Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Особенности произносительной сферы детей младшего дошкольного возраста.
Звукопроизношение детей четвёртого года жизни характеризуется рядом особенностей.
1. Смягчение согласных.
2. Недостаточно чёткое произнесение (пропуски, замены, искажения) свистящих и шипящих звуков.
3. Пропуски или замены звуков Л, Р.
Вместе с тем, дети этого возраста способны замечать недостатки произношения у других детей, начинают обращать внимание на собственное произношение, постепенно улучшая его, т.е. начинают ориентироваться в звуковом составе слова.
К трём годам уже имеются предпосылки для работы над материальной, звуковой стороной языка. Именно в этот период целесообразно начинать отработку звуков речи с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей.
Примерное тематическое планирование занятий
По формированию правильного звукопроизношения.
Цели занятий.
1. Знакомство с органами артикуляции.
2. Развитие подвижности органов артикуляции.
3. Постановка правильного речевого дыхания, тренировка силы и длительности выдоха.
4. Развитие фонематического восприятия.
5. Развитие тонкой и грубой моторики.
6. Закрепление произношения гласных [А], [О], [У], [И], [Ы]; взрывных звонких и глухих согласных звуков [П], [Т], [К], [Б], [Д], [Г], носовых согласных [М] и [Н]; согласных [В], [Ф], [Х], [Й].
Дата
| Тема занятия
| Закрепляемые навыки
| Октябрь
|
1-я
неделя
|
Сказка о весёлом Язычке
|
Знакомство с органами артикуляции.
|
2-я
неделя
|
Звук [А]
|
Закрепление артикуляции звука [А], произнесение звука громко и тихо.
|
3-я
неделя
|
Звук [У]
|
Закрепление артикуляции звука [У], произнесение звука громко и тихо.
|
4-я
неделя
|
Звуки [А]-[У]
|
Слитное произнесение на одном выдохе звукосочетаний [АУ] и [УА].
| Ноябрь
|
1-я
неделя
|
Звук [О]
|
Закрепление артикуляции звука [О], Произнесение звука длительно и кратко.
|
2-я
неделя
|
Звуки
[А]-[О]-[У]
|
Произнесение гласных звуков громко-тихо, длительно-кратко; слитное произнесение на одном выдохе ряда гласных [А__О__У__]
|
3-я
неделя
|
Звук [И]
|
Закрепление артикуляции звука [И] в слогах и словах. Длительное и краткое, громкое и тихое произнесение звука [И].
|
4-я
неделя
|
Звуки [У]-[И]
|
Тренировка переключаемости движений губ "улыбка" - "дудочка". Произнесение слогов, слов, простых чистоговорок, насыщенных данными звуками.
| Декабрь
|
1-я
неделя
|
Звуки
[А], [О], [У], [И]
|
Произнесение гласных длительно и кратко, громко и тихо. Произнесение звукового ряда из 2-3-х гласных на одном выдохе. Закрепление правильного произношения гласных звуков на доступном речевом материале.
|
2-я
неделя
|
Звук [М]
|
Закрепление артикуляции звука [М] в прямых и обратных слогах, в звукоподражаниях, в словах и доступных чистоговорках.
|
3-я
неделя
|
Звук [Н]
|
Закрепление артикуляции звука [Н] в прямых и обратных слогах, в звукоподражаниях, в словах и доступных чистоговорках.
|
4-я
неделя
|
Звуки [М]-[Н]
|
Дифференциация данных звуков на доступном речевом материале.
| Январь
|
3-я
неделя
|
Звук [П]
|
Закрепление артикуляции звука [П] в прямых и обратных слогах, в звукоподражаниях, в словах и доступных чистоговорках.
|
4-я
неделя
|
Звук [Т]
|
Закрепление артикуляции звука [Т] в прямых и обратных слогах, в звукоподражаниях, в словах и доступных чистоговорках.
| Февраль
|
1-я
неделя
|
Звук [К]
|
Закрепление артикуляции звука [К] в прямых и обратных слогах, в звукоподражаниях, в словах и доступных чистоговорках.
|
2-я
неделя
|
Звуки
[П], [Т], [К]
|
Дифференциация данных звуков на доступном речевом материале.
|
3-я
неделя
|
Звук [Б]
|
Закрепление артикуляции звука [К] в прямых и обратных слогах, в звукоподражаниях, в словах и доступных чистоговорках.
|
4-я
неделя
|
Звук [Д]
|
Закрепление артикуляции звука [К] в прямых и обратных слогах, в звукоподражаниях, в словах и доступных чистоговорках.
| Март
|
1-я
неделя
|
Звук [Г]
|
Закрепление артикуляции звука [К] в прямых и обратных слогах, в звукоподражаниях, в словах и доступных чистоговорках.
|
2-я
неделя
|
Звуки
[Б], [Д], [Г]
|
Дифференциация данных звуков на доступном речевом материале.
|
3-я
неделя
|
Звук [Ы]
|
Закрепление артикуляции звука [Ы] в словах, простых чистоговорках и коротких стихотворениях. Произнесение звукового ряда из 3-4-х гласных.
|
4-я
неделя
|
Звуки [Ы], [И]
|
Дифференциация данных звуков на доступном речевом материале. Произнесение звукового ряда из 2-3-х гласных со сменой ударения.
| Апрель
|
1-я
неделя
|
Звук [Х]
|
Закрепление артикуляции звука [Х] в прямых и обратных слогах, в звукоподражаниях, в словах и доступных чистоговорках.
|
2-я
неделя
|
Звуки
[К], [Г], [Х]
|
Дифференциация данных звуков на доступном речевом материале.
|
3-я
неделя
|
Звук [Ф]
|
Закрепление артикуляции звука [Ф] в прямых и обратных слогах, в звукоподражаниях, в словах и доступных чистоговорках.
|
4-я
неделя
|
Звук [В]
|
Закрепление артикуляции звука [В] в прямых и обратных слогах, в словах и доступных чистоговорках.
| Май
|
1-я
неделя
|
Закрепление пройденного
|
Произнесение звукового ряда из 2-4 гласных со сменой ударения. Произнесение доступного по звукослоговому составу речевого материала с изменением силы голоса и со сменой логического ударения.
|
2-я
неделя
|
Средняя группа
Для детей с общим недоразвитием речи.
