Тема 4. Методика развития словаря детей дошкольного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Методика развития словаря детей дошкольного возраста



Цель: раскрыть методику словарной работы в детском саду.

Теоретическая часть. Сущность и значение словарной работы ее сложность и многоаспектность. Особенности развития словаря детей, задачи и содержание работы, своеобразие методики в разных возрастных группах.

Практическая часть. Определите примерный словарь-минимум для своей возрастной группы по теме «Одежда» (по желанию студента тема может быть другой), руководствуясь при этом следующими критериями:

- отнесенность слова к общеупотребительной лексике, необходимой для усвоения содержания представлений, рекомендованных программой детского сада для общения с окружающими и совершенствования детской деятельности;

- доступность слова детям по его лексическим, грамматическим, фонетическим особенностям;

- учет уровня овладения лексикой родного языка детьми данной группы;

- значимость слова для решения воспитательных задач;

- значимость слова для понимания детьми данного возраста смысла художественных произведений;

- частота употребления слова взрослыми, учет статистических характеристик активного словаря взрослых людей с которыми общаются дети;

- в словарь должны входить слова, относящиеся к разным частям речи: существительные, глаголы, прилагательные, наречия.

Изучите запас бытового словаря по этой теме в вашей группе.

Для этого подберите к словам вашего словаря-минимума наглядный материал (предметы, картинки, игрушки). Ребенку предлагают: «Скажи, как это называется?» В случае затруднения говорят: «Покажи то-то» (при этом взрослый правильно называет объект, его части, признаки или действия). Полученные данные занесите в протокол обследования, который может иметь форму таблицы (см. Приложение 7, табл. 7).

С учетом данных обследования продумайте систему работы по обогащению и активизации словаря по выбранной теме. Опишите проведенную работу и ее результаты.

Приложение: протоколы диагностики, словарь-минимум, конспекты работы.

Литература

1. Гризик, Т. И. В мире слов: пособие по изучению и развитию словаря детей 5-6 лет / Т. И. Гризик. – М.: Просвещение, 2006. – 40 с.

2. Логинова, В. И. Развитие словаря // Развитие речи дошкольного возраста; под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1984. – С. 79-101.

3. Струнина, Е. М. Работа над смысловой стороной слова / Е. М. Струнина // Развитие речи дошкольного возраста; под ред. Ф. А. Сохина. – М.: Просвещение, 1984. – С. 101-104.

4. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): пособие для воспитателей детских садов / Е. И. Тихеева. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 1972. – 176 с.

5. Ушакова, О. Умноватый мальчик. Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников / О. Ушакова, Л. Колунова // Дошкольное воспитание. – 1994. – №9. – С. 11-14.

Тема 5. Методика формирования грамматического строя речи

Цель работы: раскрыть методику формирования грамматического строя речи в дошкольном возрасте.

Теоретическая часть. Исследования проблемы формирования грамматического строя речи у детей в дошкольном возрасте. Значение формирования грамматического строя речи для развития ребенка. Типичные трудности в овладении синтаксической и морфологической сторонами речи, способами словообразования, словотворчеством, их причины. Своеобразие методики формирования грамматического строя в разных возрастных группах.

Практическая речь. Выявите уровень сформированности у детей вашей группы грамматического строя русского языка на основе содержания программных требований по формированию грамматического строя в каждой возрастной группе. (Примерный ход обследования через выполнение игровых заданий и упражнений см. в Приложении 8). Укажите выявленные ошибки, трудности.

С учетом данных обследования продумайте систему работы по оптимизации решения задач воспитания звуковой культуры речи. Опишите проведенную работу и ее результаты.

 

Приложение: протоколы обследования, конспекты работы.

Литература

1. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей: Формирование грамматического строя речи: методическое пособие для воспитателей / А. Г. Арушанова – 2-изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 296 с.

2. Борисенко, М. Г. Животные наших лесов / М.Г. Борисенко, Н. А. Лукина. – СПб: Паритет, 2005. – 32 с. + цв. вкл. (Серия «Грамматика в играх и картинках».) (Кроме того, можно обратиться к выпускам:«Фрукты», «Овощи», «Грибы», «Осень», «Зима», «Перелетные и зимующие птицы», «Домашние животные», «Зимние забавы», «Новогодний праздник»).

3. Гризик, Т. И. Маленький волшебник: пособие для обследования и закрепления граммат. строя речи у детей 4-5 лет / Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук. – М.: Просвещение, 2005. – 47 с.

4. Тюрикова, И. Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей / И. Тюрикова // Дошкольное воспитание. – 1988. – № 2. – С. 20-23; № 3. – С. 21-27; № 4. – С. 33-38.

 

Тема 6. Методика развития речи в раннем возрасте

Цель: раскрыть своеобразие методики речевого развития детей первых трех лет жизни.

