Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. Обучение детей пересказыванию литературных произведений



Цель: раскрыть методику обучения детей дошкольного возраста пересказыванию художественных произведений.

Теоретическая часть. Сущность пересказа и его значение для развития мышления и речи детей. Принципы отбора литературных произведений для пересказа. Требования к пересказу детей в разных возрастных группах. Методика обучения детей пересказыванию.

Практическая часть. Выявите умение детей пересказывать. Для этого детям предлагается прослушать незнакомые рассказ или сказку, неболь­шие по объему.

Пересказы детей записываются и анализируются по следующим показа­телям:

1. Понимание текста — правильная формулировка основной мысли.

2. Структурирование текста — умение последовательно и точно построить пересказ (сопоставляет пересказ со структурой текста).

3. Лексика — полнота использования лексики текста, замена авторских вы­разительных средств собственными.

4. Грамматика — правильное построение предложений, умение использо­вать сложные предложения.

5. Плавность речи — наличие или отсутствие длительных пауз.

6. Самостоятельность пересказа — наличие или отсутствие подсказок педа­гога по ходу пересказа, необходимости повторного чтения текста.

Каждый показатель оценивается отдельно. Высшая оценка воспроизведе­ния текста — 12 баллов; 2 балла — правильное воспроизведение; 1 — незначи­тельные отклонения от текста, отсутствие грамматических ошибок, длительных пауз, небольшое количество подсказок; 0 — неверное воспроизведение, наруше­ние структуры текста, бедность лексики, многочисленные паузы, нужда в под­сказках.

Таким образом, оценка 12 баллов соответствует высокому уровню воспро­изведения текста, свыше 6 баллов — среднему, меньше 6 баллов — низкому.

С учетом данных обследования продумайте систему работы. Подберите произведения для пересказа (для одной из возрастных групп), организуйте обучение пересказванию.

Опишите проведенную работу и ее результаты.

Приложение: протоколы обследования, конспекты работы.

Литература

Гурович Л.М. Пересказ как прием активизации умственной деятельности на занятии // Дошкольное воспитание. – 1973. – № 4.

Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. М.И.Лисиной – М., 1985. – С.183-186.

Короткова Э.П. Обучение рассказыванию детей дошкольного возраста. – М.,1982.

 

Тема 10. Методика обучения описанию

Предметов иигрушек

Цель: раскрыть методику обучения рассказывания по игрушкам и предметам.

Теоретическая часть. Особенности познавательной деятельности при описании предметов и игрушек. Требования к подбору игрушек для обучения монологической речи. Методика обучения описанию предметов и игрушек в разных возрастных группах. Методика обучения сюжетному рассказыванию об игрушках.

Практическая часть. Изучите особенности описательной речи детей дошкольного возраста;

выявить влияние обучения на улучшение качества навыков и умений связной речи;

Для обследования необходимо подобрать наглядный материал (игрушку, картинки), продумать содержание и формулировки заданий: детям с учетом их возрастных возможностей. Во второй младшей и средней группах можно использовать образные и дидактические игрушки (куклы, животные, пирамидки, матрешки), в старшей и подготовительной к школе — образные и технические игрушки.

Для выявления навыков описания можно предложить ребенку рассказать про игрушку. Например: «Рассмотри вни­мательно игрушку и расскажи про нее все. Какая она?» Высказы­вания детей дословно фиксируются с сохранением особенностей речи, с указанием пауз и их продолжительности, а затем анали­зируются и оцениваются, исходя из основных качеств связной описательной речи.

При анализе высказываний следует вычленить и охарактеризо­вать их предметно-логическое содержание, структуру и языковое оформление.

Результаты анализа заносятся в таблицу 4 по следующим по­казателям: количество выделенных признаков» структура и после­довательность описания, связность, языковые средства, инфор­мативность высказывания, плавность (количество пауз).

Таблица 4

  ФИО Возраст Кол-во выделенных признаков Структура и последовательность описания Связность Языковые средства   Информативность высказывания (всего слов) Плавность (количество пауз)
          кол-во прилагательных кол-во существительных глагольная лексика образные средства языка типы предложений    
Саша С. 5,3   называет объект, описывает сверху вниз, заканчивает оценочным суждением повтор слова, синонимическая замена 5(голубые, красное, большие, длинные, красивая)     1(как бусинки) 7 из них 2 – сложные, 5- простые    

Определите влияние обучения на качество описательной речи детей (на материале игрушек).

