Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для детей с общим недоразвитием речи.

Поиск

Особенности произносительной сферы

Детей старшего дошкольного возраста.

При нормальном развитии ребёнок к пяти годам должен овладеть всей системой родного языка, в том числе правильным звукопроизношением.

Однако при общем недоразвитии речи могут иметь место самые разнообразные нарушения произносительной сферы: от нарушения произношения отдельных звуков до грубого искажения звуковой и слоговой структуры слов.

Примерное тематическое планирование занятий

По формированию навыков звукового анализа и синтеза.

Цели занятий.

1. Формировать чёткость движений органов артикуляционного аппарата.

2. Продолжать работу, направленную на развитие фонематического слуха, речевого дыхания, силы и высоты голоса.

3. Развивать навыки звукового анализа и синтеза.

4. Совершенствовать общую и мелкую моторику.

Дата   Тема занятия Закрепляемые навыки
Октябрь
  1-я неделя   Звук [А]   Закрепление понятий "слово", "звук речи"; выделение заданного гласного в звуковом потоке. Выделение и определение первого гласного звука в словах.
  2-я неделя   Звук [У]
  3-я неделя     Звуки [А] - [У] Закрепление понятия "гласные звуки". Анализ и синтез звукосочетаний [АУ], [УА]. Определение наличия – отсутствия гласного звука в словах, подбор слов с заданным гласным звуком.
  4-я неделя   Звук [И]   Анализ и синтез сочетаний [АИ], [ИА], [УИ], [ИУ].
Ноябрь
  1-я неделя   Звук [О]   Определение в словах последнего гласного.
  2-я неделя   Звуки [А]-[О]-[У]-[И]   Закрепление полученных навыков. Выделение гласных звуков в односложных словах.
  3-я неделя     Звук [Ы]   Выделение последнего ударного гласного в слове. Анализ и синтез сочетаний из трёх гласных звуков.
  4-я неделя   Звуки [И]-[Ы]   Дифференциация звуков [Ы] - [И]. Закрепление полученных навыков.
Декабрь
  1-я неделя     Звук [М]   Закрепление понятия "согласный звук". Определение в словах первого и последнего согласного звука. Анализ и синтез слов АМ, УМ, МЫ, МУ.
  2-я неделя   Звук [Н]   Анализ и синтез слова ОН.
  3-я неделя     Звук [В]   Определение наличия – отсутствия согласного звука в словах, подбор слов с заданным согласным звуком. Анализ и синтез слова ВЫ.
  4-я неделя     Звук [Ф]   Определение наличия – отсутствия согласного звука в словах, подбор слов с заданным согласным звуком.
Январь
  3-я неделя     Звуки [В]-[Ф]   Дифференциация звуков [В] - [Ф]. Определение двух гласных звуков в двусложных словах. Усвоение понятий "звонкие – глухие согласные звуки".
  4-я неделя     Звук [Б]   Определение наличия-отсутствия звука [Б] в начале и середине слова. Анализ и синтез слов БАК, БЫК, БОК.
Февраль
  1-я неделя     Звук [П]   Анализ и синтез обратных слогов (АП, ОП, УП). Выделение последнего согласного звука в слове.
  2-я неделя     Звуки [Б]-[П]   Дифференциация звуков [Б]-[П]. Подбор слов с заданным согласным звуком. Закрепление знаний о звонких и глухих согласных звуках.
  3-я неделя   Звук [Д]   Определение позиции согласного в слове (начало, середина). Подбор слов с заданным звуком.
  4-я неделя     Звук [Т]   Определение позиции согласного в слове (начало, середина, конец). Подбор слов с заданным звуком.
Март
  1-я неделя   Звуки [Д]-[Т]   Анализ и синтез слов ДОМ, ТОМ, ДЫМ, ТАМ. Дифференциация [Д]-[Т].
  2-я неделя   Звук [Г]   Закрепление полученных навыков.
  3-я неделя   Звук [К]   Анализ и синтез слов КОТ, ТОК.
  4-я неделя   Звуки [Г]-[К]   Дифференциация [Г]-[К]. Закрепление полученных навыков.
Апрель
  1-я неделя   Звук [Х]   Анализ и синтез слов ПУХ, МОХ, МУХА.
  2-я неделя   Звуки [К]-[Г]-[Х]   Дифференциация звуков [К]-[Г]-[Х]. Закрепление полученных навыков.
  3-я неделя   Звук [З]   Анализ и синтез слов ЗУБЫ, КОЗЫ.
  4-я неделя     Звук [С]   Анализ и синтез слов СУП, СОК, СЫН, СОМ. Слоговой анализ двух- и трёхсложных слов с выделением гласных.
Май
  1-я неделя   Звуки [З]-[С]   Дифференциация [С]-[З]. Анализ и синтез слов КОЗЫ, КОСЫ.
  2-я неделя   Звук [Ц]   Закрепление полученных навыков.

