Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Развитие речи детей в процессе общенияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Со сверстниками Цель работы: раскрыть значение и особенности общения со сверстниками в раннем и дошкольном возрасте. Теоретическая часть. Роль речевого общения в развитии речи детей. Особенности и формы общения детей со сверстниками. Практическая часть. Изучите особенности диалогического взаимодействия детей группы. Сказки детей (как конечный результат диалогического взаимодействия) запишите. Дайте оценку уровню диалогического общения детей в группе. Проанализируйте результаты обследования. Продумайте систему работы по формированию необходимых диалогических умений (4-5 занятий). Опишите ее реализацию, расскажите что изменилось. Определите особенности диалогического взаимодействия детей группы: 1) умеет ли ребенок пользоваться речевым этикетом (разнообразными языковыми средствами) в соответствии с ситуациями: «Приветствие», «Знакомство», «Просьба», «Благодарность», «Прощание», «Отказ». Изучение проходит в течение недели в процессе педагогического наблюдения за детьми в свободном общении. Особое внимание следует уделить сложной для детей ситуации «Отказ». Здесь желательно фиксировать не только речевое оформление отказа (например, дать карандаш, которым сам рисуешь; игрушку, с которой сам играешь и т.п.), но и внеречевые средства (движения, действия, эмоциональное состояние). Педагогическое наблюдение за детьми, которые мало посещали группу (или не посещали) в период обследования удлиняется во времени. Педагог фиксирует свои наблюдения в таблице 3 (см. Приложение 2, табл. 3). 2) какую позицию занимает ребенок - коммуникативно активную или коммуникативно пассивную? Для этого проводится специальное занятие (см. Приложение 3). Для детей создаются максимально комфортные условия: свободный выбор собеседника (объединение в пары по собственному выбору); свободный выбор иллюстративного материала; заданность темы («Как звери друзей искали»). В процессе педагогического наблюдения самым важным для педагога является не столько конечный результат (сказка), сколько процесс его создания. Педагог начинает вести наблюдения и фиксировать их сразу после объяснения задания. Воспитатель отмечает следующее: 1) выбор детей — записываются образовавшиеся пары детей (кто с кем объединился); 2) взаимодействие детей в процессе выбора иллюстративного материала и в процессе обсуждения сказки. Наблюдения за детьми фиксируются в таблице 4 (см. Приложение 4) по следующим показателям: 1) инициативность: «+» — ребенок проявляет инициативу в выборе собеседника и в процессе создания сказки; «-» — не проявляет инициативу; «↔» — промежуточное состояние; 2) готовность к ответной реакции: «+» — ребенок принимает предложения и советы собеседника; «-» — не принимает предложения и советы собеседника; «↔» — промежуточное состояние; 3) умение воздействовать на собеседника (активизировать, привлечь внимание): «+» — владеет умением; «-» — не владеет умением; «↔» — промежуточное состояние; 4) умение слушать собеседника: «+» — владеет умением; «—» — не владеет умением; «↔» — промежуточное состояние; 5) дополнительные наблюдения: фиксируется интерес ребенка к происходящему, его эмоции, внеречевые реакции (жесты, мимика, движения). На основе полученных данных (1—5) определяется диалогическая позиция каждого ребенка: А — ребенок коммуникативно активен; П — ребенок коммуникативно пассивен. А (коммуникативно активный): «+» — 3—2; «-» — 2—1; «-» — отсутствуют; проявляет интерес к работе в паре, доброжелателен, проявляет положительные эмоции, может проявлять активные внеречевые реакции. П (коммуникативно пассивный); «+» — 1 или отсутствуют; «-» — 2—3; «↔» — 2—1; спокойно относится к работе или без явного интереса; отвлекается, бедные внеречевые реакции. Приложение. Протоколы обследования, сочинения детей, конспекты занятий. Литература 1. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей. Развитие диалогического общения: методическое пособие для воспитателей / А. Г. Арушанова. – 2-изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.– 128 с. 2. Бизикова, О. Игра как фактор развития диалога. Старший дошкольный возраст / О. Бизикова // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 5. – С. 9-18. 3. Галигузова, Л. Н. Ступеньки общения: от года до семи лет / Л. Н. Галигузова, Е. О. Смирнова. – М.: Просвещение – М., 1992. – 143 с. 4. Гризик, Т. И. Развитие речи детей 5-6 лет: метод.пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук. – М.: Просвещение, 2006. – 206 с. 5. Дубина, Л. Развитие у детей коммуникативных способностей / Л Дубина // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 10. – С. 26-30; № 11. – С. 3-10. 6. Крайнова, Л. Формирование коммуникативной активности в условиях совместной продуктивной деятельности / Л. Крайнова// Дошкольное воспитание. – 1984. – №10. 7. Лисина, М. Развитие общения со сверстниками / М. Лисина, Л. Галигузова, Л. Царегородцева // Дошкольное воспитание. – 1985. – № 3. – С. 47-51. 8. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. А. Г. Рузской. – М., Воронеж, 1997. – 234 с. 9. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми / В. В. Петрова, Д.Б. Годовикова, М. Г. Елагина и др.; под.ред. М. И. Лисиной. – М.: Педагогика, 1985. – 207 с. 10. Петровский, В. Воспитывает не труд, а деятельностно-опосредованное общение / В. Петровский // Дошкольное воспитание. – 2000. – № – 7. – С. 98-100. 11. Развитие общения у дошкольников со сверстниками / Под ред. А. Г. Рузской. – М.: Педагогика, 1989 – 216 с. 12. Рузская, А. Г. Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками / А. Г.Рузская // Дошкольное воспитание. – 1988. – №2. – 44-49. 13. Смирнова, Е. О чем разговаривают дошкольники // Дошкольное воспитание. / Е. Смирнова – 1985. – № 1. – С. 42-45. 14. Смирнова, Е.О. Развитие речи ребенка – важнейшая задача воспитателя / Е. О. Смирнова // Дошкольное воспитание. – 1988. – № 5 – С. 44-50. Тема 3. Методика воспитания звуковой культуры речи Цель работы: раскрыть методику воспитания у детей дошкольного возраста звуковой стороны речи. Теоретическая часть. Понятие звуковой культуры речи, значение овладения ею для развития личности ребенка. Особенности усвоения детьми звукопроизношением, словопроизношением и овладения средствами интонационной выразительности. Своеобразие методики воспитания звуковой культуры речи в разных возрастных группах. Практическая часть. Изучите особенности произношения и выразительности речи у детей вашей группы; выявите имеющиеся недостатки. С учетом данных обследования продумайте систему работы по оптимизации решения задач воспитания звуковой культуры речи. Опишите проведенную работу и ее результаты. В изучении состояния звуковой стороны речи детей можно придерживаться следующей последовательности: - изучение особенностей произношения звуков. Детям предъявляют картинки с нужным звуком в начале, середине и в конце слова. Для старших групп это звуки в основном из трех групп: свистящие, шипящие и сонорные. Проверяется умение дифференцировать смешиваемые группы звуков. Результаты обследования можно оформить в виде таблицы (см. Приложение 5, табл. 5). - изучение особенностей выразительности произвольной речи детей. Детям предлагают прочитать наизусть любое стихотворение или пересказать хорошо знакомую сказку. Обратите внимание на умение детей пользоваться средствами выразительности: интонацией, логическим ударением, паузой, жестами и мимикой, а также на умение регулировать силу голоса, темп речи. Результаты диагностики оформить в виде таблицы (см. Приложение 6, табл. 6). Проанализируйте данные обследования звуковой стороны речи дошкольников. Приложение: протоколы обследования, наглядный материал, использованный в процессе диагностики, конспекты работы с детьми. Литература 1. Болотина, Л.Р. Воспитание звуковой культуры речи у детей в ДОУ: метод.пособие / Л. Р. Болотина, Н. В. Микляева, Ю. Н. Радионова – М.: Айрисс-пресс, 2006. – 128 с. 2. Гвоздев, А. И. Вопросы изучения детской речи / А. И. Гвоздев - М.: Издательство Акад. пед. наук РСФСР, 1961. 3. Генинг, М. Г., Герман Н. А. Воспитание у дошкольников правильной речи: пособие для воспитателей и родителей / М. Г. Генинг, Н. А. Герман. – Чебоксары:Чув. кн. изд-во, 1980. – 128 с. 4. Максаков, А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок: пособие для воспитателей и родителей / А. И. Максаков. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. 5. Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения: практикум по логопедии: учеб пособие для учащихся педуч-щ по спец. № 03.08 «Дошкольное воспитание». – М.: Просвещение, 1989. – 299 с. 6. Шуликова, Е. Развиваем выразительность речи / Е. Шуликова, М. Шинкарева, И. Потапова, Л. Замуткина // Дошкольное воспитание. – 2006. – №8. – С. 13-18.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 1103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.253.195 (0.008 с.) |