Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2: Психическое развитие в раннем детстве (1 час)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Общая характеристика раннего детства: возрастные границы, социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, центральное новообразование возраста. 2. Развитие предметной деятельности в раннем возрасте. Развитие общения с взрослыми и сверстниками. Зарождение новых видов деятельности (игровая, трудовая, изобразительная). 3. Динамика познавательного развития в раннем детстве (особенности развития ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, речи). 4. Особенности развития эмоций и высших чувств. 5. Предпосылки формирования личности в раннем возрасте, особенности первых представлений о себе. 6. Кризис трех лет. Семизвездие трех лет. Характеристика основных новообразований раннего детства.
Основные понятия: преддошкольник, предметно-манипулятивная деятельность, наглядно-действенное мышление, автономная речь, кризис трех лет, семизвездие кризиса трех лет.
Методические указания: При подготовке ответа на первый вопрос поработайте с материалом лекции и литературой и составьте общую характеристику раннего детства, используя основные компоненты структуры возраста. Кроме того, обратите внимание на то, какие ученые занимались изучением детей раннего возраста и внесли вклад в формирование целостного знания об этом возрастном периоде, а также какие научные труды посвящены содержанию и проблемам раннего детства. Материал для ответа на вопрос можно найти в следующих источниках из списка основной литературы: 1, 2, 6. Из списка дополнительной литературы можно использовать источники: 4, 7. При ответе на второй вопрос обратитесь к рассмотрению специфики ведущего вида деятельности в раннем детстве. Укажите, каким образом происходит развитие предметно-манипулятивной деятельности на протяжении всего возрастного периода. Определите роль взрослого в рамках данного процесса. Отметьте, какое значение имеет предметная деятельность для развития общения ребенка раннего возраста с другими людьми. Укажите, каким образом происходит развитие общения с другими людьми в период раннего детства. Охарактеризуйте новые виды деятельности, которые начинают формироваться в раннем возрасте (изобразительная, трудовая, игровая). При подготовке ответа на вопрос обратите внимание на исторический аспект (какие ученые занимались изучением этой проблемы, какие работы посвящены ей). Информация для ответа на вопрос может быть заимствована из следующих источников из списка основной литературы: 2, 5, 6. Из списка дополнительной литературы можно использовать источники: 4, 7.
В ответе на третий вопрос укажите, каким образом происходит развитие познавательных процессов в раннем детстве. Выделите особенности развития ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения. Отметьте, какой познавательный процесс находится в центре развития познавательной сферы в период раннего детства. При подготовке ответа на вопрос обратите внимание на исторический аспект, т.е. на то, какие ученые занимались изучением данной проблемы, какие работы посвящены ей. Материал, необходимый для подготовки, можно найти в следующих источниках из списка основной литературы: 1, 2, 5, 6. Ответ на четвертый вопрос должен содержать информацию об особенностях развития эмоций и высших чувств в период раннего детства. Укажите, благодаря чему происходит становление эмоций и высших чувств, и какие эмоции и высшие чувства формируются в данный период. При подготовке ответа на вопрос обратите внимание на исторический аспект, т.е. отметьте, какие ученые занимались изучением данной проблемы, и в каких работах отражены данные их исследований. Необходимую информацию можно найти в источниках: 2, 5, 6 (основной список литературы). Из списка дополнительной литературы можно использовать источники: 4, 7. При подготовке ответа на пятый вопрос укажите, какие изменения в личностном плане происходят у детей раннего возраста, каким образом изменяется мотивационная сфера. Ответьте на вопрос: почему к концу раннего возраста говорят о «первом рождении личности»? При ответе на вопрос обратите внимание на исторический аспект, т.е. отметьте, какие ученые занимались изучением данной проблемы, и в каких работах отражены сделанные ими выводы. Материал для ответа на вопрос можно найти в следующих источниках из списка основной литературы: 2, 3, 5, 6. Из списка дополнительной литературы можно использовать источники: 4, 7. В ответе на шестой вопрос обратитесь к анализу кризиса трех лет и особенностей его проявления. Раскройте содержание «семизвездия трех лет». Охарактеризуйте основные новообразования периода раннего детства. При ответе на вопрос обратите внимание на исторический аспект, т.е. отметьте, какие ученые занимались изучением данной проблемы, и в каких работах отражены сделанные ими выводы. Необходимый материал можно найти в следующих источниках из списка основной литературы: 1, 2, 6. Из списка дополнительной литературы используйте следующие источники: 4, 7.