Подготовительная группа

Для детей с общим недоразвитием речи.

Примерное тематическое планирование занятий

По формированию навыков звукового анализа и синтеза.

Цели занятий.

 

1. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза.

2. Закрепление навыка правильного произношения всех звуков русского языка.

3. Дифференциация близких по звучанию и артикуляции звуков.

4. Знакомство с буквами русского языка.

Дата   Тема занятия Закрепляемые навыки
Октябрь
  1-я неделя   1. Звук и буква А. 2. Звук и буква У.   1. Различение понятий «звук» и «буква». 2. Анализ, синтез, чтение слов АУ, УА.
  2-я неделя     1. Звук и буква О. 2. Звук и буква М.     1. Закрепление понятия «гласные звуки». 2. Закрепление понятия «Согласные звуки». Анализ, синтез, чтение слогов АМ, ОМ, УМ
  3-я неделя     1. Звук и буква Х. 2. Звук и буква П.   1. Анализ, синтез, чтение слогов АХ, ОХ, УХ. 2. Анализ, синтез, чтение слогов АП, ОП, УП.
  4-я неделя     1. Звук и буква Т. 2. Звук и буква К.   1. Закрепление понятия о звонких и глухих согласных. Анализ, синтез, чтение слогов АТ, ОТ, УТ. Анализ, синтез, чтение слогов АК, ОК, УК.
Ноябрь
  1-я неделя     1. Звуки и буквы [А], [О], [У], [М], [Х]. 2. Звук и буква С.   1. Анализ, синтез, чтение прямых открытых и обратных слогов с согласными [М], [Х] и гласными [А], [О], [У]. 2. Анализ, синтез, чтение прямых и обратных слогов со звуками [С], [А],[О],[У].
  2-я неделя     Закрепление пройденного.   1. Звуковой анализ и синтез, чтение прямых открытых слогов с согласными [П], [Т], [К] и гласными [А], [О], [У]. Анализ, синтез, чтение слов МАК, КОТ. Составление звуковой схемы слова.
  3-я неделя     1. Анализ, синтез, чтение слов СУП, СУК, ТУК. Анализ, синтез, чтение слов СОМ, ТОМ, КОМ.
  4-я неделя     1. Анализ, синтез, чтение слов СОК, ТОК, КОК. Анализ, синтез, чтение слов МУХА, МУКА. Деление слов на слоги, слогообразующая роль гласных.
Декабрь
  1-я неделя     1.Закрепление пройденного. 2. Звук и буква Н.     1. Анализ, синтез, чтение слов МАМА, ПАПА, ТАТА, ХАТА. Анализ, синтез, чтение слов НАТА, НОТА, ОКНА, НОС, СОН.
  2-я неделя     1. Звук и буква Ы. 2. Звук и буква Л.   1. Анализ, синтез, чтение слов УСЫ, ОСЫ, КОСЫ, СУПЫ, СЫН. 2. Анализ, синтез, чтение слов ЛАК, ЛУК, ПОЛ, КОЛ, ЛАМА, ЛАПА, ЛУПА, ЛУНА.
  3-я неделя     Закрепление пройденного.     Преобразование слов путём замены одного звука. Анализ, синтез, чтение слов ЛАСКА, МАСКА; ПАЛКА, ПОЛКА; ХАЛАТ, САЛАТ.
  4-я неделя     Звук и буква Ш. Составление графической схемы слова.   Анализ, синтез, чтение слов ШУМ, ШУТ, МАША, ПАША, КАША; ШАПКА, ЛАПКА; КОШКА, МОШКА; МЫШКА, ПЫШКА.
Январь
  3-я неделя     1. Дифференциация [С]-[Ш]. 2. Звук и буква Б.     1. Анализ, синтез, чтение слов ШУТ, СУК; МЫШКА, МАСКА. 2. Анализ, синтез, чтение слов БАНАН, БАТОН, БАНКА, БУЛКА.
  4-я неделя     1. Дифференциация [Б]-[П]. 2. Звук и буква Р.   1. Анализ, синтез, чтение слов БОТЫ, ПОЛ; БАНКА, ПАЛКА; БУЛКА, ПУШКА. 2. Анализ, синтез, чтение слов РАК,
