Тема 1. Роль общения с взрослым в речевом развитии детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Роль общения с взрослым в речевом развитии детей



Тема 1. Роль общения с взрослым в речевом развитии детей

Дошкольного возраста

Цель работы: раскрыть значение общения в раннем и дошкольном возрасте. Показать влияние характера общения на содержание и уровень речевого развития детей.

Теоретическая часть. Понятие речевого общения. Генезис речи как средства общения. Роль речевого общения в появлении и развитии речи детей. Формы общения детей с взрослыми.

Практическая часть. Определите ведущую форму общения детей своей группы по диагностической методике М.И. Лисиной. Проанализируйте данные обследования. Продумайте разные формы работы с целью перевода детей на более высокую форму общения. Опишите результаты.

В предлагаемой М.И. Лисиной методике исследуются три формы общения за исключением ситуативно-личностной, так как она проявляется лишь у детей раннего возраста (до 6 месяцев).

1. Ситуативно-деловая (СД) форма общения. Для ее изучения организуется игра с участием взрослого. Он предварительно рассказывает, в чем состоит игра, как пользоваться игрушками. Затем ребенок разворачивает свою деятельность. Взрослый наблюдает, оказывает при необходимости помощь: отвечает на вопросы, откликается на предложения ребенка. Здесь общение протекает на фоне практических действий с игрушками.

2. Внеситуативно-познавательная (ВП) форма общения. С целью изучения этой формы общения осуществляется чтение и обсуждение книг. Книги подбираются соответственно возрасту детей и имеют познавательный характер (о зверях, машинах...). Взрослый читает книжку, объясняет, что нарисовано на картинках, дает возможность ребенку сообщить о своих знаниях в соответствующей области, подробно отвечает на вопросы ребенка. Тему беседы и конкретную книжку ребенок выбирает сам из ряда предложенных.

3.Внеситуативно-личностная (ВЛ) форма общения. С детьми проводится беседа на личностные темы. Экспериментатор задает вопросы ребенку о его семье, друзьях, отношениях в группе. Взрослый рассказывает о себе, о поступках разных людей, оценивает свои достоинства и недостатки, старается быть равноправным и активным участником беседы.

В Приложении 1 даны описание методики диагностики и правила обработки результатов (табл. 1 и 2).

Приложение: протоколыобследования и результаты анализа, оформленные в таблицах, конспекты работы с детьми.

Литература

1. Галигузова, Л. Н. Ступени общения: от года до семи / Л. Н. Галигузова, Е. О. Смирнова. - М.: Просвещение, 1992. – 143 с.

2. Елагина, М. О преодолении трудностей в общении / М. Елагина, Х. Шерьязданова // Дошкольное воспитание. – 1885. – № 4. – 47-49.

3. Клименкова, О. Игра как азбука общения / О. Клименкова // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 4. – С. 7-14.

4. Кононова, И. Развитие речевого подражания / И. Кононова // Дошкольное воспитание. – 1981. – № 8. – 36-39.

5. Лисина, М. И. Развитие общения со сверстниками / М. И. Лисина, А. Н. Гамезо, Л. Царегородцева // Дошкольное воспитание. – 1985. – № 3. – 47-51.

6. Лисина, М. Организация общения взрослых с детьми / М. Лисина, Н. Авдеева, С. Мещерекова // Дошкольное воспитание. – 1985. – № – 2. – С. 58-62.

7. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми / [В. В. Петрова, Д. Б. Годовикова, М. Г. Елагина и др.]; под.ред. М. И. Лисиной. – М.: Педагогика, 1985. – 207 с.

Тема 2. Развитие речи детей в процессе общения

Со сверстниками

Цель работы: раскрыть значение и особенности общения со сверстниками в раннем и дошкольном возрасте.

Теоретическая часть. Роль речевого общения в развитии речи детей. Особенности и формы общения детей со сверстниками.

Практическая часть.

Изучите особенности диалогического взаимодействия детей группы. Сказки детей (как конечный результат диалогического взаимодействия) запишите.

Дайте оценку уровню диалогического общения детей в группе. Проанализируйте результаты обследования.

Продумайте систему работы по формированию необходимых диалогических умений (4-5 занятий). Опишите ее реализацию, расскажите что изменилось.