Теоретическая часть. Роль подготовительного периода в развитии речи детей. Развитие общения у детей на первом году жизни. Особенности методики развития понимания и активной речи у детей второго и третьего годов жизни.

Практическая часть. Выявите уровень развития речи и речевого общения у детей раннего возраста согласно показателям, данным в пособии Голубева Л.Г. и др. Развитие и воспитание детей раннего возраста: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений / Л.Г. Голубева, М.В. Лещенко, К.Л. Печора; Под ред. В.А. Доскина, С.А. Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с. (См. Приложение 9, табл.8, 9.) С учетом полученных данных запланируйте и проведите работу по формированию и развитию речевых умений. Виды и содержание занятий (5-7) согласуйте с этапами, выделенными Л.Г. Голубевой, М.В. Лещенко, К.Л. Печорой (см. табл. 1). Опишите изменения, наблюдаемые в речевом поведении детей в результате проведенной работы.

Таблица 1 Этапы игр и занятий с детьми с 1 года 3 месяцев до 4 лет

III. Речь и речевое общение

№ п/п Виды занятий, этапы Возраст
1. Картинки 1 этап— 2картинки (узнавание предметов) 2 этап — 3 картинки 3 этап — обобщение в картинке 4 этап — несколько картинок(6—8) 5 этап — картинки в действии: разные предметы в действии (2 картинки): собака ест, кукла спит одинаковые действия, разные предметы: собакаест, кукла ест одинаковые предметы, разные действия: собака ест,собака спит 6 этап — сюжетные картинки (узнавание, называние простых сюжетов) 7 этап — рассказ по сюжетной картинке (ответы на вопросы воспитателя) 8 этап — чтение сказки с показом картинки 9 этап — проговаривание четверостиший, стихов, малые формы детского фольклора и др.   1 г. – 1 г. 2 м. 1 г. 3 м. 1 г. 3 м. 1 г. 4 м. – 1 г. 6 м.     1 г. 6 м.   1 г. 6 м.   1 г. 8 м.   1 г. 9 м. – 2 г.   2 г. – 2. г. 6 м. 2. г. 6 м.– 3 г. 1. г. 3 м.– 4 г.
  Показ Показ предметов и действий с ними Показ простых сюжетов Настольный театр Кукольный, теневой театр   1 г. – 1 г. 6 м. 1 г. 6 м. – 2г. 2 – 3 г. 2 – 3 г.
  Наблюдения, экскурсии Экскурсии по группе Выполнение поручений («Положи туда-то», «Сделай то-то») Наблюдение за животными (детенышами), птицами Наблюдение за старшими детьми Экскурсия за пределы участка и по участку Наблюдение за профессиями (шофер, повар и т.д.)   1 г. 3 м. – 1 г. 6 м.   1 г. 6 м. – 2г.   1г. 3 м. – 3 г. 2 – 3 г. 2 – 3 г. 2 – 3 г.
  Рассказывание без показа Краткие рассказы о многократно виденном Рассказы более длинные Рассказы, сказки о том, чего не было в опыте   1 г. 9 м. – 2г. 2г. – 2 г. 6 м. 2 г. 6 м. – 3 г.

Приложение: данные обследования, конспекты занятий.

Литература

1. Гербова, В. В. Конспекты занятий по развитию речи в младшей разновозрастной группе: 2-4 года: пособие для педагогов дошк. учреждений / В. В. Гербова. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 160 с.

2. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста; под ред.С. Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1985. – 113 с.

3. Кольцова, М. М. Физиологические подходы к проблеме повышения умственной деятельности / М. М. Кольцова // Дошкольное воспитание. – 1973. – № 4 – С. 67-71.

4. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить. Пальчиковыйигротренинг / М. М. Кольцова, М. С. Рузина. – Екатеринбург:У-Фактория, 2004. – 224 с. (Серия «Психология детства:Современный взгляд»).

5. Лямина, Г. М. Развитие речи ребенка раннего возраста: метод.пособие / Г.М. Лямина. – М.: Айрисс-пресс, 2005. – 96 с.

6. Моисеева, Р. Пальчиковые игры-упражнения / Р. Моисеева // Дошкольное воспитание. – 2000 – № 10. – С. 40-54.

7. Павлова, Л. Н. Раннее детстве: развитие речи и мышления: методическое пособие / Л.Н. Павлова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 168 с.

8. Павлова, Л. Н. Развитие речи в раннем возрасте / Л. Н. Павлова // Развитие речи детей дошкольного возраста; под ред. Ф. А. Сохина. – М.: Просвещение, 1984. – С. 16-48.

9. Щеповских, Е. Развитие мелкой моторики / Е. Щеповских // Дошкольное воспитание. – 2000 – № 5. – С. 61-63.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 867; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.108.18 (0.008 с.)