ГЛАВА 1. Теоретические основы развития речи дошкольников в норме и патологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ГЛАВА 1. Теоретические основы развития речи дошкольников в норме и патологии.



Речедвигательная ритмика

 

Составители:

А.Я. Мухина –

доцент дефектологического факультета

МГГУ им. М.А. Шолохова,

автор технологии

«Речедвигательная ритмика»;

Н.Ю. Михайлова –

учитель-дефектолог,

логопед ГОУ № 2634.

 

Москва

Редакционно-издательский центр

СОДЕРЖАНИЕ

Объяснительная записка ………………………………………………………... 3

Глава 1. Теоретические основы развития речи дошкольников

в норме и патологии.

1.1. Становление произношения у детей …………………………………..8

1.2. Физиологические механизмы речи …………………………………...12

1.3. Нейрофизиологическая взаимосвязь развития мелкой моторики и функций речи ………………………………………………………………………23

1.4. Лингвистическая характеристика устной речи ……………………...26

1.5. Процесс усвоения родного языка детьми, имеющими общее недоразвитие речи …………………………………………………………………………..31

Глава 2. Задачи, содержание и организация исследования процесса внедрения технологии речедвигательной ритмики в систему коррекционно-логопедической работы.

2.1. Физиологическая, лингвистическая и психологическая характеристика элементов технологии речедвигательной ритмики …………………………..38

2.2. Организация экспериментального исследования процесса внедрения технологии речедвигательной ритмики в систему коррекционно-логопедической работы…………………………………………………………….42

2.3. Анализ результатов экспериментального исследования процесса внедрения технологии речедвигательной ритмики в систему коррекционно-логопедической работы. ………………………………………………………...…51

Глава 3. Содержание и основные направления коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у детей с использованием технологии речедвигательной ритмики.

3.1. Трёхуровневая модель развития речевого праксиса …………………52

3.2. Принципы использования речедвигательных упражнений …………53

3.3. Календарно-тематическое планирование занятий, направленных на коррекцию звукопроизношения и формирование навыков звукового анализа и синтеза с использованием речедвигательных упражнений……………………...54

 

Заключение ………………………………………………………………………..72

Библиография ………………………………………………………………...…..73

Приложение 1. Примерные конспекты логопедических занятий с использованием речедвигательных упражнений …………………………………………….77

Приложение 2. Речедвигательные упражнения, направленные на вызывание, автоматизацию и дифференциацию звуков речи (с графическими изображениями) …………………………………………………………………………………..88

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящий сборник включены материалы, разработанные на основе экспериментальной технологии «Речедвигательная ритмика» (автор – А.Я. Мухина – доцент дефектологического факультета МГГУ им. М.А. Шолохова) и прошедшие апробацию в ходе городского эксперимента по теме: «Речедвигательная ритмика в системе логопедической работы для детей с ограниченными речевыми возможностями».

В сборнике представлены материалы из опыта экспериментальной работы педагогического коллектива Государственного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида» № 2634 с февраля 2002 года по май 2008 года (заведующая – Лисичкина Татьяна Борисовна, старший воспитатель - Рымаренко Любовь Васильевна).

Изучение общего недоразвития речи продолжает оставаться одной из сложных медико-социальных и психолого-педагогических проблем, связанной, прежде всего, с «основополагающим и многофункциональным значением языка и речи в социальном развитии человека, со сложностью самой его речевой деятельности, связанной с её физиологическими механизмами, с психологическими особенностями личности индивида, с особенностями его речевого общения и социального поведения» [46]. Распространённость ОНР достаточно высока и стабильна. Причём частота этого диагноза не только не уменьшается, но даже возрастает. Среди детей, имеющих те или иные недостатки речевого развития, на первом месте стоят дети с общим недоразвитием речи различной степени выраженности. Тем не менее, при наличии раннего комплексного лечения, специального обучения и воспитания, большинство детей могут успешно обучаться в общеобразовательных учреждениях, получать полноценное общение со сверстниками.