Задания для самостоятельной работы: 1. Продолжите заполнение словаря терминов по второй части курса дисциплины «Возрастная психология». Выпишите определения основных понятий, заявленных к семинарскому занятию. 2. Заполните таблицу «Возрастные образования» и таблицу «Динамика познавательных процессов» по рассматриваемому возрастному периоду. 3. Законспектируйте следующие статьи: · Лысюк Л. Г. Эмпирическая картина становления продуктивного целеполагания у детей 2-4 лет // Вопр. психол. - 2000. – №1. – С. 58-67. Основная литература: 1. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1984. 2. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ Сфера, 2005. 3. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. 4. Лысюк Л. Г. Эмпирическая картина становления продуктивного целеполагания у детей 2-4 лет // Вопр. психол. - 2000. – №1. – С. 58-67. 5.Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. 6. Сапогова Е. Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М., 2001.
Дополнительная литература: 1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический Проект, 2003. 2. Гамезо М. В.. Петрова Е. А., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб.пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. – М., 2003. 3. Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т. Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2005. 4. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2002. 5. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. 6. Психология развития: Учебник для студ. высш. учеб.завед. / Под ред. Т. Д. Марцинковской. – М.: 2001. 7. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. – М., 2000.
Контрольные вопросы: 1. Охарактеризуйте ранний возраст, используя основные компоненты структуры возраста. 2. Кто из отечественных психологов занимался изучением детей раннего возраста? Кто из зарубежных ученых занимался изучением детей раннего возраста? 3. Какие работы посвящены рассмотрению особенностей этого возраста? 4. В чем состоит специфика предметно-манипулятивной деятельности? Каким образом она изменяется к концу раннего возраста? 5. Каким образом взрослый включен в предметно-манипулятивную деятельность ребенка? 6. Каким образом предметно-манипулятивная деятельность способствует развитию общения и личностным изменениям ребенка? 7. Какие виды деятельности (наряду с предметно-манипулятивной) формируются в раннем детстве? 8. Раскройте особенности развития изобразительной деятельности в раннем возрасте.
9. Как протекает процесс развития восприятия в раннем возрасте? 10. Освоение каких эталонов восприятия происходит в период раннего детства? 11. Каким образом протекает развитие речи в период раннего детства? 12. Что понимают под автономной речью? 13. Какие факторы способствуют интенсивному развитию речи в раннем возрасте? 14. Раскройте особенности развития мышления в период раннего детства? 15. Какие эмоции и высшие чувства формируются на протяжении раннего детства? 16. Какие изменения происходят в мотивационной сфере ребенка к концу раннего возраста? 17. Что понимают под «первым рождением личности», которое происходит именно в раннем детстве? С чем оно связано? 18. Раскройте особенности проявления кризиса трех лет. Какие компоненты входят в семизвездие трех лет? 19. Почему кризис трех лет относят к большим кризисам в развитии человека? 20. Кем был впервые выделен и описан кризис трех лет? В работах каких ученых раскрывается его содержание? 21. Что выступает в качестве основных новообразований в раннем возрасте?
Модуль 4. Психическое развитие в дошкольном возрасте (2 часа)
Тема 1. Психологическая характеристика дошкольного возраста (2 часа) 1. Общая характеристика дошкольного возраста: возрастные границы, социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, центральное и побочное новообразование, проблемы возраста. 2. Определение понятия «игра» («игровая деятельность»). Теоретические представления об игре в зарубежной (К. Гросс, К. Бюлер, В. Штерн, Ст. Холл, З. Фрейд, А. Фрейд, М. Монтессори, Ж. Пиаже и др.) и отечественной психологии (И. М. Сеченов, И. П. Павлов, К. Д. Ушинский, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, Д. Б. Эльконин, О. А. Карабанова). 3. Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Структура игры. Виды игр. Динамика игровой деятельности в дошкольном возрасте. Влияние игры на личностное и познавательное развитие дошкольника. Развитие других видов деятельности в дошкольном возрасте (изобразительная, трудовая и др.). 4. Особенности взаимоотношений ребенка с взрослым и со сверстниками в дошкольном детстве. 5. Динамика познавательного развития в период дошкольного возраста (специфика развития восприятия, памяти, внимания, мышления, речи, воображения). 6. Характеристика эмоционально-волевого развития ребенка в дошкольном возрасте. 7. Специфика личностного развития в период дошкольного детства (развитие мотивационной сферы, становление самосознания и самооценки).
