Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 9. Обучение детей пересказыванию литературных произведенийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Цель: раскрыть методику обучения детей дошкольного возраста пересказыванию художественных произведений. Теоретическая часть. Сущность пересказа и его значение для развития мышления и речи детей. Принципы отбора литературных произведений для пересказа. Требования к пересказу детей в разных возрастных группах. Методика обучения детей пересказыванию. Практическая часть. Выявите умение детей пересказывать. Для этого детям предлагается прослушать незнакомые рассказ или сказку, небольшие по объему. Пересказы детей записываются и анализируются по следующим показателям: 1. Понимание текста — правильная формулировка основной мысли. 2. Структурирование текста — умение последовательно и точно построить пересказ (сопоставляет пересказ со структурой текста). 3. Лексика — полнота использования лексики текста, замена авторских выразительных средств собственными. 4. Грамматика — правильное построение предложений, умение использовать сложные предложения. 5. Плавность речи — наличие или отсутствие длительных пауз. 6. Самостоятельность пересказа — наличие или отсутствие подсказок педагога по ходу пересказа, необходимости повторного чтения текста. Каждый показатель оценивается отдельно. Высшая оценка воспроизведения текста — 12 баллов; 2 балла — правильное воспроизведение; 1 — незначительные отклонения от текста, отсутствие грамматических ошибок, длительных пауз, небольшое количество подсказок; 0 — неверное воспроизведение, нарушение структуры текста, бедность лексики, многочисленные паузы, нужда в подсказках. Таким образом, оценка 12 баллов соответствует высокому уровню воспроизведения текста, свыше 6 баллов — среднему, меньше 6 баллов — низкому. С учетом данных обследования продумайте систему работы. Подберите произведения для пересказа (для одной из возрастных групп), организуйте обучение пересказванию. Опишите проведенную работу и ее результаты. Приложение: протоколы обследования, конспекты работы. Литература Гурович Л.М. Пересказ как прием активизации умственной деятельности на занятии // Дошкольное воспитание. – 1973. – № 4. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. М.И.Лисиной – М., 1985. – С.183-186. Короткова Э.П. Обучение рассказыванию детей дошкольного возраста. – М.,1982.
Тема 10. Методика обучения описанию Предметов иигрушек Цель: раскрыть методику обучения рассказывания по игрушкам и предметам. Теоретическая часть. Особенности познавательной деятельности при описании предметов и игрушек. Требования к подбору игрушек для обучения монологической речи. Методика обучения описанию предметов и игрушек в разных возрастных группах. Методика обучения сюжетному рассказыванию об игрушках. Практическая часть. Изучите особенности описательной речи детей дошкольного возраста; выявить влияние обучения на улучшение качества навыков и умений связной речи; Для обследования необходимо подобрать наглядный материал (игрушку, картинки), продумать содержание и формулировки заданий: детям с учетом их возрастных возможностей. Во второй младшей и средней группах можно использовать образные и дидактические игрушки (куклы, животные, пирамидки, матрешки), в старшей и подготовительной к школе — образные и технические игрушки. Для выявления навыков описания можно предложить ребенку рассказать про игрушку. Например: «Рассмотри внимательно игрушку и расскажи про нее все. Какая она?» Высказывания детей дословно фиксируются с сохранением особенностей речи, с указанием пауз и их продолжительности, а затем анализируются и оцениваются, исходя из основных качеств связной описательной речи. При анализе высказываний следует вычленить и охарактеризовать их предметно-логическое содержание, структуру и языковое оформление. Результаты анализа заносятся в таблицу 4 по следующим показателям: количество выделенных признаков» структура и последовательность описания, связность, языковые средства, информативность высказывания, плавность (количество пауз). Таблица 4
Определите влияние обучения на качество описательной речи детей (на материале игрушек). С теми же детьми, речь которых обследовалась, нужно провести обучающие занятия, используя различные приемы: рассматривание игрушек или предметов, предъявление детям образца или плана описания; совместные с детьми речевые действия; вспомогательные вопросы; игры и игровые ситуации и др. Особое внимание следует уделить приемам, направленным на обогащение мотивации детской речи, на создание атмосферы непринужденного обращения. Так же как и при выполнении первого задания, следует записать детские высказывания об игрушках и картинках. Для определения роли обучающего воздействия взрослого на качество детской речи необходимо сравнить результаты, полученные до и после обучения. В качестве иллюстрации можно привести примеры описаний, составленных детьми в процессе констатации и после проведенных занятий. Таблица 5 Динамика рассказов детей