Определите особенности диалогического взаимодействия детей группы:

1) умеет ли ребенок пользоваться речевым этикетом (разнообразными языковыми средствами) в соответствии с ситуациями: «Приветствие», «Знакомство», «Просьба», «Благодарность», «Прощание», «Отказ».

Изучение проходит в течение недели в процессе педагогического наблюдения за детьми в свободном общении. Особое внимание следует уделить сложной для детей ситуации «Отказ». Здесь желательно фиксировать не только речевое оформление отказа (например, дать карандаш, которым сам рисуешь; игрушку, с которой сам играешь и т.п.), но и внеречевые средства (движения, действия, эмоциональное состояние). Педагогическое наблюдение за детьми, которые мало посещали группу (или не посещали) в период обследования удлиняется во времени. Педагог фиксирует свои наблюдения в таблице 3 (см. Приложение 2, табл. 3).

2) какую позицию занимает ребенок - коммуникативно активную или коммуникативно пассивную? Для этого проводится специальное занятие (см. Приложение 3).

Для детей создаются максимально комфортные условия: свободный выбор собеседника (объединение в пары по собственному выбору); свободный выбор иллюстративного материала; заданность темы («Как звери друзей искали»).

В процессе педагогического наблюдения самым важным для педагога является не столько конечный результат (сказка), сколько процесс его создания.

Педагог начинает вести наблюдения и фиксировать их сразу после объяснения задания. Воспитатель отмечает следующее:

1) выбор детей — записываются образовавшиеся пары детей (кто с кем объединился);

2) взаимодействие детей в процессе выбора иллюстративного материала и в процессе обсуждения сказки.

Наблюдения за детьми фиксируются в таблице 4 (см. Приложение 4) по следующим показателям:

1) инициативность: «+» — ребенок проявляет инициативу в выборе собеседника и в процессе создания сказки; «-» — не проявляет инициативу; «↔» — промежуточное состояние;

2) готовность к ответной реакции: «+» — ребенок принимает предложения и советы собеседника; «-» — не принимает предложения и советы собеседника; «↔» — промежуточное состояние;

3) умение воздействовать на собеседника (активизировать, привлечь внимание): «+» — владеет умением; «-» — не владеет умением; «↔» промежуточное состояние;

4) умение слушать собеседника: «+» — владеет умением; «—» — не владеет умением; «↔» — промежуточное состояние;

5) дополнительные наблюдения: фиксируется интерес ребенка к происходящему, его эмоции, внеречевые реакции (жесты, мимика, движения).

На основе полученных данных (1—5) определяется диало­гическая позиция каждого ребенка: А — ребенок коммуникативно активен; П — ребенок коммуникативно пассивен.

А (коммуникативно активный): «+» — 3—2; «-» — 2—1; «-» — отсутствуют; проявляет интерес к работе в паре, доброжелателен, проявляет положительные эмоции, может проявлять активные внеречевые реакции.

П (коммуникативно пассивный); «+» — 1 или отсутствуют; «-» — 2—3; «↔» — 2—1; спокойно относится к работе или без явного интереса; отвлекается, бедные внеречевые реакции.

Приложение. Протоколы обследования, сочинения детей, конспекты занятий.

Литература

1. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей. Развитие диалогического общения: методическое пособие для воспитателей / А. Г. Арушанова. – 2-изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.– 128 с.

2. Бизикова, О. Игра как фактор развития диалога. Старший дошкольный возраст / О. Бизикова // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 5. – С. 9-18.

3. Галигузова, Л. Н. Ступеньки общения: от года до семи лет / Л. Н. Галигузова, Е. О. Смирнова. – М.: Просвещение – М., 1992. – 143 с.

4. Гризик, Т. И. Развитие речи детей 5-6 лет: метод.пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук. – М.: Просвещение, 2006. – 206 с.

5. Дубина, Л. Развитие у детей коммуникативных способностей / Л Дубина // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 10. – С. 26-30; № 11. – С. 3-10.

6. Крайнова, Л. Формирование коммуникативной активности в условиях совместной продуктивной деятельности / Л. Крайнова// Дошкольное воспитание. – 1984. – №10.