(возраст детей – 4 – 5 лет)
Особенности произносительной сферы
Детей среднего дошкольного возраста.
По многочисленным наблюдениям, у многих детей к 4-м годам ещё не закончено формирование правильного звукопроизношения. Обычно дефекты произносительной стороны речи касаются шипящих ([Ш], [Ж], [Ч], [Щ]), сонорных ([Р], [Л]) и в отдельных случаях – свистящих звуков ([С], [З], [Ц]).
Слуховые и артикуляционные представления ребёнка о звуке не могут быть адекватными, если звук произносится неправильно. Поэтому упражнения, направленные на совершенствование фонематического восприятия, формирование навыков звукового анализа и синтеза следует начинать на материале легко воспринимаемых и правильно произносимых звуков раннего и среднего онтогенеза. Большинство детей произносит их правильно уже к трём годам. К ним относятся гласные звуки: [А], [У], [И], [О], [Ы]; согласные звуки: [М], [Н], [В], [П], [Т], [К], [Б], [Д], [Г], [Х], [Ф], [С].
Примерное тематическое планирование
Занятий по развитию фонематического восприятия и закреплению правильного звукопроизношения.
Цели занятий.
1. Подготовка артикуляционного аппарата к правильному произношению всех звуков родного языка.
2. Постановка правильного речевого дыхания, тренировка силы, направленности и длительности выдоха.
3. Развитие фонематического восприятия.
4. Развитие тонкой и грубой моторики.
5. Формирование навыков звукового анализа и синтеза.
Дата
| Тема занятия
| Закрепляемые навыки
| Октябрь
|
1-я
неделя
|
Звук [А].
|
Знакомство с понятиями «слово», «звук», выделение первого ударного гласного звука в словах. Выделение заданного гласного звука в звуковом потоке.
|
2-я
неделя
|
Звук [У].
|
3-я
неделя
|
Звуки [А] – [У].
|
Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков ([АУ], [УА]).
|
4-я
неделя
|
Звук [И]
|
Выделение первого гласного в словах, анализ и синтез сочетания [ИА].
| Ноябрь
|
1-я
неделя
|
Звук [О].
|
Выделение последнего ударного гласного в словах типа пальтО, кинО.
|
2-я
неделя
|
Звуки [У] – [И]
|
Сравнительный анализ артикуляции звуков [У] – [И]. Выделение первого гласного в слове; определение наличия или отсутствия звуков в словах.
|
3-я
неделя
|
Звук [Ы]
|
Выделение последнего ударного гласного звука в словах.
|
4-я
неделя
|
Гласные звуки.
|
Выделение ударного гласного звука в словах.
| Декабрь
|
1-я
неделя
|
Звук [М]
|
Выделение последнего согласного звука в словах. Анализ и синтез слов [АМ], [УМ].
|
2-я
неделя
|
Звук [Н]
|
Выделение последнего согласного звука в словах. Анализ и синтез слова [ОН].
|
3-я
неделя
|
Звук [П]
|
Подбор слов с заданным звуком.
|
4-я
неделя
|
Анализ и синтез сочетаний [АП], [ОП].
| Январь
|
3-я
неделя
|
Звук [Б]
|
Определение наличия или отсутствия заданного звука в словах; закрепление полученных навыков.
|
4-я
неделя
| Февраль
|
1-я
неделя
|
Звук [Т]
|
Добавление и определение последнего согласного звука в словах (коТ, букеТ, пакеТ, билеТ).
|
2-я
неделя
|
3-я
неделя
|
Звук [Д]
|
Определение наличия или отсутствия звука в слове; определение места звука в слове (начало, середина).
|
4-я
неделя
| Март
|
1-я
неделя
|
Звук [К]
|
Добавление и определение последнего согласного звука в словах (боК, быК).
|
2-я
неделя
|
Определение позиции согласного в словах (начало, середина, конец слова).
|
3-я
неделя
|
Звук [Г]
|
Подбор слов с заданным звуком. Определение позиции согласного в словах (начало, середина слова).
|
4-я
неделя
|
Закрепление полученных навыков.
| Апрель
|
1-я
неделя
|
Звук [Х].
|
Анализ и синтез междометий АХ, ОХ, УХ.
|
2-я
неделя
|
Звук [Ф].
|
Выбор слов с заданным звуком; определение позиции звука в словах.
|
3-я
неделя
|
Звук [В].
|
Анализ и синтез слова ВЫ; подбор слов с заданным звуком, определение наличия или отсутствия звука в словах.
|
4-я
неделя
|
Звук [С].
|
Определение места звука в словах; подбор слов с заданным звуком.
| Май
|
1-я
неделя
|
Звук [З].
|
Определение места звука в словах; подбор слов с заданным звуком.
|
2-я
неделя
|
Закрепление пройденного.
|
Выделение заданных гласных и согласных звуков в словах; определение места заданного звука в слове; подбор слов с заданным звуком.
|
Старшая группа
|