Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гипотеза психического развития ребенка Д. Б. ЭльконинаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Ценность этого подхода состоит в том, что автор попытался охватить и связать между собой два основных вектора развития ребенка'. Один из них характеризует взаимоотношения ребенка с миром вещей, что предполагает познание и овладение ребенком предметного мира. Другой вектор характеризует взаимодействие ребенка с миром людей. Д.Б.Эльконин считает, что деятельность ребенка внутри этих двух векторов представляет единый процесс, в котором формируется его личность. Однако в ЭльконинД.Б. У к. соч. 44 Аверин В.А. Психология детей и подростков _______ ходе развития этот единый по своей природе процесс раздваивается. В дальнейшем в каждом возрастном периоде один вектор доминирует над другим, а в рамках следующего возрастного периода они как бы меняются местами. Строго говоря, именно смена доминирующего вектора на субдоминантный и определяет начало нового возрастного этапа в психическом развитии ребенка. По своему психологическому содержанию вектор есть не что иное, как деятельность, присущая ребенку в данный момент времени, другими словами - ведущая деятельность ребенка. Совокупный анализ типа ведущей деятельности и ее продуктов, т.е. психических новообразований на фоне социальной ситуации развития ребенка, позволил Д.Б.Элько-нину сформулировать следующую периодизацию психического развития (см. рис. 2). При осуществлении таких видов деятельности, как непосредственно-эмоциональное общение младенца со взрослыми, сюжетно-ролевая игра дошкольников, общение младших подростков, развивается преимущественно мотиеационно - потребностная сфера ребенка. При осуществлении предметно-манипулятивной деятельности в раннем детстве, учебной деятельности младших школьников и учебно-профессиональной деятельности старших подростков идет преимущественное освоение способов действий и эталонов. Таким образом, согласно этой концепции в детском развитии имеют место периоды, в которых происходит преимущественное развитие потребностно-мотивацион-ной сферы и как результат этого освоение задач, мотивов и норм отношений и периоды преимущественного развития интеллектуально-познавательных сил детей, результатом чего становится освоение общественно выработанных способов действий с предметами (см. табл. 3). Глава 1. Психология развития ребенка 46 Аверин В.Л. Психология детей и подростков Таблица 3
Итак, мы видим, что развитие ребенка представляет собой цепь переходов от одной стадии к качественно другой стадии. Эти переходы осуществляются через кризисы, преодоление противоречий и появление психических новообразований. Следует отметить, что в каждой стадии содержатся элементы предыдущей и последующей. Завершая характеристику психического развития, сформулируем основные закономерности этого процесса. Глава 1. Психология развития ребенка 47 1. Развитие характеризуется неравномерностью и гете-рохронностью. Неравномерность развития проявляется в том, что различные психические функции, свойства и образования развиваются не синхронно; каждая из них имеет свои стадии подъема, стабилизации и спада, т.е. развитию присущ колебательный характер. О неравномерности развития психической функции судят по темпу, направленности и длительности происходящих изменений. Установлено, что наибольшая интенсивность колебаний (неравномерность) в развитии функций приходится на период их максимальных достижений. Чем выше уровень продуктивности в развитии, тем выраженной колебательный характер ее возрастной динамики'. Этим объясняются резкие перепады в развитии, например, познавательных функций в подростковом и юношеском возрасте. Гетерохронность развития означает разновременность, несовпадение во времени фаз разви-. тия отдельных органов и функций. Гетерохронность означает избирательный характер развития структур и функций в соответствии с внешними и внутренними факторами и имеет важное общеприспо-собительное значение. По мнению П.К Анохина гетерохронность является специальной закономерностью, состоящей в неравномерном развертывании наследственной информации. Он же различает внутрисистемную и межсистемную гетерохронность. Внутрисистемная гетерохронность проявляется в неодновременной закладке и различных темпах созревания отдельных фрагментов одной и той же функции, а межсистемная относится к закладке и темпам развития структурных образований, которые будут необходимы организму в разные периоды его постнатального развития'. Например, вначале формируются филогенетически более древние анализаторы, а затем более молодые. Для правильного понимания гетерохронии важно иметь в виду значение и роль того или иного структурного образования или функции в жизнедеятельности человека. Э.Мей-маном было показано: чем нужнее та или иная функция, тем раньше она развивается. Например, ребенок быстрее научается ориентироваться в пространстве, чем во времени. Значение и роль функции обусловливают и ее долговечность. Например, чувствительность человека к зеленому и желтому цветам после 50 лет почти или совсем не снижается, в то время как к синему неуклонно падает после 25 лет. По мнению Е.Ф.Рыбалко гетерохронность выступает в качестве дополнительного механизма регуляции индивидуального развития в различные периоды жизни человека, усиливаясь во время роста и инволюции2. 2. Сенситивный период развития - это период повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям, особенно к воздействию обучения и воспитания. Сенситивность понималась Б.ГАнаньевым «как временные комплексные характеристики коррелируемых функций, сенсибилизированных к определенному моменту обучения» и была следствием «действия созревания функций и относительной сформированности сложных действий, обеспечивающих более высокий уровень функционирования мозга»'. Периоды сенситивного развития ограничены во времени. Поэтому, если в ходе развития упущен сенситивный период развития той или иной функции, в дальнейшем потребуется гораздо больше усилий и времени для ее становления. 3. Кумулятивность психического развития означает, что результат развития каждой предшествующей стадии включается в последующую, трансформируясь при этом определенным образом. Такое накопление изменений подготавливает качественные преобразования в психическом развитии. 4. Психическое развитие включает в себя две противоречивые и взаимосвязанные тенденции - дифференциацию и интеграцию психических состояний и свойств. Дифференциация отражает действие одной из сторон развития структуры «от общего к частному, от форм однородно-простых, глобальных и целостных к формам разнородно-сложным и внутренне расчлененным»2. Интеграция отражает действие другой стороны развития, структуры связаннной с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов. Интеграция характеризуется ростом связности частей и ростом определенности.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 358; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.223.239 (0.01 с.) |