7. Лисина, М. Развитие общения со сверстниками / М. Лисина, Л. Галигузова, Л. Царегородцева // Дошкольное воспитание. – 1985. – № 3. – С. 47-51.

8. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. А. Г. Рузской. – М., Воронеж, 1997. – 234 с.

9. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми / В. В. Петрова, Д.Б. Годовикова, М. Г. Елагина и др.; под.ред. М. И. Лисиной. – М.: Педагогика, 1985. – 207 с.

10. Петровский, В. Воспитывает не труд, а деятельностно-опосредованное общение / В. Петровский // Дошкольное воспитание. – 2000. – № – 7. – С. 98-100.

11. Развитие общения у дошкольников со сверстниками / Под ред. А. Г. Рузской. – М.: Педагогика, 1989 – 216 с.

12. Рузская, А. Г. Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками / А. Г.Рузская // Дошкольное воспитание. – 1988. – №2. – 44-49.

13. Смирнова, Е. О чем разговаривают дошкольники // Дошкольное воспитание. / Е. Смирнова – 1985. – № 1. – С. 42-45.

14. Смирнова, Е.О. Развитие речи ребенка – важнейшая задача воспитателя / Е. О. Смирнова // Дошкольное воспитание. – 1988. – № 5 – С. 44-50.

Литература

1. Болотина, Л.Р. Воспитание звуковой культуры речи у детей в ДОУ: метод.пособие / Л. Р. Болотина, Н. В. Микляева, Ю. Н. Радионова – М.: Айрисс-пресс, 2006. – 128 с.

2. Гвоздев, А. И. Вопросы изучения детской речи / А. И. Гвоздев - М.: Издательство Акад. пед. наук РСФСР, 1961.

3. Генинг, М. Г., Герман Н. А. Воспитание у дошкольников правильной речи: пособие для воспитателей и родителей / М. Г. Генинг, Н. А. Герман. – Чебоксары:Чув. кн. изд-во, 1980. – 128 с.

4. Максаков, А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок: пособие для воспитателей и родителей / А. И. Максаков. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

5. Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения: практикум по логопедии: учеб пособие для учащихся педуч-щ по спец. № 03.08 «Дошкольное воспитание». – М.: Просвещение, 1989. – 299 с.

6. Шуликова, Е. Развиваем выразительность речи / Е. Шуликова, М. Шинкарева, И. Потапова, Л. Замуткина // Дошкольное воспитание. – 2006. – №8. – С. 13-18.

 

Литература

1. Гризик, Т. И. В мире слов: пособие по изучению и развитию словаря детей 5-6 лет / Т. И. Гризик. – М.: Просвещение, 2006. – 40 с.

2. Логинова, В. И. Развитие словаря // Развитие речи дошкольного возраста; под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1984. – С. 79-101.

3. Струнина, Е. М. Работа над смысловой стороной слова / Е. М. Струнина // Развитие речи дошкольного возраста; под ред. Ф. А. Сохина. – М.: Просвещение, 1984. – С. 101-104.

4. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): пособие для воспитателей детских садов / Е. И. Тихеева. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 1972. – 176 с.

5. Ушакова, О. Умноватый мальчик. Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников / О. Ушакова, Л. Колунова // Дошкольное воспитание. – 1994. – №9. – С. 11-14.

Литература

1. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей: Формирование грамматического строя речи: методическое пособие для воспитателей / А. Г. Арушанова – 2-изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 296 с.

2. Борисенко, М. Г. Животные наших лесов / М.Г. Борисенко, Н. А. Лукина. – СПб: Паритет, 2005. – 32 с. + цв. вкл. (Серия «Грамматика в играх и картинках».) (Кроме того, можно обратиться к выпускам:«Фрукты», «Овощи», «Грибы», «Осень», «Зима», «Перелетные и зимующие птицы», «Домашние животные», «Зимние забавы», «Новогодний праздник»).

3. Гризик, Т. И. Маленький волшебник: пособие для обследования и закрепления граммат. строя речи у детей 4-5 лет / Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук. – М.: Просвещение, 2005. – 47 с.

4. Тюрикова, И. Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей / И. Тюрикова // Дошкольное воспитание. – 1988. – № 2. – С. 20-23; № 3. – С. 21-27; № 4. – С. 33-38.

