Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
О методологии последующего изложения↑ Стр 1 из 26Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Сложная и нередко противоречивая картина психического развития ребенка заставляет быть особенно внимательным к структуре изложения. Ведь главная задача при этом - приведение информации в удобоваримую для читателя систему, которая по возможности облегчала бы процесс усвоения. Важно, чтобы и сам читатель активно трансформировал получаемую информацию в систему знаний. Но для этого ему нужен инструмент перевода потребляемой информации из состояния «броуновского движения» в системно организованное знание. Роль такого инструмента, по нашему мнению, должна сыграть концепция последующего изложения, другими словами, та генеральная точка зрения, которая увязывает многообразную информацию о жизни ребенка и приводит ее к единому знаменателю. Именно он, этот знаменатель, обусловливает жизненный смысл возникновения, развития, и гибели психологических новообразований на протяжении жизни ребенка от рождения к взрос-лости. Как, с какой стороны подойти к определению такой концепции? В известной библейской притче об Адаме и Еве последние стали собственно людьми, вкусив от древа познания добра и зла. Но, вкусив плод, они освободились от жестких связей с матерью-природой. Выйдя из нее, они оказались перед ее лицом и противопоставленными ей, осознав при этом и свою отдельность, и, кроме того, своераз-личие. Поэтому можносогласиться с мыслью Э.Фромма о том, что человек есть осознающая себя жизнь'. Акт рождения ребенка по сути своей есть не что иное, как выход его из лона природы и резкого противо- Фромм Э. Человек для себя Минск: Коллегиум, 1992. Глава 1. Психология развития ребенка ^3 поставления себя ей. Вся последующая жизнь - от рождения к своему финалу - это процесс последовательного осознания человеком своей отдельности ото всего, а, следовательно, и переживание этой отдельности. В связи с этим жизнь ребенка можно представить как поэтапное осознание им своей отдельности, самости и связанные с этим переживания. Следует отметить, что разные авторы по-разному толкуют содержание этих переживаний, составляющих суть психической жизни ребенка. З.Фрейд, например, считал, что жизнь - это поле борьбы двух непримиримых противоположностей - сознания, с вытесненными в бессознательное, влечениями. К.Юнг главным проклятием современного человека считал утрату им первоначального единства, т.е. расщепление собственной личности и существование двух и более личностей внутри одного индивида. Э.Фромм полагал, что само осознание человеком своей отдельности порождает глубокое чувство тревоги, напряжения и беспокойства, а вместе с ними и естественную потребность освободиться от них, стремление «покинуть тюрьму своего одиночества». Таким образом, понять жизнь ребенка, значит, понять процесс осознания им своей отдельности от окружающей внешней среды в ходе психического развития. Все многообразие фактов психической жизни ребенка должно служить нам иллюстрацией и способом доказательства осознания им своего «Я». Это важно и потому, что все мы -родители, педагоги или врачи-педиатры, знающие и понимающие источники, движущие силы и закономерности психического развития ребенка от рождения к юности, получаем целостную картину развивающегося детства. Формируя в своем сознании такую картину, мы тем самым формируем и новую для себя философию - философию детства. Суть ее, как мне кажется, состоит в том, что жизнь ребенка - это 14 Аверин В.А. Психология детей и подростков _______ процесс осознания им своей отдельности от природы, стремление вернуть утраченную гармонию, но гармонию сознательного индивида и матери-природы. Этот процесс осознания, сопровождаемый психологическими эффектами, и есть процесс психического развития, который представляет главную особенность ребенка, его сущностное свойство- свойство развития. Именно в ходе развития ребенок постигает самого себя, свое прошлое, свои настоящие возможности и свое будущее. Для того чтобы понять сложную, многофакторную и порой весьма противоречивую картину психического развития ребенка, необходимо найти и точно определить рычаги, запускающие в действие и регулирующие процесс этого развития. Речь идет о выделении и описании основных принципов, закономерностей и механизма психического развития ребенка. С их помощью можно произвести научный анализ психологических фактов, которыми сопровождается каждый возрастной этап в течение жизни ребенка. Но, приступая к такому научному анализу, хотелось бы предостеречь читателей от излишней апологии научного знания. Известный американский философ науки Поль Фейерабенд высказал весьма спорное, но очень любопытное суждение по этому поводу: «Наука - одна из многих форм мышления, развитых человеком, и не обязательно лучшая форма. Это видная, шумная и нахальная форма мышления, но ее внутреннее превосходство существует только для