Несмотря на многочисленные эффективные методы коррекции, проблема преодоления общего недоразвития речи далека от разрешения. Многие исследователи (Д.Б. Эльконин, Г.А. Каше, Р.Е. Левина, О.В. Правдина, А.В. Ястребова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.) отмечают, что большинство детей в речевом и психологическом плане не готовы к школьному обучению: недостаточен уровень их познавательной активности, не сформированы социально значимые мотивы обучения и коррекции, отсутствуют навыки коллективной деятельности, выделяется отставание в развитии психомоторики, речи и эмоционально-волевой сферы.

Повышению эффективности коррекционных мероприятий препятствуют разнообразие имеющихся нарушений при общем недоразвитии речи и недостаточная методологическая интеграция специалистов разного профиля. «Онтологическая природа языка такова, что он в принципе неразрывен с человеческой деятельностью, и если может быть изолирован от неё, абстрагирован и представлен как некоторая самостоятельная сущность, то такая абстракция никак не может полностью отразить его объективную специфику и неизбежно остаётся односторонней» [34]. Между тем, в современной физиологии всё большее место занимает подход к организму как к неделимому целому, богатый эмпирический материал различных областей науки используется в связи с этим недостаточно рационально и продуктивно.

Именно этим объясняется актуальность нашего исследования технологии речедвигательной ритмики, теоретическая сторона которой, по основному содержанию физиологическая и психологическая, но в большей степени опирается на лингвистические данные.

Наша работа на поприще эксперимента крайне затруднена недостаточным количеством в специальной литературе ясного представления о сущности изучаемого объекта – технологии речедвигательной ритмики, особенностях подхода к нему со стороны различных «речеведческих» наук и возможностях их взаимодействия. Хотя значение ритмического и логоритмического воздействия на детей с речевой патологией подчёркивается некоторыми исследователями (В.М. Бехтерев, 1916; А.В. Гринёв, 1958; Н.А. Самойленко, 1941; Г.А. Волкова, 1985, 1998).

Технология речедвигательной ритмики до настоящего времени не рассматривалась как органический компонент в коррекционно-педагогическом процессе по преодолению общего недоразвития речи у детей.

Таким образом, обнаруживается явное противоречие между современным уровнем развития науки сложившейся практикой коррекционных мероприятий, что формирует проблему нашего исследования.

Проблема исследования состоит в создании и применении комплексного подхода в преодолении общего недоразвития речи у детей средствами речедвигательной ритмики, как интегративной коррекционно-педагогической технологии.

Решение данной проблемы определяет цель исследования, которая заключается в апробации технологии речедвигательной ритмики.

Объект исследования – процесс коррекции и формирования гностико-психомоторных особенностей у детей с общим недоразвитием речи.

Предметом исследования являются средства речедвигательной ритмики в коррекционно-педагогическом процессе по преодолению общего недоразвития речи.

Субъект исследования – дети дошкольного возраста с потенциально сохранным интеллектом, имеющие общее недоразвитие речи разной степени выраженности.

Гипотеза. Повышение эффективности коррекционно-логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи может быть достигнуто средствами речедвигательной ритмики как коррекционно-педагогической технологии, стимулирующей интенсивное формирование моторной сферы (общей и мелкой моторики) и фонетической стороны речи (звукопроизношения). Коррекцию нарушений моторной сферы и звукопроизношения возможно осуществлять приёмами речедвигательной ритмики за счёт нормализации межанализаторных взаимодействий и создания оптимальных педагогических условий функционального созревания структур головного мозга, ответственных за развитие высших психических функций. Можно предположить, что коррекционно-педагогический потенциал речедвигательной ритмики увеличивается путём интенсивного развития ритмических способностей и мотивационной сферы детей в игровой деятельности.

Для проверки гипотезы и достижения указанной цели решались следующие задачи:

· анализ литературных данных по проблеме исследования;

· анализ речевых и моторных функций у детей с общим недоразвитием речи;

· апробация приёмов речедвигательной ритмики для дифференцированного коррекционно-педагогического воздействия на общее недоразвитие речи;

· сравнительная характеристика эффективности преодоления общего недоразвития речи при использовании технологии речедвигательной ритмики на начало и конец экспериментального исследования.

Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы.

1. Теоретический метод включает в себя изучение литературы по теме исследования. Научно-теоретический базис исследования представлен рядом положений, разработанных в психофизиологии (Бехтерев В.М, Павлов И.П., Запорожец А.В., Сеченов И.М., Берштейн Н.А., Кольцова М.М.). Наше исследование опирается на материалы наук психологического ряда (Эльконин Д.Б., Лурия А.Р., Жинкин Н.И. и др.)

2. Метод наблюдения широко используется как в общей, так и в специальной педагогике.

3. Метод изучения документации (личных дел, медицинских и речевых карт).

Практическая значимость исследования определяется тем, что:

· в реальных условиях комплексного коррекционно-педагогического процесса преодоления общего недоразвития речи технология речедвигательной ритмики имеет существенную диагностико-прогностическую значимость;

· технология речедвигательной ритмики значительно обогащает коррекционно-педагогический арсенал логопедов и дефектологов;

· разработанная технология доступна для использования в специальных дошкольных учреждениях.

 

ГОЛОС

Рассматривая вопрос о развитии голоса, представляется важным подробно проанализировать развитие (формирование) голоса.

Участие голосовых связок дифференцирует систему гласных, звонких и глухих согласных.

Е.В. Лаврова развитие детского голоса условно делит на несколько периодов:

· дошкольный – до 6-7 лет;

· домутационный – от 6-7 до 13 лет;

· мутационный – 13-15 лет;

· послемутационный – 15-17 лет.

Поскольку объектом нашего исследования являются дошкольники, остановимся на первом периоде [31].

У ребёнка грудной резонатор мал по объёму и слаб, поэтому дыхание ребёнка неглубокое. Оно ещё близко по своим механизмам к физиологическому дыханию. Таким образом, у ребёнка преобладает верхний резонатор, голос имеет головное звучание.

Гортань маленького ребёнка в 2-2,5 раза меньше гортани взрослого, а голосовые связки колеблются лишь своими краями, так как мышцы голосовых связок ещё мало развиты. Такое колебание голосовых связок характерно для твёрдой голосовой атаки, что мы и наблюдаем в крике младенца в первые месяцы его жизни.

Первая голосовая реакция ребёнка – рефлекторный крик, представляющий собой некие малооформленные гласные.

К концу второго месяца жизни издаваемые младенцем звуки приобретают различную эмоциональную окраску, связанную с его самочувствием. В это время в криках, выражающих недовольство, появляется твёрдая голосовая атака. Во время гуления и лепета формируются всё более определённые гласные и согласные звуки, которые произносятся на мягкой атаке голоса.

Формирование речевых автоматизмов говорит о постепенном переходе голосообразования младенца на более высокую ступень (от стадии безусловнорефлекторных реакций к образованию всё более сложных условных связей.)

В этом периоде наблюдается появление и дальнейшее закрепление всё большего числа звуков. Ребёнок закрепляет дифференцировку между глухими и звонкими согласными.

По мере развития словаря и звукопроизношения усложняются голосовые реакции. Ребёнок учится владеть своим голосом.

В ясельном и дошкольном возрасте ребёнок путём подражания легко осваивает как словесное, так и фразовое ударение, интонации речи окружающих. О.В. Правдина отмечает, что в этом возрасте дети, имеющие музыкальный слух, обычно начинают напевать, правильно передавая голосом мотив услышанного [48].

О.В. Правдина, М.Е. Хватцев, С.С. Ляпидевский отмечают следующие особенности голоса маленького ребёнка: голос обычно высокий, звонкий, в нём мало обертонов, поэтому тембр бледный; диапазон голоса мал, у детей 2-3 лет он не превышает трёх тонов. Сила голоса небольшая. Голос ребёнка звучит неровно: то крикливо, то тихо; при форсировании голоса низкие звуки получаются напряжёнными, крикливыми, а более высокие – визгливыми; интонация речи и модуляция однообразны и подчас резки [47].