 

Литература

1. Гербова, В. В. Конспекты занятий по развитию речи в младшей разновозрастной группе: 2-4 года: пособие для педагогов дошк. учреждений / В. В. Гербова. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 160 с.

2. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста; под ред.С. Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1985. – 113 с.

3. Кольцова, М. М. Физиологические подходы к проблеме повышения умственной деятельности / М. М. Кольцова // Дошкольное воспитание. – 1973. – № 4 – С. 67-71.

4. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить. Пальчиковыйигротренинг / М. М. Кольцова, М. С. Рузина. – Екатеринбург:У-Фактория, 2004. – 224 с. (Серия «Психология детства:Современный взгляд»).

5. Лямина, Г. М. Развитие речи ребенка раннего возраста: метод.пособие / Г.М. Лямина. – М.: Айрисс-пресс, 2005. – 96 с.

6. Моисеева, Р. Пальчиковые игры-упражнения / Р. Моисеева // Дошкольное воспитание. – 2000 – № 10. – С. 40-54.

7. Павлова, Л. Н. Раннее детстве: развитие речи и мышления: методическое пособие / Л.Н. Павлова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 168 с.

8. Павлова, Л. Н. Развитие речи в раннем возрасте / Л. Н. Павлова // Развитие речи детей дошкольного возраста; под ред. Ф. А. Сохина. – М.: Просвещение, 1984. – С. 16-48.

9. Щеповских, Е. Развитие мелкой моторики / Е. Щеповских // Дошкольное воспитание. – 2000 – № 5. – С. 61-63.

Литература

Основная

Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 1998. С. – 263-269.

Дополнительная

Арушанова А.Г., Юртайкина Т.И. Третий год жизни: Развитие речи и речевого общения // Дошкольное воспитание. – 1994 - № 12.

Ахунджанова С. Развитие речи дошкольников в продуктивных видах деятельности //Дошкольное воспитание. – 1983. – № 6.

Крайнова Л. Формирование коммуникативной активности в условиях совместной продуктивной деятельности // Дошкольное воспитание. – 1984. – №10.

Радуга. Программа и методическое руководство для воспитателей средней группы детского сада / Сост. Т.Н. Доронова. – М., 1994.

Радуга. Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 5-6 лет в детском саду / Сост. Т.Н. Доронова. – М., 1995.

Тема 8. Беседа как метод обучения диалогической реч и

Цель: раскрыть методику использования беседы в целях развития дилогической речи.

Теоретическая часть. Воспитательно-образовательное значение беседы, ее место среди других методов работы. Виды, тематика, содержание бесед в возрастных группах.Структура обобщающей беседы. Приемы активизации мышления и речи в процессе беседы. Сущность этических бесед и методика их проведения.

Практическая часть. Изучите особенности диалогического общения в специ­ально организованных беседах педагога с детьми. Беседа должна проходить на фоне доверительного отношения с ребенком, т.е. важно установить контакт с ребенком и создать

ситуацию разговора.

Темы для разговоров выбираются в соответствии с возрастом, интересами детей. Примерные темы: о друзьях, семье, самом ре­бенке, предметах и игрушках, явлениях природы, книгах, инте­ресных играх, занятиях и других видах деятельности.

Необходимо самостоятельно разработать вопросы для разгово­ра с детьми, например:

- С кем ты дружишь?

- О чем ты любишь разговаривать с ребятами? и др.

При разработке вопросов важно учесть, что ход разговора дол­жен быть направлен на выяснение следующих коммуникативных умений детей: вступать в разговор, поддерживать его, самим зада­вать вопросы, использовать формы речевого этикета, завершать разговор.

2. С целью выявления умений ребенка самому уступать в диалог, использовать формы речевого этикета следует предложить ему вступить в диалогическое взаимодействие с другими детьми. Примерные ситуации:

- Кого бы ты пригласил играть вместе с собой? Пригласи. Как ты будешь приглашать?

- Как бы ты встретил новенького, который первый раз пришел в группу? Что бы ты ему предложил? Что рассказал бы, показал, о чем спросил?

3. Для выявления умения ребенка задавать вопросы в ходе разговора можно показать ему сюжетную картинку и предложить задать вопросы по ее содержанию.