Февраль
  1-я неделя     1. Дифференциация [Р]-[Л]. 2. Звук и буква В.   1. Анализ, синтез, чтение слов РАК, ЛАК; РАМА, ЛАМА. Чтение предложений без предлогов. 2. Анализ, синтез, чтение трёхсложных слов и предложений из 2-х слов.
  2-я неделя     1. Звук и буква З. 2. Дифференциация [З]-[С].   1. Анализ, синтез, чтение слов РОЗА(Ы), КОЗЫ, ЗУБЫ, ЗАБОР, БАЗАР. Чтение предложений из 2-3 слов. 2. Сравнительный анализ слов КОЗЫ – РОЗЫ, ЗУБЫ – СУПЫ. Составление слого-звуковой схемы слов.
  3-я неделя     1. Звук и буква И. 2. Дифференциация [Ы]-[И].   1. Анализ, синтез, чтение слов с данным гласным (ИРА, ИВА, ИВАН, ИСКАЛ), чтение предложений из 2-3-х слов. Мягкие согласные. 2. Твёрдые и мягкие согласные. Составление слов из слогов. Анализ, синтез, чтение слов МЫШКА – МИШКА. Составление и чтение предложений с предлогом.
  4-я неделя     1. Звук и буква Д. 2. Дифференциация [Д]-[Т].     1. Анализ, синтез, чтение слов со звуком [Д] (ДОМ, ДЫМ; ВОДА…) 2. Сравнительный анализ, синтез, чтение слов ТОМА – ДОМА, КАТУШКА – КАДУШКА. Работа с деформированным текстом. 3.
Март
  1-я неделя     1. Звук и буква Ж. 2. Дифференциация [Ж]-[Ш].   1. Анализ, синтез, чтение слов с данным звуком (ЛУЖА, ЖУК, ЖАР…). Чтение коротких текстов, насыщенных данным звуком. 2. Сравнительный анализ, синтез, чтение слов (ЖАР – ШАР, УШИ – УЖИ, ЖИЛ – ШИЛ…)  
  2-я неделя     1. Дифференциация [Ж]-[З]. 2. Звук и буква Г.   1. Закрепление полученных навыков. Анализ, синтез, чтение слов различной слоговой структуры (РАДУГА, ГОЛУБИ, БУМАГА…)
  3-я неделя     1. Дифференциация [Г]-[К]. 2. Звук и буква Э.   Закрепление полученных навыков.
  4-я неделя     1. Буква Я. 2. Буква Ё.   1. Обозначение мягкости согласных с помощью гласных второго ряда. Дифференциация А – Я. 2. Дифференциация О – Ё.
Апрель
  1-я неделя 1. Буква Ю. 2. Буква Е.   Дифференциация твёрдых и мягких согласных; Дифференциация У – Ю, Э – Е.
  2-я неделя     1. Звук и буква Й. 2. Буква Ь.   1. Закрепление полученных навыков. 2. Обозначение мягкости согласных с помощью «Ь».
  3-я неделя     1. Звук и буква Ч. 2. Дифференциация [Ч]-[Т'].     Закрепление навыков звукового анализа и синтеза; составление слого-звуковой схемы слов; чтение коротких предложений и текстов; работа с деформированным текстом (вставь букву).
  4-я неделя     1. Звук и буква Ц. 2. Дифференциация [Ц]-[С].
Май
  1-я неделя     1. Звук и буква Щ. 2. Дифференциация [Щ]-[Ч].     Закрепление навыков звукового анализа и синтеза; составление слого-звуковой схемы слов; чтение коротких предложений и текстов; работа с деформированным текстом (вставь букву).
  2-я неделя     1. Звук и буква Ф. 2. Дифференциация [В]-[Ф].
3-я неделя   Буква Ъ. Разделительная функция «Ъ»
4-я неделя   Закрепление полученных навыков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Коррекционная работа с применение технологии речедвигательной ритмики подразделяется на систему упражнений и на включение элементов этих упражнений в различные этапы занятий.