8. Проблемы, характерные для периода дошкольного возраста. Пути и условия их преодоления.
Основные понятия: дошкольный возраст, игровая деятельность, сюжетно-ролевая игра, предметная игра, режиссерская игра, образно-ролевая игра, структура игры, сюжет, игровые действия, правила, роли в игре, содержание игры, игровые условия, наглядно-действенное мышление, наглядно-образное мышление, произвольность действий, самооценка, самосознание.
Методические указания: При подготовке ответа на первый вопрос обратитесь к научной литературе и выделите возрастные границы периода дошкольного детства, социальную ситуацию развития, ведущий вид деятельности, центральное и побочное новообразование, а также проблемы, которые могут возникнуть в этом возрасте. Обратите внимание на исторический аспект в изучении данного вопроса, укажите, какие ученые занимались исследованием психологических особенностей дошкольного возраста. Необходимую информацию можно найти в следующих источниках из списка основной литературы: 3, 4, 6. Ответ на второй вопрос должен включать в себя определение понятия «игра» («игровая деятельность»), а также характеристику основных концепций игры, которые существуют в зарубежной и отечественной психологической науке. Фамилии ученых, на теоретические взгляды которых необходимо обратить внимание, указаны в формулировке вопроса. Материал для подготовки ответа на вопрос можно найти в следующих источниках из списка основной литературы: 5, 6. В ответе на третий вопро с необходимо охарактеризовать игру как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Обратите внимание на виды игр, выделенные разными учеными, на структуру игровой деятельности. Укажите, какие возможности в плане психического развития (личностное и познавательное развитие) получает ребенок благодаря включенности в игровую деятельность. При ответе на вопрос используйте конспекты, которые были заявлены к занятию для выполнения. Охарактеризуйте другие виды деятельности (изобразительная, трудовая и др.), которые также развиваются в дошкольном возрасте. Отметьте, какие ученые занимались изучением данной проблематики. Необходимый материал можно найти в следующих источниках из списка основной литературы: 3, 4, 5, 6. Ответ на четвертый вопрос должен содержать особенности взаимоотношений ребенка с взрослым и со сверстниками в дошкольном возрасте. Укажите, каким образом изменяется специфика общения к концу дошкольного детства. Отметьте, какие ученые занимались изучением данной проблематики. Материал, необходимый для ответа на вопрос, можно найти в следующих источниках из списка основной литературы: 3, 4, 5. Из списка дополнительной литературы можно использовать источник под номером 8. При подготовке ответа на пятый вопрос проследите линии развития каждого из познавательных процессов в период дошкольного детства. Обратите внимание на то, на каком уровне развития находится тот или иной познавательный процесс в начале возраста и в конце, и какие изменения происходят по мере протекания развития в их структуре и функциональных возможностях. Укажите, какой познавательный процесс находится в центре познавательного развития в данном возрасте. Отметьте, какие ученые занимались изучением данной проблематики. Информацию для подготовки ответа на вопрос можно найти в следующих источниках из списка основной литературы: 3, 4, 5.
Ответ на шестой вопрос должен содержать информацию об особенностях развития эмоций и высших чувств в дошкольном возрасте. Укажите, каким образом происходит развитие воли на данном этапе. Отметьте, какие ученые занимались изучением данной проблематики. Необходимую информацию можно найти в следующих источниках из списка основной литературы: 3, 4, 5. При ответе на седьмой вопрос раскройте особенности личностного развития ребенка в период дошкольного детства. Укажите, какие изменения происходят в развитии мотивационной сферы. Отметьте, какие ученые занимались изучением данной проблематики. Материал, необходимый для ответа на вопрос, можно найти в следующих источниках из списка основной литературы: 3, 4, 5. При подготовке ответа на восьмой вопрос укажите, с какими проблемами могут столкнуться специалисты при работе с детьми дошкольного возраста. Отметьте, каким образом необходимо организовать процесс взаимодействия с детьми для преодоления трудностей. Укажите, какие ученые занимались изучением данной проблематики. Материал для ответа на вопрос может быть заимствован из следующих источников в списке основной литературы: 3, 4, 5.
Задания для самостоятельной работы: 1. Найдите и выпишите определения основных понятий, заявленных к семинарскому занятию. 2. Заполните таблицу «Возрастные образования» и таблицу «Динамика познавательных процессов», отразив особенности этого возраста. 3. Законспектируйте следующие статьи: · Эльконинова Л. И. О единице сюжетно-ролевой игры // Вопр. психол. – 2004. – №1. – С. 68-79. · Ермолова Т. В., Мещерякова С. Ю., Ганошенко Н. И. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса 7 лет // Вопр. психол. – 1999. - №1. – С. 50-60.