Ребенку дается следующая инструкция: «Посмотри, какая у меня есть картинка. Хочешь, я расскажу тебе, что здесь нарисовано? Только ты задавай мне вопросы, спрашивай меня».

Во время эксперимента педагогт не вступает в беседу с ребен­ком, а должен только отвечать на поставленные ему вопросы.

Разговоры ведутся индивидуально с каждым ребенком и до­словно фиксируются.

В результате анализа разговоров составляется характеристика коммуникативных умений детей (таблица 3).

Таблица 3 Характеристика коммуникативных умений детей

 

Фами­лия, имя ребен­ка Умение вступать в диалог Умение поддерживать и завершать диалог
Владе­ние рече­выми оборо­тами для уста­новле­ния контак­та Лег­кость контак­тирова­ния Затруд­нен­ность контак­тирова­ния со сверст­никами и взрос­лыми Умение отве­чать на вопро­сы Умение зада­вать вопро­сы входе диало­га Умение слу­шать собе­седни­ка Умение своевре- менновступать в диалог Умение завер­шать разго­вор
}                

Предложите тематику 3-4 итоговых бесед с детьми старшего дошкольного возраста. Обоснуйте выбор тем.

Выберите одну тему для обобщающей беседы и покажите целостную систему работы (методика и содержание предварительной работы) по ней. Составить конспект занятия в соответствии с требованиями мето­дики. Опишите апробацию данной системы.

Приложение: практические разработки, конспекты занятий.

Литература

Основная

Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 1998.

Крылова Н.М. Влияние беседы на умственное и речевое развитие детей // Дошкольное воспитание. – 1973 – № 4.

Дополнительная

Виноградова Н.А. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. – М.,1978.

Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. – М.,1961.

Князева Л.П. Этическая беседа в детском саду. – Пермь, 1972.

Короткова Э.П. Беседа как средство развития речи у детей дошкольного возраста. – М.,1977.

Задание

Разработайте конспект обобщающей беседы с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Моя Родина». Конкретизируйте тему, соотнося ее формулировку с отбираемыми Вами фактами для обсуждения с детьми.

Роль подготовительного периода в развитии речи детей. Развитие общения у детей на первом году жизни. Особенности методики развития понимания и активной речи у детей второго и третьего годов жизни.

Литература

Гурович Л.М. Пересказ как прием активизации умственной деятельности на занятии // Дошкольное воспитание. – 1973. – № 4.

Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. М.И.Лисиной – М., 1985. – С.183-186.

Короткова Э.П. Обучение рассказыванию детей дошкольного возраста. – М.,1982.

 

Предметов иигрушек

Цель: раскрыть методику обучения рассказывания по игрушкам и предметам.

Теоретическая часть. Особенности познавательной деятельности при описании предметов и игрушек. Требования к подбору игрушек для обучения монологической речи. Методика обучения описанию предметов и игрушек в разных возрастных группах. Методика обучения сюжетному рассказыванию об игрушках.

Практическая часть. Изучите особенности описательной речи детей дошкольного возраста;

выявить влияние обучения на улучшение качества навыков и умений связной речи;

Для обследования необходимо подобрать наглядный материал (игрушку, картинки), продумать содержание и формулировки заданий: детям с учетом их возрастных возможностей. Во второй младшей и средней группах можно использовать образные и дидактические игрушки (куклы, животные, пирамидки, матрешки), в старшей и подготовительной к школе — образные и технические игрушки.

Для выявления навыков описания можно предложить ребенку рассказать про игрушку. Например: «Рассмотри вни­мательно игрушку и расскажи про нее все. Какая она?» Высказы­вания детей дословно фиксируются с сохранением особенностей речи, с указанием пауз и их продолжительности, а затем анали­зируются и оцениваются, исходя из основных качеств связной описательной речи.

При анализе высказываний следует вычленить и охарактеризо­вать их предметно-логическое содержание, структуру и языковое оформление.

Результаты анализа заносятся в таблицу 4 по следующим по­казателям: количество выделенных признаков» структура и после­довательность описания, связность, языковые средства, инфор­мативность высказывания, плавность (количество пауз).