В дальнейшем, по мере развития ребёнка, развивается и его голос. Интонация и модуляция становятся богаче; диапазон у детей 4-5 лет достигает уже 4 тонов, а концу дошкольного периода – 6 тонов. Развитие и изменение голоса теснейшим образом связано с изменениями и ростом всего организма и, в частности, его голосового аппарата и центральной нервной системы.

Кроме того, мы видим, что развитие голоса неразрывно связано с развитием артикуляционного и дыхательного аппарата, то есть, можно сказать, что развитие голоса неотделимо от развития речи в целом. Вне речи возможны лишь элементарные проявления голоса: крик, кашель, смех. Известно, что ведущую роль в развитии речи играет слух, при помощи которого ребёнок воспринимает речь окружающих, подражает ей, контролирует свою речь. Только при наличии хорошего слуха голос может получить своё полное развитие.

АРТИКУЛЯЦИЯ

Рассматривая вопрос о факторах, определяющих усвоение фонетической стороны речи, А.Н. Гвоздев особо подчёркивал роль моторной сферы. Так, он пишет: «На первом месте в этом отношении стоит роль моторной сферы, к которой относятся как двигательный центр речи головного мозга, так и речедвигательный аппарат. Поэтому усвоение фонетики определяется развитием речедвигательной сферы.» [18].

По мнению В.И. Бельтюкова [6], овладение устной речью, в том числе и произношением звуков, относится к явлениям, имеющим двойственную природу, как социального, так и биологического происхождения. биологические предпосылки связаны с реализацией генетической программы овладения языком, которая тоже осуществляется только в речевом общении, значимом для ребёнка.

Развитие речевой деятельности – это многоступенчатый процесс. Речь не является врождённой способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием.

Автор Р.В. Тонкова-Ямпольская говорит о том, что «ребёнок рождается с набором анатомических образований – органом слуха, способного воспринимать звуки человеческой речи, морфологически сформированными речевыми зонами коры и артикуляционным аппаратом для воспроизведения звуков речи» - что обеспечивает ему в течение первых трёх лет жизни формирование речевой функции» [57].

Звуки произносятся органами речи, совокупность которых называется речевым аппаратом. Речевой аппарат состоит из связок, полости рта, в которой находится язык, губы, альвеолы и полости носа.

Работа органов речи, необходимая для образования того или иного звука называется артикуляцией. Артикуляция любого звука [52] состоит из трёх фаз: экскурсии, выдержки и рекурсии. Экскурсией называется приведение органов речи в состояние, необходимое для производства данного звука; выдержкой – пребывание органов речи в этом состоянии, а рекурсией - переход к артикуляции следующего звука.

Органы речи бывают активными (подвижными) и пассивными (неподвижными). К активным относятся голосовые связки, язык, губы и задняя часть нёба. К пассивным – все остальные. Из всех органов речи только голосовые связки созданы природой специально для произношения звуков. Все остальные органы речи имели первоначально иное назначение, которое сохраняют и по сей день [44, 58]. Голосовые связки, в отличие от других органов речи, производят неритмичные колебания звуковой струи, которые называются шумом.

Колебания воздушной струи, которые образуют голосовые связки, попадают в артикуляторный тракт. Он включает в себя фарингальную полость, соединяющую голосовые связки с носовой полостью и полостью рта.

Ротовая полость – наиболее значимая по своим функциям часть артикуляторного тракта. Это связано с тем, что именно в ротовой полости форма и объём находящегося в ней воздуха могут существенно меняться. Эти изменения образуются благодаря тому, что человек целенаправленно регулирует взаимное положение подвижных и неподвижных органов, которые расположены во рту.