Введение элементов речедвигательной ритмики на логопедических занятиях предполагает использование их на занятиях по коррекции звукопроизношения (начиная с этапа вызывания звука речи и заканчивая дифференциацией близких по звучанию и артикуляции звуков). Кроме того, речедвигательные упражнения могут быть использованы в структуре других видов логопедических занятий: в организационных моментах, на динамических паузах, в дидактических играх, при выполнении звукового анализа слов. В этих случаях речедвигательная ритмика используется как средство опоры на зрительный и двигательный образы звука речи для укрепления межанализаторного взаимодействия. При этом подбор упражнений осуществляется в строгом соответствии с темой и целями занятия, с учётом индивидуальных особенностей детей.

Оздоровительный эффект речедвигательной ритмики направлен на становление правильного диафрагмально-рёберного типа дыхания. Речедвигательные упражнения способствуют формированию двигательно-кинестетической основы в составе двигательного акта. И, наконец, в процессе использования речедвигательных упражнений развиваются просодические компоненты речи, улучшаются её мелодико-интонационные характеристики.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Аванесов Р.И. О слогоразделе и строении слова в русском языке. // Вопросы языкознания. – 1954. – № 6

2. Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного языка. – М.: МГУ, 1956

3. Аксёнова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи. // Дошкольное воспитание. – 1990. - № 8

4. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. – М.: Педагогика, 1997

5. Бельтюков В.И. Об усвоении детьми звуков речи. – М., 1964

6. Бельтюков В.И. Программа овладения детьми произношением звуков речи. // Вопросы психологии. – 1979. - № 4

7. Бернштейн С.И. Вопросы обучения произношению. – М., 1937

8. Бернштейн С.И. О построении движений. – М., 1947

9. Бот О.С. Игры и упражнения для тренировки тонких движений пальцев рук у детей с задержкой речевого развития. // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. – М., 1982

10. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребёнка и проблемы дефектологии. – М., 1987

11. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика. – М., 1996

12. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М., 2002

13. Волкова Л.С. Логопедия. – М., 2002

14. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М., 1956

15. Выготский Л.С. Инструментальный метод в психологии. – В кн.: «Развитие высших психических функций. Из неопубликованных трудов». М., 1960

16. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. – В кн.: «Развитие высших психических функций. Из неопубликованных трудов». М.,

17. Гарибьян Р.Б., Марков Н.Г. Анатомия и физиология человека. – М., 1985

18. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. – СПб., 1995

19. Давиденко С.Н. Клинические лекции по нервным болезням. // Большая советская энциклопедия под ред. Прохорова А.М., Т. 19, - М.: «Советская энциклопедия», 1975

20. Жинкин Н.И. О теориях голосообразования // Мышление и речь/ под ред. Жинкина Н.И., Шемякина Ф.Н. М., 1963

21. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М., 1958

22. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. – М., 1973

23. Ильенков Э Идеальное / «Философская энциклопедия», Т.П. – М., 1962

24. Исенина Е.И. Психолингвистические закономерности речевого онтогенеза. (Дословесный период). – Иваново, 1983