Таблица 4

  ФИО Возраст Кол-во выделенных признаков Структура и последовательность описания Связность Языковые средства   Информативность высказывания (всего слов) Плавность (количество пауз)
          кол-во прилагательных кол-во существительных глагольная лексика образные средства языка типы предложений    
Саша С. 5,3   называет объект, описывает сверху вниз, заканчивает оценочным суждением повтор слова, синонимическая замена 5(голубые, красное, большие, длинные, красивая)     1(как бусинки) 7 из них 2 – сложные, 5- простые    

Определите влияние обучения на качество описательной речи детей (на материале игрушек).

С теми же детьми, речь которых обследовалась, нужно провести обу­чающие занятия, используя различные приемы: рассматривание игрушек или предметов, предъявление детям образца или плана описания; совместные с детьми речевые действия; вспомогатель­ные вопросы; игры и игровые ситуации и др. Особое внимание следует уделить приемам, направленным на обогащение мотивации детской речи, на создание атмосферы непринужденного об­ращения. Так же как и при выполнении первого задания, следует записать детские высказывания об игрушках и картинках. Для определения роли обучающего воздействия взрослого на качество детской речи необходимо сравнить результаты, полученные до и после обучения. В качестве иллюстрации можно привести приме­ры описаний, составленных детьми в процессе констатации и после проведенных занятий.

Таблица 5 Динамика рассказов детей

До обучений После обучения
   

Данные качественного и количественного анализа детских описаний заносят в таблицу.

Приложение: протоколы обследования, конспекты работы.

Литература

Основная

Гербова В.В. Рассказывание по восприятию // Дошкольное воспитание. – 1975 - № 9.

Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1984.

Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов. // Дошкольное воспитание. – 1990 – № 10.

Дополнительная

Гербова В.В. Учусь говорить: Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга». – М.: Просвещение, 2002.

Гризик Т.И. Обучение детей описанию предметов // Дошкольное воспитание. – 1989 – № 5.

Гризик Т.И. Развитие речи детей 5-6 лет: метод.пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук. – М.: Просвещение, 2006.

Короткова Э.П. Обучение рассказыванию детей дошкольного возраста. – М.,1982.

По предметам иигрушкам

Цель: раскрыть методику обучения рассказывания по игрушкам и предметам.

Теоретическая часть. Особенности познавательной деятельности при описании предметов и игрушек. Требования к подбору игрушек для обучения монологической речи. Методика обучения сюжетному рассказыванию об игрушках.

Практическая часть. Изучите особенности пове­ствовательной речи детей дошкольного возраста, определите влияние обучения на улучшение качества навыков и умений связной речи;

Для обследования необходимо подобрать наглядный материал (игрушку, предметы), продумать содержание и формулировки заданий: детям с учетом их возрастных возможностей. В средней группе можно использовать 3-4 образных игрушки (готовый набор или самостоятельно составленный) в старшем дошкольном возрасте дидактические образные и технические игрушки (куклы, животные, пирамидки, матрешки) и предметы. В старшей и подготовительной к школе группах можно предложить как наборы игрушек, так и одну игрушку.

Для выявления умения составлять сюжетный рассказ можно предложить ребенку рассказать про приключения игрушек (игрушки). Например: «Расскажи про приключения зайчика. Куда она пошла, кого увидела, что они делали и чем все закончилось?» Высказы­вания детей дословно фиксируются с сохранением особенностей речи, с указанием пауз и их продолжительности, а затем анали­зируются и оцениваются, исходя из основных качеств связной речи.

При анализе высказываний следует вычленить и охарактеризо­вать их предметно-логическое содержание, структуру и языковое оформление.

Результаты анализа можно занести в таблицу.

Показатели для анализа:

1. Целостность текста — умение не отходить от темы.

2. Структурирование текста — умение последовательно и точно построить текст (наличие начала, середины и конца рассказа).

3. Связность — использования разнообразных средств связи между предложениями, связность между частями высказывания.

4. Лексика, грамматика — точность лексики, наличие образных средств, правильное построение предложений, умение использо­вать сложные предложения.

5. Плавность речи — наличие или отсутствие длительных пауз.

6. Самостоятельность — наличие или отсутствие подсказок педа­гога по ходу рассказа.