Данные качественного и количественного анализа детских описаний заносят в таблицу. Приложение: протоколы обследования, конспекты работы. Литература Основная Гербова В.В. Рассказывание по восприятию // Дошкольное воспитание. – 1975 - № 9. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1984. Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов. // Дошкольное воспитание. – 1990 – № 10. Дополнительная Гербова В.В. Учусь говорить: Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга». – М.: Просвещение, 2002. Гризик Т.И. Обучение детей описанию предметов // Дошкольное воспитание. – 1989 – № 5. Гризик Т.И. Развитие речи детей 5-6 лет: метод.пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук. – М.: Просвещение, 2006. Короткова Э.П. Обучение рассказыванию детей дошкольного возраста. – М.,1982. Тема 11. Обучение составлению повествовательных рассказов По предметам иигрушкам Цель: раскрыть методику обучения рассказывания по игрушкам и предметам. Теоретическая часть. Особенности познавательной деятельности при описании предметов и игрушек. Требования к подбору игрушек для обучения монологической речи. Методика обучения сюжетному рассказыванию об игрушках. Практическая часть. Изучите особенности повествовательной речи детей дошкольного возраста, определите влияние обучения на улучшение качества навыков и умений связной речи; Для обследования необходимо подобрать наглядный материал (игрушку, предметы), продумать содержание и формулировки заданий: детям с учетом их возрастных возможностей. В средней группе можно использовать 3-4 образных игрушки (готовый набор или самостоятельно составленный) в старшем дошкольном возрасте дидактические образные и технические игрушки (куклы, животные, пирамидки, матрешки) и предметы. В старшей и подготовительной к школе группах можно предложить как наборы игрушек, так и одну игрушку. Для выявления умения составлять сюжетный рассказ можно предложить ребенку рассказать про приключения игрушек (игрушки). Например: «Расскажи про приключения зайчика. Куда она пошла, кого увидела, что они делали и чем все закончилось?» Высказывания детей дословно фиксируются с сохранением особенностей речи, с указанием пауз и их продолжительности, а затем анализируются и оцениваются, исходя из основных качеств связной речи. При анализе высказываний следует вычленить и охарактеризовать их предметно-логическое содержание, структуру и языковое оформление. Результаты анализа можно занести в таблицу. Показатели для анализа: 1. Целостность текста — умение не отходить от темы. 2. Структурирование текста — умение последовательно и точно построить текст (наличие начала, середины и конца рассказа). 3. Связность — использования разнообразных средств связи между предложениями, связность между частями высказывания. 4. Лексика, грамматика — точность лексики, наличие образных средств, правильное построение предложений, умение использовать сложные предложения. 5. Плавность речи — наличие или отсутствие длительных пауз. 6. Самостоятельность — наличие или отсутствие подсказок педагога по ходу рассказа. Каждый показатель оценивается отдельно. Высшая оценка — 12 баллов; 2 балла — соблюдение всех требований; 1 — незначительные отклонения от требований; 0 — не соблюдение требований (нарушение целостности, структуры текста, бедность лексики, многочисленные паузы, нужда в подсказках…). Таким образом, оценка 12 баллов соответствует высокому уровню, свыше 6 баллов — среднему, меньше 6 баллов — низкому. Определите влияние обучения на качество речи-повествования детей (на материале игрушек). С теми же детьми, речь которых обследовалась, нужно провести обучающие занятия, используя различные приемы . Особое внимание следует уделить приемам, направленным на обогащение мотивации детской речи, на создание атмосферы непринужденного обращения. Так же как и при выполнении первого задания, следует записать детские высказывания об игрушках и картинках. Для определения роли обучающего воздействия взрослого на качество детской речи необходимо сравнить результаты, полученные до и после обучения. В качестве иллюстрации можно привести примеры описаний, составленных детьми в процессе констатации и после проведенных занятий. Таблица 6 Динамика рассказов детей
Данные качественного и количественного анализа детских описаний заносят в таблицу. Опишите проведенную работу и ее результаты. Приложение: протоколы обследования, конспекты работы.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 948; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.198 (0.008 с.) |