25. Каше Г.А. Формирование произношения у детей с общим недоразвитием речи. – М., 1962

26. Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М., 1987

27. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка. - М., 1973

28. Корсунская А.В. Дипломный проект. Речедвигательная ритмика в структуре логопедической работы по исправлению звукопроизношения. – М., 2004

29. Крушевский Н.В. Очерк науки о языке // Изв. и учен. зап. Имп. Казанского университета. – Казань, 1883. –Т. XIX. – Январь – Апрель.

30. Лаврова Е.В. Нарушения голоса // Логопедия / под ред. Л.С. Волковой. – М., 1989

31. Лаврова Е.В. Характеристика и классификация нарушений голоса // Дефектология. – 1987. - № 1

32. Левина Р.Е. Особенности акустического восприятия у детей с речевыми нарушениями // Левина Р.Е. Развитие психики в условиях сенсорных дефектов. – М., 1966

33. Леонтьев А.А. Возникновение и первоначальное развитие языка. – М., 1963

34. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. – М., 1965

35. Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения // «Известия АПН РСФСР. Вып. 7. Вопросы психологии понимания. Труды Института психологии». – М., 1946

36. Леонтьев А.Н., Панов Д.Ю. Психология человека и технический прогресс. «философские вопросы физиологии высшей нервной деятельности и психологии». – М., 1963

37. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражения мозга. – М., 2000

38. Максимов И.А. Фониатрия. – М., 1987

39. Методы обследования речи детей / под общей ред. Проф. Г.В. Чиркиной. – М., 2003

40. Микшина Е.П. Обучение глухих дошкольников устной речи в первоначальный период // Автореф. дисс. К.п.н. – Л., 1987

41. Митронович-Моджеевская А. Патофизиология речи, голоса и слуха. – Варшава, 1965

42. Нейман Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. М., 1970

43. Основы Логопедии / под ред. Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелёвой, Г.В. Чиркиной. – М., 1989

44. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. / Под ред. Т.В. Волосовец. – М., 2000

45. Павлов И.П. Полное собрание трудов. М.-Л.: Изд. АН СССР, 1949

46. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селивёрстова. – М., 1997

47. Правдина О.В. Голос и его нарушения // Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С.С. Ляпидевского. – вып.2. – М., 1963

48. Правдина О.В. Логопедия. М., 1969

49. Рау Ф.Ф. Устная речь глухих. – М., 1973

50. Чистович Л.А. Речь. Артикуляция и восприятие. / Под ред. В.А. Кожевникова, Л.А. Чистович. – М.-Л., 1965

51. Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр. – СПб., 1997

52. Салахова А.Д. Развитие звуковой стороны речи ребёнка. – М., 1973

53. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М., 2002

54. Сеченов И.М. Избр. Произведения. М.-Л., 1952

55. Таптапова С.Л. Коррекционно-педагогическая работа при нарушениях голоса. – М., 1984

56. Толбанова А. Пальцы помогают говорить. / Дошкольное воспитание. – 1989. - № 10

57. Тонкова-Ямпольская Р.В. Физиологические механизмы формирования второй сигнальной системы у детей. – М., 1974

58. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1997

59. Шахнарович А.М. Проблемы психолингвистики. – М., 1987

60. Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте. / «Известия АПН РСФСР. Вып. 13». М., 1948

61. Шматко Н.Д. Усвоение глухими дошкольниками словесного ударения. // Развитие слухового восприятия и обучение произношению детей с недостатками слуха / Под ред. Е.П. Кузьмичёвой, Н.Ф. Слезиной. М., 1986

62. Щерба Л.В. Опыт общей теории лексикографии. «Избранные работы по языкознанию и фонетике», Т.1. – Л., 1958

63. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – М., 1958

ПРИЛОЖЕНИЕ 1:

Примерные конспекты логопедических занятий

с использованием речедвигательных упражнений.

***



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.46.76 (0.012 с.)