Каждый показатель оценивается отдельно. Высшая оценка — 12 баллов; 2 балла — соблюдение всех требований; 1 — незначи­тельные отклонения от требований; 0 — не соблюдение требований (наруше­ние целостности, структуры текста, бедность лексики, многочисленные паузы, нужда в под­сказках…).

Таким образом, оценка 12 баллов соответствует высокому уровню, свыше 6 баллов — среднему, меньше 6 баллов — низкому.

Определите влияние обучения на качество речи-повествования детей (на материале игрушек).

С теми же детьми, речь которых обследовалась, нужно провести обу­чающие занятия, используя различные приемы

. Особое внимание следует уделить приемам, направленным на обогащение мотивации детской речи, на создание атмосферы непринужденного об­ращения. Так же как и при выполнении первого задания, следует записать детские высказывания об игрушках и картинках. Для определения роли обучающего воздействия взрослого на качество детской речи необходимо сравнить результаты, полученные до и после обучения. В качестве иллюстрации можно привести приме­ры описаний, составленных детьми в процессе констатации и после проведенных занятий.

Таблица 6 Динамика рассказов детей

До обучения После обучения
   

Данные качественного и количественного анализа детских описаний заносят в таблицу.

Опишите проведенную работу и ее результаты.

Приложение: протоколы обследования, конспекты работы.

Литература

Основная

Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство – М., 1968.

Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1984.

Любимова Н.В. Обучение описанию пейзажа // Дошкольное воспитание. – 1973 – № 4.

Ушакова О.С., Смирнова Е.А. Обучение старших дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картин // Дошкольное воспитание. – 1987 – № 12.

Чумичева Р. Восприятие живописи и развитие образной речи // Дошкольное воспитание. – 1987 – № 11.

Дополнительная

Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. – 1981– № 9.

Гербова В. Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок // Дошкольное воспитание. – 1998 – №2; № 3; № 4.

Зрожевская А.А. Обучение монологам-описаниям // Дошкольное воспитание. – 1986 – № 12.

Короткова Э.П. Обучение рассказыванию детей дошкольного возраста. – М.,1982.

Чумичева Р. Ознакомление детей с жанровой живописью // Дошкольное воспитание. – 1986 – № 10.

 

Литература

Основная

Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1984.

Ушакова О.С., Смирнова Е.А. Обучение старших дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картин // Дошкольное воспитание. – 1987 – № 12.

Дополнительная

Гербова В. Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок // Дошкольное воспитание. – 1998 – №2; № 3; № 4.

Короткова Э.П. Обучение рассказыванию детей дошкольного возраста. – М.,1982.

Литература

Основная

Художественное творчество и ребенок - М., 1972, раздел I., гл. III. - С.39-48

Бородич Л.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 1984.

Короткова Э.П. Обучение рассказыванию детей дошкольного возраста. – М.,1982.

Ворошнина Л. Обучение творческому рассказыванию // Дошкольное воспитание. – 1991. № 2; № 3; № 4.

Дополнительная

Ворошнина Л.М. Творческое рассказывание // Дошкольное воспитание. – 1982. – № 9.

Девятина И. Занимаемся и составляем сказки по схемам с использованием методов ТРИЗ // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 11.

Кириллова Г. Подражание и самостоятельность в словесном творчестве // Дошкольное воспитание. – 1978. – № 12.

Кондратьева И., Сомкова О. Как использовать модель для развития речевого творчества // Дошкольное воспитание. – 1991. – № 10.

Короткова Э.П. Воспитывать интерес к творческому рассказыванию // Дошкольное воспитание. – 1973 – № 6.

Торопова В. Примерный конспект занятия по обучению творческому рассказыванию // Дошкольное воспитание. – 1993.– № 4..

Ушакова О.С. Развитие словесного творчества детей 6-7 лет // Дошкольное воспитание. – 1972. – № 9.

Венгер Л. А. О чем рассказывает сказка // Дошкольное воспитание. 1994. № 5.

Родари Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумыва­ния историй. — М., 1989.

 

Литература

Акулова О. В. Влияние слушания произведений устного народного твор­чества на развитие выразительности речи старших дошкольников // Методиче­ские советы к программе «Детство». — СПб.: Детство-Пресс, 2001.

Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в дет­ском саду. — М.: Гном, 2000.