Самый подвижный элемент в ротовой полости – это язык. Весь язык в целом может передвигаться в полости рта вперёд и назад, вверх и вниз, при этом его кончик, боковые части и середина также относительно независимы в своих движениях. Все изменения формы и объёма воздушной массы в речевом тракте отражаются на акустической форме воздушной струи и, следовательно, на том, как такое звучание будет восприниматься ухом человека. Это явление называется явлением резонанса, и речевой тракт, таким образом, рассматривается как комплекс резонаторов, которые ослабляют или усиливают разные акустические составляющие звучания. Важно, что действия голосовых связок и резонаторов в голосовом тракте в значительной степени независимы друг от друга, поскольку все изменения в них происходят автономно. Наиболее значимо это для производства гласных звуков.

Благодаря изменению артикуляционных позиций языка создаются согласные и гласные фонемы, присущие данному русскому языку, что можно объяснить преимущественной проекцией языка в коре постцентральных отделов мозга по сравнению с другими органами артикуляционного аппарата (W. Phenfild).

Закономерности развития артикуляции одинаковы для лепета и речи, с той лишь разницей, что происходит усложнение артикуляционных звуков. На каждом уровне артикуляционные звуки формируются как бы заново, что согласуется с данными о формировании двигательных навыков в широком плане [7].

Артикуляция звуков, как и процесс их слухового восприятия, совершается по законам анализа и синтеза или по законам дифференцирования с выделением существенных (фонематических) и торможением несущественных признаков. Эту работу проводят вторичные отделы слуховой коры, которые тесно связаны с корковыми аппаратами кинестетического (артикуляторного) анализа.

Сложный процесс квалификации речевого звука требует некоторых дополнительных артикуляторных признаков звука и участия специальных «артикуляторных команд», осуществляемых при ближайшем участии кинестетических отделов коры, а возможно и других её более сложных аппаратов [37].

Каждая фонема характеризуется основными и дополнительными артикуляционными и акустическими дифференциальными признаками. Основным артикуляционным дифференциальным признаком является, прежде всего, признак места образования преграды. Преграда может быть губная, язычная, а точнее – переднеязычная, среднеязычная, заднеязычная, гортанная и т.д. однако каждая фонема обладает рядом дифференциальных признаков. Это, прежде всего, способ образования, взрывной или щелевой, глухой или звонкий, выбор резонатора и т.д.

 

Выводы.

Таким образом, одним из необходимых условий дальнейшего речевого развития ребёнка является создание мотивации общения. В процессе логопедических занятий рекомендуется создавать такие ситуации, которые бы актуализировали потребность в речевых высказываниях. При этом необходимо создавать благоприятное речевое окружение, хороший эмоциональный настрой.

Эффективность коррекционных занятий зависит от того, насколько будут соблюдены следующие условия:

· систематичность проведения;

· распределение их в порядке нарастающей сложности;

· подчинённость заданий выбранной цели;

· чередование и вариативность упражнений;

· воспитание внимания к речи.

 

 

Глава 2. Задачи, содержание и организация исследования процесса внедрения технологии речедвигательной ритмики в систему коррекционно-логопедической работы.

 

Детей 3-4 лет

(инструкция к проведению)

Состояние общей моторики.

1. Пройти по проложенному на пол шнуру.

2. Пробежать 3-4 раза между двумя линиями, начерченными на полу на расстоянии 20-25 см друг от друга.

3. Переложить предмет (флажок, мячик) из одной руки в другую: над головой, за спиной, перед собой.

4. Перейти с бега на ходьбу.

 

Состояние мелкой моторики.

1. Расстегивать - застегивать пуговицы.

2. Рисовать горизонтальные и вертикальные линии.

3. Рисовать круг.

4. Складывать крупную мозаику.

 

Состояние речевой моторики.

Детей 4-5 лет

(инструкция к проведению)

Состояние общей моторики.

1. Мяч бросить вверх – поймать; ударить об пол – поймать.

2. Пролезть через обруч, прыгнуть в обруч и выпрыгнуть из него.

3. Кругообразные движения рукой (левой, затем – правой) с лентой над головой.

 

Состояние мелкой моторики.

1. «Здороваются» пальцы правой и левой рук.