С теми же детьми, речь которых обследовалась, нужно провести обу­чающие занятия, используя различные приемы: рассматривание игрушек или предметов, предъявление детям образца или плана описания; совместные с детьми речевые действия; вспомогатель­ные вопросы; игры и игровые ситуации и др. Особое внимание следует уделить приемам, направленным на обогащение мотивации детской речи, на создание атмосферы непринужденного об­ращения. Так же как и при выполнении первого задания, следует записать детские высказывания об игрушках и картинках. Для определения роли обучающего воздействия взрослого на качество детской речи необходимо сравнить результаты, полученные до и после обучения. В качестве иллюстрации можно привести приме­ры описаний, составленных детьми в процессе констатации и после проведенных занятий.

Таблица 5 Динамика рассказов детей

До обучений После обучения
   

Данные качественного и количественного анализа детских описаний заносят в таблицу.

Приложение: протоколы обследования, конспекты работы.

Литература

Основная

Гербова В.В. Рассказывание по восприятию // Дошкольное воспитание. – 1975 - № 9.

Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1984.

Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов. // Дошкольное воспитание. – 1990 – № 10.

Дополнительная

Гербова В.В. Учусь говорить: Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга». – М.: Просвещение, 2002.

Гризик Т.И. Обучение детей описанию предметов // Дошкольное воспитание. – 1989 – № 5.

Гризик Т.И. Развитие речи детей 5-6 лет: метод.пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук. – М.: Просвещение, 2006.

Короткова Э.П. Обучение рассказыванию детей дошкольного возраста. – М.,1982.

Тема 11. Обучение составлению повествовательных рассказов

По предметам иигрушкам

Цель: раскрыть методику обучения рассказывания по игрушкам и предметам.

Теоретическая часть. Особенности познавательной деятельности при описании предметов и игрушек. Требования к подбору игрушек для обучения монологической речи. Методика обучения сюжетному рассказыванию об игрушках.

Практическая часть. Изучите особенности пове­ствовательной речи детей дошкольного возраста, определите влияние обучения на улучшение качества навыков и умений связной речи;

Для обследования необходимо подобрать наглядный материал (игрушку, предметы), продумать содержание и формулировки заданий: детям с учетом их возрастных возможностей. В средней группе можно использовать 3-4 образных игрушки (готовый набор или самостоятельно составленный) в старшем дошкольном возрасте дидактические образные и технические игрушки (куклы, животные, пирамидки, матрешки) и предметы. В старшей и подготовительной к школе группах можно предложить как наборы игрушек, так и одну игрушку.

Для выявления умения составлять сюжетный рассказ можно предложить ребенку рассказать про приключения игрушек (игрушки). Например: «Расскажи про приключения зайчика. Куда она пошла, кого увидела, что они делали и чем все закончилось?» Высказы­вания детей дословно фиксируются с сохранением особенностей речи, с указанием пауз и их продолжительности, а затем анали­зируются и оцениваются, исходя из основных качеств связной речи.

При анализе высказываний следует вычленить и охарактеризо­вать их предметно-логическое содержание, структуру и языковое оформление.

Результаты анализа можно занести в таблицу.

Показатели для анализа:

1. Целостность текста — умение не отходить от темы.

2. Структурирование текста — умение последовательно и точно построить текст (наличие начала, середины и конца рассказа).

3. Связность — использования разнообразных средств связи между предложениями, связность между частями высказывания.

4. Лексика, грамматика — точность лексики, наличие образных средств, правильное построение предложений, умение использо­вать сложные предложения.

5. Плавность речи — наличие или отсутствие длительных пауз.

6. Самостоятельность — наличие или отсутствие подсказок педа­гога по ходу рассказа.

Каждый показатель оценивается отдельно. Высшая оценка — 12 баллов; 2 балла — соблюдение всех требований; 1 — незначи­тельные отклонения от требований; 0 — не соблюдение требований (наруше­ние целостности, структуры текста, бедность лексики, многочисленные паузы, нужда в под­сказках…).

Таким образом, оценка 12 баллов соответствует высокому уровню, свыше 6 баллов — среднему, меньше 6 баллов — низкому.

Определите влияние обучения на качество речи-повествования детей (на материале игрушек).

С теми же детьми, речь которых обследовалась, нужно провести обу­чающие занятия, используя различные приемы

. Особое внимание следует уделить приемам, направленным на обогащение мотивации детской речи, на создание атмосферы непринужденного об­ращения. Так же как и при выполнении первого задания, следует записать детские высказывания об игрушках и картинках. Для определения роли обучающего воздействия взрослого на качество детской речи необходимо сравнить результаты, полученные до и после обучения. В качестве иллюстрации можно привести приме­ры описаний, составленных детьми в процессе констатации и после проведенных занятий.

Таблица 6 Динамика рассказов детей

До обучения После обучения
   

Данные качественного и количественного анализа детских описаний заносят в таблицу.

Опишите проведенную работу и ее результаты.

Приложение: протоколы обследования, конспекты работы.



Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 934; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.239.150.167 (0.009 с.)