М.Мудри и Дж.Рей-нелл существует б стадий, которые нужно пройти ребенку для улучшения внимания. Эти стадии соответствуют при­мерному возрасту по годам, таким образом, что годова­лые дети обычно находятся на первой стадии контроля вни­манием. Проблемы же возникают тогда, когда дети стар­шего возраста оказываются на более ранних стадиях развития внимания. Кратко охарактеризуем их'.

Первая стадия - очень рассеянные дети. Эта стадия является нормой для детей первого года жизни, однако, нередко некоторые дети старше одного года все еще на­ходятся на этой стадии. Их отвлекает шум, другие игруш­ки и занятия других детей. Ограниченность внимания про­является в возбужденном поведении, ребенок все время переходит от одного занятия к другому. Случается и про­тивоположный вариант поведения, когда ребенок очень вял, взгляд его словно стекленеет.

Главное в помощи рассеянному ребенку - это выде­лить время, которое он проводит с одним взрослым, в ти­хой комнате, с минимумом отвлекающих факторов. Вни­мание очень рассеянного ребенка удерживается примерно

Цит. поДлс.Лешли. У к. соч.


Глава 3. Психология раннего детства 151

1 минуту. Подбор игрушек должен производиться с уче­том его интересов, а игра должна быть короткой.

Вторая стадия - стадия фиксированного внимания. На втором году жизни ребенок может концентрироваться на чем-либо по своему выбору. Иногда он может показаться даже упрямым. Но дело не в намеренном нежелании об­щаться, а в том, что малыш не в силах одновременно слу­шать взрослого и продолжать при этом поглотившее его занятие. Он может работать, но работать только по одно­му каналу, а не по двум одновременно.

Третья стадия - гибкое одноканальное внимание. На­чинается в возрасте двух-трех пет. Внимание все еще одно­канальное, но при этом более гибкое. Ребенок уже может переключаться со своего занятия в ответ на обращение к нему, а затем продолжать свое дело. Однако все еще важна роль взрослого. Как только ребенок минует третью ста­дию, возникновение проблем с вниманием маловероятно.

Четвертая стадия - сложившееся одноканальное вни­мание. Между тремя-четырьмя голами дети все больше могут переключать свое внимание с одного объекта на дру­гой. Ребенок способен прервать свои занятия, чтобы само­му взглянуть или послушать, а затем вновь вернуться к ним.

Пятая стадия - начало двухканального внимания. От четырех до пяти лет малыш способен удержать двухка­нальное внимание на короткое время. Это означает, что он может одновременно говорить и указывать или слушать устные инструкции, не отрываясь при этом от своего дела. Если задача или инструкция сложная, он может сосредо­точиться на чем-нибудь одном.

Шестая стадия - сложившееся двухканальное внима­ние. К шести годам дети могут удерживать двухканаль­ное внимание. Они справляются с обучением в группе и хорошо сохраняют внимание, если не устали. В заверше­нии разговора о речевом развитии ребенка приведем его некоторые показатели, которыми легко пользоваться для


152 Аверин В.А. Психология детей и подростков _______

оценки речевого развития ребенка в раннем детском воз­расте'.

Года.

Пользуется словами-преложениями: «Мама пойти», «Папа ам-ам».

Может повторять короткие детские стишки и счи­талки.

С наслаждением говорит «Нет!»

С удовольствием слушает все ритмичное и рифмо­ванное.

Обожает притворяться.

Згода.

В состоянии понять и выполнить два указания: «Возь­ми мяч и положи его на стол».

Задает много вопросов.

Смотрит и иногда обсуждает телевизионные передачи.

Подведем промежуточные итоги данного раздела. Очевидно, что в рамках ведущей предметно-манипулятив-ной деятельности ребенок:

- осваивает способы действий с предметами;

- у него возникают речь, смысловое обозначение ве­щей, обобщенное восприятие предметного мира и на­глядно-действенное мышление.

Центральным новообразованием, которым заверша­ется этот период психического развития ребенка и с кото­рым ребенок вступает в следующий возраст, является воз­никновение у ребенка сознания, которое выступает в виде его собственного детского «Я». (Более подробный анализ становления системы «Я» ребенка будет произведен в па­раграфе 3.8). А сейчас обратимся к характеристике эмо­ционального развития ребенка в раннем детстве.

ЧейпиДж. Ук. соч.- С. 98-99.


Глава 3. Психология раннего детства 153



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.166.34 (0.017 с.)