Основная литература: 1. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1984. 2. Ермолаева Т. В., Мещерякова С. Ю., Ганошенко Н. И. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса 7 лет // Вопр. психол. – 1999. - №1. - С. 50-60. 3. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ Сфера, 2005. 4. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. 5. Сапогова Е. Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М., 2001. 6. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. 7. Эльконинова Л. И. О единице сюжетно-ролевой игры // Вопр. психол. – 2004. – №1. - С. 68-79. Дополнительная литература: 1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический Проект, 2003. 2. Гамезо М. В.. Петрова Е. А., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб.пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. – М., 2003. 3. Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т. Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2005. 4. Киселев С. Ю., Лупандин В. И., Ткачук И. Е. Взаимосвязь интеллекта и показателей сенсомоторного теста у детей старшего дошкольного возраста // Вопр. психол. – 2000. - №4. 5. Козырева Н. А. Развитие творческой позиции старших дошкольников в игре с противоречиями // Вопр. психол. – 2007. - №2. 6. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2002. 7. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. 8. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер, 2009. 9. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. 10. Психология развития: Учебник для студ. высш. учеб.завед. / Под ред. Т. Д. Марцинковской. – М.: 2001. 11. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. – М., 2000. 12. Смирнова Е. О., Бутенко В. А. Исследование межличностных отношений в разновозрастных группах дошкольников // Вопр. психол. – 2007. – №2. 13. Смирнова Е. О., Утробина В. Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте // Вопр. психол. – 1996. - №3. 14. Ушакова Т. Н., Бартенева З. С. Психологическое содержание речи ребенка 3-5 лет // Вопр. психол. - 2000. - №2. 15. Якобсон С. Г., Сафонова Н. М. Анализ формирования механизмов произвольного внимания у дошкольников // Вопр. психол. – 1999. - №5. 16. Якобсон С. Г., Сафонова Н. М. Внутренние действия, обеспечивающие распределение внимания у дошкольников // Вопр. психол. – 2000. - №6.
Контрольные вопросы: 1. Охарактеризуйте период дошкольного детства, используя основные компоненты структуры возраста. 2. Что понимают под игровой деятельностью? Какие особенности по сравнению с другими видами деятельности характерны для нее? 3. Какие ученые занимались изучением специфики игровой деятельности? 4. Раскройте содержание основных концепций, в рамках которых рассматривается содержание игровой деятельности. 5. Перечислите основные виды игр. Отметьте, по каким особенностям они отличаются друг от друга. 6. Раскройте сущность основных компонентов структуры игры. 7. Какое место в игровой деятельности отводится взрослому? 8. Какие возможности в плане психического развития открывает перед ребенком включенность в игровую деятельность? 9. Почему опасной для ребенка становится несформированность игровой деятельности в дошкольном возрасте? 10. Становление каких видов деятельности наряду с игровой происходит в дошкольном возрасте? 11. Какие познавательные процессы развиваются благодаря выполнению игровой деятельности? 12. Каким образом изменяется игровая деятельность на протяжении дошкольного возраста? 13. Охарактеризуйте специфику общения ребенка дошкольного возраста с взрослыми и со сверстниками. 14. Какой познавательный процесс находится в центре развития в дошкольном возрасте? 15. Какие линии развития познавательной сферы являются основными в дошкольном возрасте? 16. Раскройте особенности развития каждого познавательного процесса в дошкольном возрасте. 17. Каким образом происходит развитие эмоций и высших чувств в дошкольном возрасте? 18. Какие из аспектов волевого действия формируются в дошкольном возрасте? 19. Каким образом происходит развитие мотивационной сферы в дошкольном возрасте? 20. Что понимают под «соподчинением мотивов»? Почему появление этого компонента особенно важно в плане психического развития? 21. Раскройте особенности самооценки ребенка в дошкольном возрасте. 22. Какие компоненты в структуре самосознания складываются в дошкольном возрасте? 23. Что выступает в качестве основных новообразований в дошкольном возрасте? 24. Какие проблемы в психическом развитии ребенка могут возникнуть в дошкольном возрасте? Какие пути для их устранения необходимо выбрать?
Модуль 5. Развитие психических функций в младшем школьном возрасте (2 часа).
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 507; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.161.245 (0.012 с.) |