Полякова М. Н. Организация развивающей среды в средней группе дет­ского сада // Дошкольная педагогика. 2001. № 2.

Сомкова О. Н. Развитие творческой активности ребенка 5-6 лет в про­цессе освоения средств языковой выразительности // Воспитываем дошкольни­ков самостоятельными. — СПб.: Детство-Пресс, 2001.

Солнцева О. В. Развитие субъектной позиции ребенка в режиссерских играх // Методические советы к программе «Детство». — СПб.: Детство-Пресс, 2001.

 

Приложение 1

Описание методики

Цель: определение ведущей формы общения ребенка со взрослыми.

Проведение обследования. Диагностикаформ общения проводится следующим образом. Педагог приводит ребенка в комнату, где на столе разложены игрушки и книжки, и спрашивает, что бы он хотел: поиграть с игрушками (I ситуация); почитать книжку ( II ситуация) или поговорить (III ситуация). Затем педагог организует ту деятельность, которую предпочел ребенок. После этого ребенку предлагается на выбор одиниздвух оставшихся типов деятельности. Если ребенок не может самостоятельно сделать выбор, педагог предлагает последовательно поиграть, потом почитать, а затем поговорить. Каждая ситуация длится не более15 мин.

Во время обследования при выборе каждой новой ситуации педагог заполняет на ребенка отдельный индивидуальный лист протокола (табл. 1). Таким образом, в конце обследования будет заполнено три протокола — на каждую ситуацию.

В случае если ребенок вновь и вновь выбирает, например, игровую ситуацию, не проявляя интереса к познавательному и личностному общению (это отмечается в протоколе, см. графы 2,3, 4), взрослый после самостоятельного выбора ребенка мягко, но настойчиво предлагает ему отдать предпочтение двум оставшимся ситуациям общения (отмечается в графах 5—10 протокола).

В протоколах фиксируются 6 показателей поведения детей:

- порядок выбора ситуаций;

- основной объект внимания в первые минуты опыта:

- характер активности по отношению к объекту внимания;

- уровень комфортности во время эксперимента;

- анализ речевых высказываний детей;

- желательная для ребенка продолжительность деятельности.

Типы общения выделяют по предпочтению одной из трех ситуаций:

1-я ситуация (совместная игра) — ситуативно-деловое общение;

2-я ситуация (чтение книг) — внеситуативно-познавательное общение;

3-я ситуация (беседа) — внеситуативно-личностное общение.

Обработка результатов

При определении ведущей формы общения у детей показатели их действий оцениваются в баллах. Особое внимание уделяется тематике и содержанию речевых высказываний. Наибольшее количество баллов выставляется за внеситуативные, социально-значимые, оценочные высказывания, свидетельствующие о способности ребенка к внеситуативно-личностному общению со взрослыми (табл. 2.).

Во всех ситуациях подсчитывается общее количество баллов, которыми оценивается каждый показатель. Ведущей считается та форма общения, которая оценивается наибольшей суммой баллов.

Таблица 1

Таблица 2

Шкала показателей для определения ведущей формы общения ребенка со взрослыми

№ п/п Показатели поведения   Количество баллов
I Порядок выбора ситуации: игры-занятия чтение книги беседа на личностные темы  
II Основная объект внимания в первые минуты игрушки книги взрослый    
III   Характер активности по отношению к объекту внимания: не смотрит беглый взгляд приближение прикосновение речевые высказывания  
IV   Уровень комфортности во время эксперимента: напряжен, скован озабочен смущен спокоен раскован весел  
V             Анализ речевых высказывании детей: по форме: ситуативные внеситуативные потеме: несоциальные (животные, игрушки, бытовые вещи, предметы...) социальные (я, другие дети, экспериментатор, родители и т.д.) по функции: просьбы о помощи вопросы высказывания по содержанию: констатирующие высказывания высказывания о принадлежности оценка мнения            
VI   Продолжительность деятельности минимальная – до 3 мин. средняя – до 5 мин. максимальная – до 10 мин. и более  

 

Приложение 2

Таблица 3

Приложение 4

Таблица 4

Приложение 5

Таблица 5

Таблица 6

Приложение 6

 

Таблица 7

Приложение 7

II младшая группа

В морфологии:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 1404; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.175.182 (0.171 с.)