тех, кто уже сделал выбор в пользу определенной идеологии и кто принял ее без какого-либо анализа ее преимуществ и границ»'. Это напоминание о значимости плюрализма идей и относительности границ познания важно перед тем, как мы пусти м- ' Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М„ 1986. Глава 1. Психология развития ребенка 15 ся в плавание по неспокойному, а порой, и весьма бурному океану детства. Детство в жизни взрослого Каждый взрослый когда-то был ребенком. Казалось бы, личный опыт должен стать гарантией всестороннего и полного понимания ребенка, его особенностей психики и хода развития. Однако жизнь чаще доказывает обратное. Взрослые часто склонны видеть в ребенке свою уменьшенную копию - маленького взрослого, у которого есть все, что, есть у взрослого, но только в уменьшенном виде. Нередко можно услышать: «чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало». А ведь эта поговорка не случайна, в ней закреплена совершенно определенная позиция, которой придерживаются большинство родителей, да и определенная часть педагогов тоже. Упрощенные, поверхностные представления взрослых о ребенке, отсутствие понимания специфических особенностей детской психики делает поведение взрослых неадекватным и приводит порой к непоправимым конфликтам и разочарованиям. Возможно -это отголоски отношения взрослых к детям, существовавших в истории. В истории можно найти немало примеров жестокого обращения с детьми. Вспомните мифы Древней Греции, в которых родители убивают детей'. Детоубийство в самой Древней Греции и Риме было широко распространено, поскольку ребенок рассматривался не как личность, а как нежелательный результат половых отношений. А недалеко ушедший от этого, другой пример варварского отношения к детям в христианской Европе, когда жесточайшие избиения детей за малейшую провинность, оправдывали желанием «изгнать дьявола» из их душ. Увы, ' Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. М., 1955. 16 Аверин В. А. Психология детей и подростков ______ нещадная эксплуатация детского труда - это примета и новейшего времени, в том числе и в нашей стране. Так что же такое детство? Народная мудрость по этому поводу высказывает весьма противоречивые суждения: «Побег погнешь, дерево кривым будет», - говорят одни. «Не беда, если куст погнут, станет деревом -выпрямится», -утверждают другие. В науке эти житейские взгляды на детство тоже представлены двумя полярными точками зрения. Детство - это формирующий период, в котором на много лет вперед закладываются основные черты личности. Детство - это преходящая фаза, от которой освобождаются в ходе развития и которая не оставляет заметных следов в последующей жизни. «И между этими крайними взглядами, - подчеркивал американский психолог А.Гезелл, остается достаточно простора для самых разных утверждений и мнений. И хотя мы лишены возможности определить, до какой степени личность взрослого предопределена чертами ребенка,-продолжает он, мы все же можем сказать, что основные особенности ранних этапов индивидуального развития обнаруживаются и на позднейших ступенях. По особенностям развития младенца можно предсказать особенности развития, и даже черты поведения в последующие более зрелые годы»'. Сегодня в психологической науке представление о детстве сводится к пониманию его как периода усиленного развития, изменения и обучения. Целью изучения детства является раскрытие общих закономерностей психического развития ребенка в онтогенезе, установление возрастных периодов этого развития и причин перехода от одного периода к другому. Если по остроумному замечанию Д.Б.Эльконина общая психология - это химия психики, ' ГезеллА. Педология раннего возраста. - М.-Л., 1932. Глава 1. Психология развития ребенка 17 то детская психология - это физика, т.к. она имеет дело с крупными телами психики- Наука о развитии детей, как правило, рассматривает два типа вопросов: «I) Что делают дети? Что им нравится? Что меняется с возрастом? 2) Почему они это делают?» Если ответ на первый тип вопросов предполагает получение фактов, то ответ на второй - заставляет нас дать объяснение этим фактам. За годы развития детской психологии накоплено море фактов, в которых тонут не только родители и педагоги, но нередко и сами специалисты в области детской и возрастной психологии. Поэтому при всей необходимости добывания новых фактов, гораздо важнее найти объяснение им. Приступая к написанию это книги, я поставил перед собой именно эту задачу. Важно понять механизм психического развития ребенка и тогда многочисленные факты станут иллюстрацией его функционирования..В противном случае факты погребут под собой любого, кто к ним прикоснется, либо они будут восприняты поверхностно и односторонне. Это и побуждает начать книгу с характеристики механизма психического развития ребенка, исходя из сегодняшнего уровня его понимания в психологии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.154.134 (0.009 с.) |