2. «Здороваются пальцы» только правой, только левой руки.

3. Складывание мозаики.

4. Застегивание пуговиц.

 

Состояние речевой моторики.

Условные обозначения

+ задание выполнено правильно ~ нескоординированность движений

- задание не выполнено ≡ синкинезии

О вялость движений

Ө напряженность, скованность движений


Детей 5-6 лет

(инструкция к проведению)

Состояние общей моторики.

1. Пробежать, проскакать на обеих ногах, на одной ноге по заданию от стола к окну и др.

2. Остановиться по сигналу после пробежки.

3. Бросить мяч педагогу и в ответном броске поймать.

4. Руки с флажками вперед, назад, вверх, вниз (по слову логопеда).

 

Состояние мелкой моторики.

1. «Игра на рояле» пальцами.

2. Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой).

3. Чередование движений: правая рука – ладонь, левая – кулак, далее – наоборот.

4. «Пальчики здороваются» (на одной руке: все пальчики поочередно – с большим, пальцы правой и левой рук – друг с другом).

Состояние речевой моторики.

Детей 6-7 лет

(инструкция к проведению)

Состояние общей моторики.

1. Присесть, покатать мяч на полу от руки к руке.

2. Ударять мяч ладонью об пол под счет до пяти.

3. Завязать ленту узлом, бантом.

4. Прокатить обруч вперед двумя руками, поднять над головой, надеть на себя, присесть и положить его на пол, выпрямиться и выпрыгнуть из него.

 

Состояние мелкой моторики.

1. «Игра на рояле» пальцами.

2. Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой).

3. Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее наоборот.

4. «Пальчики здороваются» (на одной руке: все пальчики поочередно – с большим, пальцы правой и левой рук – друг с другом).

 

Состояние речевой моторики.

В экспериментальном исследовании участвовало 90 детей дошкольного возраста. Подводя итоги исследования, мы можем констатировать, что у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи обнаруживаются следующие особенности звукопроизносительной стороны речи и двигательной сферы.

Нарушения звукопроизношения детей полиморфны, в некоторых случаях наблюдаются стойкие дефекты, у 40% детей отмечаются дизартрические расстройства.

У 82 % детей были выявлены не резко выраженные двигательные нарушения, характеризующиеся изменениями мышечного тонуса, нарушением равновесия, координации движений, недостаточностью мелкой моторики рук, несформированностью орального праксиса.

Кроме того, психолого-педагогическое обследование детей экспериментальных групп выявляет у многих характерные нарушения познавательной деятельности, обусловленные речевым дефектом и пониженной умственной и физической работоспособностью. Наблюдаются нарушения памяти, внимания, гиперактивное поведение.

У 36 % испытуемых наблюдается поверхностность контактов, низкий уровень эмпатии, неадекватность в общении – эйфоричность, фамильярность, назойливость; преобладает ситуативное общение. Во многих случаях коммуникативная цель высказывания чаще всего не достигается в силу речевого нарушения.

Снижение коммуникативной функции у детей значительно осложняет речевую симптоматику и интеллектуальное развитие, формирование игровой деятельности и мотивационной сферы.

 

 

Глава 3. Содержание и основные направления коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у детей с использованием технологии речедвигательной ритмики.

 

Группа диагностики

(возраст детей – 3-4 года)

Цели занятий.

1. Знакомство с органами артикуляции.

2. Развитие подвижности органов артикуляции.

3. Постановка правильного речевого дыхания, тренировка силы и длительности выдоха.

4. Развитие фонематического восприятия.

5. Развитие тонкой и грубой моторики.

6. Закрепление произношения гласных [А], [О], [У], [И], [Ы]; взрывных звонких и глухих согласных звуков [П], [Т], [К], [Б], [Д], [Г], носовых согласных [М] и [Н]; согласных [В], [Ф], [Х], [Й].

Дата   Тема занятия Закрепляемые навыки
Октябрь
  1-я неделя   Сказка о весёлом Язычке   Знакомство с органами артикуляции.  
  2-я неделя   Звук [А]   Закрепление артикуляции звука [А], произнесение звука громко и тихо.
  3-я неделя   Звук [У]     Закрепление артикуляции звука [У], произнесение звука громко и тихо.
  4-я неделя   Звуки [А]-[У]     Слитное произнесение на одном выдохе звукосочетаний [АУ] и [УА].
Ноябрь
  1-я неделя   Звук [О]     Закрепление артикуляции звука [О], Произнесение звука длительно и кратко.
  2-я неделя   Звуки [А]-[О]-[У]     Произнесение гласных звуков громко-тихо, длительно-кратко; слитное произнесение на одном выдохе ряда гласных [А__О__У__]
  3-я неделя     Звук [И]     Закрепление артикуляции звука [И] в слогах и словах. Длительное и краткое, громкое и тихое произнесение звука [И].
  4-я неделя     Звуки [У]-[И]   Тренировка переключаемости движений губ "улыбка" - "дудочка". Произнесение слогов, слов, простых чистоговорок, насыщенных данными звуками.
Декабрь
  1-я неделя     Звуки [А], [О], [У], [И]     Произнесение гласных длительно и кратко, громко и тихо. Произнесение звукового ряда из 2-3-х гласных на одном выдохе. Закрепление правильного произношения гласных звуков на доступном речевом материале.
  2-я неделя     Звук [М]   Закрепление артикуляции звука [М] в прямых и обратных слогах, в звукоподражаниях, в словах и доступных чистоговорках.  
  3-я неделя     Звук [Н]   Закрепление артикуляции звука [Н] в прямых и обратных слогах, в звукоподражаниях, в словах и доступных чистоговорках.  
  4-я неделя     Звуки [М]-[Н]   Дифференциация данных звуков на доступном речевом материале.
Январь
  3-я неделя     Звук [П]   Закрепление артикуляции звука [П] в прямых и обратных слогах, в звукоподражаниях, в словах и доступных чистоговорках.
  4-я неделя     Звук [Т]   Закрепление артикуляции звука [Т] в прямых и обратных слогах, в звукоподражаниях, в словах и доступных чистоговорках.
Февраль
  1-я неделя     Звук [К]   Закрепление артикуляции звука [К] в прямых и обратных слогах, в звукоподражаниях, в словах и доступных чистоговорках.
  2-я неделя   Звуки [П], [Т], [К]   Дифференциация данных звуков на доступном речевом материале.
  3-я неделя     Звук [Б]   Закрепление артикуляции звука [К] в прямых и обратных слогах, в звукоподражаниях, в словах и доступных чистоговорках.
  4-я неделя     Звук [Д]   Закрепление артикуляции звука [К] в прямых и обратных слогах, в звукоподражаниях, в словах и доступных чистоговорках.
Март
  1-я неделя     Звук [Г]   Закрепление артикуляции звука [К] в прямых и обратных слогах, в звукоподражаниях, в словах и доступных чистоговорках.
  2-я неделя   Звуки [Б], [Д], [Г]   Дифференциация данных звуков на доступном речевом материале.
  3-я неделя     Звук [Ы]   Закрепление артикуляции звука [Ы] в словах, простых чистоговорках и коротких стихотворениях. Произнесение звукового ряда из 3-4-х гласных.
  4-я неделя     Звуки [Ы], [И]   Дифференциация данных звуков на доступном речевом материале. Произнесение звукового ряда из 2-3-х гласных со сменой ударения.
Апрель
  1-я неделя     Звук [Х]   Закрепление артикуляции звука [Х] в прямых и обратных слогах, в звукоподражаниях, в словах и доступных чистоговорках.
  2-я неделя   Звуки [К], [Г], [Х]   Дифференциация данных звуков на доступном речевом материале.
  3-я неделя     Звук [Ф]   Закрепление артикуляции звука [Ф] в прямых и обратных слогах, в звукоподражаниях, в словах и доступных чистоговорках.
  4-я неделя     Звук [В]   Закрепление артикуляции звука [В] в прямых и обратных слогах, в словах и доступных чистоговорках.
Май
  1-я неделя       Закрепление пройденного     Произнесение звукового ряда из 2-4 гласных со сменой ударения. Произнесение доступного по звукослоговому составу речевого материала с изменением силы голоса и со сменой логического ударения.
  2-я неделя  

 

Средняя группа

Цели занятий.

1. Подготовка артикуляционного аппарата к правильному произношению всех звуков родного языка.

2. Постановка правильного речевого дыхания, тренировка силы, направленности и длительности выдоха.

3. Развитие фонематического восприятия.

4. Развитие тонкой и грубой моторики.

5. Формирование навыков звукового анализа и синтеза.

 

Дата   Тема занятия Закрепляемые навыки
Октябрь
  1-я неделя   Звук [А].   Знакомство с понятиями «слово», «звук», выделение первого ударного гласного звука в словах. Выделение заданного гласного звука в звуковом потоке.
  2-я неделя   Звук [У].
  3-я неделя   Звуки [А] – [У].   Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков ([АУ], [УА]).
  4-я неделя     Звук [И]   Выделение первого гласного в словах, анализ и синтез сочетания [ИА].
Ноябрь
  1-я неделя   Звук [О].   Выделение последнего ударного гласного в словах типа пальтО, кинО.
  2-я неделя   Звуки [У] – [И]   Сравнительный анализ артикуляции звуков [У] – [И]. Выделение первого гласного в слове; определение наличия или отсутствия звуков в словах.
  3-я неделя   Звук [Ы]   Выделение последнего ударного гласного звука в словах.
  4-я неделя   Гласные звуки.   Выделение ударного гласного звука в словах.
Декабрь
  1-я неделя   Звук [М]   Выделение последнего согласного звука в словах. Анализ и синтез слов [АМ], [УМ].
  2-я неделя   Звук [Н]   Выделение последнего согласного звука в словах. Анализ и синтез слова [ОН].
  3-я неделя   Звук [П]   Подбор слов с заданным звуком.  
  4-я неделя   Анализ и синтез сочетаний [АП], [ОП].
Январь
  3-я неделя     Звук [Б]     Определение наличия или отсутствия заданного звука в словах; закрепление полученных навыков.
  4-я неделя
Февраль
  1-я неделя     Звук [Т]     Добавление и определение последнего согласного звука в словах (коТ, букеТ, пакеТ, билеТ).  
  2-я неделя
  3-я неделя   Звук [Д]     Определение наличия или отсутствия звука в слове; определение места звука в слове (начало, середина).
  4-я неделя
Март
  1-я неделя     Звук [К]   Добавление и определение последнего согласного звука в словах (боК, быК).
  2-я неделя   Определение позиции согласного в словах (начало, середина, конец слова).
  3-я неделя     Звук [Г]   Подбор слов с заданным звуком. Определение позиции согласного в словах (начало, середина слова).
  4-я неделя   Закрепление полученных навыков.
Апрель
  1-я неделя   Звук [Х].     Анализ и синтез междометий АХ, ОХ, УХ.
  2-я неделя   Звук [Ф].   Выбор слов с заданным звуком; определение позиции звука в словах.
  3-я неделя     Звук [В].   Анализ и синтез слова ВЫ; подбор слов с заданным звуком, определение наличия или отсутствия звука в словах.
  4-я неделя   Звук [С].   Определение места звука в словах; подбор слов с заданным звуком.
Май
  1-я неделя   Звук [З].   Определение места звука в словах; подбор слов с заданным звуком.
  2-я неделя     Закрепление пройденного.   Выделение заданных гласных и согласных звуков в словах; определение места заданного звука в слове; подбор слов с заданным звуком.

Старшая группа

Цели занятий.

1. Формировать чёткость движений органов артикуляционного аппарата.

2. Продолжать работу, направленную на развитие фонематического слуха, речевого дыхания, силы и высоты голоса.

3. Развивать навыки звукового анализа и синтеза.

4. С



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.67.251 